Ссылка на архив

Отчет о прибылях и убытках: строение, содержание и анализ

В стратегии «Казахстан-2030» подчеркивается, что конечной целью развития нашей страны является экономический рост. Происходящий в настоящее время переход к рыночным отношениям значительно укрепил статус предприятий как хозяйствующих субъектов - открыл перед ними широкие возможности самостоятельного решения многих производственных и финансовых вопросов. Иными словами успех деятельности хозяйствующих субъектов зависит от уровня руководства, от объективности, конкретности, оперативности и научной обоснованности принимаемых решений, которые, в конечном счете, должны быть оптимальными. (1)

Бухгалтерский учет - это сфера деятельности, которая оказывает влияние на многие стороны повседневной жизни общества. Достижения в области научно-технического прогресса изменяют все аспекты бухгалтерского дела. Географическая близость континентов и стран, тесные экономические связи, активное участие иностранных компаний в инвестиционной деятельности, расширяющаяся экспансия зарубежного капитала и т.п. заставляют по-новому взглянуть на учетную систему в целом. В настоящее время ученые, работающие в этой области, признают необходимость и целесообразность активизации усилий по сближению национальных учетных систем. Они призывают заложить в основу всей системы учета признак «понятности», определяющий ключевое качество любой учетной информации. Этот важный критерий нашел отражение во всех международных стандартах бухгалтерского учета. Считается недопустимым представлять информацию, не доступную для понимания пользователей, уровень профессиональной культуры и образования которых из года в год возрастает. В нашей республике актуальность этого положения усугубляется в связи с переходом на государственный язык. (3, с.7)

Во всем мире возрастает интерес к экономике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В экономических показателях, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ. Нынешнее Послание «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» является логическим продолжением Посланий 2006 и 2007 годов, которые были посвящены стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира и модернизации общества и инновационному развитию экономики страны, в целях реализации которой принята программа «30 корпоративных лидеров». Сегодня Президент особо подчеркнул необходимость последовательной модернизации и обеспечения устойчивых темпов экономического роста Казахстана. (4)

В настоящее время перед экономической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранения и анализа информации.

В нашем государстве создается нормативная база регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В быстро развивающейся экономике Республике Казахстан важное значение имеет всестороннее изучение финансовых отчетов, раскрытие причин успехов и недостатков работ предприятия. Всесторонний анализ помогает наметить пути совершенствования деятельности организации.

В экономической жизни хозяйствующего субъекта, действующего в условиях рыночной экономики наиболее масштабной формой, охватывающей самые разные аспекты жизнедеятельности предприятия, является финансовая отчетность. Проведение анализа бухгалтерской отчетности даже небольшим количеством методов позволяет выявить финансовое состояние предприятия, его устойчивость, эффективность хозяйствования, перспективы развития и наиболее опасные для его благополучия тенденции. Современные формы финансовой отчетности с появлением новых Положений по бухгалтерскому учету постоянно совершенствуются. (5, с336)

Приносит ли наш бизнес прибыль? Достаточны ли объемы продаж, чтобы гарантировать открытие нового филиала? Большинство правильных ответов на подобные деловые вопросы содержатся в бухгалтерской информации. Руководители, принимающие решения используют эту информацию для составления практичных бизнес- планов. В то время как новые программы влияют на деловую активность, бухгалтерский учет следит за финансовым пульсом компании. В течение определенного временного цикла бухгалтерия измеряет, результаты деятельности и докладывает эти результаты руководству в виде финансовой отчетности.

Деятельность любой организации носит циклический характер, в пределах которого осуществляется привлечение необходимых ресурсов, использование их в производственном процессе, реализация производственного продукта, работ, услуг и получение финансовых результатов. Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности получают денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Финансовый результат – это важнейший показатель хозяйственной деятельности любого предприятия и организации, он определяется показателем прибылей и убытков, формируемых в течение отчетного года.

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений определяются уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем. Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером. Оценка элементов финансовой отчетности - определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В условиях мировой глобализации все большее значение приобретает необходимость обеспечения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан, определяемой главным приоритетом в предстоящий период Президентом страны. При этом глава государства отмечает, что вопросы выживания для казахстанской экономики остались позади, а впереди только выбор наиболее прогрессивного мирового опыта для процветания и стабильного развития (4)

Надо отметить, что одним из главных атрибутов конкурентоспособности является соответствие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности международным стандартам. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете. Её составление осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод или публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности. И это не потому, что переход на МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) – это директивная норма, навязываемая определенными международными финансистами, а современный стиль, необходимый для всеобщего и единообразного понимания финансовой отчетности, служащей основой для интеграции капитала, ускоренного развития экономики. МСФО – как необходимый, качественный штрих имиджа не только современного бухгалтера и аудитора, но и современного руководителя. Таким образом, выбор, сделанный нашим государством показал свою жизнеспособность, когда Казахстан официально провозгласил выбор пути качественного развития.

Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть финансовой отчетности, дополняющая и развивающая информацию, представленную в виде окончательно оформленного результата - отчета о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) представляет собой форму бухгалтерской отчетности, основная цель которой заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. В отчете указываются в суммовом выражении данные о доходах и расходах, он состоит из четырех граф: наименование показателя, код строки, показатели за отчетный период и за аналогичный период предшествующего года. Структура отчета о прибылях и убытках - детальная разбивка данных о доходах и расходах предприятия. Кроме этого включает в себя данные об общих доходах предприятия за период, затратах связанных с получением этих доходов и всех периодических доходов и расходов, не связанных с конкретными видами продукции.

Целью дипломной работы является изучение отчета о прибылях и убытках, его строения и содержания, а также умения проводить анализ основных показателей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы отчета о прибылях и убытках;

- выяснение цели и важность составления отчета;

- изучить порядок его заполнения в соответствии с нормативными документами;

- провести анализ основных показателей отчета о прибылях и убытках на примере ТОО «Охранное Агентство Беркут СБ».

Исходя из поставленной цели и задач, в дипломной работе использовалась информационная документация:

- законодательные и нормативные акты;

- учебные пособия, периодические издания,

- годовые отчёты о доходах и расходах ТОО «Охранное Агентство Беркут СБ» за период 2005-2007 гг.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, Работа содержит материал теоретического и практического значения.

В первой главе рассмотрены теоретические особенности формирования отчета о прибылях и убытках. Общая характеристика, сущность и классификация основных показателей отчета, а также нормативное регулирование отчета о прибылях и убытках в Республике Казахстан и за рубежом.

Вторая глава дипломной работы имеет практическое значение, т.е. рассматривает порядок и правила организации бухгалтерского учета в ТОО «Охранное агентство Беркут СБ» и содержание основных показателей отчета о прибылях и убытках.

В третьей главе проведен анализ основных показателей отчета о прибылях и убытках и его виды.

Актуальность темы моей работы определяется тем, что отчет о прибылях и убытках являющийся составной частью финансовой отчетности, отражает состояние успешности развития предприятия. Положительный экономический результат каждого предприятия вносит свой вклад в общее экономическое развитие государства.


1. Теоретические особенности формирования отчет о прибылях и убытках

1.1 Общая характеристика отчета о прибылях и убытках

Финансовая отчётность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам. Целью бухгалтерской отчётности является предоставление необходимой информации всем потенциальным внешним и внутренним пользователям.

Организации представляют финансовую отчетность:

1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

2) органам государственной статистики Республики Казахстан по месту регистрации в органах статистики;

3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.

Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, в налоговые комитеты по месту регистрации организации. Отсрочка по сдаче отчетности предоставляется тем организациям, которые в соответствии с приказом Председателя НК МФ РК от 29.12.07г. № 967 при предоставлении письменного заявления в налоговый орган до срока предоставления налоговой декларации до 30 апреля года следующим за отчетным.

Учредители вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.

Организации публичного интереса (кроме финансовых организаций) обязаны публиковать годовую финансовую отчетность в периодических печатных изданиях в соответствии с перечнем, формами, утвержденными уполномоченным органом. Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется уполномоченным органом. Особенности государственного регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан, устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности для государственных учреждений уполномоченным органом. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном Банке Республики Казахстан осуществляется Советом директоров (Директоратом) Национального Банка Республики Казахстан.

Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях и специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством принятия нормативных правовых актов и методических рекомендаций к ним, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Уполномоченный орган:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) определяет порядок ведения бухгалтерского учета;

3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним;

5) обеспечивает с учетом предложений консультативного органа в случае наличия противоречий законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям международных стандартов внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан;

6) разрабатывает и утверждает типовой план счетов бухгалтерского учета;

7) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) взаимодействует по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности с иными государственными органами и профессиональными организациями;

9) рассматривает предложения консультативного органа о разработке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

10) проводит аккредитацию профессиональных организаций, организаций по сертификации;

11) утверждает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации;

12) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам, с учетом рекомендаций консультативного органа;

13) выносит предупреждение профессиональным организациям, организациям по сертификации в случае фактов несоблюдения правил аккредитации;

14) принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации;

15) определяет перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными организациями, организациями по сертификации;

16) публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов, на государственном и русском языках перечень профессиональных организаций, организаций по сертификации;

17) утверждает положение о консультативном органе;

18) определяет порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;

19) согласовывает форму сертификата.

Национальный Банк Республики Казахстан:

а) для финансовых организаций: разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным органом стандарты финансовой отчетности по вопросам, не урегулированным международными стандартами, а также методические рекомендации к ним; разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

б) для государственных предприятий и юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан, устанавливает перечни и формы, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности, а также сроки и порядок представления финансовой отчетности;

в) для специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации: разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности; осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов;

г) осуществляет контроль за соблюдением организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан, требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов. (с 05.01.2006г. введен в действие Закон РК «О внесении изменений т дополнении в некоторые законодательные акты РК по вопросам лицензирования и консолидированного надзора», в частности в внесены изменения в Закон «О банках и банковской деятельности в РК» согласно которого, подпунктом 2 ст.2 отменено лицензирование деятельности кредитных товариществ и ломбардов )

Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности:

а) Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем.

б) В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий.

в) Консультативный орган вправе:

1) вносить уполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) вносить уполномоченному органу предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности;

3) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

4) осуществлять взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

г) Консультативный орган обязан:

1) проводить анализ на наличие противоречий законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности требованиям международных стандартов и вносить соответствующие предложения уполномоченному органу;

2) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

д) Профессиональная организация должна отвечать следующим требованиям:

1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот членов, имеющих подтвержденный опыт работы не менее двух лет в сфере бухгалтерского учета или аудита;

2) наличие утвержденного в соответствии с уставом организации Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, соответствующего международной практике и являющегося обязательным для всех ее членов;

3) наличие системы повышения квалификации своих членов;

4) соответствие правилам аккредитации.

С момента выдачи профессиональной организации свидетельства об аккредитации ее состав по истечении одного года должен составлять не менее пятидесяти профессиональных бухгалтеров.

е) Структура и рабочие органы профессиональной организации определяются ее уставом и должны соответствовать правилам аккредитации.

ж) Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд.

к) Профессиональная организация вправе:

1) осуществлять в отношении своих членов предусмотренные ее уставом и не противоречащие настоящему Закону функции;

2) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

3) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

л) Профессиональная организация обязана:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) делегировать членов профессиональной организации в состав консультативного органа в количестве, установленном правилами аккредитации, и обеспечивать их полноценную работу;

3) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном им порядке;

4) рассматривать запросы по применению международных и национальных стандартов. (2, статья 21)

Если при составлении финансовой отчетности в текущем отчетном периоде обнаружены ошибки за предыдущий период, то корректировка этих ошибок включается в определение чистого дохода или убытка за текущий период. Например, ошибки могут быть допущены в результате арифметических подсчетов, неправильного отражения на счетах суммы расходов или доходов и т.д.

Если ошибки оказывают значительное влияние на финансовую отчетность предыдущих периодов (при определении чистого дохода или убытка) и финансовая отчетность этих периодов не является достоверной, то подобные ошибки считаются существенными.

Сумма корректировки существенной ошибки, относящейся к предыдущим периодам:

- отражается в отчете путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода;

- включается при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.

При исправлении существенной ошибки предыдущего периода путем включения в результаты отчетного периода сравнительные данные представляются в том виде, в каком они отражены в финансовых отчетах предыдущего периода. Однако дополнительная информация может представляться в виде отдельных таблиц, чтобы показать чистый доход или убыток за отчетный период и любые предыдущие периоды, как если бы существенная ошибка была исправлена в тот период, когда она была допущена.

Если организация изменила свою учетную политику, то сумма поправки, возникшая в результате таких изменений, отражается в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.

В данный формат отчетности необходимо внести уточнения по каждому используемому счету. В нем должны найти отражение сведения о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или покрытии убытков общества за отчетный период, если такие сведения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа, подлежащего опубликованию в средствах массовой информации.

При этом публикация должна включать в себя:

- полное наименование субъекта (акционерного общества, товарищества и др.);

- отчетную дату и/или отчетный период;

- валюту и формат предоставления числовых показателей отчетности;

- должности, фамилии и инициалы лиц, подписавших отчетность;

- дату утверждения отчетности общим собранием акционеров;

- место нахождения исполнительного органа общества (полный почтовый адрес, телефон, факс), в котором заинтересованный пользователь может ознакомиться с отчетностью и получить копию;

- сведения об органе государственной статистики, в который общество предоставило экземпляр бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам.

Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенной форме, то она содержит лишь мнение независимого аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. В случае полной публикации бухгалтерской отчетности она включает в себя весь текст итоговой части аудиторского заключения.

Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о движении денежных средств;

г) отчет об изменениях в капитале;

д) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Второй составляющей бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках, который в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета должен дать полную и достоверную информацию о деятельности организации.

Отчет о прибылях и убытках является одной из основных форм отчетности, обязательно присутствующей в периодической отчетности. Именно этот отчет отражает финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты.

К принципам отчета о доходах и расходах в первую очередь следует отнести:

- соблюдение критериев признания доходов и расходов;

- соблюдение классификации доходов и расходов;

- принцип равномерного и обоснованного распределения доходов и расходов между отчетными периодами;

- принцип признания расхода (списания актива) при наличии данных о том, что от использования этого актива экономическая выгода (доход) получена не будет.

Отчет о прибылях и убытках в обобщенном виде отражает следующие функции:

- экономические - характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности;

- стимулирующие - проявляющиеся в процессе ее распределения и использования;

- формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий.

В середине прошлого века в мировой бухгалтерской практике в балансе стали выделять не сумму собственного капитала, а «наличие собственных оборотных и приравненных к ним средств», методика расчета которых значительно отличалась от расчета собственного капитала. Для того чтобы охарактеризовать финансовые результаты деятельности организации возникла необходимость составления специфического документа, который должен был дать количественную характеристику функционирования хозяйствующего субъекта за определенный период. С этого времени основным источником информации стал отчет о финансовых результатах, в дальнейшем получивший название «Отчет о прибылях и убытках». (5, c 127)

Важность отчета о прибылях и убытках подчеркивается процессом бухгалтерского учета, который сосредотачивает на нем свое внимание, зачастую отвергая баланс. Этот отчет динамический аспект деятельности предприятия, ее результаты и качество. Баланс является образцом, он выступает в роли хранителя остатков активов и отсроченных льгот, которые, в конечном счете, станут издержками и выручкой; инвестиций и оборотных фондов, необходимых для продолжения деятельности и различных источников денежных средств, таких, как обязательства и счета капитала. Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Например, руководителей предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, то есть устойчивости, и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации. (6, 122)

Отчет о прибылях и убытках подготавливается в соответствии с требованием о том, что компания должна раскрыть свои доходы за определенный период времени и представить полный отчет о факторах, оказавших влияние на доходы в течение этого периода.

Все статьи доходов и расходов, учтенные в отчетном периоде, включаются в отчет о прибылях и убытках. Ниже приведу определения терминов, употребляемых в форме отчета № 2.

Доходы – это увеличение экономических выгод в форме получения (или прироста) активов (или уменьшения обязательств), результатом чего является увеличение капитала.

Расходы – это уменьшение экономических выгод в форме оттока (уменьшения) активов (или увеличения обязательств), результатом чего является уменьшение капитала.

Доходы и расходы в соответствии с принципом начисления относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денег, связанных с этими фактами. Принцип начисления предполагает, что все хозяйственные операции и иные факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета, а следовательно, и в финансовой отчетности в тех отчетных периодах, в которых они совершались, независимо от получения или выплаты денег. (7, c 315)

Предприятия, классифицирующие расходы по функциям, должны раскрывать дополнительную информацию о сущности расходов, включая расходы на амортизацию и выплаты работникам. Данное дополнительное требование обусловлено тем, что информация о сущности расходов полезна для прогнозирования будущих потоков денежных средств предприятия.

В целях представления информации для принятия решений доходы и расходы могут отражаться в отчете о прибылях и убытках различными способами. На практике получило распространение раздельное представление статей доходов и расходов, формирующихся в ходе обычной (основной) деятельности и прочей деятельности.

Экономический смысл прибыли от основной деятельности состоит в оценке эффективности производственной деятельности предприятия.

Для доходов характерен приток активов или уменьшение пассивов. Доходы увеличивают капитал собственника. Расходам свойствен отток активов и/или рост пассивов. Расходы уменьшают доход и капитал собственника. В случаях, когда расходы не перекрываются доходами, налицо убыточная деятельность.

В связи с этим, согласно СБУ 30 организация должна представлять в отчете о доходах и расходах или в пояснительной записке анализ доходов и расходов, а также сумму дивидендов на акцию, объявленных или предложенных за период, охваченный финансовой отчетностью. Такая информация оказывает определенную помощь для принятия решений. Источники статей отчетности имеют важное значение при оценке способности генерировать денежные средства в будущем.

Важная особенность данной формы в том, что в ней сравнивается сумма всех доходов предприятия с суммой всех расходов, понесенных им для поддержания своей деятельности.

Прибыль – это разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности фирмы и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Убыток – выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов предприятий в результате превышения расходов над доходами.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов – ключевая характеристика эффективности деятельности предприятия. Чистая прибыль является основным источником увеличения собственного капитала предприятия. Показатель рассчитывается как разница между балансовой прибылью и налогом на прибыль.

Прибыль различают бухгалтерскую и налогооблагаемую. Бухгалтерская прибыль – прибыль, признанная в отчете о прибылях и убытках до вычета расхода по налогу на прибыль. Налогооблагаемая прибыль – это сумма прибыли (убытка) за период, определяемая в соответствии с правилами налогового законодательства для целей расчета налога на прибыль к уплате в бюджет.

Прибыль или убыток отличаются от дохода или расхода. Но до представления чистого дохода отчетного периода в виде прибыли (убытка) в балансе (посредством реинвестирования), следуют процедуры классификации доходов и расходов по признанию (функциям). В результате происходит классификация (по природе состава) доходов, которая помогает пользователю понять операции предприятия, разграничить доходы от основной (операционной) деятельности и не основной (не операционной) деятельности, выделить расходы периода (общие и административные, расходы по уплате процентов, коммерческие). Также следует различать ценности (доход), созданные в результате деятельности субъекта и их возникновение в результате дарения.

Направления использования чистой прибыли определяются самим предприятием. Чистая прибыль может быть направлена на формирование фондов и резервов предприятия (увеличение собственного капитала), выплату дивидендов, погашение кредитов, уплату штрафов и пеней, содержание объектов социальной сферы и прочее. (8, c 246)

Таким образом, бухгалтерская прибыль есть разница между доходами и расходами за отчетный период. Финансовый результат, исчисленный по данным баланса (экономическая прибыль), по сути, должен совпасть с итогом отчета о прибылях и убытках (бухгалтерской прибылью), поскольку доходы и расходы являются относящимися к отчетному периоду выплатами и поступившими платежами, с которыми связано изменение соответствующих активов и пассивов. Например, приобретение станка связано с расходами, которые отражаются в балансе нейтрально по отношению к результату. Возникновение этих расходов в форме амортизации в период эксплуатации станка приводит