Теория стоимости
Экономическая теория - одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Как отрасль науки экономическая теория возникла в период становления капитализма, т. е. XVI-XVII века.
Экономистов всегда волновал вопрос стоимости товаров. Это и понятно. Ведь стоимость - важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно сформулировать следующим образом. Стоимость - это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров. Величина стоимости определяется трудом, затраченным на изготовление единицы каждого товара.
Вопросом стоимости занимались многие экономисты, и у каждого из них были свои взгляды на процессы формирования стоимости. Следовательно, возникло несколько теорий стоимости. Это трудовая теория стоимости, прибавочная теория стоимости, теория издержек производства и теория предельной полезности.
Стоимость относится к числу фундаментальных, сквозных проблем экономической науки. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости - это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.
Стоимость начинает формироваться, задолго до производства товара, при его проектировании.
1. Теории образования стоимости
В экономической науке нет однозначного ответа на вопрос о природе новой стоимости. Здесь сложились две прямо противоположные теории, в которых предприняты попытки обнаружить закономерные процессы образования и распределения вновь создаваемой стоимости.
1.1 Теория прибавочной стоимости
Классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо выдвинули теорию прибавочной стоимости, которую наиболее полно развил К. Маркс в «Капитале». Существо этой теории можно представить в следующих положениях:
Первое. Новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается работникам в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала.
Второе. Рабочий день наемного труженика делится на две части. Сначала он затрачивает необходимый труд, идущий на содержание его самого и семьи: создает эквивалент его заработной платы. Потом он расходует прибавочный труд, во время которого производит прибавочную стоимость.
Третье. Деление новой стоимости на две известные доли вызывает противоположность экономических интересов наемных работников и бизнесменов, ибо увеличение доходов одних происходит за счет уменьшения заработков других.
Теория прибавочной стоимости не противоречит очевидному факту: новая добавленная стоимость делится на две части — заработную плату работников и валовую прибыль (прибавочную стоимость). Но эта теория не соответствует сейчас многим условиям постиндустриальной экономики. Так, валовая прибыль на акционерных предприятиях достается не какому-то одному частному собственнику, а всем акционерам, в том числе рабочим, имеющим акции. С возникновением государственного сектора экономики значительная доля прибыли предприятий стала изыматься в виде государственных налогов. Последние идут на удовлетворение разнообразных совместных общественных потребностей (бесплатное среднее образование, развитие науки, социальные нужды и т.п.).
Теперь перейдем к анализу и оценке противоположной концепции.
1.2 Теория факторов производства
В противоположность рикардианским взглядам на источник стоимости и образования доходов Жан Батист Сэй в конце XVIII в. выдвинул концепцию, согласно которой основой стоимости выступает не один, а несколько факторов:
- Труд можно определить как целенаправленную деятельность людей по созданию жизненных благ.
- Земля - природные ресурсы (пахотные земли, леса, месторождения нефти, газа, угля, металлов, водные и другие естественные ресурсы).
- Капитал - произведённые ресурсы, то есть вещи, созданные или обработанные людьми и предназначенные для дальнейшего использования их в производстве (машины и оборудование, производственные здания и сооружения, инструменты, сырьё и полуфабрикаты, другие средства производства, уже прошедшие через руки людей).
Так появилась теория трех факторов производства. Рассматривая взаимосвязь свойств потребительной стоимости и меновой стоимости, он обращает внимание на полезность, которую предлагает определять с помощью рыночных цен, именно так оценивает общество полезность. Поэтому цену товара он рассматривает как мерило его ценности, а ценность - мерилом его полезности. Стоимость и количество полезности являются для него равнозначащими терминами. Таким образом, в отличие от Д. Рикардо, цена интерпретируется Ж.Б. Сэем не как денежное выражение затрат рабочего времени на производство продуктов, а как денежная мера их полезности. Сэй по существу отделил теорию распределения от теории производства.
При такой постановке для всякого производства необходимо соединение всех ресурсов, природных; средств и орудий труда; а также рабочей силы, то есть земли, капитала и труда. В результате была сформулирована широко известная теория трех факторов производства. В ней изложено положение о взаимосвязи основных экономических факторов в процессе создания национального продукта. Здесь четко сформулирована мысль о равноправном участии труда, капитала и земли в создании продукта. В этой теории прибыль представляет собой естественное порождение капитала; рента - естественное порождение земли; заработная плата как порождение труда.
В конце XIX в. по-своему развил данную теорию Д. Б. Кларк, он создал учение о предельной производительности труда и капитала. Данное учение можно кратко изложить в ряде положений:
Первое. Новую стоимость создают все факторы производства: труд, капитал и земля. Каждому из них закономерно достается доля общего богатства.
Второе. Согласно концепции предельной производительности каждый из трех факторов в процессе создания стоимости (соответствующего фактору дохода) имеет определенные границы своего производительного эффекта. Участие труда, капитала и земли в образовании стоимости товара определяется их предельной производительностью — величиной создаваемого каждым фактором предельного продукта. Под таким продуктом понимается конечный прирост изделий, полученный в результате увеличения данного производственного фактора на единицу (например, при наборе дополнительного числа рабочих на 1000 человек) и при неизменной величине других (допустим, стоимость применяемого капитала — 100 млн. руб. — остается прежней). Если одну и ту же величину капитала будет применять все возрастающее число рабочих вплоть до последней их единицы (при исчерпании трудовых ресурсов), то, само собой разумеется, происходит снижение прироста продукции в расчете на одного работника. В итоге все занятые в таком производстве будут иметь выработку, равную производительности последней единицы труда. Цена этого фактора, которую субъективно определяет предприниматель, снизится для всех работников.
Третье. Образование новой стоимости (и соответствующего дохода, приходящегося на фактор) происходит в соответствии с законом убывающей производительности последовательных затрат. Если согласно закону будет последовательно увеличиваться, например, число рабочих, обслуживающих данное неизменное количество машин, то объем производства будет увеличиваться все медленнее, по мере того как больше рабочих будет привлекаться к производству. Тогда при достижении предельной величины выработки рабочие не будут приносить дополнительного дохода. Их доля в общей стоимости общественного продукта равна численности рабочих, умноженной на величину их предельной производительности.
Данная теория достаточно верно указывает на участие всех трех факторов производства в создании готовых продуктов. Она позволяет правильно описать количественную зависимость между общей величиной выпуска изделий в их натуральном выражении и силой действия отдельных факторов. Но концепция предельной производительности факторов вызывает сомнение прежде всего в том, что вещественные условия производства якобы наряду с трудом создают новую стоимость, а тем самым непосредственно формируют доходы собственников. Эта концепция разработана для случая приостановки технического прогресса, когда действительно эффективность всех факторов снижается по мере расширения производства. Но такая ситуация совсем не характерна для развитого товарного хозяйства и бизнеса, особенно в XXI столетии. Согласно экономике закон убывающей производительности осуществляется лишь в условиях совершенной конкуренции — в своеобразном «мире без трений». Однако мы знаем, что совершенной конкуренции не существует.
Следует выделить еще один фактор производства – предпринимательскую деятельность. Она рассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.
Подводя итоги сравнительного анализа двух теорий новой стоимости, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, теория прибавочной стоимости и теория факторов производства не расходятся между собой в признании следующих реальных фактов:
а) новая стоимость создается в процессе производства;
б) эта стоимость распадается на две основные части — заработную плату и валовую прибыль;
в) валовая прибыль в свою очередь на определенных юридических основаниях делится на процент, ренту и чистую прибыль.
Во-вторых, обе теории более всего соответствовали начальной фазе капитализма. Они во многом уже не отвечали качественно новым социально-экономическим условиям, утвердившимся в западных странах в XXI в. Так, с образованием государственного сектора значительная часть прибыли (прибавочной стоимости) стала изыматься государством у фирм в виде налогов.
2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ
Для удовлетворения материальных потребностей людей необходимо производство, то есть процесс создания жизненных благ, разнообразных продуктов. На всех этапах развития человечества в качестве главных факторов производства выступали: рабочая сила (это личный, или человеческий, фактор) и средства производства (вещественный, или материальный, фактор), а так же сырье и материалы.
Однако производительные силы не остаются неизменными. С прогрессом общества они развиваются, совершенствуются и меняют своё содержание. Так, в условиях современной научно-технической революции (НТР) наблюдается их значительное усложнение. К традиционным рабочей силе и средствам производства добавляется ряд новых или получивших самостоятельное значение элементов и факторов -таких, как, например, наука, информация, энергия, экология и др. (вплоть до особой этики в современном производстве и бизнесе, по мнению некоторых авторов). Рассмотрим ключевые факторы подробнее.
2.1 Влияние рабочей силы на стоимость
Рабочая сила - это способность человека к труду, совокупность его физических и умет венных сил, применяемых в производстве.
Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия "рабочая сила" и "труд" часто отождествляют. Труд можно определить как целенаправленную деятельность людей по созданию жизненных благ. Значение этой деятельности огромно, поскольку именно она - источник достатка, обеспечивающий процветание как отдельной семьи, так и целой нации.
Современная бурная НТР (научно-техническая революция) вызывает огромные изменения в экономике. В производство внедряются компьютеры, электроника, гибкие автоматизированные системы, другая более эффективная техника. В результате растут техниковооружённость труда и его производительность, а непосредственный труд людей вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом. Всё это в корне меняет роль человека-работника в производстве. Он перестаёт быть механическим исполнителем при отдельной машине, управляет целой системой машин, становится главным звеном в технологическом процессе - его контролёром и регулировщиком. Такое изменение роли личного фактора обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая, всесторонняя и идущая в ногу со временем образованность, профессионализм и компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях. Формирование работников нового типа в масштабах страны - процесс сложный и длительный; в нём можно выделить четыре основных направления:
ü разносторонняя образовательная и профессиональная подготовка кадров. Это значит, что новые техника и технология должны появляться в учебных аудиториях раньше, чем на заводах, а повышение и корректировка квалификации работников ведутся постоянно, вместе с развитием НТП;
ü интеллектуализация труда.Она проявляется в том, что труд приобретает всё более умственный, аналитический, оперативно творческий характер; что человек, как говорится, больше работает головой, а не руками, самостоятельно и гибко решая производственные задачи; что он имеет дело с большими потоками информации и управляет сложной техникой, а то и целыми системами машин;
ü гуманизация труда. Процесс гуманизации производства означает как бы его "очеловечивание", подстройку к запросам работников. Это предполагает усиление "внимания к человеческому элементу" и выполнение рекомендаций эргономики1 (облегчение и оздоровление условий труда, рационализация и автоматизация трудовых операций, повышение самостоятельности и творчества работников).
ü демократизация производства. Этот процессосуществляется через участие работников в акционерном капитале своей фирмы, в управлении ею, в распределении полученных доходов; через гласность в вопросах финансового положения и социально-экономических перспектив предприятия; через утверждение в производстве "товарищеского отношения людей между собой";
Важнейшим показателем использования фактора рабочей силы является производительность труда, то есть его продуктивность, результативность. Благодаря росту продуктивности экономятся трудовые ресурсы, удешевляется производство, растёт богатство общества. Основные факторы, определяющие уровень производительности труда, можно сгруппировать в следующие шесть пунктов:
- уровень образованности, квалификации и профессионализма работников, организация и культура их труда;
- степень заинтересованности производителей в результатах труда, их дисциплина и ответственность;
- уровень развития науки, техники, технологии и эффективность их применения в производстве;
- рациональность и экономичность использования сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов;
- интенсивность труда, т.е. степень его напряжённости, энергичности, скорости трудовых операций;
- природные условия (обилие и доступность полезных ископаемых, лесов, вод; плодородие почв, климат и т.д.);
2.2 Влияние капитала на стоимость
Каждое предприятие заинтересовано в наиболее эффективном применении своего капитала. Пути к этому можно сгруппировать в три главных направления.
ü Первое направление касается основного капитала. Оно предполагает повышение фондоотдачи и коэффициента сменности работы оборудования с помощью таких мер, как: сведение к минимуму неустановленного, бездействующего оборудования; увеличение доли активных фондов и сокращение затрат на пассивный капитал; полное использование производственных площадей; рационализация рабочих мест (избавление от лишней техники, расширение зон обслуживания); улучшение эксплуатации и ремонта техники; устранение простоев и стимулирование труда во вторую и третью смены; замена устаревших фондов новой, высокопроизводительной техникой; ускорение сооружения и ввода в действие новых мощностей.
ü В отличие от первого второе направление нацелено на повышение эффективности использования оборотного капитала.Здесь главное -снижение материалоёмкости продукции, то есть затрат материальных ресурсов (металла, дерева, топлива, энергии, воды и др.) на выпуск единицы продукта. Это предполагает всемерную экономию ресурсов: применение новых, экономичных материалов и прогрессивных конструкций изделий; внедрение ресурсосберегающих технологий и рациональной организации труда; стимулирование сокращения расхода ресурсов, улучшения качества продукции и т.п.
ü Наконец, третье из направлений - это сокращение времени оборота капитала. Оно позволяет при тех же ресурсах производить больше продукции за данный период, что равнозначно экономии ресурсов.
2.3 Влияние организации труда и технологии производства на стоимость
На современных предприятиях уделяют внимание организации труда и технологии производства.
Организация производства – это его определённое устройство с целью обеспечения единства, слаженности и эффективности всего производственного процесса.
Технология производства – это те конкретные приёмы и методы, рабочие процессы и порядок изготовления продукта, которые в нём применяются.
Знание современных технологий - ключ к эффективному производству, поэтому в хозяйственном мире широко распространён обмен наиболее передовыми ноу-хау — технологическими знаниями и опытом. Характерной чертой новейших, или, как говорят, высоких, технологий является их опора на широкое использование в производстве информации и компьютеров. Подобные технологии называют информационными, или информационно-компьютерными.
Познакомившись с факторами производства, обратимся теперь к вопросу их использования для выпуска различных товаров и услуг. От того, каков будет конкретный "расклад" ресурсов в экономике, зависят производственные возможности общества. Для России эта проблема более чем актуальна. В социалистические времена в громадном и тогда ещё богатейшем Советском Союзе мало кто задумывался о жёсткой ограниченности и взаимозависимости экономических ресурсов общества. Беспредельно наращивая выпуск, скажем, комбайнов на "Ростсельмаше", хозяйственники не хотели замечать, что это отбирает у страны возможности хотя бы смягчить положение с нехваткой бытовых пылесосов и холодильников.
В современной развитой рыночной экономике свою способность к труду человек может использовать по двум направлениям: либо как предприниматель, который ведёт своё собственное дело (бизнес), либо как наёмный работник у предпринимателя (бизнесмена). Особым человеческим ресурсом в производстве служат предпринимательские способности. Они заключаются в способности человека генерировать оригинальные, новаторские идеи, в его умении и готовности организовать бизнес или любое новое дело, принимая на себя связанные с ним затраты, риск и ответственность. Способностью к организации бизнеса обладает далеко не каждый. Подлинного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, творческий дух, деловая хватка, расчётливость, умение общаться с людьми, способность убеждать, воодушевлять их и вести за собой, уважение и доброжелательность к окружающим.
3. ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДРАЖАТЕЛЬСТВА
Стоимость прибавочная капитал теория
Концептуальная разница между технологическим лидерством и подражательством достаточна ясна. Стратегическая цель технологического лидерства состоит в использовании новой технологии, чтобы либо стать производителем с самыми низкими издержками в отрасли (порой та или иная технология способна в разы снизить издержки производства), либо делать продукцию с уникальными качествами и таким образом добиться превосходства над конкурентами. Стратегическая привлекательность технологического подражательства состоит в изучении опыта лидера, воизбежании первоначальных издержек и модернизации новой технологии, чтобы обойти лидера и стать самым дешевым производителем в отрасли или так доработать продукцию, чтобы она лучше удовлетворяла потребности покупателей
Выбор из двух стратегий: лидерства и подражательства — дело непростое. Следует учесть многие факторы, В целом, привлекательность технологического лидерства состоит в следующем:
1. Величина технических возможностей. Чем выше технические возможности, тем больше шансов далеко оторваться от конкурентов по издержкам.
2. Техническая квалификация фирмы. Лидерство предпочтительно, когда техническая квалификация фирмы дает ей возможность оторваться от конкурентов. Лидерство менее выгодно, если конкуренты обладают сравнимой технической квалификацией и могут быстро нагнать лидера. Техническое превосходство может быть обеспечено за счет более умелого проведения НИОКР, а также способностью по крохам добывать техническое «ноу-хау» у покупателей и поставщиков, накапливать технический опыт и обеспечивать патентную защиту.
3. Доля других технологий (технологий поставщиков, покупателей или других отраслей) в данной технологии. Чем в большей мере данная технология состоит из других технологий, тем выше риск лидерства, поскольку доступ конкурентов к технологии не слишком зависит от их технической квалификацииили объема НИОКР.
4. Величина и суть преимуществ первопроходца. Преимущества первопроходца позволяют лидеру извлечь из новой технологии ряд конкурентных преимуществ, которые сохранятся даже если технологическая пропасть, отделяющая его от конкурентов, со временем будет перекрыта. Преимущества первопроходца состоят в том, что (а) лидер может добиться авторитета главного производителя (что будет способствовать удержанию старых и привлечению новых покупателей) и приобрести новый имидж; (б) наличие издержек на смену производителя (наличие этих издержек означает, что покупатель продолжит покупать товар производителя, даже если этот товар более не превосходит товары конкурентов); (в) существование крутой кривой обучения или опыта.
Если преимущества первопроходца значительны, то чтобы обеспечить долговременное конкурентное преимущество, лидер может воспользоваться этими преимуществами один раз,. Но если преимущества первопроходца не велики, то технологическое лидерство придется подтверждать постоянно.
5. Будет ли технический прогресс продолжать развиваться в одном направлении. Когда технология непрерывно развивается по одному пути, лидер продолжает сохранять преимущества первопроходца. Но если технический прогресс неожиданно пойдет по другому руслу, квалификация и инвестиции лидера обесценятся. В этом случае стратегия лидерства становится рискованной и неопределенной. Но бывают ситуации, когда выгоднее оставаться технологическим подражателем.
Такие ситуации имеют место, когда:
1. Инвестиции в новую технологию являются специализированными и негибкими, а технология меняется быстро. Так бывает в молодых отраслях с неустановившейся технологией и в таких случаях подражатели могут легко и быстро обогнать лидера.
2. Потребности и поведение покупателей меняются быстро. Изменение потребностей или поведения потребителей может ликвидировать преимущества первопроходца. В таких случаях не сохраняется лояльность потребителей продукции лидера. Если репутация лидера крепко привязана к старому товару или старой производственной технологии, его преимущества исчезают.
3. Технический прогресс спорадически меняет направление своего развития. В таком случае преимущества лидера недолговечны, а издержки по их завоеванию могут превышать разумные пределы, особенно с учетом того, что прорыв в сфере другой технологии может совершенно неузнаваемо изменить рыночные и технические возможности.
4. Существует неопределенность относительно использования той или иной технологии. Бывает так, что в отрасли конкурируют несколько технологий и нет уверенности, которая из них возьмет верх. Ставить на лидерство в одной или другой технологии рискованно (а развивать все технологии обычно невозможно). В этом случае привлекательна осторожная стратегия «подождем и посмотрим», которая подразумевает, что при прояснении ситуации будет предпринят рывок с целью обогнать лидера (избежав при этом его ошибок и доставшегося дорогой ценой опыта).
5. Технические достижения лидера легко копируются. Бывает так, что издержки на имитацию невысоки и новая технология быстро распространяется в отрасли. Это случается, когда технологию невозможно запатентовать или удержать в секрете и усилиями торговых ассоциаций, через специализированные публикации, путем осмотра на месте сооружений и оборудования, посредством обратной разработки (когда изделие лидера разбирается на части, чтобы выяснить, как оно устроено), за счет получения информации от поставщиков, покупателей и бывших сотрудников лидера она становится общественным достоянием. Преимущество первопроходца по времени сокращается в степени, достаточной, чтобы подражатели не слишком отстали от лидера и догнали его без дополнительных издержек, которые несет всякий первопроходец (речь идет о дорогостоящих ошибках, фальстартах, перепроектировании и внесении изменений в конструкцию, испытаниях и отладке).
6. Барьеры вывода инновации на рынок слишком высоки и труднопреодолимы. Технологическое лидерство может быть связано с преодолением многочисленных барьеров, например, получения официального одобрения, обучения потребителей премудростям извлечения выгоды из продукции, дополнительного инвестирования в ремонтный и технический персонал, поиска поставщиков комплектующих, ресурсов и каналов сбыта. На преодоление этих барьеров может потребоваться много времени и денег, так что лидерство не принесет выгоды, а наиболее приемлемой стратегией становится стратегия технологического подражательства.
Заключение
На стоимость товара влияет множество факторов производства. Задачей экономистов на предприятиях предусмотреть все эти издержки (Приложение 1). Кроме расходов, связанных с производством товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Произведенный товар надо перевозить, в процессе транспортировки погружать и разгружать, хранить на оптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать, рекламировать, упаковывать, наконец, продавать. Это так называемые расходы в сфере обращения товаров, т.е. издержки обращения. Как и производственные издержки они состоят из материальных затрат и расходов на оплату труда разной категории работников.
Нельзя выделить главный фактор, влияющий на стоимость товара, все факторы неразрывно связаны между собой. Для снижения стоимости следует делать упор на развитие технологий производства, приобретение современного оборудования и на грамотную организацию труда.
Рассмотрим пример НПО «Искра» и ПЗ «Машиностроитель». Необходимо заметить, что в начале своей истории эти два заводы были одним предприятием, а на данный момент выпускают продукцию военной тематики. Так вот, стоимость идентичной продукции на ПЗ «Машиностроитель» на 25% ниже стоимости НПО «Искра». Такая разница в стоимости создалась засчет того, что руководство НПО «Искра» вовремя не среагировало на ситуацию, создавшуюся на экономическом рынке, упустило ряд важных контрактов. По последним данным численность работников НПО «Искра» достигает 3000 человек, а производственная программа способна «прокормить» лишь 1900 человек. Таким образом необходимы немедленные меры со стороны руководства, грамотная организация труда, расширение номенклатуры выпускаемой продукции.
1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник – М. 2007: Юрайт
2. Журавлева Г. П. Экономика. Учебник – М. 2009: Экономистъ
3. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М., 2008
4. Куликов Л. М. Экономическая теория. Учебник – М. 2009: Проспект Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов – М. 2006: Высшая школа
5. Экономика фирмы /Перевод с англ. под редакцией Ю. В. Шленова/ – М. 2008:Бином
6. www.rosstat.ru
7. www.wekipedia.ru