Ссылка на архив

Психология Общения

Общ пон об управл О. Его формы и стадии.

Произв-ные отн-ния яв структурообразующим элем всей с-мы общ-х отн-ний. В проц пр-ва воз потреб в таком виде д-ти, как управление, предполаг планир, орг-ю, мотивацию и контр, а также связ с осущ-ем этих ф-й комму-и и прин решен. Исходя из эт, упр О-О, вызван необ-тью осущ упр-х ф-й с учет обрат связи. Управл отн-я предп тес диалектическое взаимод м/д объек упр (от отдел стру-ных подраздел-й до общ-ва в цел) и суб управ, осущ сознат воз-ие на объ д/достиж поставл целей. Прав-нее гов о суб-субъек-х отн-х в управ деят-ти. Ф упр О. Субординационная ф. Это О м/д рук и подчин, в осн кот полож админ-прав нормы. Так О складыв как м/д рук-и и исполнителями, так и м/д рук раз уров. Суб ф О мож нос линейн, функцион и смеш, лин-функ-й х-р. При лин отнош-х у кажд рук м/б неск под-х, но кажд имеет тольк 1 рук-ля. При функ-х отн-х, работник мож подчин неск рук одновр, и каж из них контр осущ конкрет ф-ии. Служеб-товарищеская ф. О м/д коллег, в основ кот полож админ-морал нормы. Друж ф . О м/д рук, м/д рук и под-ми. В осн леж морал-псих нор взаимод-я. В завис от ур управлен, вертик и гориз модел, произ-х и общ-х услов

Псих аспекты убеждения. Убеж-е-воздейс посредс доказат, лог упорядоч фактов и вывод. Подраз уверен в правоте своей позиции, в истинности св знан, этичес оправданности св поступков. Убежд - ненасил и нравств предпочт метод влиян на партнеров по О. Убеждать-привл люд на св сторону. У осущ с пом слов, прим, дела. Процедура У-4 вида возд-я. Информирование- во имя чего ч-к дол действовать. Чтоб побуд чел к нуж д-ти, преж всего след проинформ его о цели и вероят ее достиж. Инф в проц У реал различ мет-ми, нап рассказ, кот стр-ся 2 путями: индуктивным (ког идут от отдел фактов к общениям) и дедук-м (от общ положен к отдел фак). При И в нач рассказа мож постав ?, ответ на кот и станет весь послед р-з, основ сообщение восприн активно. При Д ? став после сообщен глав мысли, если ? став перед, то след затем аргументация оказыв излиш. Разъяснение. Виды: инструктивное, повествующ, рассужд-е. Инст уместно ког от слу-ля треб запом ч-л, нап при усвоении порядка д-вий. Д/твор натур - расс-щее. Оно стр-ся так образ, что ведущий став пер соб-ком все за и прот, заставл его мыслить самому, побуд к ответу. Доказ-во - относ к логич опер ациям, но без фактов нет д-ва, люди привык опираться на ф-ты.

23.Комплимент. Нередко К сравнив с лестью. Лесть приятна далеко не кажд, многих обижает. К никого не обиж, он всех возвышает. Предмет К явл вещи, дела, идеи и т.д., косвен относящ к людям. К предпол разночтение: услышав К ч-к сам домысливает до его сущности. К привлек к себе вним лишь в том случ, когда отвеч интерес и потреб людей. Умен руководит примянять в Обще К обогащает арсенал его средств взаим-я с людьми. К, если он искренен, всегда вызыв ответ благож реакцию. Повод д/ком-та всегда найдется:компетентность, вниман, заинтересованность, любознательность и т.п. У К всегда есть адресат. И, как правило, за комп-м всегда стоит цель, например, познакя с ч-м поближ или наоборот. Цель фор-ся еще до того, как К сказан. Она связ с какими-то взаимоотношениями м/д его автором и получателем, но значима в пол мере, по мнению автора К, в основ, д/него самого.

14. Идентификация, эмпатия и рефлексия К механ повед в проц О относят: познания и пониман людьми др друга (идентификация, эмпатия) познан сам себя ( рефлексия ) формиров эмоцион отнош к человеку (аттракция) Идентификация, т.е. так состоянкогда суб-ты О сближаются на идее взаимн переживан каких-то общих сторон жизнед-ти. Идентификация -уподобление себя другому, когда предположение внутреннем состоянии партнера по О строится на основ попытки поставит себя на его место; рефлексия (в социал псих-и "рефлексия" употр как познание субъек самого себя. В соц псих-и под рефл понимается осознание действующим инд-дом того, как он воспринимается партнером по О); эмпатия - эмоц отклик, воспр на основе чувств.//В проц О ч-к познает себя ч/з поним друг ч-ка, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В проц вкл 2ч-ка, кажд из кот явл активн субъ-м, и осущ-ся однов-но “двойной” процесс - взаим воспр и познан. При постр стратег взаимод-я двух люд, наход в услов-х взаимопознания, кажд из партнёров приним в расчёт

26.Принципы Упр О

Выд след основ этик-психпринц упр О. 1) Пр созд услов д/прояв лич-го потенциала сотр-ков, их проф знан. Этому способ делегирование полномоч р-ля, т.е. передач подчин ряда задач, некот видов д-ти рук. Нек рук опас того, что подч будут рассматр это как попыт перел св раб на их плечи. Эти опасения привод к сниж эфф управ: объект текущ раб препятс осущ основ ф-и руковод-определен и реализации стратег целей предприят. Подчин чув недов к себе. Эта техника предпол подбор подходящ сотр-в, распред сфер ответ-ти, координац выпол поруч задач, стим и консультир подч-х, контроль и оценку их д-ти. Делегировать необх специал-ю д-ть, част ?, подгот раб, но не окончат формулировку целей, план. Не подлежат делегир ф-и р-ля: установл целей, прин реш, контр результ, руков-во сотр-ми и мотивац их д-ти, задачи особ важн, сроч дела строго доверит х-ра. 2. Прин полномоч и ответст-ти. Кажд раб-к долж чет знать свои обяз и права по их реализац. Рук дол забот о созд соц, служ и персон статус св сотр-в.

3. Струк О В стр О выдел 3 составляющие-комм, интеракт, перцептив.Комму стор О-обм инфор, ее пониман. По средств ком-и О быв 2 вид: реч и нереч (нев). Речь, как средО, одновр выст и как источ инф-и, и как спос взаимоде на соб-ка. В стр реч О вход : Знач и смысл слов, фраз. Игр важ роль точн упот слова, его вырази-ть и доступ-ть, прав постр фразы и ее доходч-ть, прав-ть произн звук, слов, вырази-ть и смысл инто-и.Реч звук явлен: темп реч (быс, сред, замед), модуляция выс голоса (плав, резк), тональн гол (выс,низ), ритм (равном, прерывис), тембр (раскатист, хрипл, скрипуч), интонац, дикция речи. Наблюд показ-т, что наиб привл в О -плав, спокой, размер манер речи. Выразит кач голоса: характ спец звуки, возник при О: смех, хмыкан, плач, шеп и др; раздел-е зву- кашель;нулев зв-паузы;звуки назализации-«хм-хм»,«э-э-э» и др. Неверб дел на оптико-кинестетические (ж, мим, пантом); паралингвис (кач голос, его диапаз, тональн), экстралингвистические (пауз, плач, смех), пространс-врем (взаимораспол партнер, врем задержки нач О и др.) В проц взаим людей от 60 до90 % :ком осущ с пом невер ср выражен. Верб канал испол д/ перед инф, нев сигналы служ выраж межлич отнош.Кол и кач нев сигн завис от возр ч-ка, пола, национ, типа темп, соц стат, ур проф-зма.

4.Коммуник сторона О-обмен инфор, ее понимание. Коммуник взаимодейств мож классифиц по раз основаниям: с (.) зр особен психич отражен (интеллек, эмоц, образн, ассоциатив);

с (.) зр сосредоточ интерес сторон (компромисс, сотруднич, нейтралитет);по числу, хар и степ вовлеченн суб-в в проц взаимод (монолог, диалог,);по организацион формам коммуникативного воздейс (дел бес, совещ, прием по личн?, пресс-конф).По средств ком-и О быв 2 вид: реч и нереч (нев). Неверб дел на оптико-кинестетические (ж, мим, пантом); паралингвист (качество голоса, его диапаз, тональн), экстралингвистические (паузы, плач, смех), пространс - времен (взаимораспол партнер, врем задержки нач О и др.) Элемент нев ком явл мим, част дыхан, жес, поход, одеж, символ стат, тембр гол и интон, пр-во. В процессе взаимод люд от 60 до 90% ком осущ с пом неверб. Верб канал испол д/передачи инф, неверб сигналы служ выраж межлич отнош, а в некот случ прим вмест словес сообщ. Колич и кач нев сигналов завис от возр ч-ка, пола, национ, типа темп, соц стат, уровня проф-зма.

8. Специфика ком стор О. (В начале №4).Чтобы не ошиб в тракт неверб сигналов нуж руководств следующ правилами.

1 Судить след не по отдел жест (они мог им неск знач), а по их совокупности. 2 Жесты нел трак в отрыве от контекста их проявлен. Один и тот же жест (нап, скрещ на груди руки) на перегов мож означ скован, нежел участв в обсужд проблемы, недоверие, а ч-к, стоящий со скрещ рук зимой на остановке, попросту замерз.3 След учит нац и рег особен нев ком. 4 Трактуя жесты, не приписыв свой опыт, свое сост другому. 5 Пом, о "второй натуре", т.е. о той роли, кот в дан мом и в те длит отрезка врем играет ч-к. Эта роль мож б избрана д/маскировк, компенс негат кач. Ч-к, играющ роль высокомер, отваж, использ и соответств роли жесты, скрыв свою неуверен и трусость. Важ отлич эту "2 натуру" от истин, чтоб нев сигналы не ввели в заблужд.6 Др факторы, оказыв влиян на интерпретац жестов. Это м/б сост здоров. К прим, у близ зрачки всег расшир, а у дальноз сужены. На шир зрачка также влияет ярк света, на стрем избеж рукопож-профессия(худ, муз, хир)

Опровержение- сущ так правила.1 - при опроверж доводов оппонента, след обращ к его ч-ву соб дост-ва, дать возм прояв инициативу.2- нуж учитыв х-р оппонента. 3- проявлять вниман. Д/менеджера: желая убедить партнера в чем-то - приемы: старайтесь выявить у собесед все пункты внутр колебан и имен на них сконцентр свое воздействие; возд-те лишь теми арг-ми, какие ч-к способ восприн; не огранич голым приведением факт и дов, а чет раскрыв весь их смысл; не игнор противные резоны, а заранее предполагая их продум св контраргументы; всегда им про запас 1 хор аргумент, если объект в мом прин реш вдруг стан колебаться; полезно придавать отдел утверждениям форму нейт ? тогда ваш против не ощутит давлен и связ с ним глубинного контекста и смож воспр подоб подачу как соб мнение; воздерж от?, на кот соб мож отв "нет"; склоняя человека на свою сторону, смотрите ему между глаз и представляйте именно ту реакцию, которую вы ожидаете от собеседника; не отступайте до тех пор, пока партнер неоднократно и отчетливо не повторит решительное "нет";

индив-психол кач людей руководит выбир ту или ин ф упр О. Нап, вертик мод О целесообразна на ур управ предприят, а на ур бригады она малоэф. И.И. Горелов и др. в книге "Умеете ли вы общ-ся?" выд 6 стад О.1-ориентировка в окруж усл-х. Выбор места встр, распол люд, дистанции взаим-я, простр-ная ориентировка. Ор-ка во врем (когда назначить О, скол врем на него выд), соц ори-ка (каковы взгляды и цен уч-иков О, какую псих дист занять при О). 2-привл вним соб-в.3-поиск совместим соб-в по V О( кто и скол говор), по темпам О (частот слов, быстр смены тем, образ), по настр, по позициям и дистанц О. Напряжен смен расслаб-тью. Идет поиск согл-я. Все 3- подготовит стад. 4- идет обм фактами и оценка их, поиск общей т зрен, темы О. Вызыв взаим интерес. На 5 мог возник проблем ситуация, конфликт, столкновенмнений. Это творч взаимодейст, поиск нов решения, не предложенного ни одним из собеседников. На 6 собеседники принимают решение на основе выработанного на 5-ой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результатов общения, собеседники выходят из контакта.

Свои соб потреб, мотивы, установки но и потр, мотивы, устан другого. Всё это привод к тому, что на ур кажд отдел акта взаим познан двумя людьми др друга мог быть выдел такие стороны этого процесса, как идент-я и реф-я. В контексте изучен межлич-го воспр иден-я обозн то что простейш способ поним другого ч-ка есть уподоблен себя ему. В реальн О между соб люди часто польз этим способом: предложение о внутреннем состоянии партнёра по О строится на основе попытки постав себя на его место.Сущ тесная связь между И и эмпатией. Эмпат является особ способ пониман друг ч-ка. Только здесь им в виду стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. При этом эмоц, чув суб эмпатии не идентич тем, кот пережив ч-к, являющ объек Э. Т е если я проявл эмпатию к др ч-ку, я просто поним его чув и линию поведен, но свою собств могу строить совсем по-иному. В этом отличие эмп от иде-и, при кот ч-к полн отождеств себя с парт-м по О и испытыв те же чувс, что и он, и вед себя подоб ему. Проц-с взаимод-е ослож-ся рефлекс. Это не просто знан и поним друг, но и знание того, как этот другой понимает меня.

Интерактивн стор О харак-щая О как взаим-вие, обм влияниями. В кач элементов выступают : а) "деятель", б) "другой" (объект, на кот напр действие), в) нормы ( по кот организуется взаим-е),г) ценности (кот защищ кажд участник),д) ситуация (в кот соверш д-е. Средства Интер О- последоват осуществление:- пространственного контакта;- психич кон-а;- социал кон (совм деят-ть); - взаимодействия; - социал отнош-я (взаимносопряженных систем действия); Во взаим-и выд 2противоп-х его вида: кооперац и конкуренц. Перцептив стор О: это воспр одним парт-м по О друг. Механизм проц воспр-я: идентификация (уподобл себя друг, когда предположение внутреннем состоянии партнера по О строится на основ попытк постав себя на его место) ;стереотипизация (воспри на основ "соц стереотипа"-схематического, стандарт образа ч-ка как представ опред соц груп. В соответ со стереот проф-р, нап, рассеян, близор и не приспособ к жизни, а все англич худощавы и хладнокровны); рефлексия -осознан действующ индив того, как он воспр-ся пар-ом по О); обратная связь (основ на ответных реак циях партнера по О); эмпатия (эмоц отклик, воспр на основе чувств). Воспр-е зав от лич-х особ-й воспринимающего, от его жиз опыта, от установки , обстоятельств и т.д.

Соц стат-соблюд конст прав и обяз, общ-х полномоч, опред правопорядком и морал. Служ-регламентация служ прав раб-ка, испол его в соответ с проф квалиф, системат и справед оценка лич-дел кач-в. Перс-удовлетв раб-в св отношен в группе, располож-ть к проявл св способн. 3П поощ и наказ. Работ стрем к признан в произв сфере. Рук долж уметь отмечать отдельн успехи кажд под-го, поощер-сильн стимулы разв творч акт-ти лич. Неадек оцен лич рук-ем вызыв у нее желан восстан справедл, что чревато сниж ур его труд достиж и появл у чув неудов. 46 % рук предп тактику кнута, а не пряника. Мера наказ не долж б главенствующ, оценке подлеж проступок, а не лич в целом. Наказание по схеме: + эмоц (выс оц лич в целом) -"-"э (анал проступка) и +эм (выражен веры в то, что подоб сит не повтор). 4Пр рац использов раб врем рук- Исслед показ, что из кажд сотни мен-в 1 им дост раб вр. Есть мног прин и прием использ раб вр: Суть принц приоритетов: распред дела в поряд их значимости и нач с сам сущест-го. Соглас прин эк-та Парето(80 - 20), в проц раб за 20 % расходуем вр мен-р достиг 80 % результат, а остал 80% затр вр дают лишь 20 % общего итога.

Состояния людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются и поэтому оказываются для руководителя важнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильной стратегии общения с конкретной аудиторией. Используя жесты, вызывающие положительную реакцию подчиненных, руководитель может добиться их расположения, повысить свой статус, при помощи невербальных средств общения он может управлять вниманием и состоянием аудитории.

Эфф О рук с аудитор непосредств зав от размещ участников диалога друг относ др выд нес зон О.1Инт(до 50 см). В нее доп тол оч близ люди, и всякая непрошен попытка наруш это пр-во выз нег реакцию. Деликатность, ум держ дист-услов плодотв О.2.Лич(от 50 см -1,2 м). зона О хор знак людей и заинтерес др в друге партнер. 3Соц (от 1,2 м 3,5 м). Зона О с большин людей. 4Обществ (бол 3,5 зона О в аудит, на расст бол 8 м эфф О рез сниж.Д/рук-ля важ прав выбр расст не только м/д ним и собес-ком, но учесть компактность и конфигурац размещен слушат в завис от цел и формыО. Если монологические фор О(лекц, докл) допус традиц расп-ние-оратор лиц к аудит, сидящ рядами, то диалогич-е фор О при так располож не продук-вны.Наиб эф вар размещ аудит при диал-ких форО.Един команда. В цен - организат обсужд, ост уч-ки круг заинтер-х люд. Блочный мет. Такое распол подх д/орг-ции "круг столов". Уч-ки обесп микрофонами Распол учас-ков друг напрот друга.-способ размеще эф-н, когда предстоит обсужден, участники кот придерживаются прот-жных взглядов.Треугольник Уч-в немног, и они мог общат непоср-венно. В цен-организатор (лидер общения).

6. Интерактивная стор О: характеризующая О как взаимодействие, обмен влияниями. Больш распр структ взаимод. пол "теор социального действия", в кот в разл-х вар-х опис индивид-й акт действия. Фиксир-сь комп-ты взаим-вия: люди, их связь, возд друг на др и, как следств этого, их изменение. Эту теор исслед социол Вебер, Сорокин,Парсонс и соц пс-ги Янг, Фримен и др.Нап, по мнен Парсонса, в основе деят-ти леж межлич взаимод-я и на них строит чел деят-ть как рез-т единичных действий. В кач элемент выступ:а)"деятель"б) "другой" ,объект, на кот напр действие, в) нормы, по кот организуется взаим-е г) ценности,кот защищ кажд участник, д) ситуация, в кот соверш д-е. Средства Интер О- последоват осуществление: 1пространст-ного контакт;2 псих кон-а;3социал кон (совм деят-ть); 4взаимод-вия; 5социал отнош-я (взаимносопряженных систем действия); Во взаим-и выд 2противоп-х его вида: кооперац и конкуренц.Раз авторы обозн эти 2вида разл терм-ми: согласие и конф-т, приспособление и оппозиция, ассоциац и диссоциация, и т.д. В дан случ анал-ся такие прояв взаи-я, кот способ-т орг-ции совм д-ти, в др-"расшатывающие" совмес деят-ть, предст-щие препятствие для нее.

7. Перцептивная стор О: это восприят одним партнером по О другого. Механизм процесса воспр-я: идентификация (уподоблен себя другому, когда предположение внутреннем состоянии партнера по О строится на основ попытк постав себя на его место);стереотипизация (восприят на основ "социальн стереотипа" -схематического, стандарт образа ч-ка как представит опред соц груп. В соответ со стереотипом профессо, нап, рассеян, близорук и не приспособлен к повсед жизни, а все англич худощавы, надменны и хладнокровны); рефлексия -осознание действующ индив того, как он восприн-ся партнером по О); обратная связь (основыв на ответных реакциях партнера по О); эмпатия ( это не рацион осмыслен проблем др ч-ка, а эмоц отклик, воспр на основе чувств). Восприят зав от лич-х особ-й воспринимающего, от его жиз опыта, от установки , обстоятельств и т.д. Типич искажения представл о друг ч-ке. "Эффект ореола " означ влиян общего впечат о друг ч-ке на восприят и оценку частн свойств его л-и. Если общ впечат о ч-ке благопр, то его полож кач переоцениваются, а отриц оправдываются. И наоб: если общее впеч о ч-е отриц, то даже благ его поступ не замеч и истолков как корыстные.

12. Кооперац и конкуренц Во взаимодействии преж всего выд 2 против-х его вида: кооперацию и конкуренцию. Разные авторы обозначают эти два вида различными терминами: согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация, и т.д. В оном случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, в другом - "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие препятствие для нее.

31. Основные прав критики. Одно из осн-х коммуникац-х умен рук-я - ум критик коллег и под-х, не нажив врагов, формир благ-ую псих атмосферу в коллективе.Осн прав крит1.Нач с похвалы достоин критикуемого и тольк пос этог переходить к предмету критики. Разговор - критика: вначале созд благопр настрой на восприят критики. Руководитель долж дружелюб поздоров и нач разгов о положит-х личностных и делов хар-к приглашенного. Далее анализ нарушения, просчета и соответств выводы, потом употребл необход санкции. Затем вновь о достоинс критикуемого, показывайте, что он имеет все д/того, чтобы не допуст подоб впредь. Эта часть формир отношен к разговору. По псих закону первой и послед фразы имен она остается в памят и форм-т мотивацию.2. Не отверг "с порога " мнения, с кот не соглас. Не гов, что ч-к не прав. Кажд вид окруж мир по-своему и им право на соб мнен. 3.Готовясь крит-ть друг, вспом и скаж о своих недостатках, если не правы - сразу признайте это. Так позиция смягчает воспр критики, сближает с критикуемым. 4.Пользуйт критик - "рикошетом",

27. Публич выступ в управл деят-ти рук-ля. Многое помимо волнения меш начинающ оратору, чувств себя увер-м. Это и смут представ о процедуре выступ, страх оказ некомпет-м; опасен потер нить повествован, огов-ся и тп. Преод под тревожн ощущен мож совершенствуя подготовку к выступ, трен вним и память, повыш уров самооценки. Чем больш симпат и уваж вызыв оратор, тем сил воздейст его речи. Это треб от мен-ра умен созд свой имидж, образ в глаз слушател Самопрезентация это - проф искусство В созд привлек д/аудит имиджа сущ роль игр след фак-ры. 1. "Визуальность", те. привлекат-ть оратора, складывается из манеры повед оратора в аудитории и манер одеват, причес, польз космет. Первонач стойкое впечатл о ч-ке склад за перв 90 сек. Неряшл, беспор в одеж, и т п говор о неуваж ч-ка к своем окружению, к сам себе и исключает желан общ с ним. Плохо- чрезм испол космет, украш, крикливость в одеж. Это свидет-во нев ур общ культуры, что снижает статус оратора, отвлек вним слушат от содерж выступл. Умеренность, сдерж-ть - свид-во подл эстет вкуса и выс культуры.

Держитесь естественно: это производ наиб благоп впечат.2. Установлен и поддерж контакта с аудитор. Пер нач выступ необх пс

33/36. Способы установ и поддерж контакт с аудит Выступающий мож чувств себя уверен и управл вниман аудитор, пока "привязан к тексту", пока не перейдет к задаче "как сказать", "как оказать влиян на аудит". Послед предпол свобод влад мат-лом.Стремл произвес прият впеч, понр слушат это проф необход-ть. Способ: Пер нач выступ необх пс-я пауз в 15-20 с. Если ее нет, то конт с аудит уст трудно. Конт глазами. Виз контакт усил влиян на партнера по О. Считается, что собес-ки вызыв взаим интерес, если конт глаз поддерж-ся не мен 2/3 врем бесед, а мен 1/3 свид-вует об отсутств заинтер-ти. Нуж выдел в аудит неск груп и поперемен под-живать с ними виз контакт. Так у слушат созд впечатл, что вы обращаетесь лич к нему. Закон псих-и: установка определ восприятие. Поэтому нельз нач выступ с извинений своей оратор неопытности ,у слушател возник вопрос:"зачем тогда выступать?" Приветст обязат. Если аудитория знакома, мож сказать о благопр-х впеч-х прош встречи. След поблагод слушат за интерес, прояв к выст-нию.Выражайте ауд-рии одобрение.

21.Выслуш партнер как пс прием. Выслуш парт как пс прием.Поддержив непр вним к говор д/многих оказыв нелег делом. Причины.Откл вним. Отвлечь вним может все, что действ необ или раздраж. Например, внеш вид говорящ, его голос или произ, мим и жес. Выс скор умств деят-ти. Мы дума в 4 раз быстр, чем говор. Поэтому, когд кто-либо говор, наш мозг больш часть врем свобод и отвлек от речи говорящего. Антипатия к чуж мыслям. Люб ч-к всег больше ценит свои мысли и д/него приятнее и легче следов за ними, а не за тем, что гов друг. Избирательность вним. Мы прив слушать многое, не удел всему прист вним. Попытка слуш все-труд занятие. Имен поэт в порядке самозащ мы приучаемся поперем выб то, что в опред отрезок вр представляет д/нас макс интерес. Потребн реплики. Чья-то речь мож вызв у нас неотвратимую потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием "разгромных" комментариев, с которыми мы хотим выступить по окончании речи.

32. Прич ослаблен и отвлеч вниман. По отнош к оратору их мож раздел на объек и суб-е. Объек прич -те, что относя-ся к природе вниман и восприят.Это: 1разрыв м/д скорос словесн мышления (400 сл в мин) и скор речи (125 сл в мин). Вследствие у слушат возн разрыв времени, во врем кот у них возник постор мысли; 2объем вним ч-ка ограничен: одноврем он восприн не бол 4-5 не связ м/д соб объектов; 3состав аудитор: устойчивость вним завис от возр, проф навыков, эмоц состоян, опыта, культ ур и т.п. аудит; 4место пров встречи (духота или хол, шумы и т.д.), если оно не соглас с выст-щим; 5естеств утомл вним (след помн о периодах кризиса вним: перв ч/з 15 -20 мин после нач выступ, втор на 30 - 35 минуте). Суб причины -качество выступлен, когда оно восприн как неинтересное вследствие: непонимания; изложения общеизвестного; перегруженность информ-ей; несоответствия темы выступлен интересам аудитории; невыразительность формы изложения (назид тон, тихий голос, монотонность, бедн язык, грам, стилист, орфоэпич ошибки, суетливая манера поведоратора, прикованность к тексту и пр.).

"Эффект упреждения" состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают ( при противоречивой информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека - самые последние сведения о нем ("эффект новизны").

"Проекция" - неосознаваемая тенденция воспринимать собственные нежелательные, противоречащие представления о себе, состояния и качества как качества другого человека, переносить, "проецировать" их на другого.

крит не прямо, а косв, ссылайт на вымыш лица. 5.Критик не лич-ть а проступ. 6.Дайте возм-ть критик-му спас свой престиж.7. Создав впечат, что ошибка, кот вы хот видеть исправл, легко исправима.8.Добив-сь, чтоб люди были рады сдел то, что вы предлаг.9.Дел акцент на глав, не придир к мелочам.10. Не накапл промахи оппонента, чтоб зат "выплеснуть" все разом. Крит лишь по дан конкр поводу:11.Постар сдел акцент на конструктивные предложения.12. Если ваш оппонент нах в сост эмоц возбужд: он вас не слыш. Дел псих-е паузы, чтоб сниз "темпер-ру общ-я".13.Запом-те, что у вас есть тольк минута, чтоб быть услышан-м, поскол затем оппонент переключ-ся на поиск аргумен, опровергающ ваши критич замечан. Стар в эту минуту сказ сам глав.14.Не треб немед призн ошибок. Нуж время, чтобы ч-к стал псих-и готов это сдел. 15.Не критик публич, чтоб не задеть самолюб оппонента.16.Стар предотвратить критику:создав ч-ку хор репут, отмеч похвалу, даже незн успех в той сфере, где он мож быть подверг критике; прежде чем критиков, спрос себя, чего вы этим добьет, подум о 2-3 положит кач-вах критикуемого. Стар использ раз фор критики в соответств с индив-ью крит-го и обстоят-вами. Кр-ка мож быть выраж как упрек, озабочен-ь, удивлен, ирон, требование, замечан, вызов, и т.д.

Комплимент вызывает ответную благожелат реакцию. Повод д/компл-та всегда найдется:компетентность, вним, заинтересованность, и т.п. аудитор.Улыбка.. Хмурый собеседник негатив возд-т на настроение, улыбка вызыв ответ улыбки, она снимает сопротивл аудитор, демонстрирует ваше расположение и уважен, созд в глазах слушате имидж прият ч-ка. Сила воздейст оратора на аудит завис от организации пространства. Трудно дойти до каждого если слушатели нескол группами рассредоточены в больш помещен: Срабатывает эффект изолированности: ослабл вним слушателей. О размещен слушателей лучше заран попросить организа-в встречи. Время проведен беседы, темпер воздуха а помещен, посторон шумы - все это влияет на отношен к мероприятию и, следовательно, к оратору. При общен с одним или неск соб-ми чаще обращайтесь к ним по имени.Завоевать распол аудит мож ч-к, умеющ улавливать настроен людей, сопереживающий их нуждам.Оратор не должен демонстрировать свое превосход над аудиторЯзык выступлен - визит карт оратора.Лаконичность, точн, выраз-ть языка способств удерж вним аудитории, лучшему пониманию ею проблемы.

пауз в 15-20с. Если ее нет, то конт с аудит устан трудно. Конт глазами. Визуал контакт усилив влиян на партнера по О. Считается, что собес-ки вызыв взаим интерес, если контакт глаз поддерживается не мен 2/3 врем бесед, а мен 1/3 свидетельствует об отсутств заинтер-ти. Нуж выдел в аудит неск груп и поперемен под-вать с ними виз контакт. Закон псих-и: установка определяет восприятие. Приветст обязат. Если аудитория знакома, мож сказать о благоп-х впеч-х прош встречи. След поблагод слушат за интерес, прояв к выст-нию. Выражайте аудитор одобрен Улыбайтесь. она снимает сопротивл аудитор, демонстрирует ваше расположение и уважен, созд в глазах слушате имидж прият ч-ка. Сила воздействия оратора на аудитор завис от организации пространства. При общ с одним или нескол со-ками чаще обращайтесь к ним по имени.3. Завоев распо аудит может ч-к, умеющий улавл настроен людей, искренне сопереживающ их нуждам. 4. Язык выступл - визит карт оратора.Лаконичность, точность, выраз-ть языка способ удерж вниман аудитор, лучшему пониманию ею проблемы

Д/того чтоб оратор мог удержив вниман слушат в теч всего врем выступ, оно долбыть содержательным; пробужд творч способн слушателей; быть логически организованным; соответств теме, месту, аудитор; акцентиров вним на основн моментах путем повторен, но кажд раз в новой, ориг форме; быть динамичн (подвиж мим и жестикул, жив голос, паузы - все это способ удерж вним); быть доступ, содерж конкр примеры; излагаться жив, образ языком; вызыва интерес.Интересу, т.е. эмоц и инте-му влечен слушателей к речи могут способ след приемы: прям обращ к аудит, диалог с ней; использ новой, неож информации; делегирование возможностей прин решен; аппеляция к авторитету (лич-ти, науки, опыта); драматургическое сопереживание; внесение элемен неформальности (собс опыт, экспрессия); - юмор; гипербола; - контраст, парадокс;

- создание эффекта присутствия (слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит выступающий).

Какие ошибки наиболее часто встречаются у тех, кто слушает?

1. Удаление от основного предмета разговора, которое свойственно многим слушателям, в результате чего может полностью потеряться нить изложения.

2. Заострение внимания на "голых" фактах. Они, конечно, важны, но на "голых" фактах не следует зацикливаться. Психологи утверждают, что даже самые тренированные и внимательные люди могут точно запомнить не более пяти основных фактов. Все остальное перемешивается. Именно поэтому при любом перечислении нужно ориентировать внимание только на наиболее существенные моменты.

3. "Уязвимые места" — для многих людей это такие критические слова, которые особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия. В такой момент люди уже не следят за тем, что говорят в этот же момент другие.

33/36. Продолжение. Д/того чтоб оратор мог удержив вниман слушат в теч всего врем выступ, оно долбыть содержательным; пробужд творч способн слушателей; быть логически организованным; соответств теме, месту, аудитор; акцентиров вним на основн моментах путем повторен, но кажд раз в новой, ориг форме; быть динамичн (подвиж мим и жестикул, жив голос, паузы - все это способ удерж вним); быть доступ, содерж конкр примеры; излагаться жив, образ языком; вызыва интерес.Интересу, т.е. эмоц и инте-му влечен слушателей к речи могут способ след приемы: прям обращ к аудит, диалог с ней; использ новой, неож информации; делегирование возможностей прин решен; аппеляция к авторитету (лич-ти, науки, опыта); драматургическое сопереживание; внесение элемен неформальности (собс опыт, экспрессия); - юмор; гипербола; - контраст, парадокс;

- создание эффекта присутствия (слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит выступающий).

28. Переговор пр-с. Типич модели повед на перег-х. Перегов проц -совокупность ценностей, понятий, обычаев и приемов, становящихся средств связи и общен людей. Субъ ПП- любые соц-е группы-партии, общест движ, поли-ки, дипломат, дел люди, люб юрид и прост частн лица. Перегов всегда там, где рынок-в экон, многопар-ть-в полит, плюрализм - в общественной жизни. И наобор, там, где рынок, многопартийность и плюрализм - там на 1месте всегда пер-ры. Тип модели повед на пер-рах. На протяж длит истор период, до времен "хол войны", господств представл о пер-х как о временном перемир в длит войне или конфронтации. Такое поним роли перег-в опред-ло их модели поведен сторон на пер-х, таких моделей две - с позиции силы и с поз слабости. Осн хар-ки, присущие кажд из этих видов пере-в.П с позиц силы. Участники пер-в - противники. Цель-победа.Средства - люб, т.е. д/достиж постав цели: требование уступок в качес услов для продолж отнош; выражение недовер; жесток отстаивание своей позиции; неприкрытые угрозы; сокрытие своих истинных намерений

24. Психология эффективного переговорного процесса. Перегов проц -совокупность ценностей, понятий, обычаев и приемов, становящихся средств связи и общен людей.Чтоб понять психолог природу эфо пер процесса, след им ввиду следующее.Люб пер процесс протек на двух уровнях: на одном обсуждение касает существа дела;на друг оно сосредотачивается на процедуре обсужден. На пер ур обсужд отвеч на вопрос: "Что явл предм пер-в?" На втор ур отвеч на вопросы: "Как, как образ вы ведете обсужд предмета перег-в?" Метод принципиальных пер-в сводится к положениям, кажд из кот кас одного из базов элем и предпол опред рекомендации. Перв - люди. Необход дел разграничение м/д учас-ками пер-в и пред пер-в. Это означ, что уч-ки долж прийти к поним того, что им необх раб вместе и разбираться с проблем, а не др с др. "Проб лему людей" необх выдел и разбир с ней отдел. Втор - интересы. Необх сосред на инт-х, а не на позиц людей. Эта рекомендац нацелена на преод недос-в, обуслов-х концентрацией вниманна позициях и удовлетв их истинных, корен интересов.

29.Дестр пер тактики и спос ее преодПерегов проц -совокуп ценностей, понятий, обычаев и приемов, становящихся средст связи и общен людей.Деструктивность в перег проц возник тогда, когда одна из стор считает, что имеет бол выгод позиции, напр, бол мощн финан возм-ти, обширные связи в значимых сферах, воен силу и тп. В любых перегов-х есть реальности, измен кот чрезв трудно. Психологи счит, что в ситуа-х , ког партн вынуж отвеч на вызов силы, он мож достичь 2цели: защит себя от принят такого соглаш, кот следовало бы отвергнуть, достичь соглаш, кот учитывало бы как можно больш интер-в "слаб" стороны. Один из спос защиты установлен "пределов", до кот сторона гот дойти. Но устан пределов: сниж степ воспр одним парт-м друг (дальнейшие дов и аргумен плохо доход до созн и проиграв и выигравшего); подавляет воображен. Предел поч всег быв слиш жестким, т.е. слиш низк или слиш высоким и его слож изменить. Таким образ, этот спос защиты мож одновр сковать творч воображ, а знач помеш принят разум решен. Как наиб эфф тактика поведения?

15. Содерж и эф меж восприят. Структ МВ им 3 ком-та: суб-т МВ, объект МВ и сам процессМВ. Хар-ки дел на:физ и социал, социал х-ки вкл внешние (формаль ролевые хар-ки и межличн ролевые х-ки) и внутр (система диспозиций лич-ти, стр-ра мотивов и т. д.).Такие же х-ки и у объ МВ. Содерж МВ завис от хар-к субъ и объе восп-я потому, что они включ в опред взаим-е, имеющ 2стороны: оценивание др др и изменен каких-то хар-к др др благод факту своего присут-я. Предполож о том, что специфика воспр ч-ка ч-м заключ во включ-ии момента причинной интерпретацииповед другого ч-ка, привело к постр цел ряда схем, претендующих на раскрытие мех-ма такой интерпретации. Совокуп теор-х построений и экспер-х исследований, посвящ этим ?-м, получ назв области кауз атрибуции. Иссл-я КА рассма