Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х
Дипломная работа студента VI курса Лебедева Даниила
Пермский государственный университет
Пермь 2003
Введение
Приобщение России к мировым тенденциям вызвало новый виток интереса к искусству и культуре в нашей стране. В пост-советском искусстве происходит актуализация неоавангардистских течений, появляются новые направления. Эти тенденции находят отражение в провинциальной культуре и в культуре Перми, в частности. Охарактеризовать и проанализировать данные процессы мы и пытаемся в данной работе. В работе речь пойдет о современном искусстве Перми. Сегодня эта тема кажется нам одной из самых актуальных, так как в современном обществе культура становится предметом пристального внимания.
В России за 1990-е годы ХХ века изменилось отношение к искусству и культуре. После распада СССР и появления нового молодого государства стали возможны ранее запрещенные формы художественного творчества. Демократизация и либерализация общества позволила развиваться искусству не только в русле одной принятой государством идеологии. Появилась возможность для развития и поддержки самобытных талантливых авторов со всей страны, деятельность которых стала видна на общероссийском уровне.
Пермь - достаточно крупный российский город. Тенденции, которые начали развиваться в новом государстве, со временем пришли и в Пермь. Несомненно, что в нашем городе проживает достаточно много талантливых людей, связанных с искусством. Новизна и неизученность обусловлена отсутствием монографий по данной теме. Это увеличивает ценность нашего исследования, речь в котором пойдет о культурных процессах, талантливых деятелях искусства и культуры Перми.
Наше исследование находится на пересечении двух дисциплин - искусствоведения и истории, но в большей мере мы обращаемся к историческому анализу культурных процессов. Работа носит исторический характер, так как явления художественной жизни Перми рассмотрены в контексте культурных явлений и тенденций происходящих в духовной жизни российского общества.
Цель исследования - исторический анализ основных тенденций развития пермского искусства 1990-х годов в контексте социально-культурных процессов пост-советского общества.
Предмет нашего исследования - явления пермской культурной жизни последнего десятилетия ХХ века на фоне общероссийского культурного контекста.
Объект нашего исследования - показать синхронность развития пермского искусства и провинции в целом с общероссийскими тенденциями культуры и постмодернизма.
В первой части исследования мы рассматриваем основные тенденции в русском искусстве последнего десятилетия ХХ века, их взаимосвязь с изменениями, происходящими на Западе. Вторая часть посвящена исследованию современного пермского искусства и повлиявших на него российских тенденций. В третьей части мы характеризуем взаимодействие пермского искусства с государственными и коммерческими структурами.
Задачи первой главы:
1. Охарактеризовать социально-исторические условия существования и развития современного российского искусства.
2. Представить основные направления и течения в русском искусстве на рубеже ХХ-ХХI веков, акцентируя внимание на постмодернистских тенденциях.
3. Обозначить западный культурно-исторический контекст, влияние зарубежного искусства в последние десятилетия ХХ века на развитие пост-советской культуры.
4. Охарактеризовать проблему взаимодействия центра (столицы) и периферии в контексте происходящих в российской политике и экономике изменений.
Задачи второй главы:
1. Охарактеризовать социальные, материальные условия бытования провинциальной культуры в 90-х годах ХХ века.
2. Показать, как провинция включается в мировой культурный процесс, как новые технологии входят в ее культурную жизнь.
3. Определить специфику существования и развития искусства в провинции.
4. Проанализировать художественную жизнь Перми 1990-х годов.
5. Обозначить спектр художественных течений Перми и формы их бытования.
Задачи третьей главы:
1. Обозначить проблему рецепции произведений современного искусства в провинциальном городе и влияния потребностей зрителя на развитие искусства.
2. Показать взаимодействие пермского искусства и публики, различные формы его актуализации: галереи, выставки, акции и художественные проекты.
3. Охарактеризовать роль пермских областных и городских властей в развитии культуры и искусства.
4. Обозначить механизмы взаимодействия коммерческих структур и деятелей культуры.
5. Проанализировать новые формы актуализации художественных ценностей и перспективы их развития.
Эти задачи, последовательно решаемые в каждой главе, позволят нам охарактеризовать историко-культурные процессы в провинции на рубеже ХХ-ХХI веков. Специфику регионального искусства мы сможем выявить, лишь рассматривая его в контексте русского и - шире - мирового искусства. Поэтому в нашем исследовании мы опирались не только на факты, свидетельствующие о развитии пермского культурного процесса, но и на работы отечественных и зарубежных историков культуры ХХ века и искусствоведов. Ниже мы подробнее рассмотрим историографию вопроса.
Историография данной темы представлена в хронологическом и проблемном аспектах.
Искусство второй половины ХХ века исследовано достаточно полно и разносторонне в ряде работ западных и отечественных авторов. Существуют биографии наиболее ярких деятелей искусства ХХ века, и фундаментальные исследования культурного процесса в целом. Кроме того, есть ряд исследований, касающихся отдельных направлений в искусстве.
Одной из самых значимых нам представляется монография, автором которой является итальянский исследователь Джулио Карло Арган. Его работа "Современное искусство. 1870 - 1970." (М.: "Искусство", 1999) охватывает историю изобразительного искусства и архитектуры Нового и Новейшего времени. Данная работа стала одной из первых подобного рода, переведенных на русский язык. Основная цель автора, по его словам, - объяснить, в какой мере и каким образом изобразительные искусства способствовали возникновению идеологии и культуры современного общества и "непосредственно взяли на себя груз противоречий и кризиса эпохи".1 Автор не разделяет историю искусства и историю политики, экономики, науки, поэтому ведет исследование одновременно в двух планах. В ряде глав, носящих общий характер, представлены важнейшие художественные тенденции, показано, как отражаются в искусстве глобальные культурные проблемы двух последних веков. Подглавки же, посвященные отдельным произведениям и снабженные цветными иллюстрациями, призваны не только подчеркнуть качественные достоинства некоторых произведений, отобранных среди самых значительных, но и дать читателю представление о процессах, в ходе которых крупнейшие художники современности способствовали созданию художественной культуры своего времени.
Первое наиболее полное отечественное исследование искусства и архитектуры ХХ века представлено в монографии В. М. Полевого "Двадцатый век" (М.: "Советский художник", 1989). Подзаголовок "Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира" отражает масштабность проделанной работы. В основу исследования положены три критерия: социально-исторический, национальный и интернациональный, идейно-художественный. Они, по мнению автора, позволяют исследовать искусство двадцатого века во всем его разнообразии и переменчивости. Монография состоит из трех частей, соответствующих трем периодам развития искусства ХХ века. Границы этих периодов определены, по традиции советского искусствоведения, двумя важнейшими событиями в мировой истории - Октябрьской революцией 1917 года и окончанием Великой Отечественной войны и победой над фашизмом в 1945 году. Таким образом, в первой части работы В. М. Полевой рассматривает искусство и архитектуру 1901 - 1917/18 годов, вторая часть охватывает период с 1917/18 по 1945 годы, и последняя, третья, часть представляет искусство и архитектуру 1945 - 1980 годов.
После 1945 года в мировом искусстве произошли грандиозные перемены, и дальнейшие тенденции развития художественной культуры в разных странах определяются, по мнению В. М. Полевого, социально-политической ориентацией - социалистической или капиталистической.2
Так, в социалистических станах преобладающим направлением становится социальный реализм, а в капиталистических - абстракционизм. Автор склонен рассматривать эти два направления в искусстве, как непримиримо противоречащие друг другу: "Право, может показаться, что они появились в разных галактиках и предназначались для бесконечно далеких друг от друга популяций".3
В социалистических странах во второй половине ХХ века развивается социалистический реализм, получивший право монополии в русском искусстве до середины 1980-х годов. Подробному анализу этого направления, основанному на идейно-художественных принципах, посвящена большая часть третьей главы монографии В. М. Полевого. В странах Южной Америки, а также части европейских стран после 1945 г. широко распространился неореализм. В искусстве неореализма преобладали реалистические многофигурные композиции на политические или социальные темы. Произведения неореалистов послевоенного времени, в частности, основоположника этого направления Ренато Гуттузо (1912 - 1987), подчеркнуто злободневны. В то время как представители абстракционизма провозглашали основой своего творчества уход от реальности в чистую эстетическую деятельность. Такая отстраненность и стала, по утверждению В. М. Полевого, одной из причин того, что абстракционизм теряет свою актуальность после 1945 г. и в 60-е замещается "концептуализмом" и "поп-артом". Течения, составившие абстракционизм послевоенных лет, В. М. Полевой находит возможным представить в виде перечня, "поскольку их эстетическая суть мало чем отличается друг от друга".4
Их можно сгруппировать в три главных потока. Первый из них составляют эмоционально-экспрессивные живопись и графика, произведения которых создаются спонтанно (или компонуются как бы спонтанно) и образуют произвольные сочетания пятен и линий:
1. "абстрактный экспрессионизм", или "живопись действия" (существовал в 40-е годы в США), его представители Дж. Поллок (1912 - 1956), В. де Кунинг (род. 1904), "ташизм", "лирическая абстракция", "информальное искусство";
2. второй поток образует абстракционизм, тяготеющий к некоей загадочности - метафизической или наивной, к колдовской магии, самодеятельному мифотворчеству, брутальной выразительности примитива; это прежде всего представители группы "Кобра" и один из ее основателей К. Аппель (род. 1921);
3. третий поток - технизированное, абстрактно-геометрическое искусство: "конкретное искусство", его наиболее выдающийся представитель - М. Билль (1908-1994).
В 60-х - 80-х годах ХХ века происходит интенсивный поиск новых способов выражения за пределами эстетического. Возникает проблема искусства и неискусства. "Произведения или акции, появляющиеся в ходе этих поисков, - отмечает в своей монографии В. М. Полевой, - предполагают не эстетическое, а иное - физиологическое, развлекательное, обиходно-вещное воздействие, свойственное оптическим иллюзиям, движению механизма, аттракциону, предметам быта или природным телам".5
Так появляется "новое конкретное искусство", из которого возникает искусство пространственных объектов. Главным направлением здесь становится "поп-арт".
В СССР в 60-е годы складываются два параллельных направления. В русле официально признанного социалистического реализма зарождается движение молодых художников так называемый "суровый стиль". Его представители Д. Жилинский, А. Васнецов, Н. Андронов изображали героические сюжеты из производственной жизни советских трудящихся. В это же время "в общем контексте общественного сознания сформировалась немногочисленная группа авангардистов":6
Э. Неизвестный (формотворческая скульптура), О. Рабин (социально-критическая живопись), Ф. Инфантэ (кинетическое искусство). Таким образом, в монографии В. М. Полевого искусство второй половины ХХ века представлено с позиций идейно-художественной значимости. Все художественные процессы рассматриваются как отражение социально-исторических перемен в мире.
В конце 90-х вышла в свет монография Н. С. Степанян "Искусство России ХХ века: Взгляд из 90-х" (М.: "Эксмо - пресс", 1999). В этой работе автор характеризует русское искусство с принципиально иных позиций, чем было принято в советском искусствознании. Н. С. Степанян рассматривает искусство как "портрет Времени и Места",7 то есть представляет его реакцией на социальные и политические изменения в стране. При этом искусствовед считает, что "портретом оно может быть только в совокупности видов и жанров, действуя как система и соприкасаясь с параллельно текущим литературным и театральным процессами, миром музыки и народной творческой активности".8
. Таким образом, Нонна Степанян делает попытку дать объективную картину всех направлений развития русского искусства на протяжении ХХ века.
Такой подход к советскому и мировому искусству демонстрируют не все отечественные исследования, написанные до начала 1990-х годов. Во множестве альбомов, в каталогах всесоюзных и всероссийских выставок работы художников анализируются с позиции соответствия их тематики основным положениям очередного съезда партии.9
В 1990-х годах ситуация существенно изменяется. Издаются переводы работ зарубежных искусствоведов, различные современные словари и энциклопедии. Таков, например, словарь "100 художников ХХ века" (Челябинск, 1999), где в алфавитном порядке представлены краткие биографические сведения о самых выдающихся, по мнению автора, художниках ХХ века. Более подробное описание жизни и творчества отдельных художников представлено во множестве альбомов, вышедших в издательстве "Слово" в середине 1990-х.
В настоящее время выпущены красочные энциклопедии по современному искусству Запада и России такие как: "Популярная художественная энциклопедия",,10
"Современный словарь-справочник по искусству"11 и др.
В Интернете опубликованы словари и энциклопедические издания, по современному искусству для пользователей со всего мира: "Арт-азбука",12 географическая карта современного искусства "www.gif.ru".13
Галерею Марата Гельмана 14 можно также считать одним из важных источников, так как на данном интернет-сайте собраны материалы об авторах со всей России, об их работах и художественных проектах, а также выставках современного искусства общероссийского уровня.
Появляются исследования, посвященные отдельным направлениям и течениям в искусстве. Это, прежде всего, работа Е. А. Бобринской "Концептуализм"15 и работа О. В. Холмогоровой "Соц-арт".16
Оба исследования построены по одной схеме - альбом работ выдающихся представителей московского концептуализма и соц-арта с подробным изложением принципов и идей данных направлений. В отечественном искусствоведении это первые монографии, рассказывающие о творчестве художников-нонконформистов 70-80-х годов. От предыдущих работ по русскому искусству их отличает качественно новый подход к анализу представленных произведений. Избегая оценочных суждений относительно эстетических достоинств и недостатков произведений концептуального искусства, Е. А. Бобринская исследует историю этого течения, его теоретические основы и современное состояние в России. В монографии речь идет преимущественно о московском концептуализме, так как именно в Москве он получил свое наиболее полное воплощение.
В других городах Советского Союза и - позже - России концептуализм не был поддержан, считает Е. А. Бобринская.17
Что же касается западного концептуального искусства, то, по словам автора монографии "Концептуализм", "со второй половины 70-х годов он постепенно оттесняется на периферию другими направлениями. На смену концептуализму приходит эпоха постмодернизма, прологом которой он отчасти и был. И, пожалуй, лишь в московском неофициальном искусстве концептуализм не только не переживал кризиса, но и упрочил свои позиции".18
В русском искусстве 1990-х годов концептуализм, воспринимая постмодернистские принципы, органично вливается в новый контекст. В альбоме представлены работы московских концептуалистов, созданные преимущественно в 80-е годы, что дает читателю возможность познакомиться с произведениями концептуального искусства лично, не полагаясь на оценки и мнения критиков.
Другое направление русского "неофициального искусства" 70-80-х годов - соц-арт - развивалось параллельно концептуализму, и многие представители соц-арта являются и художниками-концептуалистами. Соц-арт не имел аналогов на Западе, поскольку основным материалом для художников этого направления служили реалии советской действительности.19
Ироническое переосмысление советской истории в картинах художников соц-арта, использование изобразительных клише советской эпохи в сочетании с другими техниками приближает их к произведениям эпохи постмодернизма.
Говоря об отдельных течениях в современном русском искусстве, нельзя не отметить отдельно работы посвященные постмодернизму в России. Работ посвященных постмодернизму в изобразительном искусстве пока нет. В то же время существует ряд монографий и статей, посвященных развитию постмодернистских тенденций в русской литературе. Прежде всего, это исследование И. Н. Скоропановой "Русская постмодернистская литература" (М.: "Флинта: Наука", 2000), обобщающее весь опыт современной русской литературы, следующей принципам постмодернизма. В своей работе И. Н. Скоропанова выделяет несколько основных типов постмодернистских текстов и предлагает обозначить три этапа развития литературного постмодернизма в России: деконструкция универсального советского мифа в 70-е годы (например, в романе А. Битова "Пушкинский дом"). В 80-90-е происходит ремифологизация - формирование авторских мифов в текстах Т. Толстой, В. Пьецуха, В. Нарбиковой и др. На современном этапе - конец 90-х - начало 2000-х происходит развитие, по мнению автора, культурологического постмодернизма, когда текст заменяет мир (так построен, например роман Г. Галковского "Бесконечный тупик").
Работы В. Курицына "К ситуации постмодернизма" и "Русский литературный постмодернизм" были написаны в период с 1992 по 1997 г.г. - годы работы над ней совпали с бурными дискуссиями о литературном постмодернизме, которые велись и ведутся до сих пор и на страницах газет и журналов и в обществе. Когда Курицын начинал писать, "слово "постмодернизм" мелькало лишь в обиходе специалистов, а когда книга была закончена - оно надоело решительно всем, и употреблять его считается дурным тоном"20 - так считает сам автор работы. Исследования В. Курицина стали своеобразными историческими экскурсами в современную литературную жизнь.
Важно назвать еще одного автора, исследователя и теоретика постмодернизма и его тенденций в литературе. Это Михаил Эпштейн. В своих работах "Постмодерн в России"21 и "Прото-, или Конец постмодернизма"22 автор размышляет о роли литературы и о том, каким образом она существует в контексте постмодернизма.
Нельзя оставить без внимания работы Александра Гениса "Иван Петрович умер",23 "Гипертекст - машина реальности"24 и "Глаз и слово"25
Для исследования постмодернизма и современных тенденций в литературе данные работы стоят для исследователей данной темы на первых местах.
Таким образом, русский литературный постмодернизм сегодня является предметом пристального внимания исследователей. Помимо работ И. Скоропановой, В. Курицина, М. Эпштейна, А. Гениса существует множество статей (в том числе и в учебниках по современной русской литературе26
) о развитии постмодернизма в русской литературе, его становлении, а также современном состоянии этого направления. Но постмодернизм как направление в русском изобразительном искусстве изучен мало. Так одни авторы считают, что собственно постмодернистскими течениями в русском изобразительном искусстве можно считать лишь концептуализм и соц-арт, возникшие еще в 70-х годах ХХ века. 27
Другие же, напротив, убеждены, что концептуализм послужил основой для новых постмодернистских течений в современном искусстве России. И постмодернизм - это иное направление, отличное от концептуализма и соц-арта. 28
Исследования по региональной культуре стали появляться лишь в конце 1990-х годов. Количество и качество их на сегодняшний день ограничено. Так, исследовательские статьи о пермской культуре последних десятилетий ХХ века представлены в сборниках "В поисках истины: интеллигенция провинции в эпоху общественных потрясений" (Пермь, 1999), "Искусство Перми в культурном пространстве России. Век ХХ." (Пермь, 2000), "Периферийность в культуре ХХ века" (Пермь, 2001) и ежегодных сборниках, выпускаемых кафедрой культурологии Пермского государственного технического университета. В нашей работе использованы некоторые материалы из данных сборников. Данные исследования отличаются от уже названных выше работ по русской культуре тем, что носят разрозненный характер. Целостного исследования, характеризующего современное состояние культуры в Перми, пока нет. Но заметно стремление пермских исследователей к самоопределению, поиск отличительных черт пермского искусства, выделяющих его из общего потока.
В своей работе мы использовали работы исследователей пермской культуры 90-х годов, таких как В. Абашев, М. Абашева, В. Раков, О. Власова, А. Жданова и др. Данные исследователи пытаются охарактеризовать современную ситуацию в пермском искусстве в контексте западных и российских тенденций.
В своей работе мы опираемся на следующие источники.
1. В первую очередь, это теоретические (философские) источники. Мы пользуемся теорией постмодернизма, заявленной в работах таких авторов как: Жан Бодрийяр, Умберто Эко, Ролана Барта, Жан-Франсуа Лиотара и др. Кроме того, в данную группу можно отнести отечественные и зарубежные публикации о зарождении постиндустриального общества. Эта теория разрабатывалась в трудах Дениэла Белла, а в последствии О. Тоффлера. Мы также использовали культурологические эссе таких авторов как Борис Парамонов, Михаил Эпштейн, Александр Генис, Дмитрий Пригов, Борис Гройс, Марк Липовецкий, Вячеслав Курицын. Эти авторы выступают не только как исследователи современной культуры, но и как теоретики, публицисты, эссеисты. Поэтому некоторыми работами этих авторов мы пользуемся как источниками. Данные источники дают представление о культурных процессах, происходящих как в мире так и в России. Складывание постиндустриальных отношений на Западе повлекло за собой преобразования в сфере культуры. Сходные процессы намечаются и в России в конце 1980-х - 1990-х годах.
В отличие от публицистических источников, содержащих преимущественно фактический материал, теоретические источники носят обобщающий характер и позволяют систематизировать факты, зафиксированные в прессе 1990-х годов. Кроме того, теоретические источники дают возможность соотнести явления региональной культуры с мировыми тенденциями, определить степень вовлеченности местных деятелей искусства в современный культурный процесс.
2. Вторая группа - различные статьи, опубликованные в местной и центральной прессе и характеризующие развитие художественного процесса в России и в Перми - публицистические источники. Это статьи, опубликованные в таких изданиях, как "Художественный журнал", "Декоративное искусство", "Искусство кино", "Искусствознание", "Новое литературное обозрение", "Знамя", "Иностранная литература". Из местных изданий больше других представлены публикации пермских обозревателей культуры в газетах "Вечерняя Пермь", "Звезда", "Пермские новости", "Местное время", "Губернские вести". Публикации в этих изданиях охватывают период с 1991 по 2002 год и составляют основу нашего исследования. Публицистические источники наглядно демонстрируют изменения, происходившие в искусстве 1990-х годов. Кроме того, они позволяют восстановить хронологическую последовательность событий местной и столичной культурной жизни. Источники этой группы наиболее достоверно отражают различные явления культуры 1990-х годов. В них практически отсутствуют оценочные суждения относительно зафиксированных событий. Это дает право говорить об объективности картины, воссоздаваемой при помощи данных источников. Однако такой объективизм приводит к тому, что явления региональной культуры представлены обособленно. Отсутствие полноценного искусствоведческого анализа в публицистических источниках не позволяет восстановить культурный контекст тех или иных явлений. Эстетическое значение тех или иных произведений, их культурная ценность в этих источниках остается за рамками суждений авторов.
Прежде всего данная ситуация обусловлена спецификой фиксируемых явлений. Искусство, как известно, развивается по своим законам, и определить насколько ценно очередное новое направление современникам очень трудно. С другой стороны, сегодня происходит переоценка ценностей в искусстве и культуре, и подходить к новым явлениям с позиции прежних эстетических критериев не всегда целесообразно. Поэтому публицистика сегодня избегает резких оценок и категоричных суждений о современном искусстве. Хотя и выражается это по-разному в центральной и местной прессе. В отличие от столичных изданий, где искусствоведческий анализ является основой большинства статей о новых явлениях, в местной прессе, как правило, представлены лишь сообщения о факте проведения той или иной выставки. Пермская пресса не нацелена на освещение культурных процессов происходящих в нашем регионе. Большую часть печатного пространства занимает политическая и социальная сфера. Значительно реже публикуются статьи о творчестве отдельных художников, содержащие обычно биографический материал. Вместе с тем, эти источники позволяют обнаружить, что изменились не только формы и направления в искусстве Перми, но изменилось само отношение к искусству. Однако, в последнее время на страницах пермской прессы видны некоторые позитивные изменения.
Среди пермских изданий следует отдельно выделить ряд газет, которые имеют постоянные рубрики, посвященные искусству и культуре - "Новый Компаньон", "Пермский обозреватель", "Вечерняя Пермь", "Российская газета в Перми", "Аргументы и факты-Прикамье". Современным тенденциям в искусстве Перми посвящены работы и материалы наиболее интересных, на наш взгляд, журналистов Ольги Дворяновой ("Пермский обозреватель"), Варвары Кальпиди ("Авто-ТВ"), Юли Балабановой ("Т7"), Сергея Дюкина ("Радио Максимум-Пермь") и др.
Пермский Интернет не достаточно развит по сравнению с российским уровнем, однако существуют публицистические и новостные сайты, среди которых стоит выделить "Рэйд.ру"29 и "Интернет-газета "Пермская"30, которые отводят значительное внимание культурной жизни Пермской области. Среди сетевых журналистов выделяются публицистические материалы по пермскому искусству Ольги Роленгоф на "Рэйд.ру".
3. В третью группу входят визуальные и электронные источники. Это прежде всего картины пермских художников, представленные на выставках в Пермской государственной художественной галерее, Пермском муниципальном выставочном зале, различных частных галереях современного искусства и выставочном центре "Пермская Ярмарка" (с 1999 года). Следует отметить, что характер нашего исследования не предполагает глубокого искусствоведческого анализа данных произведений, поэтому характеризовать их мы будем лишь с точки зрения исторической динамики культурных процессов.
Также в третью группу входят визуальные и электронные источники, которые посвящены современным тенденциям и направлениям в искусстве. Это и каталоги выставок-перформансов, и компакт-диски художественных акций, и персональные электронные ресурсы художников, медиа-художников, нет-артистов (net-artist - сетевой художник). В целом, все они дают самое общее представление для историка о современных тенденциях в мировом, российском и пермском искусстве.
Что касается пермских электронных источников - это, прежде всего, авторские работы в сети Интернет: интернет-портал современного пермского электронного искусства, собранный медиа-художником Сергеем Тетериным. 31
На сайте автором представлены различные художественные акции и проекты, связанные с новыми формами в искусстве: видео- и медиа-артом, которые проходили в Перми за последние 10 лет.
Важными источниками являются интернет-сайты двух фестивалей современного искусства прошедших в Перми: "Фестиваль электронного искусства и медиа-арта"32 и "Машиниста 2003".33
33 На страницах собраны работ пермских электронных художников, российских и зарубежных художников, принимавших участие в фестивалях.
Среди визуальных источников можно выделить компакт-диски, посвященные современному искусству в Перми, выпущенные до и после фестивалей, выставок, перформансов - сборники работ участников фестивалей видео и компьютерного искусства Перми34 2001 и 2002 г.г., компакт диск сборник работ художников фестиваля электронного искусства и медиа-арта35 прошедшего в Перми в 2002 г., компакт диск международного фестиваля "Машиниста 2003".36
Данные источники как нельзя более полно дают представление о молодых авторах живущих в Перми и за ее пределами, имеющих отношение к искусству.
Таким образом, наше исследование основывается на источниках трех групп - публицистика, визуальные и электронные источники и теоретические источники.
Глава I. Основные тенденции в русском искусстве конца XX в.
Последнее десятилетие XX века в России было насыщенным политическими и экономическими событиями, кардинально изменившими ситуацию в стране. Распад Союза в 1991 г. и смена политического курса, переход к рыночным отношениям и явная ориентация на западную модель экономического развития, наконец, ослабление, вплоть до полной отмены, идеологического контроля - все это в начале 90-х годов способствовало тому, что культурная среда стала стремительно изменяться. Либерализация и демократизация страны способствовали развитию и становлению новых тенденций и направлений в отечественном искусстве.
В России рано говорить о возникновении постиндустриального общества, но теме не менее некоторые основные его характеристики можно отнести к культурной ситуации в нашей стране. Поэтому основные приметы постиндустриального общества и его условия развития на Западе мы рассмотрим в первом параграфе данной главы, посмотрим, каким образом его тенденции начинают складываться у нас. Далее мы исследуем черты постмодернистской культуры, актуальные в конце 1990-х. И перейдем к характеристике русского искусства последнего десятилетия ХХ века. В конце первой главы мы рассмотрим проблему взаимодействия в России периферии и центра, и современную расстановку акцентов в этой проблеме.
Решение поставленных задач позволит нам обратиться к основной теме нашего исследования - современное пермское искусство, - обозначив социально-исторический контекст нашей темы.
Теперь подробнее остановимся на исследовании основных примет постиндустриального общества, складывающегося сегодня в большинстве развитых стран.
Постиндустриальное общество: основные черты.
Термин "постиндустриальное общество" использовал в своих лекциях и статьях Дэниэл Белл (родился в 1919) - американский социолог, профессор Колумбийского (с 1958) и Гарвардского (с 1969) университетов - для того, чтобы подчеркнуть изменения, произошедшие после 1950-х годов в западном обществе индустриального капитализма. Стремясь выразить сущность нового времени, другие ученые предлагали целый ряд определений. "Дж. Лихтхайм говорил о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф - посткапиталистическом, А. Этциони - постмодернистском, К. Боулдинг - постцивилизационном и т. д." 37. Первоначально (в конце 50-х г. XX в.) постиндустриальное общество рассматривалось американскими учеными в рационалистических понятиях. Основными приметами постиндустриального общества признавались линейный прогресс, экономический рост, повышение благосостояния и технизация труда. Вследствие этого предполагалось сокращение рабочего времени и увеличение свободного. 38
С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые (А. Турен, 1968 - 1969 годы, Д. Белл, 1971-1973 годы) 39 выделяют такие его черты: массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественный рост объема научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в экономике сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле ВНП и числу занятых, а также заметное изменение социальной структуры. 40 Это значит, что общество по-новому смогло взглянуть на мир и это дало ему новые возможности для развития. Нельзя не отметить и то, что это было качественным толчком для развития новых форм в искусстве. Это формировало новую модель отношений в искусстве Запада.
В постиндустриальном обществе процесс труда (для части общества), благодаря развитию электронных технологий, превращается в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации. "Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию, считает кандидат экономических наук, руководитель исследовательской программы Российского Независимого Института социальных и национальных проблем В.А. Красильщиков. - И ядром этой революции является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений".41 Такой тип человека он предлагает определить как "богатую индивидуальность", "многомерного человека". В отличие от эпохи индустриального капитализма, когда жизненный путь и круг его общественных связей определялись в первую очередь тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, в постиндустриальном обществе "многомерный человек" реально может выбирать "между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом, а также он может по своему усмотрению строить и те отношения, в которые он вступает с другими людьми".42
Изменение социальной структуры, таким образом, заключается в размывании межклассовых границ, в то же время появляются новые социальные слои, что делает социальную структуру более мозаичной и подвижной. Происходит переход к "более гетерогенному, более дифференцированному обществу, в котором следует ожидать, по словам О. Тоффлера, большего разнообразия идентификаций и группировок".43 Уже сейчас углубляются различия и среди трудящихся, и среди собственников. Но теперь они отделены друг от друга не только и не столько границами частной собственности, сколько различиями в доступе к знаниям, культуре и информации. Таковы принципы взаимоотношений в постиндустриальном обществе, где "знания и информация решающими переменными".44 Постиндустриальное общество формировало постмодернизм в культуре Запада.
Перемены влекли за собой "историческое перераспределение влияния и власти на планете на многих различных уровнях одновременно, вместе с тем происходит рассеяние мировой власти"45. Меняется местоположение центров мировой и культурной жизни, считает Олвин Тоффлер. Данное утверждение иллюстрирует ситуация, сложившаяся в западной культуре 1980-х годов. "Сегодня Мехико в интеллектуальном отношении живет более интенсивной жизнью, чем многие европейские столицы. Он кишит художниками, политическими беженцами, интеллектуалами. Возможно, лучшая в мире художественная литература создается в Южной Америке"46. То есть культуры, ранее занимавшие периферийное положение, выходят на первый план.
Процесс постиндустриализации в конце XX в. охватил собой далеко не все аспекты общественной жизни. Даже в самых развитых странах (США, Япония, Германия, Швеция) общество еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать постиндустриальным, утверждает В. Красильщиков. "До сих пор в этих странах многие миллионы людей заняты простым трудом и подвергаются самой обычной капиталистической эксплуатации. И даже в этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые, есте