Ссылка на архив

Художественное пространство "Страшной мести" Н. Гоголя

Художественное пространство "Страшной мести" Н. Гоголя

Руднев Юрий

Цель данной работы - попытка охарактеризовать художественное пространство повести Н. Гоголя "Страшная месть", входящей в состав сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Описание пространства тут осложняется возможностью нескольких подходов к анализу текста, обусловленных характером самого этого текста. Во-первых, если воспринимать хронотоп как целостную структуру и учитывать время при анализе пространства (а сделать это представляется необходимым), то возникает первое разделение: на пространство соответствующее основному времени повествования (времени, на протяжении которого длится действие и в котором находиться рассказчик1

1 Несмотря на то, что в одной из ранних редакций повесть имела подзаголовок "Старинная быль", непосредственный повествователь не отделён во времени от героев, пронимающих участие в развитии действия. Back

Тут стоит обратить внимание на то, что действие основной части текста смещено по этой оси и сосредоточено около Киева, лишь в самом конце переходя к Карпатам, которые теперь становятся видны из Киева. Действие же легенды слепого старца изначально тяготеет к горам на западе Украины. Back

Ещё Андреем Белым (4) было замечно то огормное значение, которое имел для Гоголя род, преступления против которого Белый считает сюжетообразующим элементом в "Старшной мести", а отсюда вытекает возможное (как будет показано ниже - и действительное) происхождение некоторых мотивов текста от родового обряда. Back

Удаление автором подзаголовка в позднейших редакциях выглядит в таком случае совсем не случайным. Back

Можно даже допустить гипотезу, что знаменитая фраза "редкая птица долетит до середины Днепра!" также соотносима с обрядом и восходит к представлениям о попадании души в мир иной в виде птицы, либо переносимой туда птицей. Back