Социально-экономическое содержание предпринимательства и его современные формы
1. Сущность и экономическое содержание предпринимАтельства в рыночной экономике
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства
1.3 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2. Анализ развития малых предприятий в Республике Казахстан
2.1 Проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Отраслевые и территориальные аспекты развития малого бизнеса в РК
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования предпримательства в рК
3.1 Государственная политика в области поддержки
предпринимательства
3.2 Финансово-кредитная инфраструктура поддержки
предпринимательства
3.3 Стратегия развития предпринимательства в преддверии
вступления Казахстана в ВТО
4. Формирование основ экономических и правовых знаний о предпринимательстве у школьников старшего звена
Заключение
Список использованных источников
Введение
В рыночной экономике роль малого и среднего предпринимательства определяется их реальным вкладом в общественное развитие. Малый бизнес сегодня является тем "краеугольным камнем развития" и "локомотивом" всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике, и основой для устойчивого развития экономики любой страны.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что малое и среднее предпринимательство обладает огромным потенциалом в решении экономических и социальных проблем Казахстана. Казахстанские малые предприятия уже сейчас вносят свою лепту в создание новых рабочих мест, в доходную часть бюджета, в стимулирование новаторства и инновационной деятельности, а также в формирование среднего класса собственников, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в Республике Казахстан.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет первостепенное значение.
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных не всегда благоприятных социально-экономических и политических условиях переходного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижение жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.
Полностью реализовать свой потенциал малому бизнесу не позволяет целый ряд проблем, с которыми сталкиваются его представители при осуществлении хозяйственной деятельности. В числе этих проблем – неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности малого предпринимательства, жесткий налоговый прессинг, проблема финансирования, связанная с недостаточностью начального капитала и собственных оборотных средств.
В связи с этим, назрела потребность в углубленном теоретическом исследовании развития малого и среднего бизнеса в Казахстане, а также рассмотрении мирового опыта решения проблем малого и среднего бизнеса.
Особый интерес и актуальность настоящего исследования обусловлены значимостью малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка. Малые и средние предприятия значительно и без существенных капитальных вложений расширяют производство потребительских товаров и услуг, помогают выравниванию условий жизни населения, вовлекают в производство трудовые, материальные и финансовые ресурсы, ускоряют демонополизацию производства, способствуют развитию конкуренции, служат базой формирования массового слоя собственников как основы среднего класса общества, гаранта его стабильности, служат источником ощутимых бюджетных поступлений и устойчивого экономического роста.
В связи с бурным развитием предпринимательства в Казахстане особый интерес и актуальность представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают предприятия малого и среднего бизнеса для того, чтобы осуществить очередной рывок в “борьбе за лидерство”. Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность – выше. Для решения этой задачи предполагается осуществить целый комплекс технических, и организационно-управленческих мероприятий. Их реализация и должна определять весь курс действий в обозримом периоде.
В Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны. (38)
В своём Послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» от 28 февраля 2007 г. Президент выделил 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики одним из которых являются последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса. (34)
Устраняются законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы, ведётся работа по их сокращению, а также исключению необоснованной отчетность малых и средних бизнес-структур перед государством. Совершенствуется процесс создания новых предприятий и компаний. Например, в рамках системы «одного окна» создаются такие условия, чтобы предприниматель мог зарегистрировать фирму в течение двух-трех дней. Нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса “из тени”.
Необходима также реализация справедливой конкурентной среды и равных условий всем экономическим игрокам. Правительство должно провести комплексную ревизию антимонопольного законодательства и создать четкие механизмы выявления фактов ограничения конкуренции и сговора между участниками рынка, предотвращения “скрытой” монополизации базовых отраслей нашей экономики, а также соответствующие рекомендации о применении штрафных санкций.
Цель данной дипломной работы — изучение социально-экономического содержания предпринимательства и его современных форм.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методологические основы формирования и развития малого и среднего бизнеса.
2. Проанализировать современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
3. Выявить проблемы, перспективы развития и пути регулирования предпринимательства в РК.
4. Раскрыть пути формирования основ экономических и правовых знаний о предпринимательстве у школьников старшего звена.
Теоретической и методической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития малого и среднего бизнеса и экономики в целом.
Объектом исследования выступает предпринимательский сектор Казахстана.
Диплом состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников.
1. Сущность и экономическое содержание1.3 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Согласно Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» субъекты частного предпринимательства могут создаваться в любых организационно-правовых формах в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.(18)
Субъекты частной предпринимательской деятельности могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, субъектам среднего предпринимательства, субъектам крупного предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя. Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие:
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции (кроме производства ювелирных изделий из золота, платины, серебра);
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
- деятельность в области аккредитации сертификации, метрологии и управления качеством;
- деятельность по хранению зерна хлебоприемным предприятием;
- банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторская деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. (18)
Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Фирма — это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы.(6, c. 98)
В Казахстане существуют различные социально-экономические формы малого бизнеса, которые функционируют на основе различных типов собственности. К ним можно отнести следующие виды.
Кооперативное предприятие – хозяйственная единица, основанная на добровольном объединении граждан и их имущества для совместного ведения хозяйственной деятельности. В управлении кооперативом имеют равное участие все его члены, а распределение доходов осуществляется согласно величине пая и трудового участия.
Частное предприятие – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками и получают заработную плату по контракту. Все вопросы хозяйственной деятельности такого предприятия решает сам собственник и поэтому и ответственность за результаты производства, за выполнение договорных обязательств несет только он.
Семейное предприятие – предприятие основанное на общей, совместной или долевой собственности родственников, но без юридического оформления внесенного пая. Здесь не требуется обязательное трудовое участие всех. Управление осуществляется единолично, а полученная продукция и доходы присваиваются всеми членами.
Арендное предприятие – предприятие, основанное на договорном и срочном владении собственностью при условии возмездности и возвратности, согласно договору. Специфической особенностью таких предприятий является то, что в нем разделение субъекта собственности и субъекта хозяйствования принимает законченную форму. На стороне собственника сохраняются его права в отношении имущества, а хозяйственник осуществляет управление деятельностью по своему усмотрению, распоряжается, оставшейся после уплаты арендной платы и других налогов, доходом.
Совместное предприятие – хозяйственная единица, основанная на разных формах собственности и созданная путем объединения имущества и денежных средств учредивших ее физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. Управление совместным предприятием осуществляется посредством создаваемого учредителями специального органа. Доходы и ответственность по обязательствам предприятия распределяются в соответствии с внесенным паем.
Товарищество. Таковыми признаются "построенные на основе соглашения и на началах членства объединения предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе и иностранных), имеющие целью осуществление различных видов хозяйственной деятельности для удовлетворения своих и общественных потребностей".
Они строят свою деятельность на основе самофинансирования, широкого использования рыночных отношений. Воздействие государства на деятельность товариществ осуществляется через кредиты, субсидии и субвенции, регулирование цен на некоторые социально значимые виды продукции. А в остальном они обладают полной хозяйственной самостоятельностью в осуществлении своей деятельности.
Малое предприятие - относительно небольшая по численности и по объему хозяйственного оборота производственная единица, характеризующаяся одномерностью структуры производства и управления. Бурное развитие малых предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство, реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости населения. В то же время, малые предприятия прямо или косвенно находятся в сфере притяжения крупных предприятий, поставляя им комплектующие материалы и оказывая определенные услуги (дизайн, консультации и т.д.) и в конце концов, завися от них.
Страховая компания – коммерческая организация банковского типа, занятая мобилизацией денежных средств страхователей и вкладывающая их преимущественно в ценные бумаги (акции и облигации) промышленных и других предприятий.
Инновационная фирма - обычно малые предприятия, деятельность которых связана с наукоемким производством и направлена на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Простота в управлении, способствующая быстрому принятию решений, узкая специализация и концентрация усилий на отдельных проблемах, единомыслие, Присущее небольшому коллективу, выдвинуло эти фирмы в ряд признанных новаторов, дающих подавляющую часть изобретений. Поэтому в высокоразвитых странах эти фирмы пользуются широкой поддержкой государства. Отличительной чертой деятельности инновационных фирм является ее рисковый характер. По данным западных специалистов до 90% новых изделий не приносит коммерческого успеха. Поэтому часто эти фирмы осуществляют свою деятельность под патронатом крупных производственных предприятий.
Таблица 1 Качественные характеристики размера фирмы