Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра Организационного развития
ИЛЮХИН ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ ГД ФС РФ
Дипломная работа студента
5 курса дневного отделения
Допущено к защите
на ГАК
Зав. Кафедрой Оргразвития Научный руководитель
д.э.н., Профессор К.и.н., доцент
_______ Н.И. Архипова _______ И.Н. Ермакова
/__/_____/2000 г /__/_______/ 2000 г
Москва, 2000
Содержание:
Введение………………………………………………………….3
Глава I. Государственная Дума как орган законодательной власти
1.1. История парламентаризма в дореволюционной России……………13
1.2. Государственная Дума в современной России………………………..22
1.3. Структура Государственной Думы………………………………………..23
1.4. Диагностика Комитета по международным делам…………………..30
Глава II. Пути улучшения работы Комитета по международным делам Государственной Думы
2.1. Совершенствование деятельности Комитета по международным делам………………………………………………………………………………………..47
2.2. Разработка проектов по организационно-правовому обеспечению деятельности Комитета по международным делам………………………………49
Заключение………………………………………………………….52
Список использованных источников и литературы…………..55
Приложения………………………………………………………….58
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение государственных органов организационно- правовой документацией стало в России одной из важнейших задач десятилетия. Деятельность новых институтов власти, образовавшихся после распада в 91 году Советского Союза, немыслима без соответствующих правовых, документационных, организационных норм. Реорганизация прошла на всей вертикали власти. В стране появился Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. И это только на федеральном уровне. На местах появились муниципальные органы. В отличие от западных стран, где эти институты действуют уже столетия, проблема необходимого обеспечения в России стоит необычайно остро. Особенно явственно это видно на примере Государственной Думы. Важнейший законодательный орган страны до сих пор не обладает фундаментальной организационно- правовой базой. Парадокс заключается в том, что законодатели до сих пор не могут разработать грамотных правил, по которым работала бы нижняя палата. Проблема усугубляется еще и тем, что нижняя палата- учреждение политическое. Из-за этого иногда приходится создавать комитеты под конкретную фракцию или даже политика. В качестве примера можно привести Комитет по геополитике, который возглавлял Алексей Митрофанов (ЛДПР). В Думе последнего созыва комитет был упразднен за ненадобностью.
Не следует забывать и о том, что комитеты нижней палаты различаются по важности для государства. Без сомнения, Комитет по международным делам является одним из ключевых. Он участвует в формировании бюджета, назначении и отзыве дипломатических представителей, тесно сотрудничает с органами внешней разведки. Он требует к себе гораздо более пристального внимания, чем многие другие комитеты. Разработка организационно-правовой базы для него может послужить основой для качественной и бесперебойной работы комитета вне зависимости от постоянно меняющейся политической ситуации.
Таким образом, целью дипломной работы является совершенствование управленческой деятельности Комитета по международным делам. В соответствии с поставленной целью, автором предпринимается попытка решения следующих задач:
провести анализ существующего организационно- правового обеспечения деятельности Комитета по международным делам
рассмотреть и провести диагностику структуры Комитета по международным делам
разработать предложения по улучшению деятельности Комитета по международным делам
Для решения этих задач будет построена схема Комитета по международным делам, предложена новая структура Комитета, разработано Положение о Комитете по международным делам, разработаны должностные инструкции для ведущих работников Аппарата Комитета по международным делам, предложена новая схема подбора кадров в Аппарат Комитета.
В ходе проведения диагностики Комитета автором работы использовались в первую очередь три метода: непосредственного наблюдения, интервью и анализ документации. Непосредственное наблюдение проводилось в ходе прохождения преддипломной практики, а также при обучении на старших курсах ВУЗа. Метод использовался во время:
Заседаний комитета
Заседаний подкомитетов
Переговоров с иностранными делегациями
Подготовки аналитических записок, отзывов на поступающие в комитет проекты законов и международных договоров
Заседаний сотрудников аппарата
Метод интервью использовался в комбинации с непосредственным наблюдением. Интервью проводилось как с отдельными сотрудниками, так и с группой сотрудников. Хотя в результате интервью может быть собрана исключительно ценная информация для процесса определения служебных обязанностей, сами интервью трудно поддаются формализации. Так, различные интервьюеры могут по-своему ставить вопрос или даже непреднамеренно задавать респондентам разные вопросы. Стоимость проведения профессиональных интервью может быть очень велика, в особенности, если принято решение о проведении группового интервьюирования1.
Анкетирование при проведении исследования Комитета использовано не было, ввиду некоторых присущих этому методу сложностей, среди которых можно выделить сложность возвращения к каким-нибудь вопросам или получения дополнительных сведений после того, как анкеты возвращены респондентами, а также невозможность добиться некоторых оценок, используя безличную форму контакта с сотрудниками. Все это может оказывать негативный эффект на желание последних открыто отвечать на вопросы. Форма анкеты и структура вопросов в значительной степени зависят от задач исследования, существующих ограничений и, наконец, от квалификации самого исследователя2.
Еще один использованный метод- анализ документации. Исследованы были как общедумские документы, такие как Регламент Государственной Думы, так и внутрикомитетские документы (Положение о Комитете, должностные инструкции работников аппарата, положение об аппарате).
В первой части работы будет рассмотрен исторический путь развития Государственной Думы в России. Особое внимание обращает на себя тот факт, что слабость палаты в стране обусловлена исторически. Появление Думы в начале века не стало началом развития страны по демократическому пути. Дума просуществовала лишь несколько лет, и не смогла стать законодательным органам власти. Далее в работе рассматривается место нижней палаты в современной организации власти. Законодательный процесс не описывается, поскольку он достаточно подробно дан в Конституции. Далее анализируется структура Государственной Думы. Ее деление на комитеты и комиссии. Особо большое внимание уделяется принципу их формирования. Автором предпринимается попытка рассмотреть нижнюю палату в качестве объекта управления. Особая сложность заключается в том, что в Думе не существует жесткой властной вертикали. Спикер Думы, главы комитетов и комиссии наделены лишь несколько большими, чем рядовые депутаты, организационными полномочиями. Прямого же подчинения не существует. Каждый народник избранник действует в соответствии с «Законом о депутате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Это значит, что председатель комитета, например, не может дать указания члену комитета заняться тем или иным вопросом. Поэтому улучшение работы может осуществляться лишь за счет улучшения схемы работы. Далее в работе рассматривается работа аппарата Комитета по международным делам. Этому подразделению уделяется особое внимание. Дело в том, что аппарат не является сугубо техническим органом. Секретарям и машинистки составляют меньшую часть штатного расписания. Главная функция аппарата - аналитическая. В его состав входят специалисты-эксперты, советники и консультанты, помогающие членам комитета в работе. В их функции входит составление аналитических записок, рекомендаций, отзывов на законопроекты, поступающие в Комитет. Таким образом, от их квалификации зависит, насколько грамотными и нужными для страны будут проекты законов, поступающие на рассмотрение Государственной Думы.
Во второй части работы вносятся предложения по совершенствованию организационно- правового обеспечения Комитета по международным делам. Предлагается принципиально иная схема разбивки Комитета на подкомитеты. Особое внимание уделяется созданию Совета при Комитете. В него должны войти ветераны МИДа, внешней разведки, руководители «мозговых центров», занимающихся внешней политикой. Это позволить обеспечить, во-первых, преемственность внешней политики, во-вторых, сбор более широкого спектра мнений по каждому спорному вопросу, как, например, ратификация договора СНВ-2. Далее в работе предлагаются проекты Положения о Комитете по международным делам и должностные инструкции ведущих работников аппарата. В Положении отражается предлагаемая новая схема деления Комитета на подкомитеты, четче разграничиваются полномочия председателя Комитета, его заместителей и рядовых членов. Также в Положении учитываются новые нормы для данного вида документов.
В должностных инструкциях главное внимание уделено разграничению функций и обязанностей работников аппарата. Сейчас в Комитете существует слишком сильное пересечение обязанностей. Из-за плохой скоординированности, одни и те же поручения даются разным исполнителям. Также в должностных инструкциях отражается новая схема утверждения кандидатур работников. Подбор кадров должен быть более персонифицирован. Нынесуществующяя схема набора сотрудников иногда приводит к плачевным последствиям.
Комитет по международным делам весьма необычен для управленца как объект исследования. Во-первых, как говорилось выше, здесь не существует властной структуры. Во-вторых, Комитет значительно отличается от других подразделений Госдумы. Ввиду того, что он оказывает весомое влияние на внешнюю политику государства, большое значение приобретает личность председателя Комитета и его членов. Председатель Комитета ежедневно встречается с заместителями главы российского внешнеполитического ведомства. Только с согласия членов Комитета назначаются и отзываются дипломатические представители в зарубежных странах. Под эгидой комитета проводятся круглые столы и парламентские слушания по вопросам, отнесенным к его ведению. Комитет не представляет собой жесткую структуру. Как правило, в случае необходимости обсуждения международных договоров создаются рабочие комиссии. Например, в Комитет поступает проект договора с иностранным государством об избежании двойного налогообложения. Рекомендация об одобрении такого договора Государственной Думой немыслима без согласования с Комитетом по налогообложению. Постоянное создание подобных комиссий также требует определенной регламентации.
В заключении делаются даются выводы, сделанные в результате проведения обследования Комитета, обосновывается практическая ценность данной дипломной работы.
В ходе написания работы использовалось большое количество как опубликованных, так и неопубликованных источников. К числу первых относится Конституция Российской Федерации3, являющаяся основным законом, определяющим место Государственной Думы в системе федеральных органов власти. В ней определяется численность депутатского корпуса, описывается порядок законодательной деятельности. «Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации4»- главный документ, определяющий внутреннюю структуру нижней палаты парламента. В «Регламенте» подробно описана схема формирования комитетов и порядок проведения заседаний. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации5» определяет статус депутата, его права, обязанности и полномочия. Федеральный закон «Об основах Государственной службы Российской Федерации6» определяет общие принципы госслужбы в России. Также в нем описана ответственность сотрудников государственных органов. Федеральный закон «О государственной тайне7» определяет список сведений, не подлежащих разглашению сотрудниками государственных органов. Из неопубликованных источников необходимо отметить «Положение о Комитете по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации8». В нем определяется внутренняя структура Комитета, права его председателя, его заместителя и членов Комитета. В «Положении об Аппарате Комитета по международным делам9» описаны структура, функции и задачи Аппарата. Особое внимание в документе уделено структуре Аппарата. Также использовались должностные инструкции сотрудников аппарата Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, письма спикера Государственной Думы в аппарат Государственной Думы.
Литература по теме дипломной работы практически отсутствует. Тема организационно-правового обеспечения деятельности Комитета российскими авторами не разрабатывалась. При написании первой части работы использовалась книга И.П. Рыбкина «Российский парламентаризм. История. Методология. Проблемы10.». В ней прослеживается путь развития отечественного парламентаризма на современном этапе. В книге А.С. Авакьяна «Федеральное собрание- парламент России11» главное внимание уделяется юридическим нормам, которые использует в своей работе Государственная Дума. В качестве справочника при описании взаимоотношений ветвей власти использовалась монография А.Н. Шохина «Взаимодействие властей в законодательном процессе12». В качестве сборника опубликованных источников, внимание было уделено книге под редакцией И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой «Парламентское право России13». В качестве основного источника по истории Государственной Думы использовалась книга коллектива авторов «История Государственной Думы14», вышедшая в издательстве нижней палаты.
При написании второй части дипломной работы, основное внимание было уделено интервью бывшего председателя Комитета В.П. Лукина и нынешнего главы Комитета Д.О. Рогозина периодическим изданиям и телевизионным компаниям. Документация разрабатывалась в соответствии с образцами, размещенными в книге Артемова О.Ю., Ермаковой И.Н., Архиповой Н.И. Овчинниковой Н.И. «Кадровый менеджмент: персонал технологии, оценка, оплата труда15».
Глава I. Государственная дума как орган законодательной власти.
1.1. История парламентаризма в дореволюционной России.
Слабость нынешней Государственной Думы обусловлена исторически. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название - Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).
Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления16. В целом работа Государственной думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.
Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом и законом о создании Государственной думы, изданными 6 августа 1905 года.
Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном манифесте: “Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов”.
Как видно из манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа17.
Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе18. При этом полновластие царя, т.е. самодержавный характер его власти сохранялся.
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии:
землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими. Исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств.
Также выборы были не равными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90тысяч19;
Следует также отметить, что выборы были также не прямыми а двухстепенными. Для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными.
Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
23 апреля 1906 года Николай II утвердил “Свод основных государственных законов”, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем20. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.
Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение21. Более того, в “Свод основных государственных законов” был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы. Потому Думы, за исключением Третьей, фактически функционировали лишь по несколько месяцев.22
Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.
Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России - или, как они тогда назывались, “трудовики”. Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов и эту квоту практически сохранила все созывы.
Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев, профессор Петербургского университета.
С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на “тронную речь” царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы. Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.
В конце концов она была распущена царем, войдя в историю как “Дума народного гнева”.
Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой. Хотя по замыслу царской администрации должна была быть более правой23.
Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве “народной избранницы”, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.24
В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума.
В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с думской трибуны: “Правее меня - только стена!”
Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года.
Состоялось пять сессий.
Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 1125.
Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.
Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к “национальным окраинам”, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена26.
Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр27.
Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов.
Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.
Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению28.
После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.29
Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.
Четвертая, и последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей. Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей30.
Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.
Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте, Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью31.
3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала32.
Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом “частных совещаний”. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы33.
1.2. Государственная дума в современной России
Нынешний российский парламент является двухпалатным. Он состоит из Государственной Думы и Совета Федерации34. Последний принято называть верхней палатой. Думу- нижней. Дело в том, что такое деление не соответствует реальному положению вещей. Значение ГД неизмеримо больше. В ее компетенцию входит дача согласия Президенту на назначение премьер-министра, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности председателя Центробанка, счетной палаты других должностных лиц35. Однако главная задач Госдумы- принятие федеральных законов. Нижняя палата является главным звеном законодательной цепи. Именно она может претворить в жизнь любой законопроект, отвергнуть или одобрить международный договор. Крайне широкий круг вопросов, которые относятся к ведению Госдумы определяют ее структуру. Следует отметить, что нижняя палата- это не только 450 депутатов, но и огромное количество людей, помогающих им в работе: сотрудники аппаратов, помощники, консультанты и т.д.
1.3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Работу нижней палаты возглавляет председатель Госдумы. Он избирается большинством депутатов36. Спикер ведет заседания, занимается организационной работой37. Сама нижняя палат делится на комитеты и комиссии. Деятельность последних ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Положение о комитетах Государственной Думы утверждается постановлением палаты.
Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений38.
Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы.
Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. Решение об освобождении председателей комитетов, комиссий
Государственной Думы и их заместителей от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета, комиссии оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы39.
В состав комитетов и Мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы40.
Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.
Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель.
Заседания комитета, комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.
О заседании комитета, комиссии председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов данных комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.
Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является.
О невозможности присутствовать на заседании комитета, комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета, комиссии.
Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом41. Протоколы заседаний подписывает председательствующий. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета, комиссии.
Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. Депутат - представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.
В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав42.
На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.
Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно43.
Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, “круглые столы”, семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в регионах командирование депутатов Государственной Думы, работников Аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядк