Приемы и методы создания индивидуального имиджа
Условия, в которых мы сейчас живем, в корне отличаются от тех, что были раньше. В этих условиях мы вынуждены жить по-новому. В современном мире особое место занимает PR. Викентьев перечисляет 5 целей PR: позиционирование PR-объекта, возвышение имиджа, антиреклама (или снижение имиджа). В основе этих целей лежит базовое понятие «имидж». Все они представляют собой те или иные операции с имиджем. Поэтому я считаю, что тема курсовой работы очень важная и актуальная. Главной целью является выделить основные методы и приемы, необходимые для создания индивидуального имиджа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия, необходимые для изучения имиджа
-рассмотреть особенности индивидуального имиджа
-изучить этапы формирования имиджа.
По выбранной теме есть большое количество литературы, но большинство авторов рассматривает имидж как изменение внешнего вида. Наиболее подходящими к теме курсовой являются работы следующих авторов: Шепель В.М., Панасюк А.Ю., Почепцов Г.Г., Перелыгина Е.Б.
1. Понятие «имидж»
Термин «имидж» в российском лексиконе начал активно использоваться в 90-х годах XX века — вначале в основном в политической сфере. Сегодня термин «имидж» используется не только применительно к человеку, но и к иным объектам (имидж предприятия) и явлениям (имидж образовательной системы в России). Но термин «имидж» может употребляться адекватно только в том случае, если указано, об имидже кого и об имидже у кого идет речь. Необходимо знать у каких людей о ком или о чем сформировано определенное мнение, у какой части населения.
Определение «Имидж объекта»
«Имидж объекта — это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике — в сфере сознания и/или в сфере подсознания определенной (или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно ли непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия или тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного с целью возникновения аттракции — притяжения людей к данному объекту».(2,11)
Определение «Имидж человека»
«Имидж человека — это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие полученной о нем информации от других людей; по сути имидж человека — это как он выглядит в глазах других людей, или — что одно и то же — каково мнение о нем других людей.»(2,26)
Имиджмейкер
Субъект имиджа — это тот, кто формирует имидж, т.е. имиджмейкер.
Имиджмейкер (от англ. Image maker – создатель имиджа) — лицо профессионально занимающееся формированием или коррекцией имиджа человека, предмета или явления. Он должен обладать знаниями в области психологии, психотерапии, психоанализа, в сферах дизайна, лингвистики и др. Основными объектами деятельности имиджмейкера являются: прототип имиджа, лидер общественного мнения и ближайшее окружение клиента.
Имиджформирующая информация
Информация, которая формирует имидж, называется имиджформирующей информацией. Она движется от прототипа имиджа к аудитории имиджа, и тогда она называется прямой имиджформирующей информацией. Если человек получил имиджформирующую информацию опосредованно – через других людей, у которых уже раньше был сформирован имидж какого-либо человека, то эта информация называется косвенной имиджформирующей информацией. Также различают ложную имиджформирующую информацию: это те сведения о прототипе имиджа, получаемые аудиторией имиджа, которые не соответствуют действительности (слухи, сплетни, разного рода легенды). Ложная Имиджформирующая информация нередко используется для создания «инвертированного имиджа» - негативного имиджа конкурентной стороны.
Типы имиджа
Существует несколько подходов к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный. При функциональном подходе выделяют разные типа имиджа, исходя из различного функционирования; при контекстном – эти типы функционирования находим в разных контекста реализации; при сопоставительном — происходит сравнение близких имиджей.
Итак, функциональному подходу присущи следующие типа имиджа:
1. Зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. «Мы словно смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положителен, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его минус – минимальный учет мнения со стороны. Этот имидж может определять характеристики как лидеров, так и организаций.».
2. «Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны». Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж человека в не меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики вообще (хотя он может быть весьма существенным для данной организации или данного человека), это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. «И самой важной задачей здесь становится не столько благоприятный, сколько верный, правильный тип имиджа».(3, 113)
3. Желаемый – это имидж, к которому мы стремимся. Этот тип особенно важен для новых структур.
4. Корпоративный – это имидж организации в целом (репутация организации, её успехи, степень стабильности).
5. Множественный – это имидж, который образуется при наличии независимых структур вместо единой корпорации.
В этот список следует добавить и тип отрицательного имиджа, создаваемый конкурентом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно. При запуске такого имиджа возникает проблема опровержения. Сделать это весьма сложно: считается, что легче запустить новый стереотип, чем опровергнуть имеющийся.
Также можно классифицировать имидж по области применения, в которой он функционирует. Здесь имидж политика или бизнесмена будет отличаться от имиджа поп- или рок-звезды.
Третий подход – сопоставительный. «В этом случае мы сравниваем имиджевые характеристики, например, двух политических претендентов, двух компаний, двух продуктов. Такая более четкая классификация необходима для того, чтобы иметь конкретные цели, на достижение которых и может быть направлена PR-кампании.».(3, 119-120).
Особенности индивидуального имиджа
Индивидуальный имидж — это имидж индивидуального объекта. Иначе говоря, индивидуальный имидж — это имидж индивида (человека). Самое важное его свойство состоит в том, что если рассматривать его в качестве символической структуры, то центральное место в ней занимают символы, отвечающие за индивидуализацию, т.е. выражающие индивидуальные качества субъекта – прототипа имиджа, качества, свойственные только данному лицу, отличающие его от всех других, задающие его индивидуальность.(4,101).
При создании имиджа возникает задача, которую можно описать как задачу перевода системы индивидуальных смыслов на язык общепринятых значений, с тем, чтобы сделать её распознаваемой другими объектами. В соответствии с принципами индивидуализации элемент уникальности должен присутствовать в любом имидже, в противном случае имидж субъекта воспринимается как неполный, незавершенный.
Обе стороны социального взаимодействия, в ходе которого происходит создание имиджа, являются активными его участниками. Но инициатива исходит от прототипа (прообраза) имиджа.
В основе деятельности субъекта имиджа могут лежать два основных типа мотивации:
1. «психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в повышении своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта;
2. прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей (победы на выборах, повышение зарплаты, продажи товара или услуги и т.д.)»(4,104).
Эти два типа мотивации могут совмещаться. Например, если для человека качества успешного менеджера входят в состав его идеального Я и наличие этих качеств поможет ему продвинуться по службе, то усилия данного субъекта по созданию имиджа будут иметь двойную цель и двойную мотивацию: они будут служить для поднятия самооценки и достижению чисто практических результатов.
В зависимости от преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности по созданию имиджа, различаются стратегии создания имиджа и используемые при этом способы и механизмы. На этом основании различают два типа индивидуального имиджа: имидж, ориентированный на самоощущение, и имидж, ориентированный на восприятие. В ряде случаев один и тот же имидж может обладать свойствами как первого, так и второго.
Возможны и другие классификации индивидуальных имиджей. В частности, можно различать индивидуальные имиджи в зависимости от того, какую социальную роль исполняет субъект-прототип имиджа в социальной группе, составляющей аудиторию имиджа. Можно выделить имиджи для общения с деловыми партнерами, имиджи для общения с людьми, обладающими властью и т.д. У каждого человека, как правило, несколько имиджей. Это объясняется многообразием социальных связей, в которые вступает субъект. Наибольшее число имиджей встречается у людей в возрасте активной социализации (14-23 года), а «также в возрасте, для которого обычно характерно особое разнообразие социальных связей и , соответственно, выполняемых социальных ролей, — 33-37 лет»(4,114).
Основанием для классификации имиджей может служить мера копирования другого объекта при создании имиджа. различают органический (или результирующий) и наведенный имиджи. Первый тип представляет собой образ, создаваемый в результате сложного процесса конструирования новой, прежде не существующей символической структуры. Второй тип имиджа возникает в результате копирования готового образа. При этом единственной целью процесса, по крайней мере на этапе создания имиджа, является достижение максимального сходства с оригиналом.
Видов индивидуального имиджа много, но все они имеют общие элементы.
Итак, имидж человека включает в себя следующие элементы:
1. характеристики этого человека, что и является имиджформирующей информацией;
2. образ этого человека, сформированный в психике каждого из членов аудитории имиджа в виде комплекса различных характеристик человека — внешних и внутренних;
3. мнение об этом человеке как оценка возникшего в психике аудитории имиджа образа этого человека;
4. прототип имиджа – самого этого человека;
5. объект имиджелогического воздействия, члена аудитории имиджа, сформировался образ этого человека, произошла оценка этого образа, возник имидж этого человека(2,37).
Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу.
2. Цель создания имиджа
Имидж может быть как продуктом целенаправленной, так и нецеленаправленной деятельности. Имидж может возникать стихийно, без осознанной постановки цели формировать имидж. Например, человек непроизвольно посылает в окружающее пространство о себе негативную имиджформирующую информацию. Имидж может возникать преднамеренно. Целенаправленная деятельность по формированию имиджа заключается в осознанной постановке человеком задачи сформировать имидж у объекта.
«При формировании имиджа имеется несколько уровней цели:
1. Создание в психике членов аудитории нужного образа данного объекта.
2. Создание у аудитории определенного мнения о данном образе (объекте).
3. Образование аттракции – психологического притяжения к данному объекту членов аудитории (либо отторжения от него)».(2,58)
Итак, цель формирования имиджа – сформировать психологическое притяжение (аттракцию) у определенной группы людей для возникновения определенных последующих действий в отношении этого объекта.
Аттракция – (от франц. attraction – притяжение, и лат. attacho – притягиваю к себе) вольное или невольное психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или ситуации.
Когда имиджмейкер формирует положительный имидж политика, то главной задачей является формирование у электората психологического притяжения к данному человеку или его программе. Каждый имиджмейкер ставит перед собой задачу сформировать психологическое притяжение – аттракцию. Для создания аттракции имиджмейкер обнародует либо виртуальные, либо реальные положительные качества, создавая позитивное мнение.
«В основе механизма аттракции лежит известная в биологии стратегия поведения любого живого существа – стремление к максимизации наград и к минимизации наказаний»(2,60).
Суть этой стратегии:
1. Живой организм (в данном случае человек) всегда стремится к тому и туда, где он получает «награды» в виде положительных эмоций, приятных ощущений и т.п.
2. Человек стремиться избегать ситуаций и объектов, от которых он получает «наказание» (отрицательные эмоции, неприятные ощущения и т.п.)
В основе этой стратегии лежит жизненно важная потребность любого организма в самосохранении. Её суть:
1. Организм (человек) тянется к объектам, которые вызывают чувство приятного (которые способствуют более комфортному существованию).
2. Человек или другой организм избегает объекты, которые вызывают чувство неприятного (которые являются неблагоприятными для жизнедеятельности).
Например, имиджмейкер формирует отрицательный имидж конкурента своего клиента, утверждая и/или доказывая, что он человек малограмотный и нечестный. Получив эту имиджформирующую информацию, член данной аудитории имиджа будет стараться избегать контактов с данным человеком, т.к. общение с ним может привести к неблагоприятным последствиям.
Или другой пример. Если член аудитории имиджа, например, избиратель, у которого формируют мнение о кандидате, узнает, что данный объект «хороший», то он будет стремиться к этому объекту, т.к. при общении с ним он будет получать положительные эмоции.
«Допусти, имиджмейкер обучил своего клиента таким действиям, которые – с позиции данной аудитории имиджа – характеризуют его клиента как чуткого и внимательного к людям. Увидев у данного клиента такие действия, член данной аудитории имиджа решает, что тот человек «хороший»; и если этот человек - кандидат в депутаты, то скорее всего проголосует за него, выберет его в свои депутаты, чтобы тот отстаивал его – избирателя – интересы, а значит - способствовал бы более благоприятной жизнедеятельности»(2,61).
Итак, конечная цель формирования имиджа – создать положительное мнение об объекте, которое будет вызывать психологическое притяжение, что будет способствовать совершению определенных действий в отношении объекта.
3. Этапы формирования имиджа
Процесс формирования имиджа складывается из следующих этапов:
1. Определение стратегии данного вида деятельности
2. Выбора необходимых технологий
3. Реализации конкретных психотехник
Стратегия формирования имиджа
Сформулировать стратегию деятельности — это сформулировать для себя цель и задачу в самом общем виде.
В имиджмейкинге после поступления заказа от клиента стратегию вырабатывает имиджмейкер (иногда совместно с клиентом). Имиджмейкер ставит перед собой следующую цель: достичь такой ситуации, чтобы член определенной или неопределенной группы людей поступал именно так по отношению к объекту, как хотел бы этого клиент.
На основе поставленной цели выявляются стратегические задачи, которая может быть только одной из следующих:
а) Достигнуть такой ситуации, когда люди бы поступали положительно по отношению к объекту (чей имидж формируется), когда имела бы место аттракция.
б) Достигнуть такой ситуации, когда люди бы поступали отрицательно по отношению к объекту (при формировании имиджа конкурента).
в) Достигнуть такой ситуации, когда люди бы одновременно поступали бы положительно по отношению к одному объекту и отрицательно по отношению к другому (ситуация, когда необходимо формировать не только имидж клиента, но и одновременно имидж конкурента клиента).
После того, как сформулирована цель и принято решение о выборе задачи (формирование положительного и/или отрицательного имиджа), т.е. после того как выработана стратегия, наступает следующий этап — выбор необходимых технологий. Они делятся на оргтехнологии и психотехнологии.
Технологии формирования имиджа
Оргтехнологии формирования имиджа
В организационном плане процесс формирования имиджа начинается с решения следующей задачи — определение аудитории имиджа.
Аудитория имиджа — группа людей, у которых формируют имидж.
Определение аудитории имиджа зависит от потенциальной возможности влияния на судьбу клиента. Если формируется имидж у кандидата в депутаты, то аудиторией имиджа будут люди, которые голосуют, и те люди, которые на них оказывают влияние. Если клиенту необходимо продвинуться по служебной лестнице, то аудиторией имиджа будут его начальники, а также коллеги, если их мнение будет учитываться.
Итак, в ходе реализации организационных технологий определение характера аудитории имиджа — одна из первых организационных задач, которые необходимо решить имиджмейкеру.
Следующей организационной задачей является решение вопроса о наличии «проблемы имиджа». При решении этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
1. какое мнение о клиенте должно быть у аудитории имиджа? Каким должен быть status id — идеальное состояние мнения о клиенте?
Ответ на этот вопрос может быть получен в ходе беседы с клиентом. Если клиент знает только задачу (например, победить на выборах), то в ходе социологического исследования.
2. Какое мнение о клиенте сейчас у аудитории имиджа? Выявление status quo — фактического состояния мнения о клиенте.
Ответ на этот вопрос может быть получен в ходе социологического исследования.
После получения ответа на 1 и 2 вопросы решается следующая задача:
3. Совпадает ли status id и status quo?
Если они совпадают (у данной аудитории мнение об объекте именно такое, которое нужно клиенту), то нет необходимости в формировании имиджа, т.е. отсутствует «проблема имиджа». Если же мнение об объекте не то, которое нужно клиенту, то «проблема имиджа» имеет место быть, и принимается решение о формировании имиджа. Это решение реализуется через следующую группу технологий — психотехнологий.
Психотехнологии формирования имиджа
Психотехнология — это система принципов реализации психотехник, психотехнология — это самые общие правила по реализации психотехник.
В контексте имиджелогии психотехнология формирования имиджа — это описание общих принципов психологического воздействия на людей для формирования у них определенного мнения в отношении определенного объекта. Психологическое воздействие рассматривается как дистанционное воздействие человека на психику других людей — на их сознание и подсознание с помощью определенной информации. При анализе психотехнологий формирования имиджа необходимо учитывать особенности самой информации и её «адресата».
. Психотехнология имитация подсознательной имиджформирующей информации
Речь идет об информации, поступающей непосредственно от объекта, т.е. о прямой информации.
Суть этой психотехнологии заключается в том, что человек в процессе взаимодействия с тем человеком, у которого будет создаваться определенное мнение объекте, должен посылать имиджформирующую информацию о себе так, чтобы у члена аудитории имиджа сложилось впечатление, что этот вид информации исходит от объекта непроизвольно, непреднамеренно, машинально.
Например, кандидат в депутаты выступает на митинге. Он в ходе своего выступления демонстрирует (умышленно) аудитории жесты, которые чаще всего оцениваются людьми положительно. Т.к. люди по своему опыту знают, что жесты – необдуманная вещь, то они воспринимают их как «обычные» и «естественные» (кроме, профессионалов, очень опытных и очень подозрительных людей).
Теория и практика психологической науки обосновывает эффективность использования психотехнологии имитации подсознания в процессе формирования имиджа, а её оценка с точки зрения норм морали не всегда является негативной (по аналогии с любым «альтернативным» оружием).
. Психотехнология формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации.
Речь идет об имиджформирующей информации, которая поступает к членам аудитории имиджа не от объекта, а от других людей, которые характеризуют данный объект, т.е. о прямой информации.
Например, журналист написал статью о кандидате в депутаты.
Во всех этих и подобных случаях возникает проблема доверия аудитории имиджа к источникам информации.
Данная проблема решается путем воздействия определенными психотехниками на аудиторию имиджа. Главная цель — сформировать позитивное отношение к источнику информации.
«Аудитория будет доверять источнику информации, если будет расположена к нему; аудитория будет расположена к источнику информации, если у нее будет положительное мнение, которое <…> может быть как осознаваемым, так и подсознательным».(2,97). Более действенным является мнение, сформированное в подсознании.
Психотехнология воздействия на подсознание
Сущность этой психотехнологии: необходимо посылать члену аудитории имиджа информацию таким образом, чтобы тот воспринимал её органами чувств, но при этом не обращал на нее внимание либо фиксировал бы в своем сознании, но только достаточно короткое время. И тогда эта информация окажется в подсознании человека и оценена (превращена в неосознаваемое мнение, которое и будет определять поведение человека). Внешне это выражается в фразе: «Чем-то он мне нравится, а чем — сам не знаю».
Психотехники формирования имиджа
Психотехники определяются как некие правила применения достаточно узкой группы технических приемов воздействия на психику людей. Различие психотехнологии и психотехники состоит в степени обобщенности правила.
В имиджмейкинге психотехника жестко замыкается на презентации имиджформирующей информации. Однако их этого правила существует исключение. В некоторых случаях имиджмейкер должен обучать своего клиента не столько презентации каких-либо своих качеств, характеристик, сколько их блокированию.
Психотехники блокирования негативной имиджформирующей информации
У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, и могут проявляться как те, так и другие. Когда проявляются положительные качества, то это приветствуется как имиджмейкером, так и его клиентом. В то же время отрицательные качества должны блокироваться, члены аудитории имиджа не должны воспринимать эту информацию. Эта информация проявляется у людей непроизвольно (например, агрессия и т.п.). На имиджмейкере лежит задача обучить своего клиента устранению этих сигналов, блокировке этих видов информации.
«Психотехника блокировки негативной имиджформирующей информации складывается из следующих этапов:
а) Выявление у клиента этих сигналов;
б) Убеждение клиента в негативности их для имиджа;
в) Когда у клиента проявляется то или иное подобное «негативное» действие, имиджмейкер акцентирует его внимание на этих действиях и делает это каждый раз до тех пор, пока сознательный контроль за их проявлением не перейдет в автоматический — подсознательный».(2,100-101).
Достижение поставленной цели возможно только в то случае, если:
а) Клиент убежден, что его действия характеризуются отрицательно;
б) Если клиент желает иметь положительный имидж.
Психотехники отстройки от конкурента
Термин «отстройка» означает «отстранение», используется в имиджелогии при формировании имиджа как антитезы конкурентам.
Данный термин введен в обиход журналистом и специалистом по PR и рекламе И.Л. Викентьевым в 1993. Он разработал определенные правила отстройки от конкурентов (в процессе интервью, которое дает отвечающий).
Прием №1
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим на основании предубеждения:
Ø О несоответствии действий Конкурента принятым нормам;
Ø Об ошибке, которую можно совершить, обратившись к конкуренту;
Ø Об ошибке и/или обмане с указанием их причин;
Ø О целой системе ошибок, которые можно совершить, обратившись к Конкуренту.
Прием №2
Отвечающий иронизирует по поводу своих Конкурентов или Оппонентов…
Данный прием носит вспомогательное назначение и применяется совместно с другими приемами.
Прием №3
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании действий и/или оценок:
Ø Многих людей;
Ø Авторитетов;
Ø И даже Конкурентов.
Прием №4
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании предполагаемой им (или другим лицом):
Ø Просто классификации;
Ø Классификации с обоснованием типовых причин достижений и проигрышей.
Прием №5
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку этот предмет:
Ø Первый;
Ø Главный;
Ø Большой или «больше всех»;
Ø Единственный, уникальный и т.п.;
Ø И даже вне принятой классификации.
Прием №6
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания, которое определяется критерием для сравнения, при этом данный критерий:
Ø Общепринят и/или общепонятен;
Ø Явно проверяем, ощущаем Задающим вопросы и/или Аудиторией.
Прием№7
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку последний: ВНЕ принятых классификаций, категорий, сравнений…
Прием №8
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, предлагая иную – чем общепринятая:
Ø Картину мира, точку зрения;
Ø и даже свои ощущения – если это исходит от Авторитета.
(5)
Психотехники имитации подсознательной имиджформирующей информации.
Имитировать нужно только те подсознательные действия, которые по мнению большинства людей проявляются подсознательно и которые характеризуют данного человека положительно. К таковым относится кинетика (движения, мимика,), некоторые характеристики габитуса (допустим в виде нарочитой небрежности) и вербалики.
Психотехники формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации.
Доверие (или кредитность человека) складывается из доверия к информации, которая исходит от этого человека, и доверия к человеку вообще, вне зависимости от того, что он говорит.
Для того, чтобы появилось доверие к информации, преподносимой человеком, необходимо доказать его компетентность (необходимо доказать, что он действительно хорошо знает этого человека, например, кандидата, хорошо разбирается в данной проблеме и т.п.). Например, «я проработал с господином … более двадцати лет и хорошо знаю, что он всегда …»; «Будучи доктором наук, я могу достаточно компетентно оценить написанные им труды в этой области и полагать, что вполне заслуживает…»;и совсем наоборот: «я, конечно, не очень хорошо знаю господина …, но мне кажется, что он хороший человек».
Для того, чтобы появилось доверие к человеку необходимо использовать техники для расположения аудитории к себе. К числу этих техник относятся действия, которые будут вызывать у аудитории положительные эмоции.
Психотехники воздействия на подсознание членов аудитории имиджа.
«Подсознание — это сфера психики, куда поступает информация, где она хранится какое-то время и используется по назначению…»(6,27).
Воздействие на подсознание означает, что посылаемая членам аудитории имиджа имиджформирующая информация в конечном итоге должна быть не в сознании, а в подсознании, т.е. не должна осознаваться.
Существует 2 пути внедрения информации в подсознание:
а) Направление имиджформирующей информации непосредственно в подсознание человека;
б) Направление имиджформирующей информации в подсознание через сознание собеседника.
Воздействие непосредственно на подсознание членов аудитории имиджа может осуществляться через гипноз(*),субсенсорное восприятие (эффект 25 кадра), а опосредованное воздействие на подсознание – через нейро-лингвистическое программирование (НЛП).
Одна из самых распространенных – это техника гипноза. Гипноз – это то состояние, когда сознание отключено, а то, что внушается проникает в подсознание. Внушить что-либо человеку в состоянии гипноза может только специалист-гипнолог. По сути, речь идет о возможности зомбирования. А это имеет прямое отношение к формированию имиджа..
Техника субсенсорного восприятия — группа техник непосредственного воздействия на подсознание. «Субсенсорное восприятие — это неосознаваемое человеком восприятие субсенсорного сигнала, представляющего собой некий раздражитель (слово, изображение и т.п.), воздействие которого воспринимается органами чувств человека, но из-за малой интенсивности (или из-за меньшей силы по сравнению с другим, поступающим в это же время сигналом) или кратковременности воздействия вызванное им раздражение нервных волокон не достигает коры головного мозга, а в результате его воздействие не осознается человеком». (2,109).
В результате действия такого сигнала, информация о нем оказывается в подсознании человека, но ее нет в сознании. Находящаяся в подсознании человека информация может оказывать влияние на его поведение, оценки, действия. Если сигнал, поступающий в подсознание человека имеет нейтральный характер, то он не значим для человека. Любой сигнал, оцениваемый как положительный или отрицательный, значим для человека.
НЛП — это программирование поведения людей (воздействие на мозг при помощи слова).
Подсознательная информация может стать осознанной:
Ø Подсознание посылает сигнал в сознание в виде чувства («что-то неприятное»). Данное чувство будет связано с его источником.
Ø Через сновидения
Ø Информация из подсознания поступает в сознание через психоанализ
Ø С помощью метода ассоциаций.
Но всё-таки чаще всего подсознание сообщает сознанию о каком-либо значимом для человека сигнале только с помощью чувства («приятное - неприятное», «радостное – тревожное» и т.п.).(6,33)
Роль СМИ в трансляции имиджформирующей информации.
Появление и развитие новых технических средств обусловили формирование нового социального пространства – массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи и передачи информации группе людей одновременно – средств массовой коммуникации (СМК), куда входят средства массовой информации (СМИ), книгоиздательство, кинематограф, электронные и мультимедийные средства связи, Интернет, наружная реклама. (7,284).
Средства массовой информации имеют несколько уровней:
1. первый уровень – важнейший. Он состоит из электронных и печатных СМИ, формирующих единое информационное пространство.
2. второй уровень из печатных и электронных СМИ состоит из коммерческих изданий, теле- и радиокомпаний всероссийского (номинально) и межрегионального охвата. К ним относят СМИ, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории.
3. региональные электронные и печатные СМИ.
4. Интернет
5. Полимедиа, объединяющие различные каналы вещания СМИ
СМИ принимают участие в формировании имиджа политиков, бизнесменов. Воздействие средств массовой информации по своему эффекту сродни внушающему воздействию. СМИ – наиболее сильное средство формирования имиджа.
Чтобы достичь наиболее эффективного результата необходимо:
Ø При работе с печатными СМИ делать упор на идентификационно-логические аспекты,
Ø С радио – на звуковые аспекты,
Ø С телевидением – на визуально-образные.
Роль лидеров мнения в трансляции имиджформирующей информации.
Следует различать формальных и неформальных лидеров. Формальные – это официальные лидеры (по должности). Неформальные лидеры – это авторитеты для какой-либо группы людей в какой-либо области.
Лидер мнения – человек, чьи позиции, взгляды, точки зрения, наконец — мнения принимаются большинством данной группы людей, и не только в силу служебного положения этого человека, но в силу его личностных качеств.
С помощью лидеров мнения формируется «наведенный имидж», т.е. такое мнение об объекте, которое возникает у той или иной группы людей не в результате формирования в их психике образа этого объекта, а в результате уже сформированного лидером мнения о данном объекте.
Опора на лидера мнения – одной из действенных средств формирования имиджа. (2,115-116).
Заключение
Имиджмейкинг и PR тесно связаны между собой. Для достижений своих целей PR использует имидж.
Понятие имидж появилось в российском лексиконе в 90-х гг. XX века и применялось исключительно к политикам. Сегодня насчитывается большое число определений понятия «имидж». Наиболее емким, на мой взгляд, является следующее:
Имидж – это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица.
Различают большое количество видов имиджа. Среди них выделяется и индивидуальный имидж. При формировании этого типа имиджа выделяются следующие мотивации: психологическая и прагматическая. Индивидуальный тип имиджа включает в себя следующие характеристики:
1. характеристики этого человека, что и является имиджформирующей информацией;
2. образ этого человека, сформированный в психике каждого из членов аудитории имиджа в виде комплекса различных характеристик человека — внешних и внутренних;
3. мнение об этом человеке как оценка возникшего в психике аудитории имиджа образа этого человека;
4. прототип имиджа – самого этого человека;
5. объект имиджелогического воздействия.
У члена аудитории имиджа, сформировался образ этого человека, произошла оценка этого образа, возник имидж этого человека.
Неразрывно с понятием имидж связаны такие понятия, как имиджмейкер, имиджформирующая информация. Имиджмейкер – лицо, профессионально занимающееся формированием имиджа. Имиджформирующая информация – это информация, которая поступает членам аудитории имиджа, для формирования нужного имиджа.
В формировании имиджа выделяются следующие этапы:
- Определение стратегии формирования имиджа
-Определение технологий, необходимых для создания имиджа
-Выбор Психотехник
-Привлечение СМИ
-Привлечение лидеров мнения.
Основным метод при формировании индивидуального имиджа является психологический метод. Основными приемами этого метода являются:
-Психотехники блокирования негативной имиджформирующей информации
-Психотехники отстройки от конкурента
-Психотехники имитации подсознательной имиджформирующей информации
-.Психотехники формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации
- Психотехники воздействия на подсознания аудитории имиджа.
Индивидуальный имидж играет огромную роль. Именно с помощью возвышения имиджа мы можем повысить свою самооценку или оказывать большее влияние на окружающих.
Список литературы
1.Почепцов Г.Г. PR, или как эффективно управлять общественным мнением/Г.Г. Почепцов. - М., 2003
2. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники/А.Ю. Панасюк.- М.: Омега-Л, 2008
3. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер/ Г.