Ссылка на архив

Несохранившиеся памятники Ульяновска

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Несохранившиеся памятники Ульяновска»

Выполнила:

Научный руководитель:

ЗАХАРОВА Наталья

Владимировна

Ульяновск, 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ 6

ГЛАВА 2. ОБЗОР НЕСОХРАНИВШИХСЯ ПАМЯТНИКОВ СИМБИРСКА 8

2.1. Несохранившиеся культовые здания Симбирска. 8

2.2. Несохранившиеся общественные здания и рядовая (жилая) застройка города. 23

2.3. Несохранившиеся природные памятники Симбирска. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 33

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 34

ВВЕДЕНИЕ

История нашего города в достаточной степени богата и событиями, и интересными объектами, и невозможно в одном историческом исследовании дать полное представление обо всем городе в целом. Поэтому целесообразнее ограничиться рассмотрением одной темы и рассказать о несохранившихся памятниках Симбирска-Ульяновска.

Бесценными для потомков «свидетелями» исторических событий являются здания и сооружения, а так же памятные места города и его окрестностей, в большинстве своем давно уже вошедшие в границы современного Ульяновска. В городе имеется значительное количество памятников архитектуры и градостроительства, представляющих собой как отдельные здания и сооружение, так и целые комплексы. Нередко одни и те же здания и сооружения являются одновременно памятниками архитектуры и памятниками истории.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что сейчас многие говорят о восстановлении утерянных ныне архитектурных памятников, особенно культовых зданий. В 1930-х годах, когда Симбирск уже носил свое новое имя – Ульяновск, были уничтожены практически все культовые сооружения, которые являлись не только архитектурными памятниками прошлого, но и просто украшением города. В последнее время интерес к истории в целом, и к памятникам истории, культуры, архитектуры и градостроительства в частности, возрос. Недавно администрацией города принято решение о восстановлении Троицкого собора, находившегося на Соборной площади (ныне площадь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина). Много говорят и о восстановлении природных памятников Ульяновска, например, реки Симбирки.

Значимость данной работы заключается в попытке показать несохранившиеся архитектурные и природные памятники Симбирска – Ульяновска, в попытке привлечь внимание к этой проблеме. В конце 1960-х годов необратимо исчезла старая застройка целых улиц: Минаева, К.Либкнехта, Ульяновых (соответственно бывших Солдатской, Лисиной, Стрелецкой). К сожалению, нельзя сказать, что на сегодняшний день мы не имеем фактов неоправданного сноса старых зданий и памятников нашего города. Взять хотя бы снос старых домов на улицах Красноармейской, Радищева, Мира ради постройки элитных домов и коттеджей. Или снятие декоративной чугунной решетки со сквера на улице Гончарова. Разумеется, жизнь идет вперед, и невозможно придерживаться полного невмешательства в застройку исторического центра, но делать это надо как можно более деликатно и разумно, соблюдая историческую преемственность, не нарушая целостности градостроительных и природных структур.

По отдельным архитектурным и градостроительным ансамблям, комплексам и объектам города ранее публиковались статьи и книги, однако проводимые в разные годы многими авторами исследования каждый раз добавляли новые материалы о памятниках, значительно расширявший наше представление о них.

В изученной мною литературе, больше внимания уделено сохранившимся архитектурным памятникам, исторической застройке города. Описание несохранившихся памятников представлено лишь культовыми сооружениями – соборами, церквями и мечетями. Так называемой рядовой (жилой) застройке, несохранившейся в наше время, внимание уделено мало, а ведь именно рядовая застройка, складывавшаяся на протяжении десятилетий, наиболее полно отражает жизнь общества и время, в котором она появилась. Ещё меньше внимания уделено природным памятникам Ульяновска, не дошедшим до нас.

Больше всего информации об архитектуре нашего города можно почерпнуть из книг Б.В. Аржанцева, где много написано о несохранившихся культовых памятниках архитектуры. Краеведческий путеводитель-справочник В.Н. Ильина отражает не только культовую архитектуру разных конфессий, но и захоронения, находившиеся на территории города.

Целью моей работы является собрать воедино информацию о самых выдающихся несохранившихся памятниках Симбирска – Ульяновска, не только культовых, но и несохранившихся общественных зданий города, а так же рядовую (жилую) застройку города. Под несохранившимися памятниками следует понимать не только разрушенные здания, но и здания кардинально поменявшие свой внешний вид в связи с перестройкой, как, например, Дом Гончарова или мусульманская мечеть. В краеведческой литературе теме несохранившихся общественных зданий не уделено должного внимания. Постараться собрать сведения по несохранившимся природным памятникам Ульяновска.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ

Творцом истории всегда и везде является народ. Памятники истории и культуры – свидетели нашего прошлого – отражают полностью народом путь.

К сохранению памятников истории и культуры разные народы на протяжении всей истории относились не одинаково. В некоторые эпохи на них не обращали внимания и представляли доживать свой век, в другие эпохи приспособляли для новых нужд, не заботясь о сохранении их художественных достоинств, но в отдельные периоды возникала потребность сознательного сохранения памятников ушедших поколений.

В дореволюционной России не существовало специального законодательства об охране памятников истории, архитектуры, искусства и других видов памятников. Попытка ввести какие-либо нормы, направленные на сохранение памятников, встречала противодействие, так как памятники в своём большинстве были собственностью частных лиц. Лишь Строительный Устав (обязательный для исполнения) запрещал снос зданий, возведённых до XVIII века, или ремонт, ведущий к их искажению. Некоторое значение имели также инструкции Археологической комиссии, запрещающие самовольные раскопки курганов, древних поселений и так далее.

Передовые круги русской общественности настойчиво добивались издания закона направленного на охрану памятников архитектуры и искусства. В начале XX века в столице и некоторых губерниях были образованы Общества защиты и сохранения памятников искусства и старинны.

После Великой Октябрьской революции Советское правительство предпринимает ряд мер по охране памятников старины. В 1918 году были приняты и опубликованы первые законодательные акты по охране памятников. Забота об исторических и культурных ценностях была возложена на Народный комиссариат просвещения, а точнее на созданную при нём Всероссийскую комиссию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. К началу 1922 года в Наркомпросе было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями Академии центра (Главнаука) с отделом по делам музеев и охраны памятников, в его ведении находились все учреждения, занимавшиеся охраной памятников. При губернском отделении народного образования также были созданы отделы охраны памятников.

После революции Советское Правительство издало ряд законов, по которым памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляли художественно и исторической ценностей. Политика правительства была направлена на создание новых памятников вдохновителям и лидерам революции, борцам за свободу народа: Марксу, Энгельсу, Радищеву, Халтурину, Робеспьеру, Ленину. Подобное происходило по всей России, и особенно в Симбирской губернии, как на родине Ленина. Здесь, как нигде в России, с рвением уничтожались культовые сооружения, ради памятников революционным деятелям.

В 20-х годах были национализированы многие музеи галереи, из Троице-Сергиевской лавры был сделан музей.

В 1932 году был создан Межведомственный комитет по охране памятников при Президиуме ВЦИК, на который возлагалось общее наблюдение за выполнением постановлений правительства по вопросам охраны памятников и разрешение всех вопрос об их использовании, переделках или разработки отдельных памятников.

Далее полномочия по охране памятников старины постоянно передавались в различные комитеты, как на местном и государственном уровне. Это приводило к путанице и утрате памятников искусства и архитектуры из-за ненадлежащей работы комитетов и не должному отношению к памятникам царской России.

ГЛАВА 2. ОБЗОР НЕСОХРАНИВШИХСЯ ПАМЯТНИКОВ СИМБИРСКА

2.1. Несохранившиеся культовые здания Симбирска.

Культовое зодчество Симбирска уходит своими истоками к первому периоду становления города, сопутствовало его последующему развитию и было тесно связано с его застройкой и планировкой, историей и культурой, социальными и экономическими условиями формирования.

В первое время с момента основания города в Симбирской десятине уже числилось 18 церквей и 3 часовни. В этот период при основании селения, прежде всего, строили церковь, затем возле неё «усад» для помещика и избы для крестьян. Церкви и монастыри Симбирска вместе с церквами Симбирского уезда составляли Симбирскую десятину в качестве церковно–административного округа патриаршей области; в десятины платилась определенная дань патриарху. В последующем Симбирская губерния была причислена к Казанской епархии и управлялась казанским архиереем. И только 10 февраля 1832 года (по старому стилю) состоялось учреждение самостоятельной Симбирской епархии.

К 1832 году в Симбирской губернии было 603 церкви, а в Казанской – 406 приходских церквей. В состав Симбирской епархии вошли все 10 уездов губернии.

Предполагалось открыть в Симбирске свою семинарию. Духовная консистория первоначально была размещена в ветхом двухэтажном корпусе около ворот Покровского монастыря, а архиерей – в монастырских настоятельных кельях. В 1844году у княгини Хованской для архиерея был куплен каменный двухэтажный дом на Венце. Этот дом был построен дедом княгини, бывшим симбирским губернатором Александром Васильевичем Толстым. Консистория какое-то время помещалась в деревянном флигеле на одной из усадеб, а в 1859 году для неё был построен двухэтажный кирпичный дом.

В 1898 году в городе насчитывалось 3 собора, 2 монастыря, 11 приходских и 15 домовых церквей.

Культовое зодчество в Симбирске было уникальным явлением, которое нужно рассматривать в градостроительстве и архитектуре с нескольких сторон одновременно.

Во-первых, это была система наиболее активных общественных центров города, динамично развивающаяся и чутко реагирующая на любые изменения. Если возрастало количество прихожан, то число обслуживающих их церквей увеличивалось. Причем этот рост часто приводил к увеличению престолов в том или ином храме. Так в Воскресенской (Германовской) церкви количество престолов достигало пяти, а в Спасо-Вознесенском соборе – шести. В то же время подгорная древняя Успенская церковь в связи с уменьшением населения под горой и неудовлетворительными гидрогеологическими условиями местности была в 1724 году закрыта вместе с Успенским монастырем, а состав их служителей перевели в Покровский монастырь.

Во-вторых, система культовых объектов в плане города была расположена не хаотично, а с определенной закономерностью, придающей пропорциональность, стройность и красоту градостроительной композиции как города в целом, так и его отдельных частей.

Этот аспект исследований долго оставался в стороне от внимания современных архитекторов и градостроителей, что нарушало принципиальную преемственную связь между поколениями градостроителей и отрицательно сказывалось на формировании облика города, особенно в его исторической части.

В-третьих, функциональное зонирование мест размещения культовых объектов учитывало целый ряд факторов: исторических, иерархических, градостроительных, территориальных и так далее.

С каждым годом всё актуальнее становится задача восстановления утраченных историко-культурных ценностей, накопленных веками, созданных умом, сердцем и руками наших предков.

Троицкий собор (Приложение 1). Историко-мемориальное значение собора в первоначальном замысле прямо связывалось с важнейшим событием в истории России и Европы с победой над французами и последующим заключением мира.

Троицкий собор был построен в 1827 – 1841 годах. В сильный пожар 1864 года уничтоживший большую часть города, собор обгорел и был восстановлен в 1868 году 25 – 26 августа 1912 года (по старому стилю) Троицкий собор был одним из центров города, где отмечался 100-летний юбилей Отечественной войны 1912 года.

Собор не только являлся главным архитектурным объектом Соборной площади, но и объединял всю застройку тогда ещё небольшого города, а также создавал вместе с вертикалями двух других соборов и ряда церквей выразительный высотный силуэт Симбирска.

После Октябрьской революции и в первые десятилетия Советской власти Троицкий собор и ряд других объектов культового зодчества были внесены в список памятников, охраняемых государством.

Автор проекта Троицкого собора – архитектор Михаил Петрович Коринфский. Он учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, затем в Академии художеств. Во время учёбы в Академии у известного зодчего А.П. Ворнихина в 1809 – 1811 годах. М.П. Коринфский проходил практику на строительстве Казанского собора, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и других. С 1813 по 1851 года архитектор проектировал и строил по своим проектам разные здания и сооружения в Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Казанской губерниях. В Арзамасе по его проекту сооружен Воскресенский собор (1814 – 1842 гг.).

В 1816 году МП. Коринфский разработал проект собора Александра Невского в Симбирске, который 7 сентября 1824 года был утвержден императором Александром I.

Архитектурно-художественные особенности храма: его необычная, круглая в плане форма с четырьмя прямоугольными колонными портиками, ориентированными по сторонам света и завершёнными треугольными фронтонами, с таким же круглым над ними световым барабаном, украшенным по периметру 24 колоннами и 12 арочными окнами и увенчанным стройным куполом с фонариком и ажурным крестом, − производили неизгладимое впечатление своим изяществом и монументальностью.

Глава собора, благодаря ступенчатому очертанию кровли, расположенной ниже световой ротонды, как бы постепенно вырастала из основного объема храма, создавая органичный образ всего сооружения.

Коринфский ордер колонн с развитыми капителями, арочные ниши на фасаде между портиками создавали сложную игру света и тени, придавая всему сооружению черты пластичности и скульптурности.

Собор представлял собой центрическую структуру храма-ротонды со сводчатыми покрытиями и в этом качестве развивал тему таких известных сооружений древнего и нового времени, как Пантеон в Риме или Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге.

Интерьер храма полностью соответствовал его внешнему облику. Центральная часть представляла собой четыре пилона треугольной формы, декорированными полуколоннами коринфского ордера. На пилоны опирались подпружные арки, поддерживающие световой барабан-ротонду, завершённые сферическим куполом.

Главный вход был расположен с западной стороны и оформлен восьмиколонным портиком на высоком цоколе с парадной наружной лестницей; аналогично были оформлены два других входа с южной и северной сторон.

С восточной стороны располагался алтарь в прямоугольном помещении, оформленном снаружи и внутри коринфскими колоннами, подобно другим портикам. Все четыре боковые части, примыкающие к средней, были перекрыты цилиндрическими сводами. Внутреннее помещение храма, за исключением алтаря, имели преимущественно круглые очертания стен. В нишах стен предалтарной части были устроены лестницы и две верхние галереи.

В целом внутренняя планировка храма позволяла свободно ориентироваться в его пространстве, насыщенном скульптурами, живописью, предметами религиозных обрядов, четырёхъярусным иконостасом, рядом икон и так далее.

Судьба собора в советское время связана с беспечностью и нецелесообразной его эксплуатацией в качестве архивохранилища, в результате чего в 1930-х годах он обгорел и без достаточных оснований был снесен.

Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры в своем письме местному горсовету рекомендовал сохранить собор с использованием его в качестве культурно-просветительского учреждения с сохранением внешнего облика. Однако местный горсовет в своём ответе рассказал о том, что собор сильно повреждён после пожара и за неимением средств на его восстановление будет в ближайшее время снесён.

Итак, инициатива восстановления собора после пожара исходила от центральных органов, это представляло собой вполне достаточную предпосылку для активизации местной инициативы, которой горсовет не воспользовался, так как не оценил по достоинству этот памятник.

Недавнее решение администрации города и восстановлении Троицкого собора следует считать целесообразной, так как он возродит ансамблевое единство целого ряда зданий периода классицизма, позволит восстановить исторический облик центральной части города и может быть использован в различных культурно-просветительских целях.

Николаевский собор (Приложение 2). История Николаевского собора уходит своими корнями к возникновению города. В 1648 году одновременно со строительством деревянной крепости, внутри её, была сооружена соборная Свято-Троицкая церковь, тоже деревянная. В 1694 году в результате пожара церковь, а также размещавшийся рядом с ней базарный ряд сгорели.

В 1702 – 1712 годах строится каменный Свято-Троицкий собор. Это название сохранилось за ним до 1844 года, а после открытия нового Троицкого собора его переименовали в Николаевский.

Историко-мемориальное значение Николаевского собора, прежде всего, связано с основанием города, так как храм был возведён по принципу преемственности на месте одной из древнейшей в Симбирске Свято-Троицкой соборной церкви. Впоследствии Николаевский собор включал в себя церковь Иоанна Воина, основанную в память войны 1853 – 1856 годов, в которой, в свою очередь, хранились церковные реликвии симбирского ополчения Отечественной войны 1812 года.

Вплоть до 30-х годов XX века Николаевский собор имел статус памятника культуры и находился под охраной государства.

По структуре архитектурной композиции большинство соборов и церквей Симбирска состояли из храмовой части, трапезной и колокольни, вытянутых с запада на восток. Такой приём застройки был характерен и для жилых сооружений старого Симбирска.

Собор был сооружён по византийским образцам, прямоугольным в плане с апсидой в виде трёх полукружий с восточной стороны. Четырёхъярусная колокольня пристроена в 1855 – 1857 годах к западной стороне собора по проекту Морозова.

Храмовая часть представляла собой крестово-купольную систему с темя продольными и поперечными пролётами. Храм четырёхсторонний, на столпы опирались подпружные арки, несущие среднюю часть со световым барабаном и сводом, завершённым центральной главой. Четыре меньшие главки на глухих барабанах располагались по углам. В целом собор был пятиглавым с четырёхскатной крышей. Стены храма разделялись лопатками, декоративными парными колонками по высоте и завершёнными тремя архивольтами на каждой стороне. Верхние части стен храма были прорезаны тремя оконными проёмами.

В 1892 году гражданский инженер В.Л. Ивановский разработал проект реконструкции одноэтажной пристройки с северной стороны собора, осуществлённой в последующие годы. В 1894 году под алтарём собора была строена небольшая церковь. В верхнем уровне нижних подпружных арок храма у его западной стороны расположились хоры.

Пол в храме и притворе был чугунный, в алтаре – деревянный, под алтарём в церкви – асфальтовый. Общая длина собора с запада на восток составляла около 45 метров, наибольшая ширина – порядка 23 метров.

Ещё раз отметим, что Николаевский собор своей историей был связан с основанием Симбирска, долгое время служил его главным храмом, а впоследствии являлся важнейшим историко-мемориальным и архитектурно-градостроительным памятником, взятым под охрану государства в советское время. Утрата памятника – следствие бесцеремонного и пренебрежительного отношения к историко-культурному наследию, особенно сильно проявившегося в Ульяновске в 30-е годы XX века.

Спасо-Вознесенский собор (Приложение 3). Спасо-Вознесенский собор был основан в 1844 году на основе приходской церкви, сооруженной во второй половине XVII века; тогда она была однопрестольной и деревянной.

В 1694 году церковь построена заново тоже одноэтажною, деревянной и двухпрестольной. В 1729 – 1730 годах она вновь перестраивается и становится уже каменной, двухэтажной и трёхпрестольной.

В связи с расположением в центральной части города и увеличением числа прихожан Вознесенская церковь в 1825 году была расширена, а в 1849 – 1851 годах снова происходит расширение, но теперь уже Спасо-Вознесенского собора.

В 1852 – 1854 годах два предела прибавляются к уже существующим на первом этаже, а в 1857 – 1851 годах ещё два предела открываются на втором этаже, храм стал шестипрестольным. В 1900 году старая часть храма в два этажа была разобрана; гражданский инженер Розетти к этому времени разработал проект перестройки собора.

В 1902 году во время рытья фундамента под новый храм было обнаружено, старое кладбище. Таким образом, историко-мемориальное значение Спасо-Вознесенского собора связано с возможным захоронением участников восстания Степана Разина на месте его возведения.

24 июня 1901 года (по старому стилю) утром была произведена закладка храма. После молебствия и водоосвящения в основание храма опустили камень с высеченным на нём крестом и вложенной в него медной доской с надписью. В это же лето белым камнем был выложен подвальный этаж и обложен цоколь.

В строительный сезон 1902 года постройку довели до барабана. В 1903 году были сооружены паруса, возведены своды, подпружные арки и карнизы. 10 сентября 1906 года храм был освящён. Колокольня и трапезная остались старыми.

Высокий храм с пятиярусной колокольней, в куполе которого в 1869 году были установлены большие городские часы, хорошо смотрелся с самых дальних точек обзора – из-за Свияги, с юга и севера.

Здание Спасо-Вознесенского собора представляло собой уникальный историко-мемориальный и архитектурно-градостроительный памятник. Его восстановление было бы оправдано, в частности, с точки зрения воссоздания в исторической зоне достоверного облика Симбирска последних десятилетий позапрошлого века.

Женский Спасский монастырь. Симбирский Спасский Новодевичий монастырь возник почти одновременно с основанием города Симбирска. Одно из самых ранних упоминаний о нём, как об уже существующем, относится к 1663 году.

Первое время в монастыре была только одна деревянная небольшая церковь во имя Спаса Нерукотворного. В 1678 году она обветшала и на её месте была построена новая. В пожар 1685 года эта церковь сгорела, а в 1696 году появилась соборная каменная церковь, у которой колокольня была деревянная восьмигранная с шатровым верхом и главою, обитой деревянной чешуёй.

Церковь во имя Спаса Нерукотворного была холодной, стояла посреди монастыря. В 1698 году в монастыре была построена другая каменная теплая церковь – во имя Святого Алексея Митрополита Московского. В 1709 – 1710 годах с западной стороны церкви была возведена каменная колокольня, которую в 1713 году соединили с храмом посредством сооружения трапезной. В 1734 году с южной стороны к храму был пристроен придел во имя трёх вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Размещался монастырь в квартале между улицей Спасской (ныне улица Советская), переулком Полицейским (ныне Пожарный переулок), улицами Чебоксарской (Бебеля) и Дворцовой (К. Маркса). Первоначально он был обнесён деревянной оградой и сам назывался «деревянным» в отличие от «каменного» Покровского монастыря. Въездные ворота с северной стороны назывались «водяными», с южной стороны ворота были расписные, с деревянной часовней при них. В 1789 году была сделана кирпичная ограда. Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы.

В пожар 1864 года женский Спасский монастырь обгорел. После пожара была восстановлена каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а обветшавшую церковь во имя Алексея Московского разобрали.

До 1936 года на территории монастыря ещё одна новая каменная церковь, построенная в 1864 – 1870 годах во имя Иверской Божьей Матери с приделами во имя святителя Алексея Московского на южной стороне и святителя Тихона Воронежского на северной.

Восточная кирпичная стена Спасского монастыря со святыми воротами была разобрана в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века во время строительства Дворца культуры профсоюзов. Примечательно то, что на остальной территории бывшего монастыря не построено ни одного капитального здания.

Таким образом, территория бывшего женского Спасского монастыря может быть рассмотрена как основа для восстановления в её юго-западном углу церкви во имя Иверской Божьей Матери.

Мужской Покровский монастырь. Первоначально мужской Покровский монастырь назывался Благовещенским по наименованию деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной с монастырскими с монастырскими зданиями в 1698 году. Прихожанами Благовещенской церкви были в основном жители прилегающих к монастырю и расположенных южнее него двух слобод – Семеновки и Солдатской (нынешняя западная часть улицы Минаева со стороны Свияги в старом Симбирске называлась Нижне-Солдатской улицей).

В 1722 году церковь сгорела; вместо неё в 1723 году на средства симбирянина П.И. Муромцева была построена камена церковь того же названия с двумя приделами. Один из приделов – Покрова Пресвятой Богородицы – был освящён раньше, и монастырь в честь этого события стал называться Покровским. Несколько позже появилась новая каменная колокольня.

В конце XVII века на территории монастыря было открыто кладбище, на котором хоронили помимо служителей Покровского и Спасского монастырей наиболее именитых жителей Симбирска. Это кладбище считалось аристократическим. Цены за одно место достигали 200 рублей, что являлось немалой статьей дохода монастыря.

Помимо Благовещенской церкви на территории монастыря размещались следующие сооружения: двухэтажный каменный, квадратный в плане корпус под стропильной крышей, построенный в 1758 году; одноэтажный деревянный на каменном фундаменте дом; одноэтажные деревянные монашеские кельи; одноэтажный каменный флигель, построенный в 1832 году и т.д.

Таким образом, мужской Покровский монастырь имел значительную историко-мемориальную ценность, связанную как с историей формирования города, так и с захоронениями на его территории ряда известных деятелей русской культуры и государства.

Мужской Покровский монастырь по своей историко-мемориальной и архитектурно-градостроительной ценности может быть приравнен к таким важнейшим градостроительным комплексам, как женский Спасский монастырь и Симбирский кремль, с которыми он был связан единой планировочно-пространственной структурой. В настоящее время территория этого монастыря включена в охранные зоны Государственного историко-мемориального заповедника.

Николаевская (Казанская) церковь. Эта церковь возникла одновременно с основанием Симбирска. В 1651 году впервые упоминается о церкви Пресвятой Богородицы Казанской и Стрелецкой слободе. Она размещалась за северными городскими воротами.

В 1708 году в Симбирск был направлен Петром I стрелецкий полк, который разместился на Стрелецкой улице и был «прикомандирован» к строящейся здесь Казанской церкви, которой стрельцы пожертвовали икону святителя Николая. В честь этого события к Казанской церкви пристраивается придел, посвященный святителю Николаю.

В конце XVII века Казанская церковь ветшает и в 1792 – 1796 годах заменяется новой, а в 1801 году сооружается Николаевская церковь. Фактически церковь состояла из двух церквей, расположенных на одной черте и соединенным широким проходом.

О высокой историко-мемориальной архитектурно-градостроительной ценности Николаевской церкви говорит уже тот факт, что она была взята на государственную охрану музейным отделом Главнауки Народного комиссариата просвещения СССР, но в 30-е годы XX века этот памятник был уничтожен.

Владимирская (Ильинская) церковь. Владимирская церковь стояла на улице Спасской (ныне улица Советская) так, что её храмовая часть с алтарями и трапезной была на восточной стороне улицы, а колокольня – на западной; соединялись они между собой через улицу крытым надземным каменным переходом в виде пологой арки.

Церковь существовала в городе с 1725 года. До 1825 года церковь была небольшой, каменной, состоящей из тёплой и холодной частей. На протяжении всего XIX века церковь неоднократно перестраивалась.

Церковь обладала высокой историко-мемориальной и архитектурно-градостроительной ценностью. Она была связана с ранней историей города, входила в качестве основного элемента в архитектурно-пространственную градостроительную систему Симбирска. В настоящее время на месте бывшей Владимирской церкви построен Ленинский мемориал, на одной из диорам которого, посвящённых старому Симбирску, изображена эта церковь.

Богоявленская церковь. Эта церковь в своём первоначальном виде была построена за городской чертой в Свияжской конной слободе. По народному преданию Богоявленская церковь была одной из самых древних церквей Симбирска. С начала основания церковь была каменной. Первоначальный архитектурный облик Богоявленской церкви менялся постепенно. В 1734 году к маленькой церкви был пристроен основной, сохранившийся до 30-х годов XX века храм, освящённый в честь Богоявления Господня. В последующих документах 1734 год принят за основную дату сооружения церкви. Общая длина церкви составляла около 44 метров.

Церковь состояла из следующих частей, соединённых между собой. С запада размещалась четырёхъярусная колокольня, нижний ярус которого был в виде четверика, а три верхних яруса, постепенно уменьшаясь по ширине, в виде восьмериков; затем шёл пологий купол, завершавшийся небольшой главкой с крестом. Трапезная в 1861 году была обращена в теплую церковь, после чего Богоявленская церковь стала трёхпрестольной. Далее располагался тёплый храм, соединённый с трапезной, превращённой в церковь двумя арками. Храм представлял собой четверик, над которым находился восьмигранный световой барабан с рядом окон в гранях. Барабан был завершён колоколообразным куполом с главкой и крестом. С восточной стороны храма размещался одноэтажный округлый алтарь.

Архитектурно-градостроительное значение Богоявленской церкви заключалось в том, что она формировала небольшую площадь на пересечении улицы Московской (ныне улица Ленина) и Богоявленского переулка (ныне улица 12 Сентября). На этом месте сейчас стоит двухэтажное здание, при сооружении которого были использованы стены бывшей церкви.

Троицкая церковь. Возникновение этой церкви относится к периоду основания города на горе. Первоначально церковь была деревянной и располагалась южнее, чем позднейший перестроенный храм, на месте бывшего городского мужского училища (здесь сейчас располагается художественная галерея А.А. Пластова).

Деревянная церковь просуществовала до начала XVIII столетия. Её сменил небольших размеров каменный храм, который в конце XVIII века был полностью перестроен. В 1864 году Троицкая церковь обгорела, и её вновь восстановили.

Новая церковь была построена в стиле классицизма. С её западной стороны размещалась стройная трёхъярусная колокольня, стены которой были декорированы колоннами и полуколоннами. Широкие проёмы постепенно убывающих по высоте ярусов делали сооружение лёгким и изящным. Колокольня завершалась невысокой башенкой со стройным шпилем. Далее к востоку была расположена трапезная, а затем сам храм в виде четверика и восьмигранного светового барабана над ним, покрытого куполом с глухим барабанчиком и небольшой главкой со шпилем. С южной и северной сторон находились четырёхколонные портики с трёхчастными арочными окнами над ним. С восточной стороны к храму примыкала округлая апсида. Церковь была трёхпрестольной.

В 1880-х годах церковь с колокольней были выкрашены жёлтой краской – за исключением колонн и пилястр, которые красились в белый цвет. Крыша была зелёная; полы в церкви – чугунные.

Особый интерес представляет ограда церкви с воротами и двумя угловыми башнями в качестве малых архитектурных форм. Столбы ограды и ворота были каменные, решётка деревянная. Башни – каменные с куполами и шпилями.

Некоторые приёмы и архитектурные формы Троицкой церкви, такие, как открытый с большими проёмами верхний ярус колокольни и трёхчастное окно над входными портиками в храм, широко использовались зодчими Симбирска при создании видовых площадок и аналогичных окон на ряде общественных и жилых зданий города.

Тихвинская церковь. Она располагалась на угловом участке пересечения улицы Тихвинской (ныне улица Плеханова) и современного переулка Халтурина.

Построенная в 1749 году и существовавшая почти два века Тихвинская церковь была каменной. В пожары 1864 года она обгорела, затем была восстановлена заново.

Церковь включала трёхъярусную колокольню с лёгкой каркасной башенкой и луковичной главкой с крестом. Затем шла трапезная с сомкнутым сводом и двухскатной крышей. С восточной стороны от трапезной размещался двухсветный восьмигранной храм, завершённый куполом с круглым фонариком и небольшой луковичной главкой над ним, увенчанной восьмиконечным позолоченным крестом. Вход в церковь находился с южной стороны через притвор колокольни.

Архитектурное значение имела также и ограда с воротами в виде арки с главкой на глухом барабане, расположенном над средней частью арки.

В 1930-е годы церковь сломали, а в 1987 – 1988 годы на месте церкви была построена гостиница «Октябрьская».

Татарская соборная мечеть (Приложение 4). Она находилась на улице Лосевой (ныне улица Федерации), здание сохранилось, но в изменённом виде. До 1853 года немногочисленные татары Симбирска совершали свои моления в частном доме. В 1853 году симбирский купец Курамша Абдулович Акчурин построил на свои деньги отдельный каменный молитвенный дом. После пожаров 1864 года обществом мусульман на средства одного из сыновей купца Акчурина – Тимербулата – в 1865 году была построена новая каменная мечеть с минаретом. В 1874 году в связи с увеличением симбирской татарской общины мечеть подверглась перестройке, изменившей её внешний вид. В здании мечети помещалось до 300 верующих.

К началу XX века мечети принадлежали несколько земельных участков в том районе города, где размещались женская и мужская школы для детей-татар.

Мечеть была закрыта в 1931 году, но до 1937 года в бывшей мечети функционировал татарский клуб. С 1939 года в здании располагалась механическая хлебопекарня №10.

2.2. Несохранившиеся общественные здания и рядовая (жилая) застройка города.

Дом Гончарова. Двухэтажный оштукатуренный дом с подвалами и антресольным этажом стоял по диагонали напротив Вознесенского собора. При доме имелся обширный двор, в котором находились хозяйственные строения и жилые помещения: конюшни, каретники, хлева, амбары, сараи, погреба, баня. При доме находился деревянный одноэтажный флигель, в котором жил крестный отец Гончарова, отставной офицер-моряк, помещик Н.Н. Трегубов.

В настоящее время сохранился только угловой дом, но в значительно измененном и перестроенном виде. Старое здание обгорело в пожар 1864 года, и в 1898 году было перестроен