Ссылка на архив

Политическая субкультура старшеклассников

Глава 1. Природа, структура и типы политической культуры общества

1.1 Что такое политическая культура

1.2 Типологии политической культуры

1.3 Понятие «политические субкультуры»

Глава 2. Молодежная политическая субкультура

2.1 Специфика молодежной субкультуры

2.2 Политическая субкультура старшеклассников школ г. Дивногорска

Заключение

Литература


Введение

О молодежной субкультуре заговорили только в XX веке. Об этом явлении написано очень мало и то только в виде диссертаций.

Актуальность работы: молодежь - социально-демографическая группа, характерные черты которой - становление социальной зрелости, адаптация к миру. В силу особых качественных составляющих молодежь как социальная группа предстает индикатором происходящих перемен, определяя потенциал общества.

Молодежь - движущая социальная сила. Реализация молодежи в современной политической культуре России носит противоречивый характер. С одной стороны, молодежь выступает социальным субъектом, способным к инициативе. С другой стороны, в ситуации кризиса социально-экономической жизни характерными чертами социальной группы становятся отсутствие личной самостоятельности, кризис самоидентификации, самосознания интересов.

Но, проблема заключается в том, что молодежь не интересуется политикой, у нее низкая политическая культура. У учащихся вызывает затруднение даже запоминание схемы политической системы России, органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. А заниматься политикой им не интересно. Только некоторые представители ее политически активны и грамотны.

Объект исследования: политическая субкультура молодежи нач. XXI века.

Предмет исследования: наличие политической субкультуры молодежи г. Дивногорска.

Цель работы: выявить существование политической субкультуры представителей молодежи г. Дивногорска.


1. Выделить характерные черты политической культуры в целом и молодежной субкультуры в частности;

2. Через анкетирование и интервьюирование провести анализ политической субкультуры старшеклассников гимназии №10 г. Дивногорска.

1. подбор и анализ источников по данной проблеме;

2. опрос учащихся 9-11х классов школ города Дивногорска;

3. анализ статистических данных (метод анкетирования);

4. интернет опрос учащихся некоторых школ Красноярска.

В данной работе мы будем говорить о возрастной субкультуре, которая отражает различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.


Глава 2. Молодежная политическая субкультура

2.1 Специфика молодежной субкультуры

Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. Данные социологических исследований в 1970-1987 г.г. в шести западноевропейских странах позволили зарубежным политологам сделать выводы о наличии существенных различий в базовых социальных ориентациях молодежи и старших поколений.

Поведение молодежи является в определенной мере распредмеченным слепком с конкретного общества и в то же время существенно отличается от поведения, например, ветеранов. Для молодежной субкультуры характерно преобладание нонконформизма, радикализма, культа силы, преобладание таких ценностей, как возможность общения и качество жизни. Для старших поколений наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт, материальный достаток и обеспечение.

Молодежный возраст - период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В этом возрасте особо проявляется чувство индивидуальности. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения. Молодость - особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.

В современном российском обществе граждане не слишком охотно проявляют свой интерес к политической жизни страны и политической обстановке в мире в целом. На то есть множество причин, как частного, так и общего характера, но сводятся они к отсутствию достижения продуктивного итога демократических выборов - зачастую народ не верит в исполнение своего волеизъявления и бойкотирует выборы, основываясь на собственных убеждениях в невозможности учтения голоса каждого, да и незаметно подчас это внедрения народа в государственный аппарат, если говорить по чести.

Содержание современных политических трансформаций заключается в замене традиционных форм жизни советского периода качественно новыми формами, фундамент которых – свободная личность.

Молодость - не подготовительная фаза возрастного развития, а главный источник перемен. Правильное понимание сущности молодежи, грамотная молодежная политика - условие прорыва общества в будущее.

Носитель огромного интеллектуального потенциала, способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.) - молодежь предстает ускорителем внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни. Молодежь сегодня - понятие не столько демографическое, сколько социальное, политическое. Молодежь одновременно предстает объектом и субъектом социализации.

Данная группа осваивает наследуемые общественные отношения, духовные, материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Характер воспроизводственного процесса зависит от уровня социального развития молодежи как продукта общества. Оптимизация молодежи - носителя политической культуры связывается: с распространением идей гражданского общества, повышение уровня правосознания населения, содействие защите прав и свобод граждан; повышением уровня политико-правовой культуры молодежи; осуществлением сотрудничества с государственными и негосударственными структурами в деле реализации уставных целей; организацией, проведением молодежных мероприятий различного ранга (от политических до просветительских); содействие улучшению социального положения молодежи, реализации ее прав.

К сожалению, в данном возрасте молодой человек мало осознает пришедшие с правами обязанности, тщательно их обходит, не желая встревать в "дела взрослых", с одной стороны уже причисляя себя к таковым, но с другой оставаясь инертным по отношению к бушующей общественной жизни. Приоритеты молодежи мало похожи на приоритеты человека среднего возраста; "наше будущее" по темпераменту резко контрастирует с поколением советского времени, выросшим при жестком исполнении воли партии, закаленным в политических боях за суверенитет, свободу и единство своей родины. Возможно, спустя десяток лет, к молодежи придет понимания, что нет ничего важнее собственного мнения, которое следует защищать не просто в меру сил, а до последней капли крови, не считаясь ни с кем в вопросе выбора, но сейчас ситуация пока стоит на грани низвержения в ничто, когда на избирательных пунктах кроме извечных старушек, дрожащих за сохранение устоявшегося режима, никого не будет.

Молодое поколение должно являть собой стремление к открытию чего-то нового, ранее неизведанного. Подростки относятся к своему праву голоса, не слишком выделяя его необходимость и неповторимость среди подобных себе.

2.2 Молодежная политическая субкультура старшеклассников гимназии №10 г. Дивногорска

политический субкультура старшеклассник

Для выявления особенности политической субкультуры молодежи г. Дивногорска был подобран материал и проведен опрос в гимназии среди учащихся 10-х классов. Исследование показало, что политическая культура молодежи нашего города ограничивается только событиями.

Примеры:

«В Дивногорске 16 марта 2008 года прошло заседание Дискуссионного клуба на тему «Объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии – что оно несет?». Организаторами мероприятия стали Молодежный Совет г. Дивногорска, отдел по молодежной политике администрации г. Дивногорска, а также Дивногорский Общественный центр «За проведение референдума». Дискуссионный клуб собрал представителей Молодежных парламентов, молодежной общественности, инициативных групп по проведению референдума городов и районов Центральной зоны края (Дивногорска, Сосновоборска, Железногорска, Зеленогорска, Канска, Березовского, Манского, Емельяновского, Балахтинского районов). В качестве экспертов в заседании клуба приняли участие политики краевого и местного уровней, известные люди города Дивногорска». (16)

«9 апреля 2007г. Дивногорская молодежная команда приняла участие в краевом проекте "Новый фарватер - 2007". В проекте приняло участие 52 команды территорий Красноярского края, более 1700 молодых людей. В рамках проекта проведены конкурсы: молодежных проектов "Красноярский молодежный форум", инновационных проектов, муниципальных программ по работе с молодежью, творческие конкурсы, дискуссионные площадки, фестиваль молодежных телевизионных проектов, конкурс волонтерского движения. Территориям-победителям "Нового фарватера - 2007" будет оказана поддержка в реализации проектов, наиболее точно соответствующим направлениям молодежной политики. В рамках "Нового фарватера" команды, сформированные районными и городскими отделами по делам молодежи, соревновались между собой в пяти группах городов и районов края за звание самой "продвинутой" территории в области молодежной политики». (15)

Опрос:

возраст: 14-17 лет

время: январь 2010 г.

Место: 9-11 классы школ г. Дивногорска

Анкета

1.Считаете ли Вы, что молодежь должна участвовать в политике?

а) да б) нет

2. Что такое политическая культура?

__________________________________________________

3. Вы:

а) просто интересуетесь политикой

б) участвуете в дебатах, слетах, выборах?

4. Считаете ли вы, что у вас особая политическая культура

а) да б) нет

5. Какая?

а) подданническая

б) демократическая

в) патриархальная

г) не знаю

Результаты:

Считаете ли вы что молодежь должна участвовать в политике?

Рис. 1

Вывод: Большинство старшеклассников считают, что молодежь должна участвовать в политике, но какое это участие должно быть – не знают (рис. 1).

Знаете ли вы что такое политическая культура?

Рис. 2


Вывод: Большая часть учащихся гимназии затруднились дать ответ на вопрос о том, что такое «политическая культура». Чаще всего отвечали о культуре правления, политики (рис. 2).

Вы: а) просто интересуетесь политикойб) участвуете в дебатах слетахв) вообще не участвуете в политике?

Рис. 3

Вывод: более 61% анкетируемых учащихся ответили, что просто интересуются политикой. Треть учеников – участвуют в дебатах. Это говорит о том, что политическая активность молодежи низкая (рис. 3).

Считаете ли вы что у вас особая политическая культура?

Рис. 4

Вывод: Большинство учеников (81%) считают, что у них нет особой политической культуры. Они относят себя к общепринятой культуре (рис. 4).

Какая у вас политическая культура? а) подданическая б) демократическая в) патриархальная г) не знаю


Рис. 5

Вывод: Старшеклассники школ выбрали ответ, что их политическая культура ничем не отличается от культуры взрослых. Она носить демократический характер. Это можно объяснить тем, что в школе на уроках объясняют, что в себя включает та или иная политическая культура (рис. 5).


Заключение

· Молодежь - это группа со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами, ценностями. Политическая культура молодежи, которую чаще называют «молодежная политическая субкультура», показывает, что она будет низкой. Молодежь не будет активной в политике, если не будет должного политического воспитания.

· Многие нюансы, связанные с участие молодежи в политической жизни страны, например, деятельностью молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут оставаться непонятыми широкой молодежной общественности.

· Исследование показало, что для становления правого государства в нашей стране требуется не столько время, сколько увеличение правовой культуры и гражданского самосознания в среде современной молодежи, утверждение ее политических прав и обязанностей. Это может быть достигнуто лишь посредством внедрения знания и понимания сути вещей в чистые разумы подрастающего поколения.


Литература

1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992.

2. Википедия www/ru.wikipedia.org/wiki/ Политическая культура

3. Голосов Г.В., Лифанов А.В. Введение в политологию. - Учеб. пособие. Новосибирск, 1991.

4. Липсет С. Роль политической культуры (http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/kolotkin_politologya/10_Polit.html)

5. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.

6. Мельников М.Е. Политология. Учебник. Мн., 1998 г.

7. Мухаев Р. Теория политики: учебник для студентов вузов. М., 2005.

8. Основы политологии. - Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1993.

9. Пикалов Г.А. Теория политической культуры: Учебное пособие. СПб., 2004. С.148-149.

10. Политология: «Рабочая книга преподавателя и студента». Учебное пособие для вузов. М., 1998г. – стр.179-197.

11.  revolution.

12. ru.wikipedia.org/.../Политическая_культура

13. www.glossary.ru/.../gl_sch2.cgi

14. сайт г. Красноярска (www.krasgay.ru)

15. Сайт администрации г. Дивногорска (www.divnogorsk-adm.ru)