Сравнительный анализ функционального и социального назначения шин
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Ярославский торгово-экономический техникум»
Федеральное агентство по образованию РФ
Курсовая работа
по дисциплине
Товароведение непродовольственных товаров
тема
Сравнительный анализ функционального и социального назначения шин
Выполнила:
студентка гр.3А
Чистякова М.В.
г. Ярославль
2008г.
Содержание
1. Введение
1.1 Из истории шин
1.2 Цели и задачи
2. Основная часть
2.1 Классификация шин
2.2 Конструкция шин
2.3 Маркировка шин
2.4 Эксплуатационные дефекты шин
2.5 Правила хранения шин
2.6 Состояние потребительского рынка шин
3. Практическая часть
3.1 Сравнительная характеристика
Вывод
Используемая литература
1.1 История шины
Со времени изобретения пневматической шины минуло свыше 140 лет. Первым, кто официально зарегистрировал изобретение пневматической шины, был Роберт Уильям Томсон. В 1844 г. в возрасте 22 лет он стал инженером железнодорожного транспорта, имел собственное дело и контору в Лондоне. Именно там и была изобретена пневматическая шина.
В патенте №10990, датированном 10 июня 1846 г., написано: «Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колес экипажей с целью уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым, облегчая движение и уменьшая шум, который они создают при движении». В патенте изложена конструкция изобретения, а также материалы, рекомендуемые для его изготовления.
Шина накладывается на колесо с деревянными спицами, вставленными в деревянный обод, обитый металлическим обручем. Сама шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся шина крепилась на обод болтами. Кожаная покрышка обладала необходимым сопротивлением износу и многократным изгибам, а, зная, что кожа растягивается при намокании и раздувается под действием внутреннего давления, легко понять, почему камеру пришлось усиливать парусиной. Огромным плюсом оказалась и невиданная ранее плавность и бесшумность передвижения. Все это и определило дальнейший путь разработки колёс для транспортных средств. С тех пор конструкция шины постоянно совершенствуется, появляются новые материалы, формы и ноу-хау. Первыми, кто стал использовать пневматические шины на автомобилях, были французы Андре и Эдуард Мишлен, которые уже имели достаточный опыт в производстве велосипедных шин.
В дальнейшем, основные изобретения в области пневматических шин были, прежде всего, связаны с повышением безотказности и долговечности, а также с облегчением монтажа-демонтажа.
В середине 50-х годов 20 века появилась новая разработка в конструкции шин. Основной особенностью новой шины, предложенной фирмой «Мишлен», был жесткий пояс, состоящий из слоев металлокорда. Нити корда располагались радиально от борта до борта. Такие шины получили название радиальных. Результатом испытания новой шины фирмы «Мишлен» явилось увеличение ходимости почти вдвое по сравнению со стандартными (при диагональном расположении нитей корда).
В 60-е годы значительное изменение претерпела такая характеристика конструкции шины, как отношение высоты шины Н к ширине профиля В — H/B. Первые шины в разрезе, представляли собой почти правильный круг, высота которого равнялась ширине. Затем отношение величин Н/В последовательно уменьшалось до 0,7 и даже 0,6 к 1980 г.
Дальнейшее усовершенствование шин идет и в направлении применения более современных материалов, уменьшения содержания резины в каркасе, повышения прочности корда, снижения слойности каркаса, улучшения связи корда с резиной, создания шин с малой высотой и большой шириной профиля, увеличения насыщенности рисунка и применения ребристых и комбинированных рисунков протектора.
Усовершенствование шин направлено также на увеличение срока службы, допускаемых нагрузок, упрощения технологии производства, улучшения ряда технико-экономических показателей шин, увеличения безопасности движения транспортных средств. Пневматическая шина в 70-е годы достигла уровня совершенства, который трудно было представить в 50-е годы. Удовлетворялись потребности автомобилистов в увеличении безопасности езды и снижении расхода топлива. Именно в 70-е годы произошел быстрый переход легкового транспорта на радиальные шины, которые к концу этого десятилетия стали использоваться практически по всему парку, что сопровождалось увеличением срока службы.
1.2 Цели и задачи
Цель: В настоящее время автомобиль глубоко и прочно вошёл в быт человека. Без него невозможно представить современную жизнь. Автомобили используются буквально во всех отраслях промышленности. Стремительно растёт парк легкового автотранспорта. Автомобильным транспортом доставляются товары, до торговых площадей начиная от различных гипермаркетов и заканчивая торговой точкой на «блошином» рынке. От чёткости работы автотранспорта зависит буквально всё: наличие товара в магазине и пассажирские перевозки, наш отдых и досуг, наша защита и безопасность, наше здоровье. Но за свою «жизнь» автомобиль расходует несколько комплектов шин. Следовательно, потребность в шинах по стране – огромна. Поэтому я и взяла этот товар в качестве объекта исследования для своей курсовой работы. Поскольку шину можно полноправно отнести к товарам народного потребления. И если отдельная семья не имеет автомобиля и, кажется ей незачем покупать такой товар, но она всё равно «оплатит» покупку шин - опосредовано. По законам рынка эти затраты всё равно войдут в стоимость товара или услуги. Ну а для огромной и всё растущей армии автолюбителей и частных предпринимателей шина самый обычный товар длительного (а порой и не очень) пользования. На рынке автомобильных шин предложение учитывает любые потребности потенциального потребителя. Присутствуют шины различной ценовой категории: от бюджетных моделей до самых элитных. Предлагаются шины для легкового автотранспорта и для спец.техники. Разных типоразмеров и назначений, разных конструктивных особенностей.
Задачи В своей работе я расскажу о том, когда и кем была произведена первая в мире шина, а так же о её конструкции, классификации, как правильно хранить и ухаживать за шинами, как производится и как выглядит маркировка шин, их дефекты и каким образом предотвратить эти дефекты.
2.1 Классификация шин
I. По назначению шины делятся на:
1. Шины пневматические для легковых автомобилей (ГОСТ 4754), которые применяются на легковых автомобилях, легких грузовых автомобилях, автобусах особо малой вместимости и прицепах к ним.
2. Шины пневматические для грузовых автомобилей (ГОСТ 5513), которые применяются на грузовых автомобилях, прицепах к ним, автобусах и троллейбусах.
3. Шины для грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха (ГОСТ 13298), которые применяются на грузовых полноприводных автомобилях, работающих на мягких грунтах и в условиях бездорожья.
II. По способу герметизации шины могут быть:
1. Камерная — шина, в которой воздушная полость образуется герметизирующей камерой.
2. Бескамерная — шина, в которой герметизирующая полость образуется покрышкой и ободом колеса за счет герметизирующего слоя резины, обладающей повышенной газонепроницаемостью.
III. По типу конструкции (в зависимости от построения каркаса) различают шины
1. Диагональные (в каркасе диагональных шин нити корда каркаса и брекера в смежных слоях перекрещиваются и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона от 45° до 60°).
2. Радиальные (нити корда в каркасе расположены по меридиану под углом, близким к 0°, а в брекерном поясе идут под углом не менее 65°, перекрещиваясь между собой в параллельных слоях. Брекер в основном изготавливается из металлокорда. Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким сопротивлением качению, что в сочетании с уменьшенной массой позволяет сократить расход топлива).
КОНСТРУКЦИЯ ДИАГОНАЛЬНОЙ (а) И РАДИАЛЬНОЙ (б) ШИНЫ:
1 - борта; 2 - бортовая проволока; 3 - каркас; 4 - брекер; 5 - боковина;
6 - протектор.
IV. По типу материала корда:
1. С капроновым кордом;
2. С металлическим каркасом.
V. По конструкции шины бывают:
1. Сплошная – это шина, полностью состоящая из резины. Она не боится проколов, применялась на первых авто.
2. Пневматическая – в герметичной полости находится сжатый воздух, который и обеспечивает эластичность.
3. Безопасная – такая шина тоже защищена от проколов и на ней можно передвигаться даже при отсутствии давления в шине.
VI. По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от номинального отношения высоты профиля шины "Н" к его ширине "В") подразделяют шины:
1. Обычного профиля (Н/В свыше 0,89).
2. Широкопрофильные (Н/В = 0,6-0,9).
3. Низкопрофильные (Н/В = 0,7-0,88).
4. Сверхнизкопрофильные (Н/В не более 0,7).
5. Арочные (Н/В =0,39-0,5).
Шины обычного профиля изготавливаются камерными и бескамерными. Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Эти шины имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля при движении.
Широкопрофильные шины применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля, сократить расход материалов, так как они применяются часто по одной шине, вместо сдвоенных.
Арочные шины выпускаются бескамерными. Они устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной шине, вместо двух обычного профиля. Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на дорогах с твердым покрытием ограничено.
VII. По эксплуатационному назначению шин рисунки протектора
1. Дорожный рисунок — шашки или ребра, разделенные канавками. Шины с дорожным рисунком предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II ,III категорий).
2. Универсальный рисунок — шашки или ребра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по ее краям. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий).
3. Рисунок повышенной проходимости — высокие грунтозацепы, разделенные выемками. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах.
4. Зимний рисунок — это рисунок, где выступы имеют острые кромки, а сами шашки разрезаны на лепестки — ламели. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения.
5. Направленный рисунок — несимметричен относительно радиальной плоскости колеса. Шины с таким рисунком применяются для эксплуатации в условиях бездорожья, мягких грунтах или для мокрых покрытий.
6. Карьерный рисунок — массивные выступы различной конфигурации, разделенные канавками.
7. Асимметричный рисунок — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса.
8. Всесезонный рисунок.
VIII. По климатическому исполнению шины подразделяются на:
1. Шины для умеренного климата, применяемые при температуре не ниже -45°С.
2. Морозостойкие шины, предназначенные для работы в районах с температурой ниже -45°С.
3. Шины для тропического климата, изготовляемые из материалов хорошо выдерживающих влагу и повышенные температуры.
IX. По габаритам шины подразделяются на:
1. Крупногабаритные - с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
2. Среднегабаритные - с шириной профиля от 200 до 350 мм (от 7 до 13 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов);
3. Малогабаритные - с шириной профиля менее 200 мм (менее 7 дюймов).
2.2 Конструкция шины:
На первый взгляд все шины кажутся одинаковыми. Знание конструкции шины позволяет выбрать действительно подходящую модель, поскольку современные технологии серьезно улучшают управляемость, топливную экономичность и снижают износ по сравнению с показателями шин, выпущенных всего несколько лет тому назад.
Каркас - главный силовой элемент шины, который придает ей прочность и гибкость, а также определяет многие эксплуатационные свойства. Представляет собой несколько (обычно четыре) слоев обрезиненного корда: текстильного или сочетания текстильного со стальным.
Брекер - подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности шины между каркасом и протектором.
Протектор - "беговая" часть шины, непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой износостойкой резины, внутренняя часть которой - сплошная полоса, а наружная - рельефная, т.е. покрытая рисунком. Этот рисунок определяет назначение шины и приспособленность ее для работы в тех или иных дорожных условиях.
Боковина - тонкий (1,5-3,0 мм) слой резины на боковых стенках шины. Совместно с каркасом осуществляет несущую функцию, защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги, а также служит для нанесения наружной маркировки шины.
Борт - часть шины, предназначенная для фиксации ее на ободе колеса. Состоит из слоя корда, обернутого вокруг проволочного бортового кольца, и резинового наполнительного шнура. Борта препятствуют растягиванию шины и обеспечивают ее структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха.
Современная шина состоит из различных материалов. Современные шины представляют собой сложную конструкцию, состоящую из слоев, армированных металлическим или текстильным кордом, и протектора, созданного путем компьютерного моделирования. Все это обеспечивает наилучшее сочетание эксплуатационных характеристик для каждого типа шин.
Вывод: Рассмотрев устройство шины можно сделать вывод, что современная шина имеет довольно сложное строение, определяющее её потребительские свойства, надёжность и безопасность.
2.3 Маркировка шин
На боковинах шины содержится вся необходимая информация. Практически все, что нужно знать о шине, нанесено на ее боковую поверхность. Если осмотреть боковину любой шины, то там обязательно обнаружится буквенно-цифровой код, который может выглядеть, например, так: 235/70R16 105H. Каждая буква и цифра заключают в себе важную информацию, позволяющую определить, подходит ли данная шина к определённому автомобилю. В некоторых случаях перед буквенно-цифровым кодом приводятся дополнительные буквы, обозначающие тип автомобиля, для которого предназначена шина. Так, буква "Р" ставится на шинах, предназначенных для легковых (Passenger), а "LT" - малых коммерческих (Light Trucks) автомобилей. Первое число кода, в примере 235 - общая ширина шины в миллиметрах. Второе число, в примере 70 - серия шины, или отношение высоты профиля шины к его ширине. В приведенном выше обозначении высота шины составляет 70% ее ширины. Далее, как правило, следует буква "R", означающая, что шина - радиальная (Radial). Следующее число - 16 - обозначает посадочный диаметр обода, выраженный в дюймах. В данном примере - 16 дюймов. Последние число и буква 105 H отражают эксплуатационные характеристики, на которые рассчитана данная шина, - индекс нагрузки и индекс скорости.
Поэтому шина с обозначением 235/70R16 105H имеет ширину в 235 мм, серию 70, является радиальной, соответствует колесу с диаметром обода 16 дюймов, индекс нагрузки ее равен 105 (нагрузка в 925 кг), а индекс скорости - H (скорость до 210 км/ч). Важно также помнить, что написание обозначения характеристик шин могут несколько отличаться от приведенного выше примера у разных производителей вследствие различных подходов к сертификации.
Кроме вышеперечисленных, существуют другие обозначения, несущие массу полезной информации. Зная эти несложные обозначения, любой автовладелец без труда сможет приобрести и правильно эксплуатировать автошины.
TUBE TYPE - камерная конструкция.
TUBELESS - бескамерная конструкция.
TREADWEAR 380 - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к "базовой шине", для которой он равен 100.
TRACTION А - коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
Е17 - соответствие Европейским стандартам.
DOT - соответствие стандартам США.
M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (всесезонная для Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
PLIES: TREAD - состав слоя протектора,
SIDEWALL - состав слоя боковины.
MAX LOAD - максимальная нагрузка, кг / английские фунты.
MAX PRESSURE - максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
ROTATION - направление вращения.
Left (шина устанавливается на левую сторону автомобиля), Right (шина устанавливается на правую сторону автомобиля), Outside или Side Facing Out (внешняя сторона установки), Inside или Side Facing Inwards (внутренняя сторона установки) - для шин с асимметричным рисунком протектора.
DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.
TWI D - указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.
MADE IN GREAT BRITAIN - страна производитель.
TEMPERATURE A - температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.
Вывод: Таким образом, зная, как выглядит и как наносится маркировка на шины заводами производителями – можно самостоятельно подобрать шины к любому конкретному автомобилю.
2.4 Эксплуатационные дефекты шин
Изображение и описание дефекта | Возможная причина | Профилактика и возможность устранения |
УСКОРЕННЫЙ ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ | ||
Ускоренный износ, равномерный по всей поверхности беговой дорожки, небольшой пробег по километражу. | Специфические условия эксплуатации: 1) быстрая езда по городским и загородным дорогам с большим количеством поворотов, подъемов и спусков; 2) частое затормаживание и ускорение. | 1. Выбор наилучшей трассы; 2. Поменять стиль вождения, перейти на более спокойный, без рывков. |
НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ | ||
Ускоренный неравномерный износ беговой дорожки, малый пробег. | 1) Несносность отдельных осей транспортного средства; 2) Неправильно отцентрированы оси, управление или система торможения; 3) След контакта автомобиля отрегулирован не правильно; 4) Давление в покрышках на одной оси неравномерное (сдвоенное). | 1. Установка параметров подвески и рулевого управления, указанных производителем автомобиля. Контроль сносности отдельных осей, регулирование развала-схождения колес; 2. Правильная регулировка разрегулированных систем транспортного средства. Систематический контроль их или замена; 3. Проверка и доведение до нужного уровня давления в шинах; 4. Использование удлиненных наконечников вентилей, монтируемых внутри между сдвоенными шинами. |
Беговая дорожка быстро и неравномерно изнашивается, получается маленький пробег, чаще всего случается с колесами на передней оси автомобиля. | 1) Увеличены зазоры в посадке колеса. 2) Поломка или плохая работа амортизаторов. | 1. Правильность посадки колеса и работы подвески; 2. Правильная регулировка регулируемых узлов подвески и их своевременная замена и контроль. |
ОДНОСТОРОННЫЙ ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ | ||
Неравномерный и быстрый износ беговой дорожки с одной стороны, проявляется в основном на передней оси автомобиля. | 1) Неправильно отрегулирована геометрия автомобиля (развал-схождение); 2) Присутствуют зазоры в посадке колеса; 3) Изношены или неисправные амортизаторы. | 1. Проверка геометрии моста; 2. Контроль подвески и посадки колеса; 3. Выявление неисправностей транспортного средства, их точная регулировка и даже замена. |
ИЗЛОМ КАРКАСА | ||
Деформирование и расслоение каркаса. | 1) Езда при высоком внутреннем давлении без нагрузки. 2) Перегрузка автомобиля. | 1. Проверка технического состояния автомобиля перед выездом. 2. Систематическая проверка внутреннего давления в шине. 3. Быстрая остановка транспортного средства в случае спускания шины, далее замена или ремонт. |
ИЗЛОМ ПОКРЫШКИ ПО КОРОНЕ | ||
Излом по беговой дорожке в поперечном направлении. | 1) Быстрая деформация брекерного пояса и его мгновенное повреждение под действием переезда через острое препятствие (камень, выбоина, бордюр и д.р.) обычно при повышенной скорости. 2) Увеличенная скорость при повышенном давлении или повышенной нагрузке шины. | 1. Повышенная внимательность при переезде через препятствия на маленькой скорости. 2. Регулировка давления в шине в соответствии с нагрузкой на оси. |
ИЗНОС БЕГОВОЙ ДОРОЖКИ ШИНЫ ВСЛЕДСТВИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ ПОВЫШЕННОМ ВНУТРЕННЕМ ДАВЛЕНИИ | ||
Быстрый, равномерный износ центральной части беговой дорожки шины. | 1) Внутреннее давление в шине постоянно увеличено. 2) Установленная норма внутреннего давления, не соответствует фактическому внутреннему давлению и фактической нагрузкой. Основная часть пробега без нагрузки. | 1. Систематическая проверка внутреннего давления в шинах. 2. Внутреннее давление шин должно соответствовать нагрузке на оси. |