Понятие, сущность и функции общественно-политических доктрин
политический идеология доктрина
Политическая идеология есть одной из самых влиятельных форм политического сознания. Она реализуется в доктринах, которые оправдывают стремление определенных общественных сил к завоеванию и использованию власти и стараются подчинить общественное мнение согласно ним. Любая из политических доктрин содержит определенные политические ценности и ориентиры относительно оптимизации разных сфер общественной жизни, старается пропагандировать свои цели и идеалы, требует целенаправленных действий граждан относительно достижения поставленной цели.
1 Понятие, сущность и функции общественно-политических доктрин
Большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.
Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важнейшая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно - ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.
С помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения.
Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:
1) задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности;
2) предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. При этом политическая идеология призвана не столько пропагандировать свои цели и установки, сколько добиваться целенаправленных действий людей во исполнение поставленных ею задач;
3) внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего;
4) противостоит частным интересам, разъединяющим людей, объединяет их в партии, группы, течения, стремится сплотить, интегрировать общество;
5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.
Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной национальности и т.д.), либо на почве сознательно сформулированных цепей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы населения (например, идеология анархизма, фашизма и др). Способность реально интегрировать общество будет непосредственно зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы интерпретации своих теоретических заключений.
Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некий отлет от действительности, содержит те цели и идеалы, которые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верований обладают официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающие действительность и инициирующие апологетические настроения. Большей же предрасположенностью к утопическим предположениям обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно больше, чем она может дать и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе больше сторонников.
2 Либерализм и неолиберализм
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.
Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:
1) естественное равенство людей;
2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;
3) верховенство закона, его обязательность для всех;
4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;
5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;
6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;
7) конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.
Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.
Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.
В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.
В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.
С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д.
3 Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:
1) признание существования раз и навсегда установленного универсального морального порядка, санкционированного религией;
2) естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что является основой для правления аристократии;
3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия);
4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;
5) отношение к конституции как к проявлению высших принципов, воплощающих неписаное божественное право, которые не могут поэтому произвольно изменяться человеком;
6) убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда;
7) понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.
Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.
В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.
Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.
В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.
Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью. Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д.
Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.
Наряду с признанием того, что предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли большое внимание разработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государственности и организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.
Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.
Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.
4 Социал-демократическая доктрина
Социал-демократия, как одно из направлений социалистической идеологии, возникла в конце XIХ в. в недрах марксизма и в своем развитии прошла три этапа. На первом этапе (80-е – 90-е годыXIХ в.) большая часть социал-демократических партий были объединены во ІІ Интернационале, созданном Ф. Энгельсом в 1889 г. и разделяла основные марксистские принципы относительно революционного пути перехода к социализму, насильственных форм преобразования общественных отношений и роли диктатуры пролетариата в этих процессах. Но уже в концеXIХ – начале ХХ в.в. начинается критическое переосмысление марксистской теории, связанное с именами известных деятелей немецкого рабочего движения Ф. Лассаля (1825-1864), Э. Бернштейна (1850-1932) и К. Каутского (1854-1938) - именно они и считаются родоначальниками социал-демократии. Ф. Лассаль выдвинул положение о возможности мирного перехода к социализму на основе всеобщего избирательного права (что противоречило марксистскому положению о роли революции), а также рассматривал государство как институт, стоящий над классами (что шло вразрез с марксистским положением о государстве как аппарате насилия одного класса над другим). Э. Бернштейн и К. Каунтский стали агитировать против таких марксистских положений, как классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата (в издававшихся ими газетах "Социал-демократ" и "Нойецайт").
Второй этап в развитии социал-демократической мысли (первая треть ХХ в.) – очень сложный. В начале ХХ в. происходит раскол социал-демократии на три течения: правое (оппортунистическое - "соглашательское"), левое (революционное) и центристское (колебавшееся между "правыми" и "левыми"). Этот раскол был выражени организационно: в 1919 г. "левые", возглавляемые Лениным, создали Коммунистический Интернационал (1919-1943) – его иногда называют ІІІ Интернационалом; "правые" в 1920 г. провозгласили о возрождении ІІ Интернационала (практически прекратившего свою деятельность в годы І мировой войны). В 1923 г. была сделана попытка объединения "правых" и "центристов" созданием Рабочего Социалистического Интернационала (РСИ). Однако деятельность социал-демократических партий в сложных социально-политических условиях в период между двумя мировыми войнами не была развернута, а в 1940 г. РСИ прекратил свое существование (после оккупации фашистами Брюсселя, где располагалась штаб-квартира РСИ).
Третий этап относится к послевоенному времени. На этом этапе завершается формирование социал-демократической доктрины, что в значительной мере связано с деятельностью Социнтерна, восстановленного в 1951 г. на международном конгрессе, состоявшемся во Франкфурте-на-Майне. В принятой на этом конгрессе Франкфуртской декларации Социнтерна открыто заявлено об отказе от марксизма, как идейно-теоретической основы рабочего движения и переходе к реформизму.
Наиболее полная современная интерпретация социал-демократической идеологии содержится в выдвинутой Социнтерном концепции "демократического социализма" (термин ввел К. Каутский), которая, как декларировалось в принятой первой программе, должна стать основой для преобразования капиталистического общества в социалистическое. В 1989г. в Стокгольме, принят новый программный документ - "Декларация принципов", в котором содержится попытка раскрыть смысл концепции демократического социализма.
Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма:
- социализм – общественной строй, который достигается нев результате классовой борьбы и революционной ликвидации капитализма, а путем реформ;
- в экономической сфере – сохранение частной собственности и функционирование других форм собственности, т.е. поддержка идеи смешанной экономики;
- государственное регулирование экономикой;
- национализация крупнейших компаний;
- самоуправление рабочих коллективов и фермеров;
- участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики;
- участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий;
- разработка и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации;
- в международном плане – разработка и поддержание программ, обеспечивающих стабильность в мире.
Как следует из основополагающих документов Социнтерна, демократический социализма – это "общественная модель, которая на базе парламентской демократии и правового государствапостепенно шаг за шагом устраняет недостатки и классовую разобщенность, осуществляет демократию в государстве, экономике и обществе ….. равно как и личную и духовную свободу и тем самым завоевывает и охраняет свои ценности: свободу, справедливость и солидарность."
На современном этапе социал-демократическая идеология - одна из трех наиболее влиятельных: она объединяет партии этой направленности в более, чем ста государствах мира. Наибольший успех социал-демократия достигла в странах Западной и Северной Европы, всему миру известны имена Вилли Брандта (председатель Социнтерна, федеральный канцлер ФРГ в 1969-1974 г.г.), Улофа Пальме (премьер-министр Швеции в 1969-1976 г.г. и 1982-1986 г.г.), Франсуа Миттерана (президента Франции в 1981-1995 г.г.), Фелипе Гонсалеса (первый секретарь Испанской социалистической рабочей партии, возглавивший испанское правительство в 1982 - 1996 г.г. ) и др. Социал-демократы создали свою организационную структуру в Европарламенте – Социалистическая группа европейского парламента (СГЕП). По результатам выборов в этот орган стран Евросоюза с конца 79-х годов СГЕП является самой многочисленной. Выработав общую позицию по многим политическим и экономическим вопросам, они реально влияют на развитие Европы и мира.
Социалистические идеи разделяют и партии других направлений: "зеленые" (входившие в коалиционное правительство ФРГ до 2006г., возглавляемое социал-демократом Г. Шредером); христианские партии, проповедующие идею избавления трудящихся от эксплуатации и бедности путем морально-религиозного самоусовершенствования, сохранения частной собственности и осуждения классовой борьбы и социальных революций
5 Фашизм и неофашизм
Фашизм (лат. fascio - пучок, связка) - идейно-политическое течение, сформировавшаяся на основе синтеза сущности нации как вечной и высшей реальности и догматизированное принципа социальной справедливости; экстремистское политическое движение, разновидность тоталитаризма.
Исторически фашизм сформировался на идеях расовой и национальной исключительности, антисемитизма. Как политическое течение полно реализовался в Италии времен правления Бенито Муссолини (1883-1945) и Германии при режиме Адольфа Гитлера (1889-1945).
В фашистской идеологии ценности демократии, либерализма ничего не стоят, они, по мнению ее адептов, будоражат «древние инстинкты» человека. Через политическую конкуренцию, борьбу за власть демократия «тормозит единство нации». Идеал общественного строя для фашизма - тоталитарное государство, лишеннное «недостатков либеральной демократии», способное к всеобъемлющего контроля за лицом и обществом во имя единства и процветания «большой расе», а также вести войну. Война делает нацию сильной и закаленной, предотвращает ее «гниение». Каждое поколение должно иметь свою войну. Народ, который не сможет завоевать себе жизненное пространство, должно погибнуть, - заявлял Гитлер. Ибо «кто хочет жить, тот борется, а кто не хочет в этом мире бесконечно соревноваться, не заслуживает права на жизнь».
Фашисты любой национальности формировали свою идеологию на принципах национальной исключительности, мессианской роли своего народа. Политическая доктрина фашизма отрицала понятие «класс» и «классовая борьба», для него главные понятия - «раса», «нация», поскольку классы разъединяют высшее и вечную общность людей - нации. Фашистское государство не признавала никаких прав рабочих, служащих, считала, что профсоюзы возмущают «стадные инстинкты» работающих. Поэтому в странах, где функционировали фашистские режимы, профессиональные союзы запрещались.
Ликвидируя парламентскую форму правления, фашизм, как показывает история, не способен образовать стабильную структуру. Бесславно упали фашистские режимы в Италии, Германии, Испании, других европейских странах. Позорно закончились послевоенные попытки «черных полковников» в Греции и «горилл» в Латинской Америке. Но как идеология он не исчез, а, приспособившись к новым историческим условиям, трансформировался в различные модификации неофашизма.
Неофашизм - разнообразные варианты воссоздания элементов идеологии и политической практики фашизма, социальную базу которых составляют маргинальные слои населения.
Стержнем неофашистской идеологии является расизм как неотъемлемая составляющая фашизма, которая модифицировала гитлеровский расизм, отодвинув на задний план его тезис о превосходстве немцев над другими европейскими народами.
Определенную окраску характерную для неофашизма в СЕЛА. Его идеологи выражают расистскую идею о «высшем» и «низшую» расы в таких концепциях, как «превосходство англосаксонской расы», «расовая война». Один из «теоретиков» американского неофашизма М. Рут главными преимуществами англосаксов считал «здоровое чувство неравенства», «обостренное недоверие к демократии»; пролетариат и служащих определял как «две неполноценные массы людей, борющихся за привилегии, размножаясь, загрязняя планету».
Идеологи неофашизма постоянно обращаются к истокам фашистской доктрины, пытаются выступать под лозунгом возрождения «настоящего», «первобытного», «чистого» фашизма, внешне ограничивая его преступления. Они охотно подхватили теорию «нового», «гуманизированного» фашизма французского писателя М. Бардина, который трактует фашизм только как психологическую склонность людей к решительным действиям, независимо от социальных интересов. Утверждение, что человек - хищник и зло, неофашисты используют для оправдания военных преступлений фашистов. «Так было и так будет» - мотив их выступлений по этому поводу. С пыли веков они извлекают примеры жестокости Атиллы, Чингисхана, Тимура, зверства древних властителей, чтобы реабилитировать гитлеровских преступников.
В западном обществоведении функционирует даже направление вайоленсология - наука о насилии. Признавая, что насилие стало неотъемлемой частью современного образа жизни, идеологи неофашизма пытаются представить его как фаталистическую тенденцию, присущую как современной эпохе, так и обществу в целом, выискивая аргументы в генетике, психологии, чтобы довести идею о врожденности, биогенетический природе феномена насилия , унаследованную человеком от своих предков из животного мира, передаваемой из поколения в поколение через гены.
Неофашисты рассматривают человека как ничтожество, которое не имеет самостоятельного значения. Этот неофашистский взгляд изложены в концепции Э. Анриха. Предавая мистическое содержание положению о наследственности духовной жизни поколений, Анрих в «народное общество» включает не только живых людей определенной национальности, но и многочисленные поколения мертвых, воля которых якобы жива и направляет действия потомков. Эта целостность всех поколений народа, в том числе и давно умерших, воплощается, по Э. Анрихом, в государство. Поэтому государство, ссылаясь на «волю мертвых», имеет право навязывать свои неоспоримые решения всем гражданам.
Неофашизм как политическое течение возник в 60-х годах XX века, тогда же сформировались его идеология и организационные структуры. С 70-х годов эти организации проводят общие слеты. 80-90-е годы отмечены активными попытками неофашистов координировать свои действия в международном масштабе.
Неофашистские организации действуют во всех странах Европы, Америки, большинства стран Азии, в Австралии и странах Африки. Резиденция мирового координационного неофашистского центра - Всемирного союза нацистов - находится в США.
Вывод
В сфере политики решаются вопросы, которые касаются не только государства, общества в целом, но и в той или иной степени жизни каждого человека. Политические решения могут очень существенно влиять на условия, в которых протекает жизнь каждого из нас.
Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть - идеологии и идейно-политические течения.
Идеология и политика тесно взаимосвязаны:
1. Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.
2. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.
3. Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.
4. Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.
И вообще, история политических учений - это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного времени, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.