Совершенствование управлением системой продаж в страховании физических лиц
В России страхование, как и вся экономическая система, находится в состоянии реформирования. Страхование – это развивающаяся отрасль, опирающаяся на огромный, практически неосвоенный рынок, имеющий в России большое будущее. Основанием для такого прогноза является то, что во многих развитых странах мира страховые компании по своей мощности и размерам концентрируемого в них капитала стоят наравне с банками и являются важной отраслью финансового сектора экономики. Роль страхования в современной экономике обусловлена выполняемой страхованием функцией финансового стабилизатора развития экономики, который, с одной стороны, позволяет субъектам экономики компенсировать ущербы, наступающие вследствие неизбежных (стохастически предопределенных) случайных событий, а с другой стороны, накапливать финансовые ресурсы для инвестирования в народное хозяйство.
Страхование имеет ряд особенностей, отличающих его от других элементов системы финансовых отношений общества.
Во-первых, страховые фонды создаются на основе перераспределения денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Это обстоятельство делает страхование особо восприимчивым к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в фонды страхования.
Во-вторых, страхование основано на предпосылке, что число страховых случаев для страхователей, регулярно выплачивающих взносы в страховой фонд, является случайной величиной, параметры которой могут быть оценены на основе статистических данных. Для страхования характерна замкнутая раскладка ущерба в рамках создаваемого страхового фонда. Средства этого фонда расходуются только для компенсации ущербов его участников. При этом страхователь имеет право на выплату страховки или компенсацию ущерба только при условии наступления страхового случая. Это значит, что страхователь не может требовать обратно свои деньги, выплаченные в виде страховой премии в течение многих лет, даже если страховой случай не возникает.
В-третьих, страхование основано на принципе баланса интересов страховщиков и страхователей. Для соблюдения этого принципа страховые предприятия вынуждены значительное внимание уделять обоснованию размеров платежей, вносимых страхователями и называемых страховыми премиями, размер которых определяется с учетом вероятности наступления ущерба и его характеристик как случайной величины.
Кроме того, предоставление страховой защиты – вид финансовых услуг, которые производят и продают страховые предприятия. Занимаясь этим специфическим производством, страховые компании должны сверять свою деятельность с потребностями клиентов, с требованиями динамично развивающегося рынка.
При выходе российской экономики из состояния депрессии потребность в страховых услугах будет расти вместе с ростом объемов хозяйственной деятельности. Во многих отраслях страхование является необходимой предпосылкой экономического роста, его составной компонентой. Это относится, в частности, к инвестициям в жилищное строительство, которые финансируются ипотечным кредитом и гарантируются в значительной части страхованием жизни заемщика в пользу кредитора. Поэтому более чем скромные объемы российского страхования (в настоящее время по объему страховых премий на душу населения Россия занимает 70-е место из 78 учтенных стран) отнюдь не свидетельствуют об отсутствии у него огромного потенциала развития.
В настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника. Первый – это негосударственный сектор хозяйства с естественной потребностью в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку. Неудовлетворительное финансовое положение большинства предприятий в условиях затянувшегося экономического кризиса и депрессии не способствует массовому спросу с этой стороны. В значительной степени существующий спрос обусловлен обязательностью некоторых видов страхования и использованием таких схем страхования, которые позволяют страхователям уходить от чрезмерно высоких налогов.
Второй источник спроса на страховые услуги связан с приватизацией жилищного фонда, реформой жилищно-коммунального хозяйства, развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения.
Третий источник спроса на страховую защиту – это широкие массы населения. Гарантии, предоставляемые системой государственного социального страхования, стоят значительно ниже планки жизненного уровня. Государство снимает с себя обязанность постоянной опеки над своими гражданами, предоставляя им невиданную ранее свободу действий. В этих условиях неизбежно возрастает потребность в различных формах личного и имущественного страхования, гарантирующих поддержку семьи в трудное для нее время, материальное обеспечение в старости, предоставление качественных медицинских услуг и многое другое.
Факторами, ограничивающими в настоящее время возможности развития российского страхового рынка, являются:
- недостаточная емкость рынка с точки зрения капитала, которой располагают страховые компании, выступающие на стороне производителей страховых услуг;
- невысокая платежеспособность физических и юридических лиц, выступающих на стороне потребителей страховых услуг;
- недостаточная страховая культура населения и самих страховщиков;
- серьезные трудности с обеспечением профессионально подготовленными кадрами, отвечающими современным требованиям ведения страховых операций.
Многие проблемы российского страхового бизнеса возникают из-за низкого качества управления страховыми компаниями, которое не в последнюю очередь результат низкого уровня знаний персонала и лиц, их обучающих, элементов исследования операций.
Всемирная история
Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Еще в рабовладельческом обществе были добровольные соглашения, в которых можно различить черты современного договора страхования. Самые древние правила страхования, дошедшие до нас, изложены в одной их книг Талмуда.
Историю страхования начинают чаще всего с XIII века и связывают с развитием мореплавания в Италии. Уже тогда страхование рассматривалось как финансовая деятельность, направленная на возмещение убытков.
Между тем операции, в которых отдаленно просматривались начала страховой деятельности, появились уже в Шумере (область в Месопотамии — Двуречье, ныне Южный Ирак, где в 4–3 тысячелетии до нашей эры сформировались первые классовые государства Ур, Урук и Лагаш); тамошним торговцам выдавалась финансовая гарантия или сумма денег (в форме займа или создания общей кассы) для защиты их интересов в случае утраты груза во время перевозки…
Позже, в Вавилоне (древний город в Месопотамии, в ХIХ–XI вв. до н. э. столица Вавилонии), появились особые группы "торговцев-заемщиков", которые специально ссужали своих коллег, решивших "пуститься в долгое путешествие" (именно так называли тогда операции по импорту-экспорту) и не требовали денег назад в случае кражи или утраты товара во время перевозки.
Морская торговля, которая развивалась быстрыми темпами в Средиземноморье, способствовала развитию начальных форм страхования. Эта практика была распространена в Афинах, о чем свидетельствовал в своих работах Демосфен (около 384-322 до н.э.; афинский оратор); торговец, получивший ссуду, возвращал ее только в случае успешного завершения своего предприятия (путешествия), при этом он возвращал на 30% больше денег, чем занимал. Процент — драконовский. Это, конечно, еще не страхование, но общие начала, в том числе и в том, что касается размера ставки, есть.
В античном мире работники, занятые на таких строительствах, как египетские пирамиды, замок Соломона (около 970–931 до н.э.) и пр., организовывали кассы взаимопомощи в пользу тех из своих коллег или их семей, которые получали увечья или погибали в результате несчастного случая.
Во времена Римской Империи представители власти сами становились гарантами от определенных рисков, подписывая особые протоколы с поставщиками и торговцами, которые брали на себя обязательство снабжать легионеров в Испании; возмещение ущерба от потери судов, перевозивших оружие и товары жизнеобеспечения, в случае военных действий или шторма, Для длительных маршрутов по Средиземному морю пользовались и практикой предоставления ссуд: от 50 % и выше от оценочной стоимости груза и судна .
В условиях экономического роста, который наблюдался в конце XII — начале XIII в., Римская католическая церковь, обладавшая практически неограниченным влиянием, не могла оставаться в стороне от растущей практики ссужения деньгами и развития ростовщичества.
В 1234 г. декретом папы Григория IX запрещаются все операции, связанные с ростовщичеством: в соответствии с принципами Священного Писания. Однако, понимая необходимость ссуд и займов для развития экономики, церковь через какое-то время чуть меняет свое решение, разрешая ростовщичество, но с разумными ставками, открыв дорогу для появления теории "разумной ставки": получаемое вознаграждение должно быть пропорционально услуге, оказанной таким образом торговцу, лицу, взявшему в долг, или любому другому хозяйствующему субъекту, с оговоркой, что "нельзя давать деньги в рост ближнему родственнику своему".
Запрещая и ограничивая ростовщичество, церковь могла сильно затруднить развитие морской торговли. Но действия церкви способствовали становлению эффективной системы защиты от риска - появлению страхового договора. После первого решения церкви торговцы-банкиры старались обойти формальный запрет, В книге "Золото и специи" Жан Фавье приводит рассказ генуэзца Бенедетто Захарии; в 1298 г. он продал более 30 тонн тальфийской соли своим соотечественникам. Груз должен был быть доставлен в Брюгге, В том же самом договоре было сказано, что Захария обязуется вновь купить весь груз по его прибытии в порт назначения по цене, оговоренной заранее, но выше, чем цена продажи. Таким образом, между портом отгрузки и назначения Захария рисковал только своим судном. Разница между ценой повторной покупки и продажи является ничем иным, как ценой риска и заменяет процент по ссуде, запрещенный церковью. Через такие схемы торговцы, мореплаватели и заемщики также способствовали рождению страхового договора.
Перевозчики платили торговцам или банкирам "цену риска" - дополнительную сумму денег в зависимости от типа корабля, груза и продолжительности перевозки. "Цена риска" получила название страховой премии (от лат. Ргеmium)
Так родилась профессия страховщика.
В 1559 году сэр Nicholas Bacon, открывая первое заседание английского Парламента правления королевы Елизаветы, сказал: “Пусть каждый умный купец, который отправляется в путешествие, полное опасностей, расстанется с частью денег, дабы иметь другую часть сохранной”.
Страхование как форма взаимопомощи возникло еще на заре человечества. Его прототипом считаются заемные операции древних греков. Еще Демосфен писал о подобной практике в морской торговле древних. Ссуды выдавали для аренды корабля. Затем, в случае успешного плавания, возвращали с процентами, или не возвращали вовсе, если случалось бедствие на море. Процент был установлен настолько высокий, что накопленный капитал можно было использовать для покрытия морских рисков.
Схожи с современными страховыми компаниями были союзы крестьян для взаимного обеспечения на случай пожаров или падежа скота, впервые появившиеся в Исландии в XII веке. Союзы состояли обыкновенно из 20 зажиточных крестьян. В случае несчастья часть убытка оплачивалась материалами и работой, часть - деньгами. Исландские союзы не получили распространения в Европе, где более популярным было морское страхование. Известно, что уже в 1300 году, в Бельгии, практиковались прямые оплаты морских рисков за страховую премию. В следующем веке были установлены страховые тарифы на регулярные плавания из Лондона на континент и обратно. Развивалось страховое законодательство, и уже в документах XV века мы встречаем обстоятельно разработанный свод страхового законодательства того времени. В 1601 году при Парламенте Англии была создана комиссия по разрешению спорных вопросов контрактов морского страхования. В 1680 году в Англии открывается первая в истории компания по страхованию от огня. Страховой бизнес становится популярным и выгодным.
Следующим замечательным шагом развития страхового дела стало появление в Европе в конце XV века обществ взаимного страхования - так называемых огневых товариществ (Brangilden) - уникальность которых как некоммерческих образований была отмечена крупным теоретиком страхования немецким профессором А. Манэсом, писавшим в 1910 г.: “Акционерные общества применяются почти во всех отраслях экономики. Взаимные общества - почти исключительно в страховании”. А с конца XVII века появляются акционерные компании. Первая такая компания - “Голландско-остиндское товарищество” - была основана в 1602 году. Однако, ввиду отсутствия точных научных методов ведения статистики о несчастных случаях, размерах несчастий, смертности и пр., страхование оставалось хоть и прибыльным, но довольно рискованным делом. Только сегодня, когда страховое дело имеет на вооружении современные методы экономического, статистического анализа, детально разработанный свод страхового законодательства, правила страхования, Вы можете смело довериться страховой компании.
Современная история морского страхования связана с Lloyd’s – старейшим в мире специализированным страховщиком в его современном понимании, созданного специального для целей страхования. Совершавшиеся ежедневно в одном из лондонских кафе, упоминания о котором известны с 1688г., сделки по морским торговым перевозкам и их страхованию приняли системный характер. Это и послужило причиной появления практики «подписания» отдельными лицами доли риска, которая и сегодня является основой страховых операций британской Lloyd’s. В 1774г. подписчики Lloyd’s объединились в ассоциацию. В соответствии с законом, принятым британским парламентом в 1871г., она получила официальный статус
История страхования в России
«Учреждение страхования полезно вообще, ибо
спасительное действие оного объемлет всякого
рода собственность, промышленность и торговлю…»
Граф Е.Ф.Канкрин
Министр финансов Российской Империи
январь 1825г.
Начало возникновения в России института страхования относится к концу XVII столетия, когда в 1786 году Императрица Екатерина II повелела Государственному Заемному Банку производить во всех городах страхование каменных домов, состоящих в залоге в этом банке. Подобное страхование распространялось также на фабрики и заводы.
В 1797 году Император Павел I повелел учредить при Государственном Банке особую страховую контору для приема на страх товаров. В 1826 году по инициативе Государственного Совета была создана специальная комиссия, в которую вошли видные общественные деятели России (барон Л.И.Штиглиц, адмирал Н.С.Мордвинов). В результате ее деятельности было создано первое акционерное страховое общество - "Российское страховое от огня общество" с уставным капиталом в 4 млн. рублей, которое с 1827 года стало проводить свои операции по приему на страх от огня строений и другого недвижимого имущества.
Благодаря успешной деятельности Первого Общества в 1835 году появляется новая отрасль страхования - страхование жизни и пожизненных доходов. Эти операции проводило страховое общество "Жизнь".
В этом же году было создано "Второе Российское Страховое от огня Общество" с уставным капиталом в 1,5 млн. рублей.
С учреждением "Российского Транспортного и Страхового Общества" Россия получила первое транспортное страхование, морское и сухопутное, с выдачей ссуд под товары, что способствовало оживлению торговли и придало транспортному делу стабильность. Позднее Общество стало проводить операции и по страхованию от огня.
Страховое Товарищество "Саламандра" занималось страхованием от огня, а затем и операциями транспортного страхования, страхования от несчастных случаев и жизни.
До конца XIX века в России были созданы и другие страховые организации. Среди них "Московское Страховое от огня Общество", "Русское Страховое от огня Общество", "Русский Ллойд", "Варшавское Страховое от огня Общество", "Северное", "Россия", "Заботливость", "Надежда".
Иностранные страховые компании были допущены в Россию только в последнем десятилетии XIX века ("Нью-Йорк", "Эквитебль", "Урбен", "Генеральное Общество") и работали по страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев.
Техническая, юридическая и экономическая науки были с успехом приложены к страховому делу и получили блестящее развитие. Лучшие математики, инженеры, юристы и экономисты работали в правлениях страховых обществ над созданием научных методов страхования. Благодаря их стараниям в России стали появляться первые страховые журналы: "Страховой сборник" (с 1880 г.), "Страховые ведомости" (с 1890 г.), "Страховое обозрение" (с 1899 г.). Организовывались международные конгрессы, выставки и съезды.
Акционерные общества способствовали созданию таких учреждений как "Императорское Российское Пожарное общество", "Общество страховых знаний", которые стали академиями пожарно-страхового дела.
Российские страховые общества играли важную роль в развитии международных экономических отношений путем передачи своих рисков в перестрахование зарубежным обществам и получения от них рисков в перестрахование.
Особенно ярко деятельность страховых обществ проявилась в развитии теории и практики организации страхования жизни. Оно рассматривалось как важное достижение экономической мысли, а потому распространение этой идеи считалось не только желательным, но и необходимым делом.
Первым законодательным актом о страховании был декрет Совета народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 марта 1918 года "Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального". Декрет учредил Совет по делам страхования под председательством Главного Комиссара.
Помимо контрольных функций. Совет должен был проводить "новую страховую политику, которая предусматривала приближение к потребностям беднейших классов населения, устранение вредной для народного хозяйства конкуренции страховых обществ и учреждений, обращение излишков чистой прибыли в казну и, вообще, изыскание новых способов повышения доходов казны от страхового дела".
28 ноября 1918 года декретом СНК "Об организации страхового дела в Российской республике, страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества и организации (акционерные, паевые и взаимные) были ликвидированы, а их имущество объявлено достоянием республики.
Исключение из государственной монополии было сделано лишь для взаимного страхования движимости и товаров кооперативных организаций.
В 1919 году было упразднено страхование жизни, а в 1920 году - государственное имущественное страхование. Им на смену пришла организованная государственная помощь пострадавшим от стихийных бедствий.
В 1921 году начался переход к новой экономической политике (НЭП). Стали налаживаться экономические отношения в форме товарообмена между городом и деревней, стало развиваться денежное и кредитное обращение, что создало предпосылки для восстановления страхования.
Крестьянство было заинтересовано в страховании имущества от огня, а скота - от падежа, то есть в тех видах страхования, которые были широко развиты в дореволюционной России.
6 октября 1921 года был принят декрет СНК "О государственном имущественном страховании", которым предусматривалось "организовать во всех местностях РСФСР... государственное имущественное страхование частных хозяйств от... пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта".
Названным декретом было воссоздано прежнее страхование, расширена его сфера и изменен ряд условий.
Обязательным окладным страхованием на селе с конца 1921 года охватывались строения, скот, посевы. При этом строения от пожаров должны были страховаться везде, а скот от падежа и посевы от градобития - только в тех губерниях, где было соответствующее решение местных органов власти.
В 1921 году были созданы Главное управление государственного страхования в составе Наркомфина и страховые органы на местах.
Органы Госстраха осуществляли свою деятельность на принципах хозяйственного расчета. Государство, выделив Госстраху необходимые средства, никакой ответственности по страховым операциям не несло.
6 июля 1922 года в развитие декрета от 6 октября 1921 года СНК принял постановление, которым предоставил Госстраху право проведения добровольного страхования жизни, страхования от несчастных случаев, угрожающих жизни и здоровью людей и "необнимаемых обязательным социальным страхованием".
Личное страхование начало развиваться только после проведения в стране денежной реформы, обеспечившей устойчивость советских денег. В ходе реформы было введено смешанное страхование жизни, затем - страхование от несчастных случаев (индивидуальное и коллективное), страхование пассажиров.
Развитие и совершенствование государственного страхования на последующих этапах определялось общей экономической политикой СССР. Было введено обязательное страхование имущества кооперативных организаций, включая страхование имущества колхозов. С 1929 года по 1931 год проводилось обязательное страхование в государственной промышленности.
В период Великой Отечественной войны средства государственного страхования использовались на военные нужды.
В послевоенный период пересматриваются правила проведения практически всех видов личного и имущественного страхования в целях улучшения организации страхового дела.
Произведены изменения и в организационных структурах Госстраха. С 1947 года из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах СССР), как самостоятельная хозрасчетная организация. До 1958 года система Госстраха была жестко централизованной, а с 1958 года страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик.
В 1956 году введены новые Правила смешанного страхования жизни.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 года "О государственном обязательном страховании имущества колхозов, введены новые условия обязательного страхования.
В страховании населения все более возрастала роль добровольного страхования. С 1968 года введена безналичная форма уплаты страховых взносов через бухгалтерии предприятий и организаций, что содействовало бурному развитию операций по личному страхованию граждан.
В 60-70-е годы были введены: страхование детей, страхование к бракосочетанию, новые правила страхования домашнего имущества и транспортных средств.
В 1973 году повышено страховое обеспечение по страхованию строений.
В 1986-87 годах появились новые виды страхования для населения и предприятий: комбинированное страхование автотранспорта, багажа и пассажиров (автокомби), страхование школьников и детей от несчастных случаев, страхование по одному договору строений и домашнего имущества, страхование изделий из драгоценных металлов и камней, коллекций, уникальных и антикварных изделий, страхование имущества арендных и фермерских хозяйств, страхование имущества лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
В 1989 году введено добровольное страхование имущества государственных предприятий и организаций, работающих в условиях хозрасчета.
Государственное страхование проводилось на основе законодательства Союза ССР, правил и инструкций, издаваемых Минфином СССР.
Монопольное, в течение длительного времени, положение Госстраха обеспечивало его диктант в данной сфере отношений, что не могло не отражаться на взаимоотношениях с клиентами, порядке и условиях проведения конкретных видов личного и имущественного страхования.
Государственная монополия на страхование была устранена в 1992г. Законом Российской Федерации «О страховании», в последующих редакциях Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».(1) Первые годы становления рыночных отношений в страховой сфере экономики России характеризовались правовым и экономическим нигилизмом многих новых страховщиков, отсутствием реальных механизмов государственного воздействия на этот сектор, крайним недостатком капиталов и иных собственных средств страховщиков для выполнения страховых обязательств.
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» заложил основу для формирования правовой базы страхования и развития рыночных структур в страховой сфере, установил механизм государственного регулирования страховой деятельности, а также определил комплекс прав, обязанностей и функций специального органа, осуществляющего регулирование – страхового надзора, который был создан в феврале 192г. указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства: была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.
Для успешного развития компании необходимо огромное количество различных факторов, но основной из них все-таки – человеческий. Так где же взять квалифицированных специалистов? В высших учебных заведениях страхование, редко где выделено как отдельная специализация. Международный союз страховщиков в России поддерживает только четыре ВУЗа, два в Москве (МГУ, ФА) и два в Санкт-Петербурге. Следовательно, оптимальным вариантом для нас является, так называемое «выращивание» специалистов, агентов внутри компании на базе центра обучения. Следует разработать программу обучения, срок обучения, критерии первичного отбора, провести рекламу в средствах массовой информации. Просчитать насколько это эффективно можно будет только спустя несколько месяцев, после открытия центра обучения, основываясь на статистических данных. Целью данного дипломного проекта является расчет себестоимости и окупаемости центра агентского обучения компании РОСНО, а также доказательство актуальности создания подобного центра обучения. На мой взгляд, наиболее быстро развивающимся и перспективным рынком, в данный момент, является рынок страхования. Следовательно, уже возникает дефицит квалифицированных сотрудников. Центр обучения мы будем создавать при центре агентских продаж. Затраты на обучение, в этом случае, получатся минимальные. Преподавателей можно набрать из давно работающих, опытных агентов.
Аналитическая часть.
О компании
Открытое акционерное общество "Российское страховое народное общество" - РОСНО зарегистрировано в Москве 14.01.92 г. №007.205.
Основные акционеры РОСНО - акционерная финансовая корпорация "Система" и германский концерн Allianz AG.
Сегодня РОСНО является крупнейшей российской универсальной страховой компанией, имеющей лицензии на право осуществления 92 видов добровольного и обязательного страхования.
Полный перечень видов страхования, которые вправе осуществлять РОСНО.
Региональная сеть РОСНО насчитывает более 100 филиалов и территориальных агентств практически во всех регионах России, а также представительство в Казахстане и дочерние компании в Армении и Киргизии.
Клиентами РОСНО являются более 6 млн. человек и свыше 22 тыс. предприятий и организаций.
РОСНО имеет качественную облигаторную перестраховочную защиту принимаемых рисков. Партнеры компании по перестрахованию – Allianz, Hannover Re, SCOR, Munich Re, Swiss Re, крупнейшие российские страховые компании. РОСНО также сотрудничает с брокерскими агентствами корпорации Lloyd's.
РОСНО является участником многих профессиональных и отраслевых объединений, а также членом Международной, Российско-британской, Российско-американской, Российской и Московской торговых палат; размещает свои средства на счетах крупнейших российских и надежных иностранных банков, среди которых: Сбербанк РФ, Внешторгбанк, Deutsche Bank, ABN-Amro, ING Bank.
В течение шести лет аудиторскую проверку РОСНО по международным стандартам осуществляет международная аудиторская компания PriceWaterhouse Coopers. РОСНО проводит политику прозрачности для клиентов, партнеров и акционеров. В компании завершён переход на международные стандарты бухгалтерской и финансовой отчетности.
РОСНО является участником 17 страховых пулов, имеет собственную сеть лечебно-профилактических учреждений.
По итогам национального рейтинга страховых компаний России, проводимого рейтинговым агентством «Эксперт РА», РОСНО второй год по результатам оценки финансового состояния и уровня платежеспособности присваивается наивысший рейтинг А++ "Высокий уровень надежности с позитивными перспективами". РОСНО занимает первое место в рейтинге стратегичности страховых компаний РФ Института экономических стратегий - ИНЭС.
Три года подряд Финансовый пресс-клуб РФ, объединяющий более 100 журналистов, награждает РОСНО «Золотым дипломом» как наиболее информационно открытую страховую компанию России.
РОСНО является победителем в категории «Страховая компания» в исследовании «Марка Доверия 2002», проводимом журналом «Ридерз Дайджест» (5,4 млн. подписчиков в Европе) в 18 европейских странах, включая Россию. Основными критериями оценки были качество, надежность, положительный имидж и понимание нужд потребителя.
РОСНО - лауреат премии "Компания 2002 года" в номинации "Социальные и бизнес услуги" и внесено в реестр надежных партнеров ТПП РФ. РОСНО получило национальную премию «Компания года» уже в третий раз. В 2001 и в 2002 годах РОСНО становилось лауреатом в номинации «Страхование».
РОСНО в ноябре 2002 года присуждена Национальная награда в области создания и продвижения брэндов – Золотой БРЭНД ГОДА/EFFIE 2002.
Страховая деятельность.
Итоги работы 2002г. | Итоги работы за 2003г. | |
Размер оплаченного уставного капитала | 432 млн.руб. | 432 млн.руб. |
Собственные средства | 1435 млрд.руб. (увеличились на 38 % по сравнению с 2001г.) | 1516 млн.руб. |
Страховые резервы | 3500 млн.руб. | 6775 млн.руб. |
Общий объем собранной страховой премии | 11836 млн.руб. | 12800 млн.руб. |
Страховые выплаты | 4335 млн.руб. | 3926 млн.руб. |
Чистая прибыль | 396,3 млн.руб. (увеличилась на 58 % по сравнению с 2001г.) | 401,2 млн.руб. |
Наши реквизиты
115184, г. Москва, Озерковская наб., д.30
ИНН 7702073683
Расчетный счет 40701810600060000003 во ВНЕШТОРГБАНКЕ РФ г. МОСКВЫ
БИК 044525187
Корр. счет 30101810700000000187
код по ОКОНХ 96220 код по ОКПО 13226852
Телефон (095) 232-3333, факс (095) 232-0014.
В 2003году РОСНО, как и в прошлые годы, основное внимание уделяло повышению уровня капитализации компании и обеспечению на этой основе финансовой надежности.
По результатам, подготовленным рейтинговым центром Института экономических стратегий (ИНЭС), РОСНО заняло 1 место в ежегодном рейтинге «50 наиболее стратегичных страховых компаний» и 23 - в рейтинге «100 наиболее стратегичных компаний» за 2003 год.
Третий год РОСНО остается бессменным лидером рейтинга стратегичности страховых компаний ИНЭС. По оценкам экспертов, рейтинговый статус компании самый высокий - ААА, что объясняется несколькими факторами: устойчивым ростом объемов страховых операций, качественной перестраховочной защитой принимаемых рисков, динамичным ростом величины собственных средств. Все это позволяет РОСНО из года в год повышать свою финансовую устойчивость и создавать базу для дальнейшего расширения деятельности. Кроме того, по мнению экспертов ИНЭС, выход компании на рынок дорогих автомобилей по ОС АГО, реорганизация региональной сети, планы по созданию структуры по страхованию жизни дают дополнительные преимущества компании и повышают ее рейтинг стратегичности.
В рейтинге стратегичности российских холдингов и компаний разных сфер бизнеса РОСНО, находясь на 23 месте, занимает наивысшую позицию среди пяти представленных в рейтинге страховых компаний. Присвоенный компании рейтинговый статус АВВ.(2)
Структура активов.
В 2002г. активы компании составили 191,6 млн. долларов. Средства в инвестициях являются основной частью активов страховой компании (50%), представляя собой материальное воплощение страховых резервов и капитала компании. Остальные активы представлены денежными средствами (12%), основными средствами (7%), долей перестраховщиков в резервах (10%) и дебиторской задолженностью (21%).
Финансовое состояние компании: платежеспособность.
Одним из наиболее значимых показателей деятельности страховой компании является ее платежеспособность. Страховые компании России по законодательству обязаны соблюдать нормативное соотношение активов и принятых обязательств по договорам страхования. Фактический размер маржи платежеспособности РОСНО, благодаря успешной деятельности на страховом рынке и корректному расчету обязательств, превышает нормативный размер в 2 раза и составляет 1 408 459 тыс. рублей.
Фактический и нормативный размер маржи платежеспособности | на 01.01.2003 (тыс.руб.) |
Фактический размер маржи платежеспособности Нормативный размер маржи платежеспособности для операций по страхованию жизни для операций по страхованию иному, чем страхование жизни Отклонение фактического размера маржи платежеспособности от нормативного размера | 1.408.459 726.726 14.258 712.468 681.733 |
В октябре 2002г. получено заключение рейтингового агентства «Эксперт РА», в котором сообщается, что ОАО «РОСНО» по результатам оценки финансового состояния и уровня платежеспособности присвоен наивысший рейтинг А++ - «Высокий уровень надежности с позитивными перспективами». Таким образом, Агентство подтвердило оценку, выставленную компании год назад.
Позитивное влияние на выставленный рейтинг оказала инвестиционная политика компании, которая успешно сочетает в своем портфеле высоколиквидные, надежные и доходные инструменты. Ориентируясь на банковские депозиты в качестве основного инструмента, компания активно работает на рынке корпоративных ценных бумаг.
Важнейшим фактором стабильности является структура акционеров компании. Основными владельцами РОСНО являются АФК «Система» и ведущий немецкий страховщик Allianz AG, имеющий наивысшие международные рейтинги надежности. «Росно» - надежная страховая компания России. В октябре 2003 года компании исполнилось двенадцать лет. За эти годы более 6 млн. граждан и 20 тыс. организаций стали клиентами ОАО «Росно». Уставной капитал РОСНО – 432 млн. рублей, собственные средства – 1 млрд. 39 млн. рублей. Компания входит в первую пятерку крупнейших компаний по страхованию жизни, имущества и ответственности. РОСНО универсальная компания, имеет 89 видов страхования. Клиентами компании являются крупнейшие компании и частные лица. Структурные подразделения и представительства для урегулирования претензий по ОС АГО находятся во всех субъектах Российской Федерации. РОСНО одна из наиболее динамично развивающихся страховых компаний на российском рынке. Общий объем собранной за 2001 год страховой премии составил 16 млрд. 678 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2000 годом более чем в 2 раза. Компания постоянно разрабатывает и вводит в действие новые страховые продукты, предназначенные для того, чтобы как можно более полно удовлетворять растущие запросы клиент