Ссылка на архив

Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков

Министерство образования и науки Российской ФедерацииПензенский Государственный Университет

Контрольная работа

По культурологииНа тему:

Западноевропейская культура Нового времени 17-19 веков

Пенза, 2010


Введение

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918). С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым данным - уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор (соответственно, в этом случае не имеет смысла говорить о так называемом Новейшем времени).

Понятие «Новое время», как явствует из его «внутренней формы», подспудно ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было создано. В самом деле, раз существует Новое время, значит, некогда было какое-то Старое время, ему противопоставленное. Это Старое время - прежде всего Средневековье, всеобъемлющий кризис которого наметился не позднее последней трети XVI в.

Как известно, культура - явление живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха» («культурная эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, в начале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия.

Следует сказать, что характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и кричаще противоречив. В начале этого столетия, как уже упоминалось, завершается эпоха Возрождения, в течение всего века в очень неоднозначных взаимоотношениях находятся такие художественно-эстетические направления, как барокко и классицизм, а в конце его в Англии зарождается качественно иная разновидность классицизма - просветительский классицизм и начинается эпоха Просвещения.

С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется прежде всего характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное - таков переходный, пограничный характер этого века. Старая идеология уже не отвечает растущим запросам большинства европейцев, а новая еще не успела сформироваться. Именно поэтому пафос поиска уверенно доминирует, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие. XVII век - это период активного сотрудничества и обмена опытом между представителями науки и искусства, между философами и художниками.

Таким образом, культура XVII в. ведет диалог не столько с прошлым (с культурой Ренессанса, Средневековья, античности), сколько внутри себя, что проявляется, в частности, в бурных философско-эстетических полемиках того времени (например, между сторонниками рационалистического и эмпирического способов познания), а также в сложном характере взаимоотношений между искусством барокко и классицизма.(1)


1. Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения

1.1 Социальная трансформация общества. Идеология и философия эпохи

Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце ХVI-го века, последующие - в Англии в ХVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции - середина ХХ века. Новый образ жизни и мышления создавал и новое видение действительности, что, в свою очередь, радикально повлияло на творческую деятельность. В духовной жизни Западной Европы произошел такой глубокий переворот, которого еще не знала мировая история. В классической западноевропейской культуре тема Бога постепенно уступает теме Человека. Другими словами, процессы радикальных социальных изменений, происшедшие в период Возрождения, подготовили и сделали неизбежным переход общества Западной Европы к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций. Их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического), что привело к действительно радикальным изменениям во всех сферах культуры:

- хозяйственной, где окончательно господствующей стала капиталистическая форма собственности;

- политической, где власть в обществе перешла в руки буржуазии;

- научной, где полностью изменилась парадигма научного познания;

- философской, где ведущей доктриной стал рационализм.

В политической и правовой сферах культуры стали преобладать тенденции гуманизации и демократизации. Существенными оказались изменения в художественной культуре западноевропейского общества. Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализация производства, активное развитие предпринимательства. Столь бурное развитие промышленной цивилизации и позволило сформировать уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период с полным основанием стали называть Новым временем.

Первая буржуазная революция, происшедшая в Англии, кардинально изменила духовную атмосферу в европейском обществе. Не случайно именно в Англии прошла самая первая промышленная революция. Английский и нидерландский торговый капитал, опиравшийся на промышленность, стал подлинно промышленным капиталом. Протестантская трудовая этика поощряла производство и накопление.

Промышленная революция была столь же радикальным этапом в жизни западноевропейцев, как в свое время переход к земледелию. Она позволяла относительно небольшой части населения создавать материальные блага, не прибегая к обработке земли. В Англии были гарантированы политические свободы, началось формирование нового среднего класса. Общество, в целом, отличала высокая социальная мобильность. Новые знания, особенно в науке, свободно распространялись, порождали изобретательность и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос на промышленную продукцию стимулировал поиски новых методов, технических новшеств, повышавших производительность труда на производстве. Крупные ремесленные мастерские - мануфактуры - превращались в первые капиталистические предприятия.

Мануфактурное производство организовывалось «рационально», в соответствии с результатами научных исследований. Уважение к разуму, опыту пронизывает теперь все сферы жизни.(2)

В ХVII веке в западной Европе все большую независимость от религии обретает общественная мысль. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомым и они, практически, не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе все более ощутимы проявления светской культуры. В трудах Томаса Гоббса (1588-1679) - «Основы естественного права и политики» (1639) и Джона Локка (1632-1704) - «Два трактата об управлении» (1690) формируются основные правовые нормы раннебуржуазного государства. И если у Гоббса акцент сделан на полном подчинении граждан государству и государю, которые, в свою очередь, являются главными гарантами их достойной гуманной жизни, то Локк на страницах своей книги требует ограничить деятельность государства самыми необходимыми функциями. Как основатель буржуазного либерализма, Дж. Локк выступал за создание конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех. Наилучшим образом права личности могут быть обеспечены, по мысли ученого, только при помощи разделения властей: на законодательную (парламент), исполнительную (с включением судебной и военной) и «федеративную» (министры и король). Локк полагал, что каждая из ветвей власти должна контролировать и сдерживать другую. Все это позволит в итоге избежать деспотизма и произвола.

В ХVII веке формируется и классическая буржуазная мораль, тесно связанная с протестантской этикой. Освящая успех в мирских делах, протестантизм стал духовно-нравственной основой Нового времени, стимулируя человеческую свободу, рыночные отношения, активность буржуазного предпринимательства. Протестантизм открывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, на путях служения индивидуалистическим, если не эгоистическим порывам своей души. Вместо стяжания духовного богатства, оно по сути, ориентирует личность на стяжание материальных благ, которые в пределах протестантства объявляются главным условием обретения райского блаженства.

Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся научной революцией, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем в естествознании. В трудах Декарта, Лейбница, Ньютона, Гука, Торричелли, Мариотта, Бойля были сформулированы ряд важнейших законов в математике, физике, химии. Кардинальные научные преобразования меняли принципы, методы и сам стиль европейского научного мышления и впоследствии стали основой современной науки. В Средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви, хозяйственная культура не предъявляла к ней почти никаких требований. Парадигма научного исследования несла отпечаток схоластики, так как источниками знания считались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древних мудрецов («чем древнее, тем истиннее»), магические трактаты и опыт магов. В Новое время наука опирается на:

- наблюдение, опыт, научный эксперимент - Бэкон;

- механическую гипотезу, механическую модель - Декарт.

Трудами ученых Нового времени был сформулирован образец методологии классического естествознания, долгое время служивший эталоном научного познания как такового. Основные установки этой парадигмы были сведены к следующим моментам:

- субъект познания - это индивид, с присущими ему познавательными способностями - чувствами и разумом;

- объект познания - это природа;

- цель познания - это открытие универсальных и вечных законов бытия, которые по существу сводились к законам механики - первой из наук, достигшей теоретического уровня.

ХVII век - эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Р.Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон провозглашает объектом познания - природу, целью познания - господство человека над природой, а методом познания - опыт, индукцию. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. Особенностью философии Нового времени все более становились рациональность, методология и систематизация. В связи с отсутствием должного порядка и рациональности в реальной жизни западных стран (из-за религиозных столкновений, первых буржуазных революций) установление их в философии стало желанной идеей для многих мыслителей. В фундаментальном труде

Исаака Ньютона (1643-1727) «Математические начала натуральной филосо-фии»(1687) система новой физики строится при помощи дефиниций (определений), аксиом (неоспоримых истин) и «математического способа доказательств». Начиная с Декарта, философия приняла этот способ рассуждения за основу и применяла его в построении своих метафизических систем.

1.2 Периодизация классицизма

В европейской художественной культуре формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистического искусства. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном. В течение почти трех веков (начиная с ХVI в. - до 30-х годов ХIХ в.) классицизм прошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.

Классицизм ХVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период, в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» французского поэта Никола Буало (1626-1711) сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумно организованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью. Наиболее целостную культурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждение о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть идея принципиального взаимопонимания. В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве:

- художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума;

- художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру;

- главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.(3)

Для архитектуры классицизма были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. Классицизм обращается к формам античности, используя в качестве основы архитектурного языка - ордер. Античная классика продолжает восприниматься в Новое время как целостная система, единая в своей исконной классичности и стремящаяся выразить порядок и меру. Классицизм ХVII века выработал свои формы для различных типов архитектурных сооружений:

-   дворцовые комплексы - Версаль (архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А.Ленотр), Уайтхолл (архитектор И.Джонс) и др.;

- храмы - собор Св. Павла в Лондоне (архитектор К.Рен), церковь Дома Инвалидов в Париже (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар) и др.;

- общественные здания - здание таможни в Лондоне (архитектор К. Рен), здание ратуши в Аугсбурге (архитектор Э.Холль); здание ратуши в Амстердаме (архитектор Ян ван Кампен) и др.;

- частные жилые постройки, особняки знати.

В живописи классицизма - ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света. Создателем классицистического направления в живописи Франции был Никола Пуссен (1594-1665). Содержанием его картин стали темы из мифологии, истории, Ветхого и Нового завета. Основой художественного языка произведений является композиционная уравновешенность, четкий рисунок, ровное рассеянное освещение картин.

В литературе и драматургии классицизма - в трагедиях Пьера Корнеля (1606-1684) «Сид» и «Гораций», Жана Расина (1639-1699) «Андромаха» и «Бе-реника», в комедиях Жана-Батиста Мольера (1622-1673) «Мизантроп» и «Школа жен» господствовало правило трех единств: времени, места и действия, что в художественной практике означало:

-  время действия пьесы должно быть ограничено временем продолжи тельности спектакля;

- само действие пьесы должно происходить в одном месте;

- единство действия подразумевало, что в пьесе существует центральная интрига.

Жанры делились на «высокие» - трагедия, эпопея, ода, (их сфера - мифология, исторические события, государственная жизнь, где героями выступали монархи, полководцы, мученики за веру) и «низкие» - комедия, басня, сатира, (которые показывали жизнь людей из средних классов). Не допускалось смешения героического и обыденного, трагического и комического. Принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.

1.3 ХVIII век - Эпоха Просвещения и её основные представители

В историю общественной мысли ХVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Культура «века разума» была рождена буржуазными революциями, секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма, нарастанием интереса к философскому знанию. ХVIII столетие обнаруживает и новое понимание самого человека, веря в возможность рационально изменять его к лучшему и безгранично надеясь на человеческий разум и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала. В этот исторический период не только в странах западной Европы, но и в США (по завершении гражданской войны) окончательно утверждается капиталистический способ производства и буржуазные общественные отношения.

Отнюдь не случайным является и то, что именно в эпоху Просвещения широкое распространение приобретает само понятие «культура». Этому способствовали существенные изменения в бытии человека. Доминирование городской культуры, быстрая смена технических достижений и технологий ослабляли, характерную для прошлого традиционного аграрного общества, зависимость человека Нового времени от природной среды. В общественном сознании все больше утверждается представление о природе как арене преобразующей, творчески-продуктивной деятельности человека. Все это наполняло новым содержанием понятие «культура». Эпоха Просвещения создала обобщенное представление о культуре как о преимущественно духовном творчестве людей. В таком виде представление о культуре вошло в массовое сознание людей западной цивилизации Нового и Новейшего времени.

Эпоха Просвещения подняла на небывалую высоту авторитет науки и образования, которые отныне стали рассматриваться как движущая сила общественного прогресса. Но подлинное бессмертие завоевали философско-эстетические идеи, теории и концепции трех великих французских просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо. Общим для их теоретического наследия является не только переосмысление традиционных философско-эстетических категорий, и в первую очередь таких, как красота, гармония, вкус, но и всеобъемлющий анализ художественного процесса в целом, отдельных видов и жанров искусства. В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные стороны открываются только активно стремящемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями. Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных противоречий, а не только символом согласия и упорядоченности в природе и в художественных произведениях. Новое звучание в философии «века разума» обрело и понятие вкуса. Эстетический вкус оценивался просветителями, как чувство, пронизанное мыслью, в котором тесно соприкасаются культура и природа, искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником между ними. Следует заметить, что роль эстетического фактора возрастала во всех аспектах духовной культуры западноевропейского общества. По мере секуляризации публичной жизни росло значение музыки как важнейшего элемента художественной культуры. Занятия музыкой ради самой музыки получали все больше распространение.

Крупнейшим представителем философии, эстетики, теории искусства французского Просвещения являлся Вольтер (1694-1778). В своих статьях «Рассуждения об эпической поэзии» (1728) и «Вкус» (1764) он выдвигает положение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. У Вольтера присутствует явное понимание того, что каждое явление искусства вырастает на определенной исторической и национальной почве и в ней находит свое объяснение. Мыслитель видел в художественном творчестве мощное средство преобразования мира, при этом подчеркивая, что искусство - это порождение и творение человеческого разума и его воли. Философ акцентирует и то, что непременным условием бытия искусства является создание художественной иллюзии. Таким образом, изображаемое должно соответствовать всеобщим законам разума, но одновременно быть только подобием правды, ее видимостью.(4) Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором он видел школу морали, трибуну для пропаганды новых идей, могучее средство просвещения. Жанр трагедии Вольтер рассматривал как самую высокую форму словесного искусства, а самого себя считал, прежде всего, драматургом. Его деятельность, как театрального драматурга открывается трагедией «Эдип» (1718), а в конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Ага-фокл» (1778). Вольтер является родоначальником нового понимания сущности античной трагедии. Он сформулирует концепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения и найдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкельмана, Лессинга. Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызывать чувство сострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческая трагедия - это «школа добродетели», которая учит героизму и человечности.

Самым разносторонним представителем культуры французского Просвещения был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором теории просветительского реализма, создателем знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро достойно соединил в себе качества философа, теоретика искусства и художественного критика. Как и классицисты, Дидро понимает художественное творчество как сознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся на общие правила и законы искусства. А главным для искусства он считал его нравственное предназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гуманистические интересы и идеалы. В своей знаменитой философской повести «Племянник Рамо» (1770) он достаточно убедительно раскрыл диалектику художественного сознания. В процессе его функционирования происходят сложные процессы, противоречивые сочетания, переходы от одного состояния в другое: гармонии в дисгармонию, возвышенного в низменное, целостности в разорванность. «Племянник Рамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателем и философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не в русле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, в мельчайших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своих сочинениях Г. Гегель и К. Маркс.

Как было отмечено выше, в Новое время коренным образом меняются представления людей о художественной деятельности, появляются новые критерии прекрасного, обновляются способы художественного творчества, более разнообразными становятся художественные вкусы. Стилевое разнообразие искусства начинает оказывать существенное влияние на состояние жизненной среды западноевропейского общества, включая сферу производства, предметы быта и средства общения. Анализируя стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения, следует отметить, что оно использовало как старые формы (барокко), так и новые, созданные в эту эпоху (классицизм).

Классицизм ХVIII-го века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, а тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, народной культурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей и жестких нормативов. В этот период в европейской культуре звучат имена Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805), Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жака-Луи Давида (1748-1825) и мн. др.

1.4 Художественное течение второй половины ХVIII века - сентиментализм

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental-чувствительный, франц. sentiment-чувство) -, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.

Концептуально сентиментализм оформился в Англии, в творчестве английского писателя Джеймса Томсона (1700-1748). Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило о себе основное настроение сентиментализма - меланхолическая созерцательность на лоне природы. Между тем, сам термин сентиментализм впервые был введен в литературный обиход английским писателем

Лоренсом Стерном (1713-1768) в его «Сентиментальном путешествии" (1768). Герои произведений сентиментализма, как правило, простолюдины, наделялись всеми возможными добродетелями, которые подавались эмоционально насыщенно и слезливо-участливо. Наиболее законченное выражение сентиментализм получил в Англии, в литературных произведениях Оливера Голдсмита (1728-1774), Тобайаса Смоллетта (1721-1771), Сэмюэла Ричардсона (1689-1761). Именно английская художественная литература первой представила идеологию «третьего сословия», с ее демократическими идеями «переустройства мира», совершенствования «естественных чувств».

Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» - Гете, Шиллер, Ленц и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» (1761). В России данное художественное течение наиболее ярко представлено в творчестве Михаила Муравьева (1757-1807), Николая Карамзина (1766-1826), Ивана Дмитриева (1760-1837), Василия Капниста (1758-1823), Николая Львова (1751-1804), молодого Василия Жуковского (1783-1852). В произведениях сентименталистов превалируют исповедальные мотивы, сильна дидактическая (нравоучительная) установка, поэтому их излюбленными жанрами стали роман, дневники, путевые заметки, элегия и т.д. Темами и сюжетами произведений, выполненных в стиле сентиментализма, становятся: воспитание взаимоотношений родителей и детей, переживания болезни и выздоровления, смерть и траур по умершему.


2. Западноевропейская культура

2.1 Основные философские направления и культурологические концепции ХIХ века

В ХIХ веке европейская культура достигает своей зрелости. В большинстве европейских стран утверждается капиталистическая система хозяйствования, основанная на крупном машинном производстве. Новая техника меняет условия труда, которые постепенно становятся все более комфортными. В культуре отмечается рост цивилизационных процессов. Это существенно меняет внешний облик человека и окружающий его предметный мир. Культура становится важной частью общественной жизни. Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины ХIХ века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Англия стала родиной профсоюзов. В этих условиях возник марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895) об общественном развитии - оказал огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса в 1864 г. был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в Париже свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании ХIХ столетия марксизм занял одно из ведущих мест. Вместе с тем, в общественном сознании Европы формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма.

Позитивизм (латин. - positivus - положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия на протяжении ХIХ-ХХ веков, исходящее из того, что, только используя данные научного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположники позитивизма - французский философ Огюст Конт (1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние на становление в конце века в Европе и США будущей «массовой культуры».

В западноевропейской культуре второй половины ХIХ в. достойное место занимает иррационалистическая линия в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих философских и культурологических сочинениях они:

- подменяли разумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;

-  принижали значение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.

Шопенгауэру и Ницше принадлежит авторство т.н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:

- «людей гения», то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности;

- «людей пользы», то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

В культурологической концепции Ф.Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.(5)

В сознании европейцев ХIХ века прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень. С начала ХIХ в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме, данные одного типа знания широко используются для развития другого. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:

- открытие немецким микробиологом Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);

- описание английским ботаником Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);

- создание английским физиком Майклом Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;

- обоснование английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;

- разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;

- предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1979) существования электромагнитного поля.

Со второй половины ХIХ века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок (Лондон 1851, Париж 1869), как новых форм международного культурного обмена. Наиболее значительными научно-техническими достижениями этого периода стали:

- 1880 г. - начало применения железобетона в качестве строительного материала;

- 1885 г. - первый рейс автомобиля;

-  1890 г. - К.Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

- 1895 г. -братья Люмьер изобретают кинематограф;

- 1896 г. - А. Беккерель открывает естественную радиоактивность;

- 1899 г. - появление аспирина и т.д.

В последней четверти ХIХ в. происходит расширение видового состава и технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественно-проектного творчества, способствующего эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты. Предпосылкой появления киноискусства явилось возникновение в конце ХIХ в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза, включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.(6)

С небывалой активностью в конце века осуществлялись эксперименты по соединению, синтезу самостоятельных видов искусства. Принципиальным основанием этого процесса в искусстве стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. На рубеже веков осуществлялись интенсивные эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветовая энергетическая динамика в творчестве Александра Скрябина (1871-1915), Микалюса Чюрлениса(1875-1911) становилась новым констру 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>