Ссылка на архив

Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь

Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь

2 Профессионально важные качества социальных работников в условиях становления рыночной экономики

Как известно, существует ряд профессий, где необходимость профессионального отбора очевидна. К числу таких профессий относится и профессия социального работника.

Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать или которые человеку принадлежат изначально.

Выделяют следующие профессионально важные качества:

– Профессиональная компетентность как профессионально важное качество социального работника. Имеется ввиду высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально-значимых проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.

– Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Эти качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам.

– Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.

– Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.

– Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается. Такие свойства присущи людям, обладающим нервно-психической выносливостью.

– Отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других.

Каждое из этих профессионально важных качеств не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложное собрание психологических характеристик. Значимость каждой из них может быть также различной, но все они для профессиональной социальной работы весьма важны. Среди этих качеств есть те, которые развиваются и компенсируются, есть качества, которые могут развиваться, но не могут быть компенсированы. Поэтому при подборе социальных работников все эти характеристики, особенности следует учитывать.

Кроме профессионально важных качеств рассматриваются и качества, недопустимые для социального работника. Это профессиональная некомпетентность, это отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие, брезгливость, неприязнь к больным, злость, зависть, агрессивность, хамство. Недопустимыми качествами для социального работника являются безответственность, отсутствие чувства долга, нечестность, меркантильность, корыстность, стяжательство, карьеризм, использование должностного положения в личных целях, бездуховность, аморальность, несоблюдение основных христианских заповедей. И еще профессионально недопустимые качества - это грубость, неумение разрешать конфликтные ситуации, авторитарность, формализм, болтливость и т.д.

Ряд качеств, касающихся личного здоровья человека, могут мешать социальной работе. Недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость – тоже являются недопустимыми качествами для социального работника. Они являются показателями низкой толерантности к нервно-психическому напряжению. Недопустимые качества практически являются противоположностью профессионально важным качествам.

Профессионально важные качества социального работника связаны с той конкретной ролью, которую он осуществляет, связаны с уровнями его деятельности. Одно дело – социальный работник управленческого уровня, различных органов, комитетов, ассоциаций, и другое дело – социальный работник, который работает с семьей, оказывает медико-социальную, психолого-педагогическую помощь матери и ребенку. Поэтому, когда мы говорим о профессионально важных качествах и о подборе кадров для социальных служб, надо иметь в виду и эту сторону их деятельности.

5 Практическая подготовка социальных работников в зарубежных странах

социальная работа профессиональный супервизорство

Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники: одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях.

Социальный статус профессия «социальный работник» обрела сначала в США, затем в странах Западной Европы. Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Наиболее крупными и известными среди них были Общество организации благотворительности (Лондон, 1896 г.); Нью-Йоркская школа филантропии (1898 г.), ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийского университета; Чикагская школа гражданского права и филантропии (1903 г.), ставшая со временем Школой управления социальным обслуживанием Чикагского университета.

После первой мировой войны количество стран, приступивших к подготовке социальных работников, значительно возросло. В 30-е годы двадцатого столетия первые школы социальной работы были открыты в Бельгии, Норвегии, Чили, Швеции Италии, Испании, Израиле, Ирландии, Индии, Египте и т.д. (69, с. 114).

Учебные заведения того времени не имели еще ни квалифицированных преподавателей, ни методической литературы. Понадобилось несколько лет, чтобы в учебных заведениях были разработаны программы по социальной работе. Дифференциация деятельности социальных работников требовала развития учебных заведений, занимавшихся подготовкой узких специалистов. Развитие сотрудничества между странами Запада ставило на повестку дня унификацию требований, которые предъявлялись к образовательному уровню социальных работников.

Наибольшее число новых учебных заведений за рубежом было открыто в 60-е гг. XX века, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации, занимающиеся социальной работой, начали издаваться профессиональные журналы и специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника. Во многих странах Европы и Америки наряду с проведением государственных социально-политических мероприятий были созданы новые системы социальных служб, расширены возможности оказания помощи детям, создана сеть лечебно-реабилитационных заведений для лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, социальная работа была официально признана в мире как специфическая профессиональная деятельность, сменившая бытовавшее ранее понятие «работник в сфере социального обслуживания».

Ныне в мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, готовящих профессионалов для социальной сферы. Так, только в 20 западноевропейских странах насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако, существует немало и частных учебных заведений. Например, только в Италии и Франции их более 120. В некоторых странах частный характер школ социальной работы обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учебных заведений.

Говоря о зарубежном опыте, специалисты выделяют две основные модели подготовки профессиональных социальных работников: американскую и европейскую.

Американская система обучения социальной работепредставляет собой экспериментальную форму преподавания и обучения, при которой студент получает помощь по созидательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческой природы», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

В настоящее время в США более четырехсот университетов и колледжей предлагают программы, по которым осуществляется подготовка социальных работников. Они выпускают специалистов трех уровней — бакалавров (после четырех лет обучения), магистров (после шести лет обучения) и докторов (после восьми лет обучения). Кроме того, американские колледжи предлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала, используемого в социальной работе.

Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. По мнению исследователей, закат американской модели обучения наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора - профессиональной самодисциплины, приверженности к универсальным проблемам. Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения социальной работе.

Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской. В Великобритании студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы).

Основные модели практического обучения социальных работников классифицированы следующим образом (Ш. Рамон и Р. Сарри):

– Модель личностного роста и развития основана на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения: студент становится как бы «клиентом» супервизора. Обучение в основном индивидуальное и опирается на психологические теории.

– «Ученическая» модель, которую иногда называют «рядом с Нелли» по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов («Нелли»). Данная модель опирается на теории поведения.

– Управленческая модель, при которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики - управление процессом практики. Данная модель опирается на теории управления.

– Модель структурированного обучения, основанная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные (обучение в «команде»). Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Модель опирается на модель обучения взрослых.

Выбор учащимся той или иной модели зависит от его образовательного уровня. Выпускникам средней школы предлагаются четырехгодичные курсы на звание бакалавра, а выпускникам высших учебных заведений — двухгодичные курсы и годичная аспирантура. Что касается тех, кто не закончил высшее учебное заведение, то для них предусмотрены двух- или трехгодичные курсы.

Последние десятилетия в Европе характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Поскольку социальная работа требует от своих представителей определенной опытности в жизненных делах, большинство тех, кто ей обучается, находится в возрасте 25, а 30% — 35 лет и старше. Третью часть учащихся составляют мужчины, хотя в социальной работе Великобритании, как и в других странах мира, преобладают женщины.

Как в американской, так и в европейской моделях, важнейшим условием доступа к подготовке работников социальной сферы является наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявляются на специальном экзамене. Обращает на себя внимание тот факт, что достаточно большое внимание уделяется вопросам общей подготовки, здоровья, физического и психического состояния. Подготовка социальных работников включает вариативную часть, охватывающую основы наук, широкие области знания, общие методики и т.д., и региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу для практики, проведения стажировок, тренингов, решения реальных проблем, деятельности в конкретных ситуациях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, агентствах, институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальной работы.

Система подготовки кадров учитывает то обстоятельство, что в практике большинства стран мира социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:

1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды.

2) социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, группы бывших алкоголиков или наркоманов и т.д.). Часто социальным работникам приходится работать с группировками асоциального и 

clude $_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>