Ссылка на архив

Невербальные коммуникации

Цель курсовой работы – изучить связи экспрессивного поведения человека с его индивидуальными и характерологическими особенностями. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть раздел современной психологии, исследующий закономерности познания и восприятия человека человеком в процессах общения и взаимодействия. Задачи курсовой работы, включают в себя, такие аспекты невербальной коммуникации, как:

Физиогномика ─ учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела;

Кинесика ─ изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (позы, осанку, походку);

Просодика ─ ритмико-интонационное оформление речи;

Такесика ─ прикосновения в ситуации общения;

Проксемика ─ расположение людей в пространстве при общении;

Мимика, жесты, поза, походка как элементы экспрессивного поведения являются одной из главных невербальных визуальных систем общения, усваиваемых с детства. Имеется много данных о приоритете "языка тела" над речевым языком. По данным антропологов и этологов информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объёма информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%).

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено работой подсознания, и отсутствие возможности подделать импульсы подсознания позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием. Разумеется, конкретную информацию чаще передают словами, однако во всех культурах существует масса жестов, заменяющих слова. Помимо этого жесты и мимика, сопровождающие речь, служат надёжным источником сведений об отношении говорящего к теме сказанного, равно как и о реакции слушателя на полученную информацию. При интерпретации речи собеседника во внимание принимаются громкость, тембр голоса, его высота, интонация, темп речи. Голос говорящего позволяет определить его возраст, уровень образования, принадлежность к определённому социальному слою. По голосу говорящего слушатели судят о степени его индивидуальной привлекательности.

Невербальные демонстрации, задают эмоциональные установки людей в отношении друг друга, причём фиксация первого зрительного впечатления столь сильна, что её практически невозможно в последствии изменить даже сознательными усилиями.

Особо важно владение "языком телодвижений" в сфере бизнеса и менеджмента. Умение заинтересовать партнёра и убедить его во многом может зависеть от умения интерпретировать язык телодвижений, а владение им поможет добиться успеха в переговорах. Изучение экспрессивного репертуара человека помогает делать явными свойства его характера и тем самым выбирать адекватные способы взаимодействия с ним.

В процессе обмена информацией важную роль играют проявление эмоций, манеры партнеров, их жесты. Случается, что наше сообщение воспринимается неверно по той простой причине, что сопровождается "противоречивыми" жестами. Наблюдать жесты довольно просто, но интерпретировать их ─ задача куда сложней.

Понимание жестов очень затруднено, когда разные элементы вырваны из контекста. Однако когда жесты собраны вместе на своих композиционных местах, возникает целостная картина.

Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы ─ это важные составляющие обратной связи. Они указывают из минуты в минуту, от движения к движению ─ как люди реагируют на происходящее. Мы можем понять, как встречено то, что мы говорим,- с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоконтролем или скучают. "Бессловесная" обратная связь может предупредить о том, что нам нужно изменить своё поведение, вообще исчезнуть или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного нам результата.


Глава 1. Основные аспекты невербальной коммуникации

Попытки определить связь между внешностью и характером человека предпринимал ещё Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогномике. Однако, по данным некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор. Взяв за основу учения Аристотеля, проводниками физиогномики были крупные учёные Древней Греции и Древнего Рима. С ХV века физиогномика обрела большую популярность. Ею серьёзно занимались все, кто "по долгу службы" был занят "работой с людьми": духовные лица, медики, философы, юристы.

Язык тела, у человека, который играет едва ли не центральную роль в социальном общении и существенным образом определяет индивидуальный жизненный успех каждого индивида, занял умы учёных с эпохи Древнего Рима, подтверждение чему является труд Цицерона "Об ораторе".

Профессиональное и прицельное изучение разных аспектов языка тела началось примерно с 60-х годов ХХ в. (Д. Моррис, Дж. Фаст, Э. Холл и др.). Экспрессивный репертуар человека и его психологические особенности как единство. Этот феномен глубоко исследовался под руководством А.А. Бодалева (1965). Сегодня нам стали доступны и зарубежные исследования, помогающие при помощи "расшифровки" экспрессивного репертуара "читать человека как книгу".

Теоретические знания о невербальном поведении широко применяются на практике в социальных программах по психотренингу, направленных на повышение самооценки и индивидуального успеха. И в коллективных тренингах на рабочем месте, направленных на повышение эффективности труда.

Крупнейшим зарубежным центром по обучению основам невербальной коммуникации является "Пиз Трейнинг Корпорейшен" (Австралия), основанный А.Пизом.


1.1 Физиогномика

Воспринимая другого человека, мы обращаем взор, прежде всего к его голове, к лицу, рассчитывая именно из этого источника получить наиболее важную информацию. Лицо человека хранит следы наиболее частых, типичных для него переживаний и мыслей. Более того, эти черты, вероятно, закрепляются в генофонде и наследуются так же, как и склонность к тем или иным психологическим реакциям.

Морщины. Морщины имеют высокую информативность. Например, тот, кто поднимает брови и морщит лоб во время разговора, отличается тщеславием, самовлюблённостью, внутренней тревогой, честолюбием и не обладает здравым смыслом. Обычное «хмурение» бровей указывает на ум раздражительный и противоречивый, характер недоверчивый и сварливый. Перпендикулярные морщины лба указывают на большую умственную напряжённость и чрезвычайно сильную волю.

Брови. Брови, лежащие близко к глазам и идущие горизонтально от носа к вискам, указывают на твёрдый характер и решительность. Брови, очень далеко стоящие от глаз, немного дугообразные и узкие, указывают на характер слабый, беспечный и пассивный. Когда брови имеют углообразную форму, то это свидетельствует о неуровновешенности их обладателя. Брови совсем надвинутые на глаза служат признаком натуры молчаливой, мучимой честолюбием, завистью и ревностью. Густые и взъерошенные брови указывают на неуживчивый и противоречивый характер, а сросшиеся брови – на предрасположенность к меланхолии, подозрениям, ревности.

Глаза. Очень выпуклые глаза указывают на болтливость, тяжёлый ум и недостаток здравого смысла. Впавшие и подвижные глаза выражают лукавство, а маленькие впавшие глаза служат признаком зависти и обмана. Глаза не выпуклые и не впавшие, представляющие как бы середину, означают уравновешенные умственные и нравственные качества. Подвижность глаз связывается чаще с хвастливостью, подозрительностью, недоверчивостью, склонностью к гневу, а моргание – с робостью, коварностью либо лживостью.

Определённую информацию может представить даже цвет глаз. Люди с тёмными глазами обладают большей энергией, инициативой и более неспокойным характером, нежели со светлыми глазами. Серые глаза, как правило, бывают у людей, умеющих быстро реагировать на изменения обстановки и преодолевать любые трудности. Синие глаза обманчивы. В них хочется найти мечтательность и наивность. На самом деле всё наоборот: это глаза людей, настойчивых добивающихся цели, полагающихся скорее на рассудок, нежели на интуицию. Синеглазые легко поддаются порывам, но так же легко и остывают. Их положительной отличительной чертой является правдивость. Голубые глаза характерны для людей с высокой жизненной активностью. Эти индивиды наделены организаторскими способностями, проницательностью и блестяще используют людей. Карие (коричневые глаза) характерны для холериков, умеющих много и напряжённо работать, полных энергии и упорства, с сильной волей. Такие люди, однако, порой позволяют себе импульсивные, необдуманные поступки, отчасти от того, что плохо представляют, что от них ждут другие. Чёрные глаза указывают на самостоятельность и стремление к господству. Впрочем, властность черноглазых людей проявляется довольно мягко, без грубости. Но когда на пути к их целям встречаются препятствия, они могут стать агрессивными. Люди с зелёными (высокая чувственность, способность к сильным переживаниям) и серо-зелёными глазами обычно имеют сильную волю и неукоснительно идут к поставленной цели. Они отличаются постоянством, но бывают жёсткими и несговорчивыми

Рот. Люди с тонкими губами по натуре суховаты, расчётливы и экономны, не любят многословия и театральности. Как правило, они весьма успешны в финансовых операциях, чего не скажешь о полногубых людях, которых отличает щедрая и открытая манера поведения. Рот сильнее выступает вперёд у людей импульсивных. Верхняя губа, слегка выступая над нижней, указывает на ум, осторожность и прямоту характера. Большой и неправильный рот служит признаком дерзости. Рот умеренно большой и немного дугообразный с твёрдыми и почти одинаково выдающимися губами указывает на смелость и решительность его обладателя.

Подбородок. Маленький и округлый подбородок указывает на человека робкого и не обладающего достаточной волей. Подбородок четырёхугольный и выдающийся чаще принадлежит людям энергичным, решительным, властолюбивым. Подбородок средней величины, круглый и умеренно выдающийся свидетельствует об уравновешенности человека. Люди с плоскими подбородками, как правило, холодны, сухи самолюбивы. Подбородок большой, округлённый, толстый, двойной указывает на человека, у которого чувственность и инстинкты преобладают. Подбородок раздвоенный и выдающийся чаще принадлежит людям, обладающим эксцентричностью, вздорностью, раздражительностью, склонностью возбуждать несогласие.

1.2 Мимика

Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и является одной из наиболее развитых каналов невербальной коммуникации. На лице отражается информация об эмоциях, настроении, отношении человека к происходящему, о его характере. Люди в большей мере способны контролировать мимику, нежели жесты, позы или интонацию.

Для успешного общения необходимо, чтобы человек демонстрировал мимический комплекс, в который входили бы как элементы контролируемой, так и спонтанной мимики. Способность контролировать мимику достигается каждым человеком в процессе социализации и в значительной мере индивидуальна. С возрастом люди учатся "надевать" на лицо необходимую маску, скрывая под нею свои настоящие чувства. Но в большинстве случаев контролируемая мимика перемежается с неконтролируемой.

Важную роль в общении людей играют глаза. Причина тому ─ размеры зрачков собеседника в момент общения. Человек с расширенными зрачками (признак возбуждения) оценивается как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный. Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, воспринимается другими как холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный.

Однако размеры зрачков могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких как общая освещённость места, положение головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут сужеными, а в полутёмном помещении ─ расширенными. Размеры зрачков зависят и от остроты зрения. У людей страдающих близорукостью ─ расширенные, а у дальнозорких ─ сужены.

Взгляд также выполняет коммуникативную функцию. Частота и характер взгляда может указать на характер отношений. Взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несёт различную информацию о характере общения:

Деловой взгляд ─ концентрируется на области лба и глаз собеседника и создаёт серьёзную атмосферу;

Социальный взгляд ─ сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению;

Интимный взгляд ─ от уровня глаз вниз на другие части тела;

Если при общении человек смотрит на собеседника менее ⅓ времени, то это может быть признаком того, что он что-то не договаривает, пытается скрыть что-либо или что он робок по натуре.

Есть люди, которые никогда не смотрят в глаза, не спешите думать, что у такого человека не чиста совесть или он трус. Нет, ни у кого вы не найдёте более ясного и твёрдого взгляда, чем у закоренелого подлеца. Среди тех, кто упорно избегает смотреть в глаза, как раз довольно часто встречаются люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей. Некоторые застенчивые люди, наоборот, упорно смотрят в глаза другим.

Более того, нужно иметь в виду: если собеседник долго смотрит на вас в упор остановившимся ("остекленевшим") взглядом, это скорее всего значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Напротив, когда собеседник искренне слушает, он может бессознательно вращать глазами – признак того, что он прикладывает усилия, чтобы полностью постичь смысл ваших слов.

Если он опускает глаза, это свидетельствует о том, что он сильно переживает сказанное вами. Глаза, заведённые вверх и в сторону, означают, что слушатель полностью поглощен содержанием вашей речи. Открытый прямой взгляд считается признаком отсутствия вины.

В любом общении, взгляд выполняет функцию синхронизации, и помогает поддерживать контакт при разговоре.

От того, насколько умело человек использует свой взгляд, значительно зависит его успех. С помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми. Для этого при общении необходимо встречаться взглядом с данным человеком не менее 60-70% времени.

Наиболее выразительными в мимической палитре оказываются губы и брови, поэтому, когда мы стремимся понять состояние собеседника. Нужно смотреть именно на них.

Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о решительности, настойчивости; плотно закрытый рот – о целеустремленности и твёрдости. Напротив, расширение ротовой щели выражает снижение психологической активности. Особое значение имеют уголки рта. Когда они опущены к низу признак депрессивного состояния , даже если человек шутит и кажется активным.


1.3 Жесты

Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы выдвинуть предварительное предположение о его натуре. Изучение жестов (жестика) ─ составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболее подробного рассмотрения заслуживает толкование движений рук, которые дополняют словесные высказывания, порой заменяют их, а бывает и противоречат им. Чем сильнее выражаемое чувство, тем больше проявляется жестикуляция. Широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств. Поскольку широкое движение притягивает к себе внимание, его используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость,─ люди властолюбивые, тщеславные и хвастливые.

Мелкие движения вызывают противоположное впечатление. Их предпочитают те, кто по каким-то причинам не хотел бы привлекать к себе внимания, ─ люди корректные, скромные, не желающие выставлять свои чувства на показ. Но такое поведение может быть продиктовано хитрым расчётом, когда человек намеренно стремится произвести скромное и безобидное впечатление. Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил.

Рассмотрим некоторые из этих жестов и их интерпритацию:

Вяло свисающие вдоль тела руки – пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки – защитная реакция, известная изоляция, некоторое выжидание.

Руки заложены за спину – отсутствие готовности к действию, а также скрывание смущения, робости, затруднительного положения.

Открытая ладонь обращена вверх – жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания.

Одна или обе руки спрятаны в карманах – скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности.

Рука сжимается в кулак – концентрация, овладения волнением, стремление к самоутверждению.

Потирание рук – человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей.

Рука что-то берёт или делает движение в этом направлении – непосредственно телесное, материальное захватывание, часто признак жадного, слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движение рук, закрывающие лицо или его часть – желание скрыть, спрятать, утаить своё состояние; задумчивость или затруднение.

Стирающее движение по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь (например, другую свою руку) – мягкий нрав, благодушное настроение.

Указательный палец прямой, кладется на край губ – чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот – наивность, удивление, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей – знак некоторой неловкости, известная робость, поиск бегства.

Кончики указательного и большого пальца соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены – высокая степень внимания и концентрации, направленные на тончайшие детали.

Руки упираются в бёдра – потребность в усилении и упрочении, демонстрация другим своей твёрдости и превосходства; вызов, бравада от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения:

Жесты открытости. Расстегивание пиджака (люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии).

Жесты защиты (оборонительности). Когда мы видим, что собеседник скрестил руки, мы должны пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнёр начинает уходить от обсуждения; руки, сжатые в кулаки, также указывают на защитную реакцию собеседника.

Жесты оценки – жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечтательности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погружены в раздумье); жесты критической оценки – подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже рта; человек сидит на краешке стула, локти на бёдрах, руки свободно свисают (позиция «это замечательно!»); наклонённая голова (жест «внимательного слушания»); почёсывание подбородка (жест используется, когда человек занят процессом принятия решения); жесты с очками (притирание стёкол, берут в рот дужку очков и т.п.) – это пауза для размышления, человек хочет получить время для обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос; расхаживание – жест, обозначающий попытку человека разрешить сложную проблему или принять трудное решение; пощипывание переносицы – этот жест, обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряжённых размышлениях. Знак сомнения – потирание указательным пальцем за или перед ухом, потирание глаза или лёгкое потирание носа.

Жесты готовности – человек сидит на краю стула, локоть одной руки и локоть другой опираются на колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти). Ноги (или все тело), обращённое к выходу,- это явный знак того, что человек хочет закончить встречу, беседу или то, что происходит;

Жесты перестраховки – многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Грызть кончик карандаша или ручку. Другие жесты данной группы – переплетённые пальцы рук (при этом большие пальцы нервно потирают друг друга); пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как в него сесть при собрании других людей.

Жесты фрустации – короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т.п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает доказывать своё, может столкнуться с серьёзными неприятностями); тесно сцепленные, напряжённые руки – это жест недоверия и подозрения (тот кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет большого успеха); руки тесно сжимают одна другую – наблюдается, когда человек попал в «переделку»;

Жест авторитарности – руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх. Типичная авторитарская поза. В целом если вы хотите дать понять своё превосходство, то всё, что надо сделать, - это физически подняться над данным человеком, сесть выше, когда вы оба сидите, или встать.

Жесты нервозности – покашливание, прочищение горла (те, кто прочищает горло, чувствуют себя неуверенно и беспокойно); позванивание монетами в кармане – указывает на озабоченность человека по поводу денег или их нехватки; подёргивание себя за ухо – признак того, что собеседник хочет перебить разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую. Другая поза – сидящий в кресле человек со скрещенными лодыжками и вцепившийся в подлокотники руками. Такие позы являются сигналами о желании человека справиться с сильными чувствами и эмоциями.


1.4 Посадка и осанка

С древних времен люди используют ритуальные позы, которые главным образом символизируют отношения превосходства подчинения. Пасть ниц - значит признать свою полную зависимость от того, кто над тобой возвышается. А человек, стоящий с поднятой головой и распрямлёнными плечами, всем своим видом демонстрирует независимость, уверенность в себе, полное владение ситуацией. Между этими полюсами лежит широкий спектр поз, которые мы принимаем (главным образом неосознанно), чтобы соответствовать обстановке и стилю взаимоотношений.

В нашей культуре высокий статус человека проявляется в малозаметных признаках: непринуждённой позе и свободной манере общения. Для тех, кто стоит ниже на иерархической лестнице, наоборот, характерна большая зажатость.

Лидеры в группе обычно те, кто сидит, откинувшись на спинку стула, сложив руки за головой и т.п. чтобы подчеркнуть весомость своих слов, они слегка наклоняются вперёд. У таких людей широкие плавные жесты, свидетельствующие о привычной уверенности и ощущении превосходства. Наоборот, люди, чувствующие собственную незначительность, могут сидеть, ссутулившись, стиснув пальцы или сложив руки на груди, как бы пытаясь стать незаметнее.

Гармонию взаимоотношений определяют позы, имитирующие соответствующие действия партнеров. Когда группа людей находится в состоянии согласия, то их позы, жесты, телодвижения, как в зеркале, повторяют действия других участников группы. Если среди участников группы есть две различные точки зрения. Члены каждой из подгрупп ведут себя гармонично по отношению друг к другу, но дисгорманично по отношению к участникам противостоящей подгруппы. Во время споров старые друзья часто принимают гармоничные позы для того, чтобы показать, что, несмотря на внешние разногласия, они остаются друзьями.

В любой группе лидер определяет позы для остальных участников, и они невольно их принимают. Люди, которые хотят показать, что они выше остальных в группе, нарочно принимают дисгармоничную позу.

О внимании к партнёру, о степени вовлечённости в общение явно свидетельствует положение ног. Ноги – самая удалённая от головы часть тела, и они, похоже, наименее подвержены сознательному контролю. Положение стопы объективно указывает то направление, в котором человек намерен двигаться. Когда носок ступни направлен в сторону партнёра, это говорит о внимании, готовности к общению.

Ноги в положении стоя, могут прояснить настроение собеседника, а если данная поза для него характерна и принимается часто, то это свидетельствует и об определённых особенностях его личности. Спокойные, уравновешенные, но достаточно энергичные люди обычно стоят, нешироко расставив ноги (на расстоянии не более 20 см.) и равномерно распределив вес тела. Таких людей отличает уверенность в себе, известная твёрдость, однако они способны изменять своё поведение сообразно обстоятельствам. Широко расставленные ноги выявляют обострённую потребность в самоутверждении, завышенную самооценку, которая нередко маскирует скрытую неуверенность и даже чувство неполноценности. О высокой самооценке также свидетельствуют носки, заметно повёрнутые наружу. И наоборот, носки, обращённые внутрь, ─ признак слабости духа, боязливости. Поднятие на носки – агрессивная позиция; человек, имеющий такую привычку, вероятно, заносчив и недостаточно самокритичен. Частая смена опорной ноги выдаёт стремление к удобству, а также недостаток твёрдости и дисциплинированности. В положении сидя «компасом» заинтересованности выступают колени.

Сидящий человек, широко раздвинувший ноги, демонстрирует свою беспечность, а порой и бесцеремонность. Перекрещённые ноги или руки, самим своим положением символизируют замкнутость и недоверие. Весьма показателен частичный барьер из рук, когда одной рукой держат себя за предплечье, другая, опущена вдоль тела. Или когда одной ладонью сжимают другую руку в области запястья.

Слабый неуверенный в себе человек стремится на что-то опереться (облокотиться), а независимую личность легко узнать уже по позе: человек стоит без дополнительной опоры.

Окружающие, даже не зная скрытого смысла символов, всегда безотчётно интерпретируют их, причём часто не в нашу пользу. Спина "крючком" производит неважное впечатление. Высоко поднятая голова может показаться кому-то признаком высокомерия, а иногда интерпретируется как вызов. Поэтому телесные сигналы надо уметь не только "читать", но и посылать самому в зависимости от ваших намерений.

1.5 Походка

Походка является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если его руки находятся в карманах или он ими размахивает, то, скорее всего, он в приятном расположении духа. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен. Плечи опущены, а голова поднята, идущий настроен на успех, контролирует ситуацию. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжён, ожидает опасности. В походе сказывается, и общее мироощущение человека, поэтому она может кое-что поведать о тех чертах его характера и личности, которые достаточно постоянны. К целям, от достижения которых мы ожидаем вознаграждения, мы устремляемся с большей энергией, чем к тем, которые сулят неприятности. Человек идёт медленнее (бредёт, плетётся), когда не имеет определённой цели, либо когда не слишком стремится достичь цели. Если же, цели желательно достичь поскорее, шаги учащаются и становятся шире.

Ходьба широкими, размашистыми шагами, можно сделать вывод об эксравертированности, предприимчивости, активности и усердии. Если такая ходьба сопровождается раскачиванием руки и, возможно, всего туловища, то в таком случае она, скорее сигнализирует о том, что мы имеем дело с человеком, который живёт сегодняшним днём, полностью пребывает во власти своих побуждений и не склонен, подчинятся чужому влиянию. Если же ходьба сопровождается несоразмерным раскачиванием руками, отличается, подчёркнуто быстрыми шагами, то создаётся впечатление, что движения превосходят действительную энергию человека, таким образом, проявляются хлопотливость и деловитость, нередко лишённые подлинного содержания.

Звучная ходьба, подчёркнутый стук обуви, обнаруживают несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон как бы компенсирует отсутствие реальной уверенности в себе. Человек с короткими и мелкими шажкамитакой в отношениях с другими людьми, обычно педантичен и мало общителен. Если в такой походке не выражен чёткий ритм, то создаётся впечатление болезненного и нервного человека, готового при малейшем риске сразу же уклониться, свернуть в сторону. Прерывистая, спотыкающаяся походка, свидетельствует о том, что стремлению к цели приходится бороться с противоположными импульсами. Она демонстрирует внутреннюю раздвоенность и неуверенность, скованность и робость. Зная закономерность, можно не только наблюдать за походкой других людей, но и произвольно регулировать свою собственную, с целью коррекции своего душевного состояния.

1.6 Такесика

Такесика это - раздел психологии, изучающий прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивание и пр.

Поскольку прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство (подробнее об этом в пун. 1.7 «Проксемика»), большинство взрослых людей относятся к ним настороженно. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно брошенные движения: похлопывания по плечу или по спине, потрёпывание по голове, по щеке и т.п. Между родственниками или близкими приятелями такие жесты воспринимаются как выражение симпатии. Однако со стороны мало знакомого человека любой из нас воспринимает такой жест как бестактность.

Наиболее распространённой формой взаимных прикосновений являются рукопожатия.

Чересчур крепкое рукопожатие (до хруста пальцев) является отличительной чертой жёсткого и агрессивного человека: он делает это намеренно, желая продемонстрировать свою силу и способность вас подавить.

Рукопожатие женщин. Им приходится вырабатывать твёрдое рукопожатие, в том числе и для защиты от мужчин, которые по привычке демонстрируют им «мужское рукопожатие».

При первой встрече с человеком, через рукопожатие передаётся один из трёх типов возможных взаимоотношений. Первое-превосходство. Второе-покорность, уступчивость. Третье-равенство.

Эта информация передаётся неосознанно, но при целенаправленном применении того или иного рукопожатия можно оказать непосредственное влияние на исход вашей встречи с другими людьми.

Доминантное рукопожатие – наиболее агрессивный вид рукопожатия, так как оно даёт человеку мало шансов на установление отношений равных партнеров. Этот тип рукопожатий характерен для агрессивного, властного мужчины, который всегда является инициатором рукопожатия и жестом руки с ладонью, направленной вниз, заставляя человека подчиняться, потому что тому приходится отвечать рукой повёрнутой ладонью вверх. Но такое агрессивно-властное рукопожатие можно нейтрализовать несложным способом: вместо ожидаемого подлаживания самому накрыть руку партнёра и пожать тыльную сторону или запястье. Тем самым вы сообщаете ему, что хотите главенствовать в процессе общения с этим человеком. Однако если вы хотите отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения, то можно протянуть руку развёрнув её ладонью вверх. Кроме того, имейте в виду, что возможны обстоятельства, при которых положение ладони вверх не обязательно будет трактоваться как проявление покорности. Например, человек страдает артритом рук и потому вынужден обмениваться слабым рукопожатием; хирурги, артисты, художники и музыканты, для которых профессионально важны чуткие руки, обычно обмениваются вялым рукопожатием, чтобы защитить свои руки. Следует заметить, что поданная ладонью вниз женская рука обычно не претендует на лидерство. Это своего рода кокетство.

Чтобы полностью определиться относительно, намерений человека, понаблюдайте за его последующим после приветствия поведением: уступчивый человек будет характеризоваться другими жестами уступчивости, а властный человек проявит свою агрессивность.

Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого. В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба человека испытывают друг к другу чувство уважения.

Когда человек здоровается с вами властным рукопожатием, трудно не только склонить его к уступчивому типу рукопожатия, но и сделать это незаметным образом. Существует простой способ «разоружения» властного партнёра, который даёт вам возможность не только вернуть себе инициативу, но и озадачить другого вторжением в его личную зону. Для этого необходимо, когда вы берёте руку, сделать шаг вперёд левой нагой, затем переставить правую ногу вперёд и встать слева перед этим человеком, продвигаясь в его личную зону. Для завершения маневра левую ногу поставьте за правой и встряхните руку партнёра.

Эта тактика позволяет вам выровнять положение рук, развернуть руку другого человека к уступчивому типу рукопожатия и стать хозяином положения, так как вы нарушили его интимную зону.

Следующий обхватывающий жест называется «перчаткой», обычно используется политическими деятелями. Автор этого жеста старается подчеркнуть, что он честен, ему можно доверять, но если применять этот жест при знакомстве, то можно произвести противоположный эффект. Реципиент будет относиться к вам в этом случае с подозрением и осторожностью. Жест «перчатка» должен применяться только по отношению к хорошо знакомым вам людям.

Если рукопожатие скорее напоминает захват и нам приходится слегка дёрнуть свою руку, чтобы освободиться, можно предположить, что наш партнёр наделён сильным собственническим инстинктом и того, что попало ему в руки, просто так не выпустит. Вообще надо иметь в виду, что люди негативно реагируют на рукопожатие типа захвата, справедливо ощущая при этом покушение на их независимость. Поэтому не следует слишком долго и сильно удерживать кисть партнёра, чтобы не заставить его насторожиться.

Впрочем, один из видов захвата отчего-то считается особо значительным и располагающим. Американцы называют этот жест рукопожатием политика, так как его часто используют общественные деятели, желая заручиться симпатией партнёра. Руку собеседника берут правой и накрывают её сверху либо похлопывают левой. Такое рукопожатие более или менее приемлемо между близкими друзьями, однако захват остаётся захватом, и большинство малознакомых людей реагирует на него без энтузиазма. Тем не менее, многие бизнесмены и политики демонстрируют необъяснимую приверженность этому жесту.

Подобную ошибку часто совершают те, кто для усиления эффекта рукопожатия использует и левую руку для пожатия (похлопывания) плеча или предплечья партнёра. Такое прикосновение затрагивает особо интимную зону и может привести к сближению или соприкосновению тел. Это возможно только между людьми, одновременно использующими особый эмоциональный подъём. Но если такое чувство не является обоюдным или если для столь эмоционального жеста нет достаточных оснований, партнёр может насторожиться и почувствовать недоверие.

Когда человек не стремится к сближению, он может демонстрировать своего рода усе