Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц
Моя честь - моя жизнь,
они неразлучны:
Возьмите у меня честь -
и жизни конец.
Шекспир.
В условиях современной российской действительности, когда существует политическое и идеологическое многообразие, свобода слова и свобода массовой информации, когда лучшим способом политической борьбы является заказной черный пиар, особое значение приобретает защита чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и организаций.
Понятие чести и достоинства человека интересовали ученых еще с ранних времен. Правда тогда честь и достоинство рассматривались лишь как моральные, этические категории. Возможность же правовой защиты чести и достоинства гражданина предусматривалась значительно позже. Следует отметить, что когда в России лишь стали ставить вопрос о компенсации за униженную честь и достоинство, репутацию, то в Европе это было уже обычным явлением. Итак, проблема защиты чести, достоинства и репутации гражданина исследуется российскими учеными и юристами – практиками уже на протяжении более века. Отметим таких деятелей, как Шершеневич Г.Ф., Шретер В.Н., Покровский И.А., Флейшиц Е.А.; из современников можно назвать Сергеева А.П., Власова А.А., Анисимова А.Л., Костюка В.Д., Малеину М.Н., Иваненко Ю.Г. и других. Однако, заметим, что вопрос о защите деловой репутации юридических лиц стал рассматриваться значительно недавно – с начала 90 – х годов и в настоящее время в период развития рыночных отношений является все более актуальным. Следует также иметь в виду, что хотя по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина написано множество работ, проблемных и неразрешенных вопросов здесь хватает, и это связано прежде всего с действующим законодательством, которое, к сожалению, не разрешает многих вопросов по поводу защиты чести, достоинства, деловой репутации.
В современном мире права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью. Исполнение данных прав невозможно без уважения чести и достоинства человека.
К сожалению, дела о защите чести и достоинства граждан в нашем нестабильном российском обществе имеют тенденцию к увеличению. Между тем защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц является важным моментом на пути построения правового государства.
Поддержание положительной деловой репутации юридических лиц в условиях конкурентной рыночной экономики имеет исключительно важное значение и, можно сказать, определяет жизнеспособность фирм и их дальнейшее развитие.
Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.
Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц, а также непосредственная защита этого права и ее особенности.
В работе поставлены следующие задачи:
1) определить сущность нематериальных благ;
2) определить понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций;
3) исследовать внесудебный порядок защиты указанных нематериальных благ;
4) рассмотреть особенности защиты чести и достоинства, деловой репутации в суде;
5) анализ судебной практики по делам данной категории;
6) выработать и сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Кроме того, в данной дипломной работе исследованы актуальные проблемы защиты чести, достоинства, деловой репутации граждан и организаций.
В первой главе рассмотрено понятие нематериальных благ и их виды, а также дано определение чести, достоинства и деловой репутации.
Во второй главе говорится о защите чести, достоинства, деловой репутации граждан и юридических лиц как в судебном, так и во внесудебном порядке. Раскрываются особенности обоих способов защиты.
В третьей главе исследуется проблемы защиты чести, достоинства, деловой репутации в Интернете; проблемы защиты достоинства граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией; раскрывается проблемы компенсации морального вреда по делам данной категории. Исследуется также вопрос о защите деловой репутации юридических лиц, ее особенностях.
И, наконец, в заключительной четвертой главе исследуется судебная практика по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности использования положений диплома для совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.
Глава 1.
Нематериальные блага. Понятие чести, достоинства и репутации.
&1. Понятие нематериальных благ и их виды.
Гражданский кодекс рассматривает нематериальные блага как разновидность объектов, по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения.
Под нематериальными благами понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носители блага и свободы, признанные действующим законодательством 1.
В статье 150 ГК РФ содержится примерный перечень юридически защищаемых нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения и в силу закона.
К первой группе указанных благ относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна. Ко второй – право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага 2. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные блага, как деловая репутация, а в силу закона – право на фирму, товарный знак и иные права 3.
Основными признаками нематериальных благ являются отсутствие материального(имущественного) содержания и неразрывная связь с личностью их носителя(они не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни на каком основании).
Однако наличие у нематериальных благ таких признаков, как нечуждаемость и нетоварность не должно рассматриваться как невозможность причинения их носителям экономических последствий, например, вследствие подрыва деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Неотчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и защита могут быть поручены третьим лицам, в частности законным представителям несовершеннолетнего или адвокату, представителю по гражданским делам.
Как видим, указанные выше признаки нематериальных благ в достаточной мере носят условный характер, что, естественно, следует учитывать при их трактовке.
Следует также отметить, что нематериальные блага существуют без ограничения срока их действия.
Понятие “ нематериальное благо” является собирательным, относящимся как к самому “ благу”, так и к личным неимущественным правам4.
Блага первой группы неразрывно связаны с самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и только в случаях посягательств на эти блага нуждаются в правовой защите. Так, право граждан на защиту чести, достоинства, деловой репутации является их конституционным правом. Блага второй группы являются субъективными правами, образующими содержание конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированными нормами права в случае нарушения этих прав они пользуются правовой защитой 5.
Особенностью осуществления личных неимущественных прав является то, что закон определяет не пределы реализации нематериальных благ управомоченным лицом, а границы вторжения других лиц в личную сферу.
Применение принудительных мер допускается в тех случаях, когда имеет место нарушение этих границ. При этом следует учитывать, что нормы морали в решении вопроса об установлении границ поведения управомоченных и обязанных лиц имеют существенное значение.
Помимо выше рассмотренного деления нематериальных благ на блага первой группы и блага второй группы неимущественные права следует классифицировать также по степени их связанности с имущественными правами обладателей этих прав. Здесь возможно два варианта: первый – различают личные неимущественные права, связанные с имущественными и, второй – личные неимущественные права, не связанные с имущественными.
По целевой направленности личные неимущественные права квалифицируются как:
личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности: право на имя, право на честь, достоинство, деловую репутацию и другие;
личные неимущественные права, направленные на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания и места жительства и так далее);
личные неимущественные права, направленные на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, честь, достоинство) 6.
Защита нематериальных благ осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и другими законами в предусмотренных ими случаях и в порядке, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения 7.
Специфика гражданско – правовых способов защиты личных нематериальных благ проявляется в том, что восстановительная функция защиты применяется независимо от вины правонарушителя.
&2. Понятие чести, достоинства и репутации.
Раскрытие данной темы, думаю, невозможно без уяснения значений таких понятий как “честь”, “достоинство” и “деловая репутация”.
Для начала рассмотрим, что же вкладывается в понятие “ честь”, тем более, что в литературе встречаются различные по форме и смыслу определения.
Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, поэтому содержание понятия “честь” является социальным. При этом общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека 8.
Сергеев А.П. считает, что честь – объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности 9. Малеина М.Н. также придерживается подобной точки зрения и полагает, что честь – это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина 10.
Согласно другого определения, честь – это понятие морального сознания и категории этики, которое включает в себя момент осознания индивидом своего общественного значения и его оценки со стороны общества 11. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П. Маннова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке личности 12.
Имеются и другие определения чести, однако в целом они сходны с приведёнными.
Если обобщить приведённые суждения, то можно увидеть противопоставление двух подходов – честь как категория оценки другими людьми, обществом и как собственная самооценка. Кроме того, некоторые авторы объединяют эти подходы и получают некий третий подход. Например, Власов А.А. считает, что объединение этих двух подходов возможно исходя из того, что честь – это и общественная оценка личности и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки, то есть самооценка. Исходя из сказанного, понятие чести имеет как бы два аспекта – внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный 13.
Представляется, однако, что наиболее правильным является подход при котором под честью понимают морально-политическую оценку поведения, действий и личных качеств личности со стороны общества. Самооценка же, считаю, подпадает под такую категорию как “достоинство”.
Следует заметить, что некоторые авторы ( например, Сергеев А.П. 14) понятие “честь” относят не только к личности, индивиду, но и к юридическим лицам. Думаю, следует считать это грубой ошибкой, так как применение категории чести к юридическим лицам невозможно. Когда мы говорим об организациях, то следует иметь ввиду лишь “репутацию”, “престиж”, “деловую репутацию”.
В органическом единстве с честью находится категория достоинства. Идея человеческого достоинства как высшей ценности была выдвинута гуманистами конца средневековья.
Под личным достоинством принято понимать совокупность индивидуальных ценностей конкретного человека, заключающихся в его духовных, нравственных качествах, ценных с точки зрения потребностей общества 15.
Сергеев А.П. также считает, что под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения 16.
Необходимо отметить, что в юридической, философской, этической литературе в большинстве случаев преобладает точка зрения, что к личному достоинству следует относить и физические качества личности 17. Позицию, которую следует признать правильной, занимают Белявский А.В. и Придворов Н.А.. Они считают, что отнесение физических качеств личности к личному достоинству неправильно и возражают против такого расширения понятия достоинства личности. Указанные авторы справедливо обращают внимание на необходимость употребления этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений. Действительно, разве меньшим достоинством обладает человек, если он горбат или слеп, чем физически здоровый 18?
Не следует забывать, однако, что честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер.
В органической связи с честью и достоинством находится и такое понятие, как “ репутация ”.
Следует сразу отметить, что если понятия чести и достоинства относятся только к личности, индивидам, то понятие “ деловая репутация ” относится и к юридическим лицам.
Репутация – суть, объединённая в целое, пропорция сведений положительных и отрицательных о качествах ( достоинствах и недостатках ) объекта, известных окружающим и в силу этого отражённых в общественном сознании как мнение. Репутация – всегда мнение, складывающееся на основе имеющейся конкретной информации об объекте 19.
В этом смысле репутация – не всегда адекватное отражение истинных качеств, достоинств и недостатков кого-либо, чего-либо ( но это мнение устоявшееся, сложившееся, хотя и подвижное ). Поскольку не доказано, что имеющаяся информация соответствует действительности или охватывает весь объём сведений, постольку к характеристике репутации не применимо понятие истины ( то есть репутация может базироваться как на соответствующей, так и не соответствующей действительности информации ) 20.
В силу изменчивости объёма информации, а также её характеристик, подвижный характер имеет и репутация. Мнение общества о конкретном человеке способно меняться в ту или иную сторону как по зависящим, так и не зависящим от него обстоятельствам. Так, репутация может быть положительной или отрицательной.
В репутации личности в большей мере проявляются её деловые качества, чем морально-этические. Репутация индивида формируется на основе его поведения и отношения к интересам других людей, общества и государства; через посредство восприятия его облика другими людьми, что может являться источником существенной информации не только о вкусах и привычках, но и о внутренней сущности индивида 21.
Понятие “ деловая репутация “ значительно уже понятия “ репутации“ вообще и означает сложившееся мнение о профессиональных качествах (достоинствах и недостатках) индивида, юридического лица, гражданина - индивидуального предпринимателя.
По словам М.Н.Малеиной под деловой репутацией юристы - исследователи понимают совокупность качеств и оценок, “с которыми их носитель ассоциируется в главах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области” 22.
Будет ли деловая репутация являться положительной или отрицательной зависит от многих факторов, в частности от конкретного поведения действий индивида в профессиональной сфере, выполнения обязательств юридическими субъектами общественных отношений.
В заключение данной главы хотелось бы сделать некоторые выводы.
Во – первых, честь, достоинство и деловая репутация является одним из видов нематериальных благ. Особенность нематериальных благ состоит в том, что они не имеют материального содержания и неотделимы от личности их носителя.
Во – вторых, право на честь, достоинство следует рассматривать как особое субъективное право, которое заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство – не предпосылка того, что может возникнуть в будущем вследствие возможного нарушения, а наличные блага человека, существующие в его повседневном нормальном состоянии, без каких-либо нарушений.
Между тем право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределённого круга лиц. Суть этой всеобщей обязанности заключается в воздержании от посягательств на рассматриваемые блага.
И, наконец, в – третьих, определимся с понятийным аппаратом, необходимым для данной работы, а именно с такими понятиями как “ честь “, “ достоинство “ и “ деловая репутация “.
Итак, честь – это социальная оценка моральных и иных качеств личности; под личным достоинством следует понимать самооценку индивида, его осознание своих личных качеств, способностей и своего общественного значения, положения в обществе, это субъективная оценка. Деловая репутация – сложившееся общественное мнение о деловых, профессиональных качествах личности или юридического лица.
Глава 2.
Защита чести, достоинства и деловой репутации.
&1. Внесудебный порядок защиты нематериальных благ.
Действующее законодательство позволяет осуществлять защиту чести, достоинства, деловой репутации как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Каждый из них (при наличии определенных обстоятельств и установленных законом условий) может быть использован лицом, права и законные интересы которого нарушены распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его честь, достоинство, деловую репутацию.
Однако, судебная практика свидетельствует о том, что досудебный порядок опровержения применяется крайне редко, так как ответчики в лице редакций средств массовой информации без особого желания идут навстречу опороченным лицам и исправляют допущенные собственные ошибки. Это порождает волокиту и удлиняет время нравственных переживаний опороченного лица по восстановлению доброго имени.
Проведенное исследование показало, что из 350 обратившихся в суд истцов, 230 лиц предварительно обращались в редакции СМИ с просьбой опровергнуть порочащие их сведения, по которым только трое истцов (1,3 %) получили ответ, в которых им рекомендовано обратиться в суд, а остальные обращения были оставлены без внимания 23.
Внесудебный порядок защиты указанных нематериальных благ регламентируется статьями 43 – 46 Закона РФ “ О средствах массовой информации “.
Особенность такой защиты состоит в том, что спорные отношения между сторонами могут быть урегулированы самими участниками конфликта посредства судебных органов.
Согласно статье из Закона РФ “ О СМИ “ гражданин (или его законный представитель) или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащихся их чести и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ, а в редакции СМИ обязана опровергнуть эти сведения в том же средстве массовой информации, если не располагает доказательствами того, что распространенные ими сведения соответствуют действительности 24.
При этом заявителю предоставлено право самому подготовить текст опровержения. В данном случае редакция обязана распространить такой текст, если он соответствует требованиям, установленным законом о СМИ. Кроме того редакция радио - , телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.
Для возникновения права на опровержение необходимо наличие двух условий: распространенные сведения должны быть не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию соответствующего лица.
В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют
действительности, когда и как они были распространены СМИ.
Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовок “Опровержение” Как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемый материал. Объём опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого сообщения. В то же время нельзя требования требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста 25.
Опровержение должно последовать в СМИ, выходящих в свет не реже одного раза в неделю, в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста; в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.
В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа 26.
Законом РФ “ О средствах массовой информации ” определены также основания отказа в опровержении, которые являются обязательными или факультативными. Так, в опровержении отказывается, если данные требования либо представленный текст опровержения является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части 1 статьи 4 Закона РФ “ О СМИ ” (например, если данный текст используется в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности; противоречат вступившему в законную силу решению суда; являются анонимными 27.
В опровержении также может быть отказано, если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации, или если требования об опровержении либо его представленный текст поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном СМИ.
Отказ в опровержении либо нарушение порядка опровержения могут быть в течении года от дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско – процессуальным законодательством РФ 28.
Как видим, в указанном выше положении Закона РФ “ О СМИ “ имеется противоречие с Гражданским Кодексом РФ.
Так, в соответствии со статьей 208 ГК РФ ( часть первая ) на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных Законом 29.
Статья 152 ГК РФ также не устанавливает каких – либо сроков в отношении публикации СМИ опровержения порочащих гражданина или юридическое лицо сведений или права на ответ при защите чести, достоинства и деловой репутации.
Следовательно, в данном случае необходимо внесение соответствующих изменений в указанную норму Закона РФ “ О СМИ “.
Гражданин или организация, в отношении которых СМИ распространены сведения, не соответствующие действительности либо умоляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ ( комментарий, реплику ) в тем же средстве массовой информации. При этом правила, регулирующие право на опровержение, порядок и основания отказа в опровержении ( статьи 43 – 45 ), применяются и в отношении ответа и отказа в таковом 30.
Таким образом мы рассмотрели досудебные способы защиты чести, достоинства и деловой репутации.
&2. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде.
Внесудебный способ защиты рассматриваемых нематериальных благ следует рассматривать лишь как факультативный, основным же способом защиты является именно судебный порядок.
Именно суд является тем государственным органом, который в силу представленных ему законом полномочий может вынести справедливое решение, построенное на основе принципов законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состоятельности и равноправия сторон, гласности разбирательства дела.
Судебный порядок, а именно гражданско – правовой, позволяет значительно расширить круг лиц, к которым могут быть предъявлены требования о защите чести, достоинства и деловой репутации. Он дает возможность не только защитить указанные нематериальные блага путем опровержения, но и компенсировать моральный вред, решить вопрос о возмещении убытков.
На сегодняшний день судебная защита чести, достоинства и деловой репутации возможна в судах общей юрисдикции в порядке гражданского и уголовного судопроизводства, а также в арбитражных судах ( если дело касается деловой репутации юридических лиц или граждан – индивидуальных предпринимателей ).
Кроме того, действующее законодательство не исключает возможности рассмотрения вопросов, касающихся данных нематериальных благ, в третейском суде, спорящие стороны могут прибегнуть к его услугам.
Следует также помнить, что защита нематериальных благ может осуществляться не только органами судебной власти, образующими в соответствии с Конституцией РФ, но и соответствующими международными органами, в частности, Европейским Судом по правам человека.
Действующий ГК устанавливает особый гражданско – правовой способ защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц.
Статья 152 ГК РФ ( часть первая ) наделяет каждого гражданина правом требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Пунктом четвертым этой же статьи предусмотрено право юридических лиц на защиту их деловой репутации по правам, применяемым для защиты соответствующей репутации гражданина 31.
По общему правилу гражданско – правовая ответственность за посягательства на указанные личные блага наступает при одновременном наличии трех условий: во – первых, оспариваемые сведения были распространены; во – вторых, они порочат другое лицо, и, наконец, в – третьих, не соответствуют действительности. По мнению Иваненко Ю.Г. дополнительным условием можно считать волеизъявление заинтересованного лица возбудить гражданское дело в суде в своих или законно представляемых чужых интересах 32.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ “ О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц “ от 18 августа 1992 года № 11 ( в редакции постановления Пленума ВС РФ от 25 апреля 1995 года №6 ) разъяснено, что понимается под каждым из перечисленных условий.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной форме, нескольким или нескольким хотя бы одному лицу 33.
Сообщение таких сведений лицу, которого они касается, не может признаваться их распространение 34. Соответственно, заявление не может признаваться порочащих сведений в данном случае не может быть принято к производству суда. В подобных случаях лицо, которому сообщены оскорбительные для него сведения, вправе обращаться в суд с просьбой возбудить дело о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 129 УК РФ.
Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов ( например, о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту ), либо деловую репутацию гражданина или юридического лица 35.
Соответственно, из данного можно сделать вывод о том, что недостоверные сведения, не умоляющие чести, достоинства и деловой репутации, не признаются порочащими.
В связи с этим в правовой литературе был сформулирован одобряемый и ныне подход, суть которого заключается в том, что не соответствующие действительности сведения о болезнях гражданина (туберкулез, рак, например ) и физических недостатках, которые он якобы имеет, не могут быть опровергнуты по суду, так как они хотя и представляют собой измышления, способные вызвать тяжелые моральные переживания, но не влияют на формирование общественного мнения о человеке. Исключение составляют лишь случаи упоминания о болезнях, возникающих преимущественно вследствие развратного поведения 36.
Данная точка зрения представляется спорной. Каждый человек индивидуально воспринимает сообщаемые о нем ложные сведения. Исследуемые нами личные блага в равной степени умоляются распространением неправдивых сведений как в случае сообщения о наличии у гражданина алкоголизма или наркомании, так и в случае, например, сообщения о неспособности молодой женщины или молодого мужчины к деторождению. Вряд ли кто - то будет отрицать, что такая информация формирует в обществе мнение о неполноценности таких людей 37.
Представляется, что данное мнение Иваненко Ю.Г. является правильным – в подобных ситуациях нельзя лишать индивида возможности требовать опровержения недостоверных сведений, тем более что решающую оценку в случае спора дает суд.
Распространенные и порочащие лицо сведения могут соответствовать действительности либо искать ее. Лишь в последнем случае закон становиться на защиту прав и интересов гражданина или организации. Несоответствие действительности есть расхождение между реальным положением вещей ( истиной ) и распространенной информацией ( ложью ).
С иском об опровержении распространенных сведений гражданин или организация могут обращаться в суд, если предоставит данные, что эти сведения порочат именно их.
Однако в судебной практике есть случаи рассмотрения дел об опровержении распространенных сведений , которые порочат, по утверждению заявителя не его лично а другое лицо. Между тем такие дела суду неподведомственны.
В то же время, если распространенные в отношении других сведения умоляют честь и достоинство заявителя, дело подлежит рассмотрению в судебном порядке. Заинтересованные лица имеют право на судебную защиту свих чести и достоинства и в случаи, когда порочащие сведения распространены в отношении членов их семей, других родственников, в том числе умерших. Такие сведения не могут не умолять репутацию, доброе имя семьи умершего. В силу пункта первого статьи 152 ГК РФ по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти 38. Иск в этом случаи может быть предъявлен лично заинтересованным в опровержении сведений лицом.
Законом РФ “ О средствах массовой информации “ ( статья 43 ) гражданам и организациям представлено право требовать от редакции опровержения сведений, которые были распространены законом не предусмотрено обязательного предварительного обращения с таким требованиям к ответчику.
Не исключены случаи, когда установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию гражданина или деловую репутацию организации, невозможно. В таких случаях лицо, в отношении которого эти сведения распространены, вправе обращаться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующих действительности 39. Однако законом не урегулирован вопрос, в каком производстве подлежит рассмотрению такое заявление – исковом или ином. Поскольку в данном случае нет ответчика, думается, что заявление следовало бы рассматривать в порядке особого производства, закрепив соответствующее правило в ГПК 40. Несомненно следует согласиться с этим утверждением.
В судебной практике возникал вопрос о подведомственности суду дела по иску об опровержении порочащих сведений, содержащихся в представлении порочащих сведений, содержащихся в представлении порочащих сведений, содержащихся в представлении прокурора. Так как представления и информация прокурора к числу процессуальных документов не относятся, соответственно, и совершающиеся в них порочащие сведения могут быть обжалованы в судебном порядке