Ссылка на архив

С. И. Танеев. Черты стиля

(1856-1915)

Ученик Чайковского по сочинению и Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был тесно связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где протекала вся его последующая деятельность. Еще при жизни Чайковского он занял видное положение в московском музыкальном мире, а к началу XX века стал одной из ведущих фигур русской музыкальной культуры.

Деятельность Танеева была чрезвычайно разносторонней. Выдающийся композитор сочетался в его лице с крупнейшим музыкальным ученым-теоретиком, превосходным педагогом, замечательным исполнителем-пианистом, активным музыкально-общественным деятелем.

Танеев обладал большой эрудицией не только в вопросах музыки, но и в других областях знания. Его внимание привлекали проблемы философии, истории ."и естествознания, изобразительного искусства и литературы. Многообразие интересов композитора определило обширный круг его личных связей. У него установились близкие отношения с Л. Н. Толстым и его семьей? он встречался и с И, С. Тургеневым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым, Я. П. Полонским и другими писателями и поэтами; общался он и с художниками - В. Е. Маковским, И. И. Левитаном, с учеными.- К. А. Тимирязевым, А. Г. Столетовым и со многими иными известными современниками.

Огромному авторитету Танеева способствовала не только широкая образованность, но и высокие моральные качества. Исключительная принципиальность, огромная внутренняя дисциплинированность характеризуют всю деятельность композитора-ученого. Строго взыскательный предельно добросовестный по отношению к себе самому как в вопросах искусства, так и в жизни, он требовал того же и от других. Не случайно современники называли его "музыкальной совестью Москвы". "Всякий человек, как бы ни были ограничены его силы, должен способствовать повышению нравственного уровня общества, к которому он принадлежит",- писал композитор в одном из писем.

Высокие этические идеи стали основным содержанием творчества Танеева. Ряд значительнейших его произведений воплощает мужественную борьбу человека за светлые идеалы и утверждение положительного начала. Танеев верил в силу разума, и это сообщало его мировосприятию глубоко оптимистический характер.

Танеев придавал большое значение народной песне как источнику композиторского творчества. "Прочно только то, что своими корнями гнездится в народе",- писал он, считая главной задачей русских композиторов "способствовать созданию национальной музыки". В то же время в его собственных вючинениях ясно выраженные связи с народно-песенными интонациями отсутствуют. Бытовые интонационные элементы вообще представлялись ему неуместными в произведениях большого философского содержания. Этические проблемы решались Танеевым несколько абстрактно. Стремясь к постановке больших общечеловеческих, "вечных" вопросов, он не обращался, как это делали композиторы-шестидесятники, к жизни народа (показательно, что сюжет своей единственной оперы "Орестея" он почерпнул из античной трагедии Эсхила).

Музыке Танеева, отличающейся глубиной и значительностью идейных замыслов, свойственна известная сдержанность в передаче чувств. Непосредственно эмоциональное начало умеряется у него разумом, интеллектуальным началом.

Музыкальный язык Танеева впитал в себя разнообразные интонационные источники - от музыки композиторов добаховского периода до современного ему музыкального творчества второй половины XIX и начала XX века. Танеев преклонялся перед мировым классическим искусством XVIII века. Оно влекло его глубиной, возвышенностью содержания, совершенством формы/ С Бахом и его предшественниками - полифонистами эпохи Возрождения - Танеева связывает полифоническая основа его музыкального мышления, сложившаяся в результате глубокого проникновения в их искусство.

Полифония служит для Танеева важнейшим средством развития. Полифонические закономерности во многом определяют в его музыке и принципы формообразования. Исключительно широко применяет он средства имитационной полифонии, в ряде произведений обращается к фуге, придавая ей обычно значение итога - обобщения всего предшествующего развития.

Изучение творчества Баха и Генделя имело особенно большое значение в формировании вокально-хорового мастерства Танеева. Существенную роль для его инструментальной музыки сыграло и творчество венских классиков - Моцарта, Бетховена.

Из современных композиторов Танеев в наибольшей мере испытал воздействие Чайковского; оно сказалось преимущественно в лирике (особенно в вокальной), но не ограничилось этим. К своему учителю Танеев примыкал также в передаче конфликтных драматических коллизий, что особенно ярко проявилось в его инструментальных произведениях.

На протяжении всей жизни Танеев оставался убежденным по следователем и хранителем заветов классического искусства. По сравнению со здоровым и цельным идейно значительным творчеством великих классиков музыка многих современных композиторов представлялась ему внутренне измельчавшей.

Музыкальное наследие Танеева охватывает различные жанры, как вокальные, так и инструментальные. Тяготение к большим, философски-углубленным замыслам заставляло его , обращаться в Ъервую очередь к крупным формам. Ограничившись лишь одной оперой, композитор уделил большое внимание хоровому жанру, в котором создал, помимо значительного числа хоров a cappella, три кантаты для хора *и солистов с оркестром. Вокальная часть наследия Танеева включает также ряд романсов и ансамблей.

Еще более видное место в творчестве Танеева занимает инструментальная музыка. Оркестровые произведения сравнительно немногочисленны. Большинство из них оставалось при жизни композитора неизданным. Из трех законченных симфоний Танеев напечатал только одну - последнюю (до минор), обозначенную в из-. -дании как Первая.1 Из четырех увертюр автор счел возможным издать тоже лишь одну - увертюру "Орестея". К симфонической области относится также Сюита для скрипки с оркестром.

Наибольшее внимание Танеев уделил камерному ансамблю. К этой области он обращался на протяжении всего творческого пути. Ряд камерно-инструментальных произведений принадлежит к. высшим достижениям композитора. Танеевым создано в общей сложности четырнадцать ансамблей для струнных инструментов (два квинтета, девять квартетов,2 три трио) и четыре для струнных с фортепиано (фортепианный квинтет, квартет, трио и скрипичная соната).3

Многосторонняя деятельность Танеева обеспечила ему почетное место в истории русской музыкальной культуры. Его творчество, глубоко содержательное и оптимистическое по своей идейной направленности, постепенно получает все более широкое признание слушателей; отдельные ' произведения, в частности до-минорная симфония, ряд романсов, приобрели значительную популярность, особенно в советскую эпоху. Танеев как ученый-теоретик, автор "Подвижного контрапункта строгого письма", стоит в ряду крупнейших представителей отечественного теоретического музыкознания. Великолепный педагог, вдумчивый и чуткий воспитатель молодых музыкантов, Танеев явился учителем многих выдающихся деятелей русской музыки.

Среди его учеников, сформировавшихся и достигших полной зрелости в дооктябрьский период, выделяются в первую очередь имена столь различных по индивидуальному облику композиторов, как Скрябин и Рахманинов, Метнер и Ляпунов. Из танеевской школы вышел также ряд видных советских композиторов --Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров; Танеев был, между прочим, и первым из выдающихся музыкантов, оценившим дарование одиннадцатилетнего С. С. Прокофьева. В числе учеников Танеева необходимо назвать также крупнейшего композитора-классика грузинской музыки 3. П. Палиашвили.

У Танеева учились и виднейшие представители русской дооктябрьской и советской пианистической школы и фортепианной педагогики - К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Л. В. Николаев, равно как и известные музыковеды, теоретики и музыкальные критики Б. Л. Яворский, Г. Э. Конюс,,Н. Я. Брюсова, Ю. Д. Энгель и многие другие.

Ценнейшие творческие, эстетические и педагогические заветы Танеева сохраняют свое живое значение и в наши дни.