Ссылка на архив

Северо-Западный федеральный округр

Северо-Западный федеральный округ

А) Особенности ЭГП. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), включающий 11 субъектов Федерации, играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе страны. В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).

СЗФО является одним из ведущих российских центров научно-технического прогресса и подготовки высококвалифицированных кадров, здесь находятся объекты культуры и истории России, имеющие мировую значимость. В СЗФО производится значительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33% целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.

Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13, 6 млн. человек, или 9, 5% численности населения страны.

Экономико-географическое положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву и Белому — обеспечивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза — Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей.

СЗФО в настоящее время не отличается благоприятной экологической обстановкой, поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод Российской Федерации и около 11% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Б) Природные ресурсы. Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Европейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых — алмазов, апатитов, слюды, плавикового шпата, строительных материалов и др.

В Карело-Мурманской зоне сконцентрированы запасы железных, титано- и алюминийсодержащих, медно-никелевых руд, а также руд редких металлов, нерудных ископаемых и строительных материалов.

К этой же зоне прилегает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена предварительная разведка крупнейших запасов природного газа и газового конденсата на базе Штокмановского месторождения (около 4 трлн м3), расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.

Балансовые запасы железной руды (Ковдорское и Оленегорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское — в Республике Карелия) составляют около 5% общероссийских, однако удельный вес добычи руды здесь приближается к 1/5 добычи в стране.

Месторождения медно-никелевых руд на Кольском полуострове (Мурманская область, пос. Печенга) в значительной мере выработаны.

Добыча горно-химического сырья — алюминийсодержащих апатитов и нефелинов, представленных комплексными апатито-нефелиновыми рудами Кольского полуострова, ведется в Кировске и Апатитах Мурманской области. Нефелины и производимый из них концентрат пока имеют ограниченное значение (исключительно для Пикалевского глиноземного и Волховского алюминиевого заводов в Ленинградской области), так как не выдерживают конкуренции с более качественными и дешевыми отечественными и импортными бокситами. В различных частях этой же республики и в Архангельской области имеются месторождения бокситов, марганцевых, титановых, хромовых руд, золота и алмазов.

Бокситовые руды добываются на Тимане (северо-запад Республики Коми) на базе Средне-Тиманского бокситового рудника.

На базе Парногского месторождения марганцевых руд в Республике Коми налажены их добыча и обогащение, пока в незначительном объеме.

Добыча титановых руд ведется шахтным способом на комплексном Ярегском нефтетитановом месторождении в Республике Коми, где попутно с титановым сырьем осуществляется разработка запасов тяжелой нефти.

Б) Население. Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. 13, 6 млн человек, отличается высоким удельным весом городских жителей — свыше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области — 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса. Плотность населения на территории округа неравномерна в прибалтийских регионах, включая Калининградскую область, проживает 2/3 всех жителей, свыше половины из них — в Санкт-Петербурге. На другом полюсе — Ненецкий автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. человек, при плотности — 0, 3 человек на 1 км2.

Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8, 4 человек на 1000 жителей). Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит также старая возрастная структура населения. Депопуляция, т.е. сокращение населения, — серьезнейшая демографическая и социально-экономическая проблема федерального округа, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного воспроизводства, так и регулируемого притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федеральной демографической политики на период до 2025 г.).

При этом стабильным миграционным притоком в СЗФО выделяются лишь г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно имеют положительное сальдо миграционного баланса, как с другими регионами округа, так и с большинством остальных субъектов Российской Федерации и новых независимых государств.

В прибалтийских регионах — на границе с Финляндией и Эстонией — проживает небольшое число финнов и родственных им эстонцев и малых народов — вепсов и ингерманландцев. Многонациональностью отличается Санкт-Петербург, где (как и в Москве) имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и др.

В СЗФО, где общая численность населения сокращается, происходит увеличение численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике. Стабильно сокращаются как уровень безработицы, так и численность безработных.

В) Отрасли специализации хозяйства округа. Здесь основными отраслями рыночной специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, многопрофильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве — льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболовство. Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европейского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная металлургия (около 34% объемов производства), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 17%) и топливная промышленность (15%).

Черная металлургия представлена тремя горно-обогатительными железорудными предприятиями: Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшским ГОК в Карелии, а также металлургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Череповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и метизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии.

Цветная металлургия представлена добычей бокситов и нефелинов. Выплавка алюминия осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская область) и пос. Надвоицы (Карелия). Медь, никель и кобальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель» в Мурманской области, получающих сырье как с местных месторождений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярского края, откуда медно-никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским путем.

Лесопромышленный комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины — целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Коряжма (Архангельская область). В настоящее время комплекс находится в стадии технического перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что позволит сократить все еще сохраняющийся невыгодный для страны вывоз круглого леса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает на Европейском Севере добычу угля, нефти и природного газа, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн. т, или менее 70% производственных возможностей находящихся здесь шахт. Добываемые угли на 2/3 коксующиеся. Они направляются на Череповецкий металлургический комбинат (70%), а также на предприятия Урала.

Нефтегазовый комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн. т нефти и 4 млрд. м3 природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Происходит постепенный сдвиг нефтегазодобычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода на шельф уже в ближайшие годы.

Машиностроительный комплекс представляет собой энергетическое и транспортное машиностроение, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения — почти все предприятия в составе ВПК. Большинство крупных машиностроительных предприятий сконцентрировано в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Комплексы быстро развивающейся пищевой промышленности представлены предприятиями, производящими мясо-молочные изделия, рыбные консервы, пивоваренную (компания «Балтика»), хлебобулочную и кондитерскую продукцию.

Электроэнергетическое производство представлено в прибалтийских регионах тепловыми, атомными и гидравлическими электростанциями. Наибольшее значение имеют Ленинградская АЭС (намечается увеличение ее мощностей), а также новая Северо-Западная ТЭЦ, отличающаяся применением современных ресурсо- и природосберегающих технологий.

Предприятия лесохимического комплекса — Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика Ленинградской области — производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели.

Ведущие комплексы промышленного производства в Калининградской области — машиностроение (более 1/6 объема производства продукции), пищевая (рыбная) промышленность — около трети продукции, топливно-энергетический комплекс (10%) и лесообрабатывающие комплексы (7, 5%). Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности), дорожном и подъемно-транспортном машиностроении, а также сборке легковых автомобилей ряда зарубежных фирм. Главные центры машиностроения — Калининград и Гусев.

Рыбная промышленность — одна из главных в области, развивается она на базе рыболовства в Балтийском и Северном морях, Возможно возобновление экспедиционного вылова рыбы и морепродуктов в Атлантике. В Калининграде функционирует крупный рыболовецкий порт.

Развитие топливно-энергетического комплекса региона обусловлено узостью собственной энергетической базы. Современная (2005 г.) добыча нефти в области (1, 25 млн. т) и природного газа (свыше 100 млн. м3) не удовлетворяет местных потребностей и может быть увеличена в перспективе на шельфе Балтийского моря. Для смягчения зависимости от внешних поставок электроэнергии (до 80%) в области построена новая современная ТЭЦ.

В северных регионах округа доминирует животноводство молочно - мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Архангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 0% поголовья оленей в РФ).

В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт - Петербурга, картофелем, овощами и мясомолочной продукцией. В Калининградской области развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство в округе развивается, главным образом, в Мурманской области (около 580 тыс. т уловов в Баренцевом и Белом морях), а также Калининградской области (около 290 тыс. т уловов в Балтийском и Северном морях). В обоих регионах существуют серьезные проблемы, связанные с технической изношенностью рыболовных флотов, а также с организацией рыбного промысла, когда большая часть выловленной рыбы уходит за рубеж в ущерб внутреннему рынку.

Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфраструктуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных дорог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 км2 территории. Недостатком местных дорог общего пользования является их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.

Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к настоящему времени более 5 млн. т) в условиях перераспределения российских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и налаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.

Плотность автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и составляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км2 территории.

Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще больше после завершения строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.

Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строительства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт-Петербурга так и в сторону Финляндии, а также Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского пути).

Не теряет своего значения речной транспорт, выгодно использующий возможности трансевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских водных путей, открывающихся через Беломоро-Балтийское и Волго-Балтийское воднотранспортные соединения, так и через систему зарубежных водных соединений. Все эти водные пути, связывающие Черное, Балтийское и Каспийское моря, формируют основу международного транспортного коридора Север—Юг.

Транспортный комплекс Европейского Севера можно считать развитым относительно других северных территорий страны. Однако по плотности автомобильных и железных дорог он в 5 раз уступает прибалтийским регионам округа.

Уровень развития непроизводственной сферы в СЗФО — выше среднего по России. Но достигается такая ситуация преимущественно за счет высокого уровня развития непроизводственных отраслей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Санкт-Петербург — второй по значению в стране (после Москвы) центр науки, высшего образования, культуры, искусства, туризма, финансовой деятельности и т.д.

По объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Центрального и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по 20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2, 5 раза.

Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию. Такая ситуация связана прежде всего с географическим положением округа относительно западноевропейских зарубежных государств (главных внешнеторговых партнеров современной России) и внутренних районов страны. В последние 10— 15 лет на территории округа построены многочисленные предприятия (торговые, автосборочные, пищевые и др.), которые на основе использования импортных сырья и комплектующих обрабатывают и производят продукцию, сбываемую затем на всей территории России. Поэтому на территории СЗФО так велик импорт, по объемам которого особенно выделяются Санкт-Петербург (импорт вдвое превосходит экспорт), а также Ленинградская и Калининградская области (импорт превосходит экспорт примерно в 5 раз).

Остальные регионы СЗФО (Мурманская область, Республика Коми и др.) имеют структуру внешней торговли, типичную для России в целом. На внешний рынок они поставляют преимущественно сырье или продукты его первичной переработки (нефть, лес, металлы), а готовую потребительскую продукцию из зарубежных стран получают в основном не напрямую, а через посреднические фирмы в Москве и Санкт-Петербурге. При этом объем внешнеторгового оборота зависит от размещения крупных предприятий-экспортеров (металлургических комбинатов и т.п.).

Главными внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО являются государства Зарубежной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с США, Японией, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы округа имеют с Белоруссией и Украиной.

Г) Внешние связи хозяйства общества. Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта (4, 5 млн т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В связи с этим порт будет реконструироваться и расширяться, включая налаживание постоянного железнодорожного паромного сообщения с Санкт-Петербургом. Главные достоинства порта заключаются в том, что это единственный незамерзающий порт России на Балтийском море и расположен он на небольшом удалении от большинства портов Балтийского и Северного морей.

В Северо-Западном федеральном округе экологическая ситуация очень сложна. К выбросам в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, в первую очередь крупных предприятий электроэнергетики, машиностроения, металлообработки, целлюлозно-умажной и химической промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей, а также от передвижных источников (на долю автотранспорта приходится в среднем 60—80% суммарных выбросов), добавляются трансграничные поступления различных химических веществ, прежде всего на территорию Новгородской и Калининградской областей. Так, «импорт» соединений серы более чем в 40 раз, а оксида азота — в 160 раз превосходит выбросы от собственных источников загрязнений Новгородской области.