Ссылка на архив

Путешествие по Москве-реке

В повседневной городской суете мы подчас забываем, что наш город стоит на большой красивой реке, а ведь эта река в свое время даже дала ему имя. Но не только имя. Река дала и жизнь городу. Как известно, Москва находится на древнем речном торговом пути, которым жители Киевской Руси добирались до Владимиро-Суздальской земли. Река, общая длина которой составляет более пятисот километров, берет начало на Смоленской земле, а затем, сильно петляя, устремляется на восток и далее несет свои воды на юг, к Оке. Неподалеку от самой северной излучины реки (это современный район Митино) и возникли первые цивилизованные поселения на территории современной Москвы. Уже в XX в., без малого семьдесят лет тому назад началось строительство канала Москва-Волга, благодаря которому наш город стал символически называться портом пяти морей. В Москве было построено несколько портовых терминалов: пассажирские - Северный и Южный речной вокзалы и грузовые - Северный и Западный.

Когда-то река даже в городской черте имела совершенно сельский вид, омывая своими водами простые грунтовые берега. Но в 1930-1940-х гг. первым Генеральным планом развития и реконструкции Москвы было предусмотрено превратить набережные города в его «парадный фасад», наряду с главными городскими магистралями. И тогда Москву-реку одели в гранит, появились новые мосты, причалы, парапеты, каменные ступенчатые спуски. Строгим нарядным видом Москва-река стала даже несколько напоминать Петербург. О гидротехнических сооружениях реки можно написать отдельную статью, но мы уделим им лишь часть нашего внимания, а главное, что привлекает отправляющихся в речное путешествие по Москве-реке, это замечательные виды, одновременно радующие глаз и позволяющие познакомиться с архитектурой и историей города.

Начнем путешествие от Большого Устьинского моста, построенного в 1930-х годах возле устья реки Яузы. По московской традиции «большими» назывались мосты через Москву-реку в центре города, а «малыми» - соответствующие им мосты через построенный в XVIII веке Водоотводный канал. По Москве-реке в городе и пригородах проложено несколько прогулочных теплоходных маршрутов. Наш курс лежит к причалу возле Бородинского моста у Киевского вокзала, а затем обратно. При этом будем знакомиться с правой стороной реки, а левую посмотрим на обратном пути.

Первым нас встречает массивное здание бывшего Воспитательного дома, построенного в XVIII веке, в екатерининскую эпоху, по проекту архитектора Карла Бланка. Императрица сама курировала создание этого огромного благотворительного учреждения, управлявшегося специальным Опекунским советом (здание его до сих пор сохранилось неподалеку, на Солянке), а существовавшего на пожертвования частных благотворителей. Питомцами Воспитательного дома были сироты и подкидыши, которые здесь жили, воспитывались и обучались. При Доме было открыто Демидовское коммерческое училище, театральные классы, «французские классы». Среди преподавателей училища немало знаменитых имен. Это историки Иван Забелин, Василий Ключевский, известный поэт Аполлон Григорьев. Ныне в здании Военная академия имени Петра Великого.

Проплываем небольшую уютную церковь Зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены.

Когда-то с этого места открывалась замечательная панорама Кремля, привлекавшая внимание многих авторов гравюр и живописных пейзажей. Но в 60-е гг. прошлого столетия вид на Кремль был закрыт гигантским зданием гостиницы «Россия», в действительности ставшей объектом едва ли не самой массовой критики, но воспевавшейся советской архитектурной пропагандой как выдающееся сооружение, вместившее в себя 5300 гостиничных мест. В свое время она была крупнейшей в Европе, что почему-то очень нравилось авторам путеводителей той эпохи. Впрочем, этот вариант застройки древнего Зарядья оказался довольно скромным на фоне первоначальной идеи сталинского времени – поставить здесь восьмую московскую высотку.

Давайте теперь обратим взор вперед, где появился Большой Москворецкий мост и хорошо знакомые силуэты кремлевских башен. Мы в самом сердце Москвы. Кремль с реки как бы заключен меж двух мостов, Москворецким и Большим Каменным. В древности на месте Москворецкого был наплавной деревянный мост, как, впрочем, и все остальные мосты города. Его строили соединяя лежащие на воде бревна. Во время ледохода и весеннего паводка такой мост разрушался стихией и бревна уплывали вниз по течению, где часть из них вылавливали жители подмосковных сел, а москвичи строили новый мост. В XIX в. здесь уже был капитальный мост, замененный на нынешний в 1937 г., когда при сооружении канала Москва–Волга были построены почти все мосты центральной части Москвы.

В воды реки смотрится главная достопримечательность Москвы – Кремль.

В 1938 году соорудили и современный Большой Каменный мост, что возле устья реки Неглинной. Но почему же «каменный», ведь хорошо видны металлические и бетонные конструкции. Дело в том, что на месте нынешнего (в действительности чуть выше по течению) в XVII в. был возведен первый московский постоянный (не наплавной) мост из камня. Он был арочный и по виду немного напоминал сохранившийся доныне Лефортовский мост на Яузе. Мост был гордостью москвичей, на нем стояли лавки и кипела торговля.

Сразу за Большим Каменным мостом в середине прошлого века воздвигли самый большой храм Москвы – храм Христа Спасителя. На старинной фотооткрытке рядом с храмом видны также церковь Похвалы Пресвятой Богородицы и памятник императору Александру III. Все это было разрушено в 1930-е гг. для строительства гигантского Дворца Советов, который так и не построили (напоминанием о его невостребованном фундаменте долгое время являлся открытый бассейн «Москва»), а к 2000-летию христианства усилиями современных россиян храм Христа Спасителя был воссоздан заново.

На Пречистенской набережной мы проплываем два интересных памятника архитектуры и истории. Сказочные растения и животные, древний славянский колорит наполняют декор доходного дома З. Перцовой, построенного в начале XX в. по проекту художников Н. Жукова и С. Малютина.

Следом бывший дом коллекционера Ивана Цветкова. Этот человек, создавший собственную картинную галерею и получивший звание действительного члена Петербургской Академии Художеств, был известен всем буквально любителям искусства в начале того столетия. После его смерти в 1917 г. собрание картин (более 1600 единиц) было национализировано. Ныне их можно увидеть в Третьяковской галерее. Дом для галереи Цветкова на Пречистенской набережной построили по проекту известного художника Виктора Михайловича Васнецова. Кстати, позднее дом стал еще и памятником военной истории. В годы Великой Отечественной здесь располагался штаб эскадрильи «Нормандия-Неман», о чем напоминает мемориальная доска. Ныне дом принадлежит посольству Франции.

Статья А.СВЯТОСЛАВСКОГО " ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ-РЕКЕ"


RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>