Организация учета, анализа и аудита на малых предприятиях (на примере ПО ЗПК "Заготхлебпром" ст. Романовская)
Информационный поиск
1 Организация учета на малом предприятии
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий
1.2 Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях
1.3 Упрощенная система налогообложения для малых предприятий
1.4 Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения
2 Анализ деятельности потребительского общества «Заготхлебпром»
2.1 Анализ финансовой деятельности предприятия
2.1.1 Расчет показателей, характеризующих финансовую
стабильность предприятия
2.1.2 Расчет показателей платежеспособности и ликвидности предприятия
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов
2.3 Оценка наличия, состава и структуры основных средств
3 Аудит малых предприятий
3.1 Теоретические основы организации аудита на малом предприятии
3.1.1 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки
3.1.2 Особенности планирования аудита на малых предприятиях
3.1.3 Аналитические процедуры и их значение в аудите
3.1.4 Особенности получения аудиторских доказательств
3.2 Проведение аудита в ПО «ЗПК «Заготхлебпром»
3.2.1 Согласование условий работы аудиторской организации с предприятием и предварительное планирование аудиторской проверки
3.2.2 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента
3.2.3 Определение уровня существенности и аудиторского риска
3.2.4 Разработка общего плана и программы аудита
3.2.5 Источники и методы получения аудиторских доказательств
3.2.6 Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности
3.2.7 Оценка аудитором результатов аудиторской проверки
3.2.8 Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
Выводы и рекомендации
Библиографический список
Приложения
Введение
Для современной экономики характерно широкое сочетание различных по масштабам производства предприятий – крупных, средних и небольших. Предпринимательская деятельность небольших предприятий в традиционных отраслях объединяется общим понятием – «малое предприятие».
Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
С развитием экономики развивается и малый бизнес. Одна из главных задач малых предприятий – преодоление монополии на производство продукции. Развитие малых предприятий – важная часть программы демонополизации экономики страны.
В малом бизнесе зарождаются принципиально новые технологии, которые затем развиваются в отдельные производства. Одно из главных преимуществ малых предприятий – способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию. К преимуществам можно отнести также создание значительного числа новых рабочих мест и привлечение к своей деятельности свободного населения; ускорение реализации научно-технических новшеств; возрождение подсобных производств и народных ремесел; содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов; высокий уровень социально-психологических отношений.
Данная дипломная работа выполнена с использованием практического материала Потребительского общества «Заготовительно-перерабатывающий комплекс «Заготхлебпром».
Потребительское общество «Заготовительно-перерабатывающий комплекс «Заготхлебпром» является коммерческой организацией, созданной в форме потребительского общества в соответствии с требованиями Федерального Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19.06.1992 г. (в редакции Федеральных Законов Российской Федерации от 11.07.1997 г. № 97-ФЗ и от 28.04.2000 г. № 54-ФЗ), Гражданского Кодекса Российской Федерации, других законов, регулирующими порядок образования и деятельности потребительских обществ в системе потребительской кооперации России, и иных нормативных правота актов Российской Федерации.
Потребительское общество «Заготовительно-перерабатывающий комплекс «Заготхлебпром» – это добровольное объединение граждан, созданное на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительское общество «Заготовительно-перерабатывающий комплекс «Заготхлебпром» в своей деятельности руководствуется Федеральным законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений).
Потребительское общество является собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное его пайщиками в паевой фонд. Общество осуществляет, согласно действующему законодательству РФ, владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенным в Уставе.
Сокращенное наименование потребительского общества – ПО «ЗПК «Заготхлебпром».
В соответствии с действующим законодательством ПО «ЗПК «Заготхлебпром», применяя упрощенную систему налогообложения освобождается от ведения бухгалтерского учета. Но в связи с необходимостью отчитываться в вышестоящую организацию, предприятие ведет бухгалтерский учет и составляет годовую и промежуточную отчетность.
Место нахождения ПО «ЗПК «Заготхлебпром» определяется местом его государственной регистрации по адресу: ст. Романовская пер. Бобровский 7. Общество создано без ограничения срока.
Основными задачами и предметом деятельности потребительского общества являются:
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции, сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, лекарственно-технического сырья, с последующей их переработкой и (или) реализацией;
- заготовка, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции, продуктов ее первичной переработки, мясо сырья, вторичного сырья;
- производство хлебных и кондитерских изделий;
- закупка, хранение, переработка, реализация отходов производства;
- посредническая деятельность;
Предприятие реализует свою продукцию, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, предусмотренным законодательством, а также устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе.
Информационный поиск
Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.
Целью реформирования российских стандартов было стремление их максимального приближения к международным. Однако отдельные положения нашего законодательства об акционерных обществах, ценных бумагах и Гражданского кодекса РФ не позволяют в полном объеме унифицировать российские и международные стандарты. Также препятствием к полному переходу на международные стандарты является проблема раздельного налогового и бухгалтерского учета.
Проблема несоответствия российских стандартов бухгалтерской отчетности международным часто является серьезным препятствием для использования данных о зарубежных компаниях в целях оценки. Различие в принципах формирования разделов баланса и других форм отчетности, а также отсутствие механизмов учета отраслевой специфики производства в нашем налоговом учете приводят к несопоставимости данных, которыми располагает оценщик, и как следствие к недостоверному результату . В частности, в рамках оценки сравнительным подходом различие в расчете такого важного показателя как чистая прибыль, вынуждает оценщика использовать при расчете мультипликатора P/E не чистую прибыль, а прибыль до уплаты налогов и процентов (EBITDA), а также препятствует использованию показателей рентабельности активов, собственного капитала и др., рассчитанных на основе чистой прибыли, для определения степени достоверности полученных значений мультипликаторов.
С другой стороны, искусственное приближение российских и международных стандартов не является выходом из ситуации, так как, несомненно, первостепенной задачей реформирования является усовершенствование российских финансовой отчетности с целью объединения налогового и бухгалтерского учета и повышения «прозрачности» отчетности российских компаний.
Когда речь заходит о западных стандартах бухгалтерского учета и отчетности, как правило, имеют в виду стандарты IAS и GAAP.
IAS (I№ter№atio№al Accou№ti№g Sta№dards - дословно - «Международные стандарты бухгалтерского учета») - Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) разрабатываются Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета, который был создан в 1973 году.
GAAP (Ge№erally Accepted Accou№ti№g Pri№ciples - дословно - «Общепринятые принципы бухгалтерского учета») (далее - ГААП). Под данной аббревиатурой в России известны национальные стандарты США (US GAAP) и Англии (UK GAAP).
В мировой практике аббревиатуру «GAAP» часто применяют для обозначения принципов бухгалтерского учета в той или иной стране. При этом стандарты бухгалтерского учета, принятые в стране, могут существенно отличаться от американских или британских.
Таким образом, по сути, лишь МСФО являются именно международными.
В последние годы МСФО получают все более широкое распространение. Не последнюю роль в «популяризации» МСФО сыграло намерение стран Евросоюза использовать именно эти стандарты для обеспечения единообразия в ведении бухучета и составления отчетности.
В 1998 году Правительством РФ была утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).
В соответствии с Программой, цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Среди задач реформирования в Программе постулируется формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей отчетности, в первую очередь инвесторов. Во исполнение Программы уже принят ряд документов, однако сегодня российская система бухгалтерского учета и отчетности еще не приведена в соответствие с международной.
Важной особенностью МСФО, о которой необходимо знать любому человеку, сталкивающемуся с данным явлением, - рамочный характер стандартов. Ярким примером предоставления свободы выбора при составлении бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО является отсутствие предписанных форм: организация вольна создавать формы отчетности самостоятельно, исходя из интересов пользователей. Тем не менее, МСФО предусматривают минимальные требования по раскрытию информации, приводимой в бухгалтерской отчетности.
На сегодняшний день существует ряд отличий западных стандартов от российских. Более того, отличия существуют между ГААП и МСФО, а также между национальными стандартами, разработанными на основе одинаковых систем. Такое многообразие предполагает особое внимание при выборе стандарта для составления финансовой отчетности, а также при использовании отчетности, «составленной по западным стандартам».
Главное, о чем необходимо помнить, так это то, что само по себе выражение «западные стандарты бухгалтерского учета и/или отчетности» не подразумевает под собой какого-то конкретного перечня стандартов (подобных нашим ПБУ).
Содержательный характер для потенциального пользователя и/или составителя отчетности «на основе западных стандартов» носит информация, раскрывающая суть (природу) стандартов, положенных в основу при составлении отчетности.
Подобную информацию пользователь может почерпнуть из самой отчетности, а составитель, в свою очередь, обязан отразить в отчетности, на основании какой системы она составлена.
Когда же речь заходит о российских предприятиях, то чаще всего применяются либо «национальные» МСФО, то есть стандарты, в основу которых положены МСФО, но которые были конкретизированы местным законодательством той или иной страны, либо «рафинированные» МСФО, конкретизированные с учетом нужд предприятия. При этом «национальные» стандарты применяются в основном в случае ориентации на конкретного пользователя (собственника/инвестора/кредитора) в соответствующей стране. Если же государственная принадлежность пользователя неясна, либо предполагается направить отчетность пользователям в разных странах, наиболее целесообразно создание отчетности на основе базовых требований МСФО с учетом специфики деятельности и постановки бухгалтерского учета в организации.
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории
малых предприятий
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям содержащимся в Федеральном Законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ) /25, С. 58-63/.
При этом коммерческие организации должны отвечать следующим требованиям:
1) должен быть соблюден определенный подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ размер участия в уставном капитале малого предприятия некоторых субъектов.
Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Для того чтобы предприятие имело статус малого, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек (подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
Средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.
Порядок расчета средней численности работников представлен в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения и Указаний по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденных Постановлением Росстата РФ от 14.01.2008 №3.
В случае превышения малым предприятием предельной численности работников указанное предприятие лишается предусмотренных законодательством льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
3) вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 ст. 4 Федерального Закона от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете /15, С. 5-48/.
Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия «малое предприятие».
Во-первых, это определение, содержащееся в Федеральном Законе № 209-ФЗ от 24 июля 2007г., определяющее субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.
Во-вторых, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
Федеральным Законом от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.
Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.
Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.
Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения /1, С. 346-369/.
Таким образом, изучив требования и критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства можно сделать вывод, что ПО «ЗПК «Заготхлебпром» является малым предприятием, имеет право пользоваться налоговыми льготами, указанными в законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
1.2 Особенности ведения бухгалтерского учета
на малых предприятиях
Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров, предназначенных для группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах. Грамотно построенная система учетных регистров позволяет:
- аккумулировать всю необходимую информацию;
- группировать информацию в необходимых синтетических и аналитических разрезах;
- обеспечивать удобство пользования учетным регистром;
- обеспечивать рациональное отражение операций в учетных регистрах (простота заполнения, отсутствие излишнего дублирования информации и т.д.). Данное условие особенно важно в условиях ручной обработки информации, что характерно для организаций малого бизнеса.
При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:
- Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 № 183-ФЗ) /24, С. 142-146/;
- Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 26.03.2007 № 26н);
- положений по бухгалтерскому учету;
- Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 07.05.2003 № 38н);
- Налогового кодекса РФ и др. Специфика ведения малыми предприятиями предпринимательской деятельности (небольшие численность работников, объемы производственных, торговых операций) обусловливает особенности организации и ведения бухгалтерского учета.
Общие требования к построению бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н. К ним относятся следующие:
1) Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться только на основании первичных учетных документов, которые составляются при возникновении хозяйственных операций, по унифицированным формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики. При отсутствии таких документов они разрабатываются самой организацией и прилагаются к приказу руководителя об учетной политике;
2) Использование типового плана счетов бухгалтерского учета, на основе которого малое предприятие самостоятельно формирует рабочий план счетов, используемый в организации и отражающий специфику его хозяйственной деятельности;
3) Обязательное проведение инвентаризации, необходимой для проверки данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, их документального подтверждения, а также контроля сохранности имущества;
4) Ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организацией: - непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации; - своевременно, без каких-либо пропусков и изъятий, в том числе и отражение результатов инвентаризаций; - путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности;
5) Соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам на счетах синтетического учета, к которым были открыты соответствующие аналитические счета;
6) Организация раздельного учета: - имущества, находящегося в собственности данной организации, имущества других юридических лиц, находящегося у нее, имущества собственников; - текущих затрат на производство продукции, работ, услуг, продажу товаров и других ценностей и капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы);
7) Ведение бухгалтерского учета в рублях. Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу Банка России на дату совершения операции. Одновременно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей.
Названные требования применяются всеми субъектами малого предпринимательства, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Так как в штате ПО «ЗПК «Заготхлебпром» имеется должность главного бухгалтера, то ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности несет именно он (п. 2 ст. 7 Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 № 183-ФЗ), п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Исходя из различных способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.
Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применении тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 утверждено приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н (в ред. от 30.12.1999 № 107н).
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета на малом предприятии должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и бухгалтерской отчетности. Он утверждается на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 07.05.2003 № 38н).
Учетная политика в целях налогообложения малых предприятий ведется в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Налоговый учет организуется без двойной записи. В связи с этим в приказе руководителя формируются отдельные разделы учетной политики, применяемой для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Документирование хозяйственных операций, возникших на малом предприятии, должно быть сплошным и осуществляться путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Первичные документы по хозяйственным операциям должны удовлетворять следующим требованиям:
- составляться в момент совершения хозяйственной операции или сразу после ее совершения;
- содержать достоверные сведения о хозяйственных операциях;
- служить основанием для формирования данных в регистрах аналитического и синтетического учета.
В соответствии с приказом руководителя организации право подписи документов закрепляется за определенными должностными лицами для контроля правомерности совершения хозяйственных операций. В связи с этим в документах должны быть расшифровки их подписей. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичном документе, отсутствует, его может подписывать лицо, являющееся исполняющим обязанности или заместитель этого должностного лица. В таком случае обязательным является указание фактической должности лица, подписавшего документ, и его фамилии. Отсутствие в первичном учетном документе реквизитов, определенных законодательством о бухгалтерском учете, считается нарушением правил бухгалтерского учета со стороны малого предприятия.
Определяя порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств малого предприятия, следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49н. В соответствии с ними инвентаризации должно подлежать все имущество малого предприятия независимо от его местонахождения и все виды обязательств. Это осуществляется в целях контроля сохранности имущества и приведения в соответствие состояния расчетов, формирования достоверных данных в бухгалтерском учете и отчетности.
Проведение инвентаризации на предприятиях малого бизнеса обязательно:
- при передаче имущества организации в аренду, при его выкупе, продаже и в других предусмотренных законодательством случаях;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений и порчи ценностей; - в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и т.п.;
- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других предусмотренных законодательством случаях.
Правильный выбор формы бухгалтерского учета является одним из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта /5, С. 238-251/.
Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий;
- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций.
При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 года №59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);
- упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям;
- простой формы бухгалтерского учета;
- книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- системы регистров на основе используемых программных продуктов.
Исходя из потребностей и масштаба своего производства, управления и численности работников малые предприятия самостоятельно выбирают форму ведения бухгалтерского учета. Так, ПО «ЗПК «Заготхлебпром», являясь малым предприятием, занятым в материальной сфере производства, применяет регистры, предусмотренные при журнально-ордерной форме счетоводства.
Данная форма учета основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.
Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены, в виде исключения, по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.
В журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда т