Ссылка на архив

Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения

Учитель, осуществляя связь времен, связь поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений. Учитель – одна из самых сложных и ответственных профессий. Общество предъявляет к педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ребенка. Современный учитель - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог, в свою очередь, должен воспринимать ученика как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность.

Заслуживают внимания исследования, посвященные становлению личности учителя, важнейшим компонентом которого является педагогическое общение. Данные ряда исследований, проведенных А.А. Бодалевым, Я.Л. Коломинским, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, А.В. Мудриком и другими, убеждают, насколько важны вопросы совершенствования педагогического мастерства, оптимизации педагогического общения, становления индивидуального стиля деятельности и общения педагога.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Нам представляется важным выделить такие системные компоненты, как конституционные факторы, организационные и коммуникативные качества, мотивационная структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.

Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия – это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя. Характеристики этого образа складываются в общественном сознании постепенно в результате наблюдений, эмпирических, теоретических и экспериментальных обобщений. При этом наиболее явно все они представлены в психологическом портрете учителя дошкольного и младшего школьного образования. Именно такой учитель обладает наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования.

Такой приоритет учителя младших школьников обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения со взрослыми. Эти отношения существуют параллельно. В школе возникает новая структура этих отношений. Ребенок попадает в новую, для него, социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Система “ребенок - взрослый” дифференцируется, и отношения “ребенок - учитель” начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система “ребенок - учитель” становится центром жизни ребенка, пронизывает всю его жизнь, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Учитель становится для ребенка главным человеком, в учителе воплощаются все нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения.

Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простираются и на отношения в семье. Очень важно, что личность учителя, его состояние, включенность в обучение младшего школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы.

Из всего вышесказанного становится ясно, почему личность учителя начальной школы и его общение с младшими школьниками вызывает пристальный интерес исследователей.

Итак, как уже говорилось выше, среди многообразных связей, влияющих на развитие личности младшего школьника, особое место занимают его отношения с первым учителем. Учитель и ученик взаимодействуют друг с другом в довольно ответственный период развития личности школьника. И это взаимодействие осуществляется в процессе общения.

Общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.

Общение это не только необходимая, но и наиболее существенная сторона, неотъемлемо проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. Для профессии учителя общение выступает основной формой его деятельности, целью которой является прямое решение задач воспитания. Успех в выполнении этой задачи во многом зависит от умения учителя организовать свою деятельность и деятельность учащихся, от умения установить с ними правильные взаимоотношения.

По мнению В.А. Кан-Калика (22), все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:

· Конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т.е. стиль общения.

· Конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия.

А.А.Леонтьев (35) писал: « Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися».

Велика роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им. Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения и личности учителя является стиль. Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения учителя находит выражение его личность.

Оптимальный стиль общения создает в классе атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Актуальность проблемы изучения педагогического стиля учителя не вызывает сомнений. Подтверждением тому являются многочисленные исследования влияния стиля общения учителя на класс в целом и на каждого ученика в отдельности.

Первое экспериментальное исследование стилей руководства было проведено в 1938г. немецким психологом Куртом Левином. Именно тогда была введена распространенная в наши дни классификация основных стилей руководства: авторитарный, демократический и попустительский.

Интересные данные о педагогическом стиле были получены в исследовании Н.Ф. Маслова. Он изучал отношение первоклассников к школе. Тестирование при этом проводилось дважды: за 2 недели до поступления в школу и в конце 1-ой четверти. Как и следовало ожидать, по прошествии времени отношение несколько ухудшилось у всех. Выяснилось так же, что у учеников, попавших к авторитарному учителю, охлаждение к школе было значительно большим, чем во всех других случаях.

В данном исследовании обнаружился еще один любопытный факт. Было установлено, что у авторитарных учителей слабоуспевающие ученики втрое чаще жалуются на пристрастие учителя к двойкам. При этом примечательно то, что в действительности количество двоек в классных журналах у учителей авторитарного и демократического стилей оказалось одинаковым. Следовательно, стиль взаимодействия педагогов с учащимися во многом определяет и особенности восприятия учащимися самой личности учителя.

В этой связи можно заметить, что зачастую за снижение интереса к учебе ответственны не столько неизбежные трудности школьной жизни, сколько особенности общения учителя с учениками.

Итак, исследования показали, что стиль общения учителя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат в коллективе. Стиль руководства влияет и на формирование определенных черт личности школьника.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что младший школьный возраст является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Основной фигурой в это время для школьника становится его учитель. Отношения, которые складываются между ними, определяют все дальнейшее развитие личности ребенка, его психологическое здоровье. Взаимодействие между школьником и учителем осуществляется в процессе педагогического общения. Важной характеристикой этого общения является стиль, а в стиле общения учителя находит выражение его личность.

Для нашего исследования значимым представляется изучение особенностей личности учителя с разными педагогическими стилями общения.

Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы помочь учителям осознать свои личностные особенности, которые выражаются в стиле их педагогического общения. Зная свои сильные и слабые стороны, педагог может развивать свои достоинства, компенсируя недостатки. Тем самым учитель может сделать процесс общения с младшими школьниками более комфортным и полезным.

Объект: психология личности учителя.

Предмет: Особенности личности учителей с разными стилями педагогического общения.

Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.

2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.

3. Определение педагогического стиля общения учителей.

4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.

5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.

6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.

7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.

8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.

9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.

Главная гипотеза исследования: Существуют различия между особенностями личности педагогов с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения.

Рабочие гипотезы исследования:

1. Организаторские и коммуникативные качества более развиты у учителей с демократическим стилем общения, чем у педагогов с авторитарным стилем.

2. Существуют различия в мотивационной структуре педагогов с авторитарным и демократическим стилем общения.

3. Существуют различия в эмоционально – личностной сфере между педагогами с авторитарным и демократическим стилем общения.

4. Учителям с разными стилями педагогического общения будут характерны разные наборы черт личности.

5. Существуют некоторые особенности личности, характерные для большинства представителей педагогического коллектива, в независимости от его стиля общения.


Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии

1.1. Психология и структура педагогического общения

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты функционально-творческие.

Итак, педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, а также создание благоприятного психологического климата.

Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Он постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность, выступая и как источник информации, и как человек, познающий ученика или группу людей. Наиболее распространенная ошибка, которую допускают начинающие учителя, неумение организовать педагогическое общение целостно. Например, планируя урок, прежде всего как передачу информации, учитель не всегда задумывается над другими функциями. В результате материалы подобраны, педагог хорошо владеет ими, а урок “не клеится”, нет контакта с классом, точнее нет целостного процесса педагогического общения. Реализуется лишь информативная функция общения, не подкрепляясь взаимоотношенческим “слоем”. Таким образом, основной характеристикой педагогического общения – является его целостность.

Педагогическое общение – это, конечно же, творчество. Оно проявляется в 4-х аспектах:

1. Творчество в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.

2. Творчество в умении понять психологическое состояние учащегося.

3. Творчество в искусстве воздействия на партнера, в умении взаимодействовать с ним.

4. Творчество в процессе саморегуляции, в преодолении разнообразных психологических барьеров, т.е. в искусстве управления собственным состоянием.

Творчество, проявляясь в этих 4-х аспектах деятельности учителя, позволяет достичь более продуктивного уровня педагогического труда.

Важную роль в организации взаимодействия с детьми играет стиль педагогического общения. Это категория социально и нравственно насыщенная, она воплощает в себе социально - этические установки общества и учителя как его представителя.

1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения

Педагогическое взаимодействие складывается из двух компонентов - деятельности и общения. Различные школы (зарубежные, отечественные) придают каждому из них свой статус, выделяют как приоритеты.

Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский рассматривают понятие «общение» как производное от категории «деятельность». Б.Ф. Ломов, В.В. Знаков рассматривают общение как самостоятельное явление, не сводимое к деятельности.

А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общение как профессиональное общение, направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию учебной деятельности внутри ученического коллектива. М.К. Тутушкина определяет педагогическое общение как «взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров».

Остановимся поподробнее на понимании педагогического общения с точки зрения теории деятельности. Данная теория широко раскрывается в работе известного советского психолога А.А. Леонтьева (35). Педагогическое общение может быть рассмотрено как деятельность и как процесс. В качестве деятельности общение выполняет интегративную функцию. Через общение реализуются другие виды деятельности.

Коммуникативная природа деятельности учителя означает то, что общение реализует все другие деятельности, входящие в структуру педагогической деятельности. Поэтому общение, включенное в структуру педагогической деятельности, получает название по типам деятельности — познавательно-информационное, ценностно-ориентационное, организаторское и др.

Понимание общения с точки зрения процесса означает раскрытие его динамических аспектов как деятельности. Общение как деятельность включает такие компоненты: цель, мотив — отношение, действие — способы, контроль и результат. Эти структуры могут быть прослежены как на уровне группового, так и индивидуального субъекта.

Процесс деятельности общения можно показать на основе системно-структурного подхода. Деятельность общения — это система взаимодействующих внутри ее элементов (структур). Однако это объединение элементов внутри деятельности происходит по-разному.

Выделены ряды функциональных блоков, в которых происходит интеграция различных структур деятельности. Это личностный и результирующие блоки, блок действий, пространственно-временной блок.

В современном понимании, педагогическое общение представляет собой обмен информацией и эмоциями участников образовательного процесса. Оно может быть ролевым или личностным.

Функции педагогического общения:

1) инструментальная - передача информации;

2) синдикативная - укрепление общности;

3) самовыражения - самопрезентация;

4) трансляционная - передача опыта с целью научить.

Эффективность педагогического общения будет зависеть от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников, при условии реализации его актуальных потребностей. М.Е. Литвак к сфере таких потребностей относит: потребности в стимуляции (инициация активности субъекта); в событиях (необходимость новых впечатлений); в узнавании (подтверждение своей самоидентификации); в достижениях и признании (необходимость чувствовать себя уважаемым, достойным человеком); в структурировании времени (как вид потребности в безопасности).

К.К. Платонов и Г.Г. Голубев (58) выделили пять видов речевого общения, которые необходимо использовать в педагогической деятельности: интеллектуальное (вводить учащихся в дискурсное, понятийное поле изучаемых наук); эмоциональное (делиться чувствами и переживаниями); образное (использование практического опыта школьников для сопоставления с научными истинами); ассоциативное (использование широкой палитры причинно-следственных связей различных явлений); волюнтаристическое общение (частое использование побуждающей, повелевающей лексики).

Современная педагогическая психология обращает пристальное внимание на диалогический характер эффективного общения. Оно возможно только в том случае, когда партнер по общению независимо от возраста, статуса и других характеристик рассматривается как равноправный участник взаимоотношений. В типологии А.Б. Добровича это возможно только, если учитель находится на 4 – 7 м уровнях.

1. Примитивный уровень (собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий).

2. Манипулятивный уровень (партнер соперник в игре, которую надо непременно выигрывать).

3. Стандартизированный уровень (партнер - носитель социальных стереотипов).

4. Конвенциальный уровень (партнер - равноправный участник встречи).

5. Игровой уровень (живой интерес к многообразию личностных проявлений партнера).

6. Деловой уровень (направленность на партнера в желании сделать нечто сообща).

7. Духовный уровень (партнер воспринимается как носитель духовного начала и это вызывает в нас благоговение).

В.А. Кан-Калик (22), изучая структуру педагогического процесса, выделил стадии его развития: 1) моделирование (на основе апперцепции, установок учитель мобилизует свои педагогические стратегии, т.е. планирует возможные условия протекания педагогического взаимодействия); 2) организационная, когда задается начало совместного действия, важен старт, он определяет дальнейшую скорость, уровень включенности учащихся); 3) управленческая (общение становится контекстом, рамкой для учебной деятельности); 4) аналитическая (учитель анализирует и при необходимости корректирует свои действия в зависимости от исходных целей и наличной ситуации).

Традиционно принято выделять три компонента общения:

1. Когнитивный, аффективный, поведенческий (Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломенский (54)).

2. Гностический, аффективный, праксический (А.А. Бодалев (11)).

3. Информативно-коммуникативный, регуляционно-информативный, аффективно-коммуникативный (Б.Ф. Ломов).

А.А. Реан, Я.Л. Коломенский используют четырехэлементную модель, в которой выделяет: когнитивно-информационный компонент, регулятив-но-поведенческий, аффективно-эмпатийный и социально-перцептивный (67).

1.1.2.Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения.

Коммуникативный аспект педагогического общения

Коммуникативную сторону общения изучали Л.С. Выготский (знаковые системы), А.Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А.А. Леонтьев (психолингвистика), В.Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются. И тогда имеются в виду вся сфера взаимоотношений людей друг с другом, умение налаживать контакты, грамотно поддерживать их, корректно их завершать и т. д. В узком смысле под термином «коммуникация» подразумевается аспект передачи и принятия информации. В этом смысле в данной сфере рассматриваются вербальные (речевой) и невербальный (неречевой) аспекты общения. Задачи вербальной коммуникации в педагогическом общении включают:

1. Лекторское мастерство педагога (ясность, доступность, логичность, структурированность, выразительность, информативность, правильность, чистоту речи, контакт с аудиторией).

2. Обучение школьников основам культуры и искусства речи (планирование речи, ее содержательный объем, доказательность, аргументированность, богатство словарного запаса, уместность, тактичность).

3. Субъект-субъектные отношения в педагогическом общении (активное слушание, Я-высказывание, обратная связь, безоценочное принятие партнера, условия фасилитации педагогического процесса).

Грамотная, богатая, правильная речь - это залог успешной коммуникации, поскольку хороший оратор обладает способностью влиять на людей. К сожалению, существует мало людей, являющихся «прирожденными» ораторами, этому искусству необходимо учиться.

Невербальная коммуникация изучалась П.М. Ершовой (технология актерского искусства), И.Н. Гореловым, В.Ф. Енгалычевым (жестовая речь), Е.А. Петровой (жесты в педагогическом процессе). А. Пиз (язык тела) и другими. К данным средствам общения относятся перечисленные ниже:

1. Паралингвистические (качество голоса, тембр, громкость, высота). Современные исследователи языка и речи обращают внимание на данный параметр как на ключевой, а не вспомогательный аспект передачи информации. Именно фонацией вкладывается смысл в общезначимые выражения. Важный параметр речи - скорость. Распространенное знание о различии в наших жизненных ритмах и о замедленном темпоритме восприятия ребенка остается невостребованным в реальном процессе общения. Оптимальная скорость восприятия обращенной речи для младших школьников 40 - 60, для подростков 60-100, для старшеклассников 80- 120 слов в минуту. Красота голосовых данных возникает за счет окраски, тембра. Он зависит не только от врожденных качеств голоса, но и от самочувствия и настроения. Низкие голоса обычно воспринимаются как более приятные, мягкие. Глухой голос может быть вызван дискомфортным состоянием человека, высокий - восприниматься как звонкий или режущий. Чрезвычайно важный аспект речи - дикция. Любые дефекты речи усложняют ее восприятие.

2. Экстралингвистические (паузы, смех, плач, вздохи, кашель). Паузы - многозначные медиаторы нашей речи. Они могут сигнализировать как о полном взаимопонимании, так и о потере контакта, о согласии или несогласии, привлекать внимание и наоборот. Такие характеристики, как отдышка, смешки, покашливание, всхлипывания, будут сигнализировать об эмоциональном, интеллектуальном, соматическом состоянии собеседника.

3. Ольфакторные (приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи); XXI в. называют веком запахов. Влияние их на нашу жизнь огромно, но пока подлежит изучению. Проведенные исследования показали влияние запахов на ошибочные действия программистов. На 20 % снижались ошибки при вдыхании лаванды, на 33 % от запаха жасмина, на 54 % - от запаха лимона. В целом установлено, что запахи лаванды и розмарина расслабляют, а лимона и эвкалипта возбуждают.

4. Визуальные (направление, долгота взгляда, мимика). Через зрительный канал приходит от 70 до 90 % информации. Существуют статусные и культуральные различия в использовании визуального канала для общения. В европейской ментальности выделяют три вида взгляда: деловой, социальный, интимный. Считается, что для ощущения комфорта при общении люди должны смотреть в глаза собеседника 2/3 времени разговора. В животном мире, как, впрочем, и в ряде человеческих культур, прямой взгляд рассматривается как вызов и используется нечасто, для определенных задач.

5. Кинетика (движения рук, ног, туловища, походка). Телесные проявления несут значительно больше сигналов, чем вербальные, поскольку они в большей степени бессознательны, а значит, и более информативны. В самих телесных проявлениях тело до пояса более контролируемо, чем ниже пояса. Например, закрученные за ножки стула ноги выдадут волнение, даже при будто бы расправленных плечах. В пантомимике выделяют закрытые и открытые позиции, позы уверенности, превосходства, неуверенности, интереса, напряженности, недоверие и вообще всю гамму человеческих проявлений. Важный параметр эффективного общения - конгруэнтность (совпадение вербального и невербального послания).

6. Проксемика (пространственная и временная организация общения). Пространственная ориентация - биологическое наследие человека. В животном мире явление собственной территории играет огромную роль, ее метят, охраняют, отдают за нее жизнь. Поскольку, как выясняется, наше Я не ограничивается нашей телесной оболочкой, ни даже собственной одеждой. Наше Я - это и некое пространство вокруг нас, которое мы рассматриваем как часть себя. При нарушении этой невидимой границы в силу вступают совсем иные законы поведения, чем рассудочное реагирование. Этой областью человеческих проявлений занимается специальная отрасль психологии - психология толпы. Выделяют несколько зон личного пространства: интимная (0 - 45 см), личная (40-50 см), социальная (1,5 – 2 м), формальная (2 – 3 м), публичная (свыше 3 м).

Важным аспектом хорошего общения является отсутствие коммуникативных барьеров (герменевтический, артикуляционный, сленговый, стилистический).

Герменевтический барьер - это когда люди не понимают смысла сказанного, возможно, что не знают значения слов, возможно из-за разницы в толковании, возможно из-за привнесения различных смыслов в понятия.

Артикуляционный барьер относится к дефектам речи, плохой дикции, нарушениям звукопроизношения.

Сленговый барьер обнаруживается при встрече людей различных сред, использующих профессиональный, возрастной, субкультурный жаргон.

Стилистический барьер не будет преодолен, если не начать разговаривать с человеком на понятном ему языке. Это может касаться репрезентативных систем восприятия, когда одним бывает более доступна звуковая, другим - зрительная, а третьим - чувственная информация или доминирование полушарий также сопровождается ведущим типом репрезентации. Для одних (правополушарных) - это необходимость эмоциональной окраски, ярко выраженного отношения к информации, для левополушарных необходима четкая логика, стройная аргументация, полная доказательность информационного сообщения.

Значительная роль общения в педагогической деятельности, в работе учителя, воспитателя, педагога, естественно, требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений:

· умения общаться на людях;

· умения через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность;

· умения целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Понятно, что это лишь наиболее важные, так сказать, укрупненные группы коммуникативных умений учителя, которые, в свою очередь, включают в себя массу других компонентов: умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении, умение организовывать приспособления в общении и т.п. Понятно, что такой комплекс сложных коммуникативных умений учитель может выработать только при наличии определенных коммуникативных способностей. Подробно проблемы коммуникативных способностей педагога рассмотрены в книге Н.В. Кузьминой (30), мы же сейчас рассмотрим лишь ключевой элемент этой сложной психологической структуры.

Основным компонентом коммуникативных способностей является общительность в самых разных ее проявлениях. В педагогической деятельности общительность выступает не только как личностное, но, главным образом, как профессионально-личностное качество человека-педагога.

Общительность (в общечеловеческом плане)– явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:

· коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации;

· социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;

· альтруистические тенденции.

Коммуникабельность. Педагогическая деятельность есть общение – постоянное, длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются, что, естественно, затрудняет их работу в школе. Социальное родство выступает не просто как временное психическое состояние, а как устойчивое личностное образование, связанное с профессионально-педагогической направленностью личности.

Общительность как свойство личности, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. На наш взгляд, правомерно рассматривать общительность как единство трех компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия до, во время и после общения, коммуникативных навыков и умений. Как видим, в данной трактовке наиболее четко обозначены собственно профессионально – творческие аспекты общения, хотя потребность в общении – общечеловеческое свойство. А.В. Мудрик (49) выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации. Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции. Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т.д. Именно наличие этих эмоций и потребности в их переживании свидетельствует о предрасположенности к педагогическому общению. В альтруистических эмоциях выделяют желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т.д.

Завершая разговор о коммуникативной стороне общения, уместно будет вспомнить слова Ю.М. Лотмана, о том, что интеллигентный человек тот, кто разговаривает с каждым на понятном ему языке. Для педагога важно не только быть понятым, но и давать ученикам возможность видеть горизонт,

т. е. образцы того, куда можно идти, чему научиться, чего достичь в области информационных обменов.

Перцептивный аспект педагогического общения

Перцептивная сторона педагогического общения рассматривалась А.А. Бодалевым, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Г. Добровичем, В.А. Кан-Каликом, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др. Под перцепцией понимается восприятие человеком окружающих и самого себя в поле взаимодействия. В этом аспекте рассматриваются вопросы стереотипов, предрассудков, каузальной атрибуции, когнитивные карты построения социальной картины мира учащимися и педагогами. Все большую популярность завоевывает интегрированный подход к проблемам детерминации взаимодействия - влияния черт, отношений и ситуаций. Активно исследуются механизмы понимания людьми друг друга: идентификация (уподобление, соотнесение себя с другими); эмпатия (вчувствование, проникновение в эмоциональный мир партнера); рефлексия (видение себя со стороны, самоанализ); аттракция (симпатизирование другому, вызов у него аналогичных чувств). Г.М. Андреева (4) отмечает, что многочисленные исследования выявили пять типов людей по перцептивным стратегиям:

1. Рациональный человек ориентирован на логические доводы, взвешенность, расчет.

2. Наивный психолог имеет клишированное сознание, делает необоснованные обобщения, генерализирует.

3. Производитель данных ориентируется на первые впечатления.

4. Когнитивный скупец делает много ошибок, так как пользуется минимумом информации.

5. Когнитивно-аффективный тип ориентируется скорее на эмоциональное впечатление, чем на рассудочные основания.

Применяя эти знания для рассмотрения психологии учителя, необходимо отметить опасность такого восприятия, когда навешиваются ярлыки, ребенок воспринимается через призму стереотипов, собственных культурных стандартов.

Важным компонентом педагогического видения ситуации является феномен объяснения поведения учащегося, т.е. интерпретация человеческого поведения с точки зрения наблюдателя. В науке эти исследования получили название теории каузальной атрибуции, или причинного объяснения. На поведение человека могут влиять три фактора: личные особенности, обстоятельства, ситуативные причины. Эксперименты показали, что, описывая свое поведение, человек зачастую прибегает к ситуативным и обстоятельственным факторам, но когда он описывает причины поведения другого, то апеллирует к его личностным качествам. Этот феномен получил название фундаментальной ошибки атрибуции. Как часто педагоги демонстрируют данную ошибку и обнаруживают различные ее модификации. Некоторые из них выглядят следующим образом:

1) будучи виновником аналогичного события, человек склонен приписывать другому те же лично