Ссылка на архив

Особенности развития и размещения газовой промышленности России

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Институт национальной и мировой экономики

Кафедра экономики и природопользования

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

На тему:

"Особенности развития и размещения газовой промышленности России".

Выполнил: студентка 2 курса

Гр.122

Минакова В.В.

Проверил: к.э.н. Житников В.Г.

Ростов-на-Дону, 1998

Содержание.

Введение................................................ 3

1 Российская газовая промышленность - полвека развития. 5

2 Размещение газовой промышленности................... 15

3 Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт................................................... 20

4 Проблемы и перспективы развития..................... 32

Заключение............................................. 39

Приложение............................................. 42

Список использованной литературы....................... 44

Введение.

Промышленная политика государства гиперсфокусирована на отраслях топливно-энергетического комплекса, поскольку они выдерживают жесткую конкуренцию на мировом рынке и являются одним из основных источников формирования доходов федерального бюджета.

С начала 1997 г. происходит структурная перестройка газовой отрасли. Цели этой перестройки: создание конкурирующих региональных газовых рынков, увеличение финансовой выручки за отпускаемый газ, сокращение издержек производства, ориентация на собственные источники финансирования, а также улучшение расчетов с бюджетами всех уровней.

Природный газ - ценнейший вид экологически чистого топлива, тепловой коэффициент которого составляет 1,22. Добыча природного газа обходится значительно дешевле добычи нефти и угля. Применение природного газа способствует повышению эффективности общественного производства. Газовая промышленность обеспечивает производство синтетических материалов ценным и экономически выгодным сырьем, свыше 90% азотных удобрений в странах СНГ получают на базе использования природного газа. Газ необходим в электроэнергетике, металлургической, цементной, стекольной, сахарной и других отраслях промышленности. В России с использованием природного газа производится 93% чугуна, 59% мартеновской стали, 49% проката черных металлов, 100% огнеупоров, 89% листового стекла и 45% сборного железобетона. Удельный вес природного газа в потреблении топливно-энергетических ресурсов электростанциями дости гает 61 %.

Широкое применение он нашел в коммунально-бытовом хозяйстве, в последние годы газ стал использоваться в автомобильном транспорте, что снижает выбросы оксидов углерода, азота и других вредных веществ на 65-90% по сравнению с автомобилями, работающими на бензине. Газом обеспечиваются свыше 2 тыс. городов, 3,5 тыс. поселков городского типа, более 190 тыс.сельских населенных пунктов. Доля газа в топливном балансе России составляет 50%. В начале развития газовой промышленности разведанные ресурсы природного газа оказались сконцентрированными на Северном Кавказе, Украине и в Поволжье. В настоящее время они сосредоточены в Западной Сибири, государствах Средней Азии и в Казахстане.

На долю стран СНГ приходится около 50% мировых запасов природного газа, которые оцениваются в 200 трлн.м2 Разведанные ресурсы топлива составляют 50 трлн.м2 или 1/4 потенциальных запасов, из них на Сибирь и Дальний Восток - 75-80%, на страны Средней Азии и Казахстан - 10%, на европейскую часть СНГ 10-15%. Общие запасы газа в России достигают 160 трлн.м2.

Ориентация на развитие нефтегазового комплекса и энергосистемы РФ как на «локомотив» экономики привела к тому, что под чрезмерным прессом оказались доходы (фактически - инвестиционные возможности) предприятий этих комплексов. В настоящее время, разрабатываются программы развития промышленности, в т.ч. и газовой, в условиях кризиса. В этой связи, особый интерес представляет вопрос развития, размещения газовой промышленности России, проблемы и возможности решения их с учетом мирового опыта.

1 Российская газовая промышленность - полвека развития.

В 1996 г. газовой промышленности России исполнилось 50 лет. Сейчас, в условиях кризиса, отрасль демонстрирует гибкость и умение находить зоны стабильности и ниши роста. Какие же факторы сделали возможным такое положение, какова роль газовой промышленности в экономике страны и шире - в мировом хозяйстве сегодня и в перспективе?

Газовая промышленность не является чисто монопродуктовой отраслью. Наряду с поставками по магистральным трубопроводам природного газа (метан с небольшими добавками высших углеводородов) производятся нефть, конденсат, сера, сжиженные газы, машиностроительная и сельскохозяйственная продукция и т.п. Однако основу отрасли, обеспечивающую ее конкурентные преимущества, составляет Единая система газоснабжения (ЕСГ), которая объединяет добычу и транспорт природного газа в единую технологическую, техническую и экономическую систему в рамках России, связанную с газоснабжающими системами центральноазиатских и закавказских республик СНГ и имеющую свое продолжение в системах поставки российского газа в три европейские страны СНГ и двадцать других государств Европы.(1)

За последние полвека система газоснабжения прошла несколько фаз развития. В бывшем СССР она представляла собой общесоюзный народнохозяйственный комплекс. Поскольку и после распада СССР это накладывает заметныйотпечаток на функционирование ЕСГ России, целесообразно рассмотреть основные этапы ее становления.

Первый этап, охватывающий 40-е - начало 60-х годов, связан с освоением отдельных групп саратовских, краснодарских, ставропольских, восточноукраинских (район Шебелинки), западноукраинских (район Дашавы-Львова) и ряда других газовых месторождений, а также попутного газа нефтяных месторождений (районы Поволжья и Закавказья). Это относительно небольшие по объему и расположенные недалеко от возможных потребителей источники газа. В каждом случае проектировался и сооружался отдельный газопровод (группа газопроводов), связывающий с потребителями газа - газопроводы Саратов-Москва, Дашава-Минск, Дашава-Киев-Брянск-Москва, Северный Кавказ-Центр (начиная с газопровода Ставрополь- Москва), Шебелинка-Курск-Смоленск-Брянск, Шебелинка-Полтава-Киев, Шебелинка-Днепропетровск-Одесса и пр.

Эти газопроводы диаметром до 820 мм (впоследствии - 1020 мм), годовой производительностью до 5-8 млрд. куб. м, протяженностью до 700-1000 км функционировали, как правило, независимо друг от друга. Такому состоянию системы газоснабжения соответствовали планирование, проектирование и управление отдельными газопроводами. Уровень добычи и потребления газа к 1960 г. достиг 45 млрд. куб. м, что составляло около 8% общего объема добычи и потребления топлива в стране.

На втором этапе, в 60-е годы, стали вводиться в разработку крупные газоносные районы - прежде всего резко увеличилось использование ресурсов Средней Азии, затем Республики Коми. Однако из-за значительной удаленности этих источников от основной части потенциальныхпотребителей, расположенных на Урале, в центральном и западных районах Европейской части страны, потребовалось сооружение первых сверхдальних газопроводов Бухара-Урал, Средняя Азия-Центр, Вуктыл-Торжок. В них уже использовались трубы большего диаметра (1020-1220 мм) и соответственно большей производительности (10-15 млрд. куб. м в год, а в газопроводе Средняя Азия-Центр - до 25 млрд. куб. м в год). Для обеспечения надежности функционирования газопроводов потребовалось строительство многониточных систем, а возросшие объемы передачи газа создали для этого объективные предпосылки. Главным последствием усложнения схемы газопроводов стало взаимопересечение систем в районе Москвы и на Украине. Таким образом, появилась возможность для взаимодействия газопроводных систем и перераспределения потоков по ним, то есть для формирования Единой системы газоснабжения страны. Концентрация мощностей как в добыче, так и при транспортировке газа, прогресс строительной индустрии, насущные потребности народного хозяйства способствовали ускорению развития газовой промышленности - среднегодовая добыча газа в 60-е годы возросла с 45 млрд. до 200 млрд. куб. м, а его доля в топливном балансе страны - до 18-19%.(2)

К началу 70-х годов открытия геологов показали, что в Западной Сибири, прежде всего в Надым-Пур-Тазовском районе, сосредоточены уникальные запасы газа. Были также существенно увеличены разведанные запасы газа в Средней Азии и в районе Оренбурга, что создало надежную базу длярезкого увеличения объемов его использования в народном хозяйстве. Наступил этап форсированного развития газовой промышленности и Единой системы газоснабжения, характеризующийся следующими важными чертами: созданием дальних и сверхдальних магистральных газопроводов, поскольку вводимые в разработку месторождения находились, как правило, на значительном (до 2500-3000 км) расстоянии от основных районов потребления; переходом к индустриальной технологии и организации строительства, использованию наиболее прогрессивных технических решений - применению труб диаметром 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа и единичной производительностью свыше 30 млрд. куб. м в год; резким усложнением структуры ЕСГ; наличием многочисленных связей различных газотранспортных систем; расширением возможностей маневрирования потоками газа. К концу 80-х годов ЕСГ СССР приобрела современный облик, став крупнейшей в мире газоснабжающей системой, обеспечивая свыше 40% потребности СССР в топливе, значительную долю потребления топлива в странах Восточной Европы и многих западноевропейских государствах.(3)

Во второй половине 80-х годов Единая система газоснабжения подошла к новому зрелому этапу своего развития. Масштабы газоснабжения и роль ЕСГ оказались настолько важными, что от эффективного и устойчивого ее функционирования стала зависеть нормальная работа многих крупных потребителей, целых отраслей и регионов. Плановая экономика ориентировала газовую промышленность на предельно высокие темпы валового роста по принципу "любыми средствами". Но одновременно с позицийпотребителя главными становились качественные показатели газоснабжения - надежность поставок, реакция на изменения условий работы, компенсация "возмущений" в ТЭК страны и за ее пределами. Это вело к усложнению режимов функционирования и повышению роли регулирования и резервирования газоснабжения.

Зрелость системы проявилась и в том, что в результате перехода ряда месторождений и целых газодобывающих районов в стадию падающей добычи на фоне бурного роста новых районов и строительства новых крупных газотранспортных магистралей возникла потребность в изменении функций и роли существующих мощностей. Реализация этого потенциала с целью минимизации суммарных затрат повышала значение системного моделирования развития и реконструкции ЕСГ, которое, для того чтобы быть эффективным методом принятия решений, должно комплексно учитывать все основные факторы ее работы.

Важным средством обеспечения новых функций ЕСГ стала подсистема регулирования и резервирования газоснабжения, опирающаяся на крупные хранилища природного газа. Развитие этой подсистемы, берущее начало с 60-х годов, длительное время отставало от темпов роста газоснабжения. Так, для нормальной работы в сезонном разрезе при круглогодичном газоснабжении необходимы запасы в объеме 10-11% годового потребления (с учетом экспорта). Реально были достигнуты уровни 0,5% в 1965 г., 2-в 1970 г., 3,1-в 1975 г., 4,6 -в 1980 г., 5,3% - в 1985 г. В подобных условиях компенсация неравномерности во многом обеспечивалась за счет больших объемов буферного регулирования на электростанциях. Однако в 80-е годы резкое увеличение доли газа в топливопотреблении электростанций и быстрое сокращение ресурсов мазута снизили возможности буферного регулирования. В те же годы были приняты меры по ускорению развития системы подземных хранилищ газа, что позволило довести объем хранения до 10,6% годового потребления, то есть впервые выйти на уровень сезонных запасов.

В конце 80-х годов кризисные явления в экономике затронули газовую промышленность. Это было связано с нехваткой инвестиций (в то время централизованных), первыми признаками нестабильности спроса, проявившимися в резком снижении его темпов. Тем не менее большая инерционность процессов и накопленный ранее потенциал развития способствовали процветанию отрасли в период 1985-1990 гг.(4)

Суммарные инвестиции в газовую промышленности достигали в середине 80-х годов 10-11 млрд. руб. в год, а основные фонды были оценены на начало 1991 г. лишь в 65 млрд. руб. Правда, прямой пересчет этих величин в современные значения или в долларовый эквивалент весьма затруднителен хотя бы потому, что весомая часть инвестиций осуществлялась за счет импорта прежде всего труб большого диаметра, а их учет внутри страны проводился с применением искусственных переводных коэффициентов, индивидуальных для различных групп товаров и оборудования. Так, для труб диаметром 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа, составлявших основной типоразмер на сооружавшихся во второй половине 70-х и в 80-е годы сверхмощных и сверхдальних магистральных газопроводах, импортные трубы условно приравнивались посвоей стоимости к трубам Харцызского трубного завода (Донецкая область, Украина). Цены последних были определены в 260 руб. за 1 т в 1984 г. и 350 руб. в 1991 г. при том, что цена импортируемых труб на мировом рынке колебалась в диапазоне 500-700 долл. за 1 т. Следовательно, имела место явная недооценка объема инвестиций и тем самым стоимости фондов.

Можно говорить о величине не менее 100 млрд. долл. Действительно, только 17 магистральных газопроводов из Западной Сибири в центр России и другие страны протяженностью в среднем не менее 2500 км каждый (с учетом сложности их прокладки в северных условиях) стоят 70-80 млрд. долл. Амортизация этих фондов ненамного снижает общие значения, поскольку инвестиции преимущественно были осуществлены всего 6-12 лет назад.

Таким образом, на интенсивное развитие ЕСГ были направлены огромные по любым оценкам средства. По-видимому, программа создания системы газоснабжения стала наиболее капиталоемкой из всех реализованных в гражданском секторе экономики. Здесь надо отметить, что в принципе газовая промышленность вполне приспособлена к "государственному" режиму, в котором она находилась в период интенсивного роста, вследствие относительной простоты технологических процессов, потребности в масштабных и концентрированных капиталовложениях и необходимости гарантий рисков (в том числе политических), связанных с этими вложениями. Конечно, неизбежны и отрицательные моменты функционирования отрасли под эгидой государства, но они носят более тонкий характер.

Итак, к началу 90-х годов газотранспортная система ЕСГ была в основном завершена. В пределах России она позволяла транспортировать свыше 600 млрд. куб. м природного газа в год, являясь крупнейшей такого рода системой в мире.(5)

Другой главный компонент ЕСГ - ресурсы природного газа, служащие сырьевой базой газоснабжения. Сейчас разведанные запасы превышают 49 трлн. куб. м, а потенциальные ресурсы - 200 трлн. куб. м. При этом свыше 85% запасов приходится на Западную Сибирь. В то же время слабо исследованы перспективные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфы морей. Открываются также значительные и пока трудно поддающиеся количественной оценке перспективы, связанные с нетрадиционными источниками газа, в том числе плотными коллекторами и газогидратными залежами.

В начале 90-х годов наиболее важным было то, что добыча газа базировалась на разработке уникальных Уренгойского, Ямбургского и Медвежьего месторождений, из которых только последнее приблизилось к стадии падающей добычи. Это обеспечивало необходимый запас прочности для системы в целом.(6)

В 1990-1991 гг., в период резкой политико-экономической нестабильности, был практически приостановлен процесс развития ЕСГ и начался серьезный кризис в газовой промышленности, выразившийся в:

- неопределенности организационных форм существования отрасли, "суверенизации" частей ЕСГ, находившихся на территории отдельных союзных республик;

- прекращении централизованного инвестирования, составлявшего основу финансирования отрасли, а затем вследствие высокой инфляции-в обесценивании имевшихся в отрасли внутренних средств;

- разрыве связей с поставщиками оборудования из стран СНГ, неплатежах за поставляемый внутри и вне России газ, неурегулированности вопросов транзита и т.д.

В создавшейся ситуации несомненным достижением является консолидация основного ядра газовой промышленности России в составе РАО "Газпром". Важной предпосылкой этого стало наличие целостной структуры ЕСГ России, что, с одной стороны, было обусловлено системным подходом к планированию ее развития, а с другой - объективно присущим данной системе фактором единства.

Основное отличие газоснабжения от нефтеснабжения заключается в том, что транспортируемый природный газ - продукт, вполне готовый для использования и как сырье, и как топливо, причем доводимое без каких-либо изменений до самых мелких, исчисляемых миллионами потребителей. Транспортируемая же нефть требует переработки, то есть предназначена для ограниченного числа крупных специализированных предприятий. Природный газ разных месторождений - значительно более однородный по своим характеристикам продукт, чем нефть: при условии доведения до стандартов транспортировки он легко смешивается в газоснабжающей системе и далее поступает в "обезличенной" форме.

Стоимость транспортировки нефти и газа также неодинакова. При расстоянии 1600 км в расчете на 1 млн. БТЕ в среднем она составляет 2 долл. для сухопутных и 1 долл. для морских газопроводов по сравнению с примерно 0,3 долл. для нефтепроводов и 0,1 долл. для танкеров (Британская тепловая единица - неметрическая единица, равная 1055,06 Дж. и применяемая в США и Великобритании). Учитывая, что средняя дальность транспортировки газа в ЕСГ России превышает 2500 км, это с экономической точки зрения затрудняет его доставку потребителям вне существующей ЕСГ.

2 Размещение газовой промышленности.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить основные районы размещения газовой промышленности.

В Западно-Сибирском районе основными газовыми промыслами являются Уренгойский и Ямбургский, которые дают ежегодно по 200 млрд.м2 топлива, Березовский, Вынгапуровский и другие. Добыча природного газа ведется в сложных природно-климатических условиях севера Тюменской области, где слабо развита производственная инфраструктура, в том числе отсутствуют дорожная сеть, строительная база и т.д.(7)

К четырем магистралям Сибирь-Центр, действовавшим к 1980 г, введены в эксплуатацию шесть газопроводов диаметром 1420 мм: Уренгой-Москва, Уренгой-Грязовец (Вологодская обл.), Уренгой-Елец (Липецкая обл.), Уренгой-Петровск (Саратовская обл.), Уренгой-Новопсков (Луганская обл.) и Уренгой-Помары-Ужгород. От Ямбургского месторождения в конце 80-х годов построено шесть новых мощных газопроводов в центральные районы европейской части и до западной границы СНГ: Ямбург-Москва, Ямбург-Елец, Ямбург-западная граница ("Прогресс") и другие.(8)

Западносибирский газ поступает на предприятия промышленных центров Урала по газопроводам Игрим-Серов-Нижний Тагил, Медвежье-Надым-Пунга-Пермь.

Второй по значению район газовой промышленности в России - Уральский. На его территории разрабатывается Оренбургское газо-конденсатное месторождение, содержащее помимо метана смесь ароматических углеводородов, сероводород и гелий. Преимуществом этого месторождения по сравнению с западносибирскими и среднеазиатскими является размещение его вблизи важных промышленных центров России и стран СНГ. Однако наличие попутных компонентов в газе требует предварительной его очистки и ихугилизации. На этом месторождении построен крупный Оренбургский газохимический комплекс мощностью 45 млрд.м2 газа в год. Он производит газ, серу, конденсат и другие вещества. А в 1978 г. завершено строительство крупного международного газопровода Оренбург-западная граница СНГ, по которому на экспорт ежегодно поступало 16 млрд.м2 газа. Кроме того, в Уральском районе природный попутный газ добывается на месторождениях Башкортостана и Пермской области. В 1996 г. регион добыл 33 млрд.м2(9)

Крупным районом развития газодобывающей промышленности России становитсяРеспублика Коми и северо-восточная часть Архангельской области, где формируется Тимано-Печорский ТПК. Природный газ добывается на Вуктыльском, Войвожском, Василковском, Джебольском и других месторождениях. "Голубое" топливо поступает потребителям по газопроводу "Сияние Севера": Ухта-Тверь-Торжок-Ивацевичи(Беларусь). Добыча природного газа в Северном экономическом районе уменьшилась с 18 млрд.м2 в 1985 г. до 4 млрд.м2 в 1996 г., то есть в 4,5 раза.

В ближайшие годы акционерным обществом "Росшельф" начнется освоение одного из крупнейших в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения, находящегося на шельфе России в Баренцевом море.Геологические запасы месторождения оцениваются в 3 трлн.м2 и оно потребует инвестиций в 10-12 млрд. долларов.

В 1980 г. в Поволжье открыто Астраханское газоконденсатное месторождение. В настоящее время на его основе формируется Астраханский промышленный узел по добыче и переработке газа и конденсата, а также по производству серы. Добыча на месторождении увеличилась до 4 млрд.м2 в 1996 г.(10)

К новым перспективным районам в Российской Федерации относятся месторождения в Восточной Сибири (функционирует газопровод Мессаяха-Норильск), в Саха-Якутии (Таас-Тумус-Якутск) и на острове Сахалин. К освоению ресурсов природного газа в Саха-Якутии и на Сахалине большую заинтересованность проявляют фирмы Японии, Южной Кореи и других государств. Предполагается привлечь капиталы фирм Южной Кореи для совместного строительства газопровода Республика Саха-Южная Корея. (11)

Ресурсы топлива в старых районах газодобывающей промышленности в результате многолетней эксплуатации в значительной степени истощены и не могут удовлетворять потребности народного хозяйства их за счет собственной добычи. Это относится к таким районам, как Северный Кавказ и Поволжье, Украина и Азербайджанская Республика. Удельный вес этих регионов в добыче природного газа стран СНГ очень сильно сократился. На Украине сформировалась сложная система газопроводов: от Шебелинки на Харьков, на Полтаву-Киев, на Днепропетровск-Одессу-Кишинев, от Дашавына Киев, на Минск-Вильнюс-Ригу. Природный газ в республику поступает из Западной Сибири, Урала и Средней Азии. На Северном Кавказе сформировалась система из следующих газопроводов: Ставрополь-Москва, Краснодарский край-Ростов-на-Дону-Серпухов-Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону-Таганрог-Донецк, Ставрополь-Владикавказ-Тбилиси и др.

В Азербайджанской Республике газ добывается на Карадагском месторождении (ежегодная добыча 10 млрд.мЗ; он транспортируется по газопроводу Карадаг-Тбилиси-Ереван.

Вторым крупным районом газовой промышленности являются государства Средней Азии и Казахстан. Вначале здесь добычей природного газа выделялась Республика Узбекистан (Бухаро-Газлинская провинция), а затем лидерство перешло к Республике Туркменистан. В Туркменистане разрабатываются такие крупные месторождения, как Шатлыкское, Майское, Ачакское, Наипское, Шахпахтынское, в Узбекистане - Джаркакское, Мубарекское, Газлинское и др. В Казахстане (его доля в добыче газа в СНГ составляет 0,9%) ускоренными темпами разрабатывается Карачаганакское газоконденсатное месторождение. Добыча природного газа в странах Средней Азии и Казахстане ведется в пустынных и полупустынных районах, где наблюдается дефицит водных ресурсов и невысокий уровень вспомогательных производств. Среднеазиатский газ поступает потребителям по мощным многониточным газопроводам Средняя Азия-Центр и Средняя Азия-Урал, а также газопроводу Бухара-Ташкент-Чимкент-Бишкек-Алма-Ата.

В настоящее время правительство Республики Туркменистан для развития нефтегазового комплексастремится привлечь капиталы фирм государств Ближнего и Среднего Востока. Предполагается построить газопровод через территорию Ирана и Турции в страны Западной Европы.

Кроме природного газа страны СНГ богаты попутным нефтяным газом, который территориально связан с месторождениями нефти. Попутный газ отличается от природного наличием в нем наряду с метаном этана, пропана и бутана, являющихся ценным сырьем для промышленности органического синтеза. Попутный газ перерабатывают на газобензиновых (ГБЗ) и газоперерабатывающих заводах на отдельные фракции, которые затем поступают потребителям. Основная часть ГБЗ сосредоточена на территории европейской части в районах добычи нефти (Альметьевск, Отрадное, Туймазы, Шкапово Грозный), на Украине и в Закавказье. Новые газобензиновые заводы построены в главной нефтегазовой базе России - Западной Сибири (Нижневартовск, Правдинск). Начато строительство завода в Новом Уренгое, планируется построить в Архангельске. Добыча попутного газа составляет около 50 млрд.м2 в год. Однако большое количество этого ценного и дешевого углеводородного сырья не используется в народном хозяйстве, так как выбрасывается в атмосферу и сжигается в факелах.

Газовый конденсат перерабатывается на Оренбургском, Мубарекском, Чарджевском и Астраханском газохимических комплексах.

Одним из резервов получения газообразного топлива для некоторых районов служит газификация угля и сланцев. Подземная газификация угля осуществляется в Донбассе (Лисичанск), Кузбассе (Киселевск), Подмосковье (Тула) ина Ангренском месторождении в Узбекистане. Ежегодное производство искусственного газа достигает 20 млрд. м2.

3 Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт.

Процесс приобретения газовой промышленностью своего нового статуса в меняющейся экономике России еще не завершен. Отрасли удалось избежать разрушения своего ядра, более того, фактически только в новых условиях ее подлинная роль в народном хозяйстве, долгое время затенявшаяся первенством нефтяной промышленности, оказалась в центре общественного внимания. Тем не менее до сих пор остро ощущается неурегулированность многих вопросов функционирования отрасли и РАО "Газпром". В основном все концентрируется вокруг проблемы перехода к цивилизованному регулированию работы отрасли и возможных мерах по ее либерализации.

Следует отметить, что газовая промышленность как объект рыночной экономики - весьма специфическая отрасль, для которой стандартные подходы малоприемлемы. В развитых странах Запада, в том числе в тех, где газовая промышленность прошла длительный путь развития, современное понимание ее статуса или сложилось в последние 10-15 лет, или и в настоящее время является предметом острой дискуссии.(12)

Проблемы либерализации газовой отрасли объективно связаны с необходимостью привлечения крупных финансовых средств для создания новых газотранспортных систем, гарантией возврата которых обычно выступает наличие значительных подтвержденных запасов газа, предназначенных для его подачи по этим системам, и предварительных договоренностей с потребителями на поставки газа по ним.Однако для достижения таких договоренностей нужно подтверждение реальности сооружения системы в требуемые сроки и возможности обеспечения надежных поставок газа. Все это легче сделать крупным интегрированным компаниям, зачастую опирающимся на государственную поддержку, чем потенциальному консорциуму мелких коммерческих образований.

Регулирование отрасли будет происходить параллельно с развитием и унификацией методов регулирования газовой промышленности в странах Европы.(13) Именно европейский вариант станет решающим. Североамериканский опыт, на который обычно ссылаются, играет гораздо меньшую роль, поскольку отсутствует практическое взаимодействие с инфраструктурой этого рынка: российский газ экспортируется в основном на европейский рынок, конкуренция и деловое сотрудничество осуществляются с его представителями и по принятым на нем правилам.

Надо отметить, что в настоящее время в Европе нет унифицированной модели организации и функционирования газовой промышленности. Газовые рынки европейских стран за редким исключением не либерализованы. В большинстве случаев государство в той или иной степени контролирует отечественную газодобывающую отрасль (если таковая имеется), а также магистральный транспорт газа.

В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использованием национальных ресурсов природного газа.(14)

В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной деятельности, в соответствии с которыми переговоры об условиях продаж добываемого газа ведутся специальным органом - Комитетом по переговорам по газу (КПГ), где представлены три основные норвежские газовые компании. В случае, если Комитет не может придти к общему мнению, он обращается в правительство за окончательным решением. При создании КПГ предполагалось, что он будет выступать как единый экспортер норвежского газа и тем самым даст возможность снизить степень давления консорциума крупных европейских покупателей газа.

В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа, подпадающего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией "Газюни", наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит законодательному регулированию и утверждению правительством.

Практически везде, кроме Великобритании, отсутствует или крайне затруднен доступ третьих сторон в газотранспортную систему. При этом в ряде стран, например, в Германии, предоставляются достаточно широкие возможности для сооружения независимых газопроводов. Но вместе с тем в той же Германии применяется специфическая система регионализации рынков газа, препятствующая непосредственной конкуренции поставщиков за конечного потребителя.(15)

Европейская комиссия неоднократно пыталась продвинуться в решении вопроса об определении единых правил организации рынка газа в странах-членах ЕС ипереходе от национальных моделей к функционированию единого газового рынка. Так, в 1994 г. введена в действие директива об углеводородном сырье, устанавливающая, что системы лицензирования должны основываться на открытых торгах, быть гласными и носить недискриминационный характер. В 1990-1991 гг. была принята директива о создании внутреннего энергетического рынка, не затрагивавшая суверенных прав стран-членов ЕС. Однако проект директивы о либерализации рынка газа, опубликованный в 1992 г. и предполагавший разделение функций добычи и транспортировки, а также разрешение доступа третьих сторон, вызвал серьезные споры и не был в полной мере реализован. В конце 1996 г. Генеральный секретариат Совета ЕС подготовил так называемое президентское компромиссное предложение о принципах работы газовой промышленности, которое стало объектом жесткой дискуссии и пока окончательно не принято. Разногласия возникают в основном из-за опасения, что нововведения не приведут к равноправию поставщиков и потребителей в различных странах ЕС. Это понятно, поскольку позиции привилегированных национальных участников газового рынка в европейских странах хорошо защищены, и главную угрозу влиятельные газовые компании видят в международной конкуренции и открытии рынка.(16)

Интенсивные реформы в газовой промышленности США в 80-е годы были во многом вызваны падением спроса на газ. Последнее произошло по ряду причин. Главная из них - господство традиционного, очень жесткого по форме, номалоориентированного на экономические стимулы и развитие конкуренции регулирования, включающего контроль цен как в добыче газа, так и у потребителей. Параллельно была создана система долгосрочных контрактов по принципу "бери или плати". Подобная система могла существовать только в условиях достаточно стабильных или растущих цен на альтернативные топливно-энергетические ресурсы. Когда же в начале 80-х годов цены на нефть стали снижаться, отсутствие гибкости в методах регулирования и ценообразования в газовой промышленности США сделало ее неконкурентоспособной, предопределило сокращение спроса на газ и трудности с выполнением долгосрочных контрактов. Вскоре аналогичная ситуация возникла и в газовой промышленности Канады.

Сейчас сложились два подхода к решению указанных проблем. Согласно одному из них, вполне достаточна внешняя конкуренция газовой промышленности с поставщиками других топливно-энергетических ресурсов. Для выражения такой конкуренции во многих случаях, в том числе в импортно-экспортных контрактах, стали применять формулы для цены газа как производной от "корзины цен" иных ресурсов (мазута, угля, возможно, электроэнергии и т.п.). Эти изменения условий контрактов получили широкое распространение после нефтяных кризисов. Причем введение компонент цены угля и ядерной энергии, учитывая высокую долю постоянной составляющей расходов, рассматривается в качестве необходимого в газовых контрактах стабилизирующего фактора. Другой подход наряду с гибкой реакцией на внешнюю конкуренцию предусматривает такжевнутренние преобразования в газовой промышленности для создания в ней стимулов повышения эффективности.(17)

В целом в Северной Америке кризисные явления конца 70-х годов способствовали реализации второго подхода. В 1984 г. в США были одновременно отменены условия оплаты минимальных объемов поставок в долгосрочных контрактах (что облегчило положение трубопроводных компаний, бывших в то время и продавцами газа) и введены требования открытого доступа поставщиков к сетям трубопроводного транспорта (при этом транспортные компании, принявшие принцип открытого доступа, должны были обменять часть своих контрактов по поставкам газа на контракты на его транспортировку). Затем логика преобразований постепенно привела к необходимости разделения видов деятельности и предоставляемых услуг, к сформированию уже в начале 90-х годов полностью конкурентного рынка. Таким образом, развитие рыночных отнош