Ссылка на архив

Биография П.Сагайдачного

Глава 1. Биография П.Сагайдачного

1.1. Ранний период жизни П.Сагайдачного

1.2. П.Сагайдачный – командующий объединенными военными силами Всеевропейской антитурецкой «Лиги христианской милиции»

Глава 2. Деятельность Сагайдачного на политическом и военном поприще.

2.1. Борьба гетмана против султанской Турции

2.2. Отношения гетмана П.Сагадачного Речью Посполитой

2.3. Защита Польши, предотвращение турецкого наступления на Европу

2.4. Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения

Заключение

Литература


Введение

Быстрый рост казачества не на шутку смутил польское правительство и шляхту. Первые восстания встревожили встревожили польское правительство, но местные власти как только требовалась казацкая помощь против московитов или оттоманцев, охотно шли на расширение реестра, обещая казакам вдобавок к щедрой плате все права и привилегии.

В 1604 и 1609 гг., когда воспользовавшись так называемой Смутой в Московии, поляки пустились в интервенцию, на их стороне выступили и запорожцы.

В то время редкое заседание сейма проходило без резолюции или проекта относительно использования военного потенциала казачества и без недопущения при этом уступок казацким требованиям увеличения реестра и расширения автономии.

В этой сложной политической обстановке казакам нужен был лидер, способный к маневру. На счастье такой лидер явился.

Историки единодушны в том, что П.Сагайдачный был одним из самых выдающихся казацких гетманов.

Краеугольным камнем его политики стало примирение с поляками, так как он был убежден, что казаки еще недостаточно сильны для того, чтобы меряться силами с Речью Посполитой.

Поборник суровой дисциплины, Сагайдачный быстро преобразовал вольные казацкие ватаги в строевые войска, безоговорочно подчиненные своим командирам.

Данная проблема является актуальной, так как в исторической литературе идет полемика между учеными-историками о возникновении казачества, о роли гетмана Сагайдачного в его развитии.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, касающихся биографии П.Сагайдачного, его политическая и военная деятельность в интересах Украинского государства.

Для достижения данной цели автор ставит следующие задачи

1. Изучить биографию гетмана Сагайдачного.

2. Изучении его военно – политической деятельности.

Особое внимание роли П.Сагайдачного в борьбе за автономию Украины, так как в обществе существовало четкое осознание того, что польские порядки нельзя водить на казацких землях.

Методологической основой данной работы является описательный и сравнительный метод.

В основу данной работы легли труды М. Грушевского(1), который наделял Гетмана П. Сагайдачного особыми качествами, которые способствовали ему в реформировании украинского казачества. А так же труды О.Субтельного(2), который в своем труде об истории Украины подробно описывает политическую деятельность Сагайдачного. Так же газета "Рыночная площадь" со статьей Сюдюкова(3) И. Махуна. Так же статьи из газеты "Голос Украины", написанная В.Аблицевым,(4) посвященная гетманам Украины, в которых рассматривается политическая деятельность гетмана Сагайдачного и его биографические данные.


Глава1. Биография П.Сагайдачного

1.1. Ранний период жизни П.Сагайдачного

История жизни и политической деятельности Петра Кононовича Сагайдачного (Конашевича-Сагайдачного) во многом созвучна истории Украины первой четверти XVII в.— времени сложного, противоречивого, все еще малоисследованного. Это период жесточайшего социального и национально-религиозного угнетения украинского народа, стремительного нарастания антифеодальной борьбы и освободительного движения, героических походов казаков на турецкие крепости, новых тенденций в развитии общественно-политической мысли, духовной жизни, расширения связей между восточнославянскими народами.

«Свидетелем, а то и непосредственным участником этих событий был Петр Сагайдачный — фигура противоречивая и неоднозначная на политическом горизонте того времени. Каких только эпитетов — возвышенных и унизительных, каких характеристик — справедливых и предвзятых ни пришлось выслушать Сагайдачному при жизни. Он становился гетманом и снова терял гетманскую булаву, встречался с власть имущими и одновременно пользовался авторитетом среди широких слоев казачества. Его социальная политика находилась в центре внимания летописцев и историков, мемуаристов и поэтов. И снова неоднозначность оценок — от апологетики до прямого отрицания его роли в событиях первой половины XVII в»(5).

Скупые сообщения источников дают возможность весьма приблизительно реконструировать ранний период жизни Петра Сагайдачного. Из стихотворения, которое сочинил ректор Киевской братской школы Кассиан Сакович на погребение гетмана, узнаем, что Петр родился вблизи Перемышля (очевидно, в с. Кульчинцы около Самбора) в семье православного шляхтича.

Следующей вехой в жизни юноши явилось обучение в знаменитой Острожской школе «…потом до Острога, для наук уцтивых..»(6). Очевидно, он прошел полный курс обучения иначе трудно объяснить слова «…там теды Конашевич час немалый живши…»(7). Учитывая, что в характере Острожской школы прослеживаются черты школы высшего типа, можно предположить, что Сагайдачный получил в ее стенах хорошее образование. Известно, что здесь изучался «курс семи наук» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Среди преподавательского состава блистали Герасим Смотрицкий, Кирилл Лукарис (позже стал константинопольским патриархом) и другие. Из стен этого учебного заведения вышла плеяда выдающихся культурно-просветительных и общественно-политических деятелей, обогативших различные сферы духовной жизни украинского народа. Вокруг школы образовался кружок ученых, в который входили Герасим Смотрицкий, Василий Суражский, Тимофей Михайлович, братья Наливайко и Иван Федоров. Атмосфера, царившая в этом учебном заведении, высокий уровень преподавания оставили неизгладимый след в восприимчивой душе юноши.

Несколько последующих лет жизни Петра Сагайдачного скрыты от нас пеленой времени. Можно только суверенностью сказать, что вскоре он начал служить в Войске Запорожском.


Умный, высокообразованный, хорошо знающий людей и политическую обстановку, юноша быстро завоевал авторитет среди казачества. Современник-шляхтич отмечал, что «..Петр Конашевич, муж редкой мудрости и зрелого суждения в делах, находчивый в словах и поступках, хотя по происхождению, образу жизни и привычкам был простой человек, тем не менее, в глазах позднейшего потомства он достоин стать на ряду с самыми знаменитыми людьми своего времени в Польше»(8). О личной жизни П. Сагайдачного известно, что он был женат на Анастасии Повченской. Отношения между супругами вряд ли можно назвать идиллическими. Не случайно в широко известной народной песне говорится, что он «помшяв жшку на тютюн та люльку». На это указывает, в частности, тот факт, что в своем завещании гетман, как пишет Самоил Величко, «распорядил имение свое на церкви, на шпитале, на школы и монастыре, кроме жены своей». Впрочем, Анастасия вдовствовала недолго — уже в 1624 г. она вышла замуж за шляхтича Ивана Пиончина.

М. А. Мельничук утверждает, что «…Сагайдачный уже в 1598 г. стал гетманом…»(9). Однако вряд ли это соответствует действительности (историкам известны в конце XVI — начале XVII в. несколько лиц, носивших это высшее звание Войска Запорожского). Вероятнее всего, он был избран гетманом в начале XVII в. В своеобразной биографии Сагайдачного, составленной в поэтической форме К. Саковичем, сообщается, что после обучения в Острожской школе он «…шол до запорозского славного рыцерства. Межи которым през час не малый жиючи, и рыцерских делностей там доказуючи, Гетманом потом себе Войско обрало…»(10). С этого времени началась многотрудная деятельность Сагайдачного на политическом поприще.


1.2. П.Сагайдачный – командующий объединенными военными силами Всеевропейской антитурецкой «Лиги христианской милиции»

За всю историю Украины никто из отечественных полководцев не получал такого признания в мире, как гетман П.Сагайдачный (ок. 1570 г. – 10 апреля 1622 г.). Военные деятели, выходцы из наших краев, как генерал И.Черняховский, маршалы П.Батицкий, П.Рыбалко, К.Москаленко, Р.Малиновский, А.Еременко (все в СССР), четырехзвездный генерал С.Яскилка (США), имели блестящий воинский талант, но он не был посвящен державотворческой деятельности. Сагайдачный принадлежит к тем личностям отечественной истории, которым современная Украина обязана своей независимостью.

Он был сторонником идеи образования государства на берегах Днепра под руководством казацкой военно-политической элиты.

Современник гетмана семиградский князь Батлен-Габор говорил, что «…народ казацкий может отделиться от Польши и построить отдельную Речь Посполитую, если только найдет для своей борьбы умного и благородного вождя и инициатора…»(11). Этот вывод не утратил актуальность и сегодня.

Гетман П.Сагайдачный осуществил первые конкретные шаги в направлении реализации идеи образования украинской державы – заложил основы ее будущей административной структуры. Воинское подразделение Киевской Руси и Галицко-Волынской державы – полк стал также административно-территориальной единицей.

Название полков происходило от названий городов и городков, где они базировались. Завершил эту реформу гетман М.Дорошенко, так как Сагайдачный умер в результате полученных под Хотином ран.

Происходил Сагайдачный из украинской православной шляхты из-под Самбора на Подкарпатье (ныне Львовская область). Образование получил в Острожской греко-славяно-латинской академии. С 1601 года на Запорожской Сечи. Участвовал в походах на Молдавию и Ливонию. В 1606 году (по другим данным в 1601 г.) впервые избран гетманом Украинского казачества. Благодаря ему казацкое войско превратилось в регулярное, увеличилось до 50 тысяч и по количеству фактически сравнялось с польской армией.

Сагайдачный прославился как организатор военных походов запорожских казаков против турков, татар и московитов. В советские времена по этой причине был предан забвению. Под его командованием казаки завоевали Очаков, Варну, Перекоп, Синоп, трапезунд, Кафу. В последней действовал самый большой на востоке рынок невольников. Казаки под его командованием, побеждая турецко-татарские войска каждый раз возвращали на родину тысячи Украинцев.

В 1618 г. гетман Сагайдачный во главе 10-тысячного казацкого войска участвовал в походе польского королевича Владислава на Москву с целью завоевать царский трон. Дело в том, что московская семибоярщина избрала королевича московским царем. Но со временем бояре опомнились и посадили на престол М.Романова.

Казацкое войско в походе на Москву завоевало города Ливны, Елец, легко разгромило царское войско, которым командовали известные из истории воеводы, в частности Пожарский, и стало перед Кремлем. Но как раз в это время взбунтовались отряды наемников, которым Владислав не платил за службу, и королевич так и не отдал команду на штурм Кремля. Однако Польша в результате похода получила Смоленск и Сиверскую землю.

«Петр Сагайдачный принадлежал к рассудительной казацкой старшине, реально оценивавшей тогдашние военные возможности Войска Запорожского. Гетман отстаивал интересы украинского народа переговорами и компромиссами с польским правительством.»(12).

В 1621 году подал польскому королю Сигизмунду III и правительству Речи Посполитой предложения о предоставлении прав и привилегий православному населению Украины и казацкому войску, реализация которых означала бы предоставление Украине статуса автономии в составе Польши.

Таким образом можно сделать следующие выводы

1. Петр Сагайдачный принадлежал к рассудительной казацкой старшине, реально оценивавшей тогдашние военные возможности Войска Запорожского. Гетман отстаивал интересы украинского народа переговорами и компромиссами с польским правительством

2. Происходил Сагайдачный из украинской православной шляхты из-под Самбора на Подкарпатье (ныне Львовская область). Образование получил в Острожской греко-славяно-латинской академии. С 1601 года на Запорожской Сечи. Участвовал в походах на Молдавию и Ливонию. В 1606 году (по другим данным в 1601 г.) впервые избран гетманом Украинского казачества. Благодаря ему казацкое войско превратилось в регулярное, увеличилось до 50 тысяч и по количеству фактически сравнялось с польской армией.

3. Сагайдачный прославился как организатор военных походов запорожских казаков против турков, татар и московитов. В советские времена по этой причине был предан забвению. Под его командованием казаки завоевали Очаков, Варну, Перекоп, Синоп, трапезунд, Кафу. В последней действовал самый большой на востоке рынок невольников. Казаки под его командованием, побеждая турецко-татарские войска каждый раз возвращали на родину тысячи Украинцев.

4. Гетман П.Сагайдачный осуществил первые конкретные шаги в направлении реализации идеи образования украинской державы – заложил основы ее будущей административной структуры. Воинское подразделение Киевской Руси и Галицко-Волынской державы – полк стал также административно-территориальной единицей.


Глава 2. Деятельность Сагайдачного на политическом и военном поприще.

2.1. Борьба гетмана против султанской Турции

Первым и основным делом в создавшейся ситуации молодой и энергичный гетман считал организацию походов против султанской Турции. Известно, какую трагическую судьбу предопределила история отношениям турок-осман и украинского народа. Не проходило ни одного года, чтобы плодородные и богатые украинские земли, населенные трудолюбивым народом, не подвергались нападениям крымских и турецких феодалов. Стоны и проклятия тысяч пленных, слезы отцов и матерей, сотни сожженных сел — результаты нападений на земли Украины иноземных захватчиков.

«Действия татар описал французский инженер Г. Боплан, находившийся в 1630 — 1648 гг. на службе у польского правительства на Юге Украины. Он был свидетелем, как они «нападают на деревни, окружая их и расстанавливая вокруг по четыре сторожевых поста, а по ночам зажигая большие огни, чтобы никто из крестьян не ушел из их рук: затем грабят, жгут, убивают всех, кто оказывает сопротивление, берут и уводят в плен тех, которые сдаются, не только мужчин и грудных детей, но и скот: лошадей, быков, баранов, коз и т. д.»(13).

«Самое бесчеловечное сердце, тронулось бы жалостью при виде того, как разлучаются муж с женою, мать с дочерью, без надежды когда-нибудь увидеться и идут в жалкую неволю к язычникам-мусульманам, которые наносят им всякие оскорбления. Зверство татар таково, что они совершают множество самых грязных поступков, как, например, насилуют девушек и женщин в присутствии их отцов и мужей... У самых бесчувственных людей дрогнуло бы сердце, слушая крики и песни победителей среди плача и стонов этих несчастных русских, которые плачут, произнося с напевом причитания. Итак эти несчастные разлучаются в разные стороны; иных отправляют в Константинополь, других в Крым, третьих в Анатолию и т. д.». Это не единственный источник. Нападения на украинские земли крымских и турецких завоевателей отражены в отечественных летописях и свидетельствах современников, устном народном творчестве и на страницах зарубежных хроник»(14)

В этих условиях единственной реальной силой, способной противостоять экспансии турецких и татарских феодалов, являлось, по существу, казачество. Время от времени оно подготавливало и осуществляло удачные походы на Крымское ханство и султанскую Турцию. По наблюдениям Боплана, «намереваясь предпринять поход против татар с целью отомстить им за набеги и грабежи, казаки обыкновенно выбирают для этого осеннее время; прежде всего посылают на Запорожье все необходимое для похода и сооружения судов и вообще все, в чем, по их мнению, может встретиться потребность; затем выступают в количестве пяти или шести тысяч человек добрых Козаков, хорошо вооруженных воинов, приходят на Запорожье и приступают к постройке челнов. Каждую лодку строят 60 человек и оканчивают ее в две недели, ибо, как я сказал, они знают все ремесла; в течение двух-трех недель они изготовляют от 80 до 100 судов описанной выше конструкции; в лодке помещается от 4 до б фальконетов и 50 — 70 человек, вооруженных каждый двумя ружьями и саблею и снабженных достаточным количеством продовольствия; сверх того полагается по шести фунтов пушечного пороха и свинца, сколько нужно на человека, а также запас ядер для фальконетов. Одежды их составляют две перемены белья, сорочек и шаровар, плохой кафтан и шапка; сверх того каждый имеет часы. Таков летучий козацкий отряд на Черном море, способный померяться силами с лучшими городами Анатолии.

Далее Боплан раскрывает тактику ведения казаками морских сражений — стремительную, рассчитанную на внезапность и в конечном счете победоносную. Успешно, например, были проведены операции против турецких крепостей Очаков (1538, 1541, 1545 гг.), Козлов (1589 г.), Варна (1604 г.). Дальнейшие героические действия казаков на Черном море уже связаны с именем П. Сагайдачного, Несмотря на предпринятые турками меры предосторожности, запорожцы в 1600 г. вырвались за Перекоп, в 1609 г. сожгли Измаил, Килию, Белгород. Поистине триумфальным явился поход казаков на Синоп в 1614 г. Почти полностью был истреблен местный гарнизон, захвачены имеющиеся запасы оружия и суда, освобождены невольники. Победой увенчался поход 80 казацких чаек на Константинополь. В 1615 г. они достигли окрестностей столицы, сожгли две пристани. Вступив в сражение с турецкой эскадрой, казаки захватили несколько вражеских галер и даже взяли в плен турецкого военачальника. В следующем году был осуществлен успешный поход казаков, возглавляемых П. Сагайдачным, на один из крупнейших невольничьих рынков черноморского побережья Кафу, а со временем на Траиезунд. Взбешенный султан приказал казнить великого визиря и других высших придворных.

Так по документам прослеживается одна из важнейших сторон деятельности П. Сагайдачного — его активное участие в борьбе украинского народа против турецко-татарских поработителей. Несомненно, что за блестящие походы руководимых им запорожцев на Черное море гетман снискал славу удачливого предводителя казачества, которое защищало родную землю и неоднократно освобождало тысячи невольников из турецкого рабства. Как писал К. Сакович, «…за своего гетманства взял в Турцех место Кафу. Аж и сам цесар турский был в великом страху: бо му чотырнадцать тисяч там люду збил, катарги едины палил, другии потопил. Много тогды з неволе христиан свободил…»(15).


2.2. Отношения гетмана П.Сагадачного Речью Посполитой

Более консервативную, компромиссную, а часто и соглашательскую позицию занимал П. Сагайдачный по отношению к польско-шляхетским властям на Украине. Без сомнения, он являлся представителем той части казацкой старшины, интересы которой в социальных вопросах смыкались с интересами господствующей верхушки Речи Посполитой. Ведь Сагайдачному принадлежали значительные имения, в которых, безусловно, использовался труд зависимых крестьян. Поэтому он отрицательно, а то и прямо враждебно относился к малейшим проявлениям антифеодальных настроений крестьян и казацкой голытьбы. Довольно часто, даже в период заметных подъемов социальных движений народа, когда, казалось, возможен был иной исход борьбы, гетман шел на соглашение с польской шляхтой. Так было во время его переговоров с коронным гетманом С. Жолкевским в урочище Сухая Ольшанка около Белой Церкви (октябрь 1617 г.) и над рекой Раставицей невдалеке от Паволочи (октябрь 1619 г.). Тогда П. Сагайдачный и старшинская верхушка пошли на сделку с представителями короля. За счет основной массы повстанцев, которые должны были возвратиться под власть своих владельцев, они выторговали только небольшое увеличение казацкого реестра. Кроме того, казакам запрещалось ходить против турецких крепостей на Черное море. Все реестровое войско должно было находиться исключительно в пределах королевских владений. Однако даже малейшие уступки шляхты казакам представлялись весьма иллюзорными, поскольку юридическую силу они приобретали только после утверждения их польским сеймом.

Интересно, что в деле реализации последнего соглашения (Раставицкого) польско-шляхетское правительство большие надежды возлагало на П. Сагайдачного. Ему было разрешено силой оружия подавлять недовольство крестьян и рядового казачества. Вряд ли похвалой гетману могут служить слова Я. Собеского — правительственного комиссара, оставившего интересные исторические записки о Хотинской войне 1621 г. Характеризуя личность П. Сагайдачного, он писал: «В силу своего служебного положения всегда верный королю и Речи Посполитой, он бывал суровым в деле подавления козацких своеволий; нередко даже, на задумываясь, казнил смертью за малейшие провинности; свои недолюбливали его за это и неоднократно уже волею большинства он едва не был лишен верховного предводительства запорожским войском». В этой части «Записок» Я. Собеский, несомненно, ошибся — Сагайдачный не один раз и надолго лишался гетманской булавы (1610, 1617, 1620 гг.).

Тем не менее, очевидно, нецелесообразно жестко увязывать политическую линию П. Сагайдачного с политикой Речи Посполитой на Украине. Опираясь на казачество (как реестровое, так и запорожское), гетман мог проводить вполне самостоятельную политику. Вопреки категорическим запретам правительственных кругов Варшавы, он неоднократно совершал походы против Крымского ханства и Оттоманской Порты, поддерживал выгодные ему требования казачества и т. п. Нельзя отрицать и того факта, что в течение 1615—1616 гг. П. Сагайдачный, несмотря на грозные сеймовые постановления, сам неоднократно возглавлял освободительное движение различных сословий украинского народа. Разве не симптоматично утверждение польского сейма от сентября 1616 г., что казаки «…сами устанавливают себе право, сами выбирают урядников и предводителей и как бы создают в большой Речи Посполитой другую республику…»(16). О нарастании волны народного движения свидетельствуют и другие факты. Согласно данным многочисленных документов, казацкими отрядами в 1618 г. был «сплюндрован» огромный район «Украины, Полесья и Литвы». Очевидно, неправомерно связывать дальнейшее обострение социальных и национально-религиозных конфликтов в обществе исключительно с личностью П. Сагайдачного. Вместе с тем хорошо, например, известно, что гетман сразу же после заключения Раставицкого договора начал подготовку к его денонсации, что вызвало новый подъем патриотических чувств в народной среде.

В качестве главного события, характеризующего политическое кредо П. Сагайдачного, исследователи приводят поход в 1618 г. украинских казаков во главе с гетманом в составе польско-шляхетских отрядов королевича Владислава на Москву.

Несомненно, это не лучшая страница в жизни и политической биографии прославленного казацкого предводителя. И историкам еще предстоит дать глубокую и объективную оценку этому событию. Здесь же мы только отметим, что ученые иногда игнорируют общий контекст развития событий на Украине во втором десятилетии XVII в. Не исключено, что походом на Москву Сагайдачный и часть лиц (светских и духовных), группировавшихся вокруг него, «оплачивали» известную сеймовую конституцию «О религии греческой», которая предполагала свободу вероисповедания в Речи Посполитой. Одну из причин предпринятой казаками акции К.Г.Гуслистый усматривает во «враждебном отношении части украинского казачества к правительству Михаила Федоровича, дипломаты которого в это время поддерживали отношения с Турцией и Крымом, побуждая их орды к нападению на Речь Посполитую, что угрожало украинским землям».

В этой связи возникает другой, не менее важный вопрос: какое место занимает эпизод 1618 г. в политической карьере Петра Сагайдачного и каково его принципиальное отношение к идее русско-украинского единения? Предыдущая, а главным образом последующая деятельность гетмана дают возможность ответить на него определенно и однозначно — он являлся сторонником союза Украины с Россией. Уже в январе 1620 г. послы П. Сагайдачного, возглавляемые атаманом Петром Одинцом, через Путивль направились в Москву. 26 февраля они были официально приняты думными дьяками Иваном Граматиным и Саввой Романчюковым. Во время церемонии встречи послы от имени всего Войска Запорожского заявили, что «они все хотят ему, великому государю, служить головами своими по-прежнему, как оне служили прежним великим российским государем и в их государских повелениях были, и на недругов их ходили, и крымские улусы громили...». Организация посольства в Москву — это хорошо продуманная политическая акция П. Сагайдачного. Направленность и содержание переговоров в Посольской палате Кремля также не вызывают ни малейших сомнений: речь шла о предложении казаков перейти на службу к русскому царю. Дипломатическая миссия запорожцев не увенчалась тогда успехом. Послам было выдано «легкое царское жалование 300 рублей денег», но подписание соглашения не состоялось. Тем не менее направление первого посольства в Москву свидетельствовало о появлении качественно новых тенденций в освободительном движении на Украине. И характерно, что у истоков этих тенденций стоял П. Сагайдачный.

Осуществление этой важной политической акции не было случайностью, как это может показаться на первый взгляд. Ведь почти одновременно, как писал М. Смотрицкий, «…гетман, мучимый укорами совести, от имени всего Войска Запорожского просил иерусалимского патриарха Феофана «об отпущении греха разлития крови христианской в Москве»(17). Согласно сообщениям другого источника, реакция Феофана на эти слова была суровой и однозначной. Он «…бранил казаков за то, что они ходили на Москву, говоря, что они подпали проклятию, указывая для этого то основание, что Москва — христиане»(18).

На новом этапе развития освободительного движения, которое объединяло различные слои населения (православную шляхту и духовенство, горожан, казачество, крестьянство), важнейшим событием явилось возобновление деятельности на Украине православной иерархии, которая после Брестской церковной унии 1596 г. прекратила свое существование. В этой политической акции свою роль суждено было сыграть П. Сагайдачному. Близкие отношения между гетманом и патриархом Феофаном, который выполнил эту важнейшую миссию, вряд ли можно считать случайными. Не исключено, что еще атаман Петр Одинец в феврале 1620 г. по поручению Сагайдачного встречался с патриархом в Москве, где изложил позицию гетмана по этому вопросу. В марте Феофан прибыл на Украину.

На границе его встречали запорожские казаки во главе с Сагайдачным, которые, согласно сообщению Густынской летописи, «обточиша его стражбою, яки пчелы матицу свою», сопроводили в Киев. Здесь Феофан общался с представителями местного братства, православным духовенством. Он побывал в знаменитом казацком Трахтемировском монастыре. 6 октября 1621 г. в братской Богоявленской церкви патриарх посвятил межигорского игумена Исайю Копинского в сан перемышльского епископа, игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого в сан киевского митрополита, а Мелетия Смотрицкого в сан полоцкого архиепископа. Очевидно, нет надобности доказывать, что осуществление этой акции, значение которой вышло далеко за религиозные рамки, стало возможным только благодаря мощной поддержке Войска Запорожского и лично Петра Сагайдачного (к тому времени уже полковника). Несмотря на ограниченность целей, которые ставили перед собой представители высшего православного духовенства, их действия, направленные против экспансии католицизма и униатства, объективно способствовали усилению освободительного движения народных масс Украины.

Под непосредственным влиянием этих событий заметно активизировалась идеологическая борьба, объектом которой стали не только религиозные вопросы. Из-под пера Иова Борецкого выходит трактат «Протестация и благочестивая юстификация», появляется полемическое сочинение «Полинодия» Захарии Копыстенского, «Книга о вере» и другие. Авторы этих трудов стремились воссоздать исторически правдивые картины жизни украинского народа в контексте его связей с русским и белорусским народами. Это были новаторские труды, на страницах которых в отличие от первых полемических произведений в полный голос звучит идея прародины трех восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости языка, единства вероисповедания. Иов Борецкий с гордостью заявил в своей «Протестации»: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай». Воздавая дань казачеству, авторы полемических сочинений называли их «наследниками старой Руси», которые «твердостью своей превосходят тех римских Сципионов и карфагенских Ганибалов» и т. д. и т. п.

Возобновление деятельности высшей иерархии православной церкви на Украине получило широкий резонанс. В 1620 — 1621 гг. резко обострились отношения между противоборствующими сторонами. Королевское правительство, католическое и униатское духовенство заняли крайне отрицательную позицию по отношению к этой политической акции. Из уст официальных лиц извергались проклятия и угрозы в адрес православных, неоднократно поднимался вопрос о судебном преследовании новоиспеченных иерархов, которые, по существу, были поставлены вне закона.

Однако вскоре религиозные противоречия и распри естественным ходом событий были отодвинуты на второй план. После сокрушительного поражения от турок на Цецорских полях в Молдавии (1620) Речь Посполитая оказалась на грани потери своей государственной независимости. Коронное войско было разгромлено, многие знатные шляхтичи, в том числе гетман С. Жолкевский, убиты, другие попали в плен. В создавшихся условиях Варшавское правительство приняло решение об организации нового войска. Путем определенных уступок сейм решил привлечь на свою сторону украинских казаков, небезосновательно рассматривая их как наиболее боеспособную и организованную военную силу. Перед угрозой вторжения в пределы Украины турецкой армии казачество, отложив решение своих внутренних проблем (острые противоречия между новым гетманом Яцком Бородавкой и Петром Сагайдачным), высказалось за поддержку поляков в будущей войне с турецкими завоевателями. Всеобщая рада, созванная в июне 1621 г. в урочище Сухая Дубрава, приняла предложения сейма о совместном походе польских и казацких войск. Следует отметить, что уже не будучи гетманом П. Сагайдачный продолжал играть видную политическую роль. Он возглавлял посольство, направленное радой в Варшаву, где во время аудиенции у Сигизмунда III требовал религиозных уступок, в частности узаконения православной иерархии.

«Казацкие требования не были радикальными. Однако, учитывая тот общественный резонанс, который получили события 1621 г., они звучали актуально и, очевидно, отражали мнение широких слоев казачества, собравшихся на раду в Сухой Дубраве»(19).

Петра Сагайдачного нельзя обвинить в малодушии или нежелании участвовать в военных действиях казаков против турецкой армии. Прямо из Варшавы, после прощания с польским королем, он направился в расположение своих войск вблизи Хотина. А ситуация здесь сложилась очень напряженная. Ведь объединенным силам польских и казацких войск (около 80 тыс. человек) противостояла 162-тысячная турецкая армия (согласно другим данным, 250-тысячная).

«В армии султана Османа II находилось около 300 пушек, большое количество другого вооружения, боеприпасов и провианта. «Наступил день,— писал очевидец этих событий,— памятный полякам на вечные времена, когда появились несметные полчища султана Османа и хана Джанибек-Гирея, собранные из многочисленных областей и народов; день, в который появились на нашей земле победоносные знамена Оттоманской империи, владеющей тремя частями света. По мановению могучего властелина явились на Днестре нежданные гости от берегов Евфрата, Нила и соседнего Дуная; Азия и Африка, словно поколебленные в своих основах, готовились ринуться на Подолию. Бесчисленные и разноплеменные войска шли к сарматским границам, где иное небо, иной климат, иной характер природы, где все, одним словом, поражало взоры пришельцев»(20).

С начала военных действий казаки проявляли чудеса храбрости и героизма. Разве могут не вызвать чувство восхищения действия небольшого казацкого отряда, окруженного турками, лишенного провианта и всякой помощи и сражавшегося несколько дней против врага, вооруженного пушками.


«Окруженные со всех сторон, казаки тем не менее отважились сразиться с неприятелем (ибо отчаяние нередко бывает побуждением к благородной смерти) и успели пробиться сквозь изумленные и дрожащие турецкие войска; но изнуренные голодом и трудами, покрытые пороховою пылью, они сложили жизнь вместе с оружием»(21).

В августе 1621 г. едва не погиб сам Петр Сагайдачный. После совещания с командующим польской армией К. Ходкевичем он сразу же выехал в расположение казацкого войска, которое в то время медленно двигалось к Хотину. Но в пути он столкнулся с отрядом турецких войск. Началось сражение, которое едва не закончилось трагически для Сагайдачного. Преследуемый, с простреленной рукой, он только ночью пробрался в свой лагерь.

Мы приблизились к тому рубежу жизненного пути П. Сагайдачного, который по-разному оценивался его современниками. В конце августа 1621 г., по прибытии его в расположение казаков, в войске произошла смена власти. Гетман Бородавка лишился булавы, был арестован, а позже (8 сентября), согласно приказу Сагайдачного, казнен. Последнего провозгласили гетманом. Факт низложения и казни Бородавки вызвал противоречивые мнения современников. В частности, польско-шляхетские мемуаристы резко отрицательно относились к личности Бородавки, который, очевидно, являлся представителем неимущей части казачества и пользовался в ее среде большой популярностью. Не случайно еще С Жолкевский характеризовал его как «наименее между казаками добродетельного и наиболее склонного к бунтам, обещавшего казакам идти с ними не только на море, но хоть бы и в ад».

По-видимому, и Сагайдачный испытывал чувство вины за гибель, человека, который сделал столь много для освободительного движения на Украине (Бородавка принимал непосредственное участие в восстановлении на Украине православной иерархии, возглавлял повстанческое движение и т. п.). Вот почему, уже находясь на смертном одре, Сагайдачный дает поручение записать в свой помянник Бородавку под именем «Яков гетман». Очевидно, так он хотел выразить свое запоздалое раскаяние в причастности к смерти этого человека.

В сентябрьские же дни 1621 г. гетмана одолевали другие мысли. Ведь под Хотином решалась судьба не только Польши, но и Украины. С первых дней сражения Осман II, рассчитывая на молниеносные удары, стремился разгромить казацкие полки. Как писал очевидец, он «…поклялся ничего не есть, пока не отправит в ад к ужину всех поляков до последнего, и явил пример, невиданный и неслыханный дотоле в истории военных действий, а именно: едва завидев наши силы и не давши отдыха своим войскам, усталым от похода, он отдал приказ атаковать поляков и в то же самое время устраивать лагерь…»