Ссылка на архив

Особенности музыкального телевидения

Особенности музыкального телевидения

Люди, работающие на музыкальном телевидении, — особые. Равно как и само музыкальное телевидение. Два дециметровых канала — MTV и “Муз-ТВ” плюс многочисленные музыкальные программы на центральных телеканалах — это особый мир со своими проблемами, философией и внутренними конфликтами. Пока эти конфликты невозможно заметить невооруженным глазом, но вполне возможно, что вскоре они выплеснутся наружу. Весомо, грубо и зримо.

Основные функции музыкального телевидения — разлекать и зарабатывать деньги. Следует заметить, что под музыкальным телевидением понимают не трансляцию балета “Лебединое озеро” или юбилейного вечера Надежды Бабкиной, а программы и каналы, замкнутые на поп-музыке. Именно они и создают ту особую телевизионную экономику, которая является предметом внимания телезрителя.

Проблемы, стоящие перед производителями музыкальных программ в посткризисный период, в общем-то, схожи с теми бедами, что переживает сейчас все телевизионное сообщество. Снизились объемы поступлений от рекламы, возникли сложности с запуском в производство новых программ, приходится учиться жить по средствам — весьма скудным на сегодняшний день.

Особенности музыкального телевидения в России зачастую позволяют решать эти проблемы весьма специфическим образом. Исторически сложилось так, что музыкальным телевидением в этой стране занимаются компании, работающие не только на телевизионном рынке. Музыкальные программы (а иногда и целые каналы) создаются силами структур, занимающихся шоу-бизнесом в самом широком смысле этого слова — организацией концертов, выпуском дисков и т.д. Например, на сегодняшний день музыкальную политику на первом канале определяют “Rise-Лис'С” и “ОРТ Рекордз”; Российское телевидение снабжает музпродукцией фирма “АРС”; канал “Муз-ТВ” работает с фирмой Media Star, а музыкальными программами ТВ-6 ведают многочисленные ЗАО, созданные под крылом компании “ВиД” и лично Ивана Демидова и Александра.

У большинства этих компаний (за исключением, пожалуй, музыкальных структур ТВ-6) в сфере шоу-бизнеса есть свои четко выраженные интересы. Существуют артисты, с которыми эти компании работают на постоянной основе, чьи концерты они организуют, чьи диски они выпускают. Несложно понять, что и в том телевизионном пространстве, которое эти структуры контролируют, интересы их “родных” артистов не учитываться не могут. Вообще работа с каждой из этих компаний для артиста, стремящегося засветиться на телеэкране, становится крайне выгодной: ведь любая из музыкально-телевизионных структур учитывает не только свои интересы, но и интересы коллег-конкурентов по бизнесу. Поэтому артист Х, которого раскручивает, к примеру, Media Star, непременно появится не только в программах этой фирмы, но и на телевизионных площадках других акул музыкального телевидения; Media Star, в свою очередь, непременно поможет вышеупомянутым акулам с раскруткой их артистов.

Реклама на телевидении

Однако главный интерес, заставляющий шоу-компании работать с телевидением, заключается не только и не столько в раскрутке подконтрольных им музыкантов. Как и всякого телепроизводителя, эти компании интересуют прежде всего поступления от рекламы, размещаемой в их программах. Впрочем, слово “реклама” на российском музыкальном телевидении имеет не совсем привычное для непосвященного значение. По логике телепроизводителей от шоу-бизнеса, любой клип, размещаемый в их программах, — это тоже в каком-то смысле реклама. Не раз доводилось слышать из уст облеченных властью теледеятелей такого рода рассуждения: “Артисту необходимо заявить о себе. Сделать это он может только с помощью телевизионной раскрутки. Следовательно, за показы клипа необходимо платить. Ведь это же реклама для артиста!” Таким образом, появление клипа (“музыкального рекламного ролика”) в программе должно быть мотивировано соответствующей финансовой поддержкой.

Резоны для такого рода “работы с артистом” могут быть самые уважительные. Производители — тоже люди, и им нужно не только заработать на хлеб с маслом, но и профинансировать производство собственных программ. “Деньги — не самоцель, а средство к существованию”, — подмечает генеральный продюсер Media Star Александр Толмацкий. Пока жизнь в стране не налажена, прокрутка клипов по прайс-листу зачастую остается самым удобным способом окупить расходы.

Впрочем, упрек в сторону рекламных служб стоит адресовать не производителям программ, а, скорее, самим телеканалам, которых ситуация с заведомо проплаченными клипами тоже не слишком коробит — каналы заранее просчитывают возможные поступления от музыкальных программ.

Как правило, канал заключает с компанией-производителем договор, по которому получает гарантированную оплату за цикл музыкальных программ. На первый взгляд, в этой схеме нет ничего зазорного — артистам есть где “раскручиваться”, производителям есть чем финансировать производство, телевизионные каналы тоже не в убытке. Кстати, есть и еще один плюс: ни производителю, ни каналу, окупившим за счет артистов собственные расходы, нет смысла заботиться о качестве программ и звучащей в них музыки. Однако это становится и заметным минусом. Равно как нет смысла заботиться о рейтинге программы и привлекательности ее для рекламодателя. В результате:

а) нам показывают ту музыку, которую мы не хотели бы видеть и слышать;

б) разваливается, не родившись, музыкальная индустрия в целом — артисты, чтобы окупить телевизионную раскрутку, вынуждены требовать от звукозаписывающих компаний астрономических гонораров, которые невозможно окупить никакими объемами продаж кассет и дисков. В такой ситуации выживали только компании, допущенные к телевизионной кормушке, наподобие “ОРТ-Рекордз” — они расплачивались с артистами не гонорарами, а эфирами.

Появление телеканала MTV

Ровно двадцать лет назад мир проснулся от странных звуков. Группа под названием “Buggles” пела занимательную песню Video Killed The Radio Star — “Видео убило радиозвезду”. В тот день она имела особый подтекст: именно с нее начал вещание новый телеканал MTV (Музыкальное телевидение), который торжественно обещал перед лицом всего мира сутки напролет крутить сплошные видеоролики и прочие актуальные материалы из жизни музыкального сообщества.

Затея многим показалась нереальной. Но многим и понравилась. Вторых оказалось больше. Тогда и первые изменили свое мнение. В общем, дело пошло. Теперь MTV — это империя. И есть масса недовольных тем, что она существует.

Что плохого можно сказать об MTV? Чаще всего говорят, что это музыкальный Макдоналдс. Обидно. Но съедобно. Еще говорят, что из-за MTV музыка отошла на второй план, а на первое вышел видеоряд. На это особенно любят жаловаться сами исполнители — причем не только некрасивые и неталантливые, но и вполне заслуженные мастера вроде Дэвида Боуи. Но предложи им сегодня бойкотировать MTV, не снимать клипов и не крутить их в эфире — так ведь не согласятся.

Интернет забит сайтами, работающими только на то, чтобы очернить, оклеветать, растоптать и смешать с грязью Музыкальное телевидение. Делается это, надо сказать, весьма пламенно, убежденно и даже местами талантливо. Но не очень эффективно. MTV смотрят во всем мире. Хотя, казалось бы, вкусы британских и индийских меломанов сильно различаются. Но хитрость в том, что в Британии и в Индии — абсолютно разное MTV. Индийское MTV — это очень сильная штука: тамошние умельцы поняли, что лучший видеоклип — это тот, который напоминает фрагмент из фильма про двух близнецов, разлученных в детстве, а теперь схлестнувшихся в смертельной схватке из-за девушки, которая окажется их секретной сестрой и умрет от сильной дозы змеиного яда, подсыпанного ей в пищу злой мачехой. Смотреть эти клипы даже русскому человеку приятно (первые два дня), а уж страны третьего мира глядят их сутки напролет.

MTV есть и в России. Его появление повергло нашу эстраду в состояние шока. “Как это — не берут денег?” — переспрашивали звезды друг друга. Никогда еще термин “не формат” не звучал столь убийственно. Это был приговор, который вынесли даже Пугачевой с Киркоровым, не говоря уж про сотни других мастеров эстрады. Со временем, правда, звездная чета все же решила проблему с форматом и прочно обосновалась на российском MTV. Но нельзя не отметить, что именно под влиянием этого канала Киркоров начал делать современно выглядящие клипы.

Понятное дело, после успеха MTV и другие подобные каналы стали возникать по всему миру (в Штатах — VH1, в Германии — Viva, в России — МузТВ). Это достойные конкуренты, но, посмотрев фильм “Беги, Лола, беги”, все критики дружно отметили, что он снят “в клиповой эстетике MTV”, а не какого-нибудь другого похожего канала. Вот что значит быть первыми.

За последние 20 лет музыку стали не просто слушать, но и смотреть. Звучит странновато, но — факт. Радиостанции по-прежнему существуют, несмотря на веселые похороны радиозвезд, устроенные 20 лет назад группой Buggles. Но различие в увлечении радиоведущим, которого ты не видишь, и телеведущим, который всегда наглядно перед тобой, все-таки есть.

М. ТЕКИЛОВ, музыковед.

Российский музыкальный телеканал

Впрочем, сегодня “ОРТ-Рекордз”, пользовавшаяся сверхльготным доступом к эфирному времени, доживает последние дни. Вместо нее с каналом ОРТ работает компания REAL Records, но уже на других, более цивилизованных принципах. Единственным телевизионным каналом, не относящимся к видеоклипам как к рекламным роликам — проще говоря, не берущим за них деньги — остается на сегодняшний день “MTV-Россия”. Отказ от традиционных для России методов работы был едва ли не главным условием со стороны западных учредителей. Стоит снять шляпу перед президентом канала Борисом Зосимовым — одному Богу известно, чего ему стоило наступить на горло своим добрым отношениям с бесчисленной армией российских продюсеров и артистов, привыкших к тем самым “традиционным методам. Успехи канала впечатляют: его работникам удалось с самого начала запустить два десятка оригинальных программ, создать ультрасовременное оформление канала и, самое главное, выстроить в целом музыкальный канал, притягивающий к себе внимание огромной части аудитории (в первую очередь молодежи) и диктующий моду на музыкальном рынке.

Канал “Муз-ТВ”, возникший в 1996 году не без участия все того же Бориса Зосимова, строит свою политику на несколько иных принципах. В противовес MTV “Муз-ТВ” стремится сегодня стать именно российским каналом, ориентируясь на вкусы широких народных масс. В начале этого года появились сведения о вхождении в состав учредителей “Муз-ТВ” “Русского радио”; соответствующие переговоры затормозились на начальной стадии, однако сам факт такого предложения весьма показателен. Александр Толмацкий считает, что канал необязательно должен быть модным и продвинутым: если он в фоновом режиме работает в офисах, клубах и других присутственных местах, то это уже показатель успеха. “Муз-ТВ” оставило в эфире минимальное количество западной музыки и считает, что публике в регионах гораздо интереснее их продукт, а не кислотно- молодежные программы MTV. К осени руководство канала готовит пакет новых программ, собирается обновить межпрограммное пространство и довести региональную сеть до 100 городов. Кстати, если верить Александру Толмацкому, посткризисный обвал рекламного рынка на канале сказался меньше, чем на конкурентах. Что же касается особенностей размещения клипов на “Муз-ТВ”, то здесь ситуация мало чем отличается от общей картины. “У нас на канале присутствуют все артисты, — уклончиво замечает Толмацкий. — Это не значит, что все они платят деньги”.

Вполне возможно, что специализированные музыкальные каналы в России ждет блестящее будущее: по здравой мысли того же Толмацкого, “музыкальные каналы интересны наиболее активной части населения — тем, кто ходит на концерты, тратит деньги на компакт-диски, аудио- и видеотехнику и прочие потребительские товары. И рекламодатели рано или поздно должны это понять”. Приоритет специализированных каналов перед музпрограммами на обычных каналах может получить еще одно подтверждение, если музыкальные программы исчезнут с центральных каналов. При всей неожиданности этой идеи в ней нет ничего удивительного: как замечает Михаил Козырев, “на основных телевизионных каналах западных стран клипов нет вообще. Существуют специальные информационные программы, в которых могут появиться фрагменты из новых видеороликов, но сами по себе музыкальные клипы показываются только на специализированных телеканалах”. О возможности такого поворота событий говорить пока рано, однако, по некоторым сведениям, руководство крупнейших центральных телеканалов не прочь отказаться от сотрудничества с пришлыми шоу-структурами, размещающими в эфире проплаченные клипы. И крайне сложно представить, что может произойти, если эти намерения станут реальностью. С деньгами, которые крутятся сейчас в этом бизнесе, расстаться всем его участникам будет тяжеловато.

Первый музыкальный ТЕЛЕканал в Беларуси

С первого марта на частоте телеканала "ТВ-6 Москва" в полном объеме начал вещание "Первый музыкальный" телеканал.

Объем музыкального вещания составляет 19 часов ежедневно (с 7.00 до 2.00). Телеканал транслируется через сети кабельного телевидения в городе Минске. Обслуживает порядка 380 тысяч квартир (или около миллиона минчан), включая абонентов и сети CosmosTV.

Необходимость создания музыкального канала назрела давно. Во всех прилегающих государствах давно имеются подобные проекты. И в Беларуси также существует большой спрос на музыкальное телевидение, что подтверждают результаты маркетинговых исследований. Удовлетворить этот спрос намерены создатели "Первого музыкального".

Нами заключены прямые соглашения с правообладателями музыкальной продукции: Universal music, EMI, Warner music, BMG entertainment, Sony music, СОЮЗ, АРС-рекордз, WVWVrec., Крем, Мистерия звука, CD-Land, NOX Music, Снегири музыка, Квадро диск, Медиа стар и др. "Первый Музыкальный" транслирует только лицензионное видео.

Музыкальные передачи на российских экранах

ПЕРВЫЙ КАНАЛ

Играй, гармонь любимая!

Передача выходит по субботам. Эфир длится 26 минут.

Программа посвящена самобытным музыкальным талантам России. Съемочная группа путешествует по городам и весям нашей необъятной страны в поисках дарований, а зачастую они сами приезжают за тысячи километров, чтобы "помериться силами" в мастерстве исполнения частушек, народных песен и танцев, продемонстрировать виртуозное владение гармонью, баяном, аккордеоном и другими музыкальными инструментами. Героями популярнейшей программы, придуманной и созданной в 1986 году одним из лучших гармонистов страны народным артистом России Геннадием Заволокиным, за это время стали сотни профессиональных и самодеятельных музыкантов. Ведет программу Анастасия Заволокина.

Утренняя звезда

Передача выходит по воскресеньям в 9 часов утра.

Представляет собой вокальный шоу-конкурс молодых дарований. Конкурс проводится в возрастных категориях до 15 лет, а также от 15 до 22 лет, отбором участников занимается команда музыкальных редакторов и балетмейстер. Оценивает выступления профессиональное жюри, в которое приглашаются известные певцы, композиторы, хореографы...

Ведущие Юрий Николаев и Маша Скобелева. Режиссер-постановщик программы Татьяна Михайлова.

Реальная музыка

Ведущий: Александр Бергер

Передача выходит по средам в 0.55.

Герои программы "Реальная музыка" — самые яркие музыкальные персонажи, темы программы — самые интересные музыкальные события и тенденции шоу-бизнеса. Модный монтаж, стильные декорации, профессиональная ведущая — все это отвечает самым высоким стандартам качества, предъявляемым к музыкальной программе.

В программе: репортажи со съемочных площадок видеоклипов, новинки музыкального видео, интервью с признанными поп- и рок-звездами, а также околомузыкальные новости за прошедшую неделю и аналитические сюжеты, в которых в доступной для массовой аудитории форме рассказывается о хитростях большого шоу-бизнеса.

НТВ

"Всё сразу!"

“Все сразу!” — это получасовой экскурс в мир современного шоу-бизнеса: кино, музыка, мода, театр, спорт, светские новости. Героями программы становятся звезды первой величины, чьи имена создают тиражи глянцевым журналам и рейтинги передачам.

По мнению авторов “Все сразу!”, сегодня шоу-бизнес влияет на общество куда больше, чем политика и экономика. Именно поэтому кредо программы “Все сразу!” — “Развлечения — это серьезно!”

ВЕДУЩИЕ:

Петр Фадеев

Родился 23 ноября 1972 года в г. Москве.

В 1995 году окончил Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы по специальности “международная журналистика”. До 1995 года — внештатный сотрудник Гостелерадио CCCР (программы “Киносерпантин”, “Тихий дом”), внештатный корреспондент журнала “Столица”, газеты “МК”. С 1995 года – ведущий программы “Те кто” на канале ТВ-6. С 2000 по 2001 г. был автором и ведущим программы “Петерс поп-шоу” на ТВ-6. Курировал программирование канала. С февраля 2002 года – руководитель и ведущий программы “Все сразу!” на НТВ.

Фекла Толстая

Родилась 27 февраля 1971 г. в Москве.

В 1994 г. окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности “славистика”. Училась в Варшавском университете, после преподавала польский язык в РГГУ. С 1995 училась на режиссерском факультете ГИТИСа (мастерская проф. М. Захарова) С 1998 г. работала на телевидении ведущей программы “Времечко” (ТВЦ) и телевизионным режиссером. Пишет для ежедневной “Газеты”. С февраля 2002 г. — ведущая программы “Все сразу!” на НТВ.

"Пепси-чарт"

Передача выходит по пятницам в 15.15 с повтором в воскресенье в 8:40.

Еженедельная молодежно-музыкальная программа "Пепси-чарт" выходит на НТВ с 19 октября 2001 года.

В каждом выпуске программы — национальный независимый хит-парад (двадцатка), новости музыки и шоу-бизнеса, свежие клипы и эксклюзивные интервью со звездами. Уникальная особенность программы — телемост между Москвой и Лондоном, и прямые включения из других стран, сопровождающиеся живыми выступлениями звезд российской и зарубежной сцены.

Программа появилось в радиоэфире Великобритании семь лет назад, а затем вышла в телеэфир. Сегодня Pepsi Chart выходит 36 странах мира, среди которых, помимо России — Ирландия, Швеция, Финляндия, Австралия и страны Латинской Америки.

Главный принцип программы — предельная независимость и объективность хит-парада. Чарт составляется независимой компанией Music&Media в Великобритании, которая является частью международного медиа-концерна Billboard Music Group.