Налогообложение в России, его влияние на цены и деловую активность. Налогообложение в других странах
Введение.
Налоговые системы государств помимо фискальной функции наполнения бюджета успешно выполняют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость. Система налогов является обычно трехуровневой. При этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги — вспомогательную роль. Хотя их значение и соотношение в разных странах весьма различно. Нередко возникает вопрос, с чем связана множественность налогообложения? Дело в том, что «множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется, эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью. Многие налоги влияют на цену товара, деловая активность снижается из-за непомерного налогового бремени. Большинство российских предпринимателей уходят “в тень”. В данной курсовой работе будут рассматриваться влияние налогообложения на цены и деловую активность, налогообложение в других странах, сравнение ставок налогов и общего принципа налогообложения в России и других странах.
Налогами в соответствии с п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ являются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ. Существуют также нормативные и законодательные акты по налогообложению по основным налогам и платежам.
Основная часть
1. Налогообложение в Российской Федерации.
1.1. Функция налога.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений в обществе. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах для осуществления собственных функций (оборонных, социальных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.
1.2. Объект налогообложения.
В соответствии с п.1 ст. 38 Налогового Кодекса РФ объектами налогообложения могут являться “операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога”.
Приведенная норма не содержит определения объекта налогообложения, а лишь указывает на те объекты, которые могут выступать в качестве объекта налогообложения. Для того, чтобы считаться объектом налогообложения, объект должен соответствовать двум условиям: 1) он должен иметь либо стоимостную, либо количественную , либо физическую характеристики; 2) с наличием этого объекта у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах должно связывать возникновение обязанности по уплате налогов.
Под стоимостной характеристикой подразумевается то, что этот объект может быть оценен в деньгах. К сожалению, в Налоговом Кодексе, как и во многих других актах законодательства, понятия “стоимость” и “ценность” используются как равнозначные. Под количественной характеристикой можно понимать такие характеристики, которые выражают внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, т.е. объект может быть измерен. К физическим характеристикам могут быть отнесены особенности, свойства (плотность, вязкость и др.), а также технические характеристики.
1.3. Налоговая система в РФ.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.
В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система. Трехуровневый характер действующих налогов и сборов, закрепленный в ст.ст. 13 - 15 части первой Налогового Кодекса РФ, определяется территориальным устройством Российской Федерации. Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются законодательными актами (Налоговый Кодекс РФ, приказы Госналогслужбы РФ, постановления Правительства РФ, Федеральными законами) и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ и водятся в действие в соответствии с налоговым Кодексом РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов.
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов - подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территории.
К федеральным налогам относятся все основные налоги, взимаемые на территории РФ: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (взнос), таможенная пошлина, налог на прибыль организаций, государственная пошлина. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд, устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
К региональным налогам субъектов РФ относятся следующие: налог на имущество предприятий, налог с продаж.
К местным налогам относятся: налог на рекламу, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц и земельный налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ. Расходы предприятий и организаций по уплате налога на рекламу - относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога - на себестоимость продукции (работ, услуг).
1.4. Классификация налогов.
Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:
1) прямые налоги;
2) косвенные налоги;
3) пошлины м сборы;
Группу прямых налогов образуют подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на имущество, налог на наследство и дарение, единый социальный налог. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно.
При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене и являются налогами на потребителей. Основные виды косвенного налогообложения - это акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, а также отдельные виды пошлин и сборов. К группе косвенных налогов, помимо акцизов, налога на добавленную стоимость и налога с продаж, следует относить также налоги, взимаемые со стоимости товаров при пересечении границы (таможенная пошлина). Из действующих российских налогов к косвенным налогам следует относить также налог на рекламу. По своей экономической природе данный налог представляет собой налог, взимаемый со стоимости рекламных услуг, т.е. это практически акциз, но не на товары, а на услуги.
При использовании классификации налогов иногда в особую группу выделяют пошлины и сборы, т.е. эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам. Однако подавляющее большинство видов пошлин и сборов следует относить к косвенным видам налогообложения. Например, в НК РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные лицензионные сборы. Лицензионный сбор представляет собой сбор за право осуществления какого-либо вида деятельности или производства и (или) реализации каких-либо товаров и услуг. Суммы, уплаченные по лицензионным сборам, юридические лица обычно включают в издержки производства (обращения), т.е. происходит переложение налога на конечного потребителя товара или услуги.
2. Налоговая база. Ставки налогов.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается Налоговым Кодексом РФ.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.
Для рассмотрения влияния налогов на цены и деловую активность нужно остановится на основных налогах, наиболее существенно влияющих на ценообразование (т.е. включаемых в цену реализации или в себестоимость продукции, работы или услуги).
Как правило, ими являются:
1) налог на добавленную стоимость;
2) налог с продаж;
3) единый социальный налог (сбор);
4) акцизы.
5) налог на пользователей автодорог.
2.1. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, собираемый предприятием, но уплачиваемый в конечном счете потребителем продукции, работ и услуг.
Налог на добавленную стоимость - федеральный налог, который с 01 января 2001 г. взимается на основании гл.21 Налогового Кодекса РФ.
Плательщиками НДС признаются : 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
НДС уплачивается со всех товаров на каждом этапе их производства и реализации.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемый как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставкам 0%, 10%, 20%, 9,09% и 16,67%..
Налоговая ставка 0% применяется в отношении реализации товаров на экспорт, реализации товаров (работ, услуг) в сфере международной торговли, международных перевозок.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации товаров первой необходимости (молоко, хлеб, мука, макароны, мясо, соль, сахар, яйца, товары для детей).
Налоговая ставка 20% применяется в отношении реализации всех остальных товаров, работ, услуг.
Налоговые ставки 9,09 и 16,67% являются расчетными и применяются в случае реализации товаров, в цены которых уже включен НДС.
2.2. Налог с продаж.
Налог с продаж представляет собой косвенный налог.
Налог с продаж - региональный налог, установлен Федеральным Законом от 231 июля 1998 г. № 150-ФЗ.
Налогоплательщиками признаются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие свои товары (работы, услуги) на территории РФ.
Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых оптом или в розницу за наличный расчет, кроме товаров первой необходимости, услуг ЖКХ, услуг по перевозке пассажиров городским транспортом и пр.
При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акцизы для подакцизных товаров.
Ставка налога устанавливается в размере до 5%.
Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).
Таким образом, оптовое или розничное предприятие (организация) выступает в роли налогового агента, т.к. сумма налога взимается с конечного потребителя и перечисляется полностью в бюджет.
2.3. Единый социальный налог (ЕСН).
Единый социальный налог (взнос) - федеральный налог, который с 01 января 2001 г. взимается на основании гл. 24 Налогового Кодекса РФ.
Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, выплаты в виде материальной помощи. Не подлежат налогообложению пособия по временной нетрудоспособности, компенсация за неиспользованный отпуск , пособия по беременности и родам, по безработице и прочие компенсационные выплаты из средств Фонда социального страхования.
Налоговая база налогоплательщиков - работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения у этой категории налогоплательщиков, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Ставки ЕСН для налогоплательщиков - работодателей :
Пенсионный Фонд РФ - 28,0%
Фонд социального страхования РФ - 4,0%
Федеральный Фонд обязательно медицинского страхования - 0,2%
Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%
Существует также регрессивная шкала налогообложения ЕСН. Она начинает действовать с суммы, превышающей 100 001 руб. налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.
Единый социальный налог (ЕСН) является прямым налогом. Сумма налога полностью относится на затраты организации и включается в себестоимость продукции (работы, услуги).
2.4. Акцизы.
Акцизы является косвенным налогом.
Акциз— федеральный налог, который с 1 января 2001 г. взимается на основании гл. 22 НК РФ.
Плательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Организации и иные вышеперечисленные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие обложению акцизами.
Подакцизными товарами признаются: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция; 3) алкогольная продукция; 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) ювелирные изделия; 7) мотоциклы и легковые автомобили; 8) автомобильный бензин; 9) дизельное топливо; 10) моторные масла.
Объектом налогообложения по подакцизным товарам признаются следующие операции:
- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
- реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков — производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакцизных) товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок налоговая база определяется:
1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
2.5. Налог на пользователей автодорог.
Налогоплательщики - предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ.
Объект налогообложения — выручка, полученная от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере 1% от выручки или от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров.
Сумма налоговых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог включается предприятиями, учреждениями, объединениями и организациями в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).
3. Влияние налогообложения на цены.
Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятий с государством и его организациями, отражаются в составе цены неадекватно. Некоторые из них входят в состав затрат, иные ограничивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прочие представляют прямую надбавку к цене. В числе налоговых платежей важное место занимают отчисления, формирующие внебюджетные фонды в составе Единого социального налога: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд государственного социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Все эти платежи включаются в себестоимость продукции. В составе себестоимости продукции учитываются а также налог на рекламу, земельный налог, таможенные пошлины, налог на пользователей автодорог.
Еще один платеж — налог на имущество. Хотя он относится на финансовые результаты деятельности предприятий, т. е. возмещается за счет прибыли, но может быть отнесен к налогам, включаемым в себестоимость продукции, поскольку уплачивается из прибыли до ее налогообложения.
Налоговыми платежами, наиболее активно воздействующими на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж и акцизы*. Прибыль представляет ту часть произведенного национального дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к ее максимизации. Это достигается увеличением объемов продаж, минимизацией затрат и ростом цен в меру повышения качества продукции. В российской экономике в условиях инфляции и снижения объемов производства конкурентная среда ослаблена. Поэтому предприятия добиваются максимизации прибыли, как правило, за счет повышения цен.
На уровень цен особенно сильно воздействие налога на добавленную стоимость и акцизов (по подакцизным товарам). Основная ставка НДС установлена к цене реализации, а ставка налога на прибыль — к прибыли, которая составляет лишь часть цены. Рассчитаем цену реализации с включением прямых и косвенных налогов (кроме акцизов):
_________________________________________________________
* См. Приложение № 1
Пример 1.
На производственном предприятии выпущено 1500 ед. продукции Сырьевая себестоимость единицы продукции составила 100 руб. Фонд заработной платы всех работников составил 50 000 руб.
Выручка за ранее реализованную продукцию составила 200 000 руб.
Операция | Сумма | Ставка налога, % |
1. Начислен Единый социальный налог с заработной плату всего персонала, руб. | 17800,0 | 35,6 |
2. Начислен налог на пользователей автодорог ((200 000 -150 000 руб.)*1%) | 500 | 1 |
Итого полная себестоимость составляет :
Себестоимость единицы продукции = (Сырьевая себестоимость + ФОТ +Сумма ЕСН + Сумма налога на пользователей автодорог)/ количество произведенной продукции.
Себестоимость единицы продукции = (150000+50000+17800+500) = 145,53 руб.
1500
При расчете цены реализации учитываем торговую наценку 15%.
Цена единицы продукции составила 167,36 руб.
При реализации продукции обложение НДС производится по ставкам 10 и 20%. Так как в рассматриваемом примере продукция не является товаром первой необходимости, принимаем ставку 20%.
Цена реализации с учетом НДС составила 198,83 руб.
Реализация продукции за наличный расчет юридическим и физическим лицам на территории РФ облагается налогом с продаж по ставке 5%. При этом цена реализации составит 208,77 руб.
Наибольшее влияние на уровень цен оказывает НДС по подакцизным товарам, когда ставка налога на добавленную стоимость применяется к ценам, включающим акцизы. Это серьезно увеличивает косвенное налогообложение товаров. Акцизные налоги входят в состав цены производителя, установлены по ограниченному кругу товаров и дифференцированы в зависимости от соотношения затрат и цен на тот или иной товар.
Разновидностью налоговых платежей являются таможенные пошлины (потоварное налогообложение импорта и экспорта). В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продукции отечественных производителей. Экспортируемые же товары обычно не облагаются налогом.
Налог на прибыль платят все предприятия. Ставки налога на прибыль дифференцированы для бирж, брокерских контор, посреднических предприятий и организаций и т.д. Характерно стремление к повышению цен, не обусловленному ростом качественных характеристик, потребительских свойств товаров и услуг. Целесообразно использовать квадратичную зависимость между ставкой налога и индексом роста цен. При такой зависимости прибыль предприятия возрастает до момента начала роста индекса цен, а при дальнейшем увеличении цен — снижается. Чем больше индекс цен, тем интенсивнее снижается прибыль, что делает невыгодным рост индекса цен сверх допустимого предела.
4. Влияние налогообложения на деловую активность.
Основными принципами налогообложения являются справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы А. Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» следующим образом:
«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.
Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.
Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями, другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением. Вопреки всем обычным принципам справедливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается ему, и притом он усиливает наказание соответственно тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчать его, а именно соответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость и польза этих положений обращали на себя большее или меньшее внимание всех народов».
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
• налоговое законодательство должно быть стабильно;
• взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
• тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
• взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;
• способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
• существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
• издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
• нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
• доступность и открытость информации по налогообложению;
• соблюдение налоговой тайны. Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.
Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.
Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу. Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.
Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.
Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.
Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее значительные диспропорции являются нежелательными.
Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени — уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.
Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков — важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика — это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:
- каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;
- количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;
- законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;
- тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
- при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.
Один из важнейших принципов построения налоговых систем — принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.
К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.
Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.
Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных услов