Ссылка на архив

Промышленная политика Томской области

1. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

1.1 Промышленная политика: сущность, типы, проблемы

Промышленная политика – целенаправленная деятельность государства в лице его представительной и исполнительной ветвей власти по развитию приоритетных отраслей промышленности, базирующихся на достижениях фундаментальной и прикладной науки, где у страны имеется неоспоримый конкурентный приоритет (9).

Промышленная политика зиждется на структурной, научно-технической и инновационной политике. Разнообразные направления промышленной политики обеспечивают защиту и создают ресурсы для определенных отраслей промышленности, с тем чтобы они в конечном итоге могли стать конкурентоспособными на международном рынке. Цель промышленной политики и ее составляющих состоит в том, чтобы обеспечить экономическое и социальное процветание страны и ее населения не на базе экспорта природных ресурсов, а на базе производства товаров и услуг, использующего новейшие современные технологии.

Часто отождествляют промышленную и структурную политику. Это неправильное отождествление. Структурная политика – часть промышленной политики, которая имеет дело с изменениями соотношения между отраслями, сворачиванием старых и поощрением новых отраслей.

В послевоенный период промышленная политика прочно вошла в арсенал методов государственного регулирования. Она стала активно применяться в некоторых странах уже в ходе послевоенного восстановления народного хозяйства. Например, в Германии и Японии отличительными чертами послевоенного восстановления были прямое регулирование базовых отраслей государством, восстановление инфраструктуры исключительно за счет государственных средств, внебюджетные государственные фонды поддержки базовых отраслей, государственная поддержка развития банковского сектора и фондового рынка, государственные закупки высокотехнологичных товаров. Следует упомянуть активное антимонопольное регулирование в Японии, которое явилось наиболее характерной особенностью послевоенного восстановления экономики в этой стране. Оно проводилось в наиболее жестких формах – принудительном роспуске и дроблении военно-промышленных монополий. При этом на финансовом рынке проводилась прямо противоположная политика поощрения крупных частных банков.

В более поздний период удачными примерами промышленной политики стали план Р. Бара во Франции, программа «Солнечный свет» в Японии (9). Они были направлены на быструю структурную и научно-техническую перестройку экономики в условиях топливно-энергетического кризиса первой половины-середины 70-х годов. Этот кризис обозначил переход развитых рыночных экономик в новый режим функционирования, характеризующийся высокими ценами на сырье и топливо. Благодаря плану Бара Франции удалось в течение пяти-шести лет добиться самообеспечения энергией за счет угольной промышленности и особенно атомной энергетики. Программа «Солнечный свет» носила еще более радикальный характер. Она была направлена на коренное снижение энергоемкости продукции и принципиальное повышение ее качества и научно-технического уровня, с тем чтобы увеличить международную конкурентоспособность японских товаров. Успешная реализация этой программы позволила Японии в первой половине 80-х годов выйти на второе место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП).

Промышленной политике в форме поддержки крупных компаний, стимулирования экспорта и жесткой протекционистской защиты внутреннего рынка обязаны своими успехами и большинство «новых индустриальных стран». Например, в Южной Корее покровительством государства пользуются крупные производственные и научно-технические комплексы – «чоболы», в которых сосредоточены все стадии разработки, производства и экспорта продукта.

Из всего многообразия моделей промышленной политики Рубинштейн Е.И. выделил два основных типа: западноевропейский и японский. Западноевропейский тип делает основной упор на структурную политику и предполагает постепенное улучшение, корректировку существующей структуры путем поощрения перспективных отраслей и сворачивания убыточных отраслей. Этот тип промышленной политики обязан своим существованием высокодиверсифицированному характеру экономической структуры крупных западноевропейских государств.

Другой тип промышленной политики – японский – направлен на концентрированную поддержку высокотехнологичных отраслей. Поэтому его можно назвать «высокотехнологичным». В основе этого типа промышленной политики лежит идея о том, что в современных условиях рост зависти в первую очередь от освоения научно-технических достижений (инноваций).

В России вскоре после начала реформ в 1992 г. предпринимались попытки разработать концепцию промышленной политики и реализовать ее с помощью специального органа. С этой целью был создан Госкомитет по промышленной политике, под руководством которого в 1993-1994 гг. было составлено несколько документов программного характера, включая тезисы государственной структурной политики. Однако, после одной из реорганизаций правительства этот орган прекратил свое существование, а идея промышленной политики до сих пор не реализована.

Реформы, проводившиеся в стране с начала 90-х годов, перевели кризис устаревшей низкоэффективной экономики страны из скрытой формы в явную. Либерализация цен привела к их скачкообразному росту и высокому уровню инфляции в стране, открытие страны для импорта сделало очевидной неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции, сокращение платежеспособного спроса как со стороны населения, так и со стороны предприятий привело к спаду производства: по сравнению с 1990 г. промышленность потеряла больше половины объема продукции (18). Перед страной встала реальная угроза деиндустриализации, а место России в мировой экономике можно теперь представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Место России в современной системе международных экономических связей. (18)

Конкурентоспособность российских товаров на мировом и внутреннем рынках довольно низкая.

При анализе проблем, связанных с конкурентоспособностью российской промышленности, необходимо перейти от глобальных категорий -таких, как "страна", "промышленность" к более узким категориям типа "отрасль", "подотрасль", "фирма". Такой подход не только даст возможность проанализировать уровень конкурентоспособности отдельных структурных составляющих российской промышленности, но позволит также детализировать факторы их повышения. Кроме того, детальный анализ конкурентоспособности на уровне отдельных отраслей даст ключ к пониманию проблемы структурной перестройки российской промышленности, ее перспектив и возможностей регулирования этого процесса со стороны государства.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны:

1) параметры спроса, определяющие возможности реализации продукции, а также границы возможных изменений цен на нее;

2) наличие конкурентной среды, стимулирующее к постоянному поиску нового, повышению качества и эффективности производства;

3) параметры факторов, используемых в процессе производства, - сырье, материалы, энергия, рабочая сила;

4) наличие родственных и поддерживающих отраслей, связанных с основными конкурентоспособными отраслями, то есть тех отраслей, которые позволяют максимально повысить качество продукции в широком смысле слова.

Вплоть до 1996-1997 г. правительство не имело четко сформулированного и практически реализованного алгоритма действий, который можно было бы считать промышленной политикой. Экономическими приоритетами для правительства неизменно оставались состояние бюджета, подавление инфляции и приватизация. При всей важности этих направлений экономической политики они напрямую не связаны со структурной перестройкой и ростом.

Социально-экономический кризис 1998 года привел к тяжелым последствиям. Доля России в мировом валовом продукте опустилась ниже 3 %. Причем, наибольший урон потерпели отрасли, критически важные для развития страны и жизнеобеспечения населения – машиностроение, высокотехнологичные производства. Фактически остановилась текстильная промышленность. Чрезвычайно глубоким и драматичным оказался спад в инвестиционной сфере.

Обвальное падение производства парализовало спрос на научные исследования и разработки. Резко упала роль и значение науки и научного обслуживания. Десятки и сотни научных сотрудников и инженеров были вынуждены переквалифицироваться в «челноков» и «брокеров».

Последовавшие вслед за августовским дефолтом 1998 года оживление производства и макроэкономическая стабилизация не разрешили самых острых и сложных противоречий российской экономики. Несмотря на относительно высокие темпы роста в последние годы уровень ВВП остается на треть ниже кануна рыночных реформ, а капитальные вложения не достигли и 70 % уровня, существовавшего до дефолта.

Отечественная экономика в полной мере сохраняет топливно-сырьевой перекос.

Доля трех основных групп сырья и материалов (минеральные продукты, металлы и драгоценные камни, лесобумажные изделия) в 2002 году возросла в российском экспорте до 78,5 % (во второй половине 90х г. – 74-77%).

Не удается остановить тенденцию износа ОПФ, что таит в себе перманентную угрозу техногенных катастроф.

Сейчас износ составляет 40,4 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике он равен 50%, в нефтепереработке – 75 %, в газопереработке – 80 % (11).

В сложившейся ситуации активная промышленная политика, нацеленная на модернизацию национальной экономики, и переход к инновационным формам хозяйствования является обязательной и решающей предпосылкой преодоления последнего социально-экономического кризиса, поразившего Россию на рубеже 2-3 тысячелетий. Энергичное и последовательное осуществление промышленной политики позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, занять достойное место в глобальной экономике.

Авторы (18)считают, что говоря о модернизации, как основном содержании процесса экономического развития, мы должны рассматривать согласованно несколько взаимопереплетающихся процессов:

1. Технологическую модернизацию, связанную с изменением того набора способов, с помощью которых данная страна преимущественно решает проблему обеспечения себя необходимыми благами и ресурсами.

2. Социальную модернизацию, предполагающую изменения профессиональной, социальной и образовательной структуры общества в ответ на требования, предъявляемые технологической модернизацией.

3. Институциональную модернизацию, связанную с изменением экономических и правовых механизмов регулирования хозяйственной жизни общества, исходя из требований, предъявляемых технологической и социальной модернизациями.

4. Политическую модернизацию, направленную на создание в стране благоприятных условий для осуществления институциональной модернизации и поддержания общественного консенсуса как условия непрерывного и поступательного характера развития.

5. Нравственно-этическую и культурную модернизацию, обеспечивающую воспитание общественного сознания и формирование культурно-образовательного уровня населения, адекватного требованиям всех остальных разновидностей модернизации.

Лишь при гармоничном или, по крайней мере, однонаправленном развитии всех вышеперечисленных типов модернизации экономическое развитие страны приобретает линейный характер, а его темпы приближаются к оптимальным для данной страны. В противном случае рассогласование векторов отдельных типов модернизаций может сводить на нет достижения любой из них, а общее развитие страны становится неустойчивым и, более того, может приобрести возвратно-поступательный характер.

Сулакшин С.С. в своем выступление на 4-ой международной научной конференции ИНИОН "Россия: приоритеты выборов и выбор приоритетов", анализируя весь спектр основных проблем, тормозящих промышленное развитие, выделяют три. Первая обозначена как разлаженный механизм воспроизводства, в котором прежде всего разлажен механизм финансового воспроизводства, нет собственных средств, нет возможностей получить заемные средства, нет возможности прокредитоваться. Вторая - это инноватизация, переход от сырьевого флюса, и в структуре экспорта, и в структуре отраслевой на инновационный путь развития. И там тоже, если заниматься не очень обоснованными прожектами, две важные проблемы. Первая - венчурное финансирование, рискованные капиталы, которых нет по вышеуказанным причинам, и вторая - недостаток интереса разработчика и производителя, выпускающего инновационную продукцию, потому что нет платежеспособного спроса, ведь новый инновационный продукт всегда дороже чем серийный и устаревающий. Платежеспособный спрос - это та же проблема финансового обеспечения различных групп потребителей внутри страны, как населения, так и инвестиционных потребителей. Третья в этом разделе - проблема кадров, четвертая - проблема невоспроизводимых по разведанным запасам природных ресурсов.

Вторая крупнейшая сборка проблем - дефицит государственно-правового управленческого инструментария, который за 10 лет с позиций не очень обоснованных либеральных подходов был во многом запрещен.

И третий блок проблем - это структурная перестройка, это перелив капитала межотраслевой от сырьевых, где есть относительный избыток свободных капиталов, в наукоемкие отрасли и это перелив территориальный, учитывая депрессивность геополитическую проблемность ряда территорий в России, перепад макроэкономических показателей от региона к региону в России больший чем среди стран мира, что грозит территориальной целостности Российской Федерации.

Все перечисленные проблемы распадаются с точки зрения государственно-управленческих задач на такую пирамиду атомизированных задач, каждая из которых имеет управленческое решение, для которых требуется примерно 50 действий, мер и решений в экономической области и примерно 30 федеральных интегрированных нормативно-правовых актов, как то: вмешательство в налоговый, бюджетный кодекс, в валютное, банковское регулирование и тому подобное.

1.2. Стратегии промышленной политики

Рубинштейн Е.И. выделяет несколько типов стратегии развития промышленной политики.

Стратегия «использования природных ресурсов». Суть ее состоит в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующем использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Ее придерживались в основном страны с богатыми запасами нефти – страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия.

Стратегия «преследования». Промышленность, опираясь главным образом, на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, и заполняет ниши на рынках, с которых эти страны вытесняются более дешевыми изделиями. На первых этапах потребителю не предлагается новых продуктов. Основной упор делается на воспроизводство уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании «преследующих» стран переходят в более качественным и оригинальным изделиям. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, в значительной мере эту стратегию использует Китай.

Стратегия «передовых рубежей». Она состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Этой стратегии придерживаются США, Англия, Франция, Германия и другие индустриальные страны.

Общим для каждой из стратегий является достижение нового технологического рубежа. Разница определяется соотношением этого рубежа и исходными возможностями.

Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов.

Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.

Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.

Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.

Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".

Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 2). При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.

Рис. 2. Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах. (18)

Для России переход к новым технологическим укладам имел свои довольно яркие особенности.

Рис. 3. Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в России. (18)

1.3. Инструменты промышленной политики

Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Под этим подразумевается не просто количественное увеличение объема производства. По этому показателю в советские времена Россия во многих случаях была впереди всей планеты. Но уровень жизни населения был невысок из-за постоянного дефицита на самые разнообразные товары промышленного и продовольственного потребления. Поэтому необходимо структурное улучшение ВВП, то есть повышение доли высококачественной продукции, товаров длительного пользования и современных финансовых и информационных услуг. Необходимо также, чтобы увеличение ВВП опережало рост народонаселения и сопровождалось ростом ВВП на душу населения. Достигается это в рамках реализации промышленной политики с помощью широкого набора инструментов.

При проведении промышленной политики используют прямые государственные инвестиции, субсидии, налоговые, ценовые и другие финансово-кредитные рычаги.

Важное место в инструментарии промышленной политики занимают поддержание конкурентной среды, стимулирующее повышение эффективности производства и инновационную активность компаний, и формирование широких организационно-экономических сетей, обеспечивающих создание, освоение и распространение новых продуктов и технологий. Эти сети получили название «национальные системы инноваций».

К инструментам промышленной политики следует отнести также лизинговую и протекционистскую политику.

Возможности лизинга в обновлении и совершенствовании производственных фондов исключительно велики. Это связано с тем. Что изношенность основных фондов большинства российских промышленных предприятий достигла 70-90%.Однако, большая часть предприятий, стоящих перед необходимостью обновления оборудования, или вообще не имеет такой возможности, или испытывает недостаток средств. А лизинг в нынешней ситуации позволит осуществить широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий. Наибольшую привлекательность на российском рынке имеют лизинговые операции по поставке оборудования в ключевые отрасли экономики: горнорудную промышленность, металлургию, нефтегазодобывающую промышленность, нефтехимию, телекоммуникации. По информации Российской ассоциации лизинговых компаний наибольшую привлекательность имеют лизинговые поставки техники и промышленного оборудования – 71,4%; другая техника, в том числе телекоммуникационная и медицинская – 24,8 %; дорожный транспорт – 1,4 %; компьютеры и оргтехника – 0,9 %; суда, авиа- и железнодорожная техника – 0,9 %; легковые автомобили – 0,9 %.

Так, например, в Ростовской области лизинг позволил аграриям за 5 лет закупить новое оборудование на 1 млн. долл. США (Вести-Россия от 17.05.2006 г.).

Лизинговые компании при производителяхявляются основателями мирового лизингового бизнеса.

И в России существуют подобные российские лизинговые компании, однако вследствие ограниченного доступа к финансированию они пока мало развиты. На рынке заметны лишь компании, созданные или позиционирующие себя при производителях самолетов: «Ильюшин Финанс Ко», «Авиационная лизинговая компания «Туполев». Их отличительная особенность заключается в том, что если обычная компания при производстве влияет в основном лишь на спрос, то названные компании могут влиять и на спрос, и на предложение. Акционеры готовы кредитовать производство самолетов, а ведь именно недостаток долгосрочных финансовых ресурсов является наиболее актуальной проблемой в отрасли.

Самолеты являются классическим объектом международного лизинга, что обусловлено прежде всего их высокой ценой, длительным сроком амортизации и относительной ликвидностью на вторичном рынке. До 50% всех продаж самолетов в мире осуществляются через различные формы финансирования, в том числе лизинг, поэтому перспективы роста авиационных лизинговых компаний вполне оправданы.

Государство само создает лизинговые компании для поддержки отдельных отраслей (авиации – «Ильюшин Финанс Ко», сельского хозяйства – «Росагролизинг», «Росагроснаб»). В основном в России по инициативе властей создаются лизинговые компании для реализации программ поддержки малого бизнеса. К ним относятся, например, «Московская лизинговая компания», «Иркутский бизнес-парк», «Компании малого бизнеса Татарстана».

Суть протекционистских мер заключается в принятии протекционистских тарифов, предусматривающих высокие пошлины на ввозимую продукцию, представляющую собой аналог продукции приоритетных отраслей производства. Положительной перспективой такой политики является то, что промышленникам будет дано время для адаптации к новым технологиям и для обеспечения конкурентоспособности производимого на их предприятиях ассортимента продукции, а потребителей подтолкнет к покупке товаров местного производства.

Однако, нельзя вводить в действие запретительные импортные тарифы без тщательно подготовленной долгосрочной программы экономического развития, так как правительство получает столь необходимый доход от таможенных пошлин, большая часть которого может быть распределена среди производителей, в том числе с целью инвестирования в новые технологии на базе инноваций фундаментальной и прикладной науки.

Ключом такой программы, уравновешивающей недостатки протекционистских тарифов, является набор инвестиционных стимулов, побуждающих производителей внедрять новые технологии. Это может быть беспошлинный импорт оборудования; снижение налога на прибыль, полученную в результате капиталовложений; налоговые льготы по суммам, направленные на обучение рабочих новым технологиям; внедрение иных поощрительных мер. Все эти шаги следует сочетать с системой наказания предприятий, которые не вкладывают средства в техническое обновление. Без этого протекционизм создаст «зонтик высоких цен», под которым товары, произведенные по старым разработкам, могут продаваться по еще более высокой стоимости, чем раньше.

Один из элементов промышленной политики – поддержка новых организационных форм, особенно ФПГ (финансово-промышленные группы). Продление бюджетного кризиса и развитие хозяйственного законодательства позволяет государству поддержать формирование новых ФПГ и теснее взаимодействовать с ними в проведении промышленной политики. Но формирование ФПГ может иметь и отрицательные последствия в виде монополизации рынка и давления на правительство с целью получения льгот.

С 1997 года появился новый инструмент промышленной политики – бюджет развития. Это «защищенная» часть бюджета, которая образуется за счет иностранных кредитов и части доходов от продажи государственных ценных бумаг. В долгосрочной перспективе бюджет развития может стать чрезвычайно важным каналом распределения средств на инвестиционные цели.

В отличие от обычных бюджетных расходов, направленных на строительство инфраструктуры и объектов социальной сферы, средства из бюджета развития предназначены для наиболее значимых инвестиционных целей, задаваемых промышленной политикой. Например, кредитование экспортных операций; государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу; капитальные вложения, связанные с санацией и др.

До сих пор одним из факторов, сдерживающих структурную перестройку и распространение процедуры банкротств, остается опасение массовой безработицы. Для смягчения проблемы безработицы необходима политика занятости, которая должна быть направлена на создание рынка труда, социальной защищенности работников и мобильности трудовых ресурсов.


2. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Задачи промышленной политики Томской области

Промышленная политика - регулируемая органами государственной власти Томской области система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, исходящая из интересов, целей и приоритетов социально-экономического развития Томской области (Закон Томской области «О промышленной политике в Томской области» от 05.04.2005 г. № 55-ОЗ).

В соответствии с вышеназванным законом цель региональной промышленной политики состоит в создании условий для формирования и развития промышленности Томской области.

Задачами региональной промышленной политики являются:

-стабилизация промышленного производства и увеличение объема выпускаемой продукции;

-обеспечение занятости населения Томской области;

-создание безопасных условий труда;

-обеспечение социальной защищенности работников промышленности;

-содействие в расширении рынка сбыта продукции;

-повышение качества и конкурентоспособности продукции;

-внедрение передовых достижений науки и техники в производство;

-оптимальное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов;

-рациональное размещение производительных сил;

-дифференцированный подход к стимулированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив;

-гласность и обоснованность в определении критериев финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности;

-сочетание общенациональных и региональных интересов с интересами субъектов промышленной деятельности;

-увеличение доходной части бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;

-содействие развитию существующих и созданию новых производств и предприятий малого бизнеса, выпускающих продовольственные и промышленные товары массового спроса, в том числе для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов;

-поддержка субъектов промышленной деятельности, производящих лекарства, оборудование и аппараты медицинского назначения;

-создание благоприятных условий для развития субъектов промышленной деятельности, осуществляющих переработку местных природных ресурсов, сельскохозяйственного сырья, утилизацию отходов производства и потребления, а также выпускающих оборудование и приборы энергосберегающих и экологически чистых технологий;

-поддержка субъектов промышленной деятельности, осваивающих производство импортозаменяющей продукции;

-содействие стабильному поступлению налогов и прочих платежей в областной, местные бюджеты и внебюджетные фонды от субъектов промышленной деятельности;

-содействие расширению масштабов и географии экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области объем промышленной продукции в Томской области по итогам 2004 года составлял 93 690,4 млн. руб. или 7,9 % к объему промышленной продукции в Сибирском Федеральном округе. Среди регионов округа Томская область заняла 5 место. По сравнению с 2003 годом область увеличила объем промышленной продукции на 1,6 %.(соц-экон. мониторинг).

Мониторинг социально-трудовой сферы, проведенный Управлением социально-трудовых отношений Администрации Томской области показал, что в 2005 году наблюдалось снижение индекса промышленного производства, что в значительной степени связано с падением объемов добычи нефти по сравнению с 2004 г. на 25%.

Вместе с тем, в отдельных видах обрабатывающих производств зафиксирован рост объемов выпуска продукции. Почти на 12 % увеличилось производство пищевых продуктов, в том числе: производство соленой рыбы – на 32,5 %, цельномолочной продукции – на 41,7 %, плодовоовощных изделий – на 21,2 %, майонеза – в 2,0 раза, макаронных изделий – в 3,5 раза. Основными производителями данной продукции являются стабильно работающие предприятия: ОАО «ТОМ-МАС», ООО «Фирма ФОГ», ООО «Томский рыбозавод», ООО ПКП «Провансаль» и другие.

В деревообрабатывающем производстве индекс промышленного производства составил 114,1 % по отношению к 2004 году, что обусловлено ростом выпуска дверных блоков на 33,9% и древесностружечных плит на 23,7%.

В I квартале 2006 года в Томской области наблюдалось снижение выпуска продукции добывающими (76,5%) и обрабатывающими производствами (91,8 %) по отношению к аналогичному периоду 2005 года (89,8 % и 124,1 % соответственно).

В то же время с начала года зафиксирован рост объемов производства в пищевой промышленности на 121,1 %. Так, производство мясо возросло на 117 %, что обусловлено увеличением поступления сырья на промышленную переработку, внедрением в производство новых технологий, более полным использованием вторичного сырья, а также повышением спроса населения на продукцию быстрого приготовления.

Производство масла растительного в I квартале 2006 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 119,1 %. Рост производства обеспечен за счет устойчивого спроса со стороны населения, большого запаса переходящего сырья на начало года.

Положительная динамика производства в промышленности наблюдалась в секторе «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», где рост составил 105,5 % по отношению к I кварталу 2006 года (98 %).

По индексу промышленного производства Томская область среди регионов Сибирского федерального округа замыкает рейтинг регионов.

За январь-март 2006 года среднемесячная заработная плата в целом по Томской области сложилась в размере 10 313,6 руб. и в номинальном выражении увеличилась на 20,3 % по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Реально (с учетом индекса потребительских цен) среднемесячная заработная плата увеличилась на 8,2 %.

По уровню среднемесячной заработной платы Томская область среди регионов Сибирского федерального округа занимает второе рейтинговое место после Красноярского края.

В течение 2005 года в области сохранялось устойчивое распределение видов экономической деятельности по уровню оплаты труда. В реальном секторе экономики в 2004, 2005 и I квартале 2006 года наиболее высокий уровень заработной платы наблюдался в организациях, осуществляющих транспортировку газа, - 34 501,8 руб.*(по данным на I квартал 2006 года), добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях – 27 093,9 руб.*, производство нефтепродуктов – 21 661,8 руб.*, в организациях вычислительной техники и информационных технологий – 17 015,2 руб.*, химическом производстве – 13 110,2 руб.*, связи – 12 942,2 руб.*.

Для организаций перечисленных видов деятельности характерны достаточно высокие темпы роста заработной платы: от 112% на трубопроводном транспорте до 129 % в связи.

Наиболее низкий уровень заработной платы сохраняется в текстильном и швейном производствах – 2 791,6 руб.*, производстве резиновых и пластмассовых изделий – 3 309,9 руб.*, деревообрабатывающем производстве – 4 039,6 руб.*. В организациях этих видов деятельности наблюдается сокращение численности работников от 10 до 25 %.

По данным Центра занятости населения Томской области потребность в работниках в промышленной отрасли на конец 2005 года составляла 21,6 %, а в I квартале 2006 года – 27 % к общему числу заявленных вакансий.

Заработная плата является основным источником дохода большинст