Ссылка на архив

Снижение себестоимости продукции предприятия на примере ОАО "МПОВТ"

В условиях формирования рыночных отношений в Республике Беларусь снижение издержек производства приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность.

Народнохозяйственное значение снижения себестоимости продукции выражается в следующем:

-при одних и тех же ресурсах есть возможность производить больше продукции;

- ускоряется оборачиваемость оборотных средств;

- при рациональном использовании материальных ресурсов появляется возможность меньше вкладывать капитальных вложений в добывающие отрасли;

- снижение издержек - важнейший фактор интенсификации производства.

Себестоимость промышленной продукции отражает текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия - снижение себестоимости продукции, работ, услуг.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается за счет следующих факторов:

- применение новейших технологий;

- экономия сырья, топлива, электроэнергии;

- повышение производительности труда;

- снижение потерь от брака и простоев;

- улучшение использования основных производственных фондов;

- сокращение расходов по сбыту продукции;

- упорядочение затрат на аппарат управления;

- изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов;

- сокращение условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.

В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводит удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов. Увеличивается сумма амортизационных отчислений основных фондов, в том числе из-за их переоценок и введения индексации. Повышаются расходы на заработную плату и отчисления на социальное страхование, пенсионное обеспечение. Все это впоследствии обуславливает очередной виток инфляции.

Чтобы принимать оптимальные управленческие и финансовые решения, необходимо знать свои затраты. А анализ издержек поможет определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными; проверить хозяйственные показатели и ведение счетно-учетных операций; подскажет, как устанавливать цены, как применять данные о затратах для выработки тактических и стратегических решений, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли. Чтобы выявить узкие места, полезно провести сопоставление фактических и запланированных расходов.

В целом сведения о затратах требуются для определения, контроля и принятия решений по управлению оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ издержек выявляет различные виды расходов, определяет пути их регулирования. Он позволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены; определить динамику затрат: каким именно образом она воздействует на себестоимость и на себестоимость единицы продукции в зависимости от объема производства.

Знание того, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствует принятию мер по повышению эффективности и постепенному снижению расходов. Анализ издержек необходим для решения многих вопросов: для оценки факторов рентабельности, определения будущих направлений деятельности, оценки производственных запасов, распределения и минимизации затрат, для определения уровня безубыточности и т.д.

В качестве объекта исследования было выбрано открытое акционерное общество «МПОВТ» (ОАО «MПОBT») является одним из ведущих предприятий радиоэлектронной отрасли Республики Беларусь, специализирующемся на выпуске конкурентоспособных на рынках стран СНГ и РБ средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники, энергосберегающего оборудования (счетчиков и регуляторов воды и теплоты), кассовых аппаратов и светотехнических изделий.

Предмет исследования – пути снижения себестоимости продукции и повышение эффективности работы предприятия.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что для получения максимальной прибыли при минимальных затратах, на предприятии необходимо проводить более точный и тщательный анализ системы учёта издержек по видам затрат и состава себестоимости.

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы на основании исследования экономической литературы и практики работы предприятия проанализировать затраты на производство и выявить резервы снижения себестоимости.

Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи:

- изучить сущность затрат на производство и основные принципы их учета и классификации;

- рассмотреть основные нормативные документы, регулирующие состав и характеристику затрат, включаемых в себестоимость продукции;

- изучить методы учета затрат и их влияние на исчисление себестоимости продукции;

- провести анализ основных технико-экономических показателей;

- осуществить анализ обобщающих показателей себестоимости продукции, а также по калькуляционным статьям и типового изделия;

- разработать мероприятия по снижению себестоимости продукции;

Для достижения цели дипломного проекта необходимо применение следующих методов:

- сравнительный анализ;

- факторный анализ;

- анализ относительных показателей (коэффициентов).

В качестве информационных источников при написании дипломной работы были использованы: учебно-методическая литература; фактические материалы (данные различных форм отчетности предприятия); нормативные документы и инструкции Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь; материалы периодических изданий; материалы сайтов сети Интернет.


1 НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.3 Пути снижения себестоимости

Управление текущими затратами подразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на производство, позволяющей контролировать общий уровень затрат и их динамику, сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. По смете затрат определяют уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объемов реализации продукции и размеров возможной прибыли.

Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить и анализировать по двум направлениям - источникам и факторам.

Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы.

Под факторами понимают мероприятия, вызывающие изменения себестоимости продукции. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.

Народнохозяйственные факторы - это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок.

Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышение уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования.

Внутрипроизводственные факторы предусматривают экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования и др.

Выделяются следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы, заработная плата, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, рост производительности труда. (1, с.188)

Классификация источников и факторов снижения (себестоимости продукции представлена в таблице 1.2.

Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на те виды продукции, на выпуск которых сони были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Так, на ОАО «МПОВТ» за 2008 г. были проведены следующие мероприятия по снижению себестоимости продукции.

Таблица 1.2 - Источники и факторы снижения себестоимости

ИсточникиФакторы
Снижение затрат на оплату трудаПрименение трудосберегающих технологий, улучшение организации производства
Снижение материалоемкости продукцииРациональное и экономное применение материальных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий
Сокращение затрат на управление и обслуживание производстваИзменение объема и структуры продукции
Экономия внепроизводственных расходовПовышение качества продукции
Ликвидация непроизводительных потерь и расходовСовершенствование стимулирования

Данные таблицы А.1 берутся из плана технического перевооружения, который составляется ежемесячно каждым цехом, в конце каждого месяца передаётся в планово-экономический отдел, и в конце отчётного периода составляется годовой план технического перевооружения по всему предприятию.


2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «МПОВТ»

2.1 Характеристика производственной специализации объекта исследования

Открытое акционерное общество «МПОВТ» было образовано в 1956 г. на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 августа 1956 г. за № 1197 и первоначально имело наименование «Минский завод математических машин», с 1971 г. было переименовано в «Минский ордена Ленина завод электронных вычислительных машин им. Г.К. Орджоникидзе».

Приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 155 создано открытое акционерное общество «МПОВТ.

Общество располагается по адресу: 220013, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Кульман, д.1.

ОАО «МПОВТ» зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 29.01.2004 г. за № 100346861 и имеет учетный номер налогоплательщика 100 346 861.

Общество создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Предметом деятельности Общества является производство и реализация продукции и оказание услуг потребителям.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство ЭВМ и другого оборудования для обработки информации;

- производство аппаратуры для кабельной телефонной и телеграфной связи;

- производство осветительных приборов;

- производство печатных плат;

- исследования и разработки в области естественных наук и инженерии;

- сдача в наем (аренда) собственного недвижимого имущества;

- производство канцелярских машин (кассовых аппаратов);

- компьютеры и связанная с ними деятельность;

- оптовая и комиссионная торговля.

Общество находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

В структуру Общества по состоянию на первое января 2009 г. входят следующие подразделения:

- девять производств и цехов основного производства;

- восемь производств, цехов и пять участков вспомогательного производства;

- 41 отдел и девять бюро и групп;

- два филиала без права юридического лица и не имеющие учетных номеров налогоплательщика: завод вычислительной техники: 220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 62 и завод печатных плат: 220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 62.

ОАО «МПОВТ» является соучредителем следующих предприятий иной формы собственности (совместные предприятия):

а) СП ЗАО «Международный деловой альянс» с долей в уставном фонде – три процента. Специализация СП – программный продукт;

б) СП «Алкатель МПОВТ» в форме закрытого акционерного общества с долей в уставном фонде 49%. СП специализируется на производстве коммутационных систем «Алкатель 1000 С12».

В течение 2008 г. Общество продолжало работы по сдаче в аренду излишних производственных и вспомогательных площадей.

Доля государства в уставном фонде Общества – 99,75%.

Продукция, производимая предприятием в настоящее время наиболее приемлема для потребления в странах СНГ и, прежде всего, в Российской Федерации. Соответственно направление исследований рынков сбыта, изучение конкурентов, мероприятия по продвижению сосредоточены по этим регионам и предусматривают рекламную кампанию, обеспечение сервисных услуг, а также участие предприятия в реализации отраслевой научно-технической программы «Средства телекоммуникации», государственной и отраслевой программ «Импортозамещение».

Целевым рынком для средств телекоммуникации и связи являются общегосударственные городские и сельские телефонные сети, ведомственные телефонные сети топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, силовых ведомств и других организаций.

В 2008 г. выпущено телекоммуникационное оборудование, размещенное во всепогодных климатических шкафах. Разработаны и запущены в производство АТС «Бета М» с включением автоматизированного рабочего места (АРМ) на базе персонального компьютера.

Для удовлетворения рынка Республики Беларусь в коммутационном оборудовании работают отечественные производители ОАО «МПОВТ», ОАО «Связьинвест» с заводом «Промсвязь» и совместное предприятие «Алкатель – МПОВТ», а также иностранные поставщики «Siemens», «Eriksson», «Iskratel». В области разработки цифровых волоконно-оптических систем передачи специализируется научный коллектив БГУИРа.

Телекоммуникационные сети – важнейшая часть инфраструктуры таких ведомств как РАО ЕС РФ, Газпром, железная дорога и т.д. Потребность в электронных АТС для ведомственных телефонных сетей России экспертно оценивается в 400 тыс. номеров ежегодно.


Таблица 2.1 - Сведения о конкурентах, выпускающих цифровые АТС в Российской Федерации

Предприятие-изготовительТип АТСУровень цен к продукции ОАО «МПОВТ»

Конкурентоспособность в сравнении с продукцией

ОАО «МПОВТ»

ЗАО «Борисоглебские системы связи» (Воронежская область)ТОС-120нижевыше
ООО «Квант-Интерком», г. Санкт-ПетербургМини АТС «Квант-Е»на уровнена уровне
«Компания АЛС и ТЭК», г. СаратовАЛС-4096-Снижена уровне
НПО «Раскат», г. МоскваОмега-1нижена уровне
ООО «МТА», г. Санкт-ПетербургМ-200нижевыше

В таблице 2.1 представлены сведения о конкурентах, выпускающих цифровые АТС в Российской Федерации.

Экспортный потенциал предприятий оценивается по двум критериям:

- наличие разработанной и испытанной продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам в своем классе;

- наличие технологической и производственной базы для выпуска конкурентоспособной продукции.

Изготавливаемая в настоящее время на ОАО «МПОВТ» продукция средств телекоммуникаций отвечает обоим критериям.

Основным рынком продаж ПЭВМ для ОАО «МПОВТ» является Республика Беларусь, так как рынок РФ и стран СНГ сформирован собственными поставщиками.

На предприятии организовано производство ПЭВМ с использованием импортной комплектации, что обеспечивает ПЭВМ достаточно высокий технический уровень. В условиях конкуренции получить преимущества на рынке ПЭВМ предполагается за счет организации на достаточно высоком уровне технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный период.

Кроме изготовления отдельных ПЭВМ, открытое акционерное общество «МПОВТ» также производит и реализует компьютерные классы для нужд учебных заведений Республики Беларусь.

Система качества производства компьютерной техники сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO-9001.

Конкурентами ОАО «МПОВТ» на рынке ПЭВМ являются «БелАВМ», «Ксорекс-сервис», «Саммит Технолоджис», «РД Групп». Данные фирмы имеют технический потенциал сравнимый с потенциалом ОАО «МПОВТ», кроме того, и цены находиться примерно на одном уровне. В связи с этим конкурентная ситуация достаточно жесткая.

В соответствии с генеральным соглашением о производственно-техническом сотрудничестве с ЗАО «Международный Деловой Альянс» в 2008 г. проведены работы по постановке на производство двух изделий: платежно-спр