Ссылка на архив

Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе

агрессия поведение подросток ровесник

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Актуальность темы несомненна, так как число несовершеннолетних с девиантным поведением стремительно растет, что проявляется в вызывающем по отношению к взрослыми сверстникам поведении. Резко возросла преступность среди молодёжи: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности, нарушения социализации и правонарушений подростков (Г.С.Абрамовой, М.А.Алемаскина, Н.П.Аникеевой, С.А.Беличевой, В.М. Бехтерева, М.Битяновой, А.Д.Глоточкина, И.В.Дубровиной, В.В.Знакова, Е.Я.Иванова, А.Г.Ковалёва, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, В.Т.Кондрашенко, А.Е.Личко, Г.М.Миньковского, И.А.Невского, В.Ф.Пирожкова, К.К.Платонова Е.Э.Смирновой и др).

Актуальность темы заключается в том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.

Предмет исследования – с одной стороны это социально-психологический статус, с другой – агрессивное поведения подростка.

Гипотеза: агрессивность поведения подростков является как следствием занимаемого подростком места в неформальной структуре класса, так и его причиной. Для достижения или поддержания социально-психологического статуса подросткам приходится прибегать к агрессивным формам поведения.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы социально-психологического статуса.

2. Проанализировать теории агрессии и агрессивного поведения.

3. Изучить психологические особенности подростка в коллективе.

4. Рассмотреть на теоретическом уровне причины агрессивного поведения подростков.

5. Описать психологические особенности агрессивных подростков.

6. Подобрать методы эмпирического исследования, изучить статус подростков в коллективе и формы их агрессивного поведения, проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.

Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:

1. Опросник Басса-Дарки. Методика предназначена для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

2. «Hand-тест» - проективная методика исследования личности. В силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение».

3. Социометрическая методика – применяется для изучения взаимоотношений в малых группах.

4. Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании такого математического метода как ранговый корреляционный анализ Спирмана. Данный коэффициент позволяет выявить корреляционные отношения между переменными и оценить зависимость одной переменной от другой.

Объект исследования: в качестве объекта исследования выступили подростки 7 «А», 7 «Б», 7 «Г» и 8 «Д» классов в количестве 92 человек, возраст испытуемых 13-15 лет.

Базой исследования являлся МОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды Ставропольского края.

Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 56 наименования. Основное содержание дипломной работы изложено на 94 страницах, включает 19 рисунков и 40 таблиц.


I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм (цит. по 22, с.201).

М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе (48, с.194).

Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку ( occupy a status ), а роль человеку необходимо играть ( play a role ). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р.Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по социологии Н.Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т.Маршал и М.Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения (27, с.238).

Некоторые социологи смешивают два понятия: статус и престиж. Так, например, П.Сорокин считает, что статус выступает синонимом престижа. Однако П.Сорокин, в отличие от Р.Линтона и Н.Смелзера, понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус (5, с.173).

Е.Бергель же настаивает на необходимости различать два понятия – престиж и статус. К примеру, Рейган и Джонсон – оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области (цит. по 48, с.195).

Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции.

Существует и другое обобщающее понятие – социоэкономический статус. Он включает образование, профессию и доход.

А.Кравченко, анализируя различные подходы к определению понятия «статуса», считает, что можно выделить одну модель, которая имеет четыре параметра, описывающих понятие «статус»:

• Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчина, подросток).

• Определение статуса (описывает сущность статуса и его место в группе или обществе). Примеры определения статуса: адвокат – лицо, профессия которого – оказание юридической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества.

• Содержание статуса – совокупность прав и обязанностей, то есть круг функций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Содержание конкретизирует определение статуса: учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной, переводить или оставлять их на второй год и т.д.

• Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое) (27, с.261).

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса.

Ю.П.Платонов определяет социальный статус как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем (39) .

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Существует широкий диапазон основных статусов:

▪ предписанные,

▪ достигаемые,

▪ смешанные,

▪ личные,

▪ профессиональные,

▪ экономические,

▪ политические,

▪ демографические,

▪ религиозные

▪ кровнородственные.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп.

Американский социолог Р. Мертон в середине XX века ввел понятие статусный набор индивида – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как «совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве – позицию индивида в обществе». Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает, не так часто, обязательно будут различаться неосновные ( цит. по 46, с.204).

Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства – совокупность ограничений, которые касаются, прежде всего, поведения. Чем выше статус, тем более жесткие ограничения накладываются на поведение человека. Не случайно говорят: положение обязывает.

Статусное поведение проявляется в трех сферах:

• приобретение статуса;

• поведение в статусном положении;

• потеря статуса.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей (47, с.68 ).

Приобретение и потеря статуса действуют на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более жесткого соответствия, чем статус давно приобретенный. Человек, чувствующий, что его уровень жизни упал и ему трудно поддерживать прежний статус, будет хвататься за малейшую возможность удержаться в прежнем положении, чем позволит себе поступки, соответствующие более низкому статусу, в котором он, быть может, уже оказался благодаря ударам судьбы.

Ведущий эксперт Российского института директоров, Российской академии образования М.В.Кларин, ссылаясь на многочисленные зарубежные исследования, показывает, что люди с большей готовностью откликаются на просьбу незнакомого человека с высоким статусом, о котором им становится известно по его внешнему виду и одежде или из предварительно полученной о нем информации. Влияние статуса достаточно сильно для того, чтобы подавить некоторые реакции. Известно, например, что водителю, который не трогается с места после того, как зажегся зеленый свет, сигналят меньше, если у него дорогая машина. Более того, если ему и начинают сигналить, то значительно позже, чем тому, у кого машина непрестижной марки. И наоборот, человек с высоким статусом, заблокированный на светофоре машиной среднего класса, реагирует более агрессивно (19).

Так, Лефковиц с соавторами показали, что когда человек высокого статуса нарушал правила дорожного движения, переходя дорогу на красный свет, 20% людей начинали следовали его примеру, в то время как в контрольной ситуации или при условии низкого статуса нарушение имело место только в 1% случаев. Исследование Гегена и Пишо подтвердило эти результаты и даже продемонстрировало эффект подавления реакции (меньше случаев копирования статусной модели) при низком статусе: при условии высокого, среднего, низкого статуса и в контрольной ситуации (без модели) процент нарушения был 54, 18, 9 и 16% соответственно.

Кроме эффекта копирования поведения статусной модели можно наблюдать и другие реакции. Так, сообщник в эксперименте Харриса вклинивался в разные очереди (в кино, в кассу в магазине, в банковское окошко), состоящие не меньше чем из пятнадцати человек. Для воссоздания того или иного статуса использовалась одежда. В случае низкого статуса помощник экспериментатора был одет небрежно, в случае высокого — весьма элегантно. Результаты продемонстрировали меньшую степень агрессивности в отношении сообщника «высокого статуса» по сравнению с сообщником «низкого статуса» вне зависимости от наличия или отсутствия извинений и того, в какой отрезок очереди он влезал.

Результаты показали, что при вежливом обращении испытуемые (продавцы в булочной) соглашались на просьбу сообщника вне зависимости от его статуса (в среднем 93%). Однако при грубом обращении просьбу сообщника низкого статуса выполнили 20% испытуемых, среднего статуса — 40% и высокого — 75% (23, с.351).

Влияние статуса сказывается даже в ситуациях, когда нарушается закон. Геген и Паскаль продемонстрировали, что в случае совершения кражи в магазине человеком высокого статуса испытуемые склонны к меньшей реакции (отчитать или предупредить охранника, находящегося поблизости) в отличие от той ситуации, когда вором оказывается человек со средним или низким статусом.

В совокупности все эти работы показывают, что в одних обстоятельствах высокий статус имеет свойство подавлять реакцию, в других может вызывать неточные оценки реальности и провоцировать копирование поведения статусной модели. И подавление и активация имеют зачастую один результат. В обоих случаях поведение, адекватное ситуации или контексту, демонстрируется реже.

Влияние статуса не ограничивается конфликтными ситуациями. Оно распространяется и на помощь, которую люди готовы оказать какому-либо человеку вне зависимости от того, попросил он об этом или нет. Так, было доказано, что мы охотнее приходим на помощь человеку, уронившему вещи в тот момент, когда он собирался положить их в багажник своей машины, если это человек с высоким статусом. Человеку с высоким статусом (новая дорогая машина) помощь была оказана в 53% случаев, в то время как человеку с низким статусом (дешевая машина в плохом состоянии) — всего в 23%.

То т же эффект наблюдается, когда речь идет о настоятельной просьбе, исходящей от человека, чей внешний вид четко определяет его статус. Так, Клейнк показал, что люди охотнее дают деньги тому просителю, который одет в классический костюм (80%), чем одетому небрежно (32%). Тот же эффект наблюдался, когда студенты определяли сумму пожертвований на нужды благотворительной организации. Просьба о пожертвовании исходила от профессора (высокий статус) и от студента (равный статус). Средний размер пожертвования, отданного профессору, статус которого был обозначен мантией, был равен 6,02 рупиям, а сумма, собранная студентом, в среднем составила 2,62 рупии. При этом в данном эксперименте профессор был подставным, т. е. он не преподавал у тех, кого просил о пожертвовании .

М.В.Кларин делает вывод, что в одних обстоятельствах высокий статус имеет свойство подавлять реакцию, в других может вызывать неточные оценки реальности и провоцировать копирование поведения статусной модели. И подавление и активация имеют зачастую один результат. В обоих случаях поведение, адекватное ситуации или контексту, демонстрируется реже. http://www.elitarium.ru/

Ю.П.Платонов отмечает, что для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом(39).

Социологи выделяют такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги – высокие, средине и низкие. Называется такое положение статусной несовместимостью. В отличие от этого статусной совместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги: все высокие, все средние или все низкие.

А.Кравченко считает, что «статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения. Человек чувствует дисгармонию в своих статусах, его не покидает чувство удрученности, пессимизма, разочарования в себе и в жизни. …статусная несовместимость служит причиной личной драмы, и может свидетельствовать о серьезных сбоях в общественном механизме» (27, с.365).

Таким образом, статусная несовместимость ведет к психологической неудовлетворенности, противоречие между двумя или более статусами служит причиной многих социальных конфликтов ценностей.

Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: "социальный статус" и "социометрический". Социальный статус, как было рассмотрено выше, отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус Я.Л.Коломинский рассматривает как «положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса» ( цит. по 56, с. 128).

Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. М.И.Бобнева отмечает, что «изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации подростков в учебной группе». На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей (5, с.269). В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений. Таким образом, социометрический статус характеризуется наличием взаимосвязи с когнитивной и аффективной сторонами личности.

Таким образом, понятие социально-психологический статус человека включает в себя положение индивида в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый индивид имеет собственное представление о занимаемом и желаемом месте в обществе, и строит свое поведение в соответствии с этим, что несомненно оказывает определенное влияние на формирование его личности.

1.2 Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии

Различными исследователями предложено множество определение агрессии, однако ни одно из них не может быть признано исчерпывающим или общеупотребительным.

Авторский коллектив под руководством Н.М.Платоновой, проведя исследование по изучению природы агрессии и агрессивного поведения, отмечают, что давая понятие агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений и актов поведения. Так, например, А.Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы (2, с. 7). Уилсон рассматривает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» (цит. по 2, с.8). Ф.Аллан описывает агрессию как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Р.Бэрон и Д.Ричардсон рассматривают понятие агрессии «прежде всего с социальной позиции… как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов» (16, с.24).

В словаре практического психолога мы находим следующее определение агрессии: «индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения (20, с.49).

Б.Мещеряков и В.Зинченко уточняют, что агрессия это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» (34, с.61).

Многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Термином «агрессивность» Т.Б.Дмитриева обозначает как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а так же склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как агрессивное (1, с.12).

 Н.Д.Леонтьев описал состояние агрессивности как «стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля» (цит. по 2, с.8).

Фрейдовская теория рассматривает агрессивность как деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер-Эго, причем в процессе подавления агрессии поворачивается в сторону своего носителя и выступает у индивида в форме влечения к смерти. А.Адлер видел в агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Ф. Перлз считает агрессивность не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира (15, с.11).

К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд) (32, с.128).

Ученые предлагают несколько классификаций агрессии.

Г.Э.Бреслав отмечает, что современные психологи выделяют:

- позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития;

- агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим. Грань между ними бывает иногда весьма тонкой (15, с.12).

А.Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намереньем причинить зло. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели не связанные с причинением вреда (12, с.15). В данном случае агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. В случае применения инструментальной агрессии в поле внимания субъекта обычно не попадают страдания жертвы. Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем". Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Иногда трудно провести четкие различия между враждебной и инструментальной агрессией (16, с.31).

Зильманн заменил "враждебную" и "инструментальную" на "обусловленную раздражителем" и "обусловленную побуждением". Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод (16, с. 52).

Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия – это запугивание, принуждение. Она инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое , беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть:

1) враждебной – например, месть за неудачу случайно встретившемуся человеку;

2) инструментальной – например, преследование для достижения власти в группе.

Эти ученые провели серию исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников. (1, с.19).

Э.Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. Так, работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, а так же ряд других специалистов часто прибегают к агрессивным действиям, цель которых выполнение профессионального и гражданского долга. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а так же псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции. Э. Фромм отмечает, что «Агрессия, как эволюционно закрепленное поведение на может не быть адаптивной» (цит. по 2, с.9). Поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций.

Злокачественную агрессию Э.Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Кроме мстительности и специфического характера, он выделяет экстатическую деструктивность, порождаемую некоторыми религиозными культами, идеологическими движениями, а так же оргиями, которые растормаживают подавленные влечения.

А.Басс и А.Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

2. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.

3. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

6. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительное или выдуманное действие.

7. Подозрительность –отношение к людям в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

8. Чувство вины – убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло; а так же ощущаемые им угрызения совести (42, с.166).

Э.Басс предлагает классификацию, построенную не на основе деления на группы и лежащие в одной плоскости, а согласно многоосевому принципу. Его концептуальная рамка включает три оси: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. (18, с. 19).

Г.Э.Ббреслав дополняет эту классификацию, считая, что она имеет практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга (рис. 1).

Рисунок 1. Виды агрессии

Г.Э.Бреслав отмечает, что на одной оси лежат виды агрессии, принадлежащие одной группе, но имеющие различные полюса.


По направленности:

• Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

•Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосамотические заболевания.

По причине проявления:

• Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт).

• Спонтанная агрессия – проявляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

По целенаправленности:

• Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.

• Целевая (мотивационная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его.

По открытости проявлений:

• Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы.

• Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии, так как они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно: отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье.


По форме проявления:

• Вербальная агрессия – выражена в словесной форме.

• Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника.

• Физическая – прямое применение силы (15, с.16).

Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Оно встречается у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга вследствие травм, менингита, энцефалита и пр. нередко агрессивность проявляют также больные неврастенией, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, она присуща людям с возбудимой и эпилептоидной психопатиями.

Существует ошибочное мнение, что агрессия больше свойственна душевнобольным людям, чем здоровым людям – на самом деле это не так. Для подтверждения можно привести тот факт, что только у 12% молодых людей, совершивших агрессивные поступки и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, было установлено психическое заболевание. Причем лишь в половине этих случаев агрессия была проявлением психоза, у остальных имели место неадекватные агрессивные реакции душевнобольных на психологически понятные причины. Фактически здесь отмечалось не проявление психопатологии, а только гипертрофированная реакция на обстоятельства у лиц с изменениями личности.

clude $_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>