Ссылка на архив

Лекции по Культуре

УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ

К У Л Ь Т У Р Ы

конспект

1.Понятие культуры.Классификация культуры.

2.Предмет истории культуры.Периодизация культуры.

3.Развитие понятия культуры.Преемственность в разных культурах.

4.Понятие художественной культуры.Многообразие форм художествен-

ной культуры.

Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.Под терми-

ном "культура" принято понимать исторически определенный уровень

человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также

создании духовных ценностей.

КУЛЬТУРА

/ \

Материальная Духовная

(орудия труда,жилища, (познание мира,

предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание)

да)

Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень разви-

тия определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сто-

рон тамошней жизни.

В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духов-

ной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к

культуре относят:

К У Л Ь Т У Р А

/ | \

Научно- Худо- Бытовая культура

техническая жественная ()

культура культура

К первому типу относятся:

народное образование,книгопечатание.

Ко второму:

литература,народное творчество

К третьему:

деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,в про-

цессе которой осуществляется создание и потребление культурных

ценностей.


История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки исто-

рия,но раздел специфический,связанный с философией и логикой.


Принято выделять:

1.Первобытную культуру

2.Античную(древнюю)-дохристианскую

3.Средневековую

4.Культуру Возрождения(античной культуры)

5.Культуру Просвещения(18 в.)

6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры.

7.Современная культура.

Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное воз-

действие человека на природу,а после воспитание самого челове-

ка.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно су-

ществующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовав-

шее.

В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смыс-

л,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается город-

ской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками лич-

ного совершенства;на востоке и в Европе-с признаками религиозно-

го совершенства.

В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответ-

ствовать гуманистическому идеалу человека.

В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в кото-

рои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделя-

лось совокупности познаний об окружающем мире и способности ис-

пользовать эти познания для достижения поставленных целей.

Французский просветитель Вольтер противопоставлял культурнос-

ть,образованность нации дикости и варварству первобытных пле-

мен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высше-

му соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в

соответствии с потребностями человека."

Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и

морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял

им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся

на патриархальной ступени развития.

Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой об-

ласть духовной свободы человека,лежащей вне природного и со-

циального существования,независимую от практических целей и пот-

ребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции

человечества.

В настоящее время под культурой стали понимать систему ценнос-

тей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как

органическую часть социальной системы,определяющую степень ее

упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания

культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета дос-

тижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпо-

хи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в мате-

риальной культуре,к которой относятся машины,технические сооруже-

ния,выработанные в течение многих веков нормы морали и права.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Все виды художественной культуры можно свести к трем основным

направлениям:

1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов)

2)культовая(получила распространение среди служителей церкви)

3)богемная(фортификационная)

По этим трем направлениям развиваются такие виды художествен-

ной культуры как литература,живопись,скульптура,архитектура,и

театр.

Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребо-

ван модой,а потому щедро оплачен заказчиком.Заказчиками были

представители господствующих классов,а также высшие иерархи

культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или уве-

личить свое господствующее положение над низшими-главная движу-

щая сила в развитии культуры.

Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий

своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей"

стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без

исключения народов посвящались именно им(богам).


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА:

Культура Древнего Востока.

_________________________


План:

1)Возникновение древнейших цивилизаций

2)Вавилоно-ассирийская культура

3)Культура Древнего Египта


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:


С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40

градусов северной широты был существенно отличным от нынешне-

го.Влажность была неизмеримо выше.На месте нынешних пустынь были

цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сей-

час.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им

вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и

родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуа-

ций между родами и кланами в эту пору не возникало.

С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более су-

хим.Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали пере-

кочевывать в долины больших рек.

Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и

охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земле-

делию и скотоводству.

Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали

возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла

потребность в оружии,из которой проистекала потребность в метал-

ле.Возникали материальные потребности в развитии научных и техни-

ческих средств.

В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходи-

мость рыть каналы и строить дамбы.

Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого

грунта при строительстве каналов,нужны были математические мето-

ды ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала

посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также

познания в химии и астрономии,нужен был календарь.

Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию

культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и

племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государ-

ства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пе-

лопонеса(о-в Крит).


ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА:


Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-асси-

рийской культурой.К середине III тысячелетия до н.э. государства

Междуречья были достаточно развиты.


1.Техника


-хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка,изго-

товление золотой и серебряной проволоки,филигрань.

-широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже сви-

детельствует о наличие у предствателей данной культуры определен-

ной степени мастерства.


2.Строительство


-основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожжен-

ный кирпич.Основы всех всех дворцов и храмов возводились из нео-

божженного кирпича.

Несущие конструкции-напротив,из обожженного.


3.Реконструкция войска


-введение колесничного войска.Появление панциря из медных

блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются ук-

репленные военные лагеря и осадные орудия(таран).

-стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно ши-

рокие реки.


4.Железные инструменты


-алмазные сверла


5.Водоподъемные устройства


-водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами).

-еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук.


6.Наука


-системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой

системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычита-

ние) и квадратные уравнения.

-за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методо-

логию,планиметрию и стереометрию решения задач.

-использование практической химии в технологии производства

бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике.


7.География


-Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Между-

речье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля

плавает в мировом океане.


8.Медицина


-знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с гла-

за,составляли анатомические атласы.

-сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе

лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился

13-й месяц.


9.Религия


шумерские названия семитские названия

-Уту- бог солнца Шамаш

Зуэн(Ианна) Син-бог Луны

Ан Ану-бог неба

Иннан Иштар

(богиня плодородия)


10.Литература


-письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое лите-

ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ-

никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное

произведение.


11.Архитектура


-в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося

влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и

культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством

воплощения в геометрической простоте.

В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю-

ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума

создания многоступенчатой башни Зиккурата.

Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами-

ды,окрашенные в разные цвета.


12.Культура


-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи-

ми людей,быков и крылатых львов.

Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как

произведения искусства имели царские принадлежности.


Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую

культуру стран и народов.


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:


В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное

царство и основал город Мемфис.

С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история

Египта,измеряемая династиями.


1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)


Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-

ных орудий,возникновение массовой торговли.

Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со-

седями с целью захвата рабов и сырья.


2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)


Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-

скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-

ной власти обожествляемых фараонов.

Воплощение этой идеи-строительство пирамид.


-Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.)


Период всеобщего запустения.


3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.)


Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры.


-Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.)


4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.)


Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение

письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко-

лесных повозок,создание могучего флота.


В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови-

ли писцов-привилегированное сословие государственных служа-

щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день

заканчивался примерно в третьем часу пополудню.

Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для

дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения

строились из кирпича-сырца.


В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской

культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искус-

ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно

связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен-

тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости

социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же

принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и

скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста-

ба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из

себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен-

ное глубоко под землей.

Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья".

Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами-

да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос-

тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви-

лась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В

дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем

больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце

первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу

составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина.

Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона

Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю-

щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес-

ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми-

нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами.

Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме-

роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по-

койного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль

двойника покойника и служили вместилищем души-Ка.

Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри-

туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер-

твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал

при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по-

шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла-

дать точным сходством с оригиналом.

Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку-

да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие.

Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи-

ваемыми людьми в египетском обществе.

Искусство Египта было частью религии.

В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам-

блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи-

рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.


Пантеон Египта:


Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире

было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта

считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и

Изиды-бог Гор.

Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко-

ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва.

Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот

являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила.


Культура Древней Греции

_______________________


1)Крито-микенская культура

2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская)

3)Гомеровский период

4)Классическая греческая культура.


1.Крито-Микенская культура.


Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова

Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры

греками-неизвестно.

Во II тысячелетии возникла письменность.

Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и

Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой

город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет

никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены рас-

писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо-

собствовало развитию торговли.

Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви-

тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это-

го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано-

нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет-

рическим орнаментом.

В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII ве-

ке до н.э.,пришли дорийцы.


2.Доантичная культура Греции.


К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции

осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась

греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно-

гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе-

режья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие

к нему острова заселили дорийцы.

Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров-

нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру-

шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э-

ти племена перенимали культуру друг друга.


В период ахейского господства города окружались стенами высотой

до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.Улицы греческих городов

были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменнос-

ть:это было слоговое письмо,множество источников из которого дош-

ли до наших дней.Развивалась торговля.

Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массив-

ны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого

периода:Львиные ворота в Микенах.

Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось

гончарное производство.Получает развитие вазопись с простейшими

геометрическими узорами.


Период дорийского господства не внес существенных улучшений в

процесс развития греческой культуры.

Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусоб-

ные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеа-

лом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое разви-

тие.Общепринятым идеалом поведения стала воинская доблес-

ть.Общество стало милитаризованным.

В это время заврешается формирование олимпийского пантеона.Каж-

дый город имел своего бога.Литературные произведения,передавав-

шиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев.По-

лучает распространение миф,что за воинскую доблесть боги могли

даровать бессмертие отдельному человеку.

Греческая религия не была фанатичной.Боги были очеловечены и

часто имели общих потомков с людьми.

Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и

"Одиссеи".


3.Гомеровский период.


Подъем культуры в древней Греции начался в "гомеровский"

период.В большинстве своем на территории Греции господствовал ро-

довой строй.Рабом назывался человек,не имеющий право на передачу

наследства.

Для трех племен вырабатывается литературный греческий язык.Архи-

тектура и изобразительное искусство начали стремительно разви-

ваться в связи с быстрым ростом численности городов и народонасе-

ления в них.

Зародившаяся в этот период архитектура представляла собой пере-

работку микенского мегарона.

В зданиях типа мегарона не было окон.Скульптура находилась на

примитивном уровне:и люди,и боги были представлены в виде двух

типажей.

Курос-юноша,воин,атлет с неодухотворенным лицом.Статуи-куро-

сы,были,как правило,обнаженными.

Коры-статуи девушек,были,как правило,одетыми.

Греческие одежды были примитивны-куски ткани,которыми укрывался

человек.Украшениями служили пояса и браслеты.

В этот период расцветает искусство геометрического орнамента на

вазах.Появление растительного орнамента,которым украшались сте-

ны,полы и потолки в зданиях.Узоры на полу представляли из себя

мозаику.

Заключением гомеровского этапа была архаика-устаревшая по срав-

нению с классицизмом культура.

Прослеживается развитие и расцвет греческих городов-полисов,каж-

дый из которых являлся независимым государством.Во главе города

стоял базилевс.

Начался период расцвета рабовладельческой демократии.Все свобод-

ные были равны в правах независимо от имущества и принадлежности

к определенным сословиям.Воспитанием в людях патриотизма,здорово-

го в физическом и духовном отношении населения,занимались извес-

тные личности.К прежнему идеалу физической красоты добавился

идеал красоты духовной.

Совершенство человека определялось его духовной силой,и это в

свою очередь обуславливало возрастание авторитета искусства.Раз-

витие театра.Несмотря на свой малый размер,каждый греческий го-

род имел свой театр,и улицы каждого полиса украшались скульптура-

ми.

Воспитывалось новое поколение скульпторов.В период архаики воз-

никли различные скульптурные школы.Излюбленным материалом для

скульпторов становиться бронза,но на северо-востоке Пелопонеса,в

Коринфе,создаются скульптуры из мрамора.Большинство из этих

скульптур дошло до нас в качестве римских копий.

Куросы и Коры стали более близкими к натуре,были установлены

правила пропорций,шел спор об идеале.В женской скульптуре стала

удлиняться нога.Статуи данного периода были снабжены туфлями на

каблуках.

На главной площади города всегда находился главный храм города,а

также здание мегарона.Главная площадь украшалась скульптурами по-

бедителей Олимпийских и Дельфийских игр и скульптурами воинов и

богов.Строительство велось всей общиной.Оплата труда архитекто-

ров и скульпторов велась от имени общины.


Олимпийские игры-расцвет в VI-IV в.в.


Летоисчисление в Греции велось по Олимпийским играм.Они посвяща-

лись верховному богу Зевсу.

Храм Зевса играл в Олимпийских играх не последнюю роль.Гиган-

тское сооружение высотой 100-160 метров,в середине V века до н.э

рядом была установлена скульптура Зевса-Пантократора работы

скульптора Фидия.Высота статуи без постамента-более 30 метров.

Видимый материал-золото и слоновая кость.Глаза у статуи были

сделаны из самоцветов.

Вокруг храма располагались свыше 100 святилищ-сокровищниц(дары

Зевсу от частных лиц и городов).Все это находилось внутри священ-

ной дубовой рощи.Вдоль рощи шла дорога,вдоль которой на расстоя-

нии трех шагов стояла аллея со статуями победителей предыдуших

Олимпийских игр.

Стадионы располагались вокруг этой рощи.Проводились соревнова-

ния по атлетике,бегу,прыжкам в длину и высоту(с гантелями),мета-

ние копья,а также по портретной скульптуре,живописи на досках и

фресковой,по музыке и искусству поэзии(оды),по песнопению.

В период расцвета не было Олимпиады,в которой было бы представ-

лено менее 100 скульптур на конкурс.

Греки считали идеалом не только физически,но и духовное разви-

тие человека.В Олимпии было два театра,в которых на конкурсной

основе представлялись театральные произведения.Наиболее значи-

тельные произведения театраисполнялись в Олимпии,или Дельфах.


Дельфийские игры.


Проводились раз в три года,посвящались богу Апполону,в

Дельфах,неподалеку от дельфийского храма Апполона.Поскольку Апол-

лон считался покровителем искусств,большее внимание на этих иг-

рах уделялась искусствам.

Произведение,представленное на Олимпийских играх,могло быть выс-

тавленно и на Дельфийских.Но как правило,на Дельфийские игры выс-

тавлялись произведения,не взявшие на Олимпийских призовых мест.

К Дельфийскому Оракулу устраивались паломничества во время упо-

мянутых игр.За пророчествами обращались частные лица,и роща Аппо-

лона сохранила более 200 сокровищ.Все дороги в роще Апполона бы-

ли уставлены скульптурами.Все сокровищницы и мелкие храмы-это

конкурсные произведения архитектуры.Победителю конкурса давались

заказы на строительство главных храмов греческих городов.


Афины,Акрополь,Парфенон.


Афины были богатым городом,способным оплачивать любые нало-

ги.Союзные греческие полисы во главе с Афинами в ходе греко-пер-

сидских войн окончательно разбили персов.Спустя петьдесят лет

после этого ощущался великий эмоциональный подъем.

Сразу после победы над персами началось восстановление Афинско-

го акрополя.Ремонтировать и восстанавливать разрушенные храмы не

стали,а использовали их камень для упрочнения фундамен-

та.Пользуясь огромным количеством захваченных пленных и сосредо-

точением усилий скульпторов,архитекторов и художников,афиняне ре-

шили создать такой комплекс,который показал бы всему миру вели-

кое могущество Афин.Акрополь-это не жилая часть города.Там прожи-

вали только служители храмов.Посреди Акрополя была установлена

20-метровая статуя Афины Паллады,покровительнице греков в гре-

ко-персидской войне.Главный храм Акрополя-П А Р Ф Е Н О Н-гимн

славы Афинам.

Автор всего комплекса-Фидий.Парфенон строили с 447 по 432,в те-

чении 15 лет.Размеры Парфенона- 31x70 метров.Все здание построе-

но из белого мрамора,имело 92 метопы.Рассматривалась мифологичес-

кая история Афин.Большинство метоп в начале XIX столетия были вы-

везены в британский музей.

Внутри здания имелся внутренний фриз,полностью покрытый

резьбой.Сохранился до наших дней.Главное внимание уделялось не

только динамике и одухотворенности,но и символике.Статуя Афины

держит в руке Нику,у ног богини-меч и змея.

Учение Фидия стало основой для плеяды,школы Фидия.Главными ее

представителями были Прокситель и Скопос.

Во всех скульптурных произведениях V века до н.э. единситвен-

ное,что изображалось условно-это прическа.Ко всем мужчинам приме-

нялся один волосяной покров.

Выдающийся современник и продолжатель линии Фидия-Поликлет.Его

главные произведения:"Дорифор","Раненая амазонка","Атлет из Олим-

пии".


Ученики Фидия:


Прокситель.


Главные произведения:"Гермес с маладенцем","Отдыхающий сатир".


Скопос.


Главные произведения:"Мавзолей"-надгробный памятник царю Мавсо-

лу,выполненный по заказу его жены.Несколько десятков скульптур

атлетов-победителей.Скопос делал головы,а его ученики изображали

фигуру.


Леохар.


"Апполон Бельведерский"


Лисипп.


Изображения Александра Македонского,Геракла и олимпийских атле-

тов.


Образование и воспитание античной Греции.


В древней Греции Существовало две школы-афинская и спартанская.


Афинская школа.


До 7 лет ребенок воспитывался дома,после чего отправлялся в

грамматическую школу,где учился порядка 5 лет.Там изучались:чте-

ние,письмо,арифметика.В это же время дети обучались в кифарис-

тских школах,после чего отправлялись в Палестру,где изучалось пя-

тиборье.

По окончанию Палестры-обучение в частных учебных заведениях,гим-

насиях,но обучаться могли там не все.

Целью обучения ыв гимнасии ставилось сочетание в человеке ум-

ственного,нравственного(послушный и доблестный воин),естетическо-

го(мусического) и изического(гимнастическго) совершенства.


Спартанская школа.


Всех младенцев осматривали геруссии(специальные комиссии).Всех

больных убивали.Все здоровые дети в возрасте 8 лет поступали в

обязательную школу,обучение в которой велось до 12 лет.

Изучались:военно-спортивные и общественно-религиозные дисципли-

ны.Наиболее здоровые мужчины могли иметь большое количество де-

тей от различного количества женщин.Прототипами ВУЗов были фило-

софские школы.(Правило,характеное для обоих систем образования и

воспитания).


1)Милетская школа.Основатель-Фалес.Он был геометром,создал "Ло-

ции Эгейского моря",был астрономом.Как философ утверждал един-

ство материального мира.

Анаксимандр-составил карту животного мира.

Анаксимен-был астрономом.Описал движение планет в геоцентричес-

кой системе.Определил и составил прогноз солнечных и лунных зат-

мений.

2)Пифагорийская школа.Основатель Пифагор.Пифагорийцы мистическое

значение придавали числу.Были математиками-геометрами.

3)Школа субъективного идеализма.Зенон.Основатель диалектики как

искусства спора.

4)Гераклит Эфесский.Диалектика.Единство,которое есть борьба про-

тивоположностей,есть наука.

5)Эмпедокл.

6)Демокрит и Левкипп.Атомисты.Все состоит из атомов,отличается по

форме и материям.

7)Софисты.

8)Сократ,Эвклид.

9)Антисфен.Основана Школа киников.

10)Аристотель-нет отвлеченной материи и чистой идеи.

11)Завершающие направления греческой философии:неоплатонизм,стой-

ки,скептицизм.


Культура Древнего Рима

______________________


1)История развития.

2)Искусство Древнего Рима.

3)Наука Древнего Рима.

4)Культура Древнего Рима.

5)Наука и образование Древнего Рима.


В I веке до н.э.Рим овладевает Средиземноморьем.В III-всей Ита-

лией.Сам Рим был основан в 754(753) году до н.э. Ромулом и

Ремом(Ремулом).

Ромул стал первым царем Рима,после него правителей-монархов бы-

ло еще шестеро.Первые четверо-латиняне из племени латинов.Послед-

ние три-этрусски.

Правами граждан Рима пользовались 300 родов,30 курий(по 10 ро-

дов на каждую) и 3 трибы(по 10 курий в каждом).Предсатвители 300

родов назвались патрициями.Все остальное население называлось

плебеями.Ромул создал Сенат в составе 300 сенаторов.Сенатором

назначался старейшина от каждого рода.Власть Сената была очень

высока.

В середине VI в. шестой царь Рима,Сервий Тулий отказался от ро-

довой системы и всем свободным гражданам Рима даровал права

Romanus Populus.Самые большие права были у римлян.Чуть меньше-у

латинян.На последнем месте стояли италики.


В 560 году до н.э.Тарквиний Гордый был изгнан из Рима,и вскоре

установился республиканский строй.Обязанности правителя при рес-

публике устанавливались на верховном собрании.

Претор или консул устанавливались на один год.В 464 г.до н.э.

из-за конфликтов между патрициями и плебеями к двум консулам до-

бавился народный трибун.

В середине V века Рим распространил свое влияние на правый бе-

рег реки Тибр.В 265 году до н.э.Римляне подчинили Южную Ита-

лию-"Великую Грецию".

В 272 году на материке остался один греческий город.В 265 г.до

н.э. была захвачена вся Италия.К III веку до н.э.в Римской рес-

публике сложились три группы класса рабовладельцев:

1)нобели-наиболее богатая аристократическая часть общества,вер-

хушка родовой знати.

2)всадники-прообраз сословия рыцарей.

3)плебс-каждый плебей мог иметь свой особый род деятельности.


К III веку-Рим еще деревня по сравнению с греческими полиса-

ми.На территории Италии было большое количество городов:этрус-

ских,греческих,латинских.Поэтому создаются муниципалитеты(в селе)

и магистратуры (в городе).Все эти должности-выборные,на малый

срок и неоплачиваемые.Каждый делающий карьеру римлянин не мог не

пройти через административную службу.

Магистратура-орган городского управления.

Мунципия-сельская община,управляли ей члены муниципалитета.

С возвышением Рима наметился ряд мощных соперников.Самым мощным

в III-начале II века был Карфаген.Финикийская колония на террито-

рии Туниса.

264-241 г.г. до н.э.-Первая Пуническая война.

218-201 г.г. до н.э.-Вторая Пуническая война.Карфагенянами руко-

водил Ганнибал.

149-146 г.г. до н.э.-Третья Пуническая война.В результате Карфа-

ген был полностью разрушен,а у римлян появился скачок в развитии

флота.На рубеже III-II в.в. до н.э. проводились войны по захвату

Греции.

Македонские войны-с 275 по 168 г.г. до н.э.


В 88 г.до н.э. права римских граждан были распространены на всех

италиков.В 60-х г.г.I в.до н.э.Римская республика переживала пе-

риод развала,восстание Спартака чуть не смело ее с лица земли,но

благодаря этому восстанию выдвинулась группа лиц,показавших не-

дееспособность рабовладельческого строя:Цезарь,Грасс и Помпей.

После подавления восстания эти люди зачеркнули права республики

и установили триумвират.Это стало преддверием империи.

Первым императором стал Октавиан Август.Империя-это позднее сло-

во.Сам император так себя не называл.Он назывался "Принцепс сена-

та","Империо" означало "Верховный главнокомандующий".

Но т.к.армия частенько назначала своих императоров,со временем

слово "империо" перешло в титул.


Культура Древнего Рима.


К середине I века до н.э. на территории Италии господствовали

две культуры:этрусская(в Северной и Центральной Италии) и гречес-

кая(В Южной Италии и Сицилии).


Этрусская культура.


Истоком народа этруссков была Лидия(государство в Малой Азии);Их

предводитель,Эней,привел их в Италию.Они на были носителями древ-

негреческой культуры.Их культура была самобытной.Широко была раз-

вита письменность.Но их язык до сих пор не расшифрован.Их города

впоследствии были до пыли разрушены римлянами,однако близ каждо-

го города сохранился некрополь.Захоронения этруссков были извес-

тны в огромном количестве.Аристократов хоронили в склепах,сжига-

ли и хранили их пепел в урнах.Склепы вырубались в скале или дела-

лись из камня под землей.Все стены имели полихромные росписи.Пог-

ребальные урны делались в виде лежащего человека,имевшего пор-

третное сходство с усопшим.Наиболее известна роспись в гробнице

"Пирующих",обнаруженной в начале 19 столетия нашей эры.

Траурных стен в росписи не было.У этруссков был обычай снимать

посмертные маски.Основной сюжет погребальной росписи-веселая

жизнь.Известное произведение этруссков-Капитолийская волчица.Вол-

чица имеет стилизованную гриву,не похожую на реальный волосяной

покров.Морда и мышцы выполненны реалистично.Фигур Ромула и Рема

не сохранилось.

Этрусски по культуре стояли ниже греков того времени,однако

именно они дали Риму:основы государственного устройства,рели-

гию,технику архитектурных сооружений(аркады вместо колон).


Планирование города(греческая культура).


К III-V в.в.до н.э. в южной Италии греческие колонии процвета-

ли,но не только греческое искусство влияло на этуссков.Было и об-

ратное влияние.Из греческих колоний в Рим пришла мода на праз-

дничную архитектуру(многочисленные виллы в Центральной Ита-

лии).Римляне гордились своей архитектурой.Они противопоставляли

свое умение пирамидам Египта и греческим храмам.Гордостью римлян

были акведуки.

Основными потребителями воды в Риме были многочисленные ба-

ни(термы),и была мода на времяпровождение в термах.Также потреб-

ляли воду фонтаны.

Римляне создали эллиптический театр.Местом общения граждан была

главная площадь города-форум.Главная площадь города,вокруг кото-

рой в обязательном порядке находились следующие общественные соо-

ружения:1)сенат

2)архив

3)тюрьма

4)каменная трибуна

5)в Риме-храм богини Весты.

Римляне в одежде следовали моде.После македонских войн в моду

вошло все греческое:язык и культура.

Римский полководец Павел Эмилий,разбивший македонцев,открыл мо-

ду на все греческое:он вывез из Греции 350 повозок скульптур.Из

Греции были вывезены десятки скульптур и тысячи мастеров.Они ос-

новали множество римских скульптурных школ,занимались снятием ко-

пий с классических образцов.

Греческая скульптура и умение этрусского погребального портрета

привели к появлению скульптуры портретов императоров,полковод-

цев,героев.Каждый патриций был обязан иметь в своем доме портрет

императо 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>