Ссылка на архив

Банкротство предприятия: механизм определения и пути преодоления на примере ООО "Тольятти"

Глава 1. Экономическая сущность банкротства

1.1 Понятие, виды и причины банкротства

1.2 Процедура банкротства, его предупреждение

1.3 Модели диагностики вероятности банкротства субъекта хозяйствования

Глава 2. Диагностика вероятности банкротства на примере ООО «Тольятти»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Диагностика предприятия «ТОЛЬЯТТИ» на вероятность возможной несостоятельности

Глава 3. Механизмы финансовой стабилизации предприятия при угрозе банкротства

3.1 Внутренние механизмы финансовой стабилизации

3.2 Формы санации и их эффективность

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Введение

Предпосылками для эффективного, стабильного социально-экономического развития страны являются систематическое поступление денежных средств в бюджеты разных уровней, функционирование прибыльных предприятий, постоянный приток инвестиций.

Ухудшение финансового состояния предприятия, сопровождающееся ростом его долгов, вызывает риск срыва платежей по обязательствам, прекращение каких-либо выплат и сворачивания деятельности компании, то есть риск её банкротства.

Банкротство является относительно новым явлением для предприятий и экономики Украины. Практика показывает, что в условиях нестабильности экономики, денежного дефицита, часто меняющего законодательства, многие из предприятий становятся неплатежеспособными, что приводит к их банкротству.

Вопросу диагностики банкротства предприятий в экономической науке уделяется значительное место. Это связано с тем, что:

банкротство определенного субъекта хозяйствования приводит к нарушению макроэкономического равновесия;

от того, насколько объективно будет проведена оценка вероятности банкротства предприятия, зависит цена предприятия, его инвестиционная привлекательность, что также негативно отражается на экономических интересах нашей страны. (6)

В силу этого особую актуальность и важность приобретает анализ финансового состояния компаний, поскольку позволяет выявить их внутренние проблемы и заблаговременно предпринять необходимые меры. Важен он также для потенциальных инвесторов и банков- кредиторов, поскольку дает им возможность избежать излишнего риска, соответственно повысив стабильность и сбалансированность национальной экономики в целом.

Существенным фактором, который обуславливает принятие неправильных управленческих решений в финансовой сфере, является отсутствие на отечественных предприятиях эффективного планирования, надлежащей координации деятельности различных служб, информационного менеджмента, внутреннего контроля и управленческого учёта.

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно, но уже обрел свое признание и получил распространение как в научной, так и в практической среде. Сегодня это один из наиболее активно используемых видов менеджмента, востребованный временем, современным состоянием большинства предприятий Украины и стран СНГ.

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров и их приверженности к агрессивным формам осуществления финансовой деятельности институт банкротства получает все большее распространение.

Новые рекорды банкротств делают правомерным вопрос о том, насколько верен набор показателей и инструментов управления, использующийся предприятиями для выявления кризисных тенденций и контроля над ними.

Для реализации государственной политики по предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий и отрицательных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией неплатежеспособных предприятий в случае признания их несостоятельными, большое значение имеет поиск практических путей к их финансовому оздоровлению. (4)

Изучение имеющихся работ ряда зарубежных авторов Р. Манна, Э. Майэра, Б. Нидлза, Д. Хана, М. Коул, А. Дайле, Х. Фольмута и ряда работ украинских и российских ученых таких как Л. Сухаревой, М. Пушкаря, А. Карминского и О. Терещенко, показывает, что в постоянно меняющихся хозяйственных условиях на первый план выходит выживание предприятий и недопущение их до черты банкротства, поэтому важно использовать на практике новые направления, ориентированные на долговременное и эффективное функционирование.

Таким образом, анализ диагностики банкротства и поддержки платежеспособности предприятий является достаточно актуальным в современной Украине.

Цель курсовой работы – уделить большое внимание не только трактовке понятия банкротства и видам его проявления, но и многочисленным факторам, причинам, порождающим этот феномен, а также выявлению приемлемых мер по его предупреждению.

Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

раскрыть понятие, виды и причины банкротства;

рассмотреть возможные меры по предотвращению несостоятельности предприятий;

проанализировать ООО «Тольятти» на вероятность банкротства;

определить механизмы финансовой стабилизации предприятия при угрозе банкротства.

При написании работы использовались следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический метод, статистические методы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 4 приложений.

Общий объем курсовой работы - 50 страниц, список литературы включает 15 наименований источников.


Глава 1. Экономическая сущность банкротства

1.1 Понятие, виды и причины банкротства

Банкротство (финансовый крах, разорение) - это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.

В законе Украины «О возобновлении платежеспособности должника признание его банкротом» под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника возобновить своею платежеспособностью и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидной процедуры.

Вопросы о признании предприятий банкротами рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Украины, Законами Украины «О банкротстве», «О банках и банковской деятельности», а также разъяснениями Президиума Высшего арбитражного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О банкротстве» (апрель 1993 г.). (3)

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала, Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

Существуют вполне конкретные симптомы наступления тотальной задолженности и полной неплатежеспособности предприятия (организации).

Основные симптомы банкротства предприятия:

уменьшение объемов реализации продукции;

падение спроса на продукцию;

снижение прибыльности производства;

потеря клиентов и покупателей;

неритмичность производства;

низкий уровень использования производственного потенциала;

снижение уровня производительности труда;

сокращение количества рабочих мест.

Причины банкротства предприятий (организаций) могут быть самыми разнообразными. В целом их можно разделить на две группы:

1) внешние, которые практически очень трудно (иногда невозможно) учесть;

2) внутренние, непосредственно зависящие от форм, методов и организации работы на самом предприятии. (12)

Отрицательные последствия банкротства характеризуются следующими отрицательными моментами:

финансово несостоятельное предприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающих предприятий — его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессе своей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развития страны;

финансово несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных государственных программ экономического и социального развития;

неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;

вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие предприятия генерируют сокращение численности рабочих мест и количества занятых в общественном производстве, усиливая тем самым социальную напряженность в стране.

Итак, механизм банкротства предприятий следует рассматривать как действенную форму перераспределения общественного капитала с целью более эффективного его использования. (13)

1.2 Процедура банкротства, его предупреждение

Процедура банкротства - предусмотренные законом способы и порядок действий уполномоченных лиц при осуществлении установленных судом действий в отношении предприятия- должника.

В соответствии с законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признание его банкротом» субъектом банкротства может быть любое юридическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности, которое не способно своевременно удовлетворить требования кредиторов или уплатить.

В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают:

1. Подачу заявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Такое заявление в соответствии с действующим законодательством может быть подано: предприятием-должником, кредитором, прокурором. На основании заявления предприятия-должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит соответствующее определение.

2. Судебное разбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Целью судебного разбирательства является установление реальных причин неплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в предстоящем периоде.

3. Принятие арбитражным судом решений по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. (10)

В целях предупреждения банкротства применяются следующие процедуры банкротства:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Наблюдение- процедура банкротства, применяемая к предприятию- должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего.

В период наблюдения проводится анализ финансового состояния предприятия-должника в целях определения возможности восстановления его платежеспособности. В период наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое принимает решение о введении одной из процедур банкротства, ее предполагаемом сроке и кандидатуре арбитражного управляющего. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее, чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложения о возможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет.

Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть:

предприятие-должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника, если должником является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

третьи лица.

Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. Без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, предприятие-должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления предприятие-должник обязано представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:

а) баланс должника на последнюю отчетную дату;

б) отчет о прибылях и убытках должника;

в) документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:

• установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;

• подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;

• проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности. Инициатором введения внешнего управления выступает собрание кредиторов, на основании решения которого арбитражный суд вводит данную процедуру, а также утверждает внешнего управляющего. В рамках внешнего управления предусматриваются следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника:

увеличение уставного капитала предприятия за счет взносов участников и третьих лиц;

размещение дополнительных обыкновенных акций предприятия;

замещение активов предприятия.

Предельный срок внешнего управления не может превышать полутора лет. В некоторых случаях срок внешнего управления может быть продлен еще на шесть месяцев. С момента введения внешнего управления:

• прекращаются полномочия руководителя предприятия-должника, управление делами предприятия возлагается на внешнего управляющего;

• внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя предприятия-должника или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

• вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. Если в ходе внешнего управления удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр их требований, внешний управляющий не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований кредиторов представляет на утверждение арбитражного суда свой отчет. В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности предприятия-должника и переходе к расчетам с кредиторами;

• продлении установленного срока внешнего управления;

• прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром их требований;

• прекращении внешнего управления, обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура проводится уже после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Предусмотрен срок проведения конкурсного производства, который составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев. Арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом утверждает конкурсного управляющего.

Законом предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Конкурсный управляющий обязан опубликовать сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления оценки конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе, составляет конкурсную массу. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются:

а) документы, подтверждающие продажу имущества должника;

б) реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;

в) документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение, которое является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в орган, осуществляющий регистрацию. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации предприятия-должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между предприятием-должником и кредиторами. Должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов.

Мировое соглашение вступает в силу с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедуры банкротства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. (12)

1.3 Модели диагностики вероятности банкротства субъекта хозяйствования

Диагностика банкротства представляет собой систему целевого финансового анализа, направленного на выявление параметров кризисного развития предприятия, генерирующих угрозу его банкротства в предстоящем периоде.

В зависимости от целей и методов осуществления диагностика банкротства предприятия подразделяется на две основные системы:

1) систему экспресс-диагностики банкротства;

2) систему фундаментальной диагностики банкротства.

Экспресс-диагностика банкротства характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам анализа. Основной целью экспресс-диагностики банкротства является раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризисного его состояния.

Практика финансового менеджмента при оценке масштабов кризисного финансового состояния предприятия три принципиальных характеристики:

легкий финансовый кризис;

глубокий финансовый кризис;

финансовая катастрофа.

Система экспресс-диагностики банкротства обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия и позволяет принять оперативные меры по их нейтрализации. Ее предупредительный эффект наиболее ощутим на стадии легкого финансового кризиса предприятия. При иных масштабах кризисного финансового состояния предприятия она обязательно должна дополняться системой фундаментальной диагностики.

Фундаментальная диагностика банкротства характеризует систему оценки параметров кризисного финансового развития предприятия, осуществляемой на основе методов факторного анализа и прогнозирования.

Основными целями фундаментальной диагностики банкротства являются:

углубление результатов оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, полученных в процессе экспресс-диагностики банкротства;

подтверждение полученной предварительной оценки масштабов кризисного финансового состояния предприятия;

прогнозирование развития отдельных факторов, генерирующих угрозу банкротства предприятия, и их негативных последствий:

оценка и прогнозирование способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового потенциала. (10)

Обобщающую оценку способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства в краткосрочном перспективном периоде позволяет получить прогнозируемый в динамике коэффициент возможной нейтрализации текущей угрозы банкротства, который рассчитывается по следующей формуле:

(1.1)

где - коэффициент возможной нейтрализации угрозы банкротства в краткосрочном перспективном периоде;

- ожидаемая сумма чистого денежного потока;

- средняя сумма финансовых обязательств.

Идентификация масштабов кризисного финансового состояния должна включать аналитические и прогнозные результаты фундаментальной диагностики банкротства и определять возможные направления восстановления финансового равновесия предприятия.

В табл. 1 (Приложение 1) приведены критерии характеристик масштабов кризисного финансового состояния предприятия, а также наиболее адекватные им способы реагирования (включения соответствующих систем защитных финансовых механизмов).

Значительное место в определении вероятности банкротства предприятия принадлежит финансовому анализу.

Анализ и оценивание структуры баланса предприятия проводится на основе показателей коэффициента покрытия и коэффициента обеспеченности собственными средствами.

Коэффициент покрытия баланса определяется по формуле:

(1.2)

где - оборотные активы; - текущие обязательства.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается:

(1.3)

где собственный капитал, необоротные активы, оборотные активы.

Основанием для определения неудовлетворительной структуры баланса, а предприятия – неплатежеспособным является одно из таких условий:

коэффициент покрытия баланса на конец отчетного периода имеет

значение меньше 2;

коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение меньше 0, 1.

Для своевременного определения тенденций формирования неудовлетворительной структуры баланса осуществляющих деятельность предприятий проводится экспресс-анализ финансового состояния предприятия с помощью коэффициента Бивера, который рассчитывается по формуле:

(1.4)

где чистая прибыль, - амортизация, долгосрочные обязательства, текущие обязательства.

Финансовое состояние предприятия, у которого на протяжении 1, 5- 2 лет коэффициент Бивера не превышает 0, 2, свидетельствует о формировании неудовлетворительной структуры баланса. В этом случае предприятие начинает работать в долг, а коэффициент обеспеченности собственными средствами становится меньше 0, 1.

Если у предприятия все-таки неудовлетворительная структура баланса, то основным показателем, который характеризует наличие реальной возможности возобновить ( или утратить) платежеспособность на протяжении определенного периода, выступает коэффициент возобновления ( утраты) платежеспособности.

При этом если один из приведенных выше показателей меньше нормы, то коэффициент возобновления (утраты) платежеспособности сроком на 6 месяцев рассчитывается так:

(1.5)

где коэффициент обновления платежеспособности;

- фактическое значение текущей ликвидности на начало и конец отчетного периода;

6- период возобновления платежеспособности в месяцах;

Т- отчетный период в месяцах;

2- нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.

Коэффициент возобновления платежеспособности больше 1 свидетельствует о реальной возможности предприятия возобновить платежеспособность. Если коэффициент возобновления платежеспособности меньше 1 , то предприятие в ближайшие 6 месяцев не имеет реальной возможности возобновить платежеспособность.

Если структура баланса положительная, коэффициент текущей ликвидности больше либо равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше либо равен 1, то для проверки стойкости финансового состояния рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности сроком на 3 месяца:


(1.6)

где 3- отчетный период в месяцах.

Коэффициент утраты платежеспособности больше 1 говорит о реальной возможности предприятия не утратить платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности меньше 1 свидетельствует о том, что предприятие в ближайшие 3 месяца может утратить платежеспособность. (2)

В зарубежной практике распространены две модели прогнозирования банкротства предприятия- Альтмана и Спрингейта, названные в честь их авторов.

Модель Альтмана разработана в 1968 году и также известна под названием «расчет Z- показателя». Эдвард Альтман применил множественный дискриминантный факторный анализ статистики банкротств предприятий для построения корреляционно- регрессионной функции, определяющей склонность к финансовой несостоятельности.

, (1.7)

где A – оборотный капитал/сумма активов;

B – нераспределенная прибыль/сумма активов;

C – операционная прибыль/сумма активов;

D – стоимость акций/задолженность;

E – выручка/сумма активов.

Значение показателя «Z» так связано с вероятностью банкротства:

Z ≤ 1,8 – очень высока;

1,81 ≤ Z ≤ 2,70 –высока;

2,71 ≤ Z ≤ 2,99 – возможна;

Z ≥ 3,00 – очень низка.

По некоторым источникам, точность прогнозирования банкротства согласно этой модели составляет 95%.

Модель Спрингейта .

В 1978 г. Была разработана модель Г. Спрингейта. Он употреблял мультипликативный дискриминантный анализ для выбора четырех из 19 самых узнаваемых денежных характеристик, которые большим образом различаются для удачно работающих компаний и компаний-банкротов. Модель Спрингейта имеет вид:

, (1.8)

где A - собственные оборотные средства /сумма активов;

B - Прибыль до уплаты налогов и процентов / сумма активов;

C - Прибыль до уплаты налогов / текущие обязательства;

D - выручка/ сумма активов.

Критическое значение Z для данной модели равно 0,862. Точность данной модели составляет 92,5% для 40 компаний, исследованных Спрингейтом.

Американский экономист Фулмер в 1984 г. предложил модель, полученную при анализе 40 денежных характеристик 60 компаний - из них 30 работающих удачно и 30 компаний-банкротов со средней стоимостью активов, равной 455 тыс. $

Модель Фулмера имеет вид:

где A - нераспределенная прибыль/ сумма активов;

B - выручка / сумма активов;

C - прибыль до уплаты налогов / обственный капитал;

D - изменение остатка денежных средств / кредиторская задолженность;

E - заемные средства / сумма активов;

F - текущие обязательства / сумма активов;

G - Материальные необоротные активы/ сумма активов;

H - собственные оборотные средства / кредиторская задолженность;

I- прибыль до уплаты процентов и налогов / проценты;

Критическим значением Z =0. Фулмер объявил точность для собственной модели в 98% при прогнозировании банкротства в течение года и точность в 81% при прогнозировании банкротства за период больше года. (14)

Сравнительная характеристика кризис-прогнозных моделей представлена в табл. 2 (Приложение 2).

Проведенное исследование точности прогнозирования банкротства украинских предприятий с использованием ряда указанных моделей выявило слишком низкую их способность к оценке реального финансового состояния национальных компаний и прогнозированию их банкротства. Кроме того, исследования в данном направлении показывают, что коэффициенты данных дискриминантных моделей резко изменяются из года в годи от страны к стране. В свою очередь, особенности украинской действительности не позволяют механически использовать модель Альтмана или иные подобные модели.

В результате проведенного анализа отобран набор входящих факторов в модель, которые охватывают все основные группы финансово-экономических показателей деятельности предприятия, открывают широкие возможности для предвидения вероятности их банкротства. При этом была получена модель оценки вероятности банкротства предприятия в виде дискриминантной функции на основе такого набора входящих факторов и с собственными параметрами:

(1.10)