Ссылка на архив

Оценка инновационной привлекательности Республики Башкортостан

1. Основные цели и задачи стратегии

2. Системный подход к формированию стратегии

3. Отраслевые приоритеты инновационного развития Республики Башкортостан

4. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности

5. Повышение инновационной активности населения

6. Формирование системы научно-производственной кооперации и коммерциализации инноваций

7. Инвестиционная поддержка инновационных проектов

8. Развитие инновационной инфраструктуры

10. Информационное обеспечение инновационной деятельности

11. Территориальный подход в реализации стратегии

12. Ожидаемые результаты реализации стратегии

Заключение

Список использованных источников


Введение

Инновационная политика Республики Башкортостан является неотъемлемой частью социально-экономической политики республики и выражает отношение государства к инновационной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности республиканских органов исполнительной власти в области инноваций, реализации достижений науки и техники, внедрения этих достижений в производство.

В Послании Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "В Год 450-летия единства Башкортостана с Россией - к новым рубежам социального прогресса" (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2007 году) Президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов определил необходимость реальных шагов, которые позволят сблизить науку и производство; четкой формулировки задач инновационной стратегии; разработки соответствующей республиканской целевой программы; организации эффективного взаимодействия основных участников инновационного процесса, определения места и роли каждого звена в инновационной системе, источников и механизмов финансирования нововведений.

В Республике Башкортостан сложилась уникальная ситуация в инновационной сфере: с одной стороны, имеются значительные фундаментальные и технологические возможности, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, хорошая научно-производственная база в отдельных секторах экономики, а с другой, - крайне слабая реализация инноваций в производстве.

В результате в Башкортостане, как и в России в целом, отечественная продукция многих предприятий остается неконкурентоспособной, удельный вес в экспорте инновационной продукции очень мал, сохраняется сырьевая направленность экономики.

Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает технологического прорыва и соответственно кардинального ускорения экономического развития Республики Башкортостан. Указанные проблемы обостряются в связи с отсутствием стратегического вектора инновационной деятельности, недостаточной проработанностью инновационных проектов, неэффективным контролем и мониторингом их реализации, недостатком высококвалифицированных специалистов в инновационной сфере (проектных, инновационных менеджеров, риск-менеджеров и т.д.).

В ближайшие пять - десять лет представляется целесообразным совмещать сырьевую экспортную ориентацию с проведением инновационных преобразований с целью перевода сырьевой, добывающей и перерабатывающей промышленности на качественно новый технико-технологический уровень.

В обществе необходимо формировать новую идеологию - идеологию инновационной культуры, массовой (общественной) потребности и массового спроса на инновационную продукцию; наращивать потребительский потенциал инновационной продукции.

Прорыв в инновационной сфере может быть обеспечен не столько масштабным вложением средств в инновационный сектор Республики Башкортостан, сколько возможностями Правительства Республики Башкортостан играть активную роль в инновационном процессе, быть "архитектором" инновационного развития. Речь идет не просто о реализации отдельных точечных проектов, а о становлении новой системы экономического взаимодействия, отраслевых, территориальных кластеров и в целом о функциях системного интегратора в инновационном процессе республики.

В связи с этим важно правильно определить научные подходы к выбору приоритетных направлений секторов экономики, инновационное наполнение которых обеспечит и их высокую конкурентоспособность и позволит позиционировать Республику Башкортостан как конкурентоспособный регион.

Именно они призваны составить основу для региональной инновационной стратегии, формирования инновационной политики и инновационной системы. Региональная инновационная стратегия предполагает координацию деятельности государства, бизнеса и институтов гражданского общества в целях динамичного развития Республики Башкортостан на основе инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.


1. Основные цели и задачи стратегии

Миссия региональной инновационной стратегии - повышение уровня жизни населения Республики Башкортостан на основе устойчивого экономического развития республики, обусловленного эффективным использованием интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Целями инновационной стратегии Республики Башкортостан определены:

поиск перспективных направлений производств, расширение возможностей для развития бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан и в конечном итоге превращение республики в центр промышленности и науки;

развитие инновационной промышленности с интенсивными, в плане НИОКР, крупными предприятиями, инновационным средним бизнесом, а также активным созданием новых инновационных предприятий;

организация эффективной научно-исследовательской деятельности на основе сбалансированных фундаментальных и прикладных исследований, интеллектуальной капитализации, трансфера знаний и технологий на республиканском и межрегиональном уровнях;

ориентация сферы среднего и высшего образования на международные стандарты;

государственная инновационная политика, направленная на создание региональной инновационной системы, благоприятных для инноваций рамочных условий и эффективного научно-исследовательского ландшафта;

обеспечение условий для формирования прогрессивного технико-технологического уклада и привлекательности инновационного пространства республики путем создания инновационной инфраструктуры, реализации институциональной, ресурсно-кредитной,

налогово-бюджетной, тарифной политики.

В соответствии с поставленными целями сформированы следующие задачи:

формирование адекватного инновационной экономике человеческого потенциала, основу которого составляют активные, здоровые, образованные граждане с высокими потребностями в инновационных продуктах;

наращивание инвестиционной активности на ключевых, прорывных направлениях современных технологических укладов;

ускоренная модернизация экономики Республики Башкортостан, основанная на современных принципах промышленной политики: кластеризация экономики, государственно-частное партнерство; создание конкурентоспособного сектора исследований, разработок и условий для его расширенного воспроизводства; широкое привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу республики; содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

разработка механизмов общественного выбора приоритетов инновационного развития;

экспертиза инноваций и защита прав собственности на разработки;

разработка индикаторов инновационной деятельности и развитие системы ее мониторинга;

широкомасштабная подготовка управленцев (менеджеров), работающих в сфере инноваций;

привлечение молодежи в науку.

2. Системный подход к формированию стратегии

С учетом имеющихся в каждом регионе специфичных конкурентных преимуществ, накопленного инновационного потенциала, системный подход к выработке региональной инновационной стратегии необходимо реализовать в следующей последовательности:

инновационная стратегия башкортостан проект

1. Независимая экспертиза и аттестация всего действующего научного и производственного потенциалов с последующей группировкой научных учреждений по инновационному потенциалу, а предприятий и отраслей экономики Республики Башкортостан по технико-технологическому уровню. Важность подобной группировки подтверждается тем, что инновационная активность определяется технологическим уровнем производства и только при высоком технико-технологическом уровне поддерживается инновационная активность, т.е. возможно эффективное абсорбирование генерируемых инноваций.

2. Формирование реального представления о том, как инновационный потенциал и производимый продукт соотносятся с международными стандартами конкурентоспособности.

3. Выработка и реализация дифференцированного подхода к государственной поддержке и стимулированию инновационной модернизации и воспроизводства в следующих вариантах:

для продуктов (товаров и услуг), обеспечивающих инновационный прорыв к VI технологическому укладу;

для продуктов (товаров и услуг), превышающих уровень интегральной конкурентоспособности лучшего зарубежного аналога или соответствующих ему;

для продуктов (товаров и услуг), экспертная оценка которых выявляет незначительное или приемлемое отставание от международных стандартов;

для продуктов (товаров и услуг), значительно отстающих в текущей конкурентоспособности от международных стандартов;

для продуктов (товаров и услуг), составляющих основу жизнедеятельности человека и его безопасности независимо от их конкурентоспособности с лучшими зарубежными аналогами.

4. Оценка возможности формирования и развития в Республике Башкортостан ведущих международных рынков. Ведущие рынки возникают там, где имеет место большое число инноваций, системно связанных друг с другом. На международном уровне такие рынки выполняют функцию эталонов.

Башкортостан может стремиться к ведущим позициям в системах децентрализованного экологичного энергоснабжения, экологичного строительства, водного хозяйства, транспорта. Сферы здравоохранения, отдыха и туризма также имеют потенциал для трансформации в ведущие рынки. В связи с этим необходимо сделать акцент на разработку рамочных условий для этих рынков, привлечения новых знаний с помощью соответствующей целенаправленной политики.

5. Разработка политики внедрения кластерного принципа в экономику Республики Башкортостан и прежде всего путем формирования вокруг сырьевых ресурсов перерабатывающей инфраструктуры, например: собственная переработка сырой нефти в топливо, синтетические ткани, пластмассы, высокотехнологичные полимеры; древесины - в бумагу, высококлассную мебель, стройматериалы, ткани; металлической руды - в заготовки и элементы конструкций и т.п.

6. Ориентация на создание крупных хозяйствующих субъектов, способных на разработку масштабных инвестиционных проектов и привлечение внешнего финансирования. В частности, следует инициировать создание республиканских вертикально-интегрированных строительных корпораций, агропромышленных холдингов.

7. Широкое использование интеграционных процессов в обеспечении совместно с другими регионами России, СНГ конкурентоспособного выхода Республики Башкортостан на российский и международные рынки.

8. Активизация внутреннего спроса на инновационную продукцию посредством включения в состав минимальной потребительской корзины набора инновационных продуктов (товаров и услуг).


3. Отраслевые приоритеты инновационного развития Республики Башкортостан

Установление приоритетных направлений инновационного развития является инструментом концентрации ресурсов Республики Башкортостан на важнейших направлениях социального и экономического развития.

Выделение приоритетов является основанием для финансовой поддержки

инновационной деятельности за счет средств бюджета Республики Башкортостан и федеральных средств в случае долевого финансирования программ и проектов.

Утверждение республиканских приоритетов является основанием для формирования государственного заказа на исследования и разработки, на поддержку инновационной деятельности.

Таким образом, основой техноэкономической парадигмы стратегии является совокупность инноваций во всех сферах жизнедеятельности Республики

Башкортостан с использованием новых технологических систем, информационно-коммуникационных технологий и связанных с ними общественных изменений. Система приоритетов в различных сферах предполагает свои акценты. Так, инновационная модернизация в образовании - это внедрение новых организационных форм, образовательных технологий, институциональных механизмов повышения качества образования на всех уровнях. Общее, профессиональное и дополнительное профессиональное образование призваны развивать инновационный потенциал личности. Одно из приоритетных направлений системы образования Республики Башкортостан - создание инфраструктуры по формированию инновационной культуры населения в Республике.

Инновационная культура, как база инновационного развития, означает прежде всего оптимизацию соотношения между традициями и обновлениями, различными типами и видами культур. Важно, сохраняя нравственные ценности, обеспечить развитие мотивационной сферы, формирование восприимчивости людьми новых идей, их готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни. Существенно может повысить эффективность инновационной деятельности развитие творческих способностей и реализация резервов креативного потенциала самого человека. Этому могут способствовать средства массовой информации, формирующие у людей установку на то, что отношение каждого гражданина к нововведениям есть отношение к своему будущему, будущему своих детей, к богатству, достоинству личности и государства.

В производственной сфере путь инновационного развития лежит через формирование саморазвивающейся научно-технологической системы. Предусматривается концентрация ресурсов на развитии следующих наукоемких, высокотехнологичных и конкурентоспособных направлениях: информационные технологии; машиностроение; электротехника; новые материалы и химические технологии; энергосберегающие технологии; экология и рациональное природопользование комплекса является реализация технологий "зеленой революции" через максимальное использование природного и биологического потенциала

Республики Башкортостан, специализацию организаций сельскохозяйственной сферы, обновление технической инфраструктуры, внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством. Необходимо внедрить научную агропродуктовую модель развития сельского хозяйства, объединяющую различные элементы и структуры, входящие в кластеры, комплексы и т.п., поддерживаемые хозяйственными, экономическими, экологическими, технико-технологическими связями, системой и механизмами госрегулирования и поддержки, в том числе эффективного использования земельных ресурсов.

Инновационное развитие строительной индустрии предполагает переход на новые архитектурные системы, типы зданий и технологии их возведения, позволяющие снизить ресурсоемкость, энергетические и трудовые затраты, нацеленных на удовлетворение требований комфортности и экологической безопасности жилых домов; развитие строительной инфраструктуры (стройматериалы, инженерно-инфраструктурные сети и т.п.).

Для развития инновационной идеологии, привлечения новых идей и инвестиций в новое инновационно настроенное поколение требуется усиление пропаганды здорового образа жизни. Сферой инноваций в системездравоохранения является "индустрия здорового образа жизни": создание условий для различных форм физической активности, здорового питания, творческого досуга, психологических разгрузок. Здравоохранение становится локомотивом экономического роста. Структурные инновации в системе оказания медицинской помощи связаны с развитием института общеврачебной практики, основу которого составляет профилактика заболеваний и факторов риска их развития. Достижения в сфере генетики и молекулярной биологии совершают переворот в методах лечения болезней и именно эти направления должны значительно повысить эффективность отечественного здравоохранения.

Туризм - один из основных динамично развивающихся секторов мировой экономики, стимулирующий развитие многих ключевых отраслей экономики: сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговлю, производство товаров народного потребления, индустрию питания и т.п. (всего более 30 отраслей), и являющийся катализатором социально-экономического развития регионов.

Следовательно, в системе структурных преобразований экономики Башкортостана развитие туристской индустрии должно занять соответствующее место, в том числе и на кластерных принципах.

Инновационное развитие транспортной инфраструктуры базируется на развитии прогрессивных систем управления транспортно-дорожным комплексом, внедрении энергосбережения и экологичных технологий на транспорте, создании республиканских логистических центров.

Наиболее перспективное направление - информатизация. Основная задача обеспечить конкурентоспособность республиканской информационной индустрии, в том числе через использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах инфраструктуры Республики Башкортостан, создание информационной среды для реализации электронной торговли, электронного документооборота, использование электронных носителей информации и стандартизацию средств их технического обеспечения.

Для устойчивого развития важное значение приобретает экологичность инноваций. Речь идет о внедрении системы экологического менеджмента,экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечитьвзаимодействие между экономическим развитием и защитой окружающей среды.

Одновременно невозможно преодолеть экологический кризис чисто техническими средствами. Качественная перестройка основ цивилизации возможна путем перестройки сознания людей, духовного мира человека, его потребностей и ментальности.

Важным аспектом инновационной деятельности является также развитие правовой культуры: поддержка и охрана авторских прав, интеллектуальной собственности.

Программа действий по реализации стратегии.

В целом мероприятия по реализации региональной инновационной стратегии могут быть сгруппированы в следующие блоки:

формирование благоприятных условий инновационной деятельности;

повышение инновационной активности населения;

формирование системы научно-производственной кооперации и коммерциализации инноваций;

инвестиционная поддержка инновационных проектов;

развитие инновационной инфраструктуры;

развитие инновационного малого предпринимательства;

информационное обеспечение инновационной деятельности.

4. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности

Важные условия формирования благоприятной среды, для инновационной деятельности:

стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты

научных исследований;

создание предпосылок к развитию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров;

создание благоприятной среды для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий, интеграции с мировыми технологическими комплексами и формирования в перспективе рынка инноваций;

реализация на основе частно-государственного партнерства приоритетных направлений развития науки, техники и технологий республики.

Основными направлениями реализации данных условий являются:

законотворческая деятельность Республики Башкортостан с учетом законодательства Российской Федерации, международных стандартов и традиций;

финансовое и налоговое стимулирование научно-технической и инновационной деятельности;

международная технологическая интеграция;

частно-государственное партнерство в сфере инновационной деятельности.

Формирование правовых условий инновационной деятельности предусматривает:

разработку регламентирующих документов и механизмов финансирования инновационных проектов, долевого государственного участия в финансировании коммерциализуемых научно-технических разработок;

разработку и принятие мер, снижающих или страхующих риск негосударственных инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие проекты;

законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, направленные на стимулирование инновационных процессов в экономике Российской Федерации;

законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы производителям инновационных продуктов в части поступлений в республиканский и местные бюджеты Республики Башкортостан;

формы статистического наблюдения и отчетности для совершенствования мониторинга уровня развития и эффективности функционирования инновационной системы;

регламент рассмотрения заявок, проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов в приоритетных направлениях развития Республики Башкортостан.

Финансовое и налоговое стимулирование научно-технической и инновационной деятельности предусматривает:

субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции;

поддержка перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий государственными институтами развития;

долевое участие государства в финансировании сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества;

освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые для реализации приоритетных инновационных проектов;

государственное софинансирование маркетинговых затрат фирм при их выходе на зарубежные рынки;

установление нулевой таможенной пошлины при экспорте произведенной в Республике Башкортостан высокотехнологичной продукции;

государственное софинансирование выставочной деятельности высокотехнологичных компаний Республики Башкортостан;

анализ результативности существующих налоговых инструментов стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;

снижение налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, по ставке пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации приоритетного инновационного проекта в общем объеме реализации;

освобождение от налогообложения имущества, участвующего в реализации инновационного проекта, в частности платежей, зачисляемых в бюджет Республики Башкортостан, при условии раздельного учета видов деятельности;

рекомендация муниципальным органам власти о снижении размеров налогообложения земельным налогом участков, на которых реализуется приоритетный инновационный проект региона.

Направлениями содействия развитию международной технологической интеграции республиканских фирм являются:

развитие системы технических регламентов и их гармонизация с международными;

совершенствование таможенного законодательства в направлении стимулирования использования различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечение эффективной реализации совместных технологических проектов;

совершенствование (детализация) таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта;

либерализация капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов;

активизация зарубежного патентования республиканских результатов исследований и разработок, предназначенных на экспорт.

Общими условиями для развития частно-государственного партнерства в сфере инновационной деятельности определены:

разработка механизмов участия предпринимательского сектора в формировании прогнозов технологического развития Республики Башкортостан и определение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Республике Башкортостан;

создание центров трансфера технологий, образуемых на базе государственных научных центров Республики Башкортостан, высших учебных заведений, институтов Академии наук Республики Башкортостан и отраслевых институтов;

формирование мер государственного стимулирования капитализации интеллектуального потенциала промышленных предприятий, в том числе для повышения их инвестиционной привлекательности;

координация деятельности заинтересованных органов Республики Башкортостан, а также субъектов инновационной деятельности при решении общих или смежных задач политики Республики Башкортостан, разработке республиканских целевых программ и т.п.


5. Повышение инновационной активности населения

Повышение инновационной активности населения предполагает прежде всего формирование принципиально нового уровня научной, технической, экономической, управленческой, гуманитарной, информационной, экологической подготовки кадров. Необходимо готовить специалистов способных к самообучению, саморазвитию, самостоятельному решению поисковых задач, трансформации новых знаний в высокие технологии для организации производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и продвижения ее на рынок.

Создание единой системы образования, науки и наукоемкого производства направлено на совершенствование подготовки кадров, формирование фундаментальных и прикладных исследований с целью решения научно - технологических проблем развития республики, включая развитие наукоемкого производства и инновационного предпринимательства.

Другой стратегической ориентацией образовательной политики, направленной на удовлетворение кадровой потребности инновационной экономики, является обучение на протяжении всей жизни, переход от образования, ориентированного на предложение, к образованию, ориентированному на спрос.

Претворение в жизнь концепции обучения на протяжении всей жизни предполагает формирование в республике соответствующих инфраструктур исетей образовательных центров, отвечающих требованиям информационного инеформального обучения и потребностям секторов экономики РеспубликиБашкортостан.

Повышению инновационной активности в республике призваны способствовать программы содействия особо одаренным людям, предусматривающие создание соответствующих организаций и специализированных фондов, в том числе в форме частно-государственного партнерства.

Приобретают особое значение обмены учеными в академической сфере (региональной, национальной, международной); экспертами между академической сферой и промышленностью; развития совместной исследовательской и научной базы в промышленности.

Актуальным для республики является создание республиканского обучающего центра по инновационному менеджменту для специалистов республиканских органов исполнительной власти; менеджеров высшего и среднего звена промышленных предприятий и организаций; субъектов малого и среднего бизнеса, ориентированных на инновационную деятельность.

Основой инновационной активности населения является поддержка инновационных идей, основными элементами которой выступают формирование комплекса организационно - методического содействия инновационной идеи, технико-технологического и материального обеспечения поиска ее прикладного применения, оформления ее в инновационный проект.

Мероприятия, предлагаемые для решения данной проблемы, направлены на формирование системы комплексной поддержки создания инновационной идеи:

формирование системы разделения рисков создания инновационного проекта между субъектами инноваций и обществом посредством компенсации части затрат на НИОКР, венчурного финансирования и пр.;

создание системы льгот и преференций;

развитие системы консультационных центров инноваций;

создание специализированных консультационных объектов инновационной инфраструктуры, в том числе технопарков, бизнес - инкубаторов и пр.;

совершенствование и развитие системы формирования временных творческих (научных) коллективов;

совершенствование системы технических советов, создание "кружков качества" на предприятиях.

6. Формирование системы научно-производственной кооперации и коммерциализации инноваций

Ключевыми элементами системы научно - производственной кооперации являются:

развитие механизмов трансфера результатов НИОКР;

содействие кооперации и субконтрактации;

формирование системы разделения рисков между субъектами инновационной деятельности и обществом (от обоснования инновационной идеи до создания инновационного проекта, включая создание опытного образца);

финансовая поддержка НИОКР для кооперативных проектов малого и среднего предпринимательства с вузами и научными организациями;

финансовая поддержка образования сетей из предприятий, вузов и исследовательских учреждений;

поддержка программ по реализации кластерного подхода в экономике;

развитие системы льготного доступа к специализированному оборудованию и технологиям;

консультационное сопровождение и маркетинговая поддержка пилотной реализации проектов;

развитие "участков инновации" на производственно - лабораторных площадях научных учреждений;

формирование системы технологических центров единичного (уникального) производства;

создание специализированных технико-технологических объектов инновационной инфраструктуры: технопарки, бизнес - инкубаторы и пр.;

содействие в выставочно-ярмарочной деятельности, продвижении инновационного проекта.

Результатом научно-производственной кооперации является коммерциализация инновационных проектов и прежде всего посредством:

участия государства в создании критической массы субъектов венчурного финансирования;

развития конкуренции между субъектами венчурного финансирования;

создания льгот и преференций;

развития деятельности Фонда содействия венчурному финансированию малых предприятий в научно-технической сфере Республики Башкортостан;

развития систем государственного участия в расходах: - на страхование инновационных рисков;

на уплату процентов по кредитам;

экспортоориентированных субъектов инновационной деятельности, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности;

подтверждения соответствия требованиям безопасности качества и пр. (обязательная и добровольная сертификация);

создания гарантийных фондов, а также фондов кредитования с привлечением банков - агентов;

участия в создании объектов инновационной инфраструктуры;

государственных заказов на НИОКР.

Интересен с точки зрения научно-производственной кооперации и коммерциализации технологий опыт построения и функционирования платформ для технологий. Платформа для технологий - это объединение заинтересованных участников в определенной технологической области. Среди участников могут быть исследовательские, финансовые учреждения, органы исполнительной власти и региональные общественные объединения, предприятия и организации всех форм собственности.

Разработку технологических платформ предлагается осуществить в три этапа:

1. Формирование инициативной группы, для разработки общего видения развития технологий.

2. Выработка стратегического исследовательского документа, который установит необходимые средне- и долгосрочные цели для определенной технологической области.

3. Реализация стратегического исследовательского документа посредством мобилизации необходимых ресурсов.

Для Республики Башкортостан возможно создание на конкурсной основе технологических платформ в следующих областях:

химическая промышленность (с целью изготовления из нефти инновационных продуктов высокой стоимости);

нанотехнологии в качестве объединяющей технологии для машиностроения, биотехнологий и др.;

биотехнологии и медицинская техника (с целью создания для хорошо оборудованного исследовательского сообщества адекватного предпринимательского окружения).

Платформы для технологий могут рассматриваться и как подготовительный этап к формированию кластеров в экономике Республики Башкортостан.

7. Инвестиционная поддержка инновационных проектов

Критериями инвестиционной поддержки инновационных проектов являются:

Соответствие отраслевым приоритетам

Коммерческая окупаемость

Решение социальных задач (создание рабочих мест, снижение цен на продукцию)

Ориентация на экспорт продукции за пределы республики

Крупные вертикально-интегрированные проекты, решающие комплекс вопросов

Системообразующий характер (например, развитие системы закупки и переработки продукции мелких фермеров)

Взаимоувязка со стратегией развития отрасли (пакетный принцип рассмотрения проектов по каждой отрасли)

Использование передовых технологий

Наличие собственных средств инициаторов проекта

Наличие бизнес-плана в соответствии с принятыми стандартами инвестиционного проектирования.

Формы государственной поддержки инновационных проектов

Предоставление льгот по местным и республиканским налогам

Предоставление инвестиционных налоговых кредитов

Субсидирование процентной ставки

Предоставление площадки для строительства

Предоставление республиканских гарантий по некоммерческим рискам

Включение в республиканские инвестиционную и инновационную программы

Предоставление инвестиционных ресурсов из средств бюджетов и фондов развития

Включение проекта в перечень проектов, продвигаемых на государственном уровне (например, включением материалов проекта в предложения партнерам по межправительственным контактам, включение в республиканский стенд на международных выставках, лоббирование проекта для финансирования или предоставление гарантий на федеральном уровне)

Поддержка патентования за рубежом

Введение приростной налоговой льготы по расходам на НИОКР и поддержка закупки зарубежных технологий

Бюджетное софинансирование инновационных проектов

Инвестиционные премии, гранты

Освобождение от налога на добавленную стоимость для патентных/лицензионных сделок

Отказ от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость на импорт исследовательских приборов и оборудования

Освобождение от налогов для организаций, предоставляющих инновационные услуги структурам инновационной экономики (например, технопаркам, бизнес инкубаторам и т.д.).

Система сопровождения инвестиционных проектов "Единое окно"

Для увеличения доли иностранных (и не только) инвестиций в рамках дальнейшего развития экономики региона в республике создается служба привлечения и сопровождения инвесторов по принципу "единого окна".

Основными целями создания "единого окна" являются:

1. Упорядочение рассмотрения инвестиционных проектов

2. Оказание содействия в ускоренном оформлении исходно разрешительной документации инвестиционных проектов

3. Повышение инвестиционной привлекательности Башкортостана.

Для контроля и эффективного вза