Ссылка на архив

Организация деятельности информационного вычислительного центра Октябрьской железной дороги

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О С-ПБ ИВЦ

1.1 Структурная схема С-Пб ИВЦ

1.2 Историческая справка

1.3 Характеристика работы С-Пб ИВЦ

1.4 Об РВЦ-8 С-Пб ИВЦ

2. АСУ ЕСПП

2.1 Цели и задачи проекта

2.2 Принципы реализации проекта

3. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ АСУ ЕСПП

3.1 Схема структурная программно-технического комплекса АСУ ЕСПП

4. ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ

5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

5.1 Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, правила внутреннего трудового распорядка

5.2 Электробезопасность

5.3 Пожарная безопасность


Введение

Целью написания данного отчета является освещение всего процесса прохождения практики, осуществляемого за период со 2.09.2010г. (второго сентября) по 2.11.2010г. (второе ноября) в С-Пб ИВЦ РВЦ-8.

В процессе прохождения практики было произведено общее ознакомление с существующими производственными предприятиями, ознакомление со структурой ИВЦ, детальная проработка функций сменных электромехаников регионально вычислительного центра, принято непосредственное участие в производственном процессе данного отдела, принято непосредственное участие в техническом обслуживании оборудования пользователей других предприятий, осуществлялся сбор информации для выполнения отчета о прохождении практики.


1. Общие сведения о С-Пб ИВЦ

Санкт-Петербургский информационно-вычислительный центр (далее ИВЦ) создан в соответствии с приказом ОАО «РЖД» от 13 ноября 2006г. № 257, является структурным подразделением Главного вычислительного центра – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ГВЦ). ОАО «Российские железные дороги» является государственной организацией.

Местонахождение Санкт-Петербургского ИВЦ: г. Санкт-Петербург. 192007, ул.Боровая, д. 55-57.

Одно из центральных мест в работе всего ИВЦ является обеспечение работоспособности автоматизированной системы организации управления перевозками (АСОУП) и других задач, связанных с перевозочным процессом и, в том числе, оформление грузовых электронных документов (ЭТРАН). В настоящее время на Октябрьской железной дороге (далее Дорога) ИВЦ сопровождает десятки автоматизированных систем, развернутых на таких крупнейших станциях Дороги, как С-ПБ - Сортировочный Московский, Шушары, Автово, Новый Порт, Мурманск, Усть-Луга, Кириши.

Пассажирские перевозки, учитывая определенную социальную направленность, предъявляют повышенные требования к организации и совершенствованию процесса продажи билетов и управления пассажирским комплексом. Организация консолидированного Центра Обработки Данных системы «Экспресс-3» на базе ИВЦ создает предпосылки создания высоконадежной производительной системы, для организации бесперебойной работыкоторой необходимы совместные усилия коллективов всех вычислительных центров ОАО «РЖД»

Задачи по автоматизации бухгалтерской отчетности, управления финансовыми потоками и кадрами также являются весьма важными в работе ИВЦ. В связи со стремлением «РЖД» к централизации управления всеми железными дорогами, для учета финансовых ресурсов и эффективного управления в компании внедряются многочисленные решения на базе платформы SAP R/3. Кроме сопровождения задач должного уровня на основе SAP R/3, на базе ИВЦ функционирует консолидированный вычислительный комплекс Единой корпаративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР).

В настоящее время в ИВЦ для реализации этих задач эксплуатируются 2 вычислительных комплекса (далее ВК) на основе новейших мейнфреймов zSeries производства компании IBM под управлением операционной системы z/OS. Для обмена информационными потоками используется сеть Сеть Передачи Данных (далее сеть) на основе цифровых и оптоволоконных каналов связи.

Для обеспечения нормального функционирования сети и обслуживания пользователей созданы региональные центры управления на базе региональных отделов ИВЦ: РВЦ-1 (Москва), РВЦ-2 (Бологое), РВЦ-3 (Псков), РВЦ-4 (Петрозаводск), РВЦ-5 (Мурманск), РВЦ-6 (Волховстрой), РВЦ-7 (Санкт-Петербург – Витебское отделение), РВЦ-8 (Санкт-Петербургское отделение). Региональные подразделения обеспечивают условия для оперативного сопроваждения автоматизированных рабочих мест, внедрения новейших автоматизированных систем, технического обслуживания оборудования.

Сегодня ВК ИВЦ является одним из самых мощных на сети дорог. Наличае такого комплекса технических средств и бурно развивающейся СПД позволяет перейти крадикальным шагам по разработке и внедрению новых ИТ.

Исходя из успешной мировой практики, одним из необходимых условий повышения качества предоставления услуг является организация работы с пользователями информационных систем. Для осуществления этой задачи в ОАО «РЖД» реализуется проект по созданию Единой Системы Поддержки Пользователей (ЕСПП). Сотрудники ИВЦ активно учавствуют в реализации этого на территории всей РЖД.


1.1 Структурная схема С-Пб ИВЦ

2.2 Принципы реализации проекта

Основными принципами реализации проекта являются:

· унификация;

· ориентация на лучший международный опыт;

· коллективное принятие решений;

· простота;

· тотальность.

АСУ ЕСПП создается как интегрированная автоматизированная система в составе АСУ ИТ.

При формировании процессов управления преследуется цель создания единых и унифицированных процессов управления для всех подразделений ИТ ОАО РЖД. Принцип унификации является одним из главенствующих при выработке проектных решений.

Работы в рамках проекта выполняются с максимальным использованием типовых решений, а также с учетом существующего в ОАО «РЖД» методического, программного, технического и организационного обеспечения. Для обеспечения эффективности реализации АСУ ЕСПП при ее разработке применяются современные методологии, стандарты и лучшие практики в области управления ИТ, управления качеством и управления проектами:

· Стандарт и методология внедрения ITSM:

- ISO-IEC 20000 «Information Technology Service Management»;

- HP IT Management Solutions Delivery Framework (HP ITSM);

· Рекомендации библиотеки лучших практик ITIL:

- Best Practice for Service Support. Published by The Stationery Office with the permission of Central Computer and Telecommunications Agency. ISBN 0 11 330015 8.

- Best Practice for Service Delivery. Published by The Stationery Office with the permission of the Office of Government Commerce. ISBN 0 11 330017 4.

- Best Practice for ICT Infrastructure Management. Published by The Stationery Office with the permission of the Office of Government Commerce. ISBN 0 11 3308655.

· Сервисные принципы обеспечения взаимодействия между подразделениями хозяйства корпоративной информатизации и функциональными подразделениями, а также подрядчиками и клиентами ОАО «РЖД»;

· Специализированная методология управления проектами на основе PMBOK – «Руководство к своду знаний по управлению проектами», 3е издание.

Применение современных методик проектирования позволяет:

· резко сократить сроки проектирования и внедрения процессов управления (все ключевые решения и проектирование одного высокоуровневого процесса занимает 1 неделю);

· применять передовой международный опыт при одновременном учете специфики деятельности ОАО РЖД (все ключевые проектные решения принимаются совместно с представителями ГВЦ и ИВЦ, после коллективных обсуждений, мозговых штурмов).

Все работы проекта нацелены на достижение конкретных результатов, практических результатов. Их достижение является возможным только при условии объективной и честной оценки имеющихся возможностей и ресурсов РЖД. В этой связи одним из основных принципов проектирования является принцип простоты. Теоретически верные, но практически нереализуемые функции откладываются на последующие фазы проекта. При этом к принятым (простым) решениям и реализуемым функциям применяется принцип тотальности. Например, если регистрация обращений ограничена регистрацией инициатора, способа обращения и сути обращения (не делаются сложные классификации), то эти параметры обращения должны быть зарегистрированы всегда в обязательном порядке.


3. Описание системы АСУ ЕСПП

АСУ ЕСПП строится на базе программного комплекса HP OpenView Service Desk 4.5 (HP OV SD, SD) и необходимых для этого технических средств. Описание компонент, средств и их взаимосвязей приведено далее в соответствующих разделах документа.

3.1 Схема структурная программно-технического комплекса АСУ ЕСПП

Программный комплекс АСУ ЕСПП выполнен по схеме клиент-сервер. Структура взаимодействия компонент с пользователями программного комплекса представлена на Рис.1.

Рис.1. Связь компонент программного комплекса АСУ ЕСПП.

Обращение к данным, обрабатываемым единой службой поддержки пользователей, может осуществляться как через специализированную консоль, так и с использованием web-браузеров.

АСУ ЕСПП использует следующие компоненты:

· Кластер серверов базы данных и хранилище данных

Хранит и управляет всей информацией АСУ ЕСПП.

· Серверы приложения

Серверная часть программного комплекса осуществляет взаимодействие непосредственно с СУБД, обрабатывая запросы клиентов. Кроме этого серверная часть реализует всю логику АСУ ЕСПП, т.е. осуществляет занесение и выборку в/из базы данных записей обращений, инцидентов, проблем и т.д., реализует бизнес-правила для элементов АСУ ЕСПП, управляет учетными записями (Account) пользователей системы, предоставляет доступ к организационной структуре подразделений, конфигурационным элементам и информации о сотрудниках. Серверная часть выполняет также функции по работе с почтовыми серверами по протоколу smtp.

· Service Pages Модуль, реализующий Web-интерфейс АСУ ЕСПП. Представляет собой http-сервер на базе продукта apache. Для формирования динамических web-страниц применяется сервер tomcat, основанный на технологии Java Server Pages. Если доступ через web не предусматривается, то инсталляция Service Pages не требуется. Установка Service Pages может быть произведена как на отдельном сервере, так и на компьютере с установленным сервером приложения. Установка Web Console возможна

· Консоль клиента Клиентская часть программного комплекса АСУ ЕСПП, устанавливается на рабочие места пользователей единой службы поддержки пользователей. Консоль реализует интерфейс между пользователями и сервером приложения для доступа к его функциональности. Консоль позволяет выполнять задачи, связанные с выполнением задач единой службы поддержки пользователей: управление обращениями, изменениями и проблемами, управление конфигурационными единицами (CI) и т.д. Кроме того, через консоль выполняется большинство задач администрирования программного комплекса АСУ ЕСПП.

· ЭПС ОАО «РЖД». Система почтовых серверов, обеспечивающая доставку электронной почты в пределах ОАО «РЖД», поддерживающая протокол SMTP.

· Средства клиента. Для взаимодействия с ЕСПП со стороны потребителей услуг ИТ могут применяться следующие средства: Консоль клиента – рабочее место, оснащенное специализированным клиентским программным обеспечением (входит в поставку системы SD). Web-браузер – входящий в поставку с большинством операционных систем клиент web-сервиса. Почтовый клиент – клиент для работы с электронной почтой, входит в поставку большинства операционных систем (на схеме не показан). Для функционирования системы необходимо несколько серверов. Логическая схема архитектуры системы представлена на Рис.2.

Рис.2. Логическая схема архитектуры системы АСУ ЕСПП

На верхнем уровне расположена система хранения данных на основе HP Enterprise Virtual Array, объединенная в сеть хранения данных (SAN) c кластером БД и FTP-сервером через оптический коммутатор Switched Fabric, что позволяет разгрузить СПД, исключив передачу внутрисистемного трафика между БД, FTP-сервером и системой хранения данных. Система должна быть подключена к серверу управления и мониторинга по каналу Ethernet через соответствующий коммутатор.

Подсистема управления БД состоит из двух серверов HP Integrity. объединенных в отказоустойчивый кластер. Оба сервера подключены к сети SAN, для использования системы хранения данных, а также к двум различным (связанным между собой) Ethernet-коммутаторам. Серверы также связываются напрямую через вторичные Ethernet-интерфейсы для передачи сигналов готовности (heartbeat, пульс).

Два Ethernet-коммутатора (Ethernet Switch), связанных между собой оптическим линком, подключены к СПД ГВЦ и осуществляют перераспределение системного трафика АСУ ЕСПП.

Стойка с шестью Blade-серверами осуществляет поддержку остальных программных компонент системы. Пять физических серверов выполняют функции исключительно серверов приложений (для ГВЦ, Калининградской, Московской, Октябрьской и Забайкальской дорог соответственно), в случае выхода сервера из строя нагрузка перераспределяется между оставшимися серверами приложений.

Один из Blade-серверов подключен к сетям SAN и Ethernet одновременно и выполняет функции FTP-сервера, и веб-сервера Service Pages.


4. Действия выполняемые на практике

АСУ ЕСПП предназначена для упрощения взаимодействия пользователей с ИТ службами, обеспечения прозрачности, измеряемости и контролируемости деятельности ИТ служб.

Во время прохождения практики я исполнял роль администратора ИТ службы. Цель администратора ИТ службы с помощью АСУ ЕСПП принять заявку от пользователя в виде наряда оформленного диспетчером ЕСПП,и далее по данному наряду предпринять действия для обеспечения нормальной работы технического оборудования пользователя и т.п. Инструментом работы является программа hp OpenView serice desk.

Перечень функций администратора ИТ службы:

-Выполнение предусмотренных планом работ мероприятий по внедрению новых технологий, комплексной автоматизации работ линейных структурных подразделений дороги в границах закрепленного региона.

-Внедрение новейших достижений науки, техники и передового опыта.

-Обеспечение бесперебойной работы техники и организация её ремонта, а также технического обслуживания ПЭВМ в структурных подразделениях региона обслужива