Ссылка на архив

Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности

Сухих Екатерина Станиславовна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Кубанский государственный технологический университет

Краснодар 2006

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Проблема развития толерантной позиции личности как жизненной стратегии, дающей возможность успешного построения взаимоотношений, сохранения внутреннего равновесия, обретения гармонии и целостности, актуальна как для психологии, так и для смежных с ней гуманитарных и социальных наук. Нарастание агрессивности на всех уровнях человеческого бытия – войны, терроризм, национальная и религиозная нетерпимость, конкурентно-агрессивный способ поведения – вызвали практическую необходимость исследований по профилактике этих явлений, механизмам противостояния, поэтому в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином и одним из ключевых слов в проблематике мира.

В отечественной психологии проблематика исследований толерантности многообразна. Она изучается как психологический феномен (А.Г. Асмолов, И.Б. Гриншпун, А.А. Реан), рассматривается в связи с личностной обусловленностью общественного сознания (В.А. Лабунская, Т.П.Скрипкина), описанием и диагностикой коммуникативных установок (В.В. Бойко, М.А. Джерелиевская), межэтническим взаимодействием (Г.У.Солдатова), психосемантическими исследованиями этнических стереотипов (О.В. Митина, В.Ф. Петренко), типологией толерантной активности субъекта (З.И. Рябикина, В.Г. Третьяк). Разрабатываются прикладные аспекты формирования толерантного сознания (Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова) и программы по развитию навыков ненасилия и толерантного поведения (В.С. Магун). Толерантность изучается также в контексте проблемы педагогического взаимодействия и взаимоотношений в малых группах (Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, Е.Ю. Клепцова), как основа межкультурной коммуникации (К.П. Краковский).

В зарубежной психологии многие исследования тематически близки проблематике толерантности/интолерантности. Это работы о механизмах и проявлениях агрессии (А. Басс, Л. Берковиц, Х. Хекхаузен), национальной, религиозной и расовой нетерпимости, ксенофобии (М. Боуэн, Т. Адорно, Т. Нельсон), о развитии в онтогенезе кооперации и сотрудничества (Л. Кольберг, Ж. Пиаже и др.), о самоактуализирующейся, зрелой личности и механизмах эмпатии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Эриксон).

Толерантность – явление многоаспектное, многоуровневое, может проявляться в различных формах, поэтому в литературе это понятие в зависимости от контекста наполняется специфическим смыслом. Прослеживаются общие тенденции понимания толерантности как терпимости к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, обеспечивающей сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия.

В настоящей работе толерантность в широком смысле трактуется как обобщенная характеристика диспозиционной системы личности, проявляющаяся в способности личности терпимо и без противодействия воспринимать отличающиеся от ее собственных мнения, образ жизни, поведение и какие-либо иные особенности других людей, если это непосредственно или в видимой перспективе не угрожает ее здоровью и/или жизни. Толерантность предполагает признание за другим человеком права иметь свое представление о происходящем, при этом она не тождественна равнодушию или безразличию, а проявляется в значимой для субъекта ситуации.

Рассматривая толерантность в контексте психологии личности, мы разделяем представление о личности как о динамичной системе смыслов и солидарны с мнением ряда авторов, что личностный смысл, индивидуальное значение является существенной единицей анализа личности (Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, З.И. Рябикина и др.). Предпосылки толерантности могут быть обнаружены среди базовых представлений личности о природе человека, ценностных ориентаций, особенностей локуса контроля, которые в данной работе определяются как диспозиции личности. Прогноз толерантного /интолерантного поведения в тех или иных ситуациях возможен лишь при условии, что исследователю известны не только соответствующие аттитюды личности, но и то, как личность организует познание мира и окружающих, какими категориями-конструктами она пользуется при восприятии и оценивании себя и других людей. Для этого психологами изучаются характеристики когнитивного стиля, особенности познавательной позиции, способы оценки и восприятия информации, субъективная «имплицитная теория личности» и т.д. (В.М. Аллахвердов, Дж. Брунер, Г.Тагиури, Дж. Келли, М.А. Холодная). Проблема описания того или иного фрагмента картины мира субъекта, например, сферы межличностного восприятия и оценивания (социальной перцепции) методически может решаться посредством воссоздания субъективных семантических пространств, т.е. системы категорий-конструктов, их структуры и иерархии с использованием психосемантических методов (Ч. Осгуд, Е.Ю. Артемьева, Е.Л. Доценко, А.А. Лузаков, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, В.П. Серкин, А.Г. Шмелев). Структурно-динамические характеристики семантических пространств могут рассматриваться как показатели социально-перцептивного стиля личности, который выступает в качестве одного из аспектов ее когнитивного стиля. Одновременно он является важной составляющей индивидуального стиля общения (который имеет прямое отношение к проблемам толерантности) наряду с другими его составляющими – интерактивным и коммуникативным стилем (И.П. Шкуратова), при этом он в меньшей степени, чем последние, определяется в наблюдаемом поведении, носит более имплицитный характер. Социально-перцептивный стиль в значительной мере определяет предвосхищение субъектом результатов восприятия, задает особенности когнитивных "гипотез", "схем", используемых им в процессе социальной перцепции. В данной работе социально-перцептивный стиль понимается как один из аспектов когнитивного стиля личности, отражающий индивидуально-своеобразные способы восприятия, категоризации, оценивания субъектом партнеров по общению и себя самого.

Цель исследования – выявление взаимосвязей между характеристиками социально-перцептивного стиля личности и толерантностью ее установок.

Объект исследования – особенности личности, обусловливающие ее толерантность/интолерантность.

Предмет исследования – социально-перцептивный стиль личности как фактор толерантности и его связи с некоторыми диспозиционными особенностями личности – ценностями, локусом контроля, базовыми представления о природе человека.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что в число факторов, обусловливающих толерантность в межличностных отношениях (на уровне установки как готовности действовать определенным образом) входят такие характеристики социально-перцептивного стиля как когнитивная дифференцированность и оценочность. Дополнительная гипотеза: характеристики социально-перцептивного стиля продуктивней рассматривать во взаимодействии с содержательными диспозициями личности (ценностями и т.п.), поскольку именно определенные сочетания (паттерны) социально-перцептивного стиля и диспозиций позволяют лучше понять психологический механизм ожидаемой толерантности личности.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены основные задачи.

Теоретические:

1. Осуществить общий обзор теоретических представлений о толерантности и описать их в терминах личностных диспозиций и когнитивно-стилевых особенностей.

2. Проанализировать экспериментальные факты, имеющие отношение к прогнозу толерантного поведения и выявить те из них, которые связаны с социально-перцептивным стилем личности.

Эмпирические:

3. Определить уровень выраженности толерантных установок обследуемых, используя несколько взаимодополняющих критериев.

4. С помощью метода реконструкции субъективных семантических пространств выявить особенности социально-перцептивного стиля толерантных и интолерантных личностей – степень оценочности (доминирования аффективно-оценочных конструктов восприятия) и когнитивную дифференцированность. Проанализировать эмпирические связи указанных стилевых характеристик с выраженностью толерантных установок обследуемых.

5. Исследовать специфические интраиндивидуальные сочетания личностных диспозиций – ценностных ориентаций, представлений о природе человека, локуса контроля, характерные для толерантных и интолерантных субъектов. Рассмотреть специфику указанных диспозиций личности в связи особенностями ее социально-перцептивного стиля и выявить возможные паттерны (сочетания перцептивного стиля и диспозиций), выступающие факторами толерантности/интолерантности личности.

Методологические и теоретические предпосылки. Общую методологию при написании диссертации составили положения о системной детерминации психических явлений, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн,); представления о субъектном подходе к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, В.И Слободчиков). Учитывались положения экзистенциально-гуманистического подхода, согласно которому истоки толерантности лежат в доверии к позитивной человеческой природе и чувстве единства со всем человеческим родом (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм), положение о смысловой природе взаимодействия личности и окружающего мира (Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев).

В качестве одного из теоретических оснований исследования выступает утверждение о возможности объяснения существенных психологических характеристик личности посредством анализа особенностей организации ее когнитивной сферы, в том числе ее стилевых аспектов (N. Endler, W. Mischel, H. Witkin, D. Goodenough, А.В. Либин, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова). При реконструкции характеристик социально-перцептивной сферы личности использовался психосемантический подход, в котором субъективное значение/смысл трактуется как «след деятельности», интегрирующий функции аффекта и интеллекта (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач была разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие группы методов:

1) теоретический анализ и обобщение литературных данных;

2) для сбора эмпирических данных - а) опросник толерантности ВИКТИ (Г.Л. Бардиер); б) тест-опросник уровня субъективного контроля УСК (В.В. Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд); в) методика изучения ценностных ориентаций (Ш. Шварц); г) методика «Представления о природе человека» (А.А. Лузаков); д) личностный дифференциал (версия Д. Пибоди, А.Г. Шмелев); е) полуструктурированное интервью.

3) для обработки данных – методы анализа и сравнения распределений, корреляционный, факторный и кластерный анализ, реализованные в стандартизированном пакете программ STATISTIСA 5.5A.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с 2002 по 2006г. На первом этапе (2002-2004) был осуществлен теоретический анализ проблемы толерантности с учетом социально-перцептивного стиля. На втором этапе (2004-2005) разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем (2005-2006гг.) проводилась обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.

Эмпирической базой исследования выступали студенты 2-4 курсов социогуманитарных специальностей КубГУ в возрасте от 18 до 24 лет (из них 43 юноши и 59 девушек), а также специалисты помогающих профессий (педагоги, врачи, психологи) в возрасте от 25 до 45 лет (из них 34 мужчины и 31 женщина). Общий объем выборки составил 167 человек.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается анализом отечественных и зарубежных научных работ по проблеме и смежным областям; выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам; апробацией и доработкой применяемых эмпирических методов в пилотажном исследовании; применением принятых в науке методик получения эмпирических данных, общепризнанных методов математико-статистической обработки результатов; соотнесением результатов количественного и качественного анализа; сопоставимостью основных данных эмпирического исследования с результатами других авторов; эмпирическим подтверждением теоретических положений диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что особенности социально-перцептивного стиля личности рассматриваются в качестве предпосылок толерантности/интолерантности личности в сочетании с такими личностными диспозициями как ценности, базовые представления о природе человека, локус контроля.

Разработан и апробирован комплекс методик, позволяющих исследовать и осуществлять диагностику личностных диспозиций и особенностей социально-перцептивного стиля как факторов толерантности.

Установлено, что социально-перцептивный стиль толерантных испытуемых отличается большей когнитивной дифференцированностью (количеством познавательных конструктов, используемых субъектом при восприятии и оценивании людей).

Доказано, что толерантность/интолерантность личности связана со степенью оценочности социально-перцептивного стиля, понимаемой как субъективная значимость аффективно-оценочных конструктов восприятия (приятный – неприятный и т.п.). Обоснована возможность прогноза толерантных установок по показателям оценочности социально-перцептивного стиля (с использованием метода реконструкции личностных семантических пространств).

Определено, что системы конструктов, используемые толерантными и интолерантными личностями, помимо структурных различий, имеют различия в содержании.

Выделены эмпирические типы толерантности («адаптивная» и «конструктивная»), в основе которых лежат различные ценностные ориентации, проанализированы соответствующие им особенности социально-перцептивного стиля личности.

Практическая значимость работы в том, что предложенные схемы интерпретации психодиагностических данных могут быть использованы для объяснения и прогнозирования толерантного поведения личности в профотборе и практике психологического консультирования. В частности, при диагностике и обучении сотрудников, деятельность которых связана с межличностными контактами (продажи, сфера обслуживания и т.д.) и толерантность может рассматриваться как профессионально важное качество. Результаты исследования могут применяться в образовательных программах и консультировании специалистов помогающих профессий (врачи, педагоги, психологи, социальные работники), для которых толерантность является необходимым компонентом профессионального самосознания. На основе полученных данных возможна разработка методических рекомендаций для педагогов и тренеров, реализующих программы формирования установок толерантного сознания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Толерантность/интолерантность коммуникативных установок личности связана с особенностями ее социально-перцептивного стиля – когнитивной дифференцированностью и оценочностью (ролью аффективно-оценочных конструктов в индивидуальной системе социоперцептивных категорий).

2. Социально-перцептивный стиль толерантных субъектов отличается большей когнитивной дифференцированностью, что проявляется в использовании ими большего количества познавательных категорий-конструктов при восприятии партнеров по общению и себя самого.

3. Для субъектов с выраженным оценочным социально-перцептивным стилем (доминированием аффективно-оценочных конструктов восприятия) характерны более низкие показатели толерантности. Оценочность социально-перцептивного стиля может рассматриваться как один из предикторов интолерантности коммуникативных установок.

4. Толерантные личности представлены двумя типами – «адаптивным» и «конструктивным», для которых характерны определенные сочетания социально-перцептивного стиля, ценностных ориентаций и представлений о природе человека. Основу «адаптивной» толерантности составляет стремление личности сохранять позитивные отношения с окружающими, уважать традиции и избегать конфликта. «Конструктивная» толерантность основана на принятии различий и уважении прав и свобод личности, как своей собственной, так и другого человека.

5. Особенности социально-перцептивного стиля продуктивнее рассматривать во взаимодействии с такими диспозициями личности как ценности, локус контроля и представления о природе человека. Эти сочетания образуют целостные диспозиционно-стилевые паттерны, являющиеся факторами толерантности/интолерантности. Толерантные испытуемые характеризуются предпочтением ценностей доброты, универсализма, интернальностью локуса контроля и такими особенностями социально-перцептивного стиля как когнитивная дифференцированность и отсутствие выраженной оценочности. Среди особенностей интолерантных личностей – экстернальность локуса контроля, доминирование ценностей власти, достижений, гедонизма в сочетании с меньшей когнитивной дифференцированностью и выраженной оценочностью социально-перцептивного стиля.

Апробация и внедрение результатов. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология 21 века» (Санкт-Петербург, 2002, 2003), Всероссийских научно-практических конференциях «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2003, 2004, 2005). Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Кубанского государственного университета «Человек, сообщество, управление: взгляд молодого исследователя» (Краснодар,2005, 2006).

Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр и научно-методических семинарах факультета управления Кубанского государственного университета (КубГУ) с 2003 по 2006 г. Теоретические положения и результаты эмпирического исследования нашли применение в построении спецкурса: “Тренинг толерантности» для студентов КубГУ, обучающихся по специальности «Социальная работа».

По теме исследования имеется 9 публикаций автора, в которых отражено основное содержание диссертации, одна из публикаций напечатана в журнале из списка ВАК.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Список литературы включает в себя 151 источник, из них – 20 на английском языке. Текст диссертации содержит таблицы, рисунки и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяется цель исследования, его обьект и предмет, формулируются гипотезы и задачи, указываются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблемы изучения личностных и когнитивно-стилевых характеристик как факторов толерантности» проведен анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению толерантности, и смежных по проблематике работ. В зависимости от контекста рассмотрения – личность, межличностное восприятие и взаимодействие, социальные ситуации, установки массового сознания - толерантность наполняется особым специфическим смыслом. Рассматриваются различные подходы к определению понятий толерантности и толерантного поведения (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцова, М.С. Мириманова, А.А. Реан, Г.У. Солдатова и др.).

Отмечается, что среди личностных особенностей в качестве предпосылок толерантности могут быть рассмотрены просоциальные и антисоциальные мотивы (А. Басс, Л. Берковиц, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен) и личностные черты (Г. Айзенк, Р. Кеттел), черты характера (Б.Г.Ананьев) и установки (А.Г. Шмелев, В.А. Ядов), типы реагирования (Р. Мертон) стратегии и тактики конфликта (К. Томас), специфика коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская) и коммуникативных установок (В.В. Бойко, М.А. Джерелиевская), коммуникативные стратегии (В. Сатир), личностные ценности и уровни морального развития личности (М. Рокич, Л. Кольберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс), типы мироощущения (Б.Ф. Василюк), личностная зрелость (Г. Олпорт) и представление о самоактуализирующейся личности (А. Маслоу), механизмы эмпатии (К. Роджерс).

Различные расстройства личности, невротические особенности, приводящие к проявлениям интолерантности, могут быть рассмотрены с точки зрения организации процессов восприятия и мышления (А. Бек и А. Фримен, Н. МакВильямс, Р. МакМалин, Д. Шапиро).

Исследования авторитарной личности описывают ее как нетерпимую, склонную к предрассудкам (Т. Адорно, Г. Олпорт), а значит, в современных терминах, как интолерантную. Мышление такой личности отличается категоричностью, оно организовано по принципу «или-или», «черное-белое» (B. Altemeyer, M. Roсkeach, S. Fiske, А. А. Лузаков, М.А. Холодная). Согласно экспериментальным данным на склонность к предрассудкам влияют такие когнитивные особенности как низкая потребность в познании (J. Cacioppo & R. Petty) и потребность в структуре и когнитивной завершенности (A. Kruglanski, Z. Kunda).

В экспериментальных исследованиях ряда авторов продемонстрировано влияние когнитивно-стилевых особенностей личности на характер коммуниктивного поведения (J. Adams-Webber, J. Biery, Е.Ю. Артемьева, А.С. Кондратьева, Ф. Франселла и Д. Баннистер, А.Г. Шмелев и В.И. Похилько, А.Л. Южанинова).

Делается вывод, что предпосылки толерантности могут быть найдены не только среди диспозиций, но и среди когнитивно-стилевых особенностей личности. Основной итог главы – выделение существенных когнитивно-стилевых особенностей личности, релевантных проблематике толерантности. Среди них – когнитивная сложность (дифференцированность), открытая познавательная позиция, высокая потребность в познании. Обоснована актуальность рассмотрения взаимодействия диспозиций личности и когнитивных особенностей в качестве факторов толерантности.

Во второй главе «Программа и процедура исследования социально-перцептивного стиля и диспозиционных характеристик личности» излагаются методологические предпосылки и обосновывается понятийный аппарат исследования. Основное внимание уделено описанию методов сбора, обработки и интерпретации эмпирической информации. Представлены основные процедуры и этапы исследования. Выработаны концептуальные подходы к решению поставленных исследовательских задач, обоснована схема и методы эмпирического исследования.

Особенности категоризации, восприятия и оценивания людьми друг друга оказывают влияние на характер коммуникативного поведения субъекта. Межличностное восприятие составляет основу межличностного взаимодействия. Результатом социальной перцепции является субъективный образ партнера или себя самого. Содержательные аспекты субъективного образа (например, его позитивность/негативность) обычно связаны с социальной желательностью, социальными установками. Структурные аспекты дают информацию о стиле оценивания. В данном случае это именно социально-перцептивный стиль, который является лишь одной из сторон индивидуального когнитивного стиля личности. При этом операционализация социально-перцептивного стиля возможна в рамках психосемантического подхода. Данные, получаемые с помощью феноменологических методов, как правило, презентируют нам некоторое «видение» субъектом или группой субъектов какого-либо объекта, явления как фрагмента субъективной, пристрастной и зачастую противоречивой картины мира. Применение психосемантических методов позволяет выявить особенности межличностного восприятия, раскрыть некоторые общие закономерности и с помощью моделей (основанных на использовании многомерного анализа индивидуальных оценочных матриц) реконструировать ту внутреннюю систему, в соответствии с которой осуществляется перцепция, влияющая на поведение субъекта. Эта внутренняя система – «имплицитная теория личности» - представляется в экспериментальной психосемантике в виде многомерных семантических пространств, структурными основаниями которых являются факторы, характеризующие наиболее крупные и значимые оценочные категории. В их терминах субъект оценивает окружающий мир и себя. При реконструкции категориальной структуры сознания личности с помощью факторного анализа матрицы субъективного сходства некоторых объектов, в нашем распоряжении оказывается не только состав факторов (что само по себе важно), но и их «вес» относительно друг друга. Доказано, что чем большую субъективную значимость имеет аспект реальности, проблема, отражаемая данным фактором, тем больший статистический «вес» он имеет в общей объясняемой дисперсии матрицы. Это явление было использовано при построении специальной методики для выявления степени оценочности сознания (А.А. Лузаков). Таким образом, можно различать два типа категориальных структур сознания – более оценочный и менее оценочный. Оценочный тип категориальной структуры говорит о предрасположенности выделять в объекте такие его качества – признаки, которые позволяют субъекту сразу определить однозначное отношение к этому объекту, его оценку.

На основе предположения, что толерантность проявляет себя в категориальной структуре межличностного восприятия и оценивания, нами проведен анализ частных семантических пространств, присущих толерантным и интолерантным респондентам. Для выявления особенностей межличностного восприятия в исследовании был использован вариант личностного дифференциала, предложенный Д. Пибоди и А.Г. Шмелевым. Респонденты оценивали 7 объектов – себя и людей из своего окружения, потенциальных партнеров по общению – актуальных в контексте проблематики толерантности. В качестве объектов оценивания выступили: 1) Я сам(-а); 2) Муж/жена (Возлюбленный/возлюбленная); 3) Друг/подруга; 4) Человек, которого вы жалеете; 5) Счастливый человек; 6) Человек (старше вас), которого вы уважаете; 7) Человек, которого вы презираете. Реконструкция семантических пространств основывается на факторном анализе матриц «объекты оценивания х дескрипторы». Сравнение двух эмпирически полученных семантических пространств осуществляется по следующим характеристикам: по количеству и содержанию выявленных факторов-категорий (познавательных конструктов), по их субъективной иерархии (проценту объясняемой дисперсии), по расположению оцениваемых объектов в пространстве этих факторов. Выделяемые факторы это основания, по которым респонденты дифференцируют людей. Они представляют собой то, что для данной группы людей важно уметь оценить в других людях. Процент объясняемой каждым фактором дисперсии (вес фактора) рассматривался как один из индикаторов субъективной значимости данного конструкта в сознании респондентов.

Наряду с особенностями социально-перцептивного стиля в качестве факторов толерантности в данной работе рассматриваются определенные личностные диспозиции (черты). Под диспозицией понимается предварительно сформированная готовность (установка) к определенному поведению в определенном классе ситуаций. За этой готовностью стоят совокупность отношений личности к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других на себя, к жизни вообще. В рамках психосемантического подхода диспозиции понимаются как субъективные категориальные единицы опыта, личностные конструкты, позволяющие за счет быстрого перебора информативных признаков ситуации выбирать стратегию поведения в ней и одновременно решать задачу поддержания целостности Я (А.Г. Шмелев). Поэтому актуальной задачей является соотнесение специфики личностных семантических пространств с тем, что традиционно исследуется как диспозиции личности. В данной работе в качестве таких диспозиций личности, мы рассматриваем ценности, локус контроля, представления о природе человека как релевантные проблематике толерантности.

В третьей главе «Эмпирическое исследование взаимодействия социально-перцептивного стиля и диспозиций личности как факторов толерантности» представлены анализ, обобщения и интерпретации полученных эмпирических данных и выводы, отражающие взаимодействие социально-перцептивного стиля и диспозиций личности.

По результатам диагностики уровня толерантности (опросник ВИКТИ) на совокупной выборке из 167 человек при помощи t-критерия Стъюдента обнаружены статистически значимые и достоверные различия между мужчинами и женщинами, а также между респондентами двух возрастных групп, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели средних значений уровня толерантности

на выборках респондентов различных полов и возрастных групп

РеспондентыМужчиныЖенщины

Студенты

(18-24 лет)

Работающие (25-45 лет)
Количество человек779010265
Среднее арифметическое45,746,845,346,4
Стандартное отклонение3,293,552,933,2
Значимость различийР = 0,04Р = 0,02

Среднее арифметическое суммарного показателя толерантности, полученного на совокупной выборке - 46, стандартное отклонение 2,9. Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что уровень толерантности у различных групп испытуемых характеризуется средними значениями. Однако в целом показатели уровня толерантности у женщин несколько выше, чем у мужчин. Соответственно, респонденты возрастной группы 25-45 лет демонстрируют несколько более высокий уровень толерантности, чем респонденты возрастной группы 18-24 лет. Это согласуется с данными о том, что толерантность изменяется с возрастом в связи с расширением социоперцептивных эталонов. Кроме того, респонденты 25-45 лет – это преимущественно представители социономических профессий, требующих толерантных установок (педагоги, психологи, врачи, психотерапевты, социальные работники).

По результатам данных теста-опросника толерантности ВИКТИ были выделены контрастные группы испытуемых с максимальными и минимальными показателями, т.е. толерантные (Тв) и интолерантные (Тн). Результаты факторизации (количество факторов-конструктов, название и процент объясняемой ими дисперсии) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Познавательные факторы-конструкты и их субъективная значимость для толерантных и интолерантых респондентов (указан процент объясняемой дисперсии, принятой за 100%)

ТолерантныеИнтолерантные

«дружелюбие, оценка»

40%

«дружелюбие, оценка»

51%

«уверенность, активность»

36%

«уверенность, боевитость»

39%

«упорство, принципиальность»

14%

«упорство, самоконтроль»

6%

«мягкость, легковерность»

8%

-

В названиях факторов нами кратко отражено их обобщенное психологическое содержание. Однако следует помнить, что полученные факторы представляют собой сложные по составу познавательные конструкты-категории, используемые испытуемыми в социальной перцепции. В каждой из двух сравниваемых групп – толерантных и интолерантных – количество, содержание и иерархия по субъективной значимости конструктов-категорий имеет свою специфику.

Анализируя количество полученных факторов и их нагрузку по проценту объясняемой дисперсии, можно сделать вывод, что толерантные субъекты обладают большей когнитивной дифференцированностью, чем интолерантные: четыре фактора против трех. Кроме того, категории различения объектов (партнеров по общению) у толерантных более сбалансированы по субъективной значимости, чем у интолерантных: самый значимый фактор «дружелюбие, оценка» у них не столь сильно отличается от второго фактора по проценту объясняемой дисперсии, а значит, по представленности в сознании. В трехфакторном семантическом пространстве интолерантных первый, основной фактор является более "мощным" по весу, он значительно превосходит все остальные, что свидетельствует о большей «оценочности» социоперцептивной системы этой группы респондентов.

Обнаруженные содержательные характеристики познавательных конструктов, используемых толерантными и интолерантными испытуемыми, свидетельствуют о более развитой социоперцептивной системе толерантных личностей. Так, содержание дескрипторов, образующих сложный конструкт «Дружелюбие, оценка» указывает на то, что толерантные субъекты в первую очередь оценивают партнера с точки зрения его способности открываться навстречу Другому, отдавать, а не получать (щедрый, откровенный, миролюбивый, прощающий). В сравнении с этими качествами, характеристики партнера, значимые для интолерантного субъекта, отражают некую общую оценку, личное отношение к партнеру как к приятному "вообще" (приятный, сотрудничающий, умный). Познавательный конструкт, отражающий активность, уверенность, боевитость партнеров по взаимодействию (аналог в "большой пятерке" черт личности – "Экстраверсия"), у интолерантных субъектов включает качества-признаки, указывающие на возможную угрозу со стороны оцениваемого человека, т.е. восприятие партнера осуществляется в контексте ожидаемого противостояния с ним (боевитый, твердый, критичный, жесткий, недоверчивый). У толерантных субъектов подобная тенденция не отмечается (активный, бесшабашный, смелый, раскрепощенный, уверенный). Психологическое содержание третьего социоперцептивного конструкта, которым оперируют интолерантные субъекты («упорство, самоконтроль»), в целом отличается фиксацией на стилевых, динамических характеристиках партнера (острожный, организованный, спокойный), позволяющих предсказать ситуативную комфортность общения, нежели на сущностных характеристиках его личности. Толерантным субъектам свойственно больше обращать внимание на содержательные черты характера партнера, обеспечивающие не столько ситуативное удобство общения, сколько прогноз долговременного сотрудничества (принципиальный, твердый, независимый).

Помимо реконструкции двух личностных семантических пространств толерантных и интолерантных респондентов, использовался метод построения общего для всей выборки семантического пространства с вычислением в нем координат всех оцениваемых объектов (Я сам(-а), Муж/жена, Друг/подруга, Человек, которого я уважаю, Человек, которого я презираю, Счастливый человек) отдельно по группе толерантных и интолерантных респондентов. Сравнительный анализ размещения объектов толерантными и интолерантными испытуемыми дал допол