Ссылка на архив

Западноевропейская культура нового и новейшего времени

План
Вступительная часть
1. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
2. Научно-технический и культурный прогресс в XIX - начале XX в.
3. Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.
4. Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков
Заключительная часть (подведение итогов)

XVIII в. в истории Западной Европы принято называть веком Просвещения

Общим для всех стран был кризис общественных отношений, идеологии, формирование широкого прогрессивного идейного течения - Просвещения. В его основе был культ первичной, нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего; критика современной испорченной цивилизации и мечта о гармонии природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Просвещение - это закономерный этап идейно-культурного развития общества н эпоху крушения феодализма и утверждения капиталистических отношении. Впервые термин «Просвещение» был употреблен Вольтером и Гердером. «Просвещение» как очень широкое понятие, не следует путать с «просветительством», которое является идеологией, т.е. системой взглядов эпохи Просвещения.


1. Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Хронологические рамки эпохи Просвещения охватывают XVIII в. При этом условно их можно разделить на два периода: до 1750 г., когда главным предметом критики и нападения просветителей являлась католическая церковь, и вторую половину столетия, когда стали подвергаться критике государственные учреждения и социальные отношения, а на первый план выдвигается идея политической свободы.

Важную роль в культуре эпохи Просвещения играла литература. Ее первоисточником является гуманистическая литература позднего средневековья и эпохи Ренессанса. Но в отличие от них литература Просвещения опиралась не только на античных классиков, но и на достижения естественных наук. Если гуманисты на первый план в литературе выдвигали индивидуализм, то просветители - ее общественную значимость. Итальянские гуманисты не вступали в общественную борьбу. Другое дело просветители (особенно французские), которые выступали в роли смелых борцов. в качестве критиков несовершенства политической и социальной действительности. Если античный мир завещал человечеству идею умственного прогресса, христианство внесло идею нравственного прогресса, то Просвещение XVIII в. обосновало идею социального прогресса. Борьба разума против невежества и предрассудков - вот, что по мнению таких просветителей, как

Основоположниками и идейными вдохновителями эпохи Просвещения явились французские просветители XVIII в. Среди них особым литературным талантом и мышлением отличались Вольтер, Монтескье и Руссо.

Несомненным лидером эпохи Просвещения был Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778). Он - выходец из третьего сословия. Его отец был нотариусом. Образование Вольтер получил в иезуитском колледже, но всю свою жизнь выступал против засилья католической церкви и подвергал ее резкой критике. Он написал десятки томов. Выступал в литературе в качестве поэта и романиста, философа и историка, моралиста и публициста. Его философско-исторический труд «Опыт о духе и нравах народов» положил начало философс2. Научно-технический и культурный прогресс в XIX - начале XX в.

Одной и

Развитие

Таким образом, следует отметить, что технический прогресс способствовал не только повышению интеллектуального уровня и осознаXIX - начале XX в.

Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIX в. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм.

Действительность не удовлетворяла романтиков, они ищут ответ на вопрос, как устранить зло и пороки общества, в чем заключается общественный и моральный идеал, к которому надо стремиться. С их точки зрения литература и искусство - явления общественно полезные. Так, Жорж Санд утверждала: «Искусство не есть изображение идеальной действительности, а искание идеальной правды». Виктор Гюго формулировал эту мысль следующим образом: «Человеческая душа в настоящее время имеет больше нужды в идеале, чем в реальности». Однако подобная позиция не исключала реалистических тенденций в творчестве романтиков.

Своеобразие романтизма особенно ярко выразилось в литературе. Для него характерно тяготение к исключительности, необычному, титанизм образов, резкие светотени, контрасты, стремительность событий, огромная роль роковых случайностей, широкое использование фантастических и легендарных образов и мотивов, гротеск. Литературе романтизма чуждо изображение героев в масштабах обыденной действительности.

Наиболее известным немецким писателем-романтиком был Эрнст Гофман . Он создавал фантастические образы, за которыми почти всегда стояли существенные конфликты действительности. Гофман дает реальную мотивировку всему чудесному, что происходит с его героями. Наибольший простор для фантазии писателя давали такие жанры как повесть, сказка и новелла. Известны его сборник новелл «Фантазии в духе Калло», повесть-сказка «Маленький