Ссылка на архив

Типология характеров и их экспериментальное исследование

Определение термина «характер».

Под термином «характер» по общепринятой позиции в психологии понимается сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения (1,2).

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.

Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера.

Полнота характера объединяет в себе разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

Цельность показывает внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность отражает твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, моральнополитическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека.

Сила демонстрирует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их.

Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.

Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания.


1. Обзор существующих феноменологических типологий характера

Классификации индивидуальностей типов характеров весьма разнообразны.

Рассматривая их в хронологическом порядке следует начать с существовавших еще у древних народов Египта, Индии, Тибета, Средней Азии и Китая наблюдений, нашедших обобщение в древнеиндийской медицине Аюрведа.

Аюрведа аксиоматически указывает на то, что в основе Природы заложены три основных принципа, три основных управителя природой (3,4):

Вата (эфир и воздух) — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы, управляет движением, жизненной энергией, дыханием и кровью.

Питта (огонь и вода) — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему, управляет ем, желчью, пищеварением, обменом веществ.

Кафа (вода и земля) — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы, управляет структурой, выделением и лимфой

Три элемента - Вата, Питта и Кафа - ответственны за все биологические, физиопатологические и психические функции организма, ума и сознания. Эти три силы действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер против агрессивных факторов окружения, создающий нормальный психологический статус организма.

Все Три Силы в своем взаимодействии обуславливают высокодуховные процессы в человеческом сознании. Комбинации этих сил определяют десять основных психологических типов человека:

1 тип - Вата

2 тип - Питта

3 тип - Кафа

4 тип - Ватта - Питта

5 тип - Питта - Кафа

6 тип - Питта - Вата

7 тип - Кафа - Питта

8 тип - Вата - Кафа

9 тип - Кафа - Ватта

10 тип - Вата - Питта - Кафа

Теория У - СИН (Пяти элементов).

Согласно представлениям древнекитайских врачевателей, в Природе существуют Пять Элементов: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода из которых состоит все и вся. Каждый предмет в Природе так или иначе относится к одному из Пяти Элементов и содержит в своем составе четыре основных остальных в определенной, индивидуально-специфической пропорции (3).

Идея единства и взаимопревращения Пяти Элементов используется в китайской традиционной медицине, к примеру, для классификации частей организма, определения выражений и признаков различных сторон физиологии и психики, уяснения природы и специфики различных патологических и психопатологических симптомов и целых патологических функциональных (в современной терминологии - психосоматических) комплексов. Все это рассматривается как в пределах самого организма, так и при анализе взаимоотношений между организмом пациента и явлениями внешней среды (разрушительными или исцеляющими)

Все пять движений или Первоэлементов, связаны непосредственно с “органами” человеческого тела, которые также взаимозависимы. Как и во всей Природе (в согласии с ритмом движения энергии) в определенное время доминирует определенный Элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из “органов” (“Орган” в древнекитайской модели организма человека - это не только анатомическая структура, но и это целостная функциональная система, включающая самые различные процессы, тесно связанная с психическими состояниями).

Исходя из постулата универсальности организации Вселенной, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственно пяти элементам.

Таблица соответствий

ДеревоОгоньЗемляМеталлВода
ЦветЗеленыйКрасныйЖелтыйБелыйЧерный
ВкусКислыйГорькийСладкийОстрыйСоленый
Процесс развитияВозрастаниеКульминацияЦентрУпадокПокой
СезонВеснаЛетоКонец летаОсеньЗима
ОрганПеченьСердцеСелезенкаЛегкиеПочки
СекретСлезыПотСлюнаМокротаМоча
ТканьМышцы, сухожилияСосудыСоединительная тканьКожный покров и волосыКость
Органы чувствГлазаЯзыкРотНосУши
Звуковая характеристика состоянияКрикСмехПениеПлачСтон
Положительные эмоцииДобротаЛюбовь, радостьЧестность открытостьБлагородство, мужествоКротость
Отрицательные эмоцииГневНенависть, раздражительностьБеспокойство, озабоченностьПечаль, тоска подавленностьСтрах, напряженность
Психологические состоянияКонтроль, решительностьТеплота, жизнеспособность, возбуждениеСпособность к целостности, устойчивости, чувство сосредоточенности и уравновешенностиСила, основательностьЧестолюбие, сила воли
ПланетаЮпитерМарсСатурнВенераМеркурий

При таком подходе к состоянию здоровья древнекитайские врачи наблюдали определенные связи между Вселенной, состояниями основных органов человека и его психоэмоциональными состояниями.

Категория восприятияЛегкиеПочкиПеченьСердцеСелезенка
Эмоции позитивныеБлагородство. МужествоКротостьДобротаЛюбовь. Честность УважениеБеспокойство. Справедливость. Открытость
Эмоции негативныеПечаль. ГореСтрах. Подавленность ИспугГневРаздраженность. Жестокость. НенавистьРассеяное
ФормаСплющенная. Спущенного мячаВысокая. ПрямаяНеуклюжая. Крошечная. СморщеннаяКруглая. Полная. ШирокаяКопьевидная. ОстраяКруглая. ГладкаяПодвижная. КолючаяПрямая. ОткрытаяНесимметричнаяШирокая. Большая
ЦветСерыйЯрко-белыйТемно-серый. МутныйЯрко-голубойТемно-красный. МутныйНежно-зеленыйТемно-оранжевыйЯрко-красныйМутныйСочно-желтый
ЗапахЗатхлыйЧистый. СвежийНечистот. МочиСвежийЕдкийСладкийРезкий. ГариДушистый. ЛаданКислыйСвежий. Сухой
ТемператураХолоднаяУмеренно теплаяХолодная. ЗябкаяУмеренно прохладнаяЖаркая. ВзрывоопаснаяТеплая. ПриятнаяКолеблющаяТеплая. НаполняющаяВлажнаяТеплая. Умеренная
ЗвукНизкий. НесильныйСильный. Уверенный. ЗвучныйВысокий. ВизгливыйШепот, приятный для слухаПрерывистый. ГромкийМелодичныйШумный. ПрерывистыйГлубокий. Устойчивый. РовныйКолеблющийсяЧистый. Нежный. Мелодичный
ОщущениеОтсутствие энергии. ИстощенностьПодъемНапряженность. ЗамкнутостьРасслабленность. Приподнятость. СобранностьБоль. Жестокость. ГрубостьВзлелеянностьРаздражительностьУверенность. ЗащищенностьНеуверенностьУравновешенность. Цельность
ТекстураСкомканнаяТвердая, но приятнаяСкользкаяБархатистаяШероховатаяМягкаяКактусообразнаяПриятная. БезопаснаяЛипкаяГладкая. Твердая
РазмерСплющенный. НизкийРасширяющийся вверхМаленькийБезграничныйРасширяюще-взрывной.Мягко расширяющийсяМалый. ТочечныйРасширяющийсяНепропорциональныйБольшой. Глубокий
ВкусСоленыйДоставляющий удовольствиеСоленыйМягкий. МедовыйГорькийСладкийУксусныйДоставляющий удовольствиеКислыйПриятный, освежающий
НаправлениеВнизВверхРассеянноеКруговоеАтакующий наружуОбволакивающийЗажатоеОткрытый Уравновешенный.СжимающеесяГоризонтальное

На Европейском континенте поиском оснований для классификации индивидуальностей по соответствию психического и телесного занимались еще Гиппократ и Гален. На основе теории о соотношении четырех жидкостей (кровь, желчь, черная желчь и лимфа), циркулирующих в организме, постепенно сформировалось учение о четырех типах характера (1,2), которое затем было подтверждено и развито в работах величайшего русского психофизолога И.П. Павлова (5).

Холерик. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Сангвиник. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

Флегматик. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

К.Г. Юнг, швейцарский психолог и психиатр, создатель одного из вариантов психоанализа — аналитической психологии различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт (6).

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми..

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром м