Ссылка на архив

Особенности влияния развода на самочувствие и социализацию подростка

Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак и России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить

В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным (5). Возрастание разводов, по мнению Голода С.И., в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного саморазвития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет, по крайней мере, одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.

Учитывая огромное разнообразие причин и мотивов разводов, не следует забывать и о социальных последствиях, которые также весьма разнообразны.

Ежегодно вследствие разводов добавляется большое количество неполных семей, где ребенок будет воспитываться одним из родителей. Отрицательное влияние разводов на нравственно-психологическое развитие детей, несомненно. В результате чего ребенок получает одностороннее воспитание и у него могут сложиться искаженные представления о супружестве и семье.

Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность девиантного поведения среди подростков. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно — психологические расстройства, как у родителей, так и у ребенка.

Разрыв родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, т.е. процесса усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В нашей выпускной квалификационной работе мы использовали различные монографии и публикации Э.Г. Эйдемиллера, В.В Юстицкиса, И.С. Кона, С.И. Голода, Г. Фигдора, Курбатова В.И., А.С. Спиваковской, Н.И. Олифирович, М.А. Крюковой, И.М. Овчинниковой, В.М. Целуйко и других авторов.

Объект исследования: развод как ненормативный кризис семьи.

Предмет исследования: особенности влияния развода на самочувствие подростка.

Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть развод как ненормативный кризис семьи и его влияние на социализацию подростков.

Исходя из цели работы, нами поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть понятия «жизненный цикл», «развод», «социализация»;

2. изучить роль семьи в процессе социализации ребенка;

3. рассмотреть развод, как один из ненормативных кризисов семьи;

4. рассмотреть взаимоотношения «родитель - ребенок» в ситуации распада семьи;

5. рассмотреть влияние развода на членов семьи.

В первой части работы мы рассмотрели понятия «жизненный цикл», «развод», «социализация», рассмотрели развод, как один из ненормативных кризисов семьи, функции семьи, основные механизмы процесса социализации, а также формы неадекватного отношения к ребенку в неполной семье и результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях, также были рассмотрены факторы, влияющие на последствия развода.

Во второй части работы мы проанализировали особенности влияния развода родителей на самочувствие подростков. Нами были использованы: методика «Типовое семейное состояние», методика «Анализ семейной тревоги» (АСТ), тест - опросник родительского отношения (ОРО), тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).


1 Особенности влияния развода родителей на социализацию подростка

1.1 Семья как важнейший институт социализации ребенка

Социализация – это вхождение ребёнка в общество и приобретение ребёнком индивидуальных навыков.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации. Устанавливаются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

Ø стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

Ø игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

Ø стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей (27).

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро-, мезо- и микро- факторы социализации личности (по Мудрику А.В.). Макрофакторы являются условиями социализации всех и очень многих людей: космос, планета, мир, страна общество, государство; Мезофакторы влияют на социализацию больших групп (этнос как фактор социализации; по типу поселения: село, поселок, город; по принадлежности тех или иных средств массовой коммуникации). Микрофакторы непосредственно взаимодействуют с человеком: это семья, общество сверстников, школа, учебное заведение и др.

А.В. Мудрик выделяет следующие социально-педагогические механизмы социализации (17):

1. Традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных дай людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в цело» создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

На социализацию человека оказывают большое влияние семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных социальных институтов.

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально – культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально – экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико – гигиенический зависти от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т. д. (31).

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества - родительства - родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существование членов семьи.

Всеобъемлющее влияние семьи на младших членов, содержание и характер этого влияния связаны с рядом психологических механизмов социализации детей в семье, среди которых Кон И.С. рассматривает следующие. Первый – подкрепление. Поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет. Другим механизмом является идентификация. Ребенок подражает своим родителям, ориентируется (сознательно или неосознанно) на их пример. Зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его сознание и личность в целом. Таким образом, семья играет кардинальную роль в социализации детей.

Психологи выделяют следующие социально-психологические механизмы социализации:

1. Импритинг – «запечатление», это фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

2. Экзистециональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения обязательно в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

3. Подражание – такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

4. Идентификация рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.

5. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности свойственные различным институтам общества.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Известный русский педагог П.Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности (34).

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

1.2 Понятие нормативного и ненормативного кризисов семьи

Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые ввели в 1948 г. Э. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стажа брака (10).

Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, переживаемые каждой семьей, содержание которых — в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. П. Босс называет трудности, испытываемые большинством семей в момент изменения их функций и структуры, нормативными стрессорами. Каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса о главенстве и лидерстве и распределение ролей. Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными (35). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

Существуют разные классификации нормативных кризисов семьи.

В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи: (22)

Первый кризис – зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис – начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или школу).

Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом.

Шестой кризис – молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности у мужчин.

Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис – умирает один из супругов.

Таким образом, семьи в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы (22).

Второй подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований.

С. Кратохвил выделяет «стандартное» время наступления таких кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3—7 и 17—25 лет стажа. Кризис 3—7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате романтических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте конфликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах. Кризис 17—25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.

Если принять во внимание, что рождение ребенка происходит в семье примерно на 3—4-м году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал 3—7 лет брака увязан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческого и раннего возраста), т.е. с периодом наиболее жесткой перестройки семейной системы — началом родительства, вынужденным отчуждением молодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением (как правило) уровня материального благосостояния семьи (14). Таким образом, эти повторяющиеся кризисы семьи обусловлены изменениями ее функций и структуры.

Второй «стандартный» временной интервал наступления кризиса охватывает период «семья с детьми-подростками», и период отделения взрослых детей, связанный с завершением выполнения функции их воспитания. Таким образом, наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом осуществления супругами функции родительства и воспитания детей и с ее прекращением.

Кроме нормативных кризисов, связанных с прохождением семей основных этапов жизненного цикла, семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный кризис семьи – это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов:

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, усыновление, развод и др.) (22).

Наряду с нормативными кризисами можно говорить и о ненормативных кризисах семьи, вызванных такими событиями, как:

Ø развод,

Ø супружеская измена,

Ø усыновление детей,

Ø невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин,

Ø подростковая беременность,

Ø смерть члена семьи и др.

К стрессорам, вызывающим ненормативные кризисы семьи, относят: смерть одного из супругов, родителя или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то из ее членов.

Следовательно, изменениям подвергаются структура семьи, семейные ресурсы и возможности, качество семейных отношений, диапазон ответственности, обязанностей, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов жизненного цикла. Происходящие изменения затрагивают всю внутреннюю жизнедеятельность семейной системы, требуют мобилизации внутренних ресурсов, отражаются на внутрисемейном климате, на эмоциональном, психологическом самочувствии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и переживаются членами семьи как трудные, стрессовые, психологии такие трудности семьи принято обозначать как активные — с одной стороны, они приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности этой жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение (35; 15).

Подводя итоги, можно сказать, что существует ряд трудностей семейной жизнедеятельности на разных этапах жизненного цикла семьи, которые являются нормативными. С одной стороны, такие трудности прогнозируемы и ожидаемы, обусловлены нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не разрушают семейные устои, члены семей с ними адекватно и успешно справляются, используя выраженные осознанные стратегии совладающего поведения. Трудности, связанные с изменениями в семейной системе, называются ненормативными. Таким образом, в психологии семьи развод, повторный брак, усыновление относятся к ненормативным кризисам семьи.

1.3 Развод как ненормативный кризис семьи

В словаре Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. «развод» имеет несколько значений, одно из них «расторжение, расторгнутость брака» (21).

Курбатов В.И. дает следующее определение: «развод — это финал длительного периода дезорганизации супружеской жизни, хронических ссор и конфликтов, накопленных обид и недоразумений» (30).

Олифирович Н.И. указывает, что развод - это разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянии на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины) (22).

Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись (1).

Выделяют следующие факторы, способствующие росту количества разводов:

1. укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;

2.  либерализация взглядов на развод;

3. освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;

4.  рост продолжительности жизни;

5.  снижение влияния родителей на выбор супруга;

6.  Неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров.

Развод – это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на развод во многом определяется возрастом. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач и затруднить процессы вторичной индивидуализации и сепарации. Именно в этот период ребенку важна поддержка обоих родителей и, прежде всего, отца, играющего важную роль в социальной адаптации подростка. Детские переживания могут варьироваться от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

Травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. На остроту детских переживаний может оказать влияние нескольких факторов:

1. характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

2. особенности протекания процесса развода;

3. с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

4. характер взаимоотношений бывших супругов после развода.

Иногда родитель, с которым остается жить ребенок после развода, позволяет себе агрессивные выпады в сторону второго родителя или транслирует ребенку свое негативное отношение к бывшему брачному партнеру. В некоторых случаях это могут делать оба родителя, пытаясь организовать коалицию с ребенком, для того чтобы от него получить поддержку или отомстить бывшему супругу. Это чревато нарушением процесса формирования его эго-идентичности, снижением самооценки и самопринятия, появлением комплекса неполноценности, поскольку связано с обесцениванием образа родителя, являющегося неотъемлемой частью собственного образа «Я» ребенка.

В результате развода образуется неполная семья – семья с одним родителем, что вызывает необходимость структурной реорганизации. При этом, несмотря на то, что бывшие супруги утрачивают статус мужа и жены, они продолжают оставаться родителями для своих детей, принимая участие в их воспитании.

Таким образом, развод является кризисом, переживаемым не только на уровне супружеской подсистемы, но и на уровне расширенной семьи и требует глобальной семейной реорганизации (22).

1.4 Особенности реагирования детей на ситуацию развода в семье

Ниже приведенные исследования позволяют утверждать, что дисгармоничные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий. Возрастание числа проблем и реакций дезадаптации детей констатируется во враждебной конфликтной семье, как до развода, так и длительное время после него. Иными словами, если вы хотите причинить меньше зла своим детям и ваш брак распался, — расставайтесь с супругом красиво. Типичной поведенческой реакцией детей младшего школьного возраста и подростков на развод является непослушание, негативизм, бунт, протест, антисоциальное поведение.

Э.М. Хетерингтон и В.Г. Клингемпел сравнивали на протяжении 26 месяцев три группы детей — из обычных семей, из разведенных и из семей, заключивших повторный брак. Было обнаружено, что дети в семьях, не переживших семейный кризис (развод и повторный брак), отличались большей компетентностью и наименьшим числом поведенческих проблем по сравнению с другими группами. Гармоничный тип воспитания во всех группах обеспечивал лучшие показатели социальной адаптации ребенка.

Результаты работы Д. Баумринд изучавшей особенности реагирования и переживания детьми и подростками развода родителей, позволили выделить следующие факторы, влияющие на характер переживания детьми развода: пол родителя, пол и возраст ребенка, особенности поведения родителей в постразводный период.

Пол родителя, с которым остается жить ребенок, оказывает влияние на эффективность преодоления ситуации развода. Значительно большее число поведенческих проблем констатировалось в случае, когда дети оставались в семье с родителем противоположного пола.. Однако в семьях с подростками, независимо от их пола, всегда резко возрастало количество проблем, если дети оставались жить с отцом. Возможным объяснением тому является предположение, что в силу большей загруженности отец менее контролирует поведение детей, чем мать, а это приводит к росту поведенческих проблем.

Влияние пола и возраста ребенка на характер переживания развода и адаптацию к его следствиям находит выражение в следующих тенденциях. Дети всех возрастов реагируют резким всплеском поведенческих проблем на развод родителей. Однако характер, выраженность, степень дезадаптивности реакции имеют возрастную специфику. У младших школьников менее заметна негативная симптоматика — успеваемость, дисциплина, — но эти последствия более стабильны. Максимально неблагоприятно указанное влияние в подростковом возрасте, хотя у подростка уже есть ресурсы для самостоятельного переосмысления ситуации.

Итак, самыми уязвимыми оказываются дети предподросткового и младшего подросткового возраста. Наименьшую толерантность к ситуации развода обнаруживают мальчики предподросткового возраста. Девочки того же возраста адаптируются значительно быстрее. Однако чем старше дети, тем более совершенными стратегиями совладания с трудной ситуацией они владеют. Старшие подростки компенсируют проблемы сепарации, дефицита любви, принятия и интимности отношений с родителями в общении с друзьями, старшими товарищами, наставниками. Младшие, будучи ограничены в возможности получения поддержки вне семьи, испытывают серьезные эмоциональные проблемы. Очень часто для подростков развод родителей становится причиной крушения идеала романтической любви, следствием чего бывает уход подростка в собственные сексуальные — без любви — отношения.

Долговременные последствия развода для психического развития ребенка зависят от поведения матери и отца. На эффективность переживания детьми развода оказывают влияние эмоциональная стабильность родителя, с которым ребенок остался жить; возможность сохранения полноценного общения с родителем, покинувшим семью; характер отношений между бывшими супругами — родителями ребенка. Как правило, после развода дети оказываются с матерью, испытывающей стресс из-за бремени ответственности и ролевой перегруженности, умноженный на эмоциональный дистресс и чувство личностной несостоятельности. После развода матери часто меняются на глазах у детей — становятся возбужденными, напряженными, амбивалентными, неустойчивыми в своих эмоциональных проявлениях, склонными к тревоге, страхам, обвинениям, агрессии и пр. Нехватка времени приводит к росту требовательности к самостоятельности ребенка, который, как и мать, находится в состоянии эмоционального дистресса; изменению воспитательного стиля родителя в сторону большей авторитарности, директивности, жесткости, непоследовательности. Эмоциональная поддержка, общение, проявления любви и заботы становятся все реже, в результате ребенок переживает чувство отверженности, одиночества, тревоги, собственной никчемности. Пытаясь вернуть внимание матери, ребенок прибегает к социальным провокациям, его поведение еще более выходит за границы дозволенного, мать усиливает нажим, давление, использует силовые методы — и развитие отношений происходит по принципу порочного замкнутого круга.

Наличие братьев и сестер в семье неоднозначно влияет на характер совладания с трудной жизненной ситуацией. Сиблинги могут усилить конкуренцию за «тающую родительскую любовь» и тем самым еще более дестабилизировать семейную жизнь. Ситуация соперничества и конфронтации сиблингов в разведенной семье более характерна для мальчиков. Альтернативой соперничеству сиблингов может стать ситуация возрастания их сплоченности и близости, когда братья и сестры ищут эмоциональной поддержки друг у друга.

Неполная семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Влияние неполной семьи зависит от осмысления родителем ее значения и от аффективной окраски переживания этого факта. Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребенка искаженной Я - концепции, низкой самооценки и самопринятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной полоролевой идентификации, высокого уровня тревожности, предрасположенности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверстниками, чувству неуверенности и личностной недостаточности, наконец, вызвать трудности при создании собственной семьи. Вместе с тем подобный мрачный прогноз далеко не всегда становится реальностью. Позиция отца и матери, их умение сотрудничать после развода в значительной степени определяют благополучие развития ребенка в неполной семье. Родителю, проживающему отдельно, необходимо предоставить возможность равноправного участия в воспитании и полноценного общения и сотрудничества с ребенком. Ограничениями для такого общения могут быть лишь асоциальное поведение родителя, склонность к алкоголизму, высокая конфликтность, действия, представляющие угрозу физической, личностной и психологической безопасности ребенка.

1.5 Взаимоотношения «родитель — ребенок» в ситуации распада семьи

В сфере детско-родительских отношений фаза перестройки характеризуется изменением системы семейного воспитания с учетом новых реалий жизни семьи — трудовой занятостью матери и снижением меры участия отца в процессе воспитания. Изменения в семейном воспитании могут происходить по типу возрастания гипопротекции и повышенной моральной ответственности. Нередко наблюдаются возрастание требований к ребенку, предоставление ему большей самостоятельности. На фоне объективного возрастания автономии ребенка в деловом сотрудничестве зачастую происходит усиление эмоционального симбиоза ребенка и матери, стремящейся «привязать» его к себе и видящей в общении с ним единственный источник эмоциональной поддержки. В таких случаях мать пытается ограничить общение ребенка со сверстниками и его право на самостоятельный выбор друзей. В подростковом возрасте это чревато бунтом, протестом, выраженными реакциями эмансипации, символическим (а иногда и реальным) уходом из дома. Часто для подростков развод родителей воспринимается как крах идеала романтической любви. В случае ненадежной привязанности подростковый кризис может получить разрешение в обращении подростка к сексуальным отношениям, в которых партнер рассматривается в первую очередь как источник чувства безопасности и эмоциональной поддержки.

Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к материнским семьям. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает вес возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. По мнению В.С. Мухиной матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к бывшему мужу; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой ласки и чрезмерное опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка (20).

По данным И.С. Кона, дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым (8).

Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. Ребенок, растущий, главным образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Очень важным в неполной материнской семье может явиться отсутствие уверенности и устойчивости в социальном включении, так как профессия отца представляет обычно реальную и символическую базу экономического обеспечения семьи, а ее основательность является порукой уверенности. По словам И. Лангмейера и 3. Матейчека, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Мать нас приводит к человеку, а отец к людям (16).

Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то негативное влияние неполной материнской семьи несколько нивелируется. Вмес