Ссылка на архив

Особенности монополизма в экономике Республики Беларусь

1 Сущность и причины возникновения монополии в экономике

2 Монополизм в РБ: предпосылки и особенности

3 Проблемы антимонопольного регулирования на современном этапе

Заключение

Список использованных источников


Введение

История монополии восходит к глубокой; древности, а о возрастающей роли ТНК в мировой экономике стали говорить только во второй половине 20в. Монополистические тенденции в разных формах проявляются на всех этапах развития рыночных процессов. Но их новейшая история начинается в последней трети 19в., во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название "дети кризиса".

В общем виде монополия - это исключительное право государства или другого хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.

Монополия как вид экономической структуры рынка представляет определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Цель данной работы заключается в рассмотрении монополизации в экономике Республики Беларусь на настоящем этапе, выявлении ее основных факторов, методов государственного антимонопольного регулирования.

Объектом исследования являются монополия и ее государственное регулирование. В соответствии с поставленной целью и задачами в первой главе вводится понятие монополии, рассматриваются ее интерпретации различными учеными. Второй раздел раскрывает особенности монополизации в РБ. Последний раздел содержит особенности и проблемы государственного антимонопольного регулирования на современном этапе.

В работе использованы научные работы и статьи, официальная и независимая точки зрения на проблему экономического роста в РБ, информация Министерства статистики РБ, широко применялись источники СМИ в глобальной сети Интернет.


1 Сущность и причины возникновения монополии в экономике

К. Маркс и В.И. Ленин рассматривали монополию как существенную черту рыночной экономики конца 19 – начала 20 в.

К. Маркс, анализируя производственные отношения капитализма свободной конкуренции, выделил монополию как неотъемлемый элемент этой системы хозяйствования.

Он представил три основных вида монополии - капиталистическую, вытекающую из самого существа капиталистического способа производства, случайную естественную и случайную. Капиталистическая монополия возникает из частной собственности по мере концентрации производства и развития конкуренции. Определяющей характеристикой является получение добавочной монопольно высокой прибыли.

Естественная монополия может появиться и любом обществе, где существует частная собственность на особо благоприятный фактор, например на землю. Монополия земельной собственности позволяет устанавливать монопольную цену, превышающую цену производства и стоимость товара, на которые распространяется действие монополии. Под случайной монополией Маркс понимал монополию, возникающую для покупателя или продавца из случайного соотношения спроса и предложения. У Маркса стоимость является тем центром, вокруг которого колеблются цены. Таким образом реализуется добавочная прибыль. Случайная монополия, как и естественная, возникает в обществе, основанном на частной собственности.

К. Маркс рассмотрел монополию в связи с тенденцией капиталистического накопления. Для него монополия капитала являлась препятствием развития того способа производства, из которого выросла. Капиталистическое производство породило свое собственное отрицание, оно несло в себе зародыш собственного разложения.

К. Марксом было раскрыто противоречивое единство монополии и конкуренции: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкретную борьбу».

Под монополией Ленин понимал соглашение или объединение капиталистов, сосредоточивших в своих руках производство и сбыт значительной части продукции в отрасли в целях установления высоких цен на товары и получения монопольно высокой прибыли.

В.И. Ленин представил монополию в качестве основного признака имперализма и как особую стадию в развитии капитализма. Он определил основные экономические признаки имперализма: создание монополий на основе концентрации производства и капитала, слияние банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала с финансовой олигархией., возрастающее значение вывоза капитала, образование международных монополистических союзов капиталистов, завершение территориального развала мира крупнейшими капиталистическими державами.

Самой глубокой экономической основой империализма он считал монополию, которая выросла из капитализма, товарного производства и конкуренции.

Поскольку вначале укрупнение шло в пределах одной и тон же отрасли, в ведущих странах образовывались мощные отраслевые организации, которые различались по степени самостоятельности объединяемых предприятий. Ленин описал деятельность картелей, синдикатов, трестов. В последующем, на смену горизонтальной интеграции придет вертикальная, а затем и диверсификация производства. В экономической литературе формами обозначения последних станут концерн и конгломерат.

Ленин отмечал получение монополией сверхприбыли, т.е. избытка прибыли сверх нормальной. Источником последней являются лучшие условия производства, а также перераспределение дохода посредством ценового механизма.

К. Маркс и В.И. Ленин анализировали монополию, выявляя причинно-следственные связи и зависимости в реальном экономическом мире.

Совершенно иной подход свойственен представителям неоклассического и кейнсианского направления. Они исследовали монополию с помощью условий частичного и общего рыночного равновесия при разработке механизма цен. Были представлены различные формы рынка. Определяющими критериями выступили количество и размер хозяйственных субъектов, предлагающих и покупающих товар. Вначале совершенная конкуренция рассматривалась как стандарт для оценки результата действия неконкурентных рыночных структур. Позже в этом качестве выступила монополия(1,с. 261).

Основы теории чистой монополии заложил французский экономист математик А.О. Курно в 1838 г. Он применил в экономической теории дифференцирование и вывел условие максимизации прибыли монополией — это равенство предельного дохода (MR) предельным издержкам (МС).

Курно предложил теорию дуополии (двусторонней монополии), когда на рынке работают два продавца, приспосабливающие свои объемы выпуска к заданным покупателями ценам. В модели Курно достигается точка равновесия, в которой дуополисты продают равные количества по цене, находящейся где-то между монопольной и той, которая бы установилась в условиях совершенной конкуренции, где число продавцов бесконечно.

Однако применение теории дуополии Курно на рынке возможно лишь в исключительных случаях. Подобную реакцию монополистов, можно было бы увидеть на аукционе, т.е. когда имеет место организованный рынок. Но это единичный случай, который не отражает типичной ситуации.

Иной подход к теории дуополии предложил французский математик Ж. Бертран в 80-е гг. XIX в. Согласно Бертрану, одна фирма приспосабливается к позиции другой при выборе цены, а конкуренция между двумя фирмами ведет к исчезновению экономической прибыли. Однако эта концепция не являетсярабочейпоскольку подтверждается действиями дуополистов только в отдельных случаях.

В 1897 г. английский экономист Ф.И. Эджуорт указал на то, что вышеназванные ситуации являются неопределенными лишь в тех пределах, за которые соперники не склонны выходить. Он предложил кривую сделок, отражающих геометрическое место точек выигрыша обеих сторон. В конечном счете возможная комбинация обменов зависела от соотношения рыночных сил. Решение Эджуорта для случая двусторонней монополии колеблется между конкурентной и монопольной ценой.

В 1920 г. английский экономист-статистик А.Л. Боули написал о том, что дуополия ведет к неравновесию и неустойчивоти цены. Каждый из двух конкурентов, действуя как лидер, стремится подчинить себе другого. В этом случае объем предложения будет определяться, исходя из спроса на рынке и собственных издержек. Конкурентная борьба в конечном случае приведет к установлению монополии путем устранения одного из конкурентов. С точки зрения сочетания теоретического и эмпирического исследования ближе к действительности стоял Боули. В последующем Дж. Хикс и У. Феллнер доказали, что равновесие обмена является определенным в случае совершенной конкуренции. Сфера не определенности расширяется при уменьшении количества контрагентов. Хикс писал: «Возрастание спроса на продукт фирмы может привести к повышению или к понижению его цены: все, что мы знаем, так это то, что цена должна превышать предельные издержки на некоторую величину и величину незаданную. Результат возрастания спроса — дважды неопределенный: упомянутая величина может колебаться и предельные издержки могут с увеличением выпуска расти или снижаться».

К проблеме двух монополий обращался и известный английский экономист А. Маршалл, отмечая отсутствие универсального решения и невозможность определить, где именно установится цена на конечный продукт. Впервые в экономической науке для разработки теории рыночной цены Маршаллом были использованы конкурентные кривые спроса и предложения. Механизм конкурентных кривых был применен для анализа такой формы рынка, как монополия.

А. Маршалл доказал преимущества единственной крупной фирмы, которую можно вести более экономично при условии, когда такой же совокупный объем производства поделен между множеством сравнительно мелких конкурирующих производителей. Маршалл представил сильную сторону крупных компаний - использование преимуществ крупномасштабной кооперации. Он заявил, что шкала предложения данного товара в условиях свободной конкуренции показывает более высокие цены, чем шкала монополии. Другой вопрос, как поведет себя монополия. Проблему максимизации монопольного дохода он решил методом сравнения совокупного дохода и совокупных издержек. Суммарную выгоду монополии составили монопольный доход и потребительский излишек.

Маршалл отметил тенденцию к образованию общественных предприятий. Он высказал мысль о возможности появления достаточно достоверной шкалы спроса, которая бы показывала на диаграммах величины потребительского избытка, являющиеся следствием того или иного курса действий государства и частных предпринимателей. Для А. Маршалла монополия не являлась той рыночной структурой, которая бы могла серьезно повлиять на эффективность экономики.

К концу XIX — началу XX в. изменилась экономическая ситуация: многие отрасли промышленности оказались в условиях, находящихся между конкуренцией и монополией. Экономисты столкнулись с тем, что проблему цены дифференцированного продукта нельзя было объяснить с помощью конкурентных кривых спроса и предложения. Попытка экономистов соединить теорию с практикой при использовании конкурентной теории приводила к теоретическим недоразумениям. Например, в механизм свободной конкуренции не вписывались крупные фирмы, использующие экономию от масштаба и оказывающие влияние на рыночную цену. Следовало предложить такие экономические модели, которые бы отразили новые экономические условия.

Итальянский экономист В. Парето предложил решить проблему монополии с помощью кривой безразличия: кривая валовое выручки должна касаться расположенной выше других кривое безразличия для прибыли. Анализ Парето оказался громоздким для него многочисленность продавцов и покупателей выступал» как одно лицо. Он отмечал, что при свободной конкуренция фермы имеют дело с уже сложившимися рыночными цепам». Что касается монополий частных или государственных, то они сами устанавливают цены на свой продукт, ориентируясь на ожидаемый спрос. Сточки зрения Парето, дифференциация продукта устраняет монополизм, потому что при большом разнообразии продукта невозможно завладеть рынком. В случае, если на рынке работают два крупных продавца с дифференцированным товаром, то их следует рассматривать как самостоятельных монополистов Парето анализировал различные виды монополизированных рынков, которые стали через несколько десятилетий объектом специального анализа.

В середине 20-х гг. прошлого столетия английский экономист П. Сраффа в качестве объекта исследования представил ряд специфических рынков. Он был первым экономистом на Западе, который рассмотрел ценовой механизм, считая отправной точкой изучение монополии.

П. Сраффа заявил о том, что теория должна считаться с фактом существования ряда специфических рынков, которые являются закрытыми и поддерживаются предпочтениями покупателей. Понятно, что личное знакомство, привычные местонахождения продавца, упаковка и другие средства стимулирования продаж влияют на выбор продавца. А последний сталкивается с убывающей кривой спроса, когда большее количество товара можно продать по более низкой цене, а при повышении цены можно потерять покупателей в силу доступности приемлемой замены. Проникновение на данный рынок других фирм связано с большими расходами на инвестиции и рекламы для того, чтобы создать собственную клиентуру. В такой экономике равновесие является монополистическим, и изменения определяются эластичностью спроса на закрытый продукт.

Функциональные теории монополии американского экономиста Э. Чемберлина и англичанки Дж. Робинсон отразили более глубоко новые закономерности ценообразования в XX в. Э. Чемберлин разработал теорию монополистической конкуренции, а Дж. Робинсон — теорию несовершенной конкуренции.

Для описания механизма цен Дж. Робинсон использовала понятие монополии в буквальном смысле, имея в виду одного-единственного продавца. Монополия у нее представлена как результат дифференциации продукта и отсутствия товаров-субститутов. Монополия увязывается не только с рынком, но и с производством.

Метод анализа основывался на частичном равновесии. Исследовалась динамика поведения одной фирмы в отрасли, предполагая, что все остальные фирмы находятся в равновесии. Теоретическое исследование было направлено на рассмотрение рыночных процессов монополизации. Робинсон ставила перед собой задачу определения цены в условиях монополии. Анализ проводился с помощью аппарата кривых, отображающих изменение предельных и средних величин при разных показателях эластичности спроса и предложения. Она повторила вывод Курно о равновесии в условиях монополии.

Монополия для Робинсон – это нарушение и потеря равновесного состояния конкурентной системой и даже «эксплуатация» наемного труда. Она рассмотрела ситуацию, когда товар изготавливается многими конкурирующими между собой производителями, т.е. при монополии покупателя.

Рассмотрение эффективности экономики автор увязала с вопросом социальной справедливости: «Можно допустить, что выгоды от монополизации производства достаются не всем собственникам факторов, и , поскольку доходы одних факторов увеличатся, а доходы других – нет, распределение богатства станет более неравномерным». Однако по сей день не существует научно обоснованного способа установления цены справедливости.

Дж. Робинсон отмечала практическую значимость монополии: «Везде можно наблюдать действие тенденции к монополизации, проявляющейся в программах ограничения, системах квотирования, рационализации, росте гигантских компаний".

Для Э. Чемберлина монополия означала «контроль над предложением и тем самым над ценой». Задачи теории он видел в более правильном объяснении действительности, рассматривая не две резко различающиеся и взаимно исключающие друг друга категории, а континуум, заключенный между двумя точками. Он писал, что разработка теории шла по двум крайним направлениям при отсутствии представления о существовании среднего пути. Э. Чемберлин заявил о такой рыночной структуре, как монополистическая конкуренция, включая в последнюю элементы монополии и конкуренции. Этот теоретик признавал монополистически конкурентную природу экономики.

Теория монополистической конкуренции опиралась на теорию цен Маршалла, теорию предельной производительности факторов производства Дж. К. Кларка и теорию монополии Курно. Он утверждал, что проблему цены дифференцированного продукта невозможно объяснить с помощью конкурентных кривых спроса издержек: «...цена получается слишком низкой, масштабы производства слишком крупными, а число производителей слишком малое». Кроме того, выпадают такие важные аспекты, как дифференциация и издержки сбыта.

Э. Чемберлин выделил два вида издержек: сбыта и производства. Издержки сбыта влияют на спрос, в то время как издержки производства на предложение. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар или услугу, доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии, пригодном для удовлетворения потребностей.

Чемберлин назвал элементы монополии: «монопольные цены и объемы продукции, затраты по сбыту и разного рода дискриминация». Он представил такие средства конкуренции, как цену, особенности продукта, рекламу. Для него борьба между монополистами идет как по линии ценовой конкуренции, так и через развитие неценовой конкуренции.

Э. Чемберлин рассматривает случай между монополией и конкуренцией — олигополию, когда на рынке несколько продавцов, каждый из которых способен оказать существенное влияние на рыночную ситуацию.

Для Э. Чемберлина элемент монополии рассматривался естественной чертой конкурентной системы, в то время, как для Дж. Робинсон несовершенная конкуренция представляла собой состояние нарушения равновесия в хозяйственной системе.

Методологические подходы к изучению новых закономерностей ценообразования в XIX —XX вв. различных школ в экономической теории оказались разными, но выводы совпали. На монополистическом (олигополистическом, с несовершенной конкуренцией) рынке монопольная цена устанавливается на уровне более высоком, чем средняя (конкурентная), а объем производства — на более низком уровне, чем при свободной (чистой, совершенной) конкуренции, за счет чего образуется монопольная прибыль, превышающая среднюю.

В учебниках «Экономикс» преобладает характеристика монополий как одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг.Такое буквальное определение монополии нельзя абсолютизировать.

Универсальный подход к характеристике монополии предложен Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Монополии определяются ситуацией, когда продавец имеет исключительное право на продажу.

Хотя отдельные теоретические школы Запада по-разному определяют рыночные формы, их объединят положительное отношение к интенсивной конкуренции. Поэтому те механизмы, которые искусственно ограничивают конкуренцию, должны устраняться соответствующими государственными мерами.

В антитрестовском законодательстве США монополией признается компания, которая захватывает рынок благодаря ограничительной практике. В законодательстве Франции отмечается, что если сделка между компаниями привела к захвату господствующих позиций на рынке, но при этом способствует прогрессу экономики, то такая сделка одобряется. В антикартельном законодательстве Германии предусматриваются случаи ограничения конкуренции по соображениям соблюдения высших интересов общества. Некоторые сферы вообще исключены из действия картельного законодательства, в частности, предприятия транспорта, объединения в сельском хозяйстве, кредитные институты, компании вторичного использования сырья, энергетические компании. В странах с рыночной экономикой существуют критерии, которые позволяют достаточно объективно судить о том, какое положение на рынке занимает производитель (продавец). В соответствии с индексом Герфиндаля Хиршмана (HHI) безопасный с точки зрения монополизации рынок имеет HHI1000; если 1000 < HHI < 1800, тогда рынок считается умеренно концентрированным; в случае значения HHI > 1800 рынок относят к высококонцентрированному. Государство следит за степенью монополизации рынка и поведением на нем фирм(1, с. 271).

Ситуация в Беларуси, как и в других странах СНГ, убеждает, что монополия отдельного предприятия связана не столько с экономической и технической мощью, сколько с исключительностью положения производителя и продавца, поддерживаемых административной системой управления. Предприятиям нет необходимости отстаивать свое право на существование в острой борьбе с конкурирующими предприятиями. Необязательными являются и размеры последних. Для того чтобы воздействовать на потребителя, можно быть маленькой торговой точкой в сельской местности со скудным ассортиментом. В такой ситуации необязательным является и техническое первенство. По-видимому, определение монополии как ситуации, при которой продавец обладает исключительным правом на продажу какого-либо товара, является более предпочтительным.

Такое определение является «рабочим», так как его можно использовать в качестве инструментария при решении практических задач.

Безусловно, любое определение всегда недостаточно, потому что сама действительность многогранна и качественные изменения, происходящие в реальной жизни, могут приводить к пересмотру воззрений и теоретических положений.

2 Монополизм в РБ: предпосылки и особенности

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.

Монополизм — это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен.

В бытность СССР белорусский народнохозяйственный комплекс был включен в систему союзного разделения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности. До распада СССР 20 крупнейших предприятий республики выпускали около 60% всей продукции. В промышленности Республики Беларусь достигнут высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах.

Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы.

Большинство предприятий автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности являются узкоспециализированными, сосредоточившими в себе 90-100% объема производства многих видов продукции. выпускаемой в республике. Это Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, солигорский «Беларуськалий», завод «Атлант» и т.д(2, с 67).

Различают естественную и искусственную монополию.

Естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

На начало 2006 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 30 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической и тепловой энергии;

- централизованное водоснабжение и водоотведение;

- услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

- услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, аэропортов;

- обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

В отличие от естественных монополий, чей монополизм обусловлен технологическими и экономическими факторами, и государственных монополий, обеспечивающих выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятых производством и реализацией специфичных видов товаров, услуг (ликеро-водочные и табачные изделия, лекарства, яды и др.), искусственные монополии образовались в результате чрезмерной концентрации и специализации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов.

Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных предприятий (по стоимости фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса. У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности ее замещения, что порождает жесткую зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее заметна. Такая особенность свойственна рынкам, которые характеризуются высокой взаимозаменяемостью товаров и значительным их ввозом из-за пределов республики.

В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают средние и малые предприятия, продукция которых в целом однородна, нет жесткой технологической зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский рынок, зачастую не имеют прямых контактов с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.

Вместе с тем в результате процессов реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и т.д.

Для многих рынков сельского хозяйства характерна монопсония, то есть рынок, на котором имеется лишь один покупатель. Это в полной мере относится к местным локальным рынкам областей, районов. В качестве такого покупателя выступают предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

Монопсония сложилась в значительной мере исторически в силу того, что поставка сельскохозяйственной продукции предприятиям по ее переработке и хранению осуществляется не на экономической основе, а путем административного закрепления поставщиков к потребителю. При данной форме реализации сельскохозяйственные предприятия имеют возможность продажи своей продукции только конкретному покупателю. Последний, в свою очередь, может закупать сельскохозяйственную продукцию в строго определенных сырьевых зонах. К этому следует добавить и ограниченность (отсутствие) специальных транспортных средств для доставки скоропортящейся продукции (овощей, плодов, ягод, молока) на предприятия по ее переработке и хранению. В такой ситуации зачастую отсутствует свобода в выборе поставщиков и потребителей.

Факт доминирования, в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ от 17 октября 2002г. № 229, устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем рынке превышает предельные величины.

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину: факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующие его критериев.

В течение 2005г проведен мониторинг 60 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. По состоянию на 1 января 2006 г. в Госреестре состоят 190 хозяйствующих субъектов. В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках РБ. На конец 2005г. их количество уменьшилось почти на 40%(см. Табл. 1).

Таблица 1 – Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр

2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.
Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр312300265205197190

RVER["DOCUMENT_ROOT"]."/cgi-bin/footer.php"; ?>