Ссылка на архив

Политика преодоления кризиса неплатежей в экономике

Контрольная работа

По предмету:

«Гсударственное регулирование экономики»

На тему:

«Политика преодаления кризиса неплатежей в экономике»


План

1. Вступление

1.1.Платежный кризис – роль в экономической и политической жизни Украины

1.1.1. Определение понятия платежного кризиса

1.1.2. История возникновения ПК

1.1.3. Факторы, которые определяют состояние платежей

2. Основная часть

2.1.Анализ основных причин платежного кризиса в Украине

2.2. Причины неплатежей в экономике

2.3. Пути преодоления платежного кризиса

2.4. Роль государства по контролю за ситуацией в экономике Украины

2.5.Практические действия по преодолению платежного кризиса

3. Заключительная часть

Использованная литература


1. Вступление

1.1. Платежный кризис – роль в экономической и политической жизни Украины

1.1.1. Определение понятия платежного кризиса

В общем понимании кризис (от греческого krisis - решение, поворотный пункт, исход) — эти тяжелое переходное состояние, резкий, крутой перелом или упадок в каком-либо устоявшемся процессе, острый недостаток, нехватка чего-либо.

В соответствии с приведенным общим пониманием кризиса и применительно к финансово-кредитной сфере платежный кризис в нынешних условиях - это резкое разбалансирование платежных отношений между хозяйствующими субъектами: товаропроизводителями, потребителями и государством.

В основном платежный кризис выражается в хроническом росте объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, увеличении отрицательного сальдо между ними, вынужденном переходе в расчетах между предприятиями на денежные заменители и бартер, что в существенной мере означает возврат к натуральному товарообмену. В целом платежный кризис привел к беспрецедентной натурализации хозяйственных связей в реальной экономике, что существенно отличает функционирующую в нашей стране экономическую систему от рыночной экономики, платежный кризис как негативное явление является обобщающей характеристикой финансовой дестабилизации и главнейшей угрозой экономической безопасности государства. В свою очередь, финансовая нестабильность стала основным фактором продолжения спада производства и отсутствия мотивации коллективов предприятий в росте производства. Поэтому достижение реальной, а не мнимой, финансовой стабилизации на современном этапе является необходимой предпосылкой экономической стабилизации страны.

Основной итог разрастания и углубления платежного кризиса: он превратился в "естественное" состояние отечественной финансово-кредитной сферы. Неплатежи — системное явление, которое, как показывает практика, существует, или может быть устранено только как система. Это неизолированное явление, а форма существования украинской экономики, результат ее приспособления к острой нехватке денежных средств.

Высказывается точка зрения, что "неплатежи - это, прежде всего, следствие неравенства спроса и предложения. Если вам не платят за отгруженную продукцию или платят, но не всю контрактную сумму, то можно сказать, что спрос на вашу продукцию не равен предложению". С этим можно согласиться, но при одном условии: если у предприятия есть деньги, то да, если денег нет, то оно вынуждено не платить за нужную продукцию. Авторы Гриценко Г., Ступин В. в своей работе «Платежный кризис в экономике с неравновесными ценами.» - Вопросы экономики, 1998, №11 , хотя и в отношении российской экономики, сделали оригинальный вывод: "Мы наблюдаем удивительное явление - экономику, в которой постоянно воспроизводится неравновесная ситуация: объем предложения на протяжении ряда лет не равен величине спроса, но сама экономика функционирует бесперебойно." И делают из этого обоснованный вывод, что существует все же некий механизм установления - равновесия, а именно: налицо неявное согласие всех участников хозяйственного оборота (предприятий и государства). Более того, "существование системы неплатежей является необходимым условием достижения равенства спроса и предложения в экономической системе, где экономические агенты не согласны с массовыми банкротствами" (тот же источник). Этот вывод вполне правомерен и в отношении украинской экономики.

Именно поэтому украинскую экономику еще нельзя квалифицировать как рыночную поскольку более половины хозяйственного оборота опосредуется неденежными инструментами обращения. Кроме того, в Украине остались нерешенными вопросы отделения власти от собственности, а собственности - от управления, не сформирована в достаточной степени финансово-кредитная сфера, включая инфраструктуру. Это — по сути, квазирыночная экономика. Отсюда и рекомендации западных специалистов, исходящие естественно из рыночных условий, зачастую вместо желаемого эффекта дают отрицательный результат. (6).

1.1.2 История возникновения платежного кризиса

Платежный кризис возник не сегодня. Его истоки уходят, как свидетельствуют исследования, по крайней мере, в 1988 год, когда республики Прибалтики впервые поставили вопрос о хозяйственной, а потом и политической самостоятельности. Соответственно предприятия сразу стали считать необязательным для себя придерживаться платежной дисциплины по отношению к партнерам, расположенным за тогда еще условной границей. Итак, разрыв хозяйственных связей явился первым фактором нарушения системы расчетов.

Следующим этапом была либерализация цен, следствием которой стала постоянная галопирующая инфляция, потеря контроля над денежными потоками и кредитными ресурсами. Укрощение гиперинфляции сопровождалось значительными потерями для реального сектора. Жесткое ограничение денежной массы позволило взять под контроль инфляционные процессы, тем не менее, финансы предприятий при этом подверглись сокрушительному удару. Отмечу, что иначе и не могло быть в условиях отсутствия института банкротства; слабости банковской системы; приватизации по сертификатной модели (то есть без формирования эффективного собственника); сокращения внутреннего спроса; роста задолженности по зарплате и социальным трансфертам.

В развертывании механизмов платежного кризиса не последнюю роль сыграло и само государство. Речь идет о больших объемах невозмещенного налога на добавленную стоимость, что, по сути, является принудительным кредитованием бюджета собственными средствами предпринимателей; задолженность по выплате зарплаты бюджетникам; задолженность бюджетных предприятий и организаций за потребленные энергоресурсы, а также задолженность жилищно-коммунальным хозяйствам за субсидии, предоставляемые населению. Прибавим к этому чрезмерное налоговое давление и жесткий фискальный механизм (в частности печально известную картотеку № 2), которые делают невозможной нормальную работу предпринимателей, и будем иметь почти полную картину факторов углубления платежного кризиса в Украине.

Итак, платежный кризис, прежде всего, является следствием ошибок в управлении экономическими процессами со стороны исполнительной власти. Несмотря на конкретные стратегические установки Президента Украины, большинство правительственных программ лишь декларировали намерения относительно преодоления платежного кризиса и не были подкреплены реальными экономическими механизмами. (15).

1.1.3 Факторы, которые определяют состояние платежей

В экономической теории основными факторами, которые определяют состояние платежей, являются следующие:

— общее состояние экономического развития страны. Спад в экономике, как правило, приводит к замедлению расчетов и скорости погашения дебиторской и кредиторской задолженности. Когда имеет место общее снижение экономической активности, предприятия в своем большинстве получают меньший доход и их платежеспособность уменьшается. Возникает цепная реакция неплатежей: предприятия, которые не получили своевременно оплату за свою продукцию, соответственно задерживают собственные расчеты со своими кредиторами;

— система денежных расчетов и заключения коммерческих соглашений, определяемые действующим законодательством. Совокупность нормативно-правовых актов, которые действуют в финансово-кредитной сфере, соответствующим образом регламентируют формы и порядок осуществления денежных расчетов между отдельными субъектами хозяйствования. Каждая из этих форм требует определенного времени на свою реализацию, затраты которого существенно колеблются по каждой из таких форм. При других равных условиях этот период времени соответствующим образом увеличивает объемы и период оборота дебиторской и кредиторской задолженности;

— порядок осуществления налоговых и других платежей в бюджет, определенный действующим законодательством. Платежи по налогам и обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составляют весомую часть в расчетах предприятий. Если уплата налогов и обязательных платежей осуществляется после получения денежных средств от покупателей продукции, то дебиторская задолженность этого вида на предприятиях почти не возникает, а соответственно в бюджете не имеется кредиторской задолженности. И наоборот, когда действующим законодательством установлена норма обязательного авансового перечисления налоговых и обязательных платежей в бюджет, это приводит к существенному наращиванию объемов кредиторской задолженности по платежам в. бюджет и соответственно накоплению в бюджете дебиторской задолженности;

— темпы инфляции в стране. В условиях инфляции номинальная стоимость дебиторской и кредиторской задолженности увеличивается соответственно темпам роста цен на продукцию, работы и услуги, а реальная - уменьшается;

— интенсивность спроса на продукцию, работы и услуги. Из-за уменьшения интенсивности покупательского спроса отгруженная продукция все более неохотно оплачивается и объемы дебиторской и кредиторской задолженности увеличиваются;

— степень насыщенности рынка товарным предложением. При условии, когда уровень предложения по продукции, работам и услугам начинает превышать уровень спроса на них, предприятия ощущают трудности с реализацией готовой продукции, что приводит к возрастанию объемов дебиторской и кредиторской задолженности;

— уровень конкуренции на рынке. Чем выше уровень конкуренции на рынке, тем меньше возможности для реализации некачественной, да еще с высокими ценами продукции, тем более возрастают объемы задолженности;

— объем и скорость реализации продукции. Почти все основные виды дебиторской задолженности находятся в прямой зависимости от объема и скорости реализации продукции (по расчетам за поставленную продукцию, работы и услуги, по расчетам с дочерними предприятиями и т.д.). Что касается кредиторской задолженности, то в этом случае она возрастает в зависимости от объемов кооперированных поставок, которые нужны для выпуска готовой продукции, объемов уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.(6).


2. Основная часть

2.1. Анализ основных причин платежного кризиса в Украине

Общепризнанно, что первопричиной платежного кризиса в Украине стала единовременная либерализация цен. Так, Б. Панасюк приводит следующую схему зависимости неплатежей от либерализации цен: либерализация цен → обесценивание средств хозяйствующих субъектов и ухудшение межотраслевых ценовых соотношений → уменьшение спроса, рентабельности производства и доходов бюджета → сокращение расходов государства на экономику, оборотных средств, объемов реализации → бюджетная задолженность населению и хозяйствам за продукцию, снижение объемов производства → неплатежи (17).

Но, начиная с 1995 года, инфляционный фактор перестал играть определяющую роль в кризисе платежей. Его место заняли другие факторы. Среди них называют, прежде всего, значительное сокращение затрат государства на экономику и низкий уровень доходов населения (17). И если первый из приведенных факторов в условиях рыночной экономики явился положительным явлением, то второй, безусловно - отрицательным. Поэтому либерализацию цен (увеличение цен и инфляцию) можно не учитывать, так как они существенно снизились.

Вопрос относительно главной причины разрастания и углубления платежного кризиса остается спорным, что во многом сдерживает решение этой проблемы. В частности, И. Крюкова считает главной причиной платежного кризиса деформационные изменения в воспроизводственных пропорциях в обороте ВВП и особенно — пропорций в реальных доходах секторов экономики, которые в свою очередь возникли из-за недостатков в налогово-бюджетной политике правительства, в системе перераспределения доходов в секторе общего государственного управления (18).

Анализ финансово-кредитной сферы и ее отдельных составляющих, свидетельствует, что существует четыре основные причины платежного кризиса.

1. Медленное и не комплексное осуществление реальных экономических реформ, особенно в финансово-кредитной сфере и отставание структурных реформ в экономике. Одним из последствий этого является то, что в стране не сформирован полноценный финансовый рынок, включающий как инфраструктуру, так и финансовые инструменты, нет механизма предоставления банковской системой платежных гарантий с оформлением гарантийных обязательств и их обеспечением под залог различных ценностей, практически отсутствует страховой рынок, не развита система доверительного управления имуществом, слабой является банковская система, мучительно зарождается фондовый рынок и особенно вторичный.

В этих условиях для хозяйствующих субъектов формой приспособления к непоследовательной экономической политике стало возникновение и широкое применение в расчетах между собой, как уже указывалось, денежных суррогатов, а именно: бартерных соглашений, взаимозачетов, взаимной просроченной задолженности (дебиторской и кредиторской), банковских и казначейских векселей, ценных бумаг (корпоративных, внутрифирменных и региональных). Масштаб использования квазиденег на сегодня превышает размеры той части официальной экономики, которая «применяет в расчетах деньги. Использование денежных суррогатов в платежах приобрело, признаки системности и является одной из основных причин разрастания теневой экономики.

В результате в Украине сформировалась наполовину бартерная экономика, внутри которой продукция во многом не оплачивается денежными средствами, платежи своевременно не осуществляются, вследствие чего накоплен огромный объем взаимной задолженности, заработная плата декларируется, но полностью не выплачивается, налоги тоже полностью не платятся, предприятия работают не по рыночным ценам. И что самое главное: такое состояние украинской экономики очень выгодно многим в нашей стране. Неплатежи в настоящее время обеспечивают источники доходов ряду социально-хозяйственных структур: государственным чиновникам, которые участвуют в бартерных и других неденежных операциях, криминальным элементам и их объединениям, спекулятивному финансовому капиталу, теневому капиталу, который "отмывает" свои деньги в реальном секторе экономики.

А в целом продвинутость рыночных реформ выступает критическим фактором достижения устойчивого роста (19).

2. Неспособность правительства и Национального банка Украины включить имеющиеся свободные денежные ресурсы (огромные суммы наличных денег вне банков, превышение покупки иностранной валюты над ее продажей, постоянно положительное сальдо доходов и расходов населения, увеличивающаяся задолженность по зарплате и пенсиям, теневые капиталы) в финансовый оборот в виде кредитных ресурсов и инвестиций. Это в основном связано с отсутствием доверия со стороны населения, юридических лиц к договорам, процентным ставкам, валютным курсам, постановлениям и политике правительства и НБУ. Ведь известно, что во многом стоимость денег основана на доверии. Пока население, кредитные учреждения и предприятия предпочитают обменивать значительную часть свободных денежных средств на иностранную валюту из-за потери доверия к кредитной системе и государству, ослабить сильнейшее давление на курс гривни и валютные резервы НБУ невозможно, что убедительно доказывает опыт всех лет независимости Украины.

3. Недостаток денежной массы для обслуживания экономики, вызванный жесткой монетарной политикой НБУ и правительства. Важной причиной является обстоятельство, согласно которому для нормального товарно-денежного оборота не хватает денег. Присущие рыночным отношениям пути пополнения оборотных средств за счет использования банковских кредитов замещаются (в виду их высоких ставок) бесплатным взаимным кредитованием предприятий в виде возрастания объемов кредиторской и дебиторской задолженностей, играющие в таких условиях роль торгового кредита, который никогда не будет уплачен. Превышение денежных доходов населения над затратами и сбережениями отражает неполное удовлетворение потребностей населения со стороны официальной экономики (которая фиксируется статистикой и уплатой населением налогов). То есть предложение товаров, работ и услуг не удовлетворяет потребностей населения по объемам, ассортименту, качеству и ценам. Это явление приводит к прямому сокращению массы денег, которые могут использоваться государством и банками как кредитные ресурсы, в том числе и на пополнение оборотных средств предприятий.

4. Низкий уровень доходов населения, а отсюда и низкий покупательский спрос. Даже сравнение уровней средней зарплаты в странах Балтии, т.е. бывших союзных республиках (в 1998 году она составляла: в Эстонии - 292 долл. США, Литве - 252 долл. США, Латвии - 225 долл. США) и Украине (в 1999 году - 40-50 долл. США) далеко не в пользу последней (6). Такой низкий уровень доходов является результатом минимальной доли, которая приходится на затраты по оплате труда в структуре затрат на производство продукции. В 1997 - 1999 годах она не превышала 13,2 - 13,9 %.

Низкий уровень доходов населения автоматически сокращает предложение товаров, то есть их производство и реализацию. При этом образуется замкнутый круг: снижение доходов населения => сокращение покупательского спроса и, соответственно, производства и реализации продукции => уменьшение поступлений в бюджет и доходов населения в виде заработной платы и пенсий и так далее по перевернутой спирали, которая, в конце концов, может привести к экономическому коллапсу. Или иными словами низкая заработная плата приводит к низкому спросу, а последний, в свою очередь, к снижению объема производства.(6).


2.2. Причины неплатежей в экономике

Осуществленный анализ позволил также выявить более конкретные причины неплатежей в экономике, которые одновременно являются и следствиями приведенных выше четырех основных первичных причин платежного кризиса в Украине.

К ним можно отнести следующие: 

1.Кризисная ситуация в банковской сфере, вызванная их низким уровнем капитализации и ликвидности, недостатком кредитных ресурсов и кредитоспособности банков, утратой доверия к банка со стороны населения, массовым невозвращение» кредитов предприятиями-заемщиками, отсутствие системы страхования вкладов населения и депозитов предприятий, а также выданных кредитов. В совокупности это приводит к наличию завышенной банковской ставки за пользование кредитами, которая в рыночной экономике равна уровню кредитной и риска.

2.Наличие гипертрофированного института посредничества, деятельность которого направляется нe на ускорение движения товаров к потребителю, а на навязывание потребителям по существенно завышенным ценам и ограниченного ассортимента товаров и услуг государственных предприятий преимущественно из числа естественных монополий. Посреднические фирмы наработали самые разнообразные механизмы перераспределения доходов в свою пользу: манипулируют отпускными и закупочными ценами, участвуют, естественно в свою пользу, в реализации вексельных и бартерных схем, взаимозачетов.

3.Существует стойкая тенденция возрастания себестоимости (в 1997 году затраты на 1 грн. товарной продукции в целом по народному хозяйству возросли до 96 коп., в промышленности - до 98 коп:, в сельском хозяйстве - до 122 коп., тогда как в 1995 году аналогичные показатели составляли соответственно - 86, 89 и 98 коп.). Все больше предприятий становится убыточными. Удельный вес убыточных предприятий с 1992 года (9,5 %) увеличился до 58,5 % в I квартале 1999 года. Рентабельность в промышленности в 1997 - 1999 годах находится на уровне 5 - 6 %, т. е. в десять раз ниже банковской ставки.

4.Нерациональной остается структура основных средств и запасов товарно-материальных ценностей в составе оборотных средств предприятий (запасы товарно-материальных ценностей у 40 % предприятий превышали половину их полугодичного объема производства).

К другим причинам неплатежей относятся:

- Существенная причина бартеризации экономики кроется в дороговизне отечественной продукции и ее неконкурентноспособности и нетехнологичности. Не случайно темпы бартеризации начали резко увеличиваться как раз с того времени, когда отечественные цены превысили мировые. Бартерные соглашения более выгодны, так как продукция в таком случае в 2 - 3 раза дешевле из-за того, что фактическая стоимость продукции намного ниже той, что фигурирует в виде цены.

— Субъекты хозяйствования в условиях платежного кризиса выдвигают на первый план удовлетворение собственных потребностей вместо выполнения финансовых обязанностей по платежам перед партнерами. Действующее законодательство это разрешает. А отсутствие имущественной ответственности предприятий за выполнение собственных договорных обязательств дает им возможность уклоняться любым способом от их реализации перед партнерами.

— Использование прибыли на цели, не связанные с улучшением финансового состояния и, в первую очередь, с пополнением оборотных средств, существенно снижает финансовые возможности предприятий, не дает возможности для улучшения собственного финансового состояния, и в первую очередь, направлять доход на пополнение оборотных средств. В основном прибыль используется на другие цели, например, на социальное развитие. На социальное развитие и материальное стимулирование направлялось 18-23 % прибыли (ежегодно порядка 2,8 - 3,2 млрд. грн.), почти столько же на производственное развитие - 21,3 - 24,4 % и ничего на пополнение оборотных средств, что конечно в условиях платежного кризиса является перекосом.

— Правительство широко практикует различные формы прямого и косвенного субсидирования предприятий через прямое бюджетное финансирование, предоставление налоговых льгот, бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков определенным предприятиям и областям, гарантий для получения иностранных кредитов, а в случае их не возврата выдачу субсидий. По расчетам, объем субсидий предприятиям Украины в 1997 году достигал не менее чем 20 % ВВП (20).

С другой стороны, само правительство своими действиями оказывает содействие бартеризации экономики: ежегодные постановления Кабинета Министров Украины относительно обеспечения сельского хозяйства "материально-техническими и финансовыми ресурсами" для проведения весенне-полевых работ и сбора урожая есть ничем другим как бартерными соглашениями между государством и отечественным АПК.

На уровне предприятий практически утрачен анализ финансово-хозяйственной деятельности, что не дает возможности определять основные факторы, которые отрицательно влияют на ее уровень и соответственно на уровень цен, а также не оказывает содействие своевременной проработке и реализации соответствующих мероприятий.

Слабая ликвидность в экономике и отсутствие реструктуризации предприятий (в металлургии крайне необходимо сокращение избыточных производственных мощностей) значительно снижают финансовые возможности предприятий.

Наличие безакцептного списания средств со счетов предприятий. Сейчас, для того чтобы предприятия не по собственной воле были лишены оборотных средств существует много причин. Это парализует деятельность хозяйственных субъектов и содействует тому, что они вынуждены проводить денежные средства вне расчетных счетов или осуществлять расчеты через бартер.

Значительным источником увеличения долгов в цепи задолженности стал государственный бюджет, из которого вовремя не выплачивается по обязательствам государства из-за постоянного завышения его расходной части. На 01.05.1999 года бюджетная задолженность предприятиям составляет 2626 млн. грн. или в среднем за 1997 -1999 годы 2,2 % дебиторской задолженности между предприятиями Украины. В углубление платежного кризиса вносит свою лепту и неотрегулированность бюджетной системы в части несвоевременной оплаты государственных закупок, которые осуществляются за счет бюджета.

Наличие теневой хозяйственной и финансовой деятельности (по разным оценкам 40 - 60 %1 ВВП), которая, естественно не может функционировать без денег и поэтому отвлекает для своего финансового обслуживания значительные денежные средства в основном в виде наличной национальной и иностранной валюты.

Приватизации предприятий не предшествует реорганизация производства. Они остаются административно-технологическими конгломератами, в границах которых объединены различные производства с разным уровнем рентабельности, в том числе убыточные, различные технологии. На едином расчетном счете находятся основные и вспомогательные производства. А в целом система управления приватизированными предприятиями остается недееспособной.

Действующий механизм хозяйствования не содержит способов эффективного стимулирования предприятий относительно решения проблемы взаимных неплатежей. На этом фоне бартер и другие денежные заменители превратились в инструменты платежных расчетов между предприятиями.

Несмотря на низкую эффективность собственных решений, правительство и Национальный банк Украины никакие другие варианты, кроме находящихся в русле жесткой монетарной политики, даже не рассматривают, "зациклившись" только на ней. Хотя, уже очевидно, исходя из применения этой политики в нашей стране уже на протяжении 5 лет и результатов (единственные "плюсы": достижение низкой инфляции и обеспечение стабильности гривни, хотя последняя практически утрачена с августа 1998 года и по настоящее время, о чем свидетельствует новое падение гривни в августе 1999 года), что эта политика сама по себе не приведет к финансовой и экономической стабилизации и тем более к экономическому росту. Впечатление такое, как будто ни экономическая теория, ни мировая хозяйственная практика не знают других эффективных способов и путей выхода из платежного кризиса. НБУ за последние годы апробировал в конкретных условиях Украины целый ряд монетарных инструментов, которые дают определенные результаты. Так почему бы ни расширить их спектр и не апробировать другие инструменты, которые себя уже зарекомендовали в условиях других стран? Нельзя же замыкаться только на отработанных механизмах, к тому же в кризисных условиях того же августовского (1999 года) топливного и валютного кризиса. Ведь валютный кризис нас настигает уже второй год подряд, причем в одно и тоже время. Только причины руководители правительства и НБУ называют разные: в 1998 году - это финансовый кризис в России, в 1999 году - кризис (по их словам - дестабилизация) с нефтепродуктами. Ясно, что задействованных рычагов для выхода из кризиса явно недостаточно. Нужен поиск и апробация других инструментов и их последующее использование в случае возникновения кризисных условий. И вообще прогностическая функция в отношении кризисных явлений отсутствует в нашей стране, иначе мы бы не наступили два раза подряд на одни и те же грабли. (6).

2.3. Пути преодоления платежного кризиса

С учетом вышеизложенного целесообразно отобразить следующие пути и конкретные мероприятия.

1. Очень важным является использование опыта других стран в значительном - улучшении состояния платежной дисциплины в народном хозяйстве. Это, прежде всего, касается Венгрии, Израиля, Китая, Словакии, Чехии, а в последние времена - России. Так, правительством РФ разработана программа проведения "общего сетевого взаимозачета", которая осуществлена в 3 этапа: на первом - целевым финансированием со стороны государства погашена задолженность перед бюджетными организациями, на втором - для всех предприятий проведена реструктуризация их долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, на третьем - осуществлено урегулирование взаимных долгов предприятий, но только по просроченной задолженности (на добровольных основах). Для этого предусматривалось создать единую базу данных, которая включала информацию о состоянии дел по всем кредиторам и дебиторам России. На ее основе были разработаны оптимальные цепочки возможного проведения взаимозачета между предприятиями. К взаимозачету принимались лишь подтвержденные, объемы просроченной задолженности по каждой конкретной цепи, которые взаимно погашаются. Правом указанной реструктуризации пользовались только те предприятия, которые в определенные сроки уплатили "живыми" деньгами все текущие налоговые платежи.

Всем участникам взаимозачета открыли счета в банках, аккредитованных по решению межведомственной комиссии на конкурсных основах. Указанные банки должны были быть связанными между собой корреспондентскими отношениями. Результаты взаимозачета оформлялись обычными платежными поручениями на сумму, которая проходит по цепи и будет заканчивать ее. Эти операции осуществлялись на протяжении одного банковского дня в границах одной законченной цепи.

Кроме того, в Российский союз промышленников и предпринимателей и экспертный совет Российской биржи подписали протокол о намерениях относительно создания Национальной бартерной корпорации (НБК). В этом случае российские предприятия могут продавать свои товары на региональных площадках, которые создаются по схеме франчайзинга и связаны с главной конторой НБК. В обмен предприятия получают клиринговые рубли, которые будут иметь оборот исключительно в системе НБК и за которые они смогут приобрести на площадках НБК необходимый им товар. При указанной схеме почти полностью отсекаются посредники.

У нашей страны нет альтернативы проведению разовой акции по всеобщему зачету долгов. Хотя это и рискованно, но иного выхода для разрыва замкнутого круга неплатежей просто нет. Использовать при этом такую технологию вначале всеобщий сетевой взаимозачет, а после - кредитная эмиссия. Нужно "сорвать" с места, поручив взаимозачету роль "пускача" дизельного двигателя трактора, а затем - все остальные меры.

Можно реализовать другой подход: провести одновременный и полный зачет всех взаимных долгов с последующим увеличением денежной массы в экономике. Механизм такого зачета: на счета предприятий, дебиторская задолженность которых превышает кредиторскую, должны немедленно поступить деньги в размере положительного сальдо их долгов. В случае отрицательного долгового сальдо у предприятия его долги передаются государству, которое исходя из своей промышленной политики и финансовых ресурсов, будет принимать решение относительно реструктуризации долгов в долгосрочный кредит, конвертацию долгов в корпоративные права или проводить банкротство предприятия.

2. Эффективной может быть схема разрешения платежного кризиса путем использования ипотеки в виде залога на земельные участки, занятые под застройкой предприятий. Вместо платы за землю и в условиях отсутствия денежных ресурсов предприятия выкупают эти участки под закладные векселя. Операция проводится с участием Госказначейства, НБУ и уполномоченных государством коммерческих банков. Предварительно рассчитывается стоимость земельных участков, занятых под предприятиями. Госказначейство выпускает казначейские земельные векселя, которые передает предприятииям, а также государственные свидетельства на владение земельным участком, определяет сумму стоимостей земельных участков в целом по Украине. На эту сумму НБУ осуществляет земельную кредитную эмиссию, которую передает уполномоченным государством коммерческим банкам в виде целевых кредитов на пополнение оборотных средств предприятий и инвестирование их развития. Кредит выдается под 100 % стоимости земельного участка под застройкой как минимум на 30 лет, с отсрочкой платежей за пользование кредитом на 3 - 4 года и погашения кредита - на 5 - 6 лет. Коммерческие банки выдают предприятиям целевой кредит на сумму закладной на земельный участок в обмен на казначейские земельные векселя. Целевой кредит используется исключительно на пополнение оборотных средств и таким образом на ликвидацию кредиторской задолженности, а также на инвестирование развития предприятий.

Кроме того, НБУ проводит эмиссию для ликвидации задолженностей государства по пенсиям, всем социальным выплатам и предприятиям за выполненный госзаказ. Где это целесообразно - проводится взаимозачет. Для ликвидации задолженности по зарплате и другим составляющим кредиторской задолженности казенных предприятий (организаций), содержащихся за счет бюджета и их развития, используется такой же подход, как и для хозрасчетных предприятий, т. е. под залог их земельных участков.

Это один из возможных подходов, схем ликвидации платежного кризиса, но вполне пригодный для дальнейшей детальной проработки и использования.

3. Обеспечить постепенное повышение уровня монетизации экономики путем перехода от упрощенного планирования денежной массы к ее определению как расчетной величины, которая формируется не только на основе инфляционных ожиданий, но и реального спроса на денежные ресурсы, как в сфере обращения, так и производства, в частности, на цели производственного инвестирования и пополнений оборотных средств предприятий. Осуществить мероприятия по значительному увеличению платежеспособного спроса населения с целью стимулирования роста производства. Подсчитано, что увеличение платежеспособного спроса на 1 % приводит к увеличению производства на 7 - 8 %.

4. Осуществить целевую, управляемую эмиссию. Хотя следует признать, что среди отечественных и зарубежных экономистов достаточно противников проведения денежной эмиссии. Они считают, что денежная эмиссия ведет к замкнутому кругу: повышение цен => повышение зарплаты => новая эмиссия (21).

В результате анализа макроэкономических показателей 166 стран мира за последние 25 лет выявлена закономерность, согласно которой "увеличение темпов денежной эмиссии, как правило, ведет к снижению коэффициента монетизации". При этом, при среднегодовых темпах прироста денежной массы, опережающих среднегодовые темпы прироста реального ВВП не более чем на 40 %, среднегодовые темпы прироста коэффициента монетизации, как, правило, остаются положительными и, следовательно, значение самого коэффициента монетизации возрастает. При превышении среднегодовых темпов прироста денежной массы над среднегодовыми темпами прироста реального ВВП более чем на 40 % среднегодовые темпы прироста коэффициента монетизации, как правило, становятся отрицательными, а его значение начинает снижаться, что справедливо и для стран с переходной экономикой (14).

Самая важная процедура при проведении эмиссии - изменение финансового макробаланса через бюджет. Рассчитывается денежная сумма, которой не хватает и вписывается в доходную часть бюджета. Потом она расписывается по статьям бюджета в необходимых пропорциях. И только после этого эмиссия. Дальнейший механизм: бюджетники и пенсионеры относят эмиссионные гривни в магазины, те - оптовикам, последние - поставщикам, вплоть до производителей в базовых отраслях экономики. Предприятия, которые выработали на эмиссионные деньги продукцию, удовлетворяют частично или полностью увеличенный спрос и одновременно затормозят, а