Ссылка на архив

Отчет по преддипломной практике

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический университет

Факультет сокращенной подготовки

ОТЧЕТ

по преддипломной практике

Автор работы:

Реутова Н.А.

Группа ЭТ-99

Руководитель:

д.э.н. Николаева Т.И.

Екатеринбург

2002г.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3

1. Характеристика предприятия…………………………….………5

2. Анализ оптового товарооборота ……………………….…….….7

3. Анализ товарных запасов………………………………………..25

4. Анализ поступления товаров…………………………………...32

5. Анализ издержек обращения……………………………………36

6. Анализ валового дохода…………………………………….…..44

7. Анализ прибыли предприятия……………………………….…52

8. Анализ показателей по труду…………………………………..57

9. Анализ основных фондов предприятия …………………….…62

10.Анализ финансового состояния предприятия…………………69

Список используемой литературы…………………………….…..75

Приложение ……………………………………………………..….76

Введение

Целью преддипломной практики являются следующие задачи:

1. Закрепить теоретические знания, полученные по дисциплине «Экономика предприятия торговли и общественного питания» ;

2. Приобрести необходимые навыки самостоятельной работы по анализу и планированию хозяйственной деятельности предприятия ;

3. Получить практические навыки управления экономико – коммерческой деятельностью в качестве экономиста – менеджера;

4. Развить творческую инициативу с целью решения задач по дальнейшему улучшению планирования и повышения эффективности деятельности предприятия ;

5. Обеспечить сбор и обработку необходимого статистического материала для выполнения дипломной работы.

Объектом преддипломной практики является общество с ограниченной ответственностью «Компания Папирус», созданное в 2000году. В соответствии с учредительными документами основной вид деятельности общества – оптовая торговля в г.Екатеринбурге.

Материалами для анализа служат : годовой бухгалтерский отчет, текущая статистическая и оперативная отчетность, нормативные документы и другие источники. Особое внимание уделялось ознакомлению с формами бухгалтерской и статистической отчетности по основным показателям хозяйственной деятельности.

Изучение хозяйственной деятельности предприятия проводилось по разделам в логической последовательности, согласно изучению их в дисциплине «Экономика предприятия торговли и общественного питания».

В процессе прохождения экономико – коммерческой практики уяснили основы формирования оборота канцелярских товаров, ознакомились с основами коммерческой деятельности, а также тщательно изучили процесс формирования и эффективного использования ресурсов предприятия.

При изучении данных вопросов и отражении их в отчете соблюдалось определенная последовательность, что и представлена в данном отчете по преддипломной практике.

1. Характеристика предприятия ООО «Компания Папирус»

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Компания Папирус», созданное в сентябре 1999 года. В соответствии с учредительными документами основной вид деятельности общества – оптовая торговля в г. Екатеринбурге.

Торговое предприятие ООО « Компания Папирус» имеет склад канцелярских товаров и офис, расположенными на ул.Волховская, 20, занимается продажей оптом канцелярских товаров.

Учредителями ООО «Компания Папирус» является физические лица. Имущество состоит из вкладов учредителей – это общая долевая собственность учредителей. На момент образования предприятия Уставный фонд составлял 8350 рублей.

Высшим органом ООО «Компания Папирус» является общее собрание его участников, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством на основании Устава и Учредительного Договора ООО «Компания Папирус».

Основной вид деятельности предприятия – оптовая торговля в г. Екатеринбурге.

За все время работы торговое предприятие ООО «Компания Папирус» зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовом отношении фирма.

Оперативный учет представляет собой концентрацию и анализ информации, отражающей выполнение хозяйственных различных операций предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием. Оперативный учет и контроль над выручкой и прибылью осуществляется на основе первичных бухгалтерских документах. Бухгалтерский учет и все записи о хозяйственных операциях ведутся на компьютере в программе 1:С Бухгалтерия. По данным синтетического и аналитического учета прибыли и убытков составляется квартальная и годовая отчетность о финансовых результатах и их использование – форма №2 « Отчет о прибылях и убытках».организационная структура предприятия показана на рис.1.

Рис.1

Организационная структура предприятия

ООО «Компания Папирус»

Директор

Начальник

По сбыту

Зам.директора

директор

Начальник по

снабжению

Менеджеры

По сбыту,

Продавец

Бухгалтерия

Складские

рабочие,

водители

2. Анализ оптового товарооборота

Анализ оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия .

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий- выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа дается оценка выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучение их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота ; изучить недостатки в торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению, планирование товарооборота. Анализ показывает, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру поступления товаров из других регионов.

Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем, объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.

Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма оптового товарооборота по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве в тоже время отражают различные стороны торгового процесса. Такая система показателей может быть предоставлена в виде следующих групп:

· Соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка

· Показатели оптового товарооборота в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды

· Показатели структуры товарооборота

· Показатели оптового товарооборота по структурным единицам торгового предприятия

· Показатели оптовых цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция)

· Расчеты влияния на величину оптового товарооборота основных факторов (изменения товарных запасов, поступления, рыночных цен и т.д.)

Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.


Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Рассмотрим динамику товарооборота за 2 года на графике рис.2.

Рис. 2

ООО «Компания Папирус» имеет следующие данные по объему и составу товарооборота (табл.1).

Таблица 1

Информация о выполнении плана по

оптовому товарообороту ООО «Компания Папирус»

ПоказателиФактически за прошлый 2000 годОтчетный 2001 годОтклонение

Отчетный год в % к

прош-

лому

году

ПланФакт% вы-полне-ния

От

Плана

От

прош.

года

1.Оптовый товарооборот с участием в расчетах:

А) в действующих

Ценах

652670488328118,16+1280+1802127,61

Б) в сопоставимых

Ценах

6526------6610-------------+84101,29

План товарооборота ООО «Компания Папирус» перевыполнен на 18,16% или на 1280 тыс.руб. По сравнению с прошлым годом его объем возрос на 1802 тыс.руб.,что составляет 27,61%. Рост оптового товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в отчетном году к прошлому составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за отчетный год в сопоставимые продажные цены: 8328: 1,26 = 6610 тыс.руб. Таким образом , повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 1718 тыс.руб. (8328-6610), что составляет 26,33% к фактическому его объему за прошлый год.

Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику.

Для определения равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу.

Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота ООО «Компания Папирус», составим табл. 2.

Таблица 2

Ритмичность развития оптового товарооборота

ООО «Компания Папирус» в действующих ценах, тыс. р.

КварталыФакти-чески за прош-лый годОтчетный годОтклонениеВ % к прошло-му году
ПланФакти-чески% выпол-нения планаОт планаОт прошлого года
1 квартал163117612082118,23+321+451127,65
2 квартал150516251984122,09+359+479131,83
3 квартал183219792201111,22+222+369120,14
4 квартал155816832061122,46+378+503132,28
Всего за год652670488328118,16+1280+1802127,61

Рисунок 3


Равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам.

Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговое предприятие план товарооборота выполнило во всех кварталах. Отсюда коэффициент ритмичности равен 1,0 или ритмичным его выполнение было только на 100,0 %.

Для определения коэффициента равномерности необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение (b) и коэффициент вариации, или неравномерности (v).


b = (X- X)2/ n ; v = b*100/ X ,

b = 0,42 ; v = 0,42%

Среднее квадратическое отклонение равно 0,42, оно показывает колебания в развитии анализируемого показателя. Коэффициент вариации (неравномерности) равен 0,42 , можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности Кравн рассчитывают по формуле:

Крав = 100-v =100-0,42 =99,58%.

Таким образом, выполнение плана товарооборота было равномерным на 99,58%.

Под сезонными колебаниями понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времени года.

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществлются анализ квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном метоле допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета используем данные о квартальном обороте за 2 года.

Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

Тквjj/4,

Тквj –среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.

Тj – объем товарооборота j-го года, руб.

Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год, и определяется сумма.

Сij=(Тijквj) х 100,

Сij –сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года,%;

Тij –товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

На основе этих формул рассчитываем сезонные колебания товарооборота по кварталам табл.3.

Таблица 3

Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам тыс.руб.


Годы

Кварталы

2000г.2001г.
I16312082
II15051984
III18322201
IV15582061
Объем товаро-оборота за год, тыс.руб.65268328

Таблица 4 Расчет сезонных кеолебаний товарооборота по кварталам (%).

Годы

Кварталы

2000г.2001г.Сумма сезонных колебаний
I99,97100,0199,97
II92,2595,29187,54
III112,29105,72218,01
IV95,4998,99194,48

В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:

Iсез.перi =сумма сезонных колебаний /количество лет

Iсез.перi –первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% . Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:

Кп=400 / сумма сезонных колебаний,

Кп –коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле: Iсез.ут.i=I сезперiх Kn,

Iсез.ут.i–уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

Таблица 5

Расчет индексов сезонности товарооборота (%).

КварталыСумма сезонных колебанийИндексы сезонности
Первоначальный индекс сезонностиУточненный индекс сезонности
I199,9799,98599,985
II187,5493,7793,77
III218,01109,005109,005
IV194,4897,2497,24
Сумма------400,0400,0

Коэффициент поправки составляет:

Кп=400/400=1,0. Индекс сезонности показывает , насколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

После изучения объема оптового товарооборота переходим к анализу его состава.

Далее переходим к анализу и оценке ассортимента и структуры оптового товарооборота табл.6.

Таблица 6

Информация о динамике ассортимента и структуры оптового товарооборота ООО «Компания Папирус»

Товарные группы и товарыФактически за прошлый годФактически за отчетный год

Изменения в динамике оптового товарооборота,тыс.р.

(гр.4-гр.2)

Изменение в динамике структуры товарооборота (гр. 5 – гр. 3), %

Оптовый товарооборот отчетного года в % к прошлому году

(гр. 4: гр. 2 х 100)

Сумма, тыс. р.Удель-ный вес, %Сумма, тыс. р.Удель-ный вес, %
12345679
Бумажно-беловые изд-я1138,7917,451511,5318,15+372,74+0,7132,73
Школьно-письменные принад-ти2476,6237,953184,6338,24+708,01+0,29128,59
Настольные принад-ти465,307,13576,306,92+111,0-0,21123,86
Папки946,2714,501155,0913,87+208,82-0,63122,07
Бумага1345,0020,611813,0121,77+468,01+1,16134,80
Металоиз-делия154,022,3687,441,05-66,58-1,3156,77
Всего6526100,008328100,00+1802----------127,61

По всем товарным группам обеспечены высокие темпы роста реализации товаров . В отчетном году по сравнению с прошлым годом выросла реализация по бумажно-беловым изделиям на 372,74 тыс.руб, по школьно-письменным принадлежностям на 708,01 тыс.руб., по настольным принадлежностям на 111,0 тыс.руб., по папкам на 208,82 тыс.руб., по бумаге на 468,01 тыс.руб, по металлоизделию реализация уменьшилась на 66,58 тыс.руб.. Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным группам привела к изменению его структуры. В частности, снизилась доля в товарообороте по настольным принадлежностям, по папкам, металлоизделиям, при увеличении удельного веса реализации товаров по другим товарным группам.

Выполнение плана и динамика оптового товарооборота зависят от трех групп факторов:

1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;

2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;

3) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.

Главный фактор успешного развития товарооборота- обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ , прежде всего, проверим, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оптового товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оптовый товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:

Зн + П = О + В + Зк,

где Зн - запасы товаров на начало отчетного периода;

П - поступление товаров;

О - оптовый товарооборот;

В - прочее выбытие товаров;

Зк - запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса на объем оптового товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

О = Зн + П – В – Зк .

Товарный баланс по ООО «Компания Папирус» по оптовой торговле характеризуется данными табл.7.

Таблица 7

Товарный баланс по ООО «Компания Папирус» ,тыс. р.

ПоказателиФакти-чески за прош-лый годОтчетный годОтклонениеПовлияли на
ПланФактиче-скиОт планаот прошло-го годаВыполнение плана товарообо-ротаДинамику товароо-борота
Товарные запасы на начало года812875898+23+86+23+86
Поступление товаров662071058662+1557+2042+1557+2042
Прочее выбытие товаров856+1-2-1+2
Оптовая реализация товаров652670488328+1280+1802+1280+1802
Товарные запасы на конец года8989271226+299+328-299-328
Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления0,120,070,07------0,05------------------

Оптовый товарооборот по сравнению с планом возрос на 1280 тыс.руб. за счет сверхнормативных запасов на начало года (+ 23 тыс.руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+1557 тыс.руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-1 тыс.руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (-299 тыс.руб.). ООО «Компания Папирус» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с планом и в динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+86тыс.руб.), роста поступления товаров (+2042 тыс.руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+2 тыс.руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (328 тыс.руб.).

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывает завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле

Этов = Р / Зн + П – Зк

Этов показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

Для анализа и оценки эффективности использования товарных ресурсов предприятия ООО «Компания Папирус» составляют табл.8.

Таблица 8

Информация об эффективности использования товарных ресурсов по ООО «Компания Папирус».

ПоказателиФакти-чески за прош-лый годОтчетный годОтклонениеВ % к прошло-му году
планфакт%выпол-нение планаот планаОт прошло-го года
1.Оптовый товарооборот,тыс.р652670488328118,16+1280+1802127,61
2.Объемтовар-ных ресурсов, тыс.руб.653470538334118,16+1281+1800127,55
3.Прочее выбытие товаров, тыс.руб.856120+1-275

4.Объем товар-

ных ресурсов на один рубль оптового товаро оборота, руб

0,99880,99930,9993100,00--------+0,0005100,05
5.Прочее выбытие товаров к объему оптово го товарооборота ,%0,120,070,07100,00----------0,0558,33
6.Прочее выбытие товаров к объему товар ных ресурсов, %0,120,070,07100,00----------0,0558,33

Анализ эффективности использования товарных ресурсов показал, что товарооборот по сравнению с планов вырос на 1280 тыс.руб., а по сравнению с прошлым годом на 1802 тыс.руб.. Объем товарных ресурсов вырос по сравнению с планом на 1281 тыс.руб., а по сравнению с прошлым годом на 1800 тыс.руб. Объем товарных ресурсов на 1 рубль оптового товарооборота не изменился по сравнению с планом, а по сравнению с прошлым годом увеличился на 0,0005. Основные показатели торговой деятельности ООО «Компания Папирус» показаны в табл.№9.

Таблица 9

Основные показатели хозяйственной деятельности

ООО «Компания Папирус» за 2000 – 2001 г.

Показатели2000 г.2001 г.2001 к 2000 в %Отклонение 2001 от 2000 г
СуммаВ %
Товарооборот6526,08328,0127,61+1802,027,61
Себестоимость4895,06246,0127,60+1351,027,60
Валовой доход1631,02082,0127,65+451,027,65
В % к товарообороту24,9925,00100,04+0,010,04
Валовой доход без НДС1359,171735,00127,65+375,8327,65
В % к товарообороту20,82620,833100,03+0,0070,03
Издержки обращения680,65969,94142,50+289,2942,50
В % к товарообороту10,4311,65111,70+1,2211,70
Прибыль от реализации678,52765,06112,75+86,5412,75
В % к товарообороту10,409,1788,17-1,23-11,83
Налог на прибыль прибыль237,48267,77112,75+30,2912,75
В % к товарообороту3,643,2288,46-0,42-11,54
Среднесписочная численность торговых работников811137,5+337,5
Товарооборот на одного торгового работника815,75757,0992,81-58,66-7,19
Фонд оплаты труда252,00408,00161,90+15661,90
В % к товарообороту3,864,90126,84+1,0426,84
Средняя заработная плата в месяц2,633,09117,49+0,4617,49

Из данных таблицы №9 видно, что объем оптового товарооборота является результатом продаж всех работников.

В процентном отношении фактический товарооборот по сравнению с планом увеличился на 27,61 %.

Рис.4

Основные показатели работы торгового предприятия


Изменения в товарообороте можно увязать с изменением выработки одного работника и изменением численности работников. Рассчитаем это влияние на объем розничного товарооборота торговой фирмы.

Расчет влияния производительности:

11 * (757,09 - 815,75 ) = - 645,25 тыс.р.

Расчет влияния численности:

815,75 * ( 11 – 8 ) = 2447,25 тыс. р.

Расчет совокупного влияния факторов:

2447,25 – 645,25 = 1802 тыс. р.

Из расчетов следует, что производительность упала, ведя за собой и уменьшение товарооборота на 645,25 тыс. р., но за счет увеличения численности работников товарооборот увеличился на 2447,25 тыс. р.

В итоге совокупное влияние факторов составило 1802 тыс. р.

Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов.

Одним из методов расчета общего объема оптового товарооборота предприятия является экономико-статистические методы. Эти методы основываются на изучении тенденции показатели динамического ряда. Тенденции экономического ряда переносятся на плановый период. При характеристики тенденции используется метод среднегодовые темпы изменения показателей.

п-1

Тс= Уп / У1 , Тс= 2 8328/4479 =1,167*100=116,7%

У1 - первый показатель динамического ряда;

Уп - последний показатель динамического ряда;

п- число периодов.

В среднем товарооборот увеличится на 16,7% в год. Эту тенденцию можно перенести на 2002год

О20022001 * Тс =9718,78тыс.руб.

Таким образом, планируемый товарооборот на 2002год равен 9718,78 тыс.руб.

Экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Экстраполяция по скользящей средней может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.

Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую-либо тенденцию развития того или иного процесса из-за случайных и периодических колебаний исходных данных. В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.

С этой целью рассчитывается прирост товарооборота в процентах к предыдущему периоду.

Таблица 10

Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота.

ПоказательГодОбъем това –рооборотаЦепные темпы ростаТемп прироста

К1

19984479,0-----

К2 (1)

19996526,0145,70+45,70

К3 (2)

20008328,0127,61+27,61

Затем производится сглаживание этих показателей методом скользящей средней для трех близлежащих лет.

Кn= Кn - Кn+1 / 2

К1 = 45,70+27,61 / 2 = 36,66 .

Полученный выравненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

=( Кn - К1) / (n-1) = (27,61-45,70) /1 =-18,09%.

Показатель 18,09 – это средний темп уменьшения товарооборота, который принимается в качестве ориентира для расчета плана. Плановый товарооборот рассчитывается с учетом этого темпа.

Значение прироста товарооборота на планируемый год (К4) определяется продолжением выравненног