Организация аудита расчетов по оплате труда
ВведениеПереход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.
Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика – клиента.
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости оборотных средств, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшения финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому ревизии подвергаются все расчетные операции организации-заказчика – различными приемами и методами контроля.
Так как, аудит расчетных операций включает достаточно большой объем работы, более подробно рассмотрим, один из наиболее важных и вызывающих интерес участков расчетов – расчеты по оплате труда.
Одним из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтерии является учет заработной платы. Контроль за правильностью начисления оплаты труда персоналу предприятий и организаций должен осуществляться постоянно и в полном объеме с целью своевременного выявления ошибок в начислении и удержаний и предупреждения халатности и приписок.
Поэтому, аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям на сегодняшний день является наиболее актуальной и значимой.
Целью работы является изучение организации аудита расчетов в целом, и расчетам по оплате труда в частности.
- изучить теоретический материал и действующие в настоящее время нормативные акты в сфере аудита расчетов по оплате труда;
- рассмотреть объекты, источники информации и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труд;
- составить план и программу аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труд;
- проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области аудита и бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии.
Объектом исследования является ГУП "ФХУ Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города" - предприятие, являющаяся зарегистрированным юридическим лицом РФ, имеющая самостоятельный баланс и занимающаяся организацией общественного питания.
Информационной базой для написания курсовой работы явились законодательные акты Российской Федерации, нормативные основы деятельности коммерческих предприятий, периодическая печать финансово-экономического направления, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература, а также бухгалтерская и финансовая документация.
1. Теоритические основы аудита расчетных операций
1.2 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверка по счетам (60,76) расчетов с поставщиками и подрядчиками должна осуществляться согласно программе по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей работ, услуг); правильность по оплате сумм за получение товарно-материальных ценностей (работ, услуг); правильность оценки полученных и отгруженных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) при бартерных сделках; достоверность, реальность и правильность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием векселей; полнота оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ и услуг.
Основным документом, определяющим правовой режим расчетных взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками по поставкам материальных ресурсов, а также по выполненным работам и услугам является договор, заключенный между организацией-заказчиком и поставщиком (подрядчиком). Договоры должны отвечать требованиям норм ГК РФ. Однако на практике часто формулировки предметов проверяемых договоров не отвечают их названиям и нормам ГК РФ (договор о совместной деятельности, договор на опционные, фьючерские сделки, договор о сотрудничестве, трастовый договор и т.д.). Поэтому ревизор должен тщательно проанализировать содержание этих договоров и определить законность (или незаконность) проведенных по ним операций.
Согласно Указу Президента РФ от 20.12.94г. № 2204 установлено, что важнейшим требованием при осуществлении сделок на поставку товаров, услуг относятся соблюдение форм договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).
Установлено также, что придельный срок исполнения обязательств по расчетам по договорам равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма неистребованной кредиторской задолженности по обстоятельствам, порожденным указанными сделками, подлежит списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров, услуг как безнадежная дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора, кроме случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
Таким образом, при проверке ревизор должен обратить особое внимание: имеются ли договоры по проведенным операциям с поставщиками и подрядчиками; на правильность оформления договоров; при наличии задолженностей необходимо установить дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.
Далее ревизор должен проверить непосредственно расчетные операции с каждым поставщиком, а затем с каждым подрядчиком. Для этого путем проверки записей по журналу-ордеру № 6 и а реестрах операций или ведомости к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также расчетно-платежных документов ревизор должен определить дату возникновения и характер каждой операции, поставок, правильность применения цен для оценки, наценок (скидок), своевременность и полноту оприходования полученных ценностей, обоснованность предъявления претензий, выделения на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» НДС.(2)
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Необходимо также установить: проводилась ли инвентаризация расчетов; предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, а также обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций; правильность списания сомнительных долгов.
При необходимости можно провести контрольную инвентаризацию ценностей и расчетов, встречную сверку документов и регистров учета в проверяемой организации и у поставщика, устный опрос специалистов и материально-ответственных лиц по указанным вопросам.
Проверяя операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками, ревизор должен установить правильность сумм и составленные по ним корреспонденции счетов. Для этого проводят сверку записей счета 60 в журнале-ордере № 6 с другими регистрами.
Итоговые данные журнала-ордера № 6 по оборотам по счету 60 и остаток на этом счете необходимо сверить также с соответствующими данными в Главной книге и в отчете организации.
Следует особое внимание обратить на отражение операций на счетах при расчетах с использованием векселей, так как в них кроется множество ошибок, влияющих на себестоимость продукции и финансовые результаты организации, а также на правильность списания (возмещения) НДС по приобретенным ресурсам.
При проверке расчетов с подрядчиками следует установить, обеспечены ли объекты источниками финансирования. Ревизор должен помнить также то, что основанием расчетов с подрядчиками являются договоры, проектно-сметная документация на строящиеся объекты, акты выполненных работ, счета-фактуры. Здесь необходимо также обратить внимание: на реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности на счете 60, ее соответствие данным Главной книги и отчетности; нет ли приписок объемов выполненных работ (для чего можно провести контрольный обмер выполненных работ); на правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов; на точность расчета с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте.
Ревизор должен знать, что аналитический учет ведется по каждому поставщику (подрядчику) раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦК на дату возникновения обязательств.
1.3 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как правило, безналичным путем, и средства со счетов фирмы списываются по распоряжению владельца счетов. При этом допускаются безналичные расчеты; платежными поручениями; аккредитивами; платежными требованиями-поручениями, чеками.
Форма расчетов плательщиком и покупателем средств определяется договором или соглашением. Организации – участники договора, по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачетную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями и заказчиками в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.
Поэтому при проверке прежде всего необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.
При проверке расчетов с использованием различных форм различных расчетов ревизор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в роде случаев – провести встречные сверки в банке или в организации, с которой были осуществлены расчеты. Особое внимание следует уделить расчетным операциям, проведенным по чекам, аккредитивам или использованием векселей. Здесь иногда встречаются ошибки, нарушения действующего порядка, а порой и мошенничество.
Проверяя расчеты с покупателями и заказчиками с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отражения вексельного процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, нет ли пропусков исковой давности.
Путем прослеживания и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использование наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями и заказчиками ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетах с использованием чеков, аккредитивов, векселей.
Необходимо также проверить правильность ведения аналитического учета по счету 62. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Проверяется правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62; соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками можно применять, кроме приемов фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ. Полезны будут для сбора данных или получения аудиторских доказательств проведение устного или письменного тестирования должностных лиц организации по болевым вопросам данного раздела программ проверки, а также тестирование третьих лиц.
2. Аудит расчетов по оплате трудаОбщественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства обслуживания потребителей и различающиеся по типам специализации.
ГУП "ФХУ Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города" – предприятие общественного питания, располагается в Советском районе города Москвы, по адресу: Никитский переулок дом 4, стр.2
Режим работы с 10-00 до 17-00.
Зал рассчитан на 30 посадочных мест.
Численность работников 28 человек.
В состав здания входят: производственные помещения, административные помещения, бытовые помещения для персонала, торговый зал, фойе.
В состав производственных помещений входят; горячий цех, холодный цех, цех доработки полуфабрикатов, овощной цех, моечная кухонной посуды, моечная столовой посуды, сервизная столовой посуды.
К административным помещениям причисляют кабинет директора, бухгалтерию, кабинет зав производством.
К бытовым помещениям относят раздевалку для персонала, душевую и туалетные комнаты.
При входе в ГУП "ФХУ КАСРРГ" расположено фойе. В фойе предусмотрены: гардероб, туалетные комнаты, пост охраны.
Торговый зал ГУП "ФХУ КАСРРГ" разделен на 2 части, образуя при этом большой и малый зал. В малом зале небольшое количество четырехместных столов.
В большом зале располагается касса для расчета с клиентами, по периметру зала расставлены 8 – 10 местные столы.
Интерьер зала выдержан в коричнево-бежевых тонах. При отделке зала были использованы материалы из дерева, камня. В большом зале располагается камин, наличие которого придает уют интерьеру.
Для оформления залов и помещений для потребителей используются изысканные и оригинальные декоративные элементы (светильники, драпировки, картины и т.д.).
Для создания оптимального микроклимата в торговом зале имеется система кондиционирования воздуха.
ГУП "ФХУ КАСРРГ" - это предприятие общественного питания, предоставляющее потребителям широкий ассортимент блюд сложного приготовления и кондитерские изделия. Высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей.
В ГУП "ФХУ КАСРРГ" организуются обслуживание приемов, семейных торжеств, банкетов, проведение тематических вечеров. Основные посетители ресторана это работники комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, жители близлежайших районов и работники находящихся рядом предприятий и оптовых баз.
Блюда и напитки приготовляют высококвалифицированные повара. Обслуживающий персонал имеет форменную одежду и обувь единого образца.
В ГУП "ФХУ КАСРРГ" потребителям предоставляются обеды (бизнес-ланч).
Цель фирмы – достичь как можно большей прибыли на долгий срок при соблюдении определенных условий
Задачи фирмы – привлечь наибольшее количество посетителей, которые и являются гарантом получения наибольшей прибыли.
Анализ показателей предприятия за анализируемый период представлен в таблице 1.
Таблица 1. Анализ показателей предприятия за анализируемый период
Показатели | 2008 год | 2009 год | Отклонение (+ ; -) | Темп измене-ния,% |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выручка от реализации (без НДС), руб. | 6898148 | 7008124 | + 109976 | 101,1 |
3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. | 69996499 | 6220032 | - 776467 | 96,1 |
4. Прибыль (убыток) от реализации, руб. | -98351 | 788442 | + 886793 | 41,5 |
5. Доходы от участия в деятельности других организаций, руб. | - | - | - | - |
6. Проценты к получению, руб. | - | - | - | - |
7. Проценты к уплате, руб. | - | - | - | - |
8. Прочие операционные доходы, руб. | 5401692 | 4238559 | 1163133 | 78,5 |
9. Прочие операционные расходы, руб. | 8959206 | 3347008 | - 5612198 | 37,3 |
10. Внереализационные доходы, руб. | 642965 | 209234 | - 433731 | 32,5 |
11. Внереализационные расходы, руб. | 50873 | 13294 | ||
12. Дотации и компенсации из бюджетов всех уровней, руб. | - | - | - | - |
13. Прибыль до налогообложения, руб. | -3863773 | 788442 | + 4578215 | 18,5 |
14. Налог на прибыль, руб. | - | 46942 | + 46942 | 100 |
15. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, руб. | - 4468962 | 626314 | 5095276 | 14,0 |
16. Чрезвычайный доход, руб. | - | - | - | - |
18. Чистая прибыль (убыток), руб. | - 4468962 | 626314 | 5095276 | 14,0 |
19. Основные фонды, руб. | 29166028 | 27184392 | - 1981636 | 93,2 |
20. Основные средства, руб. | 28904813 | 26949182 | - 1955631 | 93,2 |
21. Численность, чел. | 28 | 28 | - | - |
22. Фонд оплаты труда, руб. | 2157694 | 2259545 | 101851 | 104,7 |
Проанализировав показатели предприятия за анализируемый период, можно сделать следующий вывод, что показатели деятельности предприятия в 2009г. значительно выше прошлого года. Так, например, в 2006 году выручка от реализации продукции увеличилась на 109976 руб., а себестоимость снизилась на 776467 руб., эти и другие факторы, привели к тому, что предприятие в 2009 году получило прибыль.
2.2 Планирование аудиторской проверки
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:- предварительное планирование;- изучение системы бухгалтерского учета;- оценка системы внутреннего контроля;- установление уровня существенности;- построение аудиторской выборки;- подготовка общего плана и программы аудита.В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.Существенность – это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д. процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее использования.
Согласно правила (стандарта) № 4 «Существенность в аудите» аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Существенность информации – это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.
По методике приведенной в Стандарте аудиторской деятельности рассчитаем уровень существенности для ГУП "ФХУ КАСРРГ". Для расчета используем данные баланса и отчета о прибылях и убытках этой организации за предыдущий финансовый год. Расчет уровня существенности приведем в табл. 2.
Таблица 2. Значение уровня существенности