Отчет по практике на АО Белсвязь. Бухгалтерский учет (материалы)
1. Ознакомление с организацией, избранной для прохождения практики.
1.1 История и перспективы предприятия.
Объектом исследования отчета по практике является акционерное общество “Белсвязь” филиал Шебекинский Южный МРУЭС. Это одно из старейших предприятий города Шебекино. Шебекинский филиал является обособленным подразделением юридического лица - АО «Белсвязь», место нахождения филиала г. Шебекино Белгородской области, площадь Ленина д. 3.
О необходимости устройства телефонной сети в уездном городе Белгороде впервые официально прозвучало на заседании уездного Земского собрания 27 сентября 1901 года. По представлению гласного Н. И. Дмитриева собрание постановило считать желательным в принципе введение телефонной сети в уезде и поручило Земской управе определить порядок ее осуществления. Разрешение на устройство и эксплуатацию телефонного сообщения и о расходах на строительство было получено от Главного управления почт и телеграфов, Харьковского почтово-телеграфного округа и Курского губернского земства на условиях частного пользования, за счет займа 28 марта 1903 года, а 15 октября 1903 года была введена в действие Белгородская уездная земская телефонная сеть. В настоящее время в городской телефонной сети АО «Белсвязь» функционирует 70 телефонных станций общей монтированной емкостью более 260 тыс. номеров, на сельской телефонной сети – 377 автоматических телефонных станций общей монтированной емкостью более 60 тыс. номеров. 30 ноября 2002 года завершена процедура реорганизации ОАО "Белсвязь" в форме присоединения к ОАО "ЦентрТелеком". ОАО "Белсвязь" было создано в 1994 году в результате приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Белгородской области. В этом году исполняется ровно 100 лет с начала работы телефонной сети Белгородской области. В 1903-м в Белгородском уезде заработали ручной коммутатор фирмы "Эрикссон" и первая станция на сто номеров. Список абонентов этой телефонной сети включал вначале 35 абонентов уездной сети и 6 - городской. В 1904-м телефоны заработали в Старооскольском, Грайворонском, Корочанском уездах, в 1910 году - в Валуйском, 1912-м - Новоникольском, Бирюченском (Красногвардейском) и в Бобровском (Губкинском) уездах. За последние годы, с момента образования ОАО "Белсвязь", компания сделала гигантский шаг вперед. Успех в бизнесе, продолжающийся рост и увеличение прибылей - результат того, что усилия были сосредоточены в правильном направлении. Сегодня "Белсвязь" обслуживает более трети миллиона номеров, предоставляет огромный спектр современных, востребованных услуг связи и основной своей целью считает развитие и реконструкцию телефонной сети области. Это подтверждается производственными показателями, а также тем, что "Белсвязь" сохранила свой кадровый потенциал и традиции. Благодаря четкой и слаженной деятельности сотрудников компании, а также долгому и плодотворному сотрудничеству Общества с ведущими мировыми и отечественными производителями телекоммуникационного оборудования, "Белсвязь" зарекомендовала себя современной, динамично развивающейся компанией. Присоединение к ОАО "ЦентрТелеком" изменило лишь структуру и статус компании. "Белсвязь" по-прежнему осталась надежным региональным оператором электросвязи Белгородчины. А объединение в единую межрегиональную компанию связи позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы для реализации приоритетных проектов, обеспечить качество, соответствующее мировым стандартам, поможет расширить ассортимент предоставляемых телекоммуникационных услуг. Сфера деятельности |
Основной вид деятельности предприятия - услуги телефонной, телеграфной связи и проводного вещания, коммерческая деятельность. (Свидетельство о государственной регистрации N 257 серия 0257 зарегистрированное Постановлением N 860 от 08.07.94 г.
Основными видами деятельности АО «Белсвязь» являются:
• предоставление услуг по аренде каналов связи;
- предоставление услуг местной телефонной сети;
- предоставление услуг междугородной и международной телефонной
связи;
- предоставление услуг телеграфной связи;
- предоставление услуг передачи данных и телематических служб;
- предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи;
- предоставление услуг персонального радиовызова;
- предоставление услуг сотовой связи;
• деятельность по связи в области проводного радиовещания и кабельного телевидения;
• разработка проектной документации по связи;
• строительство и реконструкция линий, сооружений и средств связи;
- коммерческая деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность;
- поддержание в постоянной мобилизационной готовности органов управления, сетей и средств электросвязи для удовлетворения потребности в услугах электросвязи Вооруженных сил РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и органов управления в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- наладка и ремонт энергообъектов и энергоустановок потребителей;
- изготовление комплектующих изделий и материалов связи;
- проведение калибровки и ремонта средств измерений и осуществление
метрологического надзора за их состоянием;
- монтаж, настройка и ремонт электронного оборудования связи.
Основной целью АО «Белсвязь» является удовлетворение потребностей населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности и правопорядка, других хозяйствующих субъектов и юридических лиц в услугах связи, а также получение прибыли.
Организационные основы построения и структура аппарата управления
Руководство деятельностью филиала осуществляет директор, назначаемый Генеральным директором АО «Белсвязь», он действует по доверенности, выданной предприятием, распоряжается средствами филиала в пределах предоставленных ему прав, совершает сделки в рамках филиала, издает приказы и указания, принимает и увольняет работников филиала в соответствии со штатным расписанием, применяет к ним поощрения и взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим трудовым законодательством РФ, а также совершает другие действия, необходимые для достижения целей и задач акционерного общества. Проверка финансово- хозяйственной и правовой деятельности филиала осуществляется ревизионной комиссией Общества.
Филиал учитывает результаты своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Главный бухгалтер филиала подчиняется непосредственно директору филиала и находится в оперативном подчинении у главного бухгалтера Общества.
Схема управления Шебекинского ЮМРУЭС
Структура филиала и штатное расписание утверждены предприятием. Средняя численность работников филиала в 2002 году составила 268 человек.
Общее руководство бухгалтерской службой возложено на главного бухгалтера. Экономическая служба предприятия представлена: главным бухгалтером, экономистом, инженером по труду, бухгалтерами.
АО "Белсвязь" самостоятельно в соответствии с действующим законодательством определяет порядок приема и распорядок рабочего дня, формы и системы оплаты труда, устанавливает пределы компетенции и ответственность должностных лиц, размеры оплаты труда.
Значение и задачи основных подразделений организации.
1. Расчетный отдел по работе с клиентами осуществляет:
- организацию подготовки и заключение договоров на услуги связи;
- составление установленной отчетности;
- Расчеты с абонентами за оказанные услуги связи.
2. Городской линейный участок обслуживает линейное хозяйство города, телеграфных линий и проводного вещания.
3. Сельский линейный участок обслуживает линии и станционное оборудование сельской зоны, АТС + линии.
4. Участок междугородней телефонно-телеграфной станции осуществляет предоставление услуг по телеграфной и телефонной связи.
5. Транспортный участок занимается обеспечением транспортных средств для основных цехов.
1.2 Структура бухгалтерии
1.3 Должностные инструкции работников бухгалтерии
Бухгалтер назначается приказом директора по представлению главного бухгалтера АО «Белсвязь» и подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.
Бухгалтер не должен привлекаться к какой-либо другой работе, не предусмотренной должностной инструкцией.
Основные задачи:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам АО «Белсвязь», а так же внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
2. Контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов ( в том числе, в соответствии с учрежденными нормами, нормативами и сметами).
3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
4. Формирование информации, необходимой для правильного и своевременного исчисления, а так же уплаты налогов, сборов и др. обязательных платежей.
5. Подготовка специальных форм бухгалтерской отчетности для системы корпоративного управления компанией.
Ответственность:
1. Бухгалтер подчиняется главному бухгалтеру и отвечает за своевременное выполнение своих обязанностей.
2. Несет ответственность за выполнение и оформление документов по операциям, которые противоречат установленному порядку.
3. Несет ответственность за составление недостоверных документов и бухгалтерских отчетов и за нарушение положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.
4. Несет ответственность за нарушение сроков месячных и квартальных отчетов.
Обязанности по охране труда и технике безопасности:
1. Строго выполнять все функции по ТБ, соблюдать правила работы с компьютерами и другой техникой, находящейся в эксплуатации в бухгалтерии
2. Бережно относиться к полученным для работы ценностям.
1.4 Права и обязанности бухгалтера
В соответствии с законом РФ « О бухгалтерском учете» главный бухгалтер назначается и увольняется руководителями организации. Он подчиняется руководителю организации и несет ответственность за оформление учетной политики, ведение бух. учета, своевременное и достоверное предоставление отчетности.
Права бухгалтера:
- Бухгалтер действует на основании должностной инструкции без особой на то доверенности;
- Бухгалтер имеет право ставить перед главным бухгалтером и перед администрацией вопрос о наказании работников, виновных в невыполнении инструкций, правил по учету и отчетности, нарушении сроков сдачи отчетов;
- Своевременно докладывать главному бухгалтеру и руководству предприятия о выявленных нарушениях и принимать меры по их исправлению;
- Вносить предложения о проведении мероприятий по улучшению учета.
Обязанности бухгалтера: вести учет в строго установленном учетной политике порядке; принимать участие в составлении квартальных, годовых отчетов, отчетов по налогам.
1.5 Инструктаж по ТБ
С бухгалтером, прибывшим на рабочее место проводится вводный инструктаж инженером по технике безопасности по разработанной программе с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по ТБ, а так же всех особенностей производства, утвержденной первым заместителем начальника Южного МРУЭС по согласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа – 2 часа.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Бухгалтер допущен к работе после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных методов и способов работы и присвоения I группы по электробезопасности.
2. Учетная политика предприятия
Положение об учетной политике АО «Белсвязь» разработано в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства РФ.
Под учетной политикой понимается, выбранная им основная и раскрытая для различных пользователей совокупность принципов, правил организации и технологии реализации способов ведения бух. учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации.
2.1 Рабочий план счетов
При ведении бухгалтерского учета всеми подразделениями Южного МРУЭС используется единый рабочий план счетов, обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы. В процессе работы необходимо руководствоваться рабочим планом счетов и инструкцией к его применению.
Счета бухгалтерского учета тесно связаны с бухгалтерским балансом, т. к. открываются на основании статей баланса. В соответствии с делениями баланса на актив и пассив различают следующие виды счетов:
1. Активные – предназначены для учета имущества («Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет»)
2. Пассивные – предназначены для учета источников формирования имущества («Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Кредиты банка»)
3. Активно-пассивные – предназначены для учета имущества и источников одновременно (прибыли и убытки)
Изменения, вносимые в рабочий план счетов, утверждается генеральным директором.
Используемый план счетов:
01 – Основные средства (ОС)
02 – Амортизация основных средств
03 – Доходные вложения в материальные ценности (по непрофильным видам деятельности)
04 – Нематериальные активы (НМА)
05 – Амортизация НМА
07 – Оборудования к установке
-01 – оборудования связи к установке
-02 – Оборудование связи, полученное в лизинг
-03 – Прочее оборудование
08 – Вложения во внеоборотные активы
-03 – Строительство, модернизация и реконструкция объектов ОС подрядным способом (производственные)
-04 - Строительство, модернизация и реконструкция объектов ОС собственными силами (производственные)
-11 – Приобретение отдельных объектов ОС по инвестиционным проектам (производственные)
-23 - Строительство, модернизация и реконструкция объектов ОС подрядным способом (непроизводственные)
-24 – Строительство, модернизация и реконструкция объектов ОС собственными силами (непроизводственные)
-31 – Приобретение отдельных объектов ОС по инвестиционным проектам (непроизводственные)
10 – Материалы
-01 – Кабель
-08 – Строительные материалы
-09 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности
11 – Животные на выращивании и откорме
14 – Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
15 – Заготовление и приобретение материальных ценностей
-09 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности
-10 – Товары
16 – Отклонение в стоимости материальных ценностей
-09 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности
19 – Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
-10 – Налог на добавленную стоимость, не подлежащий возмещению из бюджета
-11 – Налог на добавленную стоимость по нормируемым расходам
20 – Основное производство
23 – Вспомогательное производство
-04 – Ремонт
-07 – Полиграфическая, издательская деятельность
29 – Обслуживающие производства и хозяйства
30 – Основные производственные процессы
-01 – Распределение на оборудование
-02 – Распределяемые на услуги
31 – Вспомогательные производственные процессы
32 – Совместные производственные процессы
33 – Затраты на эксплуатацию оборудования
-10 – Сеть абонентского доступа (включая кроссы абонентских линий и линий к таксофонам, распределительные шкафы, абонентские линии, абонентские коробки)
41 – Товары
-01 – Товары в оптовой торговле
-02 – Товары в розничной торговле
42 – Торговая наценка
43 – Готовая продукция (по непрофильным видам деятельности)
44 – Расходы на продажу
-01 – Расходы на продажу товаров в оптовой торговле
-02 – Расходы на продажу товаров в розничной торговле
45 – Товары отгруженные
46 – Выполненные этапы по незавершенным работам
50 – Касса
-02 – Касса в валюте
51 – Расчетный счет
52 – Валютный счет
-01 – Валютный счет внутри страны
55 – Специальный счет в банках
-03 – Депозитные счета
57 – Переводы в пути
58 – Финансовые вложения
-01 – Долгосрочные финансовые вложения
-02 – Краткосрочные финансовые вложения
59 – Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (ц/б)
60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками
-01 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками за внеоборотные активы
-02 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками за капитальное строительство
-03 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками за оборудования к установке
-04 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками за материальные ценности
-05 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками за коммунальные услуги
-06 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками за услуги по электроэнергии
-08 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками по прочему ремонту
-11 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками по лизингу
-12 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками свыше 12 месяцев
-13 – Расчеты с операторами связи
62 – Расчеты с покупателями и заказчиками
-01 – Расчеты с физическими лицами (по услугам связи)
-02 – Расчеты по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ( по услугам связи)
-03 – Расчеты с бюджетными организациями (по услугам связи)
-04 – Расчеты с др. организациями (по услугам связи)
-08 – Расчеты с госзаказчиком по гражданской обороне
63 – Резервы по сомнительным долгам
66 – Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
68 – Расчеты по налогам и сборам
-02 – Расчеты по налогу на прибыль
-04 – Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств
-05 – Расчеты по налогу на имущество
-06 – Расчеты по земельному налогу
-07 – Расчеты по единому налогу в менянный доход
-08 – Расчеты по плате за загрязнение окружающей среды
-09 - Расчеты по плате за пользование недрами
69 – Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
-06 – Расчеты с Пенсионным фондом по финансированию трудовой пенсии
70 – Расчеты с персоналом по оплате труда
71 – Расчеты с подотчетными лицами
73 – Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 – Расчеты с учредителями
-02 – по выплате доходов
76 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
-03 – Расчеты по отложенным налогам
-06 – Расчеты по имущественному страхованию
-08 – Расчеты по претензиям, по которым нет решения
-09 – Расчеты по непризнанным решениям
-10 – Расчеты по признанным претензиям
-11 – Расчеты по причитающимся доходам
-12 – Расчеты по инвестициям
-13 – Расчеты с поверенными
-21 – Расчеты с банками
79 – Внутрихозяйственные расходы
-01 – Внутреннее перемещение активов и обязательств
-02 – Централизованные закупки
80 – Уставный капитал
81 – Собственные акции (доли)
82 – Резервный капитал
83 – Добавочный капитал
84 – Нераспределенная прибыль
86 – Целевое финансирование
-01 – Бюджетные средства
90 – Продажи
-01 – Выручка от продаж
-02 – Себестоимость продаж
-05 – Налог на добавленную стоимость
-07 – Налог с продаж
91 – Прочие доходы и расходы
-01 – Операционные доходы
-02 – Операционные расходы
-03 – Операционные расходы по налогам и сборам, принимаемые в целях налогообложения
-04 – Операционные расходы по налогам и сборам, не принимаемые в целях налогообложения
-05 – Внереализационные доходы
-06 – Внереализационные расходы
-09 – Сальдо прочих доходов и расходов
94 – Недостачи и потери от порчи ценностей
97 – Расходы будущих периодов
98 – Доходы будущих периодов
99 – Прибыли и убытки
-07 – Чрезвычайные доходы
-08 – Чрезвычайные расходы
-10 – Штрафы и пени по налогам и сборам
001 – Арендованные ОС
002 – Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
011 – ОС, сданные в аренду
012 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации
2.2 Форма организации учета
Применяемая форма бухгалтерского учета – журнально-ордерная при компьютерной форме обработки данных бухгалтерского учета.
Отличительной особенностью данной формы являются накопительные и группировочные ведомости. Составляются они по первичным документам.
Вторая особенность заключается в приложении журналов/ордеров. Записи в них производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом нескольких счетов.
Каждый журнал-ордер имеет свой номер. После внесения необходимых сведений (суммы хозяйственных операций) в них подсчитываются итоги по вертикали и горизонтали. Они должны быть равны.
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.
- последовательность записей
- сверка (что с чем сверять)
2.3 Порядок и сроки проведения инвентаризации
Некоторые процессы хозяйственной деятельности не могут быть оформлены документально каждый день. Существуют такие процессы, как естественная убыль, злоупотребление, хищение. Данные о таких фактах могут быть получены с помощью инвентаризации.
Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества, обязательств в организации и их сверка с данными бух. учета.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель предприятия, за исключением, когда инвентаризация обязательна.
Инвентаризация проводится в несколько этапов:
1. Издается приказ руководителя, в котором указывается срок проведения инвентаризации, место, состав комиссии, в которую входит представитель администрации, представитель бухгалтерии и незаинтересованное лицо (экономист, техник, инженер).
2. Данный приказ является основанием выдать комиссии имеющиеся приходные и расходные документы у материально-ответственного лица. Материально-ответственное лицо предоставляет отчет, в котором содержатся данные об остатках на последнюю дату. Комиссия на каждом документе проставляет «До инвентаризации» на дату.
3. Пломбируются все запасные входы и начинается проверка путем подсчета, обмера или взвешивания. Результаты проверки заносятся в инвентаризационную опись.
4. Председатель комиссии определяет предварительный результат путем сверки фактических данных с последним отчетом материально-ответственного лица.
5. Окончательный результат определяет бухгалтерия путем проставления описи данных бух. учета.
Инвентаризации подлежит все имущество АО «Белсвязь», независимо от местонахождения, и все виды обязательств. Для ее проведения на уровне управления организацией и управлений филиалов создаются постоянно-действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается:
- для управления АО «Белсвязь» – генеральным директором;
- для филиалов – директором филиала.
Инвентаризация Южного МРУЭС проводится в следующие сроки:
· ОС – не реже 1 раза в 2 года по состоянию на 1 ноября отчетного года;
· НМА – ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;
· Незавершенного капитального строительства и других капитальных вложений – ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;
· Сырья, материалов, оборудования к установке, полуфабрикатов, товаров – ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;
· Драгоценных металлов – 2 раза в год;
· Доходов и расходов будущих периодов – ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
· Денежных средств на счетах в учреждениях банков – ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
· Денежных средств в кассе – не реже, чем 1 раз в месяц;
· Долгосрочных финансовых вложений – ежегодно по состоянию 31 декабря отчетного года;
· Краткосрочных финансовых вложений, денежных документов – ежеквартально по состоянию на конец квартала;
· Расчетов с дебиторами и резерва по сомнительным долгам – в конце года
· Расчетов с кредиторами (по расчетам с операторами связи) – ежеквартально по состоянию на конец квартала, с остальными кредиторами – 1 раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года;
· Расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды – не реже 1 раза в год;
· Расчетов по целевому финансированию – ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
· Внутрихозяйственных расчетов – не реже 1 раза в квартал;
· Расчетов с персоналом, подотчетными лицами – 1 раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года.
2.4 Состав регистров бухгалтерского учета
Учетные регистры – это специальные формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бух. учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а так же на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бух. учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бух. учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бух. учета обеспечивают лица,. Составившие и подписавшие их.
При хранении регистров бух. учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистрах бух. учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправления, с указанием даты исправления.
По внешнему виду учетные регистры делятся на:
1. Книги – пронумерованные свободные листы определенного формата и графления. Листы прошиваются и на последней странице скрепляются сургучной печатью. Записывается прописью общее количество листов и подписи руководителя, гл. бухгалтера. Заводятся на год. Например: кассовая книга, главная книга.
2. Карточки – изготавливаются на плотной бумаге, между собой не скрепляются. Хранятся в специальных ящиках-картотеках. К ней прилагается список, в котором записаны все карточки по номерам. Используются для аналитического учета. Заводятся на год. Например: для учета ОС – инвентарные карточки, для учета материалов – карточка количественно-суммового учета.
3. Свободные листы – отличаются от карточек тем, что имеют большой формат. Изготавливаются на листе плотной бумаги. Хранятся в скоросшивателях и папках. Заводятся на месяц. Например: журналы-ордера, ведомости.
3. ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
3.1 Формы первичных документов
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения операции, право на ее совершение или устанавливает ответственность работников на доверенные им ценности.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Унифицированные формы первичных документов должны применяться в организации без изменений. Формы первичных документов, которые не предусматриваются альбомами унификации первичных документов, разрабатываются организацией самостоятельно. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и гл. бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бух. учете, а так же достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласовании с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Существуют такие первичные документы, как: приходный кассовый ордер расходный кассовый ордер, оборотные ведомости, балансы и отчеты организаций и т. д.
3.2 График документооборота
(сроки предоставления в бухгалтерию)
Движение первичных документов в бух. учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив – документооборот) регламентируется графиком.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения. Он должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бух. учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работы по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Работники предприятия, учреждения (начальники цехов, мастера, табельщики, работники планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика- В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут, лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
В целях своевременного составления всех видов отчетности АО «Белсвязь» установило следующие сроки представления документации исполнителям:
Наименование документа | Кому представляется | Дата исполнения | Ответственный за исполнение |
Материальный отчет | Бухгалтерия | 26 числа 26 числа 27 числа 28-29 числа 30 числа | Центр. склад Городской линей-ный цех Сельский линей-ный цех Участок между-городней телефон-но-телеграфной станции Транспортный участок |
Табеля учета рабочего времени | Бухгалтерия | 28 числа | Руководители подразделений |
Справки для на-числения надбавки за разъездной характер | Бухгалтерия | 29 числа | Начальники цехов и участков |
Путевые листы | Бухгалтерия | ежедневно | Начальник транспортного участка |
Сверка журнала№6 | Бухгалтерия | 8 числа | Отдел по работе с клиентами |
Отчет о выпол-нении доходов | Экономисту Бухгалтерия | До 3 числа До 30 числа | Отдел по работе с клиентами |
Справки о начисленных доходах к отчету ф.12 | Экономист | 1-3 числа | Отдел по работе с клиентами, бухгалтерия |
Отчетные данные о начислении зар. платы к ф. 1Т | Экономист | 10 числа | Бухгалтерия |
Справки о производственных затратах с расшиф-ровкой по статьям | Экономист | 15 числа | Бухгалтерия |
Сведения о производственных взаиморасчетах с предприятьиями, организациями | Отдел по работе с клиентами | 4 числа | Бухгалтерия |
3.3 График сдачи журналов-ордеров и мемориальных ордеров
Применяемая форма бухгалтерского учета АО «Белсвязь» – журнально-ордерная при компьютерной форме обработки данных бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма в данной организации не используется.
Сроком сдачи журналов-ордеров главному бухгалтеру считается 10 число каждого месяца.
4. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
4.1 Задачи учета основных средств
Основные средства(ОС) – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнение работ или оказания услуг, либо для управления организациями в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Главные задачи бухгалтерского учета основных средств:
- контроль за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия;
- правильное и своевременное исчисление износа;
- получение сведений для правильного расчета налога на имущество, перечисляемого в бюджет;
- контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств;
- контроль за эффективным использованием основных средств по времени и мощности;
- получение данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств.
4.2 Перечислить какие средства имеются на предприятии
К ОС относятся активы АО «Белсвязь» при единовременном соблюдении специальных условий:
- используются в производстве, при выполнении работ, оказании услуг, либо управленческих нужд предприятия;
- имеют срок использования в течение длительного времени, то есть срок полезного использования продолжительностью более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он больше 12 месяцев;
- последующая перепродажа их организацией не предполагается;
- могут принести организации экономическую выгоду (доход) в будущем.
На данном предприятии имеются следующие ОС:
1. Здания
2. Сооружения
3.