Ссылка на архив

Система управления регионом (на примере Краснодарского края)

1. Региональная политика как объект государственного регулирования

1.1 Финансовая и налоговая система РФ

1.2 Регионы РФ: типы и критерии

2. Основные направления реализации региональной экономической политики

2.1 Цели и принципы региональной экономической политики в Краснодарском крае

2.2 Особенности бюджетной и налоговой политики в Краснодарском крае

Заключение

Литература


Введение

Эволюция региональной политики России имеет свою историю и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизм сущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточно часто можно наблюдать близость, как времени, так и миссии или конечного предназначения реализуемых программ управления региональным развитием.

На сегодня в развитии российской региональной политики можно выделить пять этапов. Их последовательность и содержание обусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменением логики общественных условий развития страны.

Первый этап (1920-1932 гг.). В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;

создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.

Второй этап (1933-1956 гг.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а, следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие.

Третий этап (1957-1964 гг.) - это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти.

Четвертый этап (1965-1985 гг.) характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритет ведомственно-отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы, и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формы организации хозяйства.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.

Вступление России в трансформационный период послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающих экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически одновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектов собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально-экономических процессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъективном балансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальной эффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственной дифференциации темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требует разработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблем согласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевых структур.


1. Региональная политика как объект государственного регулирования

1.1 Финансовая и налоговая система РФ

Бюджетное устройство РФ определяется законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Т.е., бюджетная система состоит из трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты;

Цели бюджетов каждого уровня закрепляются расходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом:

Федеральный бюджет финансирует государственные расходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то: содержание вооруженных сил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственного долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и другое;

Бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое);

Местные бюджеты финансируют расходы по регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местной социально - производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и других).

Отношения между бюджетами различного уровня основываются на положениях главы 16 Бюджетного кодекса, которая закрепляет следующие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

¾доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

¾доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

¾средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

¾доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

¾иные неналоговые доходы.

В ст.5 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):

¾федеральные;

¾налоги и сборы субъектов РФ - республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

¾местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговом Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Перераспределение налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты различных уровней в РФ осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий или трансфертов.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферт - наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

1.2 Регионы РФ: типы и критерии

Министерство экономического развития и торговли РФ по значениям комплексной социально-экономической оценке регионов условно выделяет пять групп.

Группу регионов с относительно высоким уровнем развития и уровнем развития выше среднего составляют субъекты Российской Федерации в основном с ресурсодобывающей и экспортоориентированной направленностью, в первую очередь, нефте- и газодобычей, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Астраханская, Оренбургская области, основные финансово-экономические центры страны - города Москва, Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская, Свердловская, Московская, Белгородская, Челябинская области, Республика Татарстан и некоторые другие (всего 22 региона). Для регионов этой группы характерны высокие показатели душевого ВРП и объема инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательной способности населения и, следовательно, значительно более низкой, чем в среднем по России, доли бедного населения.

Довольно многочисленной остается группа регионов со средним уровнем развития. Сюда входят 20 субъектов Российской Федерации (Нижегородская, Кемеровская, Ленинградская области и т.д.). Значения индикаторов территориального развития для регионов данной группы будут близки к средним российским показателям.

Группу регионов с уровнем развития ниже среднего образуют 17 субъектов (Новосибирская, Ростовская, Архангельская области и т.д.). Регионы этой группы характеризуются более низкими по сравнению со средними российскими основными макроэкономическими показателями на душу населения, низкими значениями финансовой обеспеченности, покупательной способности населения и уровнем потребления товаров и услуг.

В группе с низким уровнем развития находятся 23 субъекта федерации: Республика Мордовия, Чувашская республика, Кировская область и т.д.). Душевые показатели объема производства ВРП, объема инвестиций в основной капитал, объема внешнеторгового оборота и финансовой обеспеченности здесь в 2-3 раза ниже средних российских показателей. Для большей их части также характерна более высокая доля бедного населения (в 1,5-2 раза) по отношению к средним российским показателям.

Группу с крайне низким уровнем развития составляют слаборазвитые регионы: республики Ингушетия, Тува, Коми-Пермяцкий, Корякский, Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа. Данные регионы в 2-3 раза уступают по величине основных макроэкономических показателей средним значениям.


2. Основные направления реализации региональной экономической политики

2.1 Цели и принципы региональной экономической политики Краснодарского края

Чрезвычайно выгодное территориальное положение на Юге России, способствовало динамичному развитию Краснодарского края. Развитию экономики края способствовали также и наличие богатых природных ресурсов.

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

Многие предприятия области имеют общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции в стране.

Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также — АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны:

край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов);

край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда;

край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место — по производству молока.

АПК Краснодарского края в 2006 году произвел 6,8 процента валовой сельскохозяйственной продукции России:

в 2006 году в Краснодарском крае собрано 10,5 процента валового объема зерна, производимого в России, 19,3 процента сахарной свеклы, 17 процентов семян подсолнечника, 82 процента риса, более половины винограда, 42,8 процента кукурузы, осуществляется треть заготовок томатов, собирается весь объем российского чая, субтропических и цитрусовых культур и много другой продукции; произведено 6,2 процента мяса, 4,3 процента молока, 4,6 процента яиц от объема производства в целом по России;

в 2006 году в крае произведено 33,4 процента общероссийского объема сахара‑песка, 25,4 процента растительных масел, 30,2 процента виноградных вин, 6,9 процента консервов.

Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение "связности" территории страны.

Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта.

По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей.

Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом "Тенгиз—Новороссийск" и газопроводом "Россия—Турция" ("Голубой поток").

Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).

Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом:

климат в крае — один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край — самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год;

благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром;

в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тысяч мест;

потенциал санаторно-курортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности и стабильно занимает первое место в Южном федеральном округе и пятое — в России.

В 2001—2007 годах общий объем инвестиций составил 803,4 миллиарда рублей, в том числе в 2007 году — 225 миллиардов рублей с темпом роста к уровню 2006 года 126 процентов. Это самый значительный прирост за последние семь лет.

По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.

Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма высок: агентством "Standard & Poor's" региону присвоен международный инвестиционный рейтинг на уровне "BB" (прогноз "позитивный"). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.

2.2 Особенности бюджетной и налоговой политики в Краснодарском крае

Не так давно значительно выросла роль бюджета как инструмента государственной экономической политики в крае.

Экономический рост, создание условий экономического благоприятствования, стабилизация и совершенствование бюджетного процесса позволили достигнуть положительную динамику достигнута всем основным секторам экономики – промышленным производствам, сельскому хозяйству, строительству, грузоперевозкам, связи, оптовой, розничной торговле, общественному питанию, платным услугам населению, где приросты объемов относительно первого полугодия 2009 года составили от 0,2% до 23,9%.

Также во всех перечисленных секторах в июне получен прирост объемов продукции (работ и услуг) относительно предыдущего месяца (от 5,2% по связи до 21,5% в сельском хозяйстве) и относительно аналогичного месяца прошлого года (от 0,2% в оптовой торговле до 11% в промышленных производствах).

Индекс промышленного производства в 1 полугодии текущего года составил 104,1% (против 86,1% в аналогичном периоде 2009 года) за счет роста на 5,6% выпуска продукции обрабатывающих производств и на 0,9% – производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

В июне прирост промышленного производства составил 14% к маю текущего года и 11% – к июню 2009 года.

В обрабатывающих производствах рост объемов составил 5,6% (в январе-июне прошлого года выпуск продукции был снижен на 14,8%). Улучшению индекса способствовала положительная динамика в 11 из 14 основных секторов.

Значительно возросло производство химической продукции (в 1,9 раза), кожи, изделий из кожи и обуви (в 1,4 раза), мебели (в 1,4 раза), электрооборудования (на 38,9%), транспортных средств (на 25,4%), металлургической продукции (на 18,9%).

Кроме того, еще в 5 видах деятельности получены приросты выпуска товаров от 3% до 17% (в производствестроительных материалов, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажной и полиграфической продукции, текстильном и швейном производстве).

Отставание от уровня 6 месяцев прошлого года отмечено:

¾в производстве пищевых продуктов – на 1,1% (по сравнению с первым кварталом отставание сокращено на 1,5 процентных пункта) за счет уменьшения переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов, производства растительных масел, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, напитков, прежде всего пива и водки, а также табачных изделий;

¾в обработке древесины и производстве изделий из дерева – на 1,3% (относительно первого квартала темпы падения замедлились на 8,6 п.п.) в связи со снижением выпуска древесностружечных плит, паркета и деревянной тары;

¾в производстве машин и оборудования – на 24,9% (глубина падения уменьшена по сравнению с первым кварталом на 7,8 п.п.) в результате сокращения спроса на зерноуборочные комбайны, тракторы, металлорежущие станки, воздушные компрессоры.

Месячная динамика (июнь к маю текущего года) положительна в 8 направлениях деятельности, за исключением кожевенного, целлюлозно-бумажного и полиграфического производства, нефтепереработки, химического, металлургического, мебельного производства.

Относительно июня 2009 года рост объемов производства зафиксирован в 12 секторах, за исключением производств химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс производства составил 100,9% (год назад – 95,8%).

Выработка электроэнергии возросла на 2,9%, теплоэнергии – также на 2,9% по сравнению с 1 полугодием 2009 года.

В июне индекс промышленного производства к маю текущего года составил 111,4%, к июню прошлого года – 98,5%.

Отрицательная динамика допущена в добыче полезных ископаемых – 97,9% к январю-июню 2009 года (год назад – 87,7%).

В июне индекс промышленного производства составил 101,3% к маю текущего года и 101,8% относительно июня прошлого года. Положительная месячная динамика, начиная с марта, позволила сократить темпы падения по сравнению с 1 кварталом текущего года на 2,2 п.п.

Добыча топливно-энергетических ресурсов снижена на 8,1%, в том числе нефти – на 7,5%, газа природного – на 11,1%. Причина: отрицательные результаты поискового бурения и недостаток финансирования геологоразведочных работ в 2009 году. В текущем году планируется увеличение в 3,7 раза объема инвестиций в геологоразведку на море, до 4,7 млрд. рублей. Финансирование геологоразведки на суше составит 1,2 млрд. рублей или 96% к уровню 2009 года.

Добыча прочих полезных ископаемых возросла в 1,4 раза за счет увеличения потребностив нерудных строительных материалах в связи с ростом объемов работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.

Строительство.

Объем выполненных работ достиг 90,8 млрд. рублей или 123,9% к январю-июню прошлого года (год назад – 95,8%). В июне объем выполненных работ увеличен относительно мая текущего года – на 18,2%, по сравнению с июнем 2009 года – на 8,7%.

При этом объемы дорожного строительства возросли относительно 1 полугодия 2009 года в 1,8 раза, объемы строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений – на 16,7%.

Введено в эксплуатацию 7020 зданий жилого и 36 зданий нежилого назначения (11 промышленных, 14 коммерческих, 5 здравоохранения, одно учебное).

Среди основных введенных объектов:

- мощности по добыче нерудных материалов на 700 тыс. куб. метров, по производству рулонных кровельных материалов на 2 млн. кв. метров, по производству сухих смесей на 38,2 тыс. тонн;

- одна нефтяная скважина;

- перегрузочный комплекс в морском порту мощностью 2 млн. тонн грузов в год;

- 3 антенно-мачтовых сооружения, подвижная радиотелефонная связь на 2,5 тыс. номеров;

- торгово-развлекательный центр площадью 789 кв. метров, торговые предприятия площадью 4,8 тыс. кв. метров, общетоварные склады площадью 4,3 тыс. кв. метров;

- больничные учреждения на 35 коек, санатории на 148 коек, дома отдыха на 72 места, дошкольные образовательные учреждения на 40 мест;

- физкультурно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн, плоскостные спортивные сооружения площадью 1 тыс. кв. метров.

Проложено 40,5 км газопроводов, в том числе 40,1 км в сельской местности, 202 км радиорелейных линий связи.

Продолжалось строительство и реконструкция крупных объектов:

- первой очереди горнолыжного комплекса «Роза Хутор», гостинично-оздоровительного комплекса «Си-Плаза», олимпийских объектов в районе Имеритинской низменности и совмещенной автомобильно-железной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»;

- системы базирования Черноморского флота;

- перегрузочного комплекса нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.

Улучшена динамика в жилищном строительстве. За 6 месяцев введено 1806,3 тыс. кв. метров жилых домов, что на 25,8% превосходит результаты первого полугодия 2009 года (в аналогичном периоде прошлого года ввод жилья был снижен на 12,9%).

Это связано с увеличением ввода домов массовой застройки – в 2,5 раза по сравнению с 1 полугодием 2009 года. Строительными организациями введено 791,4 тыс. кв. метров жилья или 43,8% от общего объема.

Наибольшая доля (56,2% или 1014,9 тыс. кв. метров) жилья введена индивидуальными застройщиками со снижением к аналогичному периоду прошлого года на 9,3%.

Краевой целевой программой "Жилище" в текущем году предусмотрено финансирование следующих мероприятий:

- на цели предоставления гражданам (в том числе молодым семьям) социальных выплат, направленных на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, – 350 млн. рублей средств краевого бюджета (по состоянию на 1 июня освоено 134,3 млн. рублей, социальные выплаты получили 330 кубанских семей из 1106-ти, планируемых на год);

- на мероприятия по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства – 130 млн. рублей (в 1 квартале состоялся конкурсный отбор инвестиционных проектов, который прошли 13 проектов из 10 муниципальных образований, в настоящее время ведутся согласовательные процедуры по распределению средств краевого бюджета между победителями конкурсного отбора);

- на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства – 20 млн. рублей средств краевого бюджета (в настоящее время в Краснодарском крае отсутствуют проекты, полностью отвечающие условиям участия в конкурсном отборе в 2010 году, в связи с чем заявка в Министерство регионального развития РФ не направлялась).

Сельское хозяйство

Валовая продукция сельского хозяйства составила 78,7 млрд. рублей, что на 5,2% превышает показатель 1 полугодия 2009 года (год назад наблюдалась отрицательная динамика – 99,4%). По сравнению с 1 кварталом текущего года темпы роста увеличены на 1,2 п.п. в результате роста сельскохозяйственного производства в июне на 21,5% относительно предыдущего месяца и на 7,5% – по сравнению с июнем 2009 года.

Растениеводство

Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в 2010 году составили 3632,2 тыс. гектаров или 99,5% к прошлому году. В структуре посевных площадей сократилась доля зерновых культур (с 60,2% в 2009 году до 59,1% в 2010 году, при этом посевы пшеницы и риса возросли, а кукурузы и ячменя снизились), кормовых культур (с 14% до 13,1%) при увеличении доли технических культур (с 22,2% до 24% за счет роста посевов сахарной свеклы и сои), картофеля и овощебахчевых (с 3,6% до 3,8%).

В крае полным ходом идет уборочная кампания. Сельскохозяйственными организациями к 1 июля текущего года зерновые культуры убраны на площади 157,5 тыс. гектаров (это составляет 10,4% от площади посевов), в том числе пшеница – на 15,8 тыс. гектаров (1,6% посевов), масличные культуры – на 4,8 тыс. гектаров (1,1%), овощи – на 4,0 тыс. гектаров (22% от площади посевов). При этом за счет увеличения площади убранных посевов и урожайности культур относительно 6 месяцев прошлого года в 1,5 раза возросли валовые сборы пшеницы, в 2,4 раза – масличных культур, в 1,6 раза – овощей.

В хозяйствах края одновременно с уборкой продолжаются уходные работы на пропашно-технических культурах и рисе. На посевах кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника проведена двукратная междурядная обработка и внесены гербициды. На посевах сои проведена междурядная обработка, на посевах риса – обработка гербицидами.

Животноводство.

В хозяйствах всех категорий производство мяса увеличено на 7,1% до 245,7 тыс. тонн, яиц – на 7,8% до 929,3 млн. штук. Результат обусловлен ростом поголовья птицы на 6,3% (до 25,3 млн. голов), а также увеличением продуктивности свиней (привесы свиней на выращивании, откорме и нагуле возросли на 6% и достигли 413 граммов в сутки) и птицы (средняя яйценоскость увеличена на 0,7% и составила 149 яиц от одной курицы-несушки).

Несмотря на увеличение надоев молока от одной коровы (на 1,8% до 2728 кг) валовое производство молока снизилось на 1,4% до 711,4 тыс. тонн. Это связано с сокращением численности коров на 3,2% (до 261,1 тыс. голов) относительно 1 июля 2009 года, а также снижением закупочных цен на молоко-сырье – на 3,7% в июне и на 2,9% в мае текущего года.

Также сохраняется отставание от уровня прошлого года поголовья крупного рогатого скота (666,5 тыс. голов по состоянию на 1 июля 2010 года) и свиней (1085,1 тыс. голов) – 3% и 4,9%, соответственно. За второй квартал глубина падения численности КРС увеличилось на 0,5 п.п., свиней – на 1,5 п.п.

Помимо этого среди негативных моментов развития отрасли – снижение среднесуточных привесов крупного рогатого скота на выращивании, откорме и нагуле. По сравнению с 1 полугодием прошлого года показатель уменьшен на 1% и составляет 613 граммов.

В животноводстве сохраняется неблагоприятная обстановка. В результате интенсивной выбраковки низкопродуктивных животных, которых в краевом стаде около 30%, а также снижения рентабельности производства молока наблюдается снижение численности крупного рогатого скота.

Снижение поголовья свиней обусловлено рядом факторов (заболевание африканской чумой), возникших в предыдущие годы, в результате которых произошел сброс поголовья. Сложившаяся ситуация на мировом финансовом рынке повлекла за собой возникновение ряда дополнительных проблем для организаций АПК. В результате не было завершено в назначенный срок строительство двух свинокомплексов, рассчитанных на производство 60 тыс. голов в год, сокращен завоз импортного скота (в настоящее время в крае сложился дефицит поголовья свиноматок, который составляет 7,5 тыс. голов).

Транспорт и связь

Состояние транспортного комплекса значительной степени зависит от экономической ситуации, складывающейся в ведущих сегментах экономики к