Ссылка на архив

Производство в кассационной инстанции

Правовая реформа, проводимая в настоящее время в Российской Федерации, выдвинула ряд задач, без решения которых невозможно создание правового государства. Одним из важнейших положений правовой реформы является становление независимой и авторитетной судебной власти. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: обновляется законодательство, ведется работа по подготовке изменений в организации судебной системы и в судопроизводстве(1). Так, например, Федеральным законом РФ от 4 января 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. внесены важные изменения и дополнения:

А) В составе Верховного Суда Российской Федерации образована Кассационная коллегия, которая работает под руководством председателя этой Коллегии;

Б) Закон дополнен статьями 621 и 622.

Согласно ст. 621 Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами.

Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

В ст. 62 2 изложены полномочия Кассационной коллегии.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ:

1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

С изменением в судоустройстве необходимы и определенные изменения в судопроизводстве, в данном случае в институте обжалования судебных постановлений: введение апелляции, преобразование кассационного обжалования.

В своей работе я рассмотрю производство в кассационной инстанции и постараюсь рассмотреть все проблемы, а также все пробелы, связанные с данным производством.


1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ОБЖАЛОВАНИЯ

Для правильного понимания и решения важных положений гражданского процесса следует обратиться к изучению вопроса становления и исторического развития форм обжалования судебных постановлений.

История гражданского процесса находится в тесной связи с развитием государства и права. В древние времена суд являлся частным делом. Судебные решения выражали, как правило, личное мнение судей. Стройные системы судебных учреждений отсутствовали. Института обжалования судебных решений не существовало. Например в Древнем Риме многие конфликты решались путем самоуправства и кровной мести.

Римский гражданский процесс отличался тем, что в нем имелись две стадии производства: процесс in jure и процесс in judicio. Органом суда in jure в Риме являлся претор, а в муниципиях – муниципальные магистраты. Органами суда in judicio были, по общему правилу, частные судьи, назначаемые претором.

Стадия in jure заканчивалась составлением формулы, и спор передавался на решение судьи. Судья, рассмотрев дело, мог отказаться вынести решение и мог разрешить дело по существу. Решение судьи, независимо от того, было ли оно справедливо или нет, и в формулярном процессе, как и в легисакционном не могло быть обжаловано. Сторона могла лишь оспаривать действительность решения, доказывая, что оно по тем или иным причинам ничтожно.

Защиту против решения можно было получить только путем экстраординарных мер со стороны римских магистратов, т.е. административным путем. Так, прежде всего можно было обратиться к трибуну с просьбой приостановить взыскание, кроме того, допускалось обращение к самому претору, который признав жалобу просителя на решение уважительной, мог передать дело другому судье.

В исключительных случаях решение могло быть отменено посредством эдикта претора или вышестоящего магистрата. Основанием для такой отмены считались: угрозы и насилия, под влиянием которых судья решил дело; обман, подлог, подкуп судьи; несовершеннолетие истца, если его неопытность дала возможность противнику выиграть дело; неявка в суд по уважительным причинам и др. Во всех этих случаях за отменой решения мог последовать новый процесс(2).

Формулярный процесс являлся нормальным гражданским процессом не только в конце республики, но и в течение всего периода существования принципата. С установлением империи получает развитие – экстраординарный процесс, не знающий разделения. Характерной чертой судопроизводства по гражданским делам данного периода является совмещение судебных и административных функций в руках одного и того же магистрата. Высшим должностным лицом являлся сам император Римской империи. В силу того, что в его лице были соединены все роды высшей государственной власти, он имел право вмешиваться в действия всех должностных лиц, которые находились в подчиненном к нему положении. Императоры широко использовали указанное право, беря на себя непосредственное разбирательство дел, которые по тем или иным причинам привлекли их внимание или о которых просили заинтересованные лица.

Просьбы о таком вмешательстве, о рассмотрении обжалованного решения назывались апелляциями. Именно в этот период система апелляций, т.е. обжалование решений судов определенным должностным лицам, получает широкое распространение. При императоре Августе решения судов могли обжаловаться городскому претору, начальнику преторианцев, а когда дело прошло все инстанции, то допускалась просьба к императору об отмене решения.

Идеи и нормы римского права постепенно проникают в правовые системы европейских государств. Наряду с нормами гражданского права реципируются и нормы гражданского процесса. Например, во Франции понятие апелляции появляется в конце XIV – начале XV в. В это время в парижском парламенте создается четвертая палата – палата жалоб, которая рассматривает жалобы на судебные решения, приговоры и иные дела.

В XVI веке Франциск I установил, что королевский совет должен действовать как ревизионная инстанция над парламентом, чьи решения подлежат пересмотру при нарушении процессуальных форм. Совет короля делился на пять департаментов, судебными делами ведал один из них – совет сторон.

В 1579 г. указом Генриха III было постановлено, что все решения, противоречащие королевским указам, должны быть признаны ничтожными. Данное положение было подтверждено указом Людовика XIV от 1667 г. На основании упомянутых указов совет сторон получил право кассирования тех решений, которые не соответствовали законам королевства, и возвращал такие дела для нового обсуждения в парламент. Ордонанс 1667 г. прямо воспрещает совету сторон рассматривать дела по существу: «Постановления и решения последней инстанции не могут быть отменены под предлогом неверного решения по существу, если нет повода к «почтительной жалобе». Так было положено начало кассации (от французского слова «kasser» - сломать) как одному из способов обжалования судебных решений.

Таким образом, во Франции наряду с понятием апелляции появляется и новый способ обжалования судебных решений – кассация (который был закреплен в ГПК 1806 г.). Задачи кассационного суда ярко сформулировал Наполеон I в речи 15 августа 1801 г.: «Кассационный суд, представляя судебным местам разыскание истины в фактах и толкование условий в договорах, подчиняет эти элементы решения силе закона и не позволяет, чтобы под предлогом справедливости, часто произвольной, судья отступал от предписанных правил и освобождал себя от исполнения воли законодателя. Дозволять судебным местам преступать законы и обходить их исполнение – все равно, что уничтожить законодательную власть. В этом смысле кассационный суд – необходимая опора законодателя. Если точное исполнение закона есть непременное условие для устройства и поддержания порядка в государстве, то в кассационном суде нельзя не видеть учреждения, укрепляющего государственную власть и упрочивающего незыблемость государства».


2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В разделе III ГПК регламентируется производство дел в кассационной инстанции. Раздел состоит из двух глав (гл. 34-35), охватывающих 39 статей (ст. 282-318). В первой из этих глав предусмотрены правила обжалования и опротестования судебных решений, а во второй содержатся дополнительные нормы, относящиеся к обжалованию и опротестованию судебных определений. Указанные процессуальные нормы отличаются от правил производства в суде первой инстанции, а также от правил пересмотра дел в порядке надзора и по вновь открывшимся. В связи с этим данные нормы составляют отдельный институт гражданского процессуального права(3).

Со стороны процессуальных действий кассационное производство представляет собой стадию гражданского процесса. Данная стадия охватывает процессуальные действия суда в составе трех членов суда (ч. 3 ст. 6 ГПК), а также процессуальные действия других участников процесса, которые направлены на проверку решений и определений суда первой инстанции по жалобе лиц, участвующих в деле, или протесту прокурора. В отличие от стадий, в которых пересматриваются постановления, вступившие в законную силу, кассационная стадия не является экстраординарной (исключительной). Она обязательна в том смысле, что законом предусмотрен специальный период после вынесения постановления для возбуждения кассационного производства. По общему правилу, в течение десяти дней постановление считается не вступившим в законную силу в может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке.

Задачи кассационного производства определены в ст. 294 ГПК посредством установления пределов рассмотрения дела по проверке судебных решений. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы. Он может исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты. Вновь представленные доказательства суд исследует, если признает, что они не могли быть предоставлены в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. В частности, суд независимо от доводов жалобы отменяет решение, если дело рассмотрено незаконным составом суда, в том числе когда дело рассмотрено судьей единолично, в то время как оно подлежало коллегиальному разрешению (п. 4 ст. 306, п. 1 ст. 308 ГПК ), и в других случаях, указанных в ч. 2 ст. 308 ГПК.

В соответствии с принципами диспозитивности и состязательности задачи кассационного суда в середине девяностых годов были существенно изменены(4). С одной стороны, в отличие от предыдущей редакции ч. 1 ст. 294 ГПК предусмотрено, что кассационный суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства. С другой стороны, суд связан теперь доводами кассационной жалобы и не обязан проверять дело в полном объеме. В интересах законности суд кассационной инстанции лишь вправе проверить судебное решение в полном объеме (ч.2ст.294ГПК).

Таким образом, кассационная инстанция приобрела черты апелляционной, когда по инициативе заинтересованных лиц дело вторично рассматривается в вышестоящем суде по существу. Глава об апелляционном производстве дополнительно включена в ГПК с 9 августа 2000 г. Федеральным законом от 7 августа 2000 г(5). Производство дела в апелляционной инстанции предусмотрено также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст.145-160 АПК). Между тем производство в кассационной инстанции арбитражных судов (ст. 161-179 АПК) по своей сути отличается от кассации в судах общей юрисдикции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет лишь правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций (ст. 174 АПК). Такие пределы рассмотрения дела в кассационной стадии свойственны судопроизводству тех стран (например, Франции), где кассационная инстанция является не второй, а третьей инстанцией.

Итак, вышестоящие суды общей юрисдикция, рассматривая жалобы и протесты, проверяют законность и обоснованность постановлений (решений и определений) судов первой инстанции, исправляют допускаемые ими ошибки, способствуют правильному осуществлению правосудия в защите прав и законных интересов. Проверив постановление по жалобе (протесту), кассационный суд вправе оставить постановление суда первой инстанции без изменения либо изменяет или отменяет его.

Более конкретно содержание кассационного производства может быть раскрыто путем анализа процессуальных прав в действий. Особое значение имеют право на кассационное обжалование и опротестование судебных решений, порядок рассмотрения кассационных жалоб и протестов полномочия суда кассационной инстанции, основания к отмене судебных решений суда кассационной инстанции. Кроме того, следует обратить внимание на особенности обжалования и опротестования определений суда первой инстанции.


3. ПРАВО НА КАССАЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Право кассационного обжалования и опротестования судебного решения является правом на возбуждение деятельности суда второй инстанции по проверке не вступившею в законную силу решения суда первой инстанции. Право на обжалование и опротестование возникает с момента вынесения решения. В течение срока на кассационное обжалование (опротестование) допускаются отказ от жалобы и отзыв протеста. В ходе рассмотрения жалобы и протеста кассационным судом возможны отказ от жалобы, отказ истца от иска и заключение мирового соглашения.

В статье 282 ГПК РСФСР решен вопрос об объектах кассационного обжалования - объектом являются решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Изменения, внесенные в данную статью, повлекли расширение объекта кассационного обжалования. Так, могут быть обжалованы в кассационном порядке решения не только районных, областных, краевых и других судов субъектов РФ, но и решения Верховного Суда РФ, вынесенные по первой инстанции.

Из общего правила и сейчас имеются исключения. Не могут быть обжалованы в кассационном порядке решения, вынесенные по судам об оспаривании нарушающих избирательные права граждан решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц, кроме решений об оспаривании результатов выборов или результатов референдума.

В соответствии со ст. 267 КоАП решение районного суда по жалобам на неправильное наложение административных взысканий окончательно и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Обжалованию (опротестованию) подлежат как решение суда в целом, так и его часть, например резолютивная, по вопросу распределения расходов между сторонами, порядка и срока исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при рассмотрении дела, либо дополнительное решение, постановленное в порядке ст. 205 ГПК. В тех случаях, когда кассационная жалоба подана на часть решения, необжалованная часть решения не вступает в законную силу, поскольку в соответствии со ст. 294 ГПК суд кассационной инстанции вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Субъектами права кассационного обжалования и соответствующих действий являются лица, участвующие в деле. Согласно ч. 1 ст. 282 ГПК решения могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле. К числу этих лиц принадлежат также те субъекты, которые хотя и не были привлечены к участию в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом. Решением суда данные лица оказываются отнесенными к числу лиц, участвующих в деле, и поэтому они должны иметь право кассационного обжалования.

Прокурор или заместитель прокурора вправе принести протест на незаконное или необоснованное решение суда, независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали (ч. 2 ст. 282 ГПК).

Предпосылкой реализации права на кассационное обжалование является гражданская процессуальная дееспособность лица, который подал жалобу (ст. 32 ГПК). Лица, участвующие в деле, вправе поручить подачу кассационной жалобы представителю. Следует также иметь в виду, что представитель (в частности, адвокат, участвовавший в суде первой инстанции) вправе подать кассационную жалобу на судебное решение лишь при условии, что совершение этого процессуального действия оговорено в доверенности, выданной представляемым (ст. 46 ГПК).

Соучастники и третьи лица, выступающие в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, могут присоединиться к поданной жалобе путем подачи заявления об этом (ст. 290 ГПК).

Отказ от права кассационного обжалования судебного решения (например, в соглашении об изменении подсудности) является недействительным. Так, порядок судебной зашиты установлен законом и может быть изменен лишь в случаях, предусмотренных законом (ч.2 ст.3 ГПК). Однако лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе от нее отказаться. Суд вправе отклонять отказ от жалобы, если он противоречит закону или нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы (ст.292 ГПК). Отказ от кассационной жалобы может быть заявлен как до начала рассмотрения дела в кассационной инстанции, так и в самом судебном заседании. Прокурор, принесший кассационный протест, а вышестоящий прокурор вправе отозвать протест до начала судебного заседания. Об отзыве протеста, который считается в этом случае неподанным, извещаются лица, участвующие в деле. Если рассмотрение дела уже начато кассационной инстанцией, суд проверяет правильность протеста по существу. Поэтому в данном случае прокурор вправе отказаться лишь от поддержания кассационного протеста.

Отказ от кассационной жалобы всегда рассматривается судом кассационной инстанции в коллегиальном составе. О принятии отказа от жалобы суд выносит определение, которым прекращает кассационное производство, если решение не обжаловано или не опротестовано другими лицами. Принятие отказа от кассационной жалобы не влечет прекращения кассационного производства, если соучастники или третьи лица присоединились к кассационной жалобе. Письменное заявление о присоединении к жалобе рассматривается как самостоятельная жалоба.

Отказ истца от иска или мировое соглашение сторон, совершенные после подачи кассационной жалобы или протеста, должны быть представлены кассационное инстанции в письменной форме. До принятия отказа от иска или утверждения мирового соглашения суд разъясняет истцу или сторонам последствия их процессуальных действий. При принятии отказа истца от иска или утверждении мирового соглашения сторон кассационная инстанция отменяет вынесенное решение и прекращает производство по делу.


4. ПОРЯДОК ПОДАЧИ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ И ПРОТЕСТОВ

Законом предусмотрен определенный порядок подачи кассационных жалоб и протестов (ст. 283 ГПК). Решения районных (городских) народных судов могут быть обжалованы в Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области или суд автономного округа, решения Верховных судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов - в Верховный Суд РФ, а решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации – в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации. Кассационные жалобы и протесты приносятся через суд, вынесший решение. Подача жалобы или протеста непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для рассмотрения жалобы или протеста. Однако до вступления решения в законную силу дело никем не может быть истребовано из суда первой инстанции. Лица, участвующие в деле, и прокурор вправе знакомиться в самом суде с материалами дела и с поступившими жалобами или протестом (ч. 2 ст. 289 ГПК).

В широком смысле порядок подачи кассационных жалобы и протеста охватывает также правила о сроке этого действия, а также требования, предъявляемые к содержанию жалобы и протеста, и последствия их несоблюдения.

Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Жалоба или протест, поданные по истечении указанного срока, оставляются бед рассмотрения и возвращаются лицу, подавшему жалобу или протест. Поскольку присоединение к кассационной жалобе (ст. 290 ГПК) не носит характера самостоятельного обжалования судебного решения и не ограничено сроком, предусмотренным ст. 284 ГПК, заявление о присоединении к жалобе соучастников и третьих лиц, выступающих в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, может быть подано вместе с кассационной жалобой, а также самостоятельно, в том числе в процессе рассмотрения дела кассационной инстанции.

Следует учитывать, что началом течения 10-дневного срока кассационного обжалования (опротестования) в соответствии со ст. 100, 284 ГПК является день, следующий за днем вынесения решения в окончательной форме, а не день вручения либо направления сторонам и другим лицам, участвующим в деле, копии решения по делу. При исчисления срока кассационного обжалования важно также иметь в виду, что в случае отложения судом составления мотивированного решения на срок до трех дней срок на подачу кассационной жалобы (протеста) на решение в окончательной форме должен исчисляться со дня, следующею за днем, установленным судом для ознакомления с мотивированным решением. Поскольку на практике судьи нередко затягивают составление мотивированного решения, заинтересованным лицам приходится подавать жалобы в упрощенном виде, чтобы не пропустить срок, установленный законом. В связи с этим возникает проблема, которую подробно описал в своей работе Э. Гаврилов(6). Так называемая «предварительная кассационная жалоба», именуемая на судебно-адвокатском жаргоне «летучкой» не содержит никаких аргументов, ибо мотивированного решения еще нет, и не оплачивается государственной пошлиной. «Летучка» не предусмотрена в ГПК. По сути дела она представляет собой попытку восполнить недостатки ст. 203 ГПК (которая не обязывает письменно указывать дату изготовления мотивированного решения), а также попытку избежать пропуска срока на подачу кассационной жалобы. Однако такая практика порождает дополнительны проблемы.

Остается неясным является ли «летучка» кассационной жалобой. На практике суд нередко применяет к ней норму ст.288 ГПК, которая гласит, что при подаче кассационной жалобы, не подписанной подающим лицом, без указания на решение, которое обжалуется, либо без приложения всех необходимых копий, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, суд выносит определение об оставлении ее без движения и назначает срок для исправления недостатков. Если содержащиеся в определении недостатки будут исправлены в установленный срок, то жалоба считается поданной в день первоначального представления в суд.

Таким образом, ст.288 ГПК относится к кассационным жалобам, которые страдают теми или иными формальными недостатками, которые вызваны небрежностью подателя жалобы. При подаче же «летучки» складывается иная ситуация: тут налицо недостатки, относящиеся к существу жалобы, причем они вызваны тем, что суд отступает от норм ст. 203 ГПК. Получив «летучку», суд обычно оставляет ее вообще без движения и после изготовления решения суда в окончательном виде направляет заявителю определение о том, что ему предоставляется срок для подачи кассационной жалобы. При этом не совсем ясно, выносится ли такое определение в соответствии со ст. 288 ГПК (в которой продолжительность срока исправления недостатков дефектной жалобы не определена) или в соответствии со ст. 203 ГПК (т.е. как объявление судом даты, с которой можно ознакомиться с мотивированным решением). В первом случае определение должно направляться лишь подателю предварительной кассационной жалобы, а во втором – всем участникам процесса.

Значит, если сразу же после изготовления мотивированного решения суд извещает подателя «летучки» о сроке на подачу кассационной жалобы, то вопрос о том, является ли «летучка» таковой, теряет практическое значение. Но иногда суд не выносит никакого определения после изготовления мотивированного решения, несмотря на наличие «летучки», и ожидает поступления окончательной, мотивированной жалобы. Представляется, что здесь нет нарушения норм ГПК.

Лицо, подавшее «летучку», после получения мотивированного решения обычно в течение нескольких дней представляет окончательную кассационную жалобу. Но так бывает не всегда. Приведу конкретный пример. Резолютивная часть решения была объявлена районным судом 14 декабря 1999 г. Истец подал «летучку» 17 декабря 1999 г. Полное решение изготовлено и передано в канцелярию суда 12 января 2000 г.; суд не вынес определение о сроке подачи кассационной жалобы. 24 февраля 2000 г. (т.е. ровно через месяц после этого) истец подал полную кассационную жалобу, в которой не содержалось ходатайства о продлении срока на ее подачу, но имелось указание о том, что истцом ранее была подана «летучка». Районный суд направил дело в кассационную инстанцию, которая на ходатайство ответчика (письменное) о том, что кассационная жалоба не подлежит рассмотрению в связи с пропуском срока на ее подачу, реагировала (устно) следующим образом: «Решение было вынесено 14 декабря, истец подал жалобу 17 декабря, следовательно, срок на подачу жалобы не пропущен».

С таким подходом нельзя согласиться. Истец получил на руки полное решение 24 января 2000 г. и с этого момента должен подать кассационную жалобу в течение десяти дней. Окончательная же кассационная жалоба была подана по истечении 30 дней с момента получения решения на руки. Если признать, что срок на подачу кассационной жалобы при этом не был пропущен, придется сделать вывод, что кассационную жалобу можно было подать и через полгода и даже через год. А как быть, если окончательная кассационная жалоба вообще не будет подана – когда станет считаться вступившим в силу решение суда? По-моему мнению, на все эти вопросы должен дать ответ законодатель, либо Верховный Суд Российской Федерации.

В случае подачи жалобы (протеста) по истечении срока на кассационное обжалование суд должен разъяснить липу, обжалующему решение, ею право обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока. Заявление о восстановлении срока кассационного обжалования (опротестования) рассматривается но правилам ст. 105 ГПК судом, вынесшим решение, только в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Судья отказывает в принятии жалобы или протеста, если они поданы на решение, не подлежащее обжалованию (опротестованию). Такие жалоба в протест не могут служить основанием для возбуждения кассационного производства.

Не соответствует закону мнение, согласно которому отказ в принятии кассационной жалобы (протеста) допустим в двух случаях: если жалоба (протест) подана лицом, не обладающим таким правам, либо заявителем, пропущен срок на кассационное обжалование и он не просит о восстановлении этого срока(7). В этих случаях судья должен оставить жалобу (протест) без рассмотрения (см. ч. 2 ст. 102, ч. 1 ст. 143. ст. 221. ст. 284 ГПК).

Если кассационная жалоба или протест, поданные в установленный срок или после в ос становления пропущенного срока, поступят в кассационную инстанцию после рассмотрения дела по другим жалобам или протесту, суд обязан принять такие жалобы к своему производству. В тех случаях, когда кассационная инстанция, рассматривая такую жалобу или протест, придет к выводу, что определение по жалобе или протесту должно повлечь изменение или отмену ранее вынесенного определения. Кассационная инстанция, вынося определение, направляет дело с отдельным представлением председателю суда, который приносит протест в порядке надзора на одно или оба определения.

В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу только по рассмотрении дела вышестоящим судом (ч. 1 ст. 208 ГПК). Если кассационная жалоба (протест) подана не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 294 ГПК вправе в интересах законности проверять решение в полном объеме(8). Видимо, законодатель в данном случае имел в виду цель перенести принцип состязательности процесса в кассационную инстанцию. Но на практике встречаются случаи, когда в жалобе написано просто и кратко: «Решение считаю незаконным и необоснованным». Возникает вопрос – либо оставить жалобу без движения, либо проверить решение в полном объеме. Некоторые судьи районных судов выбирают первый вариант, ссылаясь на ст. ст. 286, 288 ГПК, что является не совсем правильным, но часто дает результат – сторона приносит мотивированную жалобу. Думается при такой формулировке жалобы следует проверить решение суда в полном объеме на предмет его законности и обоснованности. Оставление подобной жалобы без удовлетворения часто приводит к оставлению в силе незаконного решения, к возникновению вопросов при рассмотрении дела надзорной инстанции.

В законе регламентируется также содержание кассационной жалобы или протеста (ст. 286 ГПК). Кассационная жалоба или протест должны содержать:

1) наименование суда, которому адресуется жалоба или протест;

2) наименование лица, подающего жалобу или протест;

3) указание на решение, которое обжалуется или опротестовывается, и название суда, постановившего это решение;

4) указание, в чем заключается неправильность решения, и просьбу лица, подающего жалобу или протест;

5) перечень прилагаемых к жалобе или протесту письменных материалов.

При составлении кассационной жалобы важно учитывать, что ссылка лица, подающего кассационную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается лишь в случае обоснования им в жалобе невозможности их представления в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 286 ГПК). Именно невозможности. На практике же в большинстве кассационных жалоб указываются новые доказательства, прилагаются дополнительные документы со ссылкой на то, что суд первой инстанции не разъяснил право представления дополнительных доказательств, т.е. нарушил требование ст. 50 ГПК. Это нельзя расценить как невозможность представления доказательств в прямом смысле (например, как отказ суда по каким-то причинам принимать и оценивать их). Но исходя опять из принципа состязательности процесса, существует два варианта решения вопроса: представить противной стороне возможность опровергнуть эти доказательства (это уже элементы апелляции) или отменить решение из-за нарушения норм ГПК и направить дело на новое рассмотрение, с учетом этих дополнительных и новых доказательств, что будет более правильно в рамках кассационного производства.

Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. Кассационный протест подписывается прокурором. К кассационной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, если в деле не имеется такого полномочия. К кассационной жалобе прилагается также документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 4 Закона "О государственной пошлине" с кассационных жалоб на решения суда взимается 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле. Заявление о присоединении к жалобе государственной пошлиной не оплачивается (ст. 290 ГПК).

Кассационная жалоба или протест представляются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. В необходимых случаях народный судья или председатель суда могут обязать лицо, подающее кассационную жалобу, или прокурора, приносящего протест, представить копии приложенных к кассационной жалобе или протесту письменных материалов по числу лиц, участвующих в деле (ст. 287 ГПК). Такая необходимость, в частности, возникает, если в этих материалах содержатся данные, которые могут повлиять на вывод суда кассационной инстанции о законности и обоснованности обжалованного (опротестованного) решения.

При подаче кассационной жалобы или протеста, не подписанных подающими их лицами, без указания на решение, которое обжалуется или опротестовывается, либо без приложения всех необходимых копий, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, народный судья или председатель суда выносит определение, которым оставляет жалобу или протест без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу или протест, срок для исправления недостатков. Срок исправления недостатков кассационной жалобы (протеста), установленный судьей, должен быть назначен с учетом реальной возможности получения заявителем справок, копий документов и иных материалов, необходимых для приобщения к жалобе.

Если лицо, подавшее жалобу или протест, в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении, жалоба или протест считаются поданными в день первоначального представления в суд. В противном случае жалоба или протест считаются неподанным и возвращаются лицу, подавшему жалобу или протест (ст. 288 ГПК).

Народный судья или председатель суда в соответствии с ч. 1 ст. 289 ГПК после получения кассационной жалобы или протеста обязан:

1) направить лицам, участвующим в деле, копни жалобы или протеста и приложенных к ним письменных материалов;

2) известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы или протеста в кассационном порядке в Верховном суде автономной республики, краевом, областном, городском суде, суде автономной области и суде автономного округа о дне рассмотрения кассационной жалобы или протеста в Верховном Суде РФ лиц, участвующих в деле, извещает Верховный Суд РФ;

3) по истечении срока, установленного для обжалования и опротестования решения, направить дело в кассационную инстанцию.

Лица, участвующие в деле, вправе представить объяснения на жалобу или протест с приложением документов, подтверждающие эти объяснения. В необходимых случаях народный судья или председатель суда могут обязать представить объяснения и приложенные к ним документы с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Указанные копии вручаются лицам, участвующим в деле (ст. 291 ГПК).

В случаях, когда по жалобе или протесту, поступившим непосредственно в кассационную инстанцию, необходимо произвести действия, предусмотренные ст. 288 и 289 ГПК, жалоба или протест направляется в суд, вынесший решение, а если содержится просьба о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы или протеста, то и для решения этого вопроса. Если жалоба или протест, не оформленные в соответствии со ст. 288 ГПК, поступили в кассационную инстанцию вместе с делом, то вопрос о возвращении их в суд первой инстанции для восполнения пробелов