Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов вследствие нарушения воспитательной функции
Актуальность данной темы «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, вследствие нарушения воспитательной функции» обусловлена рядом причин: во-первых, ускорился темп нашей жизни, в связи с чем не всегда психика человека успевает за подобными изменениями (т.е. происходит перегрузка психики), во-вторых, по социальным причинам, утратилась взаимосвязь родителей и детей (т. к. большинство родителей вынуждены работать на нескольких работах чтобы обеспечить семью, при этом мало времени уделяя своим детям, таким образом, нарушая воспитательную функцию семьи), в-третьих, сам подростковый возраст как «кризисное состояние», в-четвертых, российское общество не готово, как правило, обращаться за квалифицированной психологической помощью в трудных жизненных перипетиях. В результате всего этого возникает своеобразный суицидальный алгоритм: «Эмоциональная холодность родителей или сверстников → не понимание окружающих → возникновение внутреннего конфликта → возникновение кризисной ситуации → выход из ситуации либо конструктивный (разрешение ситуации), либо деструктивный (алкоголизм, наркомания, игромания, суицид и пр.)». По статистике, пик суицидов приходиться на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным суицидом приходится до 100 суицидальных попыток. Суицидальное поведение детей в 80% случаев связано с внутрисемейными конфликтами.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако различные науки добавляют в него свои аспекты и у них появляются свои определения. Например, с точки зрения экономике определение звучит так: семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства (Кравченко).
Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, обусловлена общностью бытия, взаимной моральной ответственностью. Необходимость семьи в социальном плане объясняется потребностью общества в физическом воспроизводстве населения (Верб).
Но как, связаны с собой семья и подростковый суицид? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в нашей курсовой работе. Свое хорошо известное философскому миру сочинение «Миф о Сизифе» А. Камю начинает со значительного вступления: «Есть лишь одна по-настоящему философская проблема – проблема суицида» (2). Без преувеличения можно сказать, что к этому изречению знаменитого писателя могли присоединиться такие русские мыслители как Ф. Достоевский, Л. Толстой. Социальная норма числа самоубийств характеризуется постоянством, но политические и экономические перемены, происходящие в обществе, как правило, дают резкие скачки общего показателя самоубийств – как ответные реакции на общественные кризисы.
Перемены, которые происходят в России, «ломают» взрослых людей. А что же тогда говорить о подростках, которые еще не имеют твердого социального положения?…
Каждый год в мире заканчивают жизнь самоубийством 500.000 человек, среди них: 30.000 американцев 25.000 японцев, 20.000 французов. В России в 2000 году покончили с собой 56,9 тысячи человек, в 2001 году – 57.2 тысячи. По мнению социологов – официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (по разным оценкам в 2–4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи(3). На долю детских и подростковых суицидальных попыток приходится от 17 до 20% всех попыток покончить с собой. Преобладающим способом обычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16 присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированные способы. Риск суицида имеют подростки с различными формами дисгармоничного развития (в следствии, нарушения воспитательной функции семьи), со склонностью к асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, так же высок риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями, с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности и столкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.
Таким образом, анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на количество теоретических и прикладных исследований в области подросткового суицида данная проблема остается до конца не решенной.
Объектом изучения в курсовой работе являются конфликты и нарушения воспитательной функции в семье.
Предметом – суицид и суицидальные попытки подростка как результат конфликта и нарушения воспитательной функции семьи.
Цель работы: выявить взаимосвязь конфликтов, (влияние) нарушения воспитательной функции и подросткового суицида. Для этого необходимо решить ряд задач:
1.Анализ литературы по проблеме исследования;
2.Проведение социологического исследования, по данной проблеме;
3.Провести статистическую обработку полученных результатов;
4.Подготовить тренинг по психопрофилактики подросткового суицидального поведения;
5.Определить перспективы изучения данного направления.
Гипотеза – чем больше уровень конфликтности в семье, тем выше предрасположенность к суицидальным действиям.
Курсовая работа состоит из двух глав и шести параграфов. В первой главе освещается теоретическая база, главный акцент в ней делается на выявление взаимосвязи конфликтов, воспитательной функции семьи и суициды подростков, а так же рассмотрены особенности современной семьи, особенности подросткового возраста и др., что необходимо для данной работы. Во второй главе мы рассматриваем практические методы психологической работы с лицами, склонными к суициду.
1. Современные преставления о нарушениях воспитательной функции в семье и подростковых суицидах
1.1 Современные представления о семье
Семья – спасательная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.
Кравченко А.И.
Семья – это «ячейка общества», важнейшая форма организации личного и быта, основанного на супружеском союзе и родственных связей. Она считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Современные психологи выделяют следующие функции семьи; воспитательная, хозяйственно – бытовая, эмоциональная, духовного общения, сексуально – эротическая. Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полоты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример – классификация, предложенная Мацковским М.С. (табл. 1).
Таблица 1. Классификация функций семьи
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. |
Сфера духовного общения | Развитие личностей членов семьи. | Духовное взаимообщение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза. |
Сексуально-эротическая | Сексуальный контроль. | Удовлетворениие сексуально-эротических потребностей. |