Ссылка на архив

Пайщик - социальная основа потребительской кооперации

В современном мире все большее количество людей удовлетворяет свои потребности с помощью кооперативов, предоставляющих населению качественное питание, жилье, охрану здоровья, работу, создающих устойчивую экономику, расширяющих сферу кооперативных услуг. В основе деятельности более 400 тысяч кооперативов, работающих в настоящее время, лежат принципы Международного кооперативного альянса (МКА). В «Декларации о кооперативной идентичности», принятой в 1995 г. в Манчестере, современные кооперативные принципы сформулированы в следующей редакции:

-добровольное и открытое членство;

-демократический контроль со стороны членов кооператива;

-экономическое участие членов кооператива;

-автономия и независимость;

-образование, повышение квалификации и информация;

-сотрудничество между кооперативами;

-забота об обществе.

Один из основополагающих принципов - принцип взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной деятельности, экономической выгоды. Определяется он как принцип экономического участия и существует с момента возникновения кооперативов до настоящего времени. Этот принцип означает, что члены-пайщики в равной степени вносят свой вклад и демократически контролируют капитал своего кооператива, получая вознаграждение в зависимости от экономического участия. В нем одновременно раскрывается два аспекта: инвестирование пайщиками своего кооператива и распределение прибыли.

Сущность данного принципа заложена в определениях кооператива.

М.И. Туган-Барановский подчеркивал: «Под кооперативным предприятием следует пони мать такое хозяйственное предприятие нескольких добровольно соединившихся лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, но увеличение, благодаря общественному ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов или сокращение расходов последних на потребительские нужды».

И.В. Емельянов, исследователь теоретических проблем кооперации, под кооперативом подразумевал такую организацию, которая выполняет «функции удовлетворения хозяйственных нужд и потребностей своих членов, прибыль распределяется выдачей дивиденда на паевой капитал пропорционально про изведенной каждым членом хозяйственной операции».

Яан Макферсон, выступая на Генеральной Ассамблее МКА в 1995 г., отметил, что в центре деятельности кооперативов всегда должны быть интересы их членов в долгосрочной и краткосрочной перспективе, экономические показатели работы кооператива следует соизмерять с качеством удовлетворения потребностей пайщиков. Основным условием успешной работы кооператива в целом является отлаженный механизм экономического участия пайщиков и кооперативных выплат. От членов кооперативов ожидают регулярных инвестиций в их кооперативы, но и они вправе ожидать процентов по своим вкладам, может быть отсроченных, но доходов.

Социальной базой кооператива являются члены-пайщики. Без пайщиков не может быть кооперации, так как они принимают непосредственное участие в хозяйственной деятельности и управлении кооперативом.

Актуальность темы состоит в том, что на данный момент времени потребительская кооперация развивается. Сейчас рассматриваются наиболее выгодные условия для её развития, а так же условия для наиболее полного удовлетворения потребностей пайщиков.


1.Пайщик - социальная и экономическая основа потребительской кооперации

Объявленная Законом цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.

Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе, прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

Потребительский кооператив отличается от кооператива производственного.

Потребительский кооператив - некоммерческая социально ориентированная организация пайщиков, объединившихся для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.

Производственный кооператив - коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности и имеющих целью получение дополнительных материальных выгод от своей трудовой деятельности.

Таким образом, потребительское общество - это кооператив пайщиков, функционирующий в их интересах, а производственный кооператив - это кооператив работников, предоставляющий материальные выгоды своим членам-работникам.

Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики потребительской кооперации, временные. Кооперативы без неработающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую, поддержку имидж социально-ориентированной системы (следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге - рабочие места персонала.

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

Центральная проблема реформирования – создать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики:

· во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов кооператива;

· во-вторых, будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и собранные дикорастущие только своему кооперативу;

· в-третьих, свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность своего кооператива.

Основная ошибка теории и практики кооперативного движения России состоит в том, что под экономическим участием зачастую понимается паевой взнос. После деноминации рубля, и, следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г., такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело к политике освобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в копейки. Вторая сторона ошибочных решений - резкое увеличение размера паевого взноса, что также способствовало уменьшению количества пайщиков. И это существенно подорвало социальную базу кооперации.

Экономическое участие пайщиков требует решения многих проблем: формы экономического участия, размера паевого взноса, формирования паевого капитала (паевого фонда), компенсации на паевой капитал, распределения прибыли, отношений собственности, бонуса (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользования ресурсами кооператива в личных целях, объема ответственности и компетенции, участия в управлении, эффективности деятельности потребительского общества и другие.

Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, в большинстве кооперативов отсутствуют:

· личная мотивация членов;

· совпадение целей пайщиков и кооператива;

· регламентация, то есть четкий порядок учета экономического участия и кооперативных выплат;

· масштаб экономического участия пайщиков, обеспечивающий достижение целей потребительского общества.

В механизме эффективного экономического участия пайщиков главное - форма, размер, четкая регламентация кооперативных выплат, обязательность кооперативных выплат при любых результатах деятельности.

В Программе записано:

· увеличить численность пайщиков за счет вновь кооперированных. Провести до 2000 года сплошную перерегистрацию или перепись пайщиков, разработать программу компьютерного учета информации о пайщиках;

· рекомендовать потребительским обществам ввести единый фиксированный для кооператива паевой взнос с тем, чтобы он был доступным всем слоям населения, но достаточно значимым;

· считать целесообразным реформировать существующую систему потребительской кооперации в направлении отказа от принципов производственных кооперативов и всемерной поддержки потребительских обществ;

· предоставить возможность как можно более широкому кругу пайщиков участвовать в управлении делами потребительского общества;

· активизировать реальный контроль со стороны пайщиков за хозяйственно-финансовой деятельностью;

· усилить внимание к пайщикам, особенно в крупных кооперативах, способствовать их вовлечению в круг интересов потребительского общества;

· обеспечить реальные кооперативные выплаты;

· увеличить объемы и повысить результативность хозяйственной деятельности, что позволит увеличить размер кооперативных выплат;

· систематически работать с пайщиками на кооперативных участках через опорные пункты, магазины, уполномоченных.

· Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации

· Учебная программа (Г.М.Ефремова)

· Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010г.

1.1 Потребительская кооперация - социально ориентированная система

Политические, демографические, социальные, экономические, технологические и экологические изменения во всем мире и в отдельных странах, в том числе в России происходят на фоне разрушения национальных экономических границ, интернационализации и глобализации экономики.

Глобализация несет в себе негативные последствия для человечества, поскольку решает проблемы предпринимателя, но не потребителя. Глобализация с позиций потребителя означает поляризацию богатства и бедности отдельных граждан, города и села, большинства стран; рост безработицы со всеми социальными последствиями, ее сопровождающими, ужесточение нагрузки на экологию, а следовательно, увеличение количества и усиление тяжести природных катаклизмов и катастроф. Глобализация рынков приносит пользу в основном динамично развивающимся и богатым странам, транснациональным компаниям, городам, тонкому слою богатого населения. Понимание негативных для России последствий глобализации породило поиск иных решений, способных обеспечить экономическое развитие общества без серьезных социальных потерь.

При выборе стратегии развития следует учесть историческую тенденцию в предпочтении людей, проявляющуюся во всем мире, жить в общине. Поиск путей развития обеспечил повышенный интерес экономистов, политологов, социологов к кооперации, в первую очередь, к потребительской кооперации как социально ориентированной системе. Кооперация рассматривается как некий третий альтернативный путь развития: не капитализм, не социализм, а социально ориентированная экономика.

Для России любые формы кооперации имеют большое значение, поскольку в менталитете ее народов социальность (общинность) является одной из основных черт. Кооперация - институт малых форм хозяйственной жизни, взаимной поддержки предпринимателей малого бизнеса. Кооперация (производственная, сельскохозяйственная, потребительская) пришла на смену общине именно потому, что она, не нарушая российских традиций и менталитета, способна решать не только экономические, но и социальные задачи.

С появлением потребительской кооперации начинается социализация капиталистического производства. Социальная ориентация присуща и современной рыночной экономике, она будет иметь место и в постиндустриальной экономике. Потребительская кооперация показывает пример и определяет один из путей развития мирового сообщества - социально ориентированная экономика, в какой-то мере олицетворяет черты будущей социально ориентированной экономики.

В настоящее время проявляется тенденция к интеграции всех видов кооперативов, объединение промышленных, сельскохозяйственных, кредитных, медицинских и других кооперативов. Потребительская кооперация занимает в этом процессе лидерство не случайно. Объективные обстоятельства, обусловившие ее приоритетные позиции в интеграционных процессах, следующие:

· потребительская кооперация защищена законом. За последние восемь лет принято три закона, регулирующих деятельность потребительской кооперации, последний - Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Кроме потребительской, свой Закон имеет только сельскохозяйственная кооперация. Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

· потребительская кооперация - наиболее массовая организация, объединяющая в России по состоянию на 1 января 2002 г. 3341 потребительское общество, 75 областных, краевых, республиканских потребсоюзов. Численность пайщиков в Российской потребительской кооперации на 01.01.07г. - 7,5 млн. чел.

· потребительская кооперация - целостная система, и это облегчает решение всех организационных проблем интеграции. Закон устанавливает, что потребительская кооперация есть система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

· потребительская кооперация - наиболее привлекательный вид кооперации для населения, так как позволяет сочетать интересы субъектов экономических отношений - производителей и потребителей, кредиторов и пользователей заемными средствами, сдатчиков сельскохозяйственной продукции и их покупателей, пайщиков и работников, устанавливает приоритет реализации социальной миссии, а Финансово-хозяйственную деятельность осуществляет и придает ей большое значение постольку, поскольку она создает реальную базу для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.

Предприятия любых организационно правовых форм не могут, игнорировать того факта, что существует потребительская кооперация, которая показывает пример заботы об обществе. Социальная ориентация современной экономики обязана этим качеством кооперативному сектору экономики.

В сельской местности, районах с экстремальными условиями проживания (а таких много в России) кооперация (потребительская, сельскохозяйственная, промысловая) создает рабочие места, обеспечивает домашним хозяйствам сбыт продукции, возможность приобретения товаров первой необходимости, несет культуру, информацию. В мелких селах магазины выступают центрами общения населения. И даже если они убыточны, потребительская кооперация России не уходит из таких сел. Для организаций, обслуживающих сельское население, а также население в местах с экстремальными условиями проживания, глобализация означает свертывание внутренних рынков регионов.

Для потребительской кооперации более правильной представляется стратегия сочетания крупномасштабного производства на основе современной техники и технологии, со средними, мелкими мельчайшими предприятиями. В России существуют лавки на дому, выпечка хлеба в мини-пекарнях и даже в крестьянских печах (на договорной основе с потребительской кооперацией) для продажи населению, поощряются народные промыслы. Увеличивается количество малых торговых предприятий, учитывается их пешеходная доступность для сельских жителей.

Роль и историческое предназначение потребительской кооперации видится в сдерживании и смягчении результатов глобализации. Кооперативное движение становится важным элементом государственной политики в социальной сфере. Назначение кооперации способствовать развитию национального рынка и местных рынков регионов.

В экономической литературе традиционным понятием служит региональный рынок. Под ним понимаются общественно-экономические отношения по поводу воспроизводственных процессов, протекающих в конкретном регионе во взаимодействии с внешним миром, другими регионами, дальним и ближним зарубежьем. Предметом исследования регионального рынка потребительских товаров выступает:

· покупательский спрос своего и инорайонного населения;

· предложение со стороны организаций и предприятий своего региона и других;

· цены как регулирующий фактор.

Региональный рынок характеризуется:

· производством и ввозом (ресурсы);

· реализацией и вывозом (использование ресурсов).

Что понимается под внутренним рынком региона применительно к потребительским товарам?

Внутренний рынок региона - это воспроизводственный процесс, локализированный на конкретной территории, без участия внешнего мира. Он характеризуется собственным производством для удовлетворения спроса населения на данной конкретной территории. Строго внутреннего, замкнутого рынка на практике не существует. Правильнее рассматривать его как часть регионального рынка. Тем не менее, его нельзя игнорировать. Проблема сохранения и развития внутреннего (местного) рынка - это проблема сохранения и создания рабочих мест, занятости, формирования денежных доходов населения, бюджета территории, а, следовательно, сохранение самого населения в местах проживания, его жизнеобеспечения. По продовольственным товарам развитие внутреннего (местного) рынка гарантирует продовольственную безопасность.

Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. формулирует в качестве одной из важнейших задач - развитие местных рынков регионов путем увеличения предложения товаров за счет продукции собственного производства, расширения ассортимента, увеличения доли непродовольственных товаров, товаров индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов, повышения качества товаров и услуг; стимулирование спроса (предоставление товарного кредита, продажа товаров пайщикам со скидкой, по сниженным ценам), увеличения покупательной способности населения за счет выручки за сданную сельскохозяйственную продукцию, сырье, непродовольственные изделия индивидуальной трудовой деятельности.

Таким образом, развитие местных рынков регионов осуществляется потребительскими обществами и союзами с двух позиций расширения спроса и роста предложения. И этим потребительская кооперация четко обозначила свою роль и место в социальной экономике государства.

Сила и значимость кооперации в том, что она выступает как модель самоорганизации населения, является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью. Она берет на себя функцию государства - социальную защиту населения.

Социально-экономическая политика потребительской кооперации дифференцирована по субъектам: пайщики, работники, некооперированное население. Развитие системы зависит от того, как она выстраивает свои отношения с этими категориями населения, как соблюдает баланс интересов, обозначает приоритеты.

На данный момент потребительская кооперация практически не отдает приоритета пайщикам. Ее стратегия и социальная миссия обозначены как борьба с бедностью всего сельского населения.

И это правильно тактически, учитывая льготы, предоставляемые государством и органами местного самоуправления (не облагаемые налогом фонд развития, внутрихозяйственные отчисления, заемные средства населения на пополнение оборотных средств и другие), которые рассматриваются как аванс государства под социальную миссию.

В организациях и на предприятиях потребительской кооперации за последние годы получили работу примерно 150 тыс. чел. Только за 2007 г. создано 20 тысяч рабочих мест, а еще 34 тыс. чел. предоставлена сезонная работа и на условиях неполного рабочего дня.

В 2007 г. льготы в разных формах, которые предоставила потребительская кооперация сельскому населению выразились в сумме 849 млн. руб. В 2002 г. - они больше.

Социальная поддержка некооперированного населения оправдывает себя экономически в том случае, если эта часть населения рассматривается как потенциальные пайщики, а расходы, направленные на материальную поддержку, - как затраты на формирование имиджа, продвижение самой организации в общественном сознании. Поэтому сумма льгот населению должна соизмеряться с финансовыми возможностями организации. Экономические расчеты по социальной поддержке сельского населения согласуются с органами местного самоуправления при заключении соглашений. Это должна быть единая программа, предусматривающая компенсацию затрат потребительской кооперации: с одной стороны, меры социальной поддержки населения, с другой, - компенсация затрат на эти меры.

Отношения с работниками ничем не выделяют потребительскую кооперацию среди субъектов рынка. Отличия проявляются во взаимоотношениях с работниками - пайщиками. Если работники являются пайщиками, то экономические отношения меняются, но только благодаря их статусу пайщиков, а не работников. Стратегическая позиция должна быть ориентирована на пайщика.

Отношения с пайщиками. Уставная цель потребительской кооперации - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Пайщик - основной субъект потребительской кооперации, социальная база системы, экономическая опора, главное конкурентное преимущество.

Если любой другой хозяйственник ищет свою нишу на рынке, то у потре6ителъской кооперации она исторически определена, следует только сохранить своего пайщика в качестве покупателя, сдатчика, кредитора. Ни один из других субъектов рынка не имеет такого конкурентного преимущества. Задача - потенциальное конкурентное преимущество превратить в реальное. Этот резерв еще недооценивается. Пайщик воспринимается как субъект, которого надо спонсировать, а не как экономический партнер.

К сожалению, во многих кооперативах думают иначе: разбогатеем, тогда будем вкладывать в пайщика больше средств. При такой психологии есть опасность перерождения кооперации в коммерческую организацию. Не надо пайщику ничего давать просто так, ему надо платить за экономическое партнерство, за то, что он купил товары в кооперативных магазинах, сдал им продукцию своего подворья, дал взаймы свои сбережения для пополнения оборотных средств.

С пайщиком должны быть налажены нормальные взаимовыгодные экономические отношения. Чем больше его экономическое участие в товарообороте, закупках, формировании оборотных средств, тем больше он должен получить в форме кооперативных выплат. И в этом случае каждая организация станет, заинтересована в увеличении численности пайщиков.

Увеличение числа пайщиков, их экономическое и организационное участие способствует развитию кооперации во всех направлениях:

• восстанавливаются принципы и нормы кооперативной демократии;

• растут масштабы оборота розничной торговли за счет покупок пайщиков;

• возрастают объемы закупок сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих от пайщиков, а, следовательно, объемы переработки и производства;

• увеличиваются ресурсы торговли за счет продукции пайщиков, индивидуальной трудовой деятельности, сельского хозяйства, народных промыслов, охоты, рыболовства, звероводства;

• пополняются оборотные средства кооперативных организаций за счет заемных средств пайщиков, паевого фонда в результате вступления новых членов, а также увеличения паевого взноса. Потребительская кооперация, созданная пайщиками и служащая

пайщикам для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться создавать все условия для роста благосостояния своих членов). Сельские жители должны стремиться стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты от экономического сотрудничества с потребительским обществом.

Сохранение и (или) приумножение численности пайщиков должно расцениваться как главный итог реализации социальной миссии и как главный резерв экономического развития кооперативных организаций.

· Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 года

· «Вместе ради будущего (стр. 192-206)»

1.2 Права и обязанности пайщиков по Закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Пайщики потребительского общества наделены Законом «О потребительской кооперации ... » определенными правами и обязанностями.

Пайщики потребительского общества имеют следующие права:

- вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

- участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

- получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;

- приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары и услуги в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет

доходов, получаемых от коммерческой деятельности потребительского общества;

- сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

- быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;

- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

- пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

- получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

- обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;

- обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.

Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пайщики потребительского общества имеют следующие обязанности:

- соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза;

- принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза;

- выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу и др.;

- нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин своих обязанностей перед обществом, установленных Законом РФ «О потребительской кооперации ... » или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Права и обязанности пайщиков могут быть представлены более широко в уставах потребительских обществ.

Реализация прав и обязанностей пайщиков способствует укреплению демократии, повышению эффективности социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской кооперации.

· Л.Е.Теплова «Основы потребительской кооперации» (стр. 85-87)


2. Понятие экономического участия пайщиков и кооперативных выплат

Экономическое развитие потребительской кооперации зависит от финансово-хозяйственной деятельности и реализации социальной миссии.

Резервы финансово-хозяйственной деятельности заключаются в увеличении объемов, расширении видов производств, работ, услуг, оборачиваемости оборотных средств, сокращении издержек обращения, повышении производительности и эффективности труда работников.

Потенциальные возможности экономического развития быстрее превращаются в резервы, если активизируется участие пайщиков в финансово-хозяйственной деятельности организаций. Это означает, что оба направления функционирования - хозяйственное и социальное - должны давать экономический эффект. Поэтому партнерство пайщиков с потребительским обществом обозначается как экономическое.

Под экономическим участием пайщика понимается его участие в формировании первоначального капитала кооператива и по следующем его наращивании; в покупке товаров в магазинах потребительского общества; сдаче продукции, произведенной в личном подворье, промысловой продукции (охоты, рыболовства, сбора дикорастущих ягод, грибов, лекарственных трав), изделий индивидуальной трудовой деятельности (из дерева, меха, лозы, камня и т.д.) своему потребительскому обществу; предоставлении временно свободных денежных средств своему потребительскому обществу и т.д.

Экономическое участие - это постоянное деловое партнерство пайщиков с потребительским обществом, способствующее росту объема деятельности и расширению социальной базы кооператива.

Экономическое партнерство должно стимулироваться. Стимулирование пробуждает экономический интерес к потребительской кооперации со стороны некооперативного населения и способствует расширению делового партнерства пайщиков с потребительским обществом. Это проявляется в следующих результатах:

• увеличении объема экономического участия каждого пайщика;

• росте численности пайщиков, то есть социальной базы системы.

Только достижение этого двуединого результата гарантирует расширенное воспроизводство объемов деятельности и воспроизводство самой системы как кооперативной.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах) в Российской Федерации" материальное стимулирование осуществляется в форме кооперативных выплат. Они определены Законом в размере до 20% от доходов потребительских обществ.

Одна из форм экономического участия пайщиков - покупка товаров в торговых предприятиях своего потребительского общества.

Вознаграждение пайщиков-покупателей осуществляется в виде торговых скидок (бонуса) со стоимости купленных товаров.

Вторая по значимости форма экономического участия - продажа пайщиками своему потребительскому обществу продукции и сырья личных подворий, продукции промысловой деятельности, непродовольственных изделий собственного изготовления.

Вознаграждение пайщиков складывается из надбавок к закупочной цене, стоимости транспортных услуг (по доставке продукции), предоставленных со скидкой или бесплатно, авансовых платежей по договору под будущую продукцию, от разницы рыночных и фактических цен на молодняк скота, птицы, реализуемых потребительской кооперацией пайщикам, то есть представляет собой всю сумму льгот пайщикам-сдатчикам.

Третья форма экономического участия - привлечение свободных денежных средств пайщиков на возвратной основе.

Вознаграждение осуществляется в виде доходов от приращения капитала в зависимости от размера полученных процентов. Положительная для пайщиков разность в доходах по процентным ставкам потребительского общества и коммерческих банков может рассматриваться как кооперативная выплата.

Четвертая форма экономического участия пайщиков - образование паевого фонда. Ежегодный прирост паевого фонда отражает экономическое участие пайщиков в формировании оборотных средств. Вознаграждение производится в виде дивидендов. Вся сумма кооперативных выплат во всех видах деятельности слагается из торговых скидок (бонуса), надбавок к закупочной цене и стоимости иных льгот сдатчикам, доходов на заемные средства, дивидендов.

Продажа собственной продукции, предоставление денежных средств в кредит своему кооперативу выгодны пайщикам даже без кооперативных выплат и льгот. Однако и они должны стимулироваться.

Закупочные цены для пайщиков и некооперативного населения должны быть разными, для пайщиков они должны быть выше. Следует дифференцировать и доходы на заемные средства населения. Проценты на заемные средства пайщиков должны быть выше, чем для остального населения.

Потребительское общество имеет возможность дополнительно поощрить пайщиков-сдатчиков и пайщиков-заимодавцев универсальным методом - дать им возможность реализовать полученные от потребительской кооперации доходы от сдачи продукции и дивиденды на заемные средства в магазинах при покупке товаров на льготных условиях.

Скидки (бонус) - основная форма кооперативных выплат. Методике ее расчета посвящен следующий раздел рекомендаций.

Расчет процента и суммы кооперативных выплат в форме скидки со стоимости покупки (товарооборота) пайщика

В Законе РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", ст. 1, отмечено, что "кооперативные выплаты - часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества".

В соответствии со ст. 24 Закона доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности (после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации), направляются в фонды потребительского общества для расчетов с кредиторами и кооперативных выплат.

Размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не может превышать 20% от доходов потребительского общества. Таким образом, кооперативные вып