Ссылка на архив

Непал

Национальный флаг а имеет вид двух треугольников. Они красного цвета и окантованы синей каймой. На верхнем изображение серповидной луны с 8 лучами, на нижнем – солнца с 12 лучами. Пять вершин треугольников (одна вершина у них общая) символизируют пять основных элементов мироздания. Красный цвет флага символизирует жизнь, жизненную силу, а синий цвет окантовки – бесконечность.

Луна и солнце – свидетельство лунной и солнечной династий раджей, что правили в Непале в разное время.

Королевство Непал возникло в 1768 г., когда великий король Притхтви Нараян Шах объединил непальские земли в единое государство. С тех пор Непал существует как суверенное и независимое государство. Непал имеет славную историю, он никогда не находился под гнетом иностранных правителей и не был чьей бы то ни было колонией.

О чем говорят гиды туристам

Непал, по общему мнению людей бывалых, - страна на редкость удивительная. Это край высочайших на планете гор - Гималаев, и не в метафизике ли гор ключ к пониманию судьбы государства? Если "тайну" исторической судьбы России ищут в бескрайней, не поддающейся взгляду широте ее равнин, то загадка Непала, возможно, в открытой взору, но недоступной выси горных вершин.

В горах природа не просто величественна, она еще и быстро меняет свой лик: немного поднимись - и она уже другая. Поэтому именно здесь с пронзительной ясностью осознается забытое ощущение единства мира - то, что растения, животные и человек есть одно целое, скованное цепью связей и переходов. Не случайно именно на непальской земле появился на свет легендарный Будда, учивший, что все живое находится в постоянном круговороте перерождений.

Непальские экскурсоводы любят рассказывать иностранным туристам, что еще полвека назад Непал называли не иначе как "страной за семью замками". Въезд в страну иностранцев был строго запрещен, и до 1951 г. в Непале смогло побывать всего-навсего 50 европейцев.

Затерянный в Гималаях Непал вплоть до второй половины XX в. жил в изоляции от мира. Оторванность от внешнего мира играла двоякую роль в судьбах этой страны.

С одной стороны, уединенность и малодоступность Непала явились одной из причин того, что иноземным захватчикам никогда не удавалось овладеть им. В отличие от соседней Индии, Непал формально не стал английским владением. Изолированность помогла сберечь культурную самобытность Непала.

С другой стороны, оторванность от мира способствовала длительному сохранению здесь феодальных устоев и пережитков, законсервировала его средневековую отсталость. /До 1951 г. в стране не было ни одной автодороги, а автомобиль в столицу Непала доставляли из Индии по частям носильщики.

Однако журналистское клише "Время здесь затормозило свой бег" к Не- палу не подходит уже хотя бы но формальным соображениям. Ведь если мы еще только готовимся вступить в XXI в., то Непал уже давно живет в нем. Не удивляйтесь: в Непале официальным календарем является индуистский солнечно-лунный календарь Бикрам сам-6am, а в нем за начало летосчисления взят 57 г. до н. э. Так что в Непале сейчас 2054 г., третье тысячелетие в разгаре.

Своеобразен даже государственный флаг. Он представляет собой не прямоугольное полотнище, а два треугольных скошенных вымпела — один под другим.

Побывать в Непале - заветная мечта и огромный соблазн для тех туристов и путешественников, кто любит природу и ценит разнообразие культур.

... Вот иностранные туристы, окружив непальца-экскурсовода у храма, слушают его, а тот поражает их новыми и новыми необычностями Непала. Но едва ли полный достоинства непалец упомянет в своем рассказе праздному чужеземцу, что этот туристический рай - одна из самых бедных стран земного шара. В ранжированном списке стран мира по уровню благосостояния населения Непал приходится искать, увы, в "подвале" - в 1995 г. он располагался на 151-й строчке.

При характеристике географического положения стран принято говорить, что оно "выгодное". Вот уж о Непале этого сказать никак нельзя. Хуже все- го то, что страна лишена выхода к морю. Что же касается положения между двумя азиатскими гигантами - Ки- таем и Индией, то в условиях, когда эти сильные в военном отношении державы все еще не урегулировали свои пограничные споры, гималайскому королевству приходится быть исключительно осторожным. Отношения с каждой из них должны быть построены так, чтобы никоим образом не обидеть другую сторону.

Непал - государство континентальное, расположенное в глубине Южной Азии, далеко от морей. Кратчайшее (но воздуху) расстояние от границы страны до Бенгальского залива Индийского океана - 600 км.

При беглом взгляде на карту мира или Азии Непал выглядит крохотным прямоугольничком. Именно выглядит: во многом это следствие зрительного эффекта: уж больно велики два гиганта — Китай и Индия, с которыми Непал граничит и между которыми как бы зажат. Двадцатикилометровая полоса индийской территории отделяет Непал еще от одного крупного государства Южной Азии - Бангладеш. А вообще-то "прямоугольник" не так и мал - стороны его примерно 880 и 200 км, а площадь в 147 тыс. км2 - это больше, чем занимают вместе две европейские горные страны - Австрия и Швейцария.

Граница Непала с Китаем, проходящая но хребтам Гималаев, труднодоступна: сообщение возможно лишь через несколько горных перевалов, лежащих па высоте около 5000 м над уровнем моря. Зато южная граница страны с Индией проходит в основном по равнине, и поэтому контакты с этой страной гораздо более активные. К тому же с Индией Непал граничит и вдоль своего западного и восточного "торцов".

Непал — конституционная монархия. Глава государства - король, в отличие, скажем, от британского монарха наделен очень большими полномочиями. Нынешний король - Бирендра Бир Бикрам Шах Дев, десятый по счету монарх правящей династии Шахов, вступил на престол в 1972 г. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (в период с 1960 по 1989 г. парламент был распущен королем). Исполнительную власть осуществляет совет министров, ответственный перед нижней палатой парламента (палатой представителей).

В административном отношении страна делится на 14 зон, а те - на 75 округов. Согласно официально принятому экономическому районированию, в Непале выделяется пять районов развития.

РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ В НЕПАЛЕ

Бикрам самбат- это летосчисление, за начало которого принимается 57 г. до н.э., наиболее распространенное и применяется в официальной переписке. Новый год по Бикраму самбату отмечается в середине апреля (обычно 13-го или 14-го числа). Оно основывается на сложном солнечно-лунном календаре. Месяцы по этому календарю имеют от 28 до 32 дней, и поэтому иногда в Непале может быть и 32-е число. Чтобы лунный и солнечный календари как-то соответствовали друг другу, через каждые три года добавляется лишний лунный месяц - маламас. Тогда в году получается не 12, как обычно, а целых 13 лунных месяцев. Сейчас в Непале, согласно этому календарю, 2054 г.

Саке самбат - летосчисление, основанное на лунном календаре, и началом его считается 78 г. до н. э. Раньше оно имело даже государственный статус, но к настоящему времени распространение его весьма ограниченное.

Непал самбат - летосчисление, также основанное на лунном календаре, но начинающееся с 880 г. до н. э. Новый год по этому календарю отмечается в разгар праздника лампады - дипавали (октябрь - ноябрь). Широкое распространение это летосчисление имело в средние века в княжествах долины Катманду. Новый год по этому календарю широко отмечают невары. По этому календарю сейчас идет 1118г.

Булла самбат - это летосчисление, отсчитывающее время от появления на свет Шакьямуни Будды в саду Лумбини (на юго-западе Непала). Его придерживаются непальские буддисты. Новый год по этому календарю отмечается в полнолуние месяца вайшаха (апрель -май), когда отмечается день рождения Будды. Сейчас, согласно этому календарю, уже самая середина третьего тысячелетия.

Хиджра самбат - календарь мусульман Непала.

Ишви самбат - привычный нам, григорианский календарь. Все свои международные дела Непал ведет по этому календарю. В непальских календарях приводятся и числа григорианского календаря.

Кроме вышеуказанных основных летоисчислений, в Непале также бытуют и другие календари. Особо следует упомянуть тибетский календарь, которым пользуются некоторые народности Северного и Среднего Непала - шерпы, тхакали, таманги и другие, придерживающиеся буддизма ламаистского толка. Новый год - лхосар по этому календарю, имеющему двенадцатигодовой цикл, отмечается в феврале - марте.

Таинственная страна

Хотя древняя непальская история документирована плохо, предполагается все-таки, что уже в 700 г. до н. э. на нынешней территории страны существовала государственность. Первое же упоминание о государстве под названием Непал имеется в "Артхашастре" (III п. до н. э.). Государство это занимало долину Катманду в средней части страны -в самом удобном месте на пути из Индии в горы Тибета.

Достоверная (т. е. документированная сооружениями, монетами, надписями на камне) история Древнего Непала связана с династией Личчхавов, которые сменили пиратских раджей, правивших Непалом в течение многих столетий до них. Официальным языком был тогда санскрит.

Средневековую историю Непала принято отсчитывать от 880 г. н. э., когда в стране было введено новое летосчисление, получившее название "Непал самбат" - что значит "Эра Непала". К этому времени династия Личчхавов уже перестала править. На территории современного Непала было множество независимых княжеств.

На фоне небольших и непрочных государственных образований с XIII в. начало выделяться государство, управляемое династией Малла. Это государство стало централизованным и сильным при правлении Джайя Стхити Малла (вступил на трон в 1380 г.), который провел важные реформы во всех областях жизни.

Однако в 1482 г. в период правления Якша Малла (внука" Джайя Стхити Малла) королевство Малла в долине Катманду распалось на три княжества - Кантипур (Катманду), Лалитпур (Патан) и Бхактапур (Бхадгаон). Соперничество правителей этих трех княжеств в области литературы, искусства и культуры в течение трех веков способствовало процветанию городов долины, но политическое соперничество оказалось на руку соседнему государству Горкха.

Притхви Нараян Шах, ставший в 1742 г. правителем княжества Горкха, вторгся со своими войсками в долину Катманду. Его войска были вооружены приобретенным в Индии огнестрельным оружием и лучше организованы. В результате Притхви Нараян Шах одержал победу над ослабленными княжествами долины Катманду и перенес столицу своего государства в Катманду. Это событие произошло в 1769 г., который принято считать рубежом между средневековым и современным периодами истории Непала.

Притхви Нараян делал все Для собирания непальских земель и успешно противодействовал попыткам укрепившейся в Индии английской Ост-Индской компании присоединить Непал к уже завоеванной Индии и открыть доступ в Тибет и Китай. В последующие семьдесят лет непальское государство заметно расширилось - наследники Притхви Нараяна на троне продолжили начатое им дело объединения страны. Этому наступательному расширению положила конец англо-непальская война 1814 - 1816 гг. Проигравшему войну Непалу был навязан мирный договор с британской администрацией в Индии, по которому он терял четверть завоеванной им территории, а также соглашался на присутствие в Катманду британского резидента. Внешние связи Непала были поставлены под полный

контроль английских властей, хотя колонией Англии Непал так и не стал. В течение 104 лет, с 1846 г., страной правили члены семейства Рана. Король фактически был отстранен от ведения государственных дел, он царствовал, но не правил.

Англичане получили право вербовать в колониальную армию непальскую молодежь. Десятки тысяч непальских солдат (под названием "гуркхов") храбро сражались на фронтах обеих мировых войн на стороне Великобритании.

Уход англичан из Индии в 1947 г. и прямая поддержка индийского правительства вдохновили непальскую оппозицию и королевскую семью на активную борьбу с тиранией семейства Рана. В 1951 г. в результате вооруженного выступления демократических

сил семейство Рана было лишено власти. 18 февраля 1951 г. возвратившийся из Индии король Трибхуван провозгласил демократическое управление страной. С этого времени открылась дорога к преодолению феодальных пережитков, к переходу Непала на современный путь развития. Однако демократическое развитие в стране, не имевшей опыта парламентаризма, шло трудно. И период 1961 - 1990 гг. в стране не существовало многопартийной демократии; ее заменила так называемая беспартийная панчаятская система под эгидой короля. И только в 1991 г. в стране была восстановлена многопартийная система. Это дало надежду на реформирование не отвечающих духу времени экономических отношений в стране.

КОРОЛЬ (МАХАРЛАЖААХИРАДЖ)

По конституции страны, король - это "символ непальской нации и единства народа Непала". При этом король пользуется искренним народным уважением, поскольку индуисты почитают своего правителя здравствующим божеством, живым воплощением бога Вишну - главного бога индуистского пантеона. Народ величает короля "Шри панч махарлажаахирадж", что можно перевести как "Господин пятикратно великий царь царей". Каждый подданный стремится хоть раз в жизни увидеть своего правителя. Такая возможность предоставляется каждому желающему один раз в году. В десятый день светлой половины месяца ашвина (в сентябре) ворота в королевский дворец Нараянхити-дарвар открыты для любого непальца, который желает получить тику благословения, поставленную рукой самого короля. В этот день непальцы отмечают свой большой праздник -Бада-дашайн (другое его название - праздник Тики). В этот день люди поздравляют друг друга с победой силы истины и добра над силами зла и бесправия и получают тику в знак благословения, начертанную рукой почитаемых людей -родителей, учителей и конечно же короля. ,

Королю Непала Бирендре Бир Бикрам Шах Деву присвоена ученая степень почетного доктора Российского университета Дружбы народов в знак признания заслуг Его Величества в развитии науки, технологии, образования, культуры и в налаживании добрососедских отношений между странами мира и дружественных связей между Непалом и Россией.

ПОЧЕМУ НЕПАЛ НАЗЫВАЮТ НЕПАЛОМ

Есть разные этимологические истолкования названия "Непал". Поскольку эту страну населяют многие народы, то у разных народов есть свои объяснительные версии. Всего таких версий уже свыше двадцати. По тибетской версии, Непал означает "дом шерсти" (не - дом, пал - шерсть). Народ лепча расшифровывает Непал как "священная пещера", а лимбу- как "ровная земля". Если опираться на язык санскрит, то объяснение уже другое - "земля у подножия гор". А если принять неварское и киратское (кираты - древнейшие жители Непала) истолкование, то Непал означает "срединная земля" (не - середина, пал - земля).

Многие ученые полагают, что страна получила свое название от ее древних жителей. Имеется в виду скотоводческое племя "нип" или "неп". Отсюда - Непал (нип - скотовод, ал - край). Возможно, что современные невары являются потомками этого племени. Ведь не зря топоним созвучен с этнонимом: Непал -невар.

Конечно же есть и красивые народные объяснения названия, в которых выражались мечты и чаяния людей. Самая распространенная легенда рассказывает о том, что когда-то этой страной правил отшельник по имени Не. Это был очень справедливый человек, и поэтому страну стали именовать Непал, что значит "Край, где справедливо правил Не".

Край высочайших гор

Рельеф. Главная природная особенность Непала - это его рельеф. Шесть седьмых территории страны заняты хребтами Гималайской горной системы разной высоты. Рельеф Непала можно уподобить широкой лестнице, поднимающейся своими ступенями к заоблачным пикам Гималаев.

Вдоль крайнего юга Непала протянулась самая нижняя ступень - неширокая, в 20 - 40 км низменная полоса. Это терай, являющиеся северной окраиной Индо-Гангской низменности, основная часть которой относится к Индии. Высота тераев 200 -250 м над уровнем моря. Сложены они четвертичными породами — песками и глинами. Местами эта область заболочена. Летом в результате муссонных ливней пересекающие тераи речки, в общем-то небольшие, широко разливаются и вызывают наводнения.

С севера тераи замыкаются полого-холмистой грядой, которая называется Си-валик (т. е. "хребет Шивы"), часто называемый в русской географической литературе Предгималаями. Она возвышается над тераями на 500 - 700 м. Это нижняя ступень Гималайской горной системы (а всего в ней три основных ступени), сложенная третичными слюдистыми песчаниками и конгломератами, не отличающимися твердостью. Породы эти легко выветриваются, и поэтому рельеф здесь не имеет резких форм - низкого-рья пологи и сильно расчленены реками. Северные склоны Сиваликских гор изрезаны искусственными террасами, занятыми пашней, и сверху напоминают учебную гипсометрическую карту.

К северу от гряд Сивалика протягивается узкая пониженная полоса с холмистым рельефом - так называемые Внутренние тераи (по-непальски - Бхитри-Мадеш). По климату они сходны с тераями.

Севернее этой депрессии располагается вторая ступень Гималаев - сред-негорный хребет Махабхарат, или Малые Гималаи, высотой до 3000 м и шириной до 16 км. Он сложен твердыми породами - гнейсами, слюдистыми сланцами, кварцитами, доломитами, пронизанными гранитными интрузиями. Поэтому многие склоны Махабха-рата круты, вершины зазубрены. Еще не так давно здесь обрывалась единственная горная дорога из Индии в столицу Непала, так что грузы далее на север должны были переносить носильщики по узкой извилистой тропе.

Между Махабхаратом и Главным Гималайским хребтом располагается понижение - внутренняя срединная область (англичане называют ее Мидленд, а непальцы - Пахар-Кханда). Ширина ее примерно 25 км, высота -от 600 до 2000 м. В этих понижениях спускающиеся с Гималаев реки, натолкнувшись на скалистый хребет Махабхарат, меняют свое направление с меридионального на широтное. На месте спущенных древних озер находятся плоские котловины с аллювиальными отложениями и со следами озерных террас. В срединной области находится наиболее благоприятная для сельского хозяйства и поэтому самая населенная часть страны — долина Катманду площадью около 600 км2.

На севере Пахар-Кханда примыкает к Главному Гималайскому хребту, или Большим Гималаям. Средняя высота Больших Гималаев 6000 м. По-непальски Гималаи - Хималай, что означает "обитель снегов". Подсчитано, что снежных вершин в стране 1310. При этом в Непале сосредоточено больше половины (8 из 14) всех мировых "восьмитысячников", т. е. вершин, превышающих 8000 м. Среди них самая высокая гора планеты - Эверест, или Джомолунгма (по-непальски - Сагарматха) - 8848 м (на границе с КНР). Поскольку Главный Гималайский хребет сложен твердыми кристаллическими породами, он имеет острые зубчатые очертания, а крутые склоны его изобилуют глубокими ущельями.

В восточной части Непала гребень Главного Гималайского хребта служит государственной границей с КНР, в западной же половине граница с КНР проходит в нескольких десятках километров севернее Главного Гималайского хребта. Там, между этим хребтом и горами Тибета, расположено плоскогорье Бхот, ландшафт которого сходен с Тибетским нагорьем.

Речная сеть. Главный Гималайский хребет, будучи самым высоким в мире, не является тем не менее водораздельным. Инд и Брахмапутра, берущие начало севернее хребта, огибают горную страну соответственно с запада и востока и впадают в Индийский океан, а водораздел между бассейном этого океана, к которому полностью принадлежит Непал, и обширной бессточной областью "Центральной Азии лежит севернее.

Гималаи - горы молодые: они поднялись тогда, когда уже существовала древняя речная сеть. Большинство главных рек Непала берет начало севернее от него - на Тибетском нагорье в Китае. Там находятся верховья крупнейших рек Непала - Карнали, Гандаки и Коси, являющиеся притоками знаменитого Ганга; их долины прорезают Главный Гималайский хребет. В Непале принято делить страну в меридиональном направлении на три части именно в соответствии с границами бассейнов трех этих рек. На склонах Махабхарата берут начало реки второго порядка, в том числе считающаяся священной Багмати. Вообще же в Непале очень много небольших, но бурных рек. Гидроэнергоресурсы - неоценимое природное богатство Непала, да и вообще водными ресурсами он не обделен.

Климат. Страна лежит в субэкваториальном климатическом поясе. Если бы Непал был равнинной страной, то климатические различия между его севером и югом были бы ничтожными (ведь протяженность страны по меридиану не превышает 250 км). Однако поскольку 6/7 территории страны - это горы, климатические контрасты огромны. По-настоящему жарко бывает лишь в сравнительно небольшой части Непала. В горной части представлены аналоги почти всех природных зон земного шара. Летом, когда у подножия Гималаев люди изнывают от 30-градусной жары, высоко в горах стоят скрипучие морозы. При этом в Гималаях микроклимат даже соседних районов, лежащих на одной высоте, отличается в зависимости от экспозиции склонов. Благодаря разнообразию природно-климатических условий сравнительно небольшой по площади Непал обладает огромным видовым богатством флоры и фауны. Например, в Ненале живет более 800 видов птиц, это больше, чем во всей Европе (около 550) или чем в Северной Америке (около 750). Здесь спасаются от зимних морозов перелетные птицы из Сибири, а от жары - птицы с острова Цейлон.

Климат Непала - муссонный, а Гималайские горы служат гигантским конденсатором влаги. Влажный сезон - с мая по август. Поскольку муссонные воздушные массы движутся с юго-востока, восточная часть страны получает вдвое больше влаги, чем западная. Запад страны не просто суше, чем ее восток, но и муссонный период на западе короче. Наибольшее количество влаги выпадает в среднем поясе гор — на уровне примерно 1500 - 1800 м. Зимой направление муссона меняется на противоположное. Холодный, лишенный влаги воздух, из глубины Азиатского материка устремляющийся на юг, - тоже муссон, но холодный. Зима в Непале ассоциируется с сухостью.

Природно-географическая зональность Непала целиком замещена высотной поясностью, и то обстоятельство, что зоны (пояса) имеют широтное простирание, связано лишь с таким же простиранием горной системы Гималаев. Положение поясов определяется высотой над уровнем моря. При этом границы поясов выше на востоке и ниже на западе, поскольку количество осадков сокращается с востока на запад.

Самый южный ландшафтный пояс простирается до высоты 1900 м над уровнем моря. Он охватывает тераи, хребет Сивалик и нижнюю часть склонов Махабхарат. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения бананов. Средняя температура июля +27...30 градусов, января +15...17. На востоке тераев выпадает 1800 мм осадков. В отличие от влажного лета зима сухая. Особенно сухо в западных тераях, там часты горячие ветры, поднимающие с иссохшей земли тучи пыли. Летом в результате наводнений реки сильно разливаются и часто затопляют поля, что приводит к гибели урожая. В холодный же сезон зачастую сельское хозяйство страдает от недостатка влаги.

Некогда тераи представляли собой непроходимые джунгли - переменно-влажные тропические леса. Кстати, слово "джунгли" пришло к нам из английского языка, который заимствовал его из санскрита ("джангль" у индийцев как раз и означает "лес"). Джунгли -это совсем не то, что экваториальные леса Конго или Амазонии. В экваториальных лесах могут быть более влажные периоды и менее влажные, но сухих не бывает. В субэкваториальных

джунглях четко выражены влажный и сухой периоды года. Вспомните описание засухи в "Книге джунглей" ("Маугли") Р. Киплинга. Не в меру затянувшееся сухое время года - это бедствие, когда, по Киплингу, даже хищные и травоядные звери объявляют перемирие. Ныне леса в тераях сильно поредели, а многие просто-напросто вырублены и сожжены, а на их месте появились поля. В тераях поля вообще доминируют; разнообразие в ландшафт вносят заросли бананов, плодовые деревья около деревенских хижин, одиночные пальмы. Вдоль рек и вокруг болот обычны высокие заросли слоновой травы, тростника и бамбука. Джунгли сохранились у подножий и на склонах хребта Сивалик. Окаймляющие тераи с севера горы Сивалик имеют примерно такой же климат, что и тераи. При этом западная часть хребта Сивалик, получая меньше влаги, чем восточная, имеет и более бедную растительность. Пологие южные склоны западной половины хребта Сивалик покрыты уже не лесом, а только кустарником, а то и вовсе оголены.

Благодаря жаркому влажному климату Восточного Сивалика растительность здесь наиболее пышная. У подножия и на склонах хребта в непроходимых чащах джунглей растут такие деревья, как сал, сису, кхаир, симал, карма,сирис. Особенно ценят в Непале дерево сал (Shorea robusta). Сал отличается очень крепкой древесиной, которая не подвергается порче жучками-древоточцами. Не зря сал использовался при строительстве пагод. А из крупных листьев сала изготовляют тарелки для праздничных застолий. В сухих саловых лесах ведутся лесоразработки. Стволы деревьев обвиты лианами; ветви густо покрыты крупными цветами орхидей.

Богата здесь и фауна. В джунглях Си-валика обитают обезьяны, кабаны, олени, дикие кошки, леопарды и даже тигры. В заповедниках есть носороги и слоны.

Верхнюю, субтропическую часть горного пояса на высоте от 1200 до 1900 м занимают леса, состоящие из широколиственных деревьев — дуба, каштана, клена, граба, ильма и из представителей субтропической флоры - магнолий, рододендрона, камфарного и лаврового дерева, баньяна. С горизонтальных ветвей баньяна спускаются воздушные корни; при этом они почти срастаются с основным стволом, образуя многоствольное дерево. Здесь же заросли горного бамбука, который используется для строительства мостов, домов, мебели, корзин, музыкальных инструментов и много другого. В лесах насчитывается более 90 видов орхидей; многие из них паразитируют на ветвях деревьев.

Склоны на высоте 1900 - 2800 м находятся в горном умеренном поясе. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения дуба. В лесах умеренного пояса много рододендрона. У нас в горах Северного Кавказа это кустарник, в Непале же - высокое дерево. Цветок рододендрона (лали-г-ранс на языке непали) признан национальным цветком Непала. Эти крупные и яркие цветы цветут весной (в феврале - мае), и в это время года склоны буквально пламенеют ими (цветы рододендрона обычно красные, но бывают розовые, фиолетовые, белые). На хорошо освещенных склонах рододендрон соседствует с гималайской сосной.

Выше 3000 м климат становится умеренно холодным. Здесь лиственные деревья постепенно вытесняются хвойными - серебристой елью, голубой сосной,

лиственницей, древовидным можжевельником и знаменитым гималайским кедром. На высоте от 3200 до 4000 м доминирует пихта, из лиственных остается только береза. Верхняя граница пояса, проходящая на высоте примерно 4000 м, совпадает с пределом распространения пихты.

В лесах умеренного и умеренно холодного поясов обитают гималайский медведь (он не бурого цвета, как наш, а черного), тибетский волк, мускусная кабарга (железа самца этого мелкого оленя вырабатывает мускус, необходимый для производства духов), панда.

Над поясом горных лесов располагаются альпийские луга. Среди цветов выделяются ирисы, анемоны и особенно эдельвейсы, которые порой образуют целые поля. С высоты 4000 м начинается холодный пояс. Его верхняя граница (5200 м) совпадает с пределом распространения альпийских лугов, выше исчезает и альпийская луговая растительность. Начинается безжизненное царство камня, снега и льда. Холодный климат ледяной зоны Гималаев выражен резче, чем в других горных странах на тех же широтах. Нигде нет столь низкой температуры (минус 40 градусов), такой разреженной атмосферы и таких ураганных ветров, как на восьмитысячниках Гималаев.

САГАРМАТХА, ОНА ЖЕ ДЖОМОЛУНГМА, ОНА ЖЕ ЭВЕРЕСТ.

Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха ("Властелин мира"), тибетцы - Джомолунгма ("Богиня - мать мира"), а европейцы предпочитают именовать ее Эверест. Примечательно, что непальцы и тибетцы обожествляли эту вершину, даже не будучи осведомленными, что она - высочайшая на Земле. Об этом факте вообще человечество узнало только в 1852 г., когда весь мир облетела весть об открытии высочайшей точки планеты. Именно тогда сотрудники топографической службы Индии определили, что эта гора -самая высокая на Земле. Они же и дали ей имя в честь Джорджа Эвереста, 20 лет возглавлявшего индийское топографическое ведомство. Дж. Эверест - родной дядя известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, прославившейся своим романом "Овод", которым зачитывалось в юности несколько поколений.

Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 г., а первую попытку покорить гору предприняли в 1921 г. Кстати, в период правления семейства Рана какие-либо иностранные альпинистские восхождения запрещались, поэтому альпинисты вынуждены были подниматься на Эверест "в обход" - не с непальской территории. Понадобился еще 31 год и горький опыт тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая 1953 г. это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари и непальскому проводнику-шерпу Норгею Тенцингу. В подавляющем большинстве восхождений альпинисты привлекают в качестве носильщиков шерпов - людей исключительно выносливых, упорных, прекрасно знающих нрав родной Сагарматхи.

Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35 м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны). Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и сентябрь - ноябрь (послемуссонный).

Почему трудно этнографам?

Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому "национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы.

К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а этнических - в Среднем Непале 11 из 26.

Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие".

По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи языков.

Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето-бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают, что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов), однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие - из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты. Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север, но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э.

Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова "Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем сильнее монголоидные черты в облике населения.

Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система продолжает существовать.

Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая. Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты ("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга, магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм, тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п.

В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как известно, четыре кастовые варны (группы):

1) брахманы - священнослужители;

2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные;

3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников;

4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау - цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные, сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.)

Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей внутренней иерархией.

Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким кастам.

Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных. Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх-

кури и рана. К тхакур 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>