Ссылка на архив

Переходная экономика России

1.      Экономика – определенное состояние в эволюции эк. систем, характеризующаяся переходом от одной эк. системы к другой. Таким образом, переходная экономика характеризуется некоторым промежуточным состоянием общества и отличается процессами преобразования в экономической, социальной и политической сфере.

Переходный период-период созидательного разрушения. Для него характерно следующее:

?        Экономический спад

?        Низкие показатели Роста

?        Инвестиционный вакуум

2.      Основные социально-экономические формации:

Теория общественного развития обосновывает ступенчатый характер общественной эволюции. Существуют два подхода к определению этапов эволюции: цивилизационный и формационный.

А. Смит выделял античное, феодальное, капиталистическое общества.

В основе формационного деления по К. Марксу лежат способы производства:

Первобытнообщинное>Античное >Индустриальное общество>

Информационное общество >Плановая экономика

Идея о необходимости особого переходного периода высказана в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, но как периода перехода от капитализма к социализму.

Первым о переходном периоде писал А.Сен-Симон.

С абстрактно-логической стороны переходная экономика – это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Она представляет собой промежуточное состояние общества, отражает цикличность экономического развития. Следовательно, переходный период – это период перехода от одной экономической системы к другой.

Особенности ПЭ

К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся:

1. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И НЕРАВНОМЕРНОСТЬ

2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ.

Итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, потому что в состояние неустойчивости экономика попадает вследствие требований («вызова») экономических, политических, природных и других факторов, которые требуют «ответа». Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития, т. к. после начала переходного периода «система не помнит своего прошлого».

3. ПОЯВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСОБЫХ ПЕРЕХОДНЫХ ФОРМ (денежная рента в период перехода от феодализма к капитализму, индикативное планирование при переходе к постиндустриальному обществу, коллективно-долевая собственность на землю в РФ).

4. ОСОБЫЙ ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ.

В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

5. ИСТОРИЧНОСТЬ, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

Противоречия, возникающие в переходный период - конфликтные столкновения между старой системой управления и хозяйствования и новыми институтами рынка. Формальное разрушение старой системы не может устранить одномоментно те формы экономического поведения и экономической психологии, которые культивировались на протяжении жизни трех поколений. Поэтому основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:

?        господство групповых интересов.

?        Отсутствие доверия к реформам со стороны населения.

?        отсутствие ментальности

?        региональный сепаратизм

?        Синдром рыночного социализма

4.Особенности плановой экономики

Ряд авторов утверждает, что любой институт государства должен включать следующие функы: след.4 снизу.

В плановой системе все эти функции выполняются централизованно, по заранее разработанному плану:

•        моделирование - формирование основных хозяйственных планов, народно-хозяйственных пропорций на перспективу

•        регулирование - централизованное, по заранее разработанному плану перечисляются ресурсы на приоритетные направления

•        адаптация-сопоставление плановых и фактических показателей диагностика-проведение анализа текущей хозяйственной деятельности и составление прогнозов на будущее

Плановую экономику называют экономикой продавца. Здесь покупалось то, что производилось. Товаропроизводитель – ключевая фигура (ГОСПЛАН, ГосСнаб, Мин. фин., отраслевые министерства). Все ресурсы сосредоточены в руках государства, собственность деперсонифицирована.


5. Кризис плановой системы

Между 1917г. и 1991г. 14 стран в разных частях света отказались от рыночной экономики и перешли к строительству социалистического планового хозяйства. К концу 80-х гг. этот эксперимент в большинстве стран показал негативные результаты, и начался обратный процесс перехода к рыночной экономике, которая в этот период показала в других странах свои преимущества.

Командно-административная система могла успешно функционировать в условиях несложной отраслевой структуры экономики, небольшого числа контролируемых плановыми органами промышленных предприятий и, следовательно, производственных связей между ними. Центральные отраслевые органы могли довольно эффективно управлять такой системой.

В то же время этой системе экономики были присущи генетические пороки.

Отрицательные стороны командно-административной системы.

o       Всеобщий контроль над выполнением плановых заданий требовал больших бюджетных затрат;

o       Страны социалистического лагеря (ЦВЕ) оказались отрезаны от международной торговой системы. Они были ориентированы сами на себя или на страны третьего мира;

o       Отсутствовала материальная заинтересованность товаропроизводителей в качестве своей продукции;

o       Так как у покупателя не было широкого потребительского выбора, продукция все равно раскупалась;

o       Отсутствие материальных стимулов не способствовало улучшению качества и ассортимента продукции;

o       Присутствовали элементы уравниловки, слабо стимулировалась высокая квалификация и инновационные разработки;

o       Отсутствие стимулов к внедрению наукоемких современных технологий. Отсутствие конкуренции консервировало старую материально-производственную базу;

o       Понижение уровня жизни по сравнению с населением стран рыночной демократии.

Одним из крупнейших недостатков командной системы был исключительно экстенсивный характерэкономического развития за счет использования огромных природных ресурсов СССР, эксплуатации в 30-50х годах аграрного сектора, минимизации накопления ценой сохранения весьма низкого жизненного уровня. До 50-х годов 20в. СССР отличался высокими темпами экономического роста (6-8%).

Предпринятая в период Перестройки попытка реформировать командную систему с помощью создания двухсекторной экономики привела к краху советской экономики.

Крах проявился в нарастании инфляции и развале государственных финансов вследствие распада СССР.

6.      Переходная экономика как объект теории. «Вашингтонский консенсус»

Методы исследования, применяемые в переходной экономике

Переходная экономика исследует эк. поведение людей в условиях глобальной трансформации. Переходная экономика должна изучить закономерности становления новых институтов (институтов рынков), проводить тек. Анализ существующей эк. ситуации, давать прогнозы дальнейшего эк.развития.

Задачи переходной экономики:

•        Построение основ современной рыночной системы. При этом рынок является не самоцелью развития, а наиболее эффективным способом производства.

•        Формирование института частной собственности, как основы хозяйственной деятельности

•        Проведение либерализации цен (свободное ценообразование) и ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь

7.      Хозяйство и общество в процессе перехода от плана к рынку

8.      Переходная экономика России- особенности и перспективы

Отличительные черты Российской переходной экономики:

1)      Большая доля государственного сектора

2)      Высокие показатели монополизации промышленности, отсутствие полноценных механизмов конкуренции

3)      Неравномерность развития регионов, гипертрофированное развитие столичных регионов, отсталость структуры промышленности и наличием застойной безработицы.

9.      Вашингтонский консенсус – экономическая теория и практика

Вашингтонский консенсус (конец 80хгг.)

Теория      

Постулаты (источники преобразования)

?        Макроэкономическая стабилизация (либерализация цен, сокращение государственного бюджета, подорожание кредитов, регулирование доходов)

?        Микроэкономическая либерализация (снятие ограничений для развития частного сектора, формирование условий для создания благоприятной конкурентной среды и формирование рынков факторов производства, введение механизма банкротства)

?        Приватизация (формирование крупного частнопредпринимательского сектора, сокращение доли государственной собственности)

Все эти меры сопровождались активной антимонопольной политикой и мерами, способствующих свободной торговле.

Идеологи консенсуса руководствовались теоремой В.Коуза («собственность сама найдет своего эффективного хозяина достаточно снять ограничения государства запрета на предпринимательскую деятельность, разрешить свободному обращению факторов производства, так сформируется активная собственность»). Все идеи базировались на понятии экономического либерализма и ограничивали долю государства.

Практика

Постулаты Вашингтонского консенсуса были взяты за основу при составлении программ 500 дней Явлинского и программы Гайдара-Илларионова.

Программа «500 дней» Явлинского

1990 г. академик Шандалин С.Т.

Цель: создание экономической свободы и новой экономической системы.

1)      Первые 100 дней – программа чрезвычайных дней

•        Принятие новых законов, формализующих новые права собственности

•        Начало приватизации и акционирование государственной собственности

•        Проведение жесткой финансово-кредитной политики

•        Сокращение бюджетного дефицита

•        Сокращение военных расходов и дотаций предприятия

•        Процесс либерализации цен на отдельные товары

2)      100-250 дней

•        Полная либерализация цен

•        Ликвидация устаревших административных структур

•        Разрушение государственно монополии

3)      250-400 дней

•        Дальность развития рыночных отношений

•        Введение элементов финансовой стабилизации

•        Введение конвертируемости рубля

4)      400-500 дней

•        Начало экономического подъема и структура перестройки экономики

Программа Гайдара-Илларионова

1990г. более монетаристский подход

Принципы экономического либерализма:

1 этап - либерализация цен

2 этап - финансовая стабилизация, введении е механизма банкротства

3 этап – приватизация (рыночные мотивы и стимулы, свободные рыночные цены -> трудовая деятельность

10. Градуалистская политика – положительные и отрицательные черты

Градуализм-политика постепенного внедрения элементов рынка при обширном участии государства растянутое на 10-20 лет.

Отличительные черты политики градуализма:

1)      Постепенное внедрение элементов рынка в отдельных отраслях и регионах. Например, в Китае рыночные реформы начались в сельском хозяйстве. Создание трудовых кооперативов. В Китае создавались особые экономические зоны, где формировались институты рынка. Например: товарная биржа, элементы фондового рынка, зоны свободного обращения иностранной валюты.

2)      Постепенное распространение положительного опыта. Только те предприятия, которые продемонстрировали высокую эффективность в условиях рынка, подвергались государственной помощи, государственному финансированию. Пример: в рамках больших производственных кооперативов создавались кооперативы.

3)      Постепенный переход к рынку сопровождался повышением уровня жизни, т.е. политика проведения рыночных реформ не сопровождалась социальными потрясениями: безработица, резкие структурные изменения на рынке труда; не сопровождалось перекосами или поляризацией уровня жизни.

4)      Реформы предполагали длительное и медленное внедрение элементов рынка. Временные рамки составляли 15-20 лет.

5)      Идеологи градуализма утверждали, что институты рынка надо не насаждать, а выращивать в соответствие с национальными условиями и особенностями.

Отрицательные стороны медленного перехода к градуализму:

1)      Медленно формируется новый класс собственников, заинтересованных в дальнейшем проведении реформ и результатах их рыночной деятельности.

2)      Медленно формируется конкурентная среда, нет полноценного рынка и, следовательно, нет конкурентной среды. Нет внутренних стимулов совершенствования производства.

3)      Параллельное существование государственного и частного сектора и перетекание дешевых ресурсов из государственного сектора в частный.

4)      Неравномерность развития территорий. Динамичное, активное развитие побережья, прибрежных зон, там, где сосредоточены основные активные экономические зоны, и застойное состояние северных территорий.

11. Политика «шоковой терапии» -– положительные и отрицательные стороны

Шоковая терапия проведения рыночных реформ в масштабах всего хозяйства в короткие сроки (2-3 года). В странах ЦВЕ проводилась шоковая терапия. Менялась зак. база. провод. приватизация, либерализация цен, проводилась внутр. конвертир. валюты, политика свободных торговых отношений (снятие ограничений в международной торговой деятельности). Образцом шоковой терапии является опыт Польши.

Положительные моменты политики шоковой терапии

?        Снятие ограничений в деятельности.

?        Создавался свой участок предпринимателей благодаря быстрой приватизацией, которые были заинтересованы в быстром проведении реформ

?        Открывались границы, возникало свободное перемещение трудовых и материальных ресурсов.

?        Создавались возможности иностранных инвестиций в нац. экономику

Отрицательные последствия шоковой терапии.

?        Стремительная материально-имущественная дифференциация населения;

?        Стагнация в тех отраслях промышленности, которые оказались неконкурентоспособными;

?        Возникновение социальной напряженности в обществе, слоя безработных и лиц, недовольных проводимых курсом реформ.

?        Неравномерное развитие регионов, формирование очагов застойной безработицы и депрессии

12. Роль национальных традиций при становлении рыночной экономики

При обсуждении вопроса о социокультурных детерминантах предпринимательской деятельности необходимо обратиться к выявлению роли традиций. Традиции являются общепринятым регулятором социальных отношений всякого общества, устойчивая культурная традиция необходима для выживания и сохранения целостности общества. К сожалению, в России трансформация общества осуществляется в основном путем прямого переноса не только выработанных на Западе экономических принципов хозяйствования, но и сопутствующих им социокультурных форм. Между тем. такие новые для постсоветского общества социальные формы как рыночная экономика, парламентарная демократия, правовое государство и т.п. не являются безличными социальными технологиями. Они имеют глубинную социокультурную основу, которую необходимо выявить и проанализировать, прежде чем принимать решения о переносе их на почву своей культуры. Дело в том, что культура, с одной стороны, способна тормозить определенные новации, если они не соответствуют ее <архетипам>. С другой стороны, она выступает как инстанция, которой дано легитимировать те или иные начинания, давать им духовную санкцию. И хотя культурная легитимация, в отличие, скажем, от политико-правовой, носит неформальный характер, значение ее не следует преуменьшать, История дает немало примеров, когда затухали прогрессивные преобразования, наталкиваясь на скрытые социокультурные барьеры. Чрезвычайно важен сравнительный анализ истории формирования российского и западноевропейского менталитетов в аспекте их отношения к основным социально-экономическим институтам - государству, собственности, праву. На Западе многовековая культура частной собственности, идеи правового устроения социальной жизни сформировали в качестве основных черт менталитета личности рационализм, прагматизм, индивидуализм, в том числе и экономический. В России хозяйственная деятельность осуществлялась в условиях уравнительно-передельной общины, а западноевропейский индивидуализм был отвергнут православием как <проявление человеческой гордыни>. Все это обусловило формирование таких черт, как коллективизм, нравственный максимализм, самоуглубленность, идеология служения, свойственные русскому менталитету.


13. Основные концепции роли государства в экономике (либеральная и дирижистская)

Роль государства в переходной экономике, методы государственного регулирования.

Классические функции государства, которые должны выполняться в любых условиях:

1)      Производство общественных благ: оборона, экология, дорожное строительство.

2)      Разработка национальной концепции развития страны.

3)      Подержание и поддержание оптимального уровня денежно-кредитной массы.

4)      Создание режима наибольшего благоприятствования для отечественных товаропроизводителей.

5)      Перераспределение созданных товаров и услуг.

6)      Аллокативная (распределение существующих ресурсов).

7)      Борьба с инфляцией.

8)      Поддержание уровня жизни населения – разработка и определение прожиточного минимума, пенсионных и других социальных выплат.

9)      Становление и проведение тарифной и таможенной политики, т.е. внешнеэкономической деятельности.

Две модели деятельности государства в переходный период:

I Либеральная концепция (1992-1995)

Min государства и max рынка

Задача государства в этот период – создание необходимых условий для развития бизнеса. Государство использовало косвенные финансово-кредитные или монетаристские меры воздействия.

Функции государства в соответствии с либеральной концепцией:

1.      определение необходимой денежной массы

2.      становление налоговой ставки, становление процента по кредитам и норм резервирования

3.      на внешнем рынке устанавливаются тарифные методы регулирования (контроля)

Свобода инвестиционной деятельности – свободный приток капитала из-за рубежа для развития чего-либо.

Задачей либеральной концепции в управлении было создание благоприятных условий для развития бизнеса. В соответствии с этой концепцией государство должно контролировать и охранять права собственности и создавать благоприятную финансово-налоговую политику для развития бизнеса.

II Дирижистская концепция (Кейнс) (1994-1998)

Достаточно большое участие государства. Задачей государства формировать структурированную промышленную политику. Механизм ценообразования, определение госзаказа, государственные дотации предприятию и определение управления внешнеэкономической деятельности связанные с защитой отечественного бизнеса.

Задаче государства было формирование устойчивого внутреннего спроса. При проведении данной политики в основном использовались прямые административные методы управления, установление определенных норм и нормативов, установление цен, проведение государственной инвестиционной политики.

14. Причины приватизации в капиталистических странах

переходная экономика приватизация инфляция

Под приватизацией обычно понимают переход части государственной собственности в частную (отдельных граждан и организаций). Однако, например, в Китае, в процесс приватизации не включается акционирование. К нему в этой стране позитивное отношение, а к приватизации, связанной с переходом государственной собственности в руки частных физических лиц, – отрицательное. Кроме того, полемичным является вопрос о том, как передавать в частные руки госсобственность – полностью или частично. Есть в различных странах и другие особенности.

В вышеназванный период в развитых и развивающихся странах было замечено, что слишком активное государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов экономического роста, значительному увеличению госрасходов, оттоку капиталов. В первом случае речь идет об ослаблении рыночного механизма, так как государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, препятствуют вхождению новых конкурентов в отрасль, фиксируют цены на некоторые товары и услуги, не стимулируют снижение издержек и получение максимальной прибыли. Если частное предприятие долго терпит убытки, то оно закрывается (разоряется). Государственному же предприятию оказывается помощь, гарантирован рынок сбыта, и оно не особенно стремится к повышению рентабельности, совершенствованию управления, улучшению качества товаров и услуг.

__________________

(1) В силу большой специфики, обширности и сложности проблемы в статье не уделяется специального внимания российскому опыту приватизации. Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов на содержание и техническое совершенствование объектов государственной собственности, на растущий бюрократический аппарат, подготовку законодательных актов и контроль за их исполнением и т.д. Всё это значительно увеличивает трансакционные издержки. Приватизация же позволяет не только сэкономить государственные средства, но и существенно пополнить казну за счет проданной собственности, частично решить проблему государственной задолженности (особенно в развивающихся странах). Из этих же средств возможно также увеличение финансирования на социальные нужды. Снижение эффективности результатов экономической деятельности госпредприятий привело многие страны к поиску более эффективного собственника, разграничению прав собственности, участию работников в управлении и прибылях своих предприятий. Опыт показал, что спецификация прав собственности снижает издержки и способствует более оптимальному использованию ресурсов, развитию хозяйственной мотивации. Кроме того, в капиталистических странах становилось возможным решение такой актуальной проблемы, как расширение конкурентной среды за счет реформирования естественных монополий (где традиционно присутствовало государство) – в отраслях по добыче угля, газа, производству электроэнергии и стали, транспортных перевозках, сфере коммуникаций и почтовых услуг, коммунального хозяйства и др. В ходе приватизации в капиталистических странах ставились и социально-политические цели – упрочение стабильности существующего строя, демократизация собственности с целью улучшения социальной ситуации в обществе. Более конкретно это означало наделение частной собственностью наемных работников, расширение среднего класса, формирование смешанной собственности, а значит, более равномерное распределение богатства среди населения. Так, в США собственниками в настоящее время является 3/4 населения, в Японии – 90%, в Швеции – 80%.

Особенностью приватизации в развитых странах является то, что этот процесс происходил (и еще отчасти продолжается) в условиях уже сложившейся экономической системы и зрелых финансовых и правовых институтов и носил в основном локальный и часто индивидуальный характер. В каждой из стран проводилась своя специфическая политика приватизации, хотя можно выделить и общие черты. Темпы приватизации также были различны – от полутора лет во Франции до десяти лет в Великобритании. К продаже предлагались чаще всего убыточные предприятия, но были и высокорентабельные.

В капиталистических странах существует много моделей приватизации. Кроме британского варианта, для которого характерна ориентация на постепенную публичную продажу преимущественно низкорентабельных и убыточных предприятий и формирование более широкого слоя собственников, существует французская модель групповой централизованной продажи. Она предусматривает определение ведущего инвестора – конкурентоспособной фирмы, для которой резервируется определенный пакет акций по более низкой, чем рыночная, цене, но без права продажи в течение трех-четырех лет. Чилийская модель приватизации ориентирована на быстрое преобразование государственных предприятий на основе льготного кредитования населения для приобретения акций (1.С.1).

15. Причины разгосударствления постсоциалистической экономики

В постсоциалистических странах экономические цели приватизации состояли в ликвидации абсолютной государственной монополии на средства производства и, следовательно, на большую часть производимых товаров и услуг и в повышении эффективности работы некоторых отраслей и отдельных предприятий. Необходимо было сформировать конкурентную среду и класс частных собственников для функционирования рыночных структур и создания многоукладной экономики. Кроме того, стояли задачи легализации теневой экономики и решения проблем задолженности государственных предприятий (значительная часть их была убыточной, а казна – пустой). Фактически некоторые участники приватизации покупали у государства собственность из спекулятивных соображений (для дальнейшей перепродажи) или с целью устранения конкурента.

Из политических соображений правительства постсоциалистических стран спешили провести приватизацию как можно быстрее (в том числе под давлением западных стран, США и МВФ), с целью разрушения бывшего социалистического строя, командно-административной структуры экономики (стараясь обеспечить необратимость рыночных реформ). Кроме того, в некоторых странах (Чехия, Словакия, Германия, страны Балтии и др.) ставилась задача обеспечения социальной справедливости – возврат собственности ее бывшим владельцам (так называемая реприватизация).

Необходимо отметить, что бывшие социалистические страны увлеклись чрезмерной (тотальной) приватизацией, тогда как Всемирный банк, анализируя в 1993 году деятельность частных и государственных предприятий в Польше, отмечал, что вид собственности не оказывает существенного влияния на результаты производства, и государственный сектор вполне способен эффективно развиваться (2.С.1). Таким образом, вполне возможно надлежащее реформирование государственной собственности и без полной приватизации (что было потом реализовано на практике Китаем, Словенией и Венгрией).

16. Формы разгосударствления

Изначально существовало 2 концепции разгосударствления.

Модель градуализма и модель либеральных шоковых реформ.

Модель градуализма: проявлялась в большей мере в Китае.

1)      Многообразие форм собственности – сохранение обширного государственного сектора и создание новых коммерческих предприятий. Новые коммерческие предприятия создавались, прежде всего, в аграрной сфере и на базе крупных государственных предприятий в виде отдельных цехов.

2)      Привлечение прямых государственных и иностранных инвестиций, создание свободных экономических зон. Происходило внедрение элементов рынка в самых передовых современных формах – в виде различных товарно-фондовых бирж, свободных зон торговли, внедрения схем прямого инвестирования.

3)      Коммерционализация деятельности государственных предприятий. Государственным предприятиям разрешалось свободное ценообразование, расширялись права (возможности) распоряжения прибылью. Давалась возможность установления каналов сбыта (реализации продукции) как внутри страны, так и за рубеж. Происходила более открытая политика и более свободная деятельность предприятия.

4)      Разрешалась частная предпринимательская деятельность. Создавались новые предприятия при использовании наемного труда. Сохранялась достаточно большая доля государственного сектора и постепенно выращивались институты рынка + соответствующая законодательная база и инфраструктура. В дальнейшем формировалась собственность различных форм. Перераспределения прав собственности при сохранении существующих форм собственности.

Либеральная модель приватизации:

1)      Основой либеральной концепции приватизации была быстрая директивная смена форм собственности. Пример: программа в Польше 1991-1994. в течение этого периода была проведена стремительная приватизация. Бы снят запрет на частную предпринимательскую деятельность, сформировано новое законодательство на основе норм хозяйственного права 38-39 гг

2)      Процесс реституции – возврат собственности к бывшим владельцам или их потомкам. В самом радикальном варианте этот процесс проходил в Польше, так же еще в Чехии и Венгрии.

17. Многообразие видов собственности как основа современной рыночной экономики

Рыночная экономика представлена многообразием видов собственности. Только при наличии многообразных видов собственности человеку гарантируется свобода выбора места приложения своих сил и способностей. Государство должно поддерживать все формы собственности, защищать интересы всех субъектов, создавая для них с помощью экономических, административных и юридических рычагов равные условия хозяйствования.

Частная собственность представляет собой индивидуальное владение и распоряжение факторами производства, обеспечивающие её субъекту доход, возможность отчуждения объекта собственности и право его передачи по наследству.

Частная собственность придает необходимую в условиях рыночного хозяйства с его стихийной динамикой устойчивость экономической среды вокруг отдельного субъекта, что приводит к формированию стабильных ожиданий от его действий. Частная собственность обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя.

Частная собственность имеет разновидности:

а) индивидуальная или семейная собственность

б) паевая собственность

в) акционерная собственность

г) собственность общественных организаций

Владелец контролирует объект собственности. Его прерогатива — определять направление и характер использования объекта, распоряжаться им (продавать, дарить, завещать и др.).

Структура форм собственности (соотношение элементов)

1990г. 90% основных производственных фондов находились в госсобственности

1992г. 80% основных фондов госсобственность

1993г. 52% ВВП приходится на негосударственный сектор, 75% мелких предприятий находится в частной собственности, 25% рабочей силы занято в частном секторе

1994г. 62% опф в госсобственности, 58% ВВП приходится на негосударственный сектор, 75 % рабочей силы занято в частном секторе

1999г. 20% ВВП произведено в госсекторе, 80% в частном

Современные тенденции развития собственности:

•        Индивидуализация присвоения- в рамках корпоративных и других крупномасштабных форм собственности каждый становится частичным собственником

•        Обособление хозяйствования- в сельском хоз., напр. Арендные формы хозяйств., в пром.- модульный способ орган. Производства

•        Деперсонификация собственности- распыление присвоения по тысячам акционеров

•        Общественное ограничение целевого использования активов(напр. Сельскохоз назначения

•        Возникновение рекомбинированной собственности)

18. Основные этапы, цели и социально-экономические последствия приватизации в российской экономике. Этапы приватизации

1.Доваучерный («малая» привтизация) (1986-1991 гг.)

Цели:

-Расширение прав собственности без смены форм собственности

-Сохранение увеличения объема гос. Собственности

-Расширение прав трудового коллектива

-Широкое развитие арендных отношений

Итоги:

-добровольность

-постепенность

-многообразие форм

-приоритетные права трудовых коллективов

2. Ваучерный (1991-1994 гг.)

Цели:

-преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа

-первоначальное распределение акций между трудовым коллективом и государством Итоги:

-предприятия реорганизованы в ОАО, ЗАО.

- сформировалась инсайдерская модель приватизации, контрольный пакет акций сосредоточен в руках трудовых коллективов,

– управленческий аппарат.

- расширятся финансовая самостоятельность предприятий, дана возможность самостоятельно разрабатывать и корректировать ассортимент продукции.

- усиление демократических принципов управления, повышение заинтересованности в результатах труда

- собственность была распылена

- административно – управленческие структуры не имели достаточного опыта работы в новых условиях

- переход к системе коммерческого кредитования привел к разрастанию долгов предприятий

- начало 90-х гг. отмечалось резкой инвестиционной активностью с уходом государства от бюджетных прямых методов финансирования, образовался инвестиционный вакуум (средства на предприятия не шли), свободно финансируемые средства обращались в финансово-кредитной сфере, торгово-посреднической и других быстро окупаемых отраслях.

- существование мелких бюджетных ограничений ликвидировало стимулы к эффективной работе

- разрушение (разрыв) налаженных торгово-посреднических связей, находящихся постоянно в ситуации неопределенности и риска.

-промышленная сфера пришла к ситуации стагфляции: рост цен, сокращение объемов выпускаемой продукции, т.е. формируется дефицит на ряд отечественной продукции

- нарастание взаимных неплатежей, натурализация экономики, применение бартерных сделок – формирование нерыночных механизмов, неподдающихся косвенным (финансовым, налоговым) методам регулирования.

- отсутствие рыночной мотивации у управляющей прослойки – стремились сохранить собственность для последующей перепродажи. Получали от государства деньги (кредиты) и пускали на непроизводственную деятельность (вкладывали в активы других предприятий, в том числе за рубеж – перетекание капитала)

- отсутствие финансовой дисциплины и контроля, практически неработающие законы (в том числе законы о банкротстве) + высокая инфляция и быстрое обесценивание…

3. Денежный (1994-1997)

Цели:

- формирование эффективного собственника-инвестора

- пополнение государственного бюджета, ликвидация дефицита

- дальнейшее разгосударствление экономики

- реструктуризация макроэкономической структуры

- формирование аутсайдерской модели приватизации (контрольный пакет акций сосредоточен в руках внешних инвесторов + частично государства), а в руках трудового коллектива – 20-30 % акций. Итоги:

- упор реформ стал делаться на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественный долей государства в них

- продажа, как самих предприятий, так и акций акционированных в ходе приватизации предприятий за деньги

4. Точечный (1998 – 2005 гг.)

Цели:

1)привлечь эффективных инвесторов

2)сократить расходы

3)создание условий для рынка недвижимости

4)дальнейшая защита прав собственников и акционеров

5)распространение мер по социальной защите населения

Итог:

- не сформирован эффективный собственник

- неэффективно работающий фондовый рынок

- высокая концентрация прав собственности (контрольный пакет акций = 25-30% > показателей в зарубежных странах =10-15%)

- тенденции к монополизму

- обширное участие теневого сектора и криминальных структур

- д