Ссылка на архив

Применение методов нейро-лингвистического программирования в обучении

Курсовая работа по психологии

Студент: Романов А. Н.

Московский государственный областной педагогический институт

Орехово-Зуево 2007 год

Введение

Тема курсовой работы: «Применение методов нейролингвистического программирования при обучении».

Прежде всего, необходимо дать определение нейролингвистическому программированию (Далее - НЛП) – это направление в теоретической и практической психологии, отличающееся от аналогичных психотерапевтических методов ориентацией на эффективность проведения терапевтического вмешательства. Данное направление утверждает, что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, терапии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

Таким образом, НЛП применяется не только в психологии и психотерапии, бизнесе и для личностного развития, но и в образовании. Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Причем, что интересно, это относится к любому обучению, не обязательно школьному. На применении НЛП в образовании я и хотел бы остановиться подробнее.

Ввиду всё более очевидных недостатков и проблем современной российской системы образования, было бы не только интересно, но и крайне полезно исследовать инновационные методики школьного образования, предлагаемые нашими заграничными коллегами. Тем более что именно эти методики сейчас всё активнее развиваются и продвигаются за рубежом, а, значит, стоят того, чтобы на них обратили внимание отечественные педагоги и исследовали их должным образом. К сожалению, наблюдается большой дефицит литературы, связанной именно с применением методов НЛП при обучении. Отсюда следует и малая изученность данной темы. Поэтому, работая над данной темой, мне хотелось проверить, насколько реальны те возможности по обучению с помощью методов НЛП, о которых заявляют их авторы. И насколько они эффективны в рамках современного российского школьного образования.

Цель исследования: Выявление степени эффективности применения методов НЛП при обучении в школе по сравнению с традиционными методами обучения

Задачи исследования:

Определение методов и методик НЛП при обучении. Их систематизация.

Практическая работа и анализ исследования эффективности применения методов НЛП при обучении в школе на примере среднестатистического класса

Обоснование выбора методов проверки гипотезы

Разработка процедуры (схемы) исследования

Проведение исследования

Формулировка выводов

Объект исследования: Применение методов нейро-лингвистического программирования при обучении

Предмет исследования: Методы НЛП при обучении в школе

Гипотеза: Методы НЛП более эффективны в сравнении с традиционными методами обучения в школе.

В данной курсовой работе тема раскрыта следующим образом: сначала перечислены и подробно изложены основные методы и постулаты НЛП при обучении в школе, затем проведена практическая работа и анализ эффективности применения методов НЛП при обучении в школе, основанные на разработанной мною процедуре исследования, а после - сделаны выводы.

Глава 1. Применение НЛП в обучении

1.1. Специфика процесса получения ШКОЛЬНОГО образования

Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления.

Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная - несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории:

Начальные (третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).

УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ

По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.

УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКОВЫХ КЛАССОВ

Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить “гормональный клуб Америки” - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле.

Откуда же приходят учителя, обучающие эти “эмоциональные вулканы школьного конвейера”? Из двух других структур. Имеющие,, опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... - все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе.

Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины Учитель должен делать постоянный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

УЧИТЕЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углублением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников.

КОНВЕЙЕР И КОРИДОР

Как уже было замечено ранее, неуспевающие по программе конвейера отправляются в “коридор” со специальными программами и классами. Коридор - это место, где развивается отстающая модальность учащегося. Или: коридор ориентирован на процесс, а конвейер - на содержание.

Когда акцент делается на содержании, учитель должен использовать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс. Однако чаще всего конвейерный учитель обучает в одной модальности, и тогда коридорному учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому коридорному ученику. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха.

КОНВЕЙЕР

Фокус на классе как целом. Многосенсорное обучение.

Ориентация на новое содержание. Успех основан на технике подачи

КОРИДОР

Фокус на отдельном учащемся.

Ориентация на новый процесс

Первоначальное обучение каждого в его модальности.

Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации.

1.2. Визуализация как один из базовых методов повышения эффективности Передачи информации Уже с четвертого класса способность “видеть слова глазами мозга” - основной ключ к академическому успеху. (Здесь использовано выражение из “Гамлета” - на вопрос, как Гамлет может видеть невидимого другим призрака, он отвечает: “Я вижу его глазами своего разума” - прим. ред.) Данный навык можно тренировать еще в дошкольном учреждении. Эта глава будет охватывать следующие области:

1. Как ученики “видят глазами мозга”?

2. Как развить визуальную способность “невидящих” детей?

3. Повторение - это движение от аудиально записанной информации к визуальной форме (при подготовке к экзамену/тесту).

4. Примеры визуализации (чтение, чтение по слогам, счет).

КАК УЧЕНИКИ ВИДЯТ?

Ученики, имеющие сложности с системой образовательного конвейера - это ученики, которые не могут перевести услышанную информацию (вход) во внутреннюю визуальную форму (память/ хранение), то есть осуществить визуализацию. Самый простой путь - выполнить это посредством записи.

Существуют 4 способа врожденной визуализации, от наиболее распространенного до наименее используемого, но самого искусного:

1. Самый распространенный стиль демонстрируется учениками, посещающими лекции и делающими записи того, что слышат.

(Внешний аудиальный переход через записи к внутреннему визуальному.)

2. Второй популярный стиль демонстрируется учениками, которые читают книгу, делают записи, затем смотрят на них и воспроизводят картину в мозгу.

(Внешний визуальный переход через записи к внутреннему визуальному.)

Некоторые ученики могут составлять внутренние визуальные картины без предварительной записи. Эта возможность соединяет еще два вида визуализации.

3. Внешний визуальный без записи к внутреннему визуальному.

4. Внешний аудиальный без записи к внутреннему визуальному. Ученики, использующие любую из первых трех модальностей памяти, легко учатся в школе по сравнению с теми, кто запоминает информацию в аудиальной модальности. Ученики, которые услышав, могут сразу заполнить визуально, часто воспринимаются как талантливые и одаренные.

РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

Как развить визуальную способность у тех, кто плохо видит глазами мозга? Работа эта требует, от учителя большого мастерства и старания. Необходимо иметь прекрасные навыки установления раппорта с учениками, введения их в ресурсное состояние, состояние заинтересованности. Вначале желательно потратить 2-4 недели на правополушарную визуализацию, а затем перейти к левополушарной визуализации. И еще, согласно исследованиям, невербальное поведение учителя в огромной степени влияет на научение. Когда мы стремимся, чтобы ученики на занятии ВИДЕЛИ, то классу поможет следующее невербальное поведение учителя: неподвижное тело/ руки, мягкий спокойный голос, медленная речь, увеличение длины предложений.

В главе 5 мы исследовали корреляцию оценок учащихся с предпочитаемой модальностью памяти - визуальной или аудиальной. Напомним, что для аудиальных учеников может возникнуть проблема, если заключительные вопросы в конце главы представлены в одной последовательности, а вопросы теста (проверки) - в другой. Учителю необходимо знать визуальные способности своих детей, позволяющее запоминать информацию. Прекрасно, если мы можем опрашивать своих учеников в предпочитаемой ими модальности. Однако общий успех и завершение образования на школьном конвейере будет в прямой зависимости от их визуальных способностей. Это самый значимый фактор, начиная с четвертого класса. Как помочь ученику перейти с аудиального запоминания информации на визуальное

Предварительное введение класса в визуализацию

1. Учитель предоставляет ученикам простую сцену без описаний (предложение с простым подлежащим и сказуемым, например: “Мальчик и собака вышли.”)

2. Учитель просит учеников дополнить описание конкретными визуальными деталями и характеристиками. Ученики добавляют такие прилагательные, как “большой”, “коричневый”, наречия “быстро” и т.д. Во время представления своих картин можно попросить учеников закрыть глаза.

3. Предложите ученикам обменяться конкретными визуальными характеристиками.

Проводите такие занятия каждый день в течение 2-4 недель. Обратите внимание, какие изменения произошли за первую неделю, как изменились ответы через две недели.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ

1. Начните с визуализации цветов. Заполните свой мозг красным, зеленым, голубым... Сконцентрируйте все ваше внимание на сохранении цвета ярким и чистым. Если созданные вами цвета кажутся вам неясными, сфокусируйтесь (привяжитесь) для каждого цвета к какой-нибудь позе. Это может не сразу получаться.

2. Затем попробуйте визуализировать знакомые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Попробуйте повращать объект в вашем мозгу. Если вы испытываете затруднения, не отчаивайтесь и не разочаровывайтесь в упражнении. Многим людям труднее представить абстрактные фигуры, чем реальные объекты и лица.

3. Визуализируйте трехмерный объект: стул, мяч, помидор, чашку. Поместите образ на расстоянии нескольких футов перед собой, расслабьтесь и изучайте его. Закройте глаза и еще раз визуализируйте, пытаясь как можно больше включить деталей в ваш образ. Еще более расслабьтесь и позвольте вашему мозгу создать образ без критической оценки.

4. Визуализируйте образ знакомого человека. Сконцентрируйтесь на лице, позвольте изменяться перспективе и рассматривать лицо справа, слева, издалека, близко. Вы можете приблизиться к деталям лица или охватить его взглядом.

5. Визуализируйте знакомый дом, здание. Представьте себя открывающим дверь и входящим. Изучите пол под собой, картины на стенах, мебель, проемы в другие комнаты...

6. Представьте себя удобно лежащим в кровати. Мысленно исследуйте знакомые объекты и отделку комнаты. Мысленно взгляните на окно и почувствуйте себя плывущим к нему, затем выплывающим из него. Поднимайтесь выше и выше над вашим домом, изучите дом соседей, деревья, перспективу улицы. Затем мягко приземлитесь и ощутите, что стоите на ногах.

7. Визуализируйте конкретное место и представьте, что вы находитесь там. Это может быть любимое место отдыха или место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место: мягкое, располагающее к отдыху и очень приятное место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место в будущем. Визуализируйте себя идущим на это место для отдыха, для работы над проблемой, или для практики в других упражнениях.

“Визуализируйте конкретное место и вообразите встречу с очень мудрым человеком, наставником (если вы верующий - с Богом). Выразите ему свою дружбу, Признательность. Представьте себя спрашивающим у него ответы на интересующие вас вопросы, проблему. Внимательно слушайте, что он говорит.

Наконец, представьте другое конкретное место, рабочее место, содержащее все приборы, инструменты, которые могут потребоваться для решения вашей проблемы. Представьте экран, на котором могут появляться любые образы по вашему выбору. Ваш наставник обязательно посетит вас там, когда вам потребуется помощь.

Это начальные упражнения. Если вы поупражняетесь в каждом ' около недели и используете релаксированное состояние на практике, вы увидите впечатляющие результаты.

Визуальные конфигурации печатного материала

Следующая серия упражнений помогает учащимся в создании картины печатного материала. Мы помним, что ученики, владеющие левополушарной визуализацией (видение слов), хорошо учатся в школе.

Ученики открывают указанную страницу книги, вкладывают закладку или палец и закрывают книгу.

По команде учителя ученики с закрытыми глазами переводят закладку на следующую страницу. Учитель просит открыть глаза и книгу - пауза -закрыть глаза и книгу. Это визуальный вход. Продолжительность между командами “открыть”, “закрыть” может варьироваться.

Учитель говорит: “Нарисуйте пальцем на парте то, что вы увидели и запомнили (термины, фигуры, графики)”. Это кинестетический выход.

Повторите 2 и 3 с новой страницей и попросите детей рассказать соседу общую схему/план страницы. Это аудиальный выход.

Повторите 2 и 4 с новой страницей, но пусть ученики с помощью карандашей рисуют (воспроизводят) страницу, визуализируя ее. Это визуально-кинестетический выход.

Обсудите с учениками, что было легче. Понаблюдайте, какие у учеников есть отличия, какие у них предпочтения. Возможно, с некоторыми учениками придется работать один на один.

Повторите вышеуказанные упражнения, но каждый раз разрешайте после визуализации заглянуть в книгу и затем дополнить (уточнить) свою визуализацию. Повторить заглядывание можно 3-4 раза. Это улучшает визуальное запоминание.

Следующее упражнение. Выберите на странице слова, отличающиеся от остальных (термины, годы, даты) и попросите учеников искать их на скорость. Это упражнение может быть забавным.

Еще одно полезное упражнение - работа с “кубиками”. Особенно для кинестетиков. Страница с равными конфигурациями разрезается, ученик должен ее сложить.

Упражнение на локализацию информации

Выберите отрывок с параграфами, содержащими различную, но достаточно точную информацию. Чем больше различий в каждом параграфе, тем лучше. Другими словами, выберите сообщение, где автор описывает по одной концепции в каждом параграфе. Попросите класс прочитать вслух или про себя. Перед учениками имеется собственная копия страницы. После чтения попросите их закрыть книгу и задавайте вопросы, ответы на которые можно найти только в первом параграфе. Ученики отмечают соответствующий параграф на своей странице. Продолжайте задавать вопросы, пока не будут рассмотрены все 6-7 параграфов. Затем вы можете провести дальнейшую локализацию. Задавайте классу эти же вопросы в хаотическом порядке. Попросите учеников отмечать на своей странице соответствующий параграф. Подобное упражнение можно практиковать ежедневно.

Попросите учеников посмотреть на значимую единицу информации на доске или в книге. Используя невербальное поведение, скажите детям: “Закройте глаза или уставьтесь на какой-нибудь предмет и постарайтесь увидеть эту информацию. Медленно поднимайте голову, показывая, что вы можете видеть.”... Попросите класс посмотреть на следующую единицу информации и воспроизвести ее внутренним взором. То же самое с третьей единицей информации. Можете добавить слова: “Мысленно вернитесь в ваше любимое место и смотрите.” Такой словесный прием быстро якорит (термин НЛП, т.е. связывает) сразу “ваше любимое место” с состоянием, которое ученики могут использовать вовремя повторения: после того, как они овладели информацией и запомнили её для теста/экзамена. Конечно, в процессе тестирования напомните им об использовании “любимого места” для восстановления информации.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Когда ученики выполняют ежедневную работу, вопросы в конце главы представлены в той же последовательности, что и информация, заложенная в этой главе. Такая работа не создает проблем для аудиального мозга. На окончательном экзамене вопросы обычно не совпадают с последовательностью информации. В результате ученики “с кассетами в мозгу” терпят неудачу. Проверьте это на своих учениках.

Сейчас мы сконцентрируемся на различиях и результатах между аудиальными и визуальными учениками и выявим, как извлекается информация при тестировании, и как это влияет на различие в оценках.

- Выявите в своем классе очень визуальных учеников.

- Выберите высокоаудиальных учеников.

- Посмотрите на тест и определите характер вопросов. Какие из них задействуют визуальный канал (информация только из учебника), какие задействуют аудиальный канал (лекции)? Какая информация обсуждалась в дискуссиях?...

- После проверки тестов и выявления отметок вернитесь к тестам визуальных и аудиальных учеников. Отметьте, как справляются визуальные ученики с визуальными вопросами, аудиальными вопросами. Отметьте, как аудиальные ученики справились с визуальными и аудиальными вопросами.

Сортировка содержания в визуальные и аудиальные категории

Цель данной работы - отсортировать тот материал, который будет понят и запомнится визуально и тот, что аудиально. (Характеристики аудиальной памяти - последовательность и целые звенья, характеристика визуальной памяти - скорость и извлечение информации в любом направлении.) Как вы проводите сортировку? Запишите модальные характеристики какой-либо информации. Например:

6 х 4 = 24 Такое содержание целесообразно для аудиального запоминания, так как хорошо накладывается на ритм голоса.

8 х 7 = 56 Данное выражение целесообразно для визуальной памяти. Ритма здесь нет, но эти числа распределяются в визуальной последовательности (5, 6, 7, 8).

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ

Поскольку одна из характеристик визуальной памяти - скорость, то с возрастанием объема материала возрастает необходимость в визуализации. Чтобы проверить способность класса к чтению, распределите материал на два уровня. Сначала пусть дети читают с обычной для них скоростью. Определите время, необходимое среднему ученику на страницу. Затем ученики начинают читать по сигналу со скоростью несколько выше. Позвольте ученикам прочитать небольшой раздел, затем прервите их и обсудите, как они представляют сцену. Чтение. Пауза. Картина.

Известно, что чтение задействует оба полушария мозга: левое специализируется на кодировании и декодировании, правое - на понимании или общем значении. Использование этих операционных различий позволяет учителю выявить полушарный дефицит ученика при определении навыков чтения и сформулировать предварительный план развития. Если ученик кодирует и произносит слова непропорционально их пониманию, то левое полушарие работает в ущерб правому. Этот ущерб особенно заметен, когда вы работаете с учеником, учившимся ранее в школе с фонетическим уклоном преподавания (Левый мозг). Для таких учеников будут полезны следующие упражнения.

Убедитесь, что дети вообще могут визуализировать. Попросите их посмотреть на парту (или закрыть глаза) и представить свою комнату, стены с окнами, обстановку. Это упражнение убедит вас, что дети представляют картины левым полушарием.

Дайте детям прочесть короткий фрагмент. Для некоторых учеников это слово, для других предложение.

Как только ученики закончили, прервите их и попросите пристально посмотреть на что-либо (или закрыть глаза) и представить то, что описывает предложение. (Убедитесь, что в предложении используются только конкретные существительные и активные глаголы, поскольку абстрактные существительные и такие глаголы, как “быть”, препятствуют работе правого полушария.)

Попросите учеников описать цвет, размеры, форму, передний план того, о чем прочитали. Если к этому предложению есть картинка, то после визуализации покажите ее ученикам и сравните с тем, что они «увидели»

Поработав с 1 - 4, ваша следующая цель - выяснить, сколько предметов дети могут включать в картину до того, как они перейдут к следующей. Одновременно мозг может включать от 5 до 9 единиц информации. Когда объем информации выходит за рамки его возможностей, мозг опускает предварительно полученную информацию, чтобы освободить место для другой порции. Классический пример этому - учение таблицы умножения. Ученики запоминают определенное количество таблиц, но по мере увеличения их числа забывают предыдущие. Поэтому ученику необходимо повторять его собственные картины: первую, вторую, третью... Это и есть понимание, запоминание.

ВЫБОР КНИГ ДЛЯ ВИЗУАЛЬНОГО, АУДИАЛЬНОГО, КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ

В классе из 30 человек от 4 до 6 учеников - “трансляторы” - ученики, использующие одну модальность. Они нуждаются в адаптации материала в процессе научения. Именно о них полезно знать, что им в книге привлекательно и интересно.

Из трех компонентов любой литературы (сюжет, декорации и характеры) только визуал способен оценить и заинтересоваться описанием декораций, обстановки и т.д. Невизуальный читатель не заметит этого.

Аудиалы любят диалоги, поскольку могут слышать голоса разных персонажей. Кинестетик - любитель ориентированного на действие сюжета. Его в меньшей степени волнуют описания и внутренняя сущность героев. Он любит только внешние действия героя.

При анализе книги, откройте страницу и бегло просмотрите абзацы. Чем короче абзац, тем больше вероятность, что вы найдете здесь диалоги. Чем длиннее абзац, тем он более визуален, с продолжительными описаниями. Один опытный библиотекарь маркировал корешки книг цветовым кодом: голубой цвет для кинестети-ков, зеленый для аудиалов. Визуальные книги он оставлял нетронутыми, поскольку визуалы любят порядок.

Выберите в своем классе А-учеников, В-учеников и К-учеников. Опросите, какие книги им нравятся, по какой причине. Сравните их причины с информацией, полученной выше.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОРФОГРАФИИ

ПРИМЕР 1.

1: Выписав на доске слово, скажите классу: '“Как только увидите буквы, произносите их вслух”. (Невербально задайте им темп произношения каждой буквы, например, щелчками пальцев). Затем попросите детей закрыть глаза (не смотреть на доску), но визуализировать буквы (увидеть их) и прочитать вслух, используя те же невербальные ключи. Повторите несколько раз.

2. Попросите учеников снова посмотреть на доску, увидеть буквы и прочитать их в обратном порядке. Затем попросите, не смотря на доску, представить слово и произнести буквы в обратном порядке.

ПРИМЕР 2.

1. Выберите и напишите на доске слово с большим числом букв.

2. Попросите учеников, проводя пальцем перед глазами вдоль слова, постепенно передвигать его к периферии зрения.

3. Скажите: “Посмотрите на среднюю букву”. (Например “с” в слове “доска”.)

4. Когда вы смотрите на среднюю букву, увидьте еще и букву справа (т.е. “о”), затем слева (т.е. “к”).

5. Продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком. (Техника сканирования.)

Примечание: все это делается только визуально - не надо проговаривать про себя слово и буквы. Подобные упражнения нужно проводить ежедневно в течение нескольких дней. Регистрируйте результаты.

Далее необходимо специальными упражнениями добиваться снижения количества картин в мозгу при видении слова.

СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КАРТИН ПРИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ СЛОВА

Важно заметить, что мы при видении слова разбиваем его на слоги, и с каждым слогом связана отдельная картина. Задача в том, чтобы расширить количество букв, которые можно одновременно увидеть в “картине”. Желательно научиться видеть все слово в одной картине.

Например, возьмем слово ВАШИНГТОН. Скорее всего ученикам нужно три картины, чтобы, последовательно переводя внутренний взор,, увидеть все. слово: ВАШ - ИНГ - ТОН. Проверьте это. Затем старайтесь уменьшить количество картин.

1. Попросите детей посмотреть первую картину и назвать последнюю букву этой первой картины. Это буква Ш.

2. Когда они смогут ясно увидеть вторую картину, попросите их назвать первую букву второй картины. Это буква И. Попросите тогда из последней буквы первой картины и первой буквы второй картины создать слог ШИ.

3. Снова попросите учеников мысленно увидеть слова. Спросите, сколько у них теперь картин для него. Конечно, наша цель получить две картины ВАШИНГ - ТОН.

4. Теперь пусть посмотрят на последнюю букву этой новой первое картины, и первую букву второй, и создадут слог ГТ. Спросите их снова, сколько картин им требуется для всего слова. Некоторые ученики смогут увидеть все слово в одной картине, но другим нужно будет две как в п. 3.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СЧЕТА

Когда ученики научаются сложению, эта информация используется позднее и при изучении следующего материала - вычитания. Кумулятивная природа счета трудна для учеников, запоминающих информацию только аудиально. Аудиально запомнивший 3 + 1 =4 , не может использовать эту информацию для решения, чему равно 4+1 1, потому что вычитание меняет последовательный порядок сложения. Чтобы можно было использовать ранее полученную информацию, измените линейный порядок 3+1=4, придав ему треугольную форму.

4

3+1

Ученик научается сразу “семье” из трех чисел. Закрывая последовательно цифры в вершине треугольника, спрашивайте ученика, как ее получить.

Примечание: постоянно помните аксиому - “Новый процесс (в данном случае визуализация) лучше всего выполнять со знакомым содержанием.” В нашем примере предполагается, что класс уже знает что 3 + 1 = 4. Придумайте и запишите свои примеры.

Обобщение. С четвертого класса письменные тесты требуют от учеников восстановления информации в другом порядке, чем она давалась и запоминалась. Мы только сейчас начинаем понимать, насколько восстановление информации отличается от навыков первоначального научения. Секрет лежит в понимании того, как запоминается информация. Это ключ к спокойному восстановлению. Чтобы обучить процессу визуализации, нам необходимо работать с большим количеством материала и очень медленно. Большинство учащихся видят объекты глазами мозга (правое полушарие), мы должны научить их видеть и слова (левое полушарие). Способ, которым успевающие ученики работают с тестом - увидеть вопросы на бумаге, вызвать картину ответа в мозгу и записать извлеченный ответ.

1.3. Роль невербальной коммуникации в обучении

Исследования, опубликованные Национальной Ассоциацией Образования, указывают:

- Процесс образования определяется процессом коммуникации.

- Коммуникация состоит из двух компонентов - вербального (словесного) и невербального (без слов).

- Люди используют невербальную коммуникацию по следующим причинам:

а) Слова имеют ограничения. 6) Невербальные сигналы более действенны.

в) Невербальные отношения, вероятно, более искренние.

г) Невербальные отношения могут выражать очень сложные чувства.

д) Для отправления сложных эмоциональных сообщений необходим отдельный канал коммуникации.

- Поза, движения тела и другие невербальные сигналы - инструменты, развитые потому, что слова оказались неэффективны.

- Если между вербальным и невербальным сообщениями появляется неконгруэнтность (несоответствие), то невербальное сообщение одержит победу.

- Последние клинические и нейрологические исследования показали, что левое полушарие мозга главным образом вовлечено в вербальные и другие аналитические функции, в то время как правое полушарие ответственно за пространственные и невербальные процессы.

ЯКОРЕНИЕ

Если учитель постоянно использует определенные невербальные сигналы в совокупности с идеей или каким-то содержанием, то в дальнейшем эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными.

Одна из основных целей НЛП в образовании - научить учителя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом..., ученик автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние. С установлением устойчивой связи между невербальными сигналами и содержанием считается, что оно (содержание) “заякорилось”.

Изучение и использование якорей - самый быстрый и действенный путь понимания невербальной коммуникации.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯКОРЯ

В определенном смысле НЛП, не изобрело ничего нового, открыв паттерны эффективной коммуникации и способы передачи их от владеющих к желающим приобрести. Наш мир наполнен естественными якорями: визуальными, аудиальными, кинестетическими и любой их комбинацией. И нет недостатка в примерах: от воя пожарной машины до вспышки красного цвета на зеркале заднего обзора или визита к зубному врачу. Вопрос не в том, существуют они или нет. Они работают в каждой классной комнате. Вопрос в том, как их использовать целенаправленно и постоянно. Любое поведение учителя, вызывающее постоянный отклик в классе, является якорением.

УЗНАВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЯКОРЕЙ

Естественные якоря - это уже существующие внутри людей якоря. Вопрос - каких желательно избегать? (негативные), какие использовать? (позитивные). Некоторые примеры выявления естественных якорей:

Родительское собрание. Одна из целей общения с родителями учеников, с которыми желательно улучшить отношения, - узнать, какие невербальные якоря демонстрируются родителями и насколько они эффективны. Например, м-р Джеймс, учитель средней школы, встречается с родителями Салли. Джеймс просит Салли присутствовать на встрече, чтобы наблюдать ее взаимодействие с родителями. Когда Салли с родителями начинают “ворошить мусор”, Джеймс замечает, что как только мама сердится и начинает говорить быстрее, Салли “закрывается”. И напротив, внимательно слушает папу, когда тот, хотя и беспокоится, но говорит медленно. Джеймс запоминает, как говорит папа (скорость, паузы, тон...) и в будущем, когда Салли не будет “слышать” Джеймса, он может переходить на папин “стиль” и избегать маминого.

ЯКОРЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В течение своего первого года работы в классе м-р Джонс заметил, что когда он входит в дисциплинарное место и начинает эмоциональное (громкое) обращение, четыре ученика не реагируют на это. Размышляя о причинах, он вспомнил, что все они учились у одного учителя. Во время подготовки на следующую неделю Джонс сделал себе заметку заглянуть между прочим в класс этого учителя. М-р Джонс обнаружил в среднем две вспышки крика учителя за этот период. Он сделал вывод: чтобы “выжить”, ученики научились “замирать” на громкий, эмоциональный взрыв мужчины-учителя. Поэтому, когда м-р Джонс в своей практике переключился на более спокойные тона, весь класс стал отвечать соответственно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЯКОРЕЙ

Я начал свою учительскую деятельность в школе, давшей направление в изучении недирективного терапевтического подхода Карла Роджерса в применении к образованию. Используя этот опыт, я разработал массу взаимодействующих техник для класса. Когда я переехал в новый школьный район, то обнаружил, что ученики одного класса невнимательны во время любой классной дискуссии, но очень внимательны, когда переписывают записи учителя с доски. Я решил использовать их якорь. Если они начинали отвлекаться на обсуждении, я мог перейти к доске и что-нибудь написать. Когда я вновь получал их внимание, я мог остановиться и вернуться к диалогу. В результате я перевел детей из существующего состояния в желаемое.

Есть ли в вашей школе естественные якоря, позволяющие вам сделать аналогичное?

СОРТИРОВКА ЯКОРЕЙ

М-р Верн - консультант старших классов, он же замещает директора в его отсутствие. Некоторые из учеников, которых он “прорабатывал” как заместитель директора, получали у него консультативную помощь по предмету. Верн заметил, что после дисциплинирования, ученик не может с ним работать как с консультантом. Понимая различия в позициях консультанта и директора, он использовал следующий подход. Когда он действовал как директор, он виделся с учеником не в своем кабинете, а в директорском. Определив на подсознательном уровне различие между состоянием директора и консультанта, он перенял манеры директора (голос, указующий палец, ношение заколки в галстуке).

Бывают ли в вашей школе ситуации, когда вы функционируете не в соот