Ссылка на архив

Налогообложение России

Сибирский институт финансов и банковского дела

Кафедра Экономики

Курсовая работа

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Налогообложение в России

Выполнила студентка Руководитель: Шиян

группы БШ-111 Елена Ивановна

Сенотрусова Ирина

Новосибирск

2000 г.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации

1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов…………………………….4

1.2. Классификация налогов………………………………………………………………………….6

1.3. Функции налогов……………………………………………………………………………………….9

1.4. Налоги как инструмент государственного регулирования………….11

Глава 2.Налоги Российской Федерации

2.1. Налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, объединений и организаций…………………………………………………………….…………….14

2.2. Акцизы и другие федеральные налоги………………………………………………..19

2.3. Налоги республик в составе РФ и местные налоги с юридических лиц………………………………………………………………………………………………………………………….21

2.4. Налоги с физических лиц………………………………………………………………………..26

2.4.1. Подоходный налог………………………………………………………………………………….28

2.4.2. Налоги на имущество……………………………………………………………………………30

2.4.3. Другие налоги с физических лиц………………………………………………………32

Глава 3.Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………………………………….…………………………35

Заключение……………………………………………………………………………………………………43

Список литературы………………………………………………………………………………….45

Введение

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.

Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налогов как инструмент государственного регулирования.

Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий, акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и физических лиц.

Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу налоговой реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ.


Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации

1.1.Принципы налогообложения и сущность налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процесс-

-ов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу

формирования и использования финансовых ресурсов государства –

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и

других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались

средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс(12, 308). В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-

ные блага и получающие определенный доход;

· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в

сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей

формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде-

ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,

с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.

А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

· прибыль (доход);

· стоимость определенных товаров;

· добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

· имущество юридических и физических лиц;

· передача имущества (дарение, наследование);

· операции с ценными бумагами;

· отдельные виды деятельности;

· другие объекты установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России зарегистрировано более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из которых две трети (66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые» налогоплательщики (не представляют отчетность, не платят налоги, находятся в розыске).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

1.2. Классификация налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).

Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

4. налог на операции с ценными бумагами;

5. таможенная пошлина;

6. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);

8. подоходный налог с физических лиц;

9. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;

10. транспортный налог;

11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образование на их основе слов и словосочетаний;

12. лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения алкогольной продукции;

13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;

14. гербовый сбор;

15. государственная пошлина;

16. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги субъектов РФ включают:

1. налог на имущество предприятий;

2. лесной налог;

3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).

К местным налогам относятся следующие налоги:

1. налог на имущество физических лиц;

2. земельный налог;

3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;

4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

5. курортный сбор;

6. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента);

7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

8. налог на рекламу;

9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

11. сбор за парковку автотранспорта;

12. сбор за право использования местной символики;

13. сбор за участие в бегах на ипподроме;

14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;

15. сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений);

16. сбор с владельцев собак (кроме служебных);

17. сбор за право проведения кино- и телесъемок;

18. лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20. сбор за выигрыш на бегах;

21. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 – 1996 гг. благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях различных уровней», налоговое творчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов – 12 федеральных, 8 региональных и 12 местных.

Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо путем расщепления ставки). Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

· налоги, вносимые на издержки производства и обращения;

· налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

· налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);

· налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.

1.3. Функции налогов

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений в обществе.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления для собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функцией. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты налогов – явление частое.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений).

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на стимулирование:

· финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

· малых форм предпринимательства;

· занятости инвалидов и пенсионеров;

· благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах;

Установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной разработке областного бюджета.

Преференции, как правило, устанавливаются в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры, которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран определяется федеральным правительством.

Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для финансирования расходов из соответствующих бюджетных фондов, где они и аккумулируются.

1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования

Федеративный характер Российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориаль-

ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными и местными.

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.

Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.

Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Из налогов субъектов РФ один – налог на имущество юридических лиц – равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, устанавливаются законодатель-ными актами РФ и взимаются представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся решениями местных органов самоуправления.

В 1994 г. бюджетные взаимоотношения между федеральным и региональным уровнями реформируются на основе разделения ответственности за развитие экономики и социальной сферы и распределения налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.

Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные потребности, многим субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ, соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со средним уровнем по России в целом и данному экономическому району. Это позволяло менее субъективно подходить к определению потребности того или иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.

Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере 14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.

Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся и особо нуждающихся.

Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.

Построение рационального механизма формирования и использования средств ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и расщепления основных бюджетно формирующих налогов по уровням бюджетной системы.

Глава 2.Налоги Российской Федерации

2.1.Налоги на добавленную стоимость и на прибыль предприятий, объединений и организаций.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро - и теплоэнергия, газ.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода. При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости товаров, включающей сумму налога.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции (товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Данный перечень является единым на всей территории РФ, и не может быть изменен решениями местных органов государственной власти.

Плательщиками налога являются:

· предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

· филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги);

· международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Не оплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

а) 10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;

б) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

При реализации товаров по государственным регулируемым ценам и тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической деятельности и т. д.), вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки соответственно 9,09 и 16,67 %.

Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки, установленные действующим законодательством.

Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.

Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия и организации.

Плательщиками налога на прибыль является предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом обложения налога является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работы, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Решение проблем, связанных с правильным применением действующего законодательства по налогообложению прибыли предприятий и организаций, следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащие обложению налогом на прибыль, а какие не подлежат включению в состав объекта налогообложения.

Для этой цели предприятия следует разделить на две основные группы: 1) осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода); 2) не преследующие в своей деятельности цели получения дохода.

К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для осуществления предпринимательской деятельности.

Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации, т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной деятельности полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным в их уставах, финансируется главным образом за счет средств учредителей.

Состав доходов предприятий относящихся ко второй группе не включаются средства, полученные как в денежно, так и в вещественно-материальной форме (основные средства, нематериальные активы, материалы, фактически произведенные затраты и т.п.) в результате целевых отчислений на содержание таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям и организациям в денежной или натуральной форме на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие средства с последующим отчетом об их использовании.

Для всех без исключения предприятий не включается в состав налогооблагаемой прибыли следующие средства:

· внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами. Средства, направленные на пополнение уставного фонда сверх вышеназванных размеров, в полном объеме включается в состав облагаемой прибыли.

· объединяемые предприятиями для осуществления совместной деятельности без образования юридического лица на балансе одного из участников такой деятельности, который в соответствии с достигнутыми соглашениями выполняет обязанности поведения учета доходов и расходов, возникающих при осуществлении совместной деятельности, в пределах размеров, установленных договором о совместной деятельности.

Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства:

· от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков);

· полученные от учреждений банков, других кредитных учреждений, предприятий и организаций во временное пользование в виде ссуд, займов, финансовой помощи (в том числе и по договорам совместной деятельности). Если по истечении установленного договорами срока пользования временно полученными средствами, а также установленного законодательством срока исковой давности (в настоящее время срок давности составляет 3 года) такие средства не будут возвращены кредитору, они в полном размере включаются в состав внереализационных доходов;

· поступившие предприятия либо филиалы или структурному подразделению, не имеющему статуса юридического лица, от других филиалов или структурных подразделений, входящих в состав данного предприятия, в порядке перераспределения средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль;

· ассигнование из бюджета, полученные для финансирования капитальных вложений, других мероприятий целевого назначения (кроме ассигнований на покрытие убытков);

· доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от акций (налогообложение таких доходов, выплачиваемых за счет средств, остающихся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль, производится по установленным ставкам у источника выплаты).

Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога.

В настоящее время налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями в федеральный бюджет по ставке 13 %, в бюджеты субъектов РФ – 22%, для банков и страховщиков, бирж, брокерских контор, по прибыли от посреднической деятельности – 30%.

Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации основных направлений экономической политики, действующим законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:

1) направленные предприятиями сферы материального производства на финансирования капитальных вложений по развитию собственной производственной базы, а также в порядке долевого участия, включая расходы на погашения кредитов банков, выданные на эти цели, а также всеми предприятиями на жилищное строительство.

Данная льгота, 

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>